Евангелие от матфея 11 28. Русский синодальный перевод

И когда окончил Иисус наставления двенадцати ученикам Своим, перешел оттуда учить и проповедовать в городах их.

Иоанн же, услышав в темнице о делах Христовых, послал двоих из учеников своих

сказать Ему: Ты ли Тот, Который должен придти, или ожидать нам другого?

И сказал им Иисус в ответ: пойдите, скажите Иоанну, что слышите и видите:

слепые прозревают и хромые ходят, прокаженные очищаются и глухие слышат, мертвые воскресают и нищие благовествуют;

и блажен, кто не соблазнится о Мне.

Деятельность Иоанна Крестителя закончилась трагически. Иоанн не привык приукрашивать истину, о ком бы там ни шла речь, и он не мог спокойно смотреть на порок. Он говорил бесстрашно и предельно ясно, и это лишило его безопасности. Ирод Антипа, четверовластник Галилеи, посетил однажды своего брата в Риме и во время этого визита совратил его жену. Возвратившись домой, он бросил свою первую жену и женился на своей невестке; Иоанн публично строго осуждал Ирода. Было вообще небезопасно осуждать восточного деспота и Ирод ему отомстил: Иоанн был брошен в темницы крепости Махерон в горах неподалеку от Мертвого моря. Для многих это было бы ужасно, а для Иоанна Крестителя это было ужасно вдвойне. Он был дитя пустыни, всю свою жизнь он прожил на широком просторе, лицо его обдувал свежий ветер и крышей ему служил высокий небосвод. А теперь он был заключен в четыре узкие стены подземной камеры. Для такого человека, как Иоанн, который, возможно, вообще никогда не жил в доме, это должно было быть и физическая и душевная пытка. В таком положении находился тогда Иоанн, и потому не приходится удивляться, а еще менее критиковать его за то, что в его сознании встал вопрос; ведь он раньше был так уверен в том, что Иисус и есть Тот, Который должен прийти. Это были типичные приметы Мессии, Которого иудеи так страстно ждали (Мар. 11,9; Лук. 13,35; 19,38; Евр. 10,37; Пс. 117,26). У умирающего не должно оставаться сомнений, он должен быть уверен, и потому Иоанн послал своих учеников к Иисусу с вопросом: «Ты ли Тот, Который должен прийти, или ожидать нам другого?» За этим вопросом может скрываться различное.

1. Некоторые полагают, что этот вопрос был задан не столько ради самого Иоанна, сколько ради его учеников. Вполне возможно, что когда Иоанн говорил в тюрьме со своими учениками, они спрашивали его, действительно ли Иисус Тот, Который должен прийти, и Иоанн отвечал на это: «Если у вас есть какие-то сомнения, пойдите и посмотрите, что делает Иисус, и ваши сомнения кончатся». Если так оно и было, то ответ был верный. Когда кто-то начинает спорить с нами об Иисусе и ставить под сомнение Его всемогущество, лучше всего не приводить множество аргументов, а сказать: «Отдай Ему свою жизнь и убедись, что Он может из нее сделать». Высшими доводами в пользу Христа будут не интеллектуальные рассуждения, а испытать на себе Его изменяющую силу.

2. Может быть вопрос Иоанна объяснялся нетерпением. Сам Иоанн возвещал наступление Судного дня и пришествия Царствия Небесного (Матф. 3,7-12). Уже топор (секира) при корне дерева нежит; уже начался процесс веяния и отсеивания; загорелся огонь Божественного очищения. Может быть, Иоанн подумал: «Когда Иисус собирается начинать действовать? Когда Он начнет уничтожать Своих врагов? Когда настанет Божий день священного уничтожения?» Вполне возможно, что Иоанн был нетерпелив по отношению к Иисусу, потому что он связывал с Ним совершенно иные ожидания. Человек, ожидающий дикого гнева, всегда будет разочарован в Иисусе, а человек, ищущий любви, никогда не будет обманут в своих надеждах.

3. Некоторые полагали, что этот вопрос был показателем побуждающейся веры и надежды Иоанна. Он видел Иисуса при крещении. Он все больше и больше размышлял о Нем в тюрьме, и чем больше он думал, тем больше уверялся в том, что Иисус и был Тем, Который должен был прийти. Вот теперь он вложил для испытания все свои надежды в один этот вопрос. Может быть, это вовсе не вопрос отчаявшеюся и нетерпеливого человека, а вопрос человека в глазах которого светилась надежда, и он просил только подтвердить эту надежду.

В ответе Иисуса Иоанн слышит доверительный тон. Иисус так ответил ученикам Иоанна: «Идите назад и скажите Иоанну о том, что слышите и видите; расскажите, что Я делаю. Не говорите ему, на что Я претендую, скажите ему, что происходит». Иисус требовал, чтобы к Нему был применен самый серьезный критерий испытания -испытание делами. Из всех людей лишь Иисус мог потребовать без всяких оговорок, чтобы Его судили не по словам, а по делам. Требование Иисуса и нынче остается таким же. Он не столько говорит: «Послушайте, что Я должен сказать вам», сколько: «Посмотрите, что Я могу сделать для вас; посмотрите, что Я сделал для других».

Иисус и сегодня делает то, что Он делал в Галилее. В Нем открываются глаза тех, кто был слеп к истине о самом себе, о своих собратьях и о Боге; в Нем обретают силу, чтобы оставаться на правильном пути; в Нем очищаются те, которые были нечисты от болезни греха; в Нем начинают слышать те, которые были глухи к голосу совести и Бога; в Нем воскресают к новой и прекрасной жизни те, которые были мертвы и бессильны во грехе; в Нем самые бедные наследуют любовь Божью.

В самом конце идет предостережение: «Блажен, кто не соблазнится во Мне». Это было обращено к Иоанну; и это было сказано, потому что Иоанн уяснил только часть истины. Иоанн проповедовал весть о Божественной святости и Божественного наказания; Иисус же проповедовал Евангелие Божественной святости и Божественной любви. И вот Иисус говорит Иоанну: «Может быть, Я делаю не то, что ты ожидал от Меня. Но силы зла побеждаются не неотразимой силой, а беззаветной любовью». Иногда человек соблазняется о Нем, потому что Иисус противоречит его представлению.

Матфея 11,7-11 Восторженный тон

Когда же они пошли, Иисус начал говорить народу об Иоанне: что смотреть ходили вы в пустыню? трость ли, ветром колеблемую?

Что же смотреть ходили вы? человека ли, одетого в мягкие одежды? Носящие мягкие одежды находятся в чертогах царских.

Что же смотреть ходили вы? пророка? Да, говорю вам, и больше пророка.

Ибо он тот, о котором написано: се, Я посылаю Ангела Моего пред лицем Твоим, который приготовит путь Твой пред Тобою.

Истинно говорю вам: из рожденных женами не восставал больший Иоанна Крестителя; но меньший в Царстве Небесном больше его.

Лишь о немногих людях говорил Иисус так почтительно, как об Иоанне Крестителе. Он начинает с того, что спрашивает народ, что они хотели видеть в пустыню, когда толпами устремились к Иоанну.

I. Ходили ли они смотреть на трость [у Баркли: тростник], колеблемую ветром? Это может значить дне вещи.

и) По берегам реки Иордана рос тростник и выражение качающийся (под ветром) тростник была типичная поговорка, со значением самый типичный вид. Может быть, народ ходил смотреть на нечто столь же обычное, как тростник на берегу Иордана?

6) Качающийся тростник может также означать слабого, колеблющегося человека, который также не может противостоять порывам опасности, как и тростник на берегу реки не может стоять прямо, когда дует ветер. Что бы там не гнало людей толпами в пустыню, они, вне всякого сомнения, шли туда не для того, чтобы посмотреть на обычного человека. Уже сам факт, что они толпами шли туда показывает, сколь необычным был Иоанн, ибо никто бы даже не стал переходить на другую сторону улицы, не говоря уже о том, чтобы преодолеть путь в пустыню, чтобы посмотреть на обычного человека. На кого бы они там ни смотрели, они явно ходили смотреть не на слабого и колеблющегося человека. Уступчивый, сговорчивый человек не оканчивает свою жизнь в тюрьме мучеником за правду. Иоанн не был колеблющимся тростником, который колышется туда-сюда под каждым порывом ветра.

2. Может быть, они шли туда, чтобы увидеть человека, одетого в мягкие и роскошные одежды? Люди в такой одежде находились пре дворе царя. Иоанн не был придворным. Ему не были известны придворные манеры обхождения и лесть царей; он свидетельствовал бесстрашно, говорил царям правду. Иоанн был посланником Бога, а не придворным Ирода.

3. Может быть, они ходили смотреть на пророка? Пророк — предвестник истины Божьей; пророк — это человек, пользующийся доверием Бога. «Ибо Господь Бог ничего не делает, не открыв Своей тайны рабам Своим, пророкам» (Ам. 3,7). Пророк — человек с вестью от Бога, имеющий мужество сообщить эту весть. Пророк — это человек с Божьей мудростью, истиной и мужеством в сердце. Вот таким-то как раз и был Иоанн.

4. Но Иоанн был больше, чем пророк. Иудеи верили, да еще и сегодня верят, что перед пришествием Мессии вернется пророк Илия, чтобы провозглашать Его пришествие. И до сего дня, празднуя Пасху, иудеи оставляют за столом свободное место для Илии. «Вот, Я пошлю к вам Илию пророка пред наступлением дня Господня великого и страшного» (Мал. 4,5). Иисус заявил, что Иоанн — именно тот вестник Божий, на которого возложена обязанность и привилегия провозглашать пришествие Мессии. Для человека не может быть более великой задачи.

5. Так высоко ценил Иисус Иоанна, и так восторженно Он говорил Он о нем, что «из рожденных женами не восставал больший Иоанна Крестителя». А затем идет потрясающее слово: «Но меньший в Царствии Божием больше его». В этом содержится всеобщая истина: с Иисусом пришло в мир нечто совершенно новое. Пророки были великие люди; их вести были драгоценны, а с Иисусом появилось нечто еще более великое и еще более прекрасная весть. К. Дж. Монтефиоре, сам иудей, но не христианин, пишет: «Христианство представляет собой новую эру в религиозной истории и в человеческой цивилизации. То, чем мир обязан Иисусу и Павлу — безмерно. Величие этих двух мужей изменило мышление и события в мире». Даже не христианин сам, без всякого давления, соглашается с тем, что после того, как пришел Христос, в мире все изменилось по сравнению с тем, что было до Христа.

Но чего же не доставало Иоанну? Чего не могло быть у Иоанна из того, что есть у каждого христианина? Ответ прост и основателен: Иоанн никогда не видел Распятия. И потому, Иоанн никогда не мог знать одну вещь — полного откровения любви Божьей. Он мог знать святость Бога, он мог объяснить справедливость Бога и Его суд, но он никогда не мог знать любви Божьей во всей ее полноте. Стоит только прислушаться к вести Иоанна и к вести Иисуса. Никто не мог бы назвать Иоаннову весть благой вестью; в сущности, это была угроза гибели и уничтожения. Нужен был Иисус и Его крестная смерть, чтобы показать людям глубину, ширину и необъятность любви Божьей. Поразительно, что самый скромный христианин может знать о Боге больше, чем величайшие из ветхозаветных пророков. Только в Голгофской смерти Христа Бог открывается людям вполне. И действительно, меньший в Царстве Небесном больше, чем все люди, жившие до того.

Таким образом, Иоанну Крестителю выпала доля, которая иногда выпадает людям: он должен был показать людям величие, в которое он сам не вошел. Некоторым людям выпадает доля быть Божиими указателями. Они указывают путь к новому идеалу, к новому величию, в которые войдут другие, но сами до осуществления его не дожили. Очень редко именно великий реформатор первым берется за работу над новой реформой, с которой потом связывают его имя. Многие из тех, которые шли впереди него, видели только в будущем эту славу, трудились ради нее, а иногда и умирали за нее.

Кто-то рассказывал, как он из окна своего дома каждый вечер видел шедшего вдоль улицы человека, который зажигал фонари, а сам этот человек был слеп. Свет, который он зажигал для других, сам никогда не видел. Пусть никто не разочаровывается, ни в Церкви, ни в других сферах жизни, если то, к чему он стремился, и для чего работал, так и не закончил к закату своего дня. Богу нужен был Иоанн Креститель; Богу нужны Его указательные столбы, которые могут указать людям путь, даже если они сами здесь никогда не могут достичь этой цели.

Матфея 11,12-15 Небесное и усилие

От дней же Иоанна Крестителя доныне Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его,

ибо все пророки и закон прорекли до Иоанна.

И если хотите принять, он есть Илия, которому должно придти.

Кто имеет уши слышать, да слышит!

В 11,12 одна очень трудная фраза: «От дней же Иоанна Крестителя доныне Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его». У Луки эта фраза приведена в другой форме (Лук. 16,16): «Закон и пророки до Иоанна; с сего времени Царствие Божие благовествуется, и всякий усилием входит в него». Совершенно очевидно, что Иисус говорил что-то, где были связаны между собой насилие и Царствие; фраза, должно быть, была настолько сложной, трудной и неясной, что в то время ее никто не мог понять полностью. Лука говорит, что всякий, то есть каждый, желающий своим усилием, входит в Царствие, что в Царствие Небесное никого не заносит течением, что врата в Царствие открываются лишь для тех, кто прикладывает такие же большие усилия, как при достижении высокой цели.

Матфей же говорит, что со времени Иоанна до сего времени Царствие Божие силою берется и сильные восхищают его силою. Сама форма этого выражения показывает, что она относится к довольно далекому прошлому. Она скорее похожа на комментарий Матфея, чем на высказывание Иисуса. Матфей как бы говорит: «Со времени Иоанна, который был брошен в тюрьму, до самого нашего времени, Царствие Божие страдало от насилия и гонений от рук яростных людей».

Может быть мы доберемся до правильного понимания этой трудной фразы, если объединим смысл, заложенный у Матфея, и смысл, заложенный у Луки. То, что в действительности сказал Иисус, вполне могло выглядеть так: «Мое Царствие всегда будет страдать от насилия; всегда будут дикие люди пытаться погубить его, и потому, только человек действительно серьезный, в котором насилие преданности равна с насилием гонения, увидит Царство Божие». Первоначально это высказывание Иисуса одновременно было и предостережением о грядущем насилии и призывом проявить преданность, которая сильнее этого насилия.

Странно видеть в 11,13 слова о том, что закон пророчествует, предрекает; но в самом законе было самоуверенно заявлено, что глас пророчества не умрет. «Пророка из среды тебя, из братьев твоих, как меня, воздвигнет тебе Господь, Бог твой». «Я воздвигну им Пророка из среды братьев их, такого как ты, и вложу слова Мои в уста Его» (Втор. 18,15.18). Как мы видели, ортодоксальные иудеи возненавидели Иисуса, но если бы у них были глаза, чтобы видеть это — они увидели бы, что пророки указывали на Него.

И еще раз Иисус говорит народу, что Иоанн — вестник и предтеча, который должен был прийти, которого они так долго ждали — если они готовы принять этот факт. И в этой последней фразе заложена вся трагичность человеческой ситуации. Как гласит старая поговорка, можно отвести лошадь на водопой, но нельзя заставить ее пить. Бог может прислать Своего посланника, но люди могут отказаться принять его. Бог может проявить Свою истину, но люди могут отказаться видеть ее. Божье откровение бессильно для тех людей, которые не желают ответить на нее. Вот почему Иисус заканчивает призывом: кто имеет уши, да слышит!

Матфея 11,16-19 Печально укоризненный тон

Но кому уподоблю род сей? Он подобен детям, которые сидят на улице и, обращаясь к своим товарищам,

говорят: мы играли вам на свирели, и вы не плясали; мы пели вам печальные песни, и вы не рыдали.

Ибо пришел Иоанн, ни ест, ни пьет; и говорят: в нем бес.

Пришел Сын Человеческий, ест и пьет; и говорят: вот человек, который любит есть и пить вино, друг мытарям и грешникам. И оправдана премудрость чадами ее.

Иисуса печалила извращенность человеческой природы. Люди казались Ему детьми, играющими на деревенской площади.

Когда пришел Иоанн Креститель и жил в пустыне, постился и презирал пищу, они говорили о нем: «Он сумасшедший, коли лишает себя человеческого общества и человеческих радостей». Потом, когда пришел Иисус и общался со всякого рода людьми, сочувствовал их печалям, и был с ними в часы их радости, о Нем говорили: «Он постоянно на людях и любит ходить на званные обеды. Он друг посторонних, с которыми никто из приличных людей не захочет иметь ничего общего». Они называли сумасшествием аскетизм Иоанна, а общительность Иисуса — распущенностью. Они придирались и к тому и к другому.

Дело заключается в том, что когда люди не хотят слышать истину, они всегда найдут оправдание тому, что не слушают ее. Они даже не пытаются быть последовательными в своей критике. Когда у людей мет желания отвечать, они не будут реагировать, какое бы предложение им не делали. Взрослые мужчины и женщины могут быть очень похожими на испорченных детей, которые отказываются играть, какую бы игру им не предлагали.

А теперь заключительное слово Иисуса в этом отрывке: «И оправдана премудрость чадами ее». Окончательный приговор выносят не сварливые и упорствующие в своем заблуждении критики, а дела. Иудеи могли критиковать Иоанна за его отшельничество, но Иоанн обратил сердца людей к Богу, как этого уже никто не делал веками. Иудеи могли критиковать Иисуса за Его слишком тесные контакты с простыми людьми, но люди находили в Нем новую жизнь, новую добродетель, и новую силу жить так, как они должны были жить, а также новый доступ к Богу. Хорошо было бы, если бы мы перестали судить людей и Церковь по нашим представлениям и нашему своенравию, и начали бы благодарить за любого человека и любую церковь, которые могут привести людей ближе к Богу, хотя их методы и отличаются от наших.

Матфея 11,20-24 Сокрушенным сердцем произносить осуждение

Тогда начал Он укорять города, в которых наиболее явлено было сил Его, за то, что они не покаялись:

горе тебе, Хоразин! горе тебе, Вифсаида! ибо если бы в Тире и Сидоне явлены были силы, явленные в вас, то давно бы они во вретище и пепле покаялись,

но говорю вам: Тиру и Сидону отраднее будет в день суда, нежели вам.

И ты, Капернаум, до неба вознесшийся, до ада низвергнешься, ибо если бы в Содоме явлены были силы, явленные в тебе, то он оставался бы до сего дня;

но говорю вам, что земле Содомской отраднее будет в день суда, нежели тебе.

Заканчивая свое Евангелие, Иоанн написал предложение, которое показывает, что вообще невозможно было написать полный отчет о жизни Иисуса: «Многое и другое сотворил Иисус; но если бы писать о том подробно, то, думаю, и самому миру не вместить бы написанных книг» (Иоан. 21,25). Этот отрывок из Евангелия от Матфея — тому доказательство. Хоразин — это по-видимому, город, находившийся в часе пути к северу от Капернаума; Вифсаида — рыбацкая деревня на западном берегу Иордана, при его впадении с северной стороны Тивериадского озера. Совершенно очевидно, что в этих городах происходили и совершенно потрясающие вещи, а нам о них совершенно ничего не известно. В Евангелиях нет никаких сведений о том, что сотворил Иисус в этих городах и какие Он совершил там чудеса, а ведь они должны были относиться к величайшим Его деяниям. Такой отрывок показывает нам, как мало мы знаем об Иисусе. Он показывает нам, что в Евангелиях мы имеем самое сжатое изложение собраний деяний Иисуса. То, что мы не знаем об Иисусе, далеко превосходит по объему и числу то, что нам известно.

Важно уловить тон Иисуса в голосе Его, когда Он говорил это. В Библии сказано: «Горе тебе, Хоразин! Горе тебе, Вифсаида!» В греческом тексте употреблено слово омам, переведенное как горе [у Баркли: увы], которое по крайней мере передает столько же огорченное сожаление, сколько и гнев. Это не тон человека, который раздражен тем, что задето его чувство собственного достоинства; это не тон человека, который кипит гневом из-за причиненного ему оскорбления. В этих словах звучит боль и печаль человека, пожертвовавшего ради людей всем самым дорогим, и увидевшего, что на это не обратили никакого внимания. Осуждение греха — это священный гнев Иисуса, который идет не от оскорбленной гордости, а от надломленного сердца.

Так в чем же заключаются грехи Хоразина, Вифсаиды, Капернаума, которые были хуже грехи Тира и Сидона, Содома и Гоморры? Это должны быть очень тяжелые грехи, потому что имена этих городов неоднократно называют за их порочность (Ис. 23; Иер. 25,22; 47,4; Иез. 26,3-7; 28,12-22), а Содом и Гоморра были и остались предупреждающим примером последствия беззакония.

1. Это грех народа, забывшего о том, что иметь привилегию значить иметь и ответственность. Городам Галилеи была дарована привилегия, которую никогда не получали ни Тир, Сидон, ни Содом и Гоморра, потому что города Галилеи воочию видели и слышали Иисуса. Нельзя осуждать человека, который никогда не имел возможности узнать что-то получше; но если человек, имевший возможность узнать что правильно и хорошо, а поступает неправильно или нехорошо, он будет осужден. Мы не осуждаем ребенка за то, за что мы судим взрослого. Мы не будем ожидать, что человек, выросший в сложных условиях, будет жить так же, как человек, выросший в хорошем доме со всеми удобствами и достатком. Чем большие привилегии были нам даны, тем большему осуждению мы подвергнемся, если не возьмем на себя и связанные с этими привилегиями ответственность и обязательства.

2. Это был грех безразличия. Эти города не нападали на Иисуса Христа, они не прогоняли Его от своих ворот, они не пытались распинать Его — они просто не обращали на Него внимания. Пренебрежение может так же убить, как гонение. Человек пишет книгу и посылает ее на рецензию; некоторые рецензенты хвалят ее, другие осуждают и клеймят — а важно только, чтобы на нее обратили внимание. Но книга будет совершенно убита, если ее вовсе не заметят ни похвалой, ни порицанием.

Один художник писал Христа, стоящего на одном из знаменитых лондонских мостов. Он простирает в призыве руки Свои к толпам, а они проходят мимо, даже не обернувшись; только одна девушка-медсестра отвечает Ему. Вот вам современная ситуация в стольких развитых странах: в них нет враждебности по отношению к христианству, ни стремления уничтожить его, а одно чистое безразличие. Христос отнесен к тем, кто не имеет никакого значения. Безразличие — это тоже грех и самый тяжелый, потому что оно убивает.

Оно не сжигает религию до смерти, оно замораживает ее до смерти. Оно не обезглавливает ее, оно медленно угашает в ней жизнь.

3. И вот мы лицом к лицу с одной грозной истиной: ничего не делать — это тоже грех. Есть грехи действий, но есть тоже грех бездействия и отсутствия поступков и дел. Грех Хоразина, Вифсаиды и Капернаума — то, что они ничего не делали. Многие люди защищаются словами: «Но я же никогда ничего не делал». Такая защита может на деле оказаться осуждением.

Матфея 11,25-27 Властный тон

В то время, продолжая речь, Иисус сказал: славлю Тебя, Отче, Господи неба и земли, что Ты утаил сие от мудрых и разумных и открыл то младенцам;

ей, Отче! ибо таково было Твое благоволение.

Все предано Мне Отцом Моим, и никто не знает Сына, кроме Отца; и Отца не знает никто, кроме Сына, и кому Сын хочет открыть.

Здесь Иисус говорит из собственного опыта, что раввины и мудрецы отвергали Его, а простые люди принимали его. Интеллектуалы презирали Его, а простые люди приветствовали Его. Надо тщательно присмотреться, что имеет здесь в виду Иисус. Он далек от того, чтобы осуждать силу ума, а осуждает Он интеллектуальную гордыню. Как сказал один комментатор: «В сердце, а не в голове — дом Евангелия». Но изолирует человека не ум его, а гордыня; впускает не глупость, а скромность и смирение. Человек может быть мудр, как царь Соломон, но если в нем отсутствует простота, доверие, невинность детского сердца, он изолирует себя.

Раввины сами видели опасность такой интеллектуальной гордыни; они понимали, что простые люди часто стоят ближе к Богу, чем мудрые раввины. У них была такая притча. Однажды раввин Бероках из Хузы был на рынке в Лапете, и ему явился Илия. Раввин спросил: «Удостоен ли кто-нибудь из тех, кто находится на этой рыночной площади, жизни в мире грядущем?» Сперва Илия сказал, что нет никого. Потом он указал на одного человека и сказал, что вот он удостоен жизни в мире грядущем. Раввин Бероках подошел к этому человеку и спросил, чем он занимается. «Я тюремщик, — ответил тот, — и я содержу мужчин и женщин раздельно. Ночью я кладу свою постель между мужчинами и женщинами, чтобы не сделалось худо». Потом Илия указал на двух других, и сказал, что и они удостоятся жизни в мире грядущем. Бероках спросил и их, чем они занимаются. «Мы забавники, — сказали они, — когда видим человека в подавленном состоянии, стараемся развеселить его. А когда видим двух ссорящихся людей, стараемся помирить их». Люди, делавшие простые вещи — тюремщик, правильно выполнявший свой долг, и те, которые вызывали улыбку и устанавливали мир, попадут в Царствие.

Заканчивается этот отрывок величайшим заявлением, которое когда-либо делал Иисус, заявлением, которое является ядром христианской веры — что Он один может открыть Бога людям. Другие люди могут быть сынами Божиими, Он же — Сын. Иоанн выразил это иначе, когда он передает нам слова Иисуса: «видевший Меня видел Отца» (Иоан. 14,9). Иисус же говорит вот что: «Если вы хотите видеть, каков Бог, если вы хотите видеть разум Божий, сердце Божье, если вы хотите видеть отношение Бога к людям вообще — посмотрите на Меня!» Христиане убеждены в том, что только в Иисусе Христе мы видим каков Бог, и христиане также убеждены в том, что Иисус может дать это знание каждому, кто достаточно скромен и достаточно доверчив, чтобы принять его.

Матфея 11,28-30 Сострадательный тон и зов Спасителя

Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас;

возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим;

ибо иго Мое благо, и бремя Мое легко.

Иисус обращался к людям, которые отчаянно пытались найти Бога и отчаянно пытались быть добродетельными, но сочли это невозможным, и теперь устали и отчаялись.

Иисус говорит: «Придите ко Мне все труждающиеся». Он призывает тех, кто изнурен и измучен поисками истины. Греки сказали: «Очень трудно найти Бога, а если вы нашли Его, невозможно поведать другим о Нем». Софар спросил Иова: «Можешь ли ты исследованием найти Бога?» (Иов. 11,7). Иисус утверждает, что в Нем закончились эти утомительные поиски Бога. Крупный ирландский поэт-мистик У. Ийтс писал: «Может ли кто достичь Бога трудом? Он открывается чистому сердцу. Он требует лишь нашего внимания.» Бога нельзя найти на пути умственных поисков, а лишь обратив все свое внимание на Иисуса, потому что в Нем мы видим, каков Бог.

Он говорит: «Идите ко Мне, обремененные». Для ортодоксального иудея религия была бременем. Иисус говорил о книжниках и фарисеях: «Связывают бремена тяжелые и неудобоносимые и возлагают на плечи людям» (Матф. 23,4). Для иудея религия была делом неисчислимых правил. Человек жил в лесу предписаний, регулировавших каждый поступок в его жизни. Он должен был вечно прислушиваться к голосу, говорившему: «Ты не должен».Даже раввины видели это. Есть своего рода печальная притча, вложенная в уста Коры, которая показывает, какими обязательными, сковывающими, тяжелыми и невозможными могут быть требования закона. «По соседству от меня жила бедная вдова, у которой были две дочери и поле. Когда она начинала пахать, Моисей (то есть закон Моисеева) говорил: «Ты не должна пахать с волом и ослом в одной упряжке». Когда она начинала сеять, он говорил: «Ты не должна засевать поле смешанными семенами». Когда она начинала жать и копнить зерно, он говорил: «Когда будешь жать на поле твоем, и забудешь сноп на поле, то не возвращайся взять его» (Втор. 24,19) и «не дожинай до края поля твоего» (Лев. 19,9). Она начинала молотить, а он говорил: «Принеси мне жертву, и первую и вторую десятину». Она выполнила приказание и отдала их всех ему. Что же сделала бедная женщина дальше? Она продала свое поле и купила две овцы, чтобы сделать себе одежду из шерсти и получить выгоду от их детенышей. Когда они (овцы) родили своих детенышей Аарон (то есть требования священников) пришел и сказал: «Дай мне первенцев». Она согласилась с этим и отдала их ему. Когда пришла пора стрижки овец и она остригла их, Аарон пришел и сказал: «Дай мне начатки от шерсти овец твоих» (Втор. 18,4). Тогда она подумала: «Я не могу выстоять против этого человека, зарежу-ка я овец и съем их». Тогда пришел Аарон и сказал: «Отдай мне плечо, челюсти и желудок» (Втор. 18,3). Тогда она сказала: «Даже когда я зарезала их: я не могу спастись от тебя. Вот, я заклинаю их». Тогда Аарон сказал: «В таком случае они принадлежат мне целиком» (Чис. 18,14). Он взял их и пошел, оставив ее плачущей с двумя дочерями». Этот рассказ — притча о непрестанных требованиях закона к людям во всех их действиях во всех сферах жизни. И эти требования действительно были бременем.

Иисус предлагает нам взять на себя Его иго. Иудеи употребляли слово иго в значении попасть в зависимость, в повиновение. Они говорили об иге закона, об иге заповедей, иге Царствия, об иге Божьем. Но, вполне может быть, что Иисус опирался и словах Своего приглашения на нечто более конкретное.

Он говорит: «Иго Мое благо» [у Баркли: легкое, простое]. Благо (хрестос) — может иметь значение хорошо подходящий. В Палестине ярмо для волов делали из дерева. Приводили вола и снимали размеры; во время изготовления ярма, приводили снова вола и примеряли. После этого ярмо тщательно подгоняли так, чтобы оно хорошо подходило и не натирало шею терпеливому животному. Ярмо изготовлялось по заказу индивидуально для определенного вола. Существует легенда, что Иисус изготовлял лучшие во всей Галилее ярма для волов, и что к Нему приходили люди отовсюду покупать самые хорошие и искусно сделанные ярма. В те дни, как и сегодня, над дверьми ремесленников были соответствующие «фирменные» знаки, и было высказано предположение, что над дверью плотницкой мастерской в Назарете вполне могла висеть надпись: «Нетрущие ярма». Вполне возможно, что Иисус использовал здесь картину плотницкой мастерской в Назарете, где Он работал в течение спокойных лет.

Иисус говорит: «Мое иго благо» и этим Он хочет сказать: «Жизнь, которую Я даю вам, — это не бремя, которое будет натирать и саднить шею; ваши задачи будут по индивидуальным возможностям и подходить вам». То, что посылает нам Бог, удовлетворяет наши нужды и соответствует нашим способностям.

Иисус говорит: «Бремя Мое легко». Как говорили раввины: «Мое бремя становится моей песней». Дело вовсе не в том, что бремя легко нести, но оно возложено на нас в любви, чтобы мы несли его в любви, а любовь делает и самое тяжелое бремя легким. Если мы помним любовь Божью, если мы помним, что наше бремя — любить Бога и любить людей, тогда бремя становится песней. Есть одна история о том, как человек повстречал маленького мальчика, несшего на спине еще меньшего мальчика, парализованного. «Это слишком тяжелое для тебя бремя», — сказал человек. «Это не бремя, — ответил мальчик, — это мой брат». Бремя, которое дано в любви и которое несут с любовью — всегда легко.

Мф.11:1 И когда Иисус закончил давать наставления Своим двенадцати ученикам, Он ушел учить и проповедовать в их городах.

Мф.11:2 Когда Иоанн, находясь в тюрьме, услышал о делах Христа, он послал своих учеников

Мф.11:3 спросить Его: «Ты Тот, Кто должен прийти, или ожидать нам другого?»

Мф.11:4 И ответил им Иисус: «Пойдите и расскажите Иоанну о том , что вы слышите и видите:

Мф.11:5 слепые видят, хромые ходят, прокаженные очищаются, глухие слышат, мертвые воскресают и нищим благовествуется.

Мф.11:6 Благословен тот , кто не разуверится во Мне.»

Об Иоанне Крестителе.

Мф.11:7 Когда ученики Иоанна ушли, Иисус начал говорить народу об Иоанне: «Что вы ходили смотреть в пустыню? Тростник, колеблемый ветром?

Мф.11:8 Что вы хотели увидеть? Человека, одетого в мягкие одежды? Те , кто носят мягкие одежды, находятся в царских дворцах.

Мф.11:9 Но что вы ходили смотреть? Пророка? Да, говорю вам, и больше пророка!

Мф.11:10 Он тот, о котором написано: «Вот, Я посылаю Моего вестника перед лицом Твоим, который приготовит путь Твой перед Тобой.»

Мф.11:11 Истинно говорю вам, среди рожденных женами, не было более великого, чем Иоанн Креститель, но наименьший в Царстве Небесном - больше его.

Мф.11:12 От дней же Иоанна Крестителя до этого момента Царство Небесное силой берётся и, применяющие силу овладевают им.

Мф.11:13 Ведь все пророки и Закон пророчествовали до Иоанна.

Мф.11:14 И если вы готовы принять, он - Илия, который должен был прийти.

Мф.11:15 Имеющий уши услышит!

Об упреке Иисусом неверных.

Мф.11:16 Кому уподоблю этот род? Он подобен детям, которые сидят на рыночной площади и кричат другим,

Мф.11:17 говоря: «Мы играли вам, а вы не плясали, мы пели вам печальные песни, а вы не рыдали».

Мф.11:18 Ведь пришел Иоанн, не ест и не пьет, и говорят: «В нем демон.»

Мф.11:19 Пришел Сын Человеческий, ест и пьет, и говорят: «Этот человек обжора и пьяница, друг сборщиков пошлин и грешников.» И оправдана мудрость делами её.

О не раскаявшихся городах.

Мф.11:20 Затем Он начал упрекать города, в которых Он совершил больше всего чудес, за то, что они не покаялись.

Мф.11:21 «Горе тебе, Хоразин! Горе тебе, Вифсаида! Ведь если бы в Тире и Сидоне были совершены те же чудеса, что в вас, то они бы давно раскаялись во вретище и пепле.

Мф.11:22 Однако говорю вам, что в день суда Тиру и Сидону будет терпимее, чем вам.

Мф.11:23 И ты, Капернаум, до небес будешь возвышен? До ада будешь низвержен! Потому что если бы в Содоме были совершены такие чудеса, какие были совершены в тебе, он существовал бы до сего дня.

Мф.11:24 Однако, говорю вам, что в день суда земле Содома будет терпимее, чем тебе.»

Об Отце и Сыне.

Мф.11:25 И продолжил Иисус: «Восхваляю Тебя, Отец, Господь неба и земли, что Ты скрыл это от мудрых и разумных, и открыл это младенцам.

Мф.11:26 Да, Отец, так тебе было угодно!»

Мф.11:27 Все Мне передано Отцом Моим. И никто не знает Сына, кроме Отца. И никто не знает Отца, кроме Сына и того, кому Сын пожелает открыть.

Мф.11:28 Придите ко Мне, все уставшие и обремененные, и Я успокою вас!

Мф.11:29 Возложите ярмо Мое на себя и научитесь от Меня, потому что Я кроткий и смиренный сердцем, и найдете покой душам вашим.

Мф.11:30 Ведь ярмо Мое удобное и ноша Моя легкая».

11:1-3 И когда окончил Иисус наставления двенадцати ученикам Своим, перешел оттуда учить и проповедывать в городах их.
2 Иоанн же, услышав в темнице о делах Христовых, послал двоих из учеников своих
3 сказать Ему: Ты ли Тот, Который должен придти, или ожидать нам другого?
Интересный вопрос. Особенно, если учесть, что Иоанну было прямо указано на Иисуса при крещении и сомнений в мессианстве Иисуса - у него не должно было быть.
Иоанн знал о том, что Иисус - и есть Мессия (Ин.1:33,34). Но он хотел услышать дополнительно подтверждение сему - из уст самого Иисуса. Почему? Иоанн был обескуражен тем, что сидел в тюрьме: ведь ожидаемый им Мессия должен был производить справедливый суд в Израиле, значит, и Иоанн не должен был бы тут оказаться. Иоанну хотелось получить ободрение и надежду на своё освобождение: он нуждался в поддержке, чтобы можно было успокоиться и стойко переносить все трудности заключения.

По всей видимости, у иудеев были определенные ожидания в отношении долгожданного Христа. Ну какие могли быть у них ожидания? Конечно, ожидания того, что придет избавитель и поразит угнетателей Божьего народа. Однако Иисус не спешил крошить ненавистную Римскую власть и производить справедливый суд над всеми невинно пострадавшими. Всем из народа Бога, ожидавшим "триумфального шествия победителя", предстояло серьезное испытание веры: скромное появление Иисуса, его невмешательство в дела государства и нежелание освобождать от видимых захватчиков - ну никак не было похоже на то, что иудеи ожидали от Мессианского царя.

Ожидания человека, увы, часто расходятся с намерениями Бога, ибо Иисус пришёл освобождать не от видимого «сатрапа», а от невидимого, от пленения грехом.

Очень это напоминает сегодняшние дни. Кто-то может ожидать от христианского собрания "триумфального шествия". А оно, порой, «во вретище», в скорбях, да ещё и «спотыкается» на ошибках по пути.

11: 4-6 И сказал им Иисус в ответ: пойдите, скажите Иоанну, что слышите и видите:
5 слепые прозревают и хромые ходят, прокаженные очищаются и глухие слышат, мертвые воскресают и нищие благовествуют; 6 и блажен, кто не соблазнится о Мне.
Однако как прозвучал ответ Христа – Иоанну? Не поспешил Иисус сказать Иоанну - дескать, всё нормально, не переживай, я это, тот самый и не ждите другого. Нет. Он перечислил лишь ПРИЗНАКИ первого своего пришествия, по которым возможно было бы методом размышления ВЫЧИСЛИТЬ, что он и есть посланный от Бога Христос. В описании пророками признаков мессианства Христа - не было восстания против засилья власти Рима над народом Бога.
Иисус побудил Иоанна научиться доверять не только прямым указаниям и знамениям, но и словам, записанным в слове Божием, ибо они - ни чуть не меньше знамения, они заслуживают полного доверия и не требуют подтверждения сверх написанного пророками.

Так и о втором пришествии - лишь ПРИЗНАКИ оставлены, а кто невнимателен к описанию намерений Бога в связи со вторым пришествием Христа – тот снова может сильно в ожиданиях своих обмануться. Но блажен, кто не преткнётся на том, что всё у Бога в расписании идёт не так, как нам зачастую хочется, а так, как хочет Бог. И ожидающие каких-либо дополнительных знамений сверх написанного в Библии - могут их не дождаться.

11: 7-10 Когда же они пошли, Иисус начал говорить народу об Иоанне: что смотреть ходили вы в пустыню? трость ли, ветром колеблемую?
8 Что же смотреть ходили вы? человека ли, одетого в мягкие одежды? Носящие мягкие одежды находятся в чертогах царских.
9 Что же смотреть ходили вы? пророка? Да, говорю вам, и больше пророка.
10 Ибо он тот, о котором написано: се, Я посылаю Ангела Моего пред лицем Твоим, который приготовит путь Твой пред Тобою.

Вопросы об Иоанне Крестителе были заданы с упоминанием мест Писаний, предсказывавших появление пророка Бога: о пустыне (глас в пустыне) и о трости надломленной. Если знать о пророчествах, то идти смотреть на Божьего пророка и ожидать увидеть его в царских одеждах – как минимум странно с точки зрения Иисуса. Но ещё более странно решить, что так как он не в царских одеждах, да ещё и в тюрьме сидит - значит, он не Божий пророк. Иисус приводит место Писания, разъясняющее функцию Иоанна Крестителя, которому надлежало лишь приготовить путь Христу, что он и делал, призывая народ к покаянию и обращению от злых дел.

11: 11 Истинно говорю вам: из рожденных женами не восставал больший Иоанна Крестителя; но меньший в Царстве Небесном больше его.
Далее Иисус показывает, в чём же миссия Иоанна – пророка превосходит миссии всех предыдущих пророков, рождённых обычным образом от человеческих родителей:

не восставал больший Иоанна Крестителя... Иоанн Креститель больше всех других пророков, ибо все пророки и закон - лишь предсказывали будущих приход Мессии, а Иоанн ЯВИЛ миру Христа – показал его самого и засвидетельствовал, что это он и есть, обещанный посланник от Бога.

К тому же Иоанн – и сам объект и исполнитель пророчеств (Мал. 3:1, 4:5.6),

меньший в Царстве Небесном больше его - в связи с этой частью текста напрашивается два разъяснения:
1)
как помним, под будущим Царством Небесным подразумевается вечное Царство Бога : в Его системе вещей земных подданных будут направлять в развитии небесные правители.
Почему даже самый малый из вечного Царства Бога – больше великого пророка Иоанна Крестителя? Потому, что сподобившиеся войти в вечное Царство Бога - будут святыми детьми Бога, живущими вечно.
А Иоанн Креститель, как и любой потомок Адама, подвержен влиянию смерти, ибо не свят в той полноте духовного и физического совершенства, которое может гарантировать вечную жизнь.

2) Но поскольку Царство Бога действует и в настоящем времени в виде христианского собрания, посреди которого Иисус Христос (Лк.17:21; Еф. 5:23), то можно сказать, что и в настоящем времени меньший в церкви Христовой (в собрании поклонников Иеговы) больше Иоанна Крестителя. Почему? Потому, что
стал участником Нового Завета (в отличие от Иоанна-Крестителя, пророка В.З.), получил возможность идти следами Христа и достичь духовного совершенства со всеми вытекающими (например, удостоится права стать небесным соправителем Христа или надежду на жизнь вечную в качестве жителей земного рая).

11: 12,13 От дней же Иоанна Крестителя доныне Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его,
13 ибо все пророки и закон прорекли до Иоанна.
В варианте перевода Лутковского и Библии Агапэ – смысл этих текстов немного проще воспринимаются:

Со времен же Иоанна Крестителя и доныне Царства Небесного необходимо добиваться, и лишь добивающиеся достигнут его

От дней же Иоанна Крестителя до этого времени Царство Небесное силой берётся, и употребляющие усилие овладевают им

То есть, если раньше в Ветхозаветном периоде истории человечества - для того, чтобы быть избранным Богом - достаточно было родиться от Израиля, избранного Богом в народ Себе (язычники в целом - в таком варианте не имели вообще возможности стать избранниками Бога), то в условиях действия Нового Завета ВСЯКИЙ человек, независимо от национальности, пола и возраста - имеет равный шанс быть избранным Богом и попасть в Царство Его, уже сейчас прилагая усилия в том, чтобы стать достойным жителем Божьего миропорядка с небесным царём.

Прорекли до Иоанна Эта благая весть о возможности стать кандидатом для жизни в будущем Царстве Бога, в Его миропорядке с небесным правительством (в качестве соцаря Христа или подданного – неважно) – начала провозглашаться только со времени прихода Христа, а всё, что пророки прорекли ДО Иоанна, то есть, в Ветхом Завете - исполнилось на Христе. Христос закрыл страничку жизни человечества в периоде действия Ветхого Завета, перелистнул её, и для землян началась новая эра с новой страницы по Новому Завету, в которой, с одной стороны - «без труда не вынешь рыбку из пруда» и не станешь жителем Божьего мира, но с другой стороны - «КАЖДЫЙ трудящийся достоин награды СВОЕЙ»: кто-то за «жемчужину» Царства Бога продаст ВСЁ, что имеет и получит «жемчужину» (станет соправителем Христа). А кто-то – и без жемчужины решит обойтись. Каждый в Царстве Бога получит то, на что сам согласится «потратиться».

11: 14,15 И если хотите принять, он есть Илия, которому должно придти.
И уж если кто-то хочет знать, кто же всё-таки Иоанн – то вот и разъяснение: Иисус прямо говорит о том, что Иоанн Креститель - и есть тот Илия из пророчества Малахии, который приготовил путь Христу в первом его пришествии.

15 Кто имеет уши слышать, да слышит!
Но не все этому поверят, ибо Иисус сказал об имеющих «уши, способные слышать» – понять, что говорит Христос (не все имеют такие духовные «уши») и поступить так, как побуждает понимание.

Но все ли, имеющие буквальные уши, могут понять Христа? (обладают ещё и духовными "ушами")Как показал пример Христа - не все. П онять его слова могли только те, кто его слушал, размышлял над его словами и хотел его понять.
В 1 веке, в первую очередь, его могли понять те из народа Иеговы , кто не только знал о пророчествах Малахии об Илии перед приходом Христа, но кто был внимателен к событиям, размышлял над происходящим и словами Христа, кто был настроен на "волну" слова Иеговы, предупреждающего о приходе Своего пророка и Мессии, и - наблюдал за действиями Христа.

Как видим, не все из Израиля смогли распознать Христа (для язычников же проследить исполнение пророчеств Израиля было вообще невозможно, а потому их принятие Христа как посланника небес – не случайно было по-особенному оценено Христом).

он есть Илия Илией Иоанн назван потому, что пришел в том же духе, что и Илия, возвещая народу Бога, отступившему от Бога к тому времени, необходимость покаяться пред Ним и исправить пути свои.

11: 17-19 говорят: мы играли вам на свирели, и вы не плясали; мы пели вам печальные песни, и вы не рыдали.
18 Ибо пришел Иоанн, ни ест, ни пьет; и говорят: в нем бес.
19 Пришел Сын Человеческий, ест и пьет; и говорят: вот человек, который любит есть и пить вино, друг мытарям и грешникам.
Здесь Иисус показывает категорию людей (род людей), не имеющих «уши, чтобы слышать», им - не может угодить ни тот пророк, который в уединении с праведностью своею пребывает и ведёт аскетический образ жизни, ни тот, кто активно общается со всеми подряд, хоть плач с ними, хоть пляши - а бесполезно пытаться угодить тем, кто настроен скептически и заранее не верит ничему. Они отвергают логику потому, что им не выгоден ни такой, как Иоанн, ни такой, как Иисус. А разумные доводы не являются для них основанием.

И оправдана премудрость чадами ее. (детьми: теми, кого она "породила", кто на этой мудрости воспитывался)
Эта человеческая лицемерная "премудрость" - принимать того, кого принимать выгодно и отвергать всех "неудобных" - так или иначе порождает своих чад (детей или последователей). К ним относятся все, кто принимает такую "премудрость" в качестве руководства к действию и кому такое поведение кажется правильным. По сути, оправдывая изощрённую "премудрость" подобного рода - её сторонники тем самым и показывают, что являются "чадами" её, приверженцами (лицемерие порождает лицемеров).

В 1 веке таким "премудрым" лицемерным родом оказались руководители народа Бога, книжники и фарисеи: отвергая Иоанна Крестителя, и Иисуса Христа (разных по поведению посланников Бога) - они оправдывали такое своё поведение, продиктованное нежеланием их принимать - вне зависимости от того, как они себя ведут, "пляшут" им или "плачут" для них.
В таких случаях, когда надо решить, от Бога ли посланник или нет - род лицемеров никогда не ищет правильный вариант ответа от Бога, а выбирает тот, который выгоден. Затем под собственный вариант решения - подбивается и Библейская база, чтобы ответ выглядел правдоподобно, словно полученный от Бога.

11: 20 -2 2 Тогда начал Он укорять города, в которых наиболее явлено было сил Его, за то, что они не покаялись:
21 горе тебе, Хоразин! горе тебе, Вифсаида! ибо если бы в Тире и Сидоне явлены были силы, явленные в вас, то давно бы они во вретище и пепле покаялись,
22
но говорю вам: Тиру и Сидону отраднее будет в день суда, нежели вам. См. также Мтф. 10:15
Хоразин, Капернаум (о нём ниже) и Вифсаида - это города Израилевы в Галилее (в районе Галилейского моря), а Галилея – это территория Завулона и Неффалима (Ис.9:1,2).

Тир и Сидон - известные финикийские города на берегу Средиземного моря, в Финикии. Грехи идолопоклонства и чрезвычайной моральной распущенности этой языческой земли упомянуты пророками. С царём Тира отождествляется порок высокомерия и тщеславия дьявола, возжелавшего себе славы большей, нежели у Бога, за что ему обещано уничтожение навеки. (Ис. 23; Иез. 26; 28,12-19). Апостол Павел останавливался здесь на семь дней по пути в Иерусалим (Деян 21:3-5)

Городам Галилеи была дарована особая привилегия, которую никогда не получали ни Тир ни Сидон: жители городов Галилеи своими глазами слышали Иисуса и видели его чудеса.
То есть, в отличие от Тира и Сидона, жители Галилеи имели возможность поступать правильно и принять Христа (в отличие от жителей Тира и Сидона, согрешающих в неведении). Но Христос увидел в израильтянах более серьёзный порок, нежели, чем у жителей Тира и Сидона: как бы ни были велики грехи этих язычников - по сравнению с грехами израильтян, отвергающих Иисуса Христа - они менее серьёзны.

Иисус показал здесь, что в глазах Бога грешные финикийцы, когда Бог наказывал их полным разрушением городов (Тир был разрушен А. Македонским на несколько веков) - являются менее виновными, нежели "праведные" израильтяне, отвергнувшие Христа: если язычник, согрешающий в неведении, ещё имеет надежду попасть в тысячелетие Христа для исправления, то служитель Бога, отвергающий Христа во времена благоприятные (явления его и благовествования), такого шанса может и не получить.(Евр.10:26,27; 2Фессал.1:8)

11: 2 3 И ты, Капернаум, до неба вознесшийся, до ада низвергнешься, ибо если бы в Содоме явлены были силы, явленные в тебе, то он оставался бы до сего дня;
То же касается и Галилейского города Капернаума: в сравнении с вопиющими беззакониями содомлян - неприятие Христа народом Бога является для Капернаума большим грехом, ибо так или иначе, а Израиль находился в ожидании Мессии и должен был бы суметь увидеть Христа глазами веры. И поскольку этого не произошло - в глазах Бога они являются худшими не только из современных им народов, но и из всех когда-либо живших порочных язычников.
Если бы в Содоме было показано столько чудес явления Христова, сколько видели города Израиля – они, возможно, скорее перестали бы творить зло, обратившись к Богу, чем израильтяне.

Здесь Христос не говорит о том, что Содомляне в буквальном смысле могли бы принять Христа (ведь никто из извращенцев Содома, от мала до велика, не приняли увещеваний праведного Лота и не внял чуду вразумления слепотой, Быт.19:4,9,10,11).
Он прибегает к гиперболе усиления: грех Капернаума, отвергающего Христа, в глазах Бога настолько велик, что "весит" даже больше, чем был грех извращенцев Содома.
В Капернауме знали об уничтожении Содома огнём и серою от Бога с неба (Быт.19:24) , Мёртвое море - бывшая земля Содомская, вечно мёртвая - служила всем израильтянам напоминанием о грехах Содома и об уничтожении его жителей навеки; пророки В.З. и апостолы также сообщали об уничтожении Содома и Гоморры навеки (Втор.29:19-23; Ис.13:19,20; Соф.2:9; Иуда 7; 2Пет.2:6,9;17 ).
Потому жители Капернаума должны были бы понять, что если "менее грешный" Содом был уничтожен Богом навеки в геенне огненной, то что же может быть ещё хуже??

до ада низвергнешься ад, гробница или могила по сравнению с вечной геенной является более щадящим местом пребывания умерших, из ада есть шанс выйти по гласу Христа (Ин.5:25). Однако в связи с упоминанием ада для Капернаума следует делать акцент не на том, что Капернаум будет, дескать, менее наказан, чем Содом: ведь только что Иисус сказал о том, что грех Капернаума, отвергающего Христа - гораздо больше грехов Содома.

Иисус здесь показал диаметральную противоположность разных положений Капернаума: теперешнего и будущего.
Теперешней высоте небес этого города (высокомерию, величию и высшей степени самодовольства его жителей) противопоставляется положение самых низших глубин земли (могил или преисподней): "вы были на такой недосягаемой высоте, и так низко падёте!!" - вот о чём здесь сказал Иисус.
Все города, живописно лежавшие у берегов Галилейского моря в 1 веке, со временем пришли в полный упадок и были разрушены, существуют лишь отдельные части Капернаума в виде археологических раскопок. Город Тивериада, не стоящий в перечне Христа в качестве осуждённых за отвержение Христа, сохранился до наших дней.

11: 24 но говорю вам, что земле Содомской отраднее будет в день суда, нежели тебе. То же - в Мтф. 10:15
Может создаться впечатление, что Содом и Гоморра будут ещё раз судимы, чего не может быть: как уже упомянули, над ними суд Бога уже состоялся пролитием огня и серы с небес, что равнозначно уничтожению в геенне, то есть, навсегда (Быт.19:24; Откр.20:9,10) Об уничтожении Содома и Гоморры навеки Бог говорил через Своих пророков в В.З. (Втор.29:19-23; Ис.13:19,20; Соф.2:9). А в НЗ сведения о вечном уничтожении Содома и Гоморры и подобных им нечестивцев - были переданы через апостолов Христовых (Иуда 7; 2Пет.2:6,9;17).
В чём здесь дело? Почему Иисус говорит так?
В смысловом выражении он применил "игру слов", подчёркивающих тяжесть грехов народа Бога, отвергающего Христа Его.

Перевод Всемирного Библейского переводческого Центра отразил эту мысль об участи городов Иудеи, отвергающих Христа:
Истинно говорю: в судный день этому городу будет хуже, чем Содому и Гоморре
То есть, жителям Содома было отраднее в день суда над ними, чем будет жителям Капернаума - во время осуждения Капернаума.
Иисус говорил о жителях городов Иудеи, отвергающих Христа: в глазах Бога грех Содома, каким бы он ни был тяжким - весил бы меньше греха отвержения Иисуса Христа Его народом.
И если Содом был подвержен казни огня вечного за свои тяжкие грехи, то что же могло быть ещё хуже - для иудеев, отвергающих Христа?
Это поможет понять текст Иеремии, плачущего по иудеям (Плач Иер.4:6-9):

6 Наказание нечестия дщери народа моего превышает казнь за грехи Содома: тот низринут мгновенно, и руки человеческие не касались его.
Иеремия, описывающий наказание иудеев за отступничество, когда царь Вавилонский начал их постепенно уничтожать, сказал, что их положение - даже хуже положения Содома и Гоморры, уничтоженных Богом мгновенно.

7 Князья ее [были] в ней чище снега, белее молока; они были телом краше коралла, вид их был, как сапфир;
8 а теперь темнее всего черного лице их; не узнают их на улицах; кожа их прилипла к костям их, стала суха, как дерево.

Осуждение Иудеи было гораздо тяжелее: они, изнеженные и избалованные привычным благополучием, были в конце концов обречены своим Богом на медленное и мучительное вымирание от голода.

9 Умерщвляемые мечом счастливее умерщвляемых голодом, потому что сии истаевают, поражаемые недостатком плодов полевых .
Мгновенная смерть всегда лучше изнурительной смерти от ран или истощения.

То есть, тем городам Иудеи, которые отвергнут Христа - будет хуже во время суда над ними, чем было Содому потому, что нечестивцы Содома были уничтожены мгновенно, а иудеи по предупреждению Христа познают мучительную смерть. Что и произошло во время суда над Иудеей в 70 г. н.э., когда римляне разрушили Иерусалим и сожгли храм Бога, остающийся в руинах и по сей день: во время наказания Иудеи за отвержение Христа, большинство иудеев погибали во время пожаров, когда их бросали в тюрьмы, бичевали, сжигали и убивали римляне, плюс - от мучительного голода, а кто уцелел - того продавали в рабство. Только христиане смогли избежать этих мучений, убежав в горы г. Пелла.

11: 25,26 В то время, продолжая речь, Иисус сказал: славлю Тебя, Отче, Господи неба и земли, что Ты утаил сие от мудрых и разумных и открыл то младенцам;
26 ей, Отче! ибо таково было Твое благоволение.

Мудрые и разумные в данном случае - это те из народа Бога, кто считал себя просвещённым в законе Бога и уверен был в своей праведности, в основном это касается «взрослых» - учителей Израиля, книжников и фарисеев. Будучи учителями сами, они, понятно, не испытывали нужды, чтобы их учил какой-то там плотник.

Младенцы - это все, кто желает и способен учиться, в данном случае - это те, кто желал следовать за Христом и учиться у него.

11: 27 Все предано Мне Отцем Моим, и никто не знает Сына, кроме Отца; и Отца не знает никто, кроме Сына, и кому Сын хочет открыть. Иисус сообщает о том, что его полномочия, полученные от Отца -насколько велики, что Отец доверил ему самому решать, кому из землян - «открывать» Отца, а кому - нет: Иисус имел возможность увидеть, кто из слушающих его - алчущий и жаждущий пути Божьего, а кто - этим совершенно не интересуется и алчет личной корысти для того, чтобы воспользоваться христианством для собственной выгоды.

11: 28-30 Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас;
29 возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим;
30 ибо иго Мое благо, и бремя Мое легко.

Здесь Иисус обращается прежде всего к народу Израиля, труждающемуся и обременённому фарисейскими требованиями (преданиями «старцев»), намного превышающими Божьи. Христос разъясняет, что путь к Богу на самом деле не настолько тяжёл, каким для народа Бога - его сделало законничество. Сам Иисус смирился под руку Божью, а не под руку «старцев», и если каждый смирится так же – то непременно найдёт покой Божий в этой жизни и сможет даже находить в ней радость.

И хотя Иисус не избавит христиан от ноши Божьих поклонников: нести свой "крест" на пути к Богу - все-таки придется всем. Но Иисус обещает эту ношу облегчить.

Толкование Евангелия от Матфея 11:28 "Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас"

Сначала мы вспомним о распространенной теологической концепции, согласно которой все заповеди Ветхого Завета отменены Новым. После прочтения предыдущих глав, дорогой читатель, я надеюсь, Вы уже поняли, что далеко не все заповеди, изложенные в ветхозаветном Писании теперь недействительны. Потеряли актуальность только те из них, которые Иисус исполнил Своим искупительным служением (см. Мф. 5:17,18) и которые были предназначены для изолированного теократического государства Израиль. Христос Своей миссией никоим образом не исполнил закон о субботе. Указание Бога помнить день, в который Он почил после сотворения Земли, и посвящать Ему этот день (см. Исх. 20:8-11) никак не пересекается с миссией Иисуса. После пришествия Христа Бог не перестал быть Творцом. Давайте вспомним, зачем на землю сошел Христос: примирить человечество с Создателем, явить истинный характер Творца, освободить людей от греха, дать возможность верующим приобрести жизнь вечную через Свою заместительную жертву... Где здесь исполнившийся образ или тень (см. 1 Кор. 10:11 , Евр. 8:5) субботы? Как видите, никакой связи со смысловым содержанием четвертой заповеди Декалога в служении Иисуса нет.

Тем более суббота никак не была привязана к государству Израиль и евреям, так как была установлена Богом сразу после творения Земли. В Священном Писании имеется предсказание об ее соблюдении в будущем, о чем мы размышляли в предыдущих главах.

Теперь я попробую доказать Вам, дорогой читатель, путем анализа Библии несостоятельность всех аргументов, которыми сторонники воскресенья пытаются дискредитировать необходимость соблюдения заповеди о субботе.

Некоторые богословы пытаются новозаветное исполнение заповеди о субботе увидеть в знаменитой фразе Христа:

«Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас» (Мф. 11:28).

Мол, субботний покой христиане нашли в Иисусе. Однако, если проанализировать этот стих без отрыва от контекста, то станет очевидным, что Христос здесь говорил не о замене физического покоя от труда в субботу постоянным успокоением в Господе. Данной фразой Иисус призывает людей, измученных своими грехами и жизненной суетой, обратить свой взор на Него. Человек, познав Бога, начинает смотреть по-другому на многие житейские проблемы, которые раньше занимали его сердце, вызывали переживания и волнения. Узнав через знакомство с Иисусом любящий характер Творца, человек начинает доверять Создателю и Его мудрому закону. Постепенно у истинного христианина изменяются жизненные приоритеты. Поэтому далее, поясняя исследуемый нами текст, Христос так и говорит:

«Возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня , ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим ; ибо иго Мое благо, и бремя Мое легко» (Мф. 11:29,30).

То есть мы видим, что, согласно данным библейским текстам, покой в Иисусе найдут лишь те , кто научится от Христа, возьмет на себя Его иго, то есть во всем будет следовать мудрому, несложному учению Господа, направленному исключительно на благо самого человека.

Об этом говорил и апостол Иоанн:

«Это есть любовь к Богу, чтобы мы соблюдали заповеди Его; и заповеди Его нетяжки » (1 Ин. 5:3).

И никакой связи с субботой.

1 И когда окончил Иисус наставления двенадцати ученикам Своим, перешел оттуда учить и проповедывать в городах их.

2 Иоанн же, услышав в темнице о делах Христовых, послал двоих из учеников своих

3 сказать Ему: Ты ли Тот, Который должен придти, или ожидать нам другого?

4 И сказал им Иисус в ответ: пойдите, скажите Иоанну, что слышите и видите:

5 слепые прозревают и хромые ходят, прокаженные очищаются и глухие слышат, мертвые воскресают и нищие благовествуют;

6 и блажен, кто не соблазнится о Мне.

7 Когда же они пошли, Иисус начал говорить народу об Иоанне: что смотреть ходили вы в пустыню? трость ли, ветром колеблемую?

8 Что же смотреть ходили вы? человека ли, одетого в мягкие одежды? Носящие мягкие одежды находятся в чертогах царских.

9 Что же смотреть ходили вы? пророка? Да, говорю вам, и больше пророка.

10 Ибо он тот, о котором написано: се, Я посылаю Ангела Моего пред лицем Твоим, который приготовит путь Твой пред Тобою.

11 Истинно говорю вам: из рожденных женами не восставал больший Иоанна Крестителя; но меньший в Царстве Небесном больше его.

Иоанн Креститель. Художник Тициан Вечеллио 1542 г.

12 От дней же Иоанна Крестителя доныне Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его,

13 ибо все пророки и закон прорекли до Иоанна.

14 И если хотите принять, он есть Илия, которому должно придти.

15 Кто имеет уши слышать, да слышит!

16 Но кому уподоблю род сей? Он подобен детям, которые сидят на улице и, обращаясь к своим товарищам,

17 говорят: мы играли вам на свирели, и вы не плясали; мы пели вам печальные песни, и вы не рыдали.

18 Ибо пришел Иоанн, ни ест, ни пьет; и говорят: в нем бес.

19 Пришел Сын Человеческий, ест и пьет; и говорят: вот человек, который любит есть и пить вино, друг мытарям и грешникам. И оправдана премудрость чадами ее.

20 Тогда начал Он укорять города, в которых наиболее явлено было сил Его, за то, что они не покаялись:

21 горе тебе, Хоразин! горе тебе, Вифсаида! ибо если бы в Тире и Сидоне явлены были силы, явленные в вас, то давно бы они во вретище и пепле покаялись,

22 но говорю вам: Тиру и Сидону отраднее будет в день суда, нежели вам.

23 И ты, Капернаум, до неба вознесшийся, до ада низвергнешься, ибо если бы в Содоме явлены были силы, явленные в тебе, то он оставался бы до сего дня;

24 но говорю вам, что земле Содомской отраднее будет в день суда, нежели тебе.

25 В то время, продолжая речь, Иисус сказал: славлю Тебя, Отче, Господи неба и земли, что Ты утаил сие от мудрых и разумных и открыл то младенцам;

26 ей, Отче! ибо таково было Твое благоволение.

27 Все предано Мне Отцем Моим, и никто не знает Сына, кроме Отца; и Отца не знает никто, кроме Сына, и кому Сын хочет открыть.

28 Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас;

29 возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим;

30 ибо иго Мое благо, и бремя Мое легко.

Читайте также: