Роль омо в совершенствовании учителя логопеда. Роль учителя-логопеда в формировании готовности к обучению в школе детей с тяжелыми нарушениями речи












Мотивация учащихся Определение источника мотивации (Что тебе важно? Что помогает?) Нацеливание на результат (Доска успеха…) Привнесение в обучение элемента игры Использование роли хорошего/плохого полицейского Поощрение (дипломы…) Развитие дружеских отношений Культивирование энтузиазма Использование возможностей крайнего срока Обучение порядку действия








Диагностика Развернутое обследо- вание речевых и нере- функций Развернутое обследо- вание речевых и нере- функций Экспресс- диагностика Экспресс- диагностика Инновационная компьютерная программа «Логодиакорр» Инновационная компьютерная программа «Логодиакорр»




Развитие Устная и письменная речь Устная и письменная речь Чтение Фонетико- фонематические процессы Фонетико- фонематические процессы Высшие психические функции Высшие психические функции Звукобуквенный и другие виды анализа Звукобуквенный и другие виды анализа Лексико- грамматический- строй речи Лексико- грамматический- строй речи Графо- моторные навыки Графо- моторные навыки Зрительно- пространственные ориентировки Зрительно- пространственные ориентировки






Схема урока Психические функции Ритмические упр. Ретроспектива урока Дыхание Артикуляционная гимнастика Коррекция Грамматическая тема Каллиграфия Чтение (скороговорки) Метафора Физминутка Закрепление грамматической темы в упр. Словарные слова Звукобуквенный и языковой анализы Пальчиковая гимнастика Итоги Пересказ метафоры Релаксация Индивидуальная работа









Инновационная компьютерная технология «Цицерон ЛОГОдиакорр 1» Профилактика возникновения нарушений Профилактика возникновения нарушений Диагностика Коррекция Развитие Профилактика возникновения нарушений Профилактика возникновения нарушений Диагностика Коррекция Профилактика возникновения нарушений Профилактика возникновения нарушений Диагностика Развитие Коррекция Профилактика возникновения нарушений Профилактика возникновения нарушений Диагностика
Результаты использования компьютерных технологий Что дает программа ПедагогуУчащемуся 1. Получение индивидуального профиля ребенка. 1. Повышение познавательной активности и мотивации к обучению. 2. Инструмент мотивации.2. Обеспечивает способами развития и коррекции высших психических функций и речи. 3. Создание единого информационного пространства для службы сопровождения. 3.Устойчивость эмоционально- волевой сферы. 4. Проведение мониторинга.4. Вооружает знаниями, умениями и навыками правильной устной и письменной речи. 5. Снижение сроков диагностики, коррекции и развития. 5. Помогает в усвоении предметов школьной программы.



Елена Александровна Трафимова
Роль учителя-логопеда в формировании речевого развития ребёнка

В настоящее время отмечается неуклонный рост числа детей с проблемами в речевом развитии . Поэтому вопрос комплексного подхода к коррекции речевого и психического развития является наиболее актуальным. Задержки в формировании речи обусловлены рядом факторов. Один из них – это неблагоприятное влияние языковой среды, в том числе недостаточное речевое общение ребенка с родителями. В процессе взаимодействия педагогов с семьями довольно часто выявляется, как мало родители уделяют должного внимания преодолению речевого нарушения у ребенка : не замечают недостатков в его речи, не придают им серьезного значения, полагая, что с возрастом все исправится. Обеспечение тесной взаимосвязи между родителями и педагогическим коллективом - важнейший аспект в коррекционно-образовательной деятельности ДОУ. Целенаправленная, систематически спланированная, комплексная работа педагогического коллектива и осознанная заинтересованность родителей – значительно повысит результативность обучения. Не целенаправленность или бессистемность работы с родителями приводит к усугублению речевых и коммуникативных трудностей детей.

Таким образом, актуальность выбранной темы заключается в том что, современным родителям нужна постоянная помощь учителя – логопеда для решения проблем речевого развития ребенка . Для того, чтобы повысить уровень речевого развития ребенка , необходимо целенаправленно и систематически вести работу по речевому развитию детей , которая должна предусматривать обучение родителей общению с детьми в игровой форме . Родители нередко сами отстраняются от работы по исправлению речевых дефектов , так как не владеют необходимыми знаниями и умениями и достаточным количеством свободного времени для занятий с детьми дома. Отсюда возникает проблема : родителям необходимо дать определенный уровень знаний, умений по вопросам речевого развития детей .

Цель работы : поиск эффективных форм взаимодействия учителя -логопеда с родителями.

Задачи :

1. Подобрать наиболее оптимальные формы и методы взаимодействия с семьей, учитывая индивидуальность каждого из родителей.

2. Рационально спланировать работу с родителями, способствующую их активному включению в коррекционный процесс и апробировать ее на практике.

3. Определить эффективность выбранных нами форм работы с родителями .

Предварительный опрос родителей показал, что большинство (86%) родителей считают, что их ребёнок нуждается в логопедической помощи. Почти все из них считают необходимым участие родителей в коррекционной работе с ребёнком . Но все родители затрудняются в том, какую именно помощь они могут оказать своим детям.

Следовательно, необходимо проводить просветительскую работу среди родителей по формированию у них компетентности в вопросах преодоления речевых нарушений у детей . Задача учителя -логопеда помочь родителям осознать свою роль в процессе развития ребенка , выбрать правильное направление домашнего обучения, вооружить определенными знаниями и умениями, методами и приемами преодоления речевого нарушения , наполнить конкретным содержанием домашние занятия с детьми по усвоению и закреплению полученных знаний.

Для целенаправленной и систематической работы с родителями было составлено планирование на основе наиболее оптимальных для нашего ДОУ форм работы . Их можно условно разделить на 2 вида : просветительские и практические.

Просветительские формы работы с родителями :

Родительские собрания

Стенды «Поговори со мною, мама» , «Говорим грамотно»

Папки-передвижки (на каждой группе)

Индивидуальные беседы

Практические формы работы :

Домашние задания (логопедическая тетрадь)

Открытые занятия для родителей

Работу с родителями целесообразно проводить в двух формах письменной и устной . Необходимо подчеркнуть преимущество письменной формы .

Во-первых, обращение только в устной форме требует много времени.

Во-вторых, родители не в состоянии удержать в памяти всю информацию , которую они последовательно получают от педагогов.

И в-третьих, для того, чтобы родители смогли осмыслить полученные рекомендации и следовать им, их необходимо, в начале, убедить в этом, предложить определённый алгоритм действий и вооружить памяткой, которая позволит осуществлять эти действия последовательно и точно.

Индивидуальная работа с родителями имеет то преимущество над коллективной, что позволяет установить более тесный контакт с родителями. Поэтому в своей практике я использую такой вид работы с родителями, как индивидуальные беседы. В беседе с родителями можно выделить те проблемы, которые их интересуют в коррекции речевых нарушений . В ходе беседы родители получают советы, рекомендации.

Консультации : В совместной работе учителя -логопеда и семьи необходимы для решения тех или иных проблем речевого развития детей . Наиболее актуальные темы для консультаций : «Артикуляционная гимнастика» , «Речевые игры дома » , «Автоматизация звуков в домашних условиях» и др. К консультациям организуем выставки пособий, дидактических игр. Родители могут воспользоваться подбором практического материала.

Одной из форм работы с родителями является Тетрадь. В ней записываются индивидуальные задания по коррекции звукопроизношения, что помогает привлечь родителей к активному участию в коррекционном процессе по преодолению речевого дефекта у ребенка . Выполнение заданий позволяет увеличить время и частоту речевых упражнений , добиться быстрого и устойчивого результата. Успех коррекционной работы зависит от добросовестного отношения родителей к выполнению предложенных заданий.

Нарушение звуко-наполняемости и слоговой структуры слов родители, как правило, относят к возрастным особенностям речи детей, не замечают бедности, неточности словаря, умиляются ошибкам грамматического плана. Отсюда появилась проблема : как информировать всех родителей по формированию у дошкольников лексико-грамматического строя речи.

Примеры упражнений

Тема «Весна»

Образовать признак по аналогии : март -мартовский, апрель-апрельский. .

упражнение «До - между - после» (повторить последовательность времен года и месяцев) .

Тема «Зимние забавы»

Упражнение

«Почему так назван?» (упражнение на словообразование, в том числе и образование сложных слов) :

конькобежец (бегает на коньках, саночник (катается на санках, лыжник (катается на лыжах, хоккеист (играет в хоккей) и т. д

Тема «Фрукты» упражнение «Скажи ласково» лимон-лимончик, яблоко-яблочко, абрикос-абрикосик.

Что можно приготовить? (образование относительных прилагательных) : салат из капусты-капустный, а запеканка., салат из моркови., а запеканка-…

У нас составлен перспективный план проведения этой игры с родителями и детьми подготовительных к школе групп.

Задачи поставленные учителем-логопедом

· развивать у детей внимание к слову, его различным значениям,

· развивать графомоторные навыки.

· развивать связную речь ,

· выработать умение выбирать из своего словарного запаса нужное слово,

· совершенствовать словесно-логическое мышление,

· развивать понимание чужой и активизация собственной речи.

В играх участвуют дети подготовительных к школе групп. Дети группы делятся на пять команд, так как в год всего проводится 5 игр. Каждая команда играет в игру, сценарий который составляется по одному из художественных произведений : К. Чуковский «Федорино горе» , Э. Успенский «Дядя Фёдор, пёс и кот» , П. Бажов «Серебряное копытце» , А. Толстой «Буратино» , Е. Шварц «Сказка о потерянном времени» . Для укрепления связей между детьми и родителями, для поднятия детской самооценки, для создания ситуации успеха в игре разработаны и строго соблюдаются следующие правила : отсутствует элемент соревновательный, дети и родители играют в одной команде, помогают друг другу, зрители помогают «зарабатывать» буквы, поддерживают участников аплодисментами и танцами.

Перед игрой осуществляется большая предварительная работа :

1. воспитателями : работа с детьми (чтение произведения, просмотр видеофильма, обсуждение сюжета) ; организация родителей (собеседование, анкетирование, обговаривание их роли в игре) .

2. учителем-логопедом : работа с детьми (обучение детей звукобуквенному анализу и синтезу, развитие фонематического слуха и другое).

Организация интеллектуально-деловой игры «Большие буквы для маленьких детей» строится на основе следующих правил взаимодействия с родителями.

Правило первое – информированность . Родители знакомятся с содержательным аспектом интеллектуально-деловой игры. Им предлагается информация о возможных способах участия в игре, о сроках каждого этапа, о том, где и как будет проходить игра. Для этого в групповой комнате выделено место, где размещается все, что касается совместной деятельности детей и родителей в предстоящей игре. Информация носит для родителей понятный и привлекательный характер.

Правило второе – добровольность и возможность выбора. Родителям заранее предлагаем выбрать месяц, когда они смогут поучаствовать в игре, а также варианты участия с учётом их интересов и возможностей.

Правило третье – чувство успешности. В письменной форме заранее предлагаются родителям и детям варианты упражнений, подобных тем которые используются в игре. Знакомые игры способствуют успешности выполнения игровых заданий. Мы поддерживаем и поощряем участие членов семьи, благодарим каждого участника за его персональный вклад по окончании игры. В группе также определено специальное место для размещения благодарственных листов, писем, грамот.

Структура интеллектуально-деловой игры состоит из трёх этапов :

1. Подготовительный этап, который включает в себя определение цели, задач игры, организационных правил, регламентирующих ход игры, выбор литературного произведения, просмотр телепередачи в оригинале, подготовку необходимого наглядного материала и оборудования, составление сценария, проигрывание однотипных игр, организацию родителей.

2. Ход игры, заключающийся в выполнении всеми участниками игры необходимых правил и действий.

3. Итог игр–это анализ ее результатов : награждение семей-участников, обсуждение проблем родителей в воспитании детей.

Итак, какие бы значительные изменения в речи ребенка ни происходили на занятиях с учителем-логопедом , они приобретут значение лишь при условии их переноса в реальную жизненную ситуацию. Никакая позитивная динамика в ходе коррекционного воздействия не сможет привести к достижению ожидаемого эффекта, если изменения в речевом развитии ребенка не находят

Роль логопеда в процессе адаптации ребенка к школьному обучению

Гусельникова Елена Юрьевна

«Речь - удивительно сильное средство, но нужно
иметь много ума, чтобы пользоваться им»
Г. Гегель

Адаптация ребенка к школьному обучению обусловлена многими факторами: социальным окружением, взаимоотношениями со сверстниками, учителями, успешностью обучения, адекватной самооценкой. В процессе коммуникаций ребенку приходится общаться с окружающими людьми посредством речевого взаимодействия. И вот здесь на первый план выходит овладение языком для эффективной социальной адаптации.

Речевое общение способствует активному восприятию речи, обращенной к ребенку во время социальных контактов. В процессе речевого общения происходит активизация ведущих познавательных процессов, стабилизация эмоциональной сферы ребенка. Для этого ребенку необходимо не только понимать обращенную к нему речь, но самому иметь развитую речь, не отягощенную фонетико-фонематическим недоразвитием и представленную грамотными речевыми конструкциями.

В этой связи можно отметить, что в первый класс часто приходят дети, нуждающиеся в логопедической помощи по причине различных речевых нарушений, сопровождающихся диапазоном речевого недоразвития: от незначительных нарушений в звуковом оформлении речи до грубых нарушений в лексико-грамматическом строе речи.

В настоящее время существуют определенные критерии речевой готовности ребенка к школьному обучению, предъявляемые к языку как основному средству общения. Рассмотрим их.

1. Сформированность звуковой стороны речи. Ребенок должен владеть правильным, четким звукопроизношением звуков всех фонетических групп.

2. Полная сформированность фонематических процессов, умение слышать и различать, дифференцировать фонемы (звуки) родного языка.

3. Готовность к звукобуквенному анализу и синтезу звукового состава речи.

4. Умение пользоваться разными способами словообразования, правильно употреблять слова с уменьшительно-ласкательным значением, выделять звуковые и смысловые различия между словами; образовывать прилагательные от существительных.

5. Сформированность грамматического строя речи: умение пользоваться развернутой фразовой речью, умение работать с предложением.

Зачастую у первоклассников выявляются отклонения фонематического и лексико-грамматического развития различной степени выраженности, а это качественно влияет на весь ход учебного процесса. Задачей логопеда на данном этапе является работа с ребенком, направленная на устранение речевых дефектов. При освоении школьных общеобразовательных программ одним из направлений логопедической работы будет являться устранение речевых дефектов, а также развитие устной и письменной речи ребенка.

Для решения вышеобозначенных задач логопеду необходимо создать ребенку предпосылки для успешного обучения в школе посредством эффективной организации логопедических занятий. Логопед не должен перегружать ребенка с отклонениями в речевом развитии дополнительным программным материалом, поскольку программа обучения для начальных классов и так характеризуется насыщенностью и новизной применительно к каждому конкретному ребенку. Необходимо осознавать, что усвоение данной программы зачастую сложно для детей с нормальной речью, а для детей с отклонениями в речевом развитии она представляет особенную трудность.

Первоклассник, имеющий речевые отклонения, как правило, до момента поступления в школу не испытывает особых затруднений при общении с родителями либо сверстниками. В семье родители в любом случае понимают ребенка при всем разнообразии дефектов речи. Однако по мере расширения контактов и особенно при поступлении в школу, к ребенку начинают предъявляться совершенно особые требования, диктующие необходимость доведения речи если не до совершенства, то хотя бы до нормальных стандартов младшего школьного возраста.

Ребенку необходимо овладевать полноценной речью и по причине того, что неразвитая речь препятствует полноценной социализации и адаптации к школьной среде. В период поступления в школу интенсивно расширяется круг общения, приоритетными участниками общения начинают выступать уже не родители и значимые близкие, а сверстники, поэтому ребенку требуется полноценно владеть речью для общения с одноклассниками.

Еще одной проблемой, в значительной степени способствующей школьной дезадаптации ребенка по причине несовершенства речевых навыков является школьная неуспеваемость, обусловленная дисграфией и дислексией. Для правильного соотнесения звуков и букв необходимо устранять и недостатки звукопроизношения, вызванные отклонениями в развитии устной речи. Такие дети характеризуются большим количеством орфографических и синтаксических ошибок при овладении письмом.

На усвоение школьной программы большое влияние оказывает наличие у ребенка фонематических и лексико-грамматических нарушений речевого развития. Ликвидировать подобные проблемы можно лишь посредством привлечения логопеда, который будет в процессе коррекционной работы исправлять дефекты речевого развития ребенка. Огромное значение для успешности данной работы приобретает в настоящее время совместно организованная деятельность логопедов и родителей ребенка. Родители в этом аспекте рассматриваются в качестве основных участников процесса коррекции, способствующих позитивному настрою ребенка на проводимую с ним коррекционную деятельность. Именно благодаря сотрудничеству родителей деятельность педагога по предотвращению трудностей общения и школьной неуспеваемости будет эффективной. Родители имеют возможность ежедневно закреплять формируемые речевые навыки в домашних условиях.

Так же и логопеду в процессе коррекционной работы с ребенком необходимо учитывать важность речевого окружения ребенка. На практике часто происходит так, что не исправленные вовремя в дошкольном детстве недостатки речи в процессе адаптации к школьному обучению начинают активизироваться под влиянием насмешек сверстников-одноклассников, систематических замечаний учителя, совершаемых ошибок при изучении грамматики. Ребенок в такой ситуации начинает замыкаться, отказываться принимать участие в общественных акциях. Критические замечания и предъявляемые требования со стороны сверстников и учителя только еще более усугубляют ситуацию.

Ребенок начинает экстренно нуждаться в специализированной помощи. И тут на помощь и приходит логопед, задача которого - в обеспечении преодоления ребенком речевых нарушений. Именно логопеду принадлежит одна из главных ролей в школьной адаптации ребенка, поскольку посредством организуемых коррекционных занятий у ребенка не только преодолеваются речевые недостатки, но и формируются положительная мотивация к учебе и уверенность в своих силах.

Логопеду необходимо таким образом проводить занятия, чтобы ребенок испытывал удовольствие и интерес к речевым упражнениям. Логопед должен так демонстрировать методики произнесения определенных звуков, чтобы выработать у ребенка познавательную активность, инициативность и стремление к достижению результата. Ребенок должен формировать ребенка речевые стереотипы, служащие фундаментальной основой для самостоятельного построения ребенком стилистически грамотных речевых конструкций. Таким образом, логопеду принадлежит роль в создании вокруг ребенка коррекционно-развивающего пространства, способствующего эффективной адаптации ребенка в школьном микросоциуме.

При изучении роли логопедической службы в соответствии со стандартами нового поколения (начальной школы), необходимо отдельно остановиться на реализации универсальных учебных действий ребенка. Применительно к устранению речевых нарушений ребенка ведущим видом деятельности выступают коммуникативные действия. В основе логопедической работы лежит ориентация не на сумму имеющихся знаний, а на личность самого ребенка.

В условиях реализации ФГОС коррекционная логопедическая деятельность основывается на следующих принципах:

1. единство диагностики и коррекции;

2. деятельностный принцип коррекции. Основными направлениями становится тренировка правильного звукопроизношения, закрепление лексико-грамматических категорий в инновационных формах, развитие связной речи, закрепление навыков коммуникативного взаимодействия;

3. учет возрастных и индивидуальных особенностей ребенка;

4. комплексность методов психологического воздействия в обучении детей с ОНР (методы игровой коррекции, рисование крупами, пальчиковая гимнастика и т.д.);

5. активное привлечение ближайшего социального окружения к работе с ребенком (консультирование родителей по вопросам состояния речевых навыков ребенка, результативности коррекционной работы, закрепления результатов в домашних условиях).

Одной из главных составляющих ФГОС является акцентуация на развитие речи младших школьников, для чего необходимо ориентироваться на использование метапредметных связей в процессе коррекционной работы со школьниками.

Как правило, школьники с общим недоразвитием речи характеризуются определенными речевыми сложностями и психологическими особенностями, которые препятствуют формированию у них универсальных учебных действий. Это обусловлено тем, что они недостаточно понимают учебные задания и указания учителя, испытывают трудности в овладении учебной терминологией, испытывают затруднения при формулировке собственных мыслей, имеют достаточно бедный словарный запас.

В соответствии с этим для обеспечения эффективности коррекционной работы с детьми с нарушениями речи, необходимо придерживаться комплексного воздействия на речь и личность школьника. Это достигается посредством привлечения специалистов разного профиля, однако ведущая роль отводится логопеду.

В настоящее время в современной коррекционной педагогике все большее значение приобретают здоровьесберегающие технологии в логопедической деятельности, выступающие в качестве одного из перспективных направлений с детьми, имеющими нарушения речевого развития. Данные методы применяются для достижения максимальных успехов в обучении при реализации цели преодоления и речевых недостатков, и общего оздоровления организма детей.

В качестве практических рекомендаций хотелось бы привести собственные результаты работы по использованию здоровьесберегающих технологий в логопедической работе. В профессии логопеда мне часто приходится работать с разными категориями детей с нарушениями речи, однако вне зависимости от дефекта речевого развития доказана эффективность применения упражнения, комбинирующих в своей структуре развитие концентрации и переключения внимания с одновременным обучением саморегуляции, активизации нервно-психических процессов и речевого дыхания. При работе с младшими школьниками, имеющими различные нарушения речи, мной выявлено, что из общего количества детей (15 человек), у 7 из них присутствует сочетание речевых дефектов с недостаточным развитием мелкой моторики, несформированностью пространственных отношений, восприятием цветов и оттенков.

При дальнейшем изучении детей выявилось, что дети характеризуются специфическими ошибками письменной речи, что требует незамедлительного вмешательства логопеда для предотвращения снижения успеваемости по другим предметам. На основании этих данных мной были использованы здоровьесберегающие технологии, среди которых приоритетными выступали следующие: сказкотерапия, музыкотерапия, цветотерапия, пальчиковая и корригирующая гимнастика, динамические паузы, игротерапия и т.д.

На фоне логопедической работы эти приемы не требовали от детей особых усилий, и, наоборот, способствовали одновременной коррекции речи и оздоровлению всего организма школьников. Обозначим основные используемые приемы:

1. Приемы психотерапии использовались для психотерапевтического воздействия на каждого конкретного ребенка. Данные приемы учитывали особенности личности детей, характер речевого нарушения. Коррекционная работа осуществлялась с помощью бесед, разъяснений, убеждений, внушения на мотивацию у ребенка преодоления недостатков речи.

2. Приемы и игротерапии. В работе я ориентировалась на элементы песочной терапии, при реализации которой часть учебного материала была перенесена на песок. В процессе работы у детей стабилизировался психоэмоциональный фон, происходило развитие мелкой моторики и тактильно-кинестетической чувствительности рук, создавались более гармоничные условия для развития речи и коммуникативных навыков. Кроме того, подобные приемы создают положительный настрой ребенка к логопедическим занятиям. Дети начинают ощущать свою успешность.

3. Приемы сказкотерапии использовались при работе с детьми с целью придания занятию сказочного сюжета для стимуляции познавательной активности ребенка. В результате происходило обогащение активного словаря детей, автоматизация поставленных звуков и использование их в речи. Совершенствовалась связная речь при помощи пересказов сказочного сюжета, придумывания ответов. Развивалась просодическая сторона речи посредством развития тембра, силы, темпа и выразительности голоса ребенка.

4. Приемы, направленные на ориентацию детей в пространстве. Для осуществления данной деятельности использовались конструирование и лепка, сопровождающиеся словесными обозначениями, адекватными действиям ребенка. Это способствовало активизации нервных процессов, внимания, кинестетической памяти.

5. Элементы дыхательной гимнастики - использовались для стимуляции мозговой активности, укрепления грудной клетки ребенка, развитии речевого дыхания, общей регуляции нервно-психических процессов. В этом аспекте мной проводилась работа по развитию силы, плавности и продолжительности выдоха. Проводилась одновременно работа по коррекции звукопроизношения детей.

6. Упражнения на итоговый самоконтроль и оценку результатов собственной деятельности.

В конце работы проводилась методика обследования речи, направленная на исследование звукопроизношения, фонематического слуха, слоговой структуры, активного словаря, грамматического строя речи и уровня связной речи на основании сравнительного анализа на начало и конец года.

Результаты исследования доказали эффективность применяемых технологий, почти все дети характеризовались значительными успехами в преодолении речевых недостатков. Выявилось значительное повышение у детей сформированности речевой деятельности.

Итак, речевые нарушения детей младшего школьного возраста, сопровождающиеся затруднениями в познавательных, регулятивных и коммуникативных навыках, влияют на процессы школьной адаптации, значительно осложняя его протекание. Проведенная работа по использованию здоровьесберегающих технологий на проводимых логопедических занятиях коррекционной направленности значительно способствовала активизации речевой активности детей, совершенствованию их речевых умений и навыков, снятию психологической напряженности, стимуляции познавательного интереса, концентрации внимания, развитию общей и артикуляционной моторики.

Таким образом, неоспоримым является вклад логопеда в речевую готовность ребенка к школьному обучению, и в целом к процессу школьной адаптации. В результате исчезновения страха и напряжения, формирования речевых и коммуникативных навыков более легче проходит адаптационный школьный период. Это доказывает необходимость разработки дальнейших разработок в коррекционно-развивающей деятельности школьного логопеда.

Учитель-логопед Гусельникова Елена Юрьевна

Функции логопеда: Изучение уровня речевых, познавательных и индивидуально-типологических особенностей детей, определение основных направлений и содержание работы с каждым из них. Формирование правильного речевого дыхания, чувства ритма и выразительности речи, работа над просодической стороной речи. Работа по коррекции звукопроизношения. Совершенствование фонематического восприятия и навыков звукового анализа и синтеза. Работа по коррекции слоговой структуры слова. Формирование послогового чтения. Знакомство и усвоение новых лексико-грамматических категорий. Обучение связной речи: развёрнутому смысловому высказыванию, состоящему из логически сочетающихся грамматически правильных предложений. Предупреждение нарушений письма и чтения. Развитие психических функций тесно связанных с речью: словесно-логическое мышление, память, внимание, воображение. Функции воспитателя: Учёт лексической темы при проведении всех занятий в группе на неделю. Пополнение, уточнение и активизация словарного запаса детей по текущей лексической теме по заданию логопеда и в процессе всех режимных моментов. Постоянное совершенствование артикуляции, тонкой и общей моторики. Системный контроль за поставленными звуками и грамматической правильностью речи детей в процессе всех режимных моментов. Включение отработанных грамматических конструкций в ситуациюестественного общения у детей. Формирование связной речи (заучивание стихотворений, потешек, текстов, знакомство с художественной литературой, работа над пересказом и составлением всех видов рассказывания). Закрепление навыков чтения и письма. Закрепление у детей речевых навыков на индивидуальных занятиях по заданию логопеда. Развитие понимания, внимания, памяти, логического мышления, воображения в игровых упражнениях на бездефектном речевом материале.

Картинка 11 из презентации «Логопед работа» к урокам дошкольного образования на тему «Логопед»

Размеры: 960 х 720 пикселей, формат: jpg. Чтобы бесплатно скачать картинку для урока дошкольного образования, щёлкните по изображению правой кнопкой мышки и нажмите «Сохранить изображение как...». Для показа картинок на уроке Вы также можете бесплатно скачать презентацию «Логопед работа.ppt» целиком со всеми картинками в zip-архиве. Размер архива - 2303 КБ.

Скачать презентацию

Логопед

«Логопедическая работа с детьми» - «Логопедическое сопровождение (формы работы)». Консультативно – методическая с родителями и педагогами. Логопедическое сопровождение (основная цель диагностики). Организация самостоятельной работы. РАЗРАБОТКА СОВМЕСТНОГО ДИАГНОСТИЧЕСКОГО БЛОКА МЕТОДИК. ОПРЕДЕЛЕНИЕ УРОВНЯ РЕЧЕВОГО И ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА.

«Логопедическая работа» - График работы логопедического кабинета Понедельник Вторник Среда 13.00 – 17.00 Четверг Пятница. Конспекты или подробные планы занятий. СЕМИНАР «Организация работы учителя - логопеда». Годовой план учителя-логопеда. Организация работы школьного логопеда. Логопед ____________________. Структурное подразделение «Коррекционная педагогика» e-mail: [email protected].

«Логопедические занятия» - Физо лфк. Организация коррекционно-развивающей работы в условиях логопункта. Закон РФ «Об образовании». «Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении». Учитель-логопед Педагог-психолог. Медицинские работники. Нормативно-правовое обеспечение. ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО: 20-25 воспитанников по результатам ПМПК.

«Логопед работа» - Отсутствие четного деления функций между воспитателями и логопедом; Задача логопеда: формирование первичных речевых навыков у детей-логопатов. Закрепление у детей речевых навыков на индивидуальных занятиях по заданию логопеда. Актуальность. Месяц Октябрь. Совершенствование фонематического восприятия и навыков звукового анализа и синтеза.

«Логопедический кабинет» - Так что, милости просим! Кабинет поделен на зоны: Для групповых занятий; Для индивидуальных; Методическая зона. На деревце можно поместить картинки,где нет данного звука. Особое место в сказочном городе занимает переделанное пособие В.В.Воскобовича “Дерево”. В игре формируется и развивается речевая деятельность.

«Уроки произношения» - Самостоятельная практическая деятельность по выполнению заданий к учебному материалу. Часть 1. Флаг Австралии. Звуки Р, С, Ш 5. Растительный и животный мир Америки(2 части) 6. Урок-тренинг. 2007-2008. 2006-2007. Карта Австралии. По странам и континентам с друзьями звуками. 94%. Муррей- самая многоводная река Австралии.

Всего в теме 13 презентаций

Эссе «Педагог в современном мире!»

Бредихина Наталья Сергеевна

Учитель - дефектолог - логопед

КГУ «ОСШИ №1 для детей с ОВР» г. Шахтинск

Я - логопед. И для меня это звучит гордо!

Наверное, как и большинство маленьких девочек в детстве я любила лечить и учить. Ещё в детском саду, смотря на свою мамочку, которая была моим воспитателем, я очень хотела быть «как она», работать с детьми. Ходила с бабушкой в школу и смотрела, наблюдала за ней, как она учила детей и давала им знания по русскому языку и литературе. Именно они стали примером, образцом для подражания и помогли определить мне мой дальнейший путь. У каждого человека есть определенная «миссия» в этом мире. Моя «миссия» - быть учителем. Я педагог в третьем поколении. Меня, тоже когда-то учили, именно любовь к детям, мне привили моя бабушка и мама. Сотни раз я слышала одну и ту же фразу: «Мало выучиться на учителя, нужно любить детей! Без любви не будет хороших результатов. На работу нужно, идти с желанием, как будто идешь на праздник…». Когда-то для меня эти фразы были далеки, и я не понимала ее. Как можно всю себя посвятить детям? А как же семья, дом? Мама и бабушка успевали всё. Теперь, когда прошло двадцать лет, я поняла весь смысл сказанного.

В 1990 году я поступила в Карагандинский педагогический институт, по специальности олигофренопедагог, логопед. В процессе обучения я всё больше и больше осознавала, что сделала правильный выбор. В настоящее время я работаю в КГУ «Общеобразовательная средняя школа-интернат для детей с особыми возможностями в развитии». Здесь своя специфика работы. Дети с разными диагнозами, а некоторые со сложными судьбами. Порой бывает нелегко, коррекционная работа идет очень сложно, медленно. Но учатся не только мои воспитанники, вместе с ними учусь я сама - выдержке, терпению, пониманию, отзывчивости, доброте, толерантности. Я всегда много отдаю детям, но и много получаю от них. Хорошо зная возрастные и индивидуальные особенности каждого ребенка, я умею поставить себя на его место, понять его внутреннее состояние. Это помогает мне готовиться к занятиям и проводить их. При возникновении различных ситуаций на занятиях, я корректирую ход занятия непосредственно во время проведения. Поэтому, считаю, что настоящий учитель тот, кто способен спуститься с высот своих знаний до незнания ученика и вместе с ним совершить восхождение. Терпение и оптимизм - две важнейшие составляющие в работе с особыми детьми. Желаемый результат будет не скоро, но по крупицам изо дня в день мы к нему идем. И как приятно видеть результат ежедневной, кропотливой работы. Когда что-то получается, ребёнок «зарычал», «зашипел» или научился произносить сложное слово, этот маленький человечек счастлив и горд за себя, рад своей маленькой победе. Вот из таких маленьких побед и состоит моя работа, работа учителя-логопеда.

Современное общество требует от учителя проявления активной жизненной и профессиональной позиции. В качестве главного показателя профессионального мастерства, я считаю это умение понять причину того явления, с которым столкнулся педагог. Это предполагает проведение качественного анализа ситуации. Таким образом, за профессиональным мастерством скрадывается умение работать с конкретным ребенком. А так же умение подойти к любой ситуации не стандартно. Профессиональная репутация педагога коррекционно-развивающего обучения во многом зависит от его активности в достижении максимально возможного уровня развития ребенка с особыми образовательными потребностями и интеграции его в повседневной жизни.

Чтобы постоянно быть на высоте я много времени уделяю повышению уровня своего профессионального мастерства. Для этого я изучаю новинки методической литературы, посещаю семинары, методические объединения, активно использую ИКТ, изучаю материал педагогических порталов, сетевых предметных сообществ, изучаю логопедические сайты. Учитывая современные тенденции в информационном мире, изучаю инновационные технологии, видоизменяю, модифицирую их и внедряю в свою работу отдельные значимые элементы из них.

Я считаю, что в процессе коррекционной работы, возрастает педагогическая и социальная значимость сохранения и укрепления здоровья детей. Здоровьесберегающие образовательные технологии наиболее существенны среди всех известных технологий по степени влияния на здоровье детей. Они помогают мне на разных этапах коррекционно-речевой работы. Изначально использую фонетический логотренинг «Играем, двигаемся - развиваемся» как систему занятий и подготовительных упражнений для развития артикуляционной, общей и мелкой моторики, просодики, слухового и зрительного восприятия, слухового внимания и памяти у детей. Детям очень нравятся различные виды самомассажа: головы, ушных раковин, лица, шеи, кистей и пальцев рук; традиционные и нетрадиционные формы артикуляционной гимнастики (биоэнергопластика, театр пальчиков и язычка, сказочные истории из жизни Язычка, комплексы упражнений для выработки артикуляции звуков). Кроме этого, я в своей работе, использую такие здоровье сберегающие технологии как:

* технология Су-Джок терапии;

* технология дыхательной гимнастики (Цыгун);

* технология кинезиологических движений (А. Сиротюк);

* технология сменности положения тела (В. Базарный). На основном этапе логопедической работы применяю метод су-джок терапии. Использование су-джок массажёров - массажных шариков и массажных колечек в сочетании с упражнениями по коррекции звукопроизношения и развитию лексико-грамматических категорий, всё это способствуют повышению физической и умственной работоспособности детей, создаёт функциональную базу для сравнительно быстрого перехода на более высокий уровень сенсорного развития и возможность для оптимальной целенаправленной речевой работы с каждым ребёнком.

Быть «на одной волне» с ребёнком, создавать различные ситуации общения мне помогают информационные технологии. Специализированная логопедическая компьютерная программа «Игры для Тигры», компьютерные игры под тематикой: «Учимся говорить правильно», «Уроки тётушки Совы», подготовленные мною презентации по постановке, автоматизации и дифференциации звуков, способствуют решению коррекционно-развивающих задач, соответствующих индивидуальным возможностям каждого ребенка с особыми образовательными потребностями. Таким образом, индивидуальный план коррекционно-развивающей работы с ребёнком составляется на основе комплексного включения компьютерной и логопедической технологий. Опыт использования специализированных логопедических компьютерных программ, презентаций, показал, что применение новых информационных технологий в логопедической работе позволяет значительно сократить время на формирование и развитие языковых и речевых средств, коммуникативных навыков, высших психических функций у детей.

Для результативной коррекционно - логопедической работы, я сознательно включаю родителей в совместную работу. Их активное участие в коррекционно - развивающем образовательном процессе, позволяет значительно повысить эффективность коррекционной работы и создать единое пространство речевого развития ребёнка. С родителями я выстраиваю партнерские отношения, ведь именно родители являются заказчиками образовательных услуг учителя - логопеда и первыми моими помощниками в коррекционно - развивающей работе. Мною ведутся тетради взаимосвязи с родителями, что даёт возможность родителям каждую неделю знать, какую тему изучает ребенок, что он должен знать по этой теме и помогает им закрепить пройденный учебный материал в совместной работе с ребенком, выполнение артикуляционной гимнастики для постановке и автоматизации звуков, отражённое и самостоятельное проговаривание чистоговорок и проведение «Речевых зарядок». Выстраивая взаимодействие с родителями, руководствуюсь этим принципом и девизом: «Родитель - не гость, а полноправный член команды школы-интерната!». Всегда учитываю мнения других педагогов, воспитателей, педагога-психолога, врача терапевта консультируюсь у них, если это необходимо, консультирую их. Ребёнок, родители, педагоги, психолог, врачи и я — команда! Команда должна работать в единстве друг с другом. И цель у нас одна: сделать каждого ребенка счастливым, помогая ему научиться говорить, общаться, радоваться каждому дню.

Я часто вспоминаю слова Я.А. Коменского: «Наша профессия самая лучшая, как никакая другая под солнцем». Я согласна с высказыванием, что учитель — это не профессия, это — призвание, миссия. Для меня моя работа — это не только служба, это смысл жизни. Я не работаю в школе-интернате, я там «живу». Нельзя закончить занятие, закрыв кабинет; невозможно забыть про своих учеников, вернувшись, домой. Каждый день и каждый час я думаю о них. Моя цель: познакомить ребят со всем многообразием выразительных средств речи, помочь им научиться управлять органами речи и ещё красиво, правильно, чётко говорить и писать без ошибок, кроме этого научить их любить жизнь, понять в чем счастье, помочь найти свой путь. Поэтому как-то постепенно с опытом сложился мой Кодекс поведения:

1. Создавай ситуацию успеха хорошим настроением и позитивным отношениям.

2. Всегда готовься к занятиям как в первый раз, чтобы получать удовольствие от процесса общения и процесса сотворения нового.

3. Будь открытым и искренним, умей признавать свои ошибки.

4. Умей учиться от учеников и благодари их за общение.

5. Из любой ситуации можно найти выход, если не рассматривать ее как проблему.

Повезло ли мне с выбором профессии? Я уверена: если дети с удовольствием идут ко мне на занятия, значит, я всё делаю правильно. Я счастлива, что вижу плоды своего труда; знаю, что мои воспитанники выберут разные дороги в жизни, и им обязательно пригодится красивая грамотная речь. Работать с детьми интересно, каждый ребенок уникален и неповторим в своем проявлении и личностном развитии. Я хочу помочь каждому ребенку с речевыми нарушениями. Какое это удовлетворение и удовольствие, когда видишь, что твоя работа дает хорошие результаты. Особенно приятно, когда эти результаты вижу не только я, но и родители. Каждый день, занимаясь с детьми, я отдаю им частичку своего сердца, согреваю теплом своей души.

Мне нравится моя профессия, потому что она дает мне возможность ежедневно погружаться в чудесный мир детства и позволяет мне, в какой-то мере чувствовать себя ребенком.

На вопрос: "Кем вы работаете?" Я с гордостью отвечаю: "Я учитель-логопед!". Только профессия учителя-логопеда гармонично сочетает в себе мудрость педагогики, прозорливость психологии и, конечно же, милосердие медицины. Я это знаю, умею и делаю!

Читайте также: