Шереметьев николай петрович. История меценатской деятельности дворянского рода шереметьевых Кто такой граф шереметьев

Великие династии: "Шереметевы." История рода - д/фильмы

Шереме́тевы — один из виднейших боярских родов царства Русского, к которому принадлежал фельдмаршал Б. П. Шереметев, первым в России пожалованный (в 1706) титулом графа. Брак его сына с наследницей А. М. Черкасского положил начало колоссальному «шереметевскому состоянию». Первый его обладатель, граф Н. П. Шереметев, остался в русской истории как меценат, построивший и украсивший подмосковные усадьбы Останкино и Кусково, а также основавший Странноприимный дом. В Петербурге Шереметевым принадлежал Фонтанный дом.

Кроме графской, существуют и менее известные нетитулованные ветви рода; одной из них принадлежал Юринский замок.

История

Великие династии. Шереметьевы.

Подобно Романовым, выводят своё происхождения от Андрея Кобылы. Пятым коленом (праправнуком) Кобылы был Андрей Константинович Беззубцев по прозвищу Шеремет, а его братом — Семён Епанча (конец XV века). От Андрея Шеремета и пошли Шереметевы. Его прозвище, по Н. А. Баскакову, на тюркских языках означает «бедняга»; оксфордский филолог Б. О. Унбегаун трактует его как «лев Ахмат» (от перс. sir — «лев», ср. Шахматов).
В XVI—XVII веках из рода Шереметевых вышло много бояр, воевод, наместников, как в силу личных заслуг, так и по родству с царствующей династией. Так, правнучка Андрея Шеремета Елена Ивановна была выдана замуж за сына Ивана Грозного царевича Ивана, по одной из версий, убитого отцом в порыве гнева в 1581 году. Пятеро внуков А. Шеремета стали членами Боярской думы. Шереметевы принимали участие в многочисленных сражениях XVI столетия: в войнах с Литвой и крымским ханом, в Ливонской войне, казанских походах. За службу им жаловались вотчины в Московском, Ярославском, Рязанском, Нижегородском уездах.
Значительно выросло влияние Шереметевых на государственные дела в XVII столетии. В это время Шереметевы были одним из 16-ти родов, представители которого возводились в бояре, минуя чин окольничего. Боярин и воевода Пётр Никитич Шереметев стоял во главе обороны Пскова от Лжедмитрия II. Сын его Иван Петрович был знаменитым взяточником и расхитителем. Его двоюродный брат — Фёдор Иванович, также боярин и воевода, был видным государственным деятелем в первой половине XVII века. Он в значительной степени содействовал избранию в цари Михаила Фёдоровича Романова, был во главе московского правительства, был сторонником усиления роли Земского собора в вопросах управления страной.


Графская ветвь рода происходит от фельдмаршала Бориса Шереметева (1662—1719), который в 1706 за усмирение восстания в Астрахани был возведён в графы.


Шереметевы в XVI веке


Иван Андреевич (? —1521) — старший сын Андрея Шеремета, сын боярский и воевода, убит в бою с крымскими татарами в 1521, первый носитель фамилии.
Иван Васильевич Большой (? —1577) — боярин и воевода.
Иван Васильевич Меньшой (? —1577) — боярин и воевода.


Елена Ивановна — дочь Ивана Меньшого, жена царевича Иоанна Иоанновича

Константин Маковский. «Боярский свадебный пир в XVII веке», 1883

«Иван IV Грозный и Иван Иванович», картина И. Е. Репина


Семён Васильевич (? —1562) — боярин и воевода.


Фёдор Васильевич (? — вскоре после 1590) — окольничий и воевода.

Шереметевы в XVII веке

Борис Петрович Шереметев (1652—1719) — граф (1706), сподвижник Петра I, ближний боярин (1686), генерал-фельдмаршал (1701).

Иван Аргунов. Посмертный портрет фельдмаршала графа Бориса Петровича Шереметева. 1768.

Анна Петровна Нарышкина, урожденная Салтыкова, 2 жена Фельдмаршала Бориса Петровича Шереметева


Михаил Борисович Шереметев (1672—1714) — генерал-майор.

Боярин Федор Иванович Шереметев сдает сохраненные им в Смутное время царские сокровища.


Фёдор Иванович Шереметев (ок. 1570—1650) — русский государственный деятель.
Шереметевы в XVIII веке



Герб при въезде в Шереметевский дворец на берегу Фонтанки

Пётр Борисович Шереметев (1713—1788) — генерал-аншеф (1760), генерал-адъютант (1760), обер-камергер (1761), товарищ детства императора Петра II,

камергер комнаты принцессы Анны Леопольдовны (1739),

сенатор (1762), с 1768 в отставке.


Николай Петрович Шереметев (1751—1809) — покровитель искусств, муж крепостной актрисы Прасковьи Жемчуговой.

Вид на Странноприимный дом

Наталия Борисовна Шереметева (1714—1771), в замужестве княгиня Долгорукова — одна из первых и самых знаменитых в России мемуаристок.

Иван Алексеевич Долгоруков (1708-1739)- князь, придворный, фаворит императора Петра II


Шереметевы в XIX веке

Александр Дмитриевич Шереметев (1859—1931) — сын Д. Н. Шереметева, российский музыкальный меценат, основатель Российского Пожарного общества.

Александр Дмитриевич Шереметев с женой Марией Федоровной и дочерью Елизаветой Александровной на костюмированном балу 1903 года

Василий Александрович Шереметев (1795—1862) — действительный тайный советник (1857).


Кипренский О.А. Портрет графа Д.Н.

Дмитрий Николаевич Шереметев (1803—1871) — сын графа Николая Петровича Шереметева и Прасковьи Ивановны Ковалевой, по сцене Жемчуговой, бывшей крепостной актрисы театра.

Аргунов Н. . 1771 - после 1829 Портрет графа Н. П. Шереметева.

Прасковья Ковалёва-Жемчугова в роли Элианы,Ш. де Шамиссо


Сергей Дмитриевич Шереметев (1844—1918) — сын Д. Н. Шереметева, историк и генеалог, общественный деятель, обер-егермейстер (1904), почетный член Петербургской Академии Наук (1890), член Государственного совета (1900).

Sergey Dmitrievich Sheremetev

Егермейстер, Граф Сергей Дмитриевич Шереметьев, в наряде фельдмаршала Графа Бориса Петровича Шереметьева с портрета, хранившегося в селе Кусков.

Александра Павловна Сипягина(1851-1929), ур. Вяземская и Дмитрий Сергеевич Сипягин, граф Сергей Дмитриевич Шереметев и Екатерина Павловна Шереметева (1849-1929), ур. Вяземская.


Василий Васильевич Шереметев (1794—1817) — убит на «четверной дуэли» (24.11.1817 Шереметев—Завадовский—Грибоедов—Якубович) из за балерины Истоминой.

Портрет А.И. Истоминой. (1815-18)

Николай Васильевич Шереметев (1804—1849) — участник Северного тайного общества. Брат В. В. Шереметева.

Шереметевы в XX веке


Сергей Дмитриевич Шереметев (1844—1918) — русский государственный деятель, коллекционер, историк.

Дмитрий Сергеевич Шереметев (1862—1943) — граф, флигель-адъютант, друг детства императора Николая II.

Александр Дмитриевич Шереметев (1859—1931) — российский меценат и музыкант-любитель.


Павел Сергеевич Шереметев (1871—1943) — граф, историк и художник.

Шереметев, Николай Петрович (1903—1944) — внук С. Д. Шереметева, скрипач и концертмейстер Театра Вахтангова, супруг актрисы Цецилии Мансуровой.

Цецилия Мансурова


Пётр Петрович Шереметев (род. 13 сентября 1931, Кенитра, Марокко) — архитектор, меценат и общественный деятель. Председатель Российского музыкального общества в Париже и ректор Парижской русской консерватории имени С. Рахманинова. Председатель президиума Международного совета российских соотечественников.


Николай Дмитриевич Шереметев (28 октября 1904, Москва — 5 февраля 1979, Париж),

муж Ирины Феликсовны Юсуповой (21 марта 1915, Петербург — 30 августа 1983, Кормель), отец Ксении Николаевны Шереметевой-Сфирис, родившейся 1 марта 1942 в Риме.

Ксения Николаевна Шереметева-Сфирис с внучкой

Ксения Шереметева-Сфири имеет дочь Татьяну Сфири (р. 28.08.1968, Афины),которая замужем с 1996 за Алексисом Джианнокопулосом (р. 1963):в этом браке родились две дочери — Марилия (р. 2004) и Жасмин-Ксения (р. 2006)

Музей-усадьба Останкино.


Усадьба Останкино. Москва Вид с монорельсовой дороги.

Москва. музей, парк, усадьба Кусково


Кусково. Партер и оранжерея. 1761-1762 гг. Архитектор Ф.С. Аргунов. Гравюра П. Лорана.

Вид на Странноприимный дом

Странноприимный дом сейчас Институт скорой помощи имени Склифосовского.

Санкт-Петербург, Россия. Дворец Шереметевых на Фонтанке.

Юринский замок Шереметевых. республика Марий Эл.



Юринский замок.
Часть 5 - Великие династии: "Шереметевы." История рода - д/фильмы
Часть 6 -
Часть 7 -
...
Часть 19 -
Часть 20 -
Часть 21 -

Оценить ход реконструкции усадьбы и парка «Останкино» из штата Калифорния приехал потомок рода Шереметевых с супругой. Его предок, русский дворянин и меценат XVIII-XIX веков Николай Шереметев , чью усадьбу сейчас реставрируют, создал в ней деревянный дворцовый театр и даже женился на крепостной актрисе Прасковье Жемчуговой .

Графские развалины

Внутри бывшая дворянская усадьба и впрямь напоминает развалины: в полумраке видны голые стены — большинство картин сняты, повсюду аккуратно разложены элементы интерьера XVII-XIX веков. Шереметевы переходят из зала в зал, каждый шаг отзывается скрипом старого паркета.

В России граф Георгий Шереметев бывает часто. По-русски он говорит чисто и как-то по-книжному. «Исторические корни легко не выдернешь. Они внутри, мы стараемся хранить традиции рода. И детей приучаем любить историческую родину, — рассказывает граф, поднимаясь по ступеням в очередной зал усадьбы. — Все Шереметевы были настоящими патриотами и преданы своей стране — за веру, царя и Отечество…»

Дальняя часть усадьбы густо заросла лесом. Фото: АиФ / Юлия Демьянова

Жена графа тоже из дворянского рода — Ревуцких . По профессии она искусствовед, преподаёт историю искусства в Сан-Франциско. Про своих детей Мария Николаевна говорит, что они «очень русские», и в доме Шереметевых принято общаться на этом языке.

«А тут что — газета выглядывает?» — граф оборачивается к директору музея-усадьбы Геннадию Вдовину , показывая на отверстие в фанерной стене. «В прежние времена газеты на стены клеили вместо шпаклёвки и грунтовки, — отвечает тот. — Видимо, ещё дореволюционная». Графу явно интересны «русские технологии» оклейки обоев. Он достаёт из кармана небольшой фонарик, светит на стену. «Нет, — разочарованно качает головой, — советская». На пожелтевшем листе хорошо читается: «Новый рекорд фрезеровщика орденоносца тов. Гудова… Требуйте в книжных магазинах. 25 копеек». Идём дальше.

Жена графа тоже из дворянского рода — Ревуцких. Фото: АиФ / Юлия Демьянова

Театр и крепостная Параша

Знаменитый на весь мир частный театр графа Николая Шереметева представляет собой небольшую комнату. Именно на этой площадке играла в составе труппы крепостных будущая жена графа Прасковья Жемчугова. Костюмы и декорации не сохранились — во время войны 1812 года сгорел флигель с гардеробной. В глубине зала видна лишь римская колесница — один из уцелевших реквизитов.

Зато сохранилось машинное отделение с механическими приспособлениями театрального дела XVIII века — машинами грома и дождя. «Смотрите, как просто, — директор музея отводит Шереметевых в угол зала. — Тут с потолка идёт узкий колодец с жестяными пластинами в стенах. Шум дождя получали, когда сверху сыпали горох».

Усадьбу окружает парк по типу французского Версаля. Его реконструкция почти завершена. В данный момент администрация музея занимается восстановлением старых деревьев. Через пять лет обновлённое дворянское гнездо Шереметевых откроет двери для всех.

«Устроили тут Химкинский лес»

Другая часть поместья Шереметевых, парк «Останкино», тоже находится на реконструкции. Граф Шереметев следит за ходом работ с декабря. Парк будет состоять из современной части с игровыми площадками и зоной вай-фай и исторической части — дореволюционной и советской.

Усадьбу окружает парк по типу французского Версаля. Фото: АиФ / Юлия Демьянова

«Придя сюда полгода назад с проектом реконструкции, мы ужаснулись», — вспоминают архитекторы. Культурный памятник был плотно застроен кафе, деловыми офисами и целыми развлекательными комплексами с площадками для пейнтбола. «Помните, здесь кафе стояло?» — обращается к Шереметеву главный архитектор реставрации Андрей Коровянский. «Помню, помню», — кивает тот. «Снесли, — в голосе архитектора звучит насмешка. — Когда мы сказали, что будем сносить незаконные постройки, над нами посмеялись».

Появляется очередное кафе с характерным названием «Лав». С балкона доносится шансон и отборный мат. «В этом месте заканчивается променадная часть парка, гранит под ногами меняется на серую плитку», — невозмутимо продолжает Коровянский. Тут прямо на дворцовую аллею въезжает джип и упирается в Шереметевых. Граф галантно предлагает супруге руку. Не глядя в сторону «Лав», они удаляются вглубь парка.

Внутри усадьба действительно похожа на графские развалины. Фото: АиФ / Юлия Демьянова

Дальняя его часть заросла лесом. Вернуть сюда пейзажный парк с лужайками и открытыми пространствами можно только после вырубки поросли. «Решаем этот вопрос с экологами: по законам Москвы, ствол толще 8 сантиметров считается деревом, трогать его запрещено, — объясняет архитектор. — Но чтобы открыть пейзажи, парк нужно чистить. Иначе исторических дубов просто не видно, хотя в советские годы между ними в футбол играли». Старые деревья отмечены маркерами в виде штрих-кодов, каждое стоит на учёте у экологов.

«Тут ещё вот какое дело. Только раздастся звук топора — сразу появятся политические активисты с лозунгами вроде «Не дадим загубить Останкинский парк», — Андрей Коровянский машет рукой в сторону города. — Мы это уже проходили, когда детскую площадку в новой части делали. Устроили нам тут Химкинский лес. Сначала из «Яблока» пришли. Потом, правда, Митрохин увидел, как происходит реконструкция, и стал помогать. Следом появились «защитники леса» из КПРФ и «Женщин России». Давайте, кричат, защищать парк Останкино. От чего защищать, сами не знают…» На протяжении эмоционального монолога архитектора граф Шереметев хмурится, потом долго молчит. «Я понимаю… — произносит он наконец. — Да, понимаю».

В этой усадьбе находится знаменитый театр графа Николая Шереметева. Фото: АиФ / Юлия Демьянова

«С каждым поколением всё труднее сохранять русские традиции»

За самоваром и блинами в кафе «Русский чай» Георгий Шереметев рассказывает журналистам о непростых отношениях с прошлым. «Здесь земля наших предков. Мы рады бывать в России и приобщаться к условиям, в которых они жили и которые перевезли за границу. В Америке сохранять традиции нелегко. Происходит ассимиляция, отражается на следующих поколениях», — рассуждает граф. Загибая пальцы, он перечисляет имена своих детей — Александр, Николай, Ариадна, Тамара. Мужские имена Георгий и Александр в семье Шереметевых передаются старшим сыновьям через поколение.

После обеда прогулка Шереметевых по владениям предков продолжилась. В нехоженой части парка, где нет дорог, графине пришлось идти по грязи. «Как пахнет лесом. Правда, хорошо?» — говорила она, обходя лужи. Шереметев здоровался за руку со встречающимися рабочими. Те отряхивались, протягивали руку и удивлённо провожали взглядом мужчину в светлом костюме.

Справка АиФ.ru

Усадьба «Останкино» графа Николая Петровича Шереметева, построенная в конце XVIII века архитекторами Д. Кваренги, Ф. Кампорези и другими, была названа жемчужиной Подмосковья сразу после завершения строительства.

Обновленная дворянская усадьба Шереметевых откроется через пять лет. Фото: АиФ / Юлия Демьянова

«Останкино» — один из ключевых объектов культурного наследия столицы. Так, помимо интерьеров и наружного убранства усадебного дворца в стиле зрелого классицизма, здесь находится единственный в мире деревянный дворцовый театр. В советское время дворянская усадьба была объявлена музеем творчества крепостных мастеров.

Сегодня в усадьбе идёт масштабная реставрация. Для работы над проектом реставрации усадьбы, включающей парковый ансамбль, планируется привлечь лучших специалистов крупнейших мировых парковых комплексов — Версаля (Франция) и Потсдама (Германия). После завершения реставрации дворца и территории парка усадьба будет развиваться как единый комплекс. Полный цикл реставрационных работ по музею-усадьбе «Останкино» планируется завершить в 2015 году.

Павел Сергеевич Шереметьев (19 мая 1871-20 ноября 1943, Москва) - историк, художник.

родился в семье графа Сергея Дмитриевича Шереметева и Екатерины Павловны, урождённой Вяземской. Окончил историко-филологический факультет Императорского Санкт-Петербургского университета. В течение года отбывал обязательную воинскую повинность в лейб-гвардии Измайловском полку. Вышел в запас в чине прапорщика. В 1899-1911 годах - звенигородский уездный предводитель. В 1900 году получил чин камер-юнкера, в 1906 году - колежского советника, в 1910 году - камергера. Участник русско-японской войны (1905-1906 годы). Состоял уполномоченным Российского Общества Красного Креста от московского дворянства. При его участии во Владивостоке был организован военный госпиталь на 1000 мест, в станице Новокиевской оборудован санитарный склад. В 1906 году награждён медалью Красного Креста «За труды, понесённые во время военных действий на пользу больных и раненых воинов». С началом Первой мировой войны прапорщик запаса граф Шереметев был призван в ополчение, где так же занимался помощью раненым. В действующей армиии пробыл весь 1915 год.

Член Общества любителей древней письменности; Русского генеалогического общества, Историко-родословного общества, член-соревнователь Императорского общества истории и древностей российских при Московском университете, член Санкт-Петербургской и Ярославской учёных архивных комиссий, член Общества защиты и сохранения памятников искусства и старины. С 1903 года - член либерального кружка «Беседа», участником которого был В. И. Вернандский. Член кружка «Патриаршая беседа». Член комитета по подготовке к празднованию 100-летия Отечественной войны 1812 года. Член комитета по подготовке празднования 300-летия Дома Романовых. С 1916 года - член Гос. Совета от дворянских обществ.

Талантливый художник. Ученик К. Я. Крыжицкого и А. А. Киселёва. В 1911 году был товарищем председателя Всероссийского съезда художников и председателем Комитета выставки иконописи и художественной старины.

После Октябрьской революции до 1927 года был заведующим Музеем-усадьбой Остафьево под Москвой, где работал над описанием коллекций живописи и скульптуры, осуществлял систематизацию коллекций оружия, гемм, литографий и книг. В июне 1928 года - уволен. С осени 1929 года, после ликвидации музейного статуса Остафьева, был выселен и жил с семьей в Напрудной башне Новодевичьего монастыря, писал статьи, оставшиеся в рукописях.

Член Всероссийского союза писателей (1921). В 1911 году П. С. Шереметев издал книгу «Карамзин в Остафьеве».
Вместе с гравёром Николаем Пановым издавал историко-художественный сборник «Русские усадьбы», где Шереметев писал тексты.

С 1921 года женат на Прасковье Васильевне (урождённой княжне Оболенской;1883-1941), которая в 1922-1928 годах работала с мужем в музее Остафьево. В браке родился сын:
Василий (1922-1989) - художник.

Графский род Шереметевых — один из самых знатных и богатых в России XVIII века. Шереметевы были известны как государственные деятели, строители храмов, богатые меценаты, помогавшие бедным и больным, поощрявшие развитие национальных архитектуры, искусства, музыки. Их домашний театр считался лучшим частным театром империи, владельцы его не жалели ни денег, ни труда на постановку спектаклей и создание декораций. Шереметевский театр отличался не только профессиональными, образованными и талантливыми актерами и певцами, но и до мелочей просчитанной планировкой зала, роскошными декорациями и прекрасной акустикой. Многие, кто в те времена побывал в Кусково, отмечали, что размах представлений и профессиональность актеров ничуть не уступали самому известному дворцовому театру в Эрмитаже.

Шереметевы считали, что настоящих актеров надо растить, терпеливо обучая их с самого детства. Так, Параша Ковалева (1768— 1803), дочь крепостного кузнеца, попала вместе с другими детьми в графское поместье, когда ей едва исполнилось восемь лет. Ее сразу же отдали на воспитание одинокой княгине Марфе Михайловне Долгорукой. У княгини девочка получила образование, была обучена вокалу, актерскому мастерству, игре на арфе и клавесине, французскому и итальянскому языкам, литературе, грамоте и некоторым наукам. Для подготовки детей к театральной жизни в усадьбу приезжали известные мастера—актеры, певцы и учителя. Все чаще они отмечали прекрасные способности маленькой Параши, пророчили ей большое будущее.

В это же время сын хозяина дома — Петра Борисовича Шереметева — Николай Петрович Шереметев (1751—1809) путешествовал по Европе в целях повышения образования. Набравшись царивших там революционных идей, он сразу же решил изменить жизнь Кусково и организовать ее по-европейским канонам. Первое, за что взялся молодой человек — это за помещения отцовского театра, которые показались ему старыми и слишком тесными.

Именно тогда, наблюдая за ходом строительных работ, Николай Петрович увидел застенчивую десятилетнюю девочку с огромными глазами на бледном личике, а когда познакомился с ней ближе — почувствовал и необычайный талант маленькой крепостной.

В новом театре девочка дебютировала в роли служанки из оперы Гретери «Опыт дружбы». Восхитительным сопрано Параша покорила всех зрителей, не оставив равнодушным и сына хозяина. Николай был настолько доволен дебютом маленькой актрисы, что в следующей опере отдал ей главную роль и ни на миг не сомневался в успехе. Именно тогда на афишах впервые появился театральный псевдоним девочки — Жемчугова. С тех пор самые лучшие роли в шереметьевском театре доставались только юной Параше.

К актерам Шереметевы относились почтительно и с уважением. Их называли по имени и отчеству, граф Шереметев-младший давал своим актерам новые фамилии по названиям драгоценных камней. Легенда гласит, что Жемчуговой Параша была названа в тот день, когда в пруду усадьбы была найдена маленькая жемчужина. Всем актерам и музыкантам театра выплачивалось жалование, им запрещался любой физический труд, они питались тем же, что и хозяева усадьбы, а к заболевшим приглашались лучшие местные доктора. Все это удивляло знатных посетителей Кусково, и долгое время порядки в «странной» семье являлись одной из самых интересных тем на светских вечерах столицы.

Слухи о шереметевском театре расходились по всем поместьям, на каждое представление в Кусково съезжались знатные особы, а не попавшие на спектакль потом долго сокрушались и слушали яркие рассказы посмотревших очередную постановку.

Старый граф решил построить новое здание театра, открытие которого должно было состояться 30 июня 1787 года, в тот день, когда поместье Шереметевых намеревалась посетить сама Екатерина П. Известный театр, а особенно игра и голос молодой актрисы Прасковьи Жемчуговой, настолько поразили царицу, что та решила преподнести девушке бриллиантовый перстень. Отныне юная крепостная Параша стала одной из самых известных актрис в России.

30 октября 1788 года умер Петр Борисович Шереметев. Все поместья с крепостными в двести тысяч душ достались его сыну — Николаю Петровичу. Тот после смерти отца забыл о театре, пил и бесчинствовал, пытаясь отвлечься от горя. Лишь Параша смогла утешить молодого графа и сочувствием и бесконечной добротой вывела его из загула. После этого Николай Петрович уже по-другому смотрел на девушку: в его сердце зародилось огромное, сильное чувство. Жемчугова же стала в театре вторым человеком, актеры теперь обращались к ней не иначе, как Прасковья Ивановна.

Вскоре влюбленные и вся труппа театра перебрались в новое имение графа — Останкино. Внезапно у Параши открылся туберкулез, и врачи навсегда запретили ей петь. Нежная забота графа, его терпение и любовь помогли женщине пережить это горе, а 15 декабря 1798 года граф Шереметев дал вольную своей самой любимой крепостной актрисе. Этот смелый шаг вызвал недоумение и пересуды в знатных кругах, но граф не обращал внимание на наговоры. Он решил венчаться с любимой. Утром 6 ноября 1801 года в церкви св. Симеона Столпника, которая сейчас расположена в Москве на Новом Арбате, состоялось скандальное бракосочетание. Таинство совершалось в строжайшем секрете, на него были приглашены только четверо самых близких и верных друзей молодой пары.

Два года длился этот брак в уважении, взаимопонимании и любви. Здоровье Параши ухудшалось с каждым днем. 3 февраля 1803 года Прасковья Ивановна родила сына. Роды были тяжелыми и мучительными, а ослабленный чахоткой организм не давал женщине даже подняться с кровати. Смертельно больная, она умоляла показать ребёнка, но его сразу же отнесли от матери из опасения, что младенец заразится и умрет. Около месяца угасала графиня. В бреду она умоляла, чтобы ей позволили услышать голос младенца, и когда его подносили к дверям спальни, Параша успокаивалась и забывалась тяжким сном.

Понимая, что кончина жены неизбежна, Николай Петрович решился открыть свою тайну и рассказать о браке с бывшей крепостной. Он обратился с письмом к императору Александру I, где умолял простить его и признать новорожденного наследником семьи Шереметевых. Император дал на это свое высочайшее согласие.

Любимая жена графа Шереметева скончалась в петербургском Фонтанном доме 23 февраля 1803 года, на двадцатый день от рождения ее сына. Ей было всего тридцать четыре года. Из знати на похороны никто не пришел — господа не пожелали признать покойную крепостную графиней. В последний путь Парашу провожали актеры, музыканты театра, слуги поместья, крепостные и поседевший от горя мужчина с младенцем на руках.

Ныне Прасковья Ивановна Жемчугова-Шереметева покоится в Александро-Невской лавре в фамильном склепе графов Шереметевых.

Все свои личные средства и драгоценности она завещала осиротевшим детям и бедным невестам на покупку приданого. Николай Петрович строго следил за выполнением завещания и сам до конца жизни постоянно помогал калекам и обездоленным. В своем московском дворце он основал знаменитую Шереметевскую больницу, которая в настоящее время больше известна, как Институт скорой помощи им. Склифосовского. Николай Петрович Шереметев скончался через шесть лет после супруги.

В «Завещательном письме» сыну граф написал о Прасковье Ивановне: «...Я питал к ней чувствования самые нежные... наблюдая украшенный добродетелью разум, искренность, человеколюбие, постоянство, верность. Сии качества... заставили меня попрать светское предубеждение в рассуждении знатности рода и избрать ее моею супругою...»

«Бог сохраняет все».

Это девиз рода Шереметевых. Род военных, политиков, интриганов, театралов, неисправимых романтиков.

Шереметевы ведут свое происхождение с середины XIV века, от боярина Андрея Кобылы, первого исторически достоверного предка дома Романовых. Представители этого рода всегда отличались храбростью, остротой ума, уменьем служить Родине и государю.

Первым из Шереметевых, кто проявил интерес к искусству и занялся (в понимании XVIII века) меценатством, был генерал от инфантерии, сенатор, обер-камергер Петр Борисович Шереметев, сын знаменитого соратника Петра Великого фельдмаршала Бориса Петровича Шереметева. В фамильном поместье Кусково он собрал лучшую в то время портретную галерею. Также Борис Петрович славился любовью к музыкальным и театральным постановкам.

Его сын, Николай Петрович, стал одним из первых русских меценатов. Молодой граф Шереметев воспитывался вместе с будущим императором Павлом I. С детства Николай Шереметев выступал в домашнем театре отца. В возрасте 14 лет он исполнил партию бога Гименея, которую до этого исполнял цесаревич Павел.

В 1769 году Николай Петрович Шереметев отправился получать образование в одном из наиболее престижных учебных заведений - Лейденском университете в Голландии. Помимо учёбы он освоил театральное дело, сценическое, декорационное и балетное искусства, свел знакомство с Моцартом и Генделем. Граф Шереметев был представлен дворам Англии, Франции и Пруссии. Среди его талантов была ещё и профессиональная игра на таких музыкальных инструментах, как скрипка, виолончель, фортепиано. Он умел читать партитуры, управлять оркестром и в юности мечтал быть дирижёром.

Екатерина II не доверяла людям, близким наследнику Павлу Петровичу. Опасаясь нового дворцового переворота, императрица стремилась удалить от двора тех вельмож, которым Павел мог доверять и на поддержку которых мог бы рассчитывать в своём стремлении создать оппозицию державной маменьке. Поэтому, по возвращении в Россию, Николай Шереметев сразу получил должность директора Московского банка и «осел» подальше от Петербурга - в провинциальной, патриархальной Москве. Однако графа это ничуть не огорчило. Верный поклонник Мельпомены, он тут же развернул строительство нового театра в своём подмосковном имении Кусково.

Граф Шереметев вошел в историю отечественной культуры и как выдающийся театральный деятель. В России со второй половины XVIII в. по 40е гг. XIX в. действовало более ста семидесяти крепостных театров, из них пятьдесят три - в Москве. Своими труппами и репертуаром славились домашние театры графа Александра Романовича Воронцова (1741-1805), князя Николая Борисовича Юсупова (1750-1831) - директора Императорских театров в 1791-1799 гг. Он создал театр, конкурировать с которым не мог ни один из известных крепостных театров того времени. Театр Шереметева отличался правильно подобранными декорациями, отличным оркестром и, конечно же, актёрами. Наспех набранную его отцом труппу из крепостных крестьян Николай Петрович пополняет новыми «народными» талантами. Он отдаёт своих актёров на обучение специально выписанным для этой цели артистам Петровского театра. Многие актёры проходят обучение в Москве и Петербурге, получая на деньги барина-мецената самое разностороннее образование: помимо сценического искусства, уроков вокала и музыки, они обучаются иностранным языкам, литературе, стихосложению. Сам Шереметев создаёт собственный театральный оркестр, покупает богатые декорации, заказывает костюмы, приглашает лучших музыкантов.

Новый Кусковский театр был официально открыт в 1787 году и пользовался огромной популярностью. На его спектакли съезжалась вся знать Москвы, а на некоторые представления специально прибывали высокопоставленные зрители из Петербурга. Содержатели частных театров жаловались городскому голове, что граф Шереметев (и без того богатый человек), ради своей забавы отбивает у них публику. Но для Шереметева театр не был забавой. Театральное дело постепенно превратилось в дело всей его жизни.

Помимо музыки и театра, Николай Петрович слыл известным знатоком архитектуры. За два десятилетия на его средства были сооружены театрально-дворцовый комплекс в Останкине, театральные здания в Кускове и Маркове, дома в Павловске и Гатчине, мыза Шампетр, Фонтанный дом в Петербурге и Странноприимный дом в Москве. Не менее важна роль Шереметева и в возведении храмов: церкви Знамения Богородицы в Новоспасском монастыре, церкви Троицы при Странноприимном доме, храма во имя Дмитрия Ростовского в Ростове Великом и других.

Поражает умение графа не гоняться за модными европейскими архитекторами и художниками, а открывать таланты в своих крепостных. Знаменитое здание театрально-дворцового комплекса в Останкино было построено крепостными архитекторами графа А. Мироновом и П. Аргуновым по проектам Кампорези, Бренны и Старова.

Художник Н. Аргунов впоследствии увековечил память Шереметева, написав портреты его самого и Прасковьи Ковалёвой (Жемчуговой). Кстати, одним из крепостных талантов Шереметевых был и скрипичных дел мастер И.А. Батов, чьи инструменты по праву сравнивают с произведениями таких мастеров как Гварнери и Страдивари.

Дворец в Останкине был открыт уже летом 1795 года. Премьера состоялась 22 июля. Для открытия была подготовлена героическая опера «Взятие Измаила». Труппа Шереметева становится лучшей среди крепостных на то время, затмевая даже знаменитый театр графа Воронцова. Оригинальная планировка зала Останкинского театра позволяла легко (буквально в течение часа) превращать его в бальный. На сегодняшний день, Останкинский театр - это единственный театр в России, сохранивший технику сцены 18 века - сцену, зрительный зал, гримировочные комнаты и часть механизмов машинного отделения. По своим акустическим качествам он является лучшим залом Москвы.

Для графа Шереметева создание собственного театра стало главным делом жизни. За 20 лет Шереметев поставил около сотни опер, балетов и комедий. Но главной была комическая опера - Гретри, Монсиньи, Дуни, Далейрака, Фомина. Отдавая предпочтение французским и итальянским композиторам, граф не прошел мимо лучших образцов ранней русской комической оперы. Граф Шереметев был увлечен Театром Просвещения, реформаторскими операми Глюка и его последователей, первым в России обратился к реформаторским операм Глюка «Армида», «Ифигения в Тавриде», «Альцеста». Настоящей звездой этой труппы стала Прасковья Ивановна Ковалёва, сценический псевдоним - Жемчугова (1768-1803). Граф Николай Петрович Шереметев, едва увидев ее на сцене, влюбился раз и навсегда.

В 1796 году в биографии графа Шереметева наступают значительные перемены. На престол восходит его друг детства - Павел I. Николай Петрович в мгновение ока становится обер-гофмаршалом и одним из самых влиятельных людей в стране. Надо сказать, такой поворот фортуны Николая Петровича не обрадовал. И хотя милости и почести сыпались на него, как из рога изобилия, его единственным, самым горячим желанием в эти годы было устроить свою личную, семейную жизнь…

Граф не раз обращался к Павлу I с просьбой разрешить, в виде исключения, официальный брак с Жемчуговой. Император прямо не отказывал Шереметеву, но смотрел на связь своего фаворита с актриской, как на странное чудачество. Он искренне восхищался игрой Прасковьи на сцене, однако создать прецедент, поставив актёрку, дочь крепостного кузнеца, в один ряд с представительницами родовитых фамилий, так и не позволил.

Только после смерти Павла I граф Николай Петрович решился на уловку с подделкой документов. Он сочиняет легенду о происхождении Прасковьи Ивановны Ковалёвой из рода польских шляхтичей Ковалевских, которые якобы когда-то жили в его имении Кусково. В 1801 году пятидесятилетний граф Шереметев получает от молодого императора Александра I воистину царский подарок - специальный эдикт, давший ему право жениться на польской дворянке Параскеве Ковалевской. Возможно, здесь не обошлось без шантажа: граф Шереметев не мог не знать о готовящемся заговоре против Павла I, а также и об участии в нём самого наследника. Шереметев в заговоре не участвовал, но и Павла о грозящей ему опасности не предупредил, хотя был едва ли не последним, кто говорил с ним накануне убийства. Фактически предав своего государя и благодетеля, обер-гофмаршал, скорее всего, рассчитывал на благодарность Александра I. Вскоре он её получил.

В 1803 году в семействе Шереметевых родился сын, граф Дмитрий. Естественно, такой непредвиденный поворот ошеломил всю алчную родню, радостно смирившуюся с тем, что Николай Петрович уже не оставит после себя прямого наследника. «Отменный штукарь наш старший родственник», - злобно заметила в мемуарах Анна Семеновна Шереметева - одна из претенденток на немалое наследство графа Николая Петровича.

Своим браком Шереметев окончательно закрепил за собой звание безумца, которого он удостаивался за глаза всю жизнь. Но это его более не волновало. Через двадцать дней после рождения сына умерла и Прасковья Шереметева-Жемчугова.

Жизнь графа потеряла смысл. В 1804 году он окончательно распустил свой крепостной театр и занялся благотворительностью.

В память о жене Шереметев основал Странноприимный дом (богадельню) в Москве (ныне здание Московского института скорой помощи им. Н.В. Склифосовского).

Строить здание приюта граф начал ещё в 1792 году. Место близ Сухаревой башни называлось Черкасские огороды и когда-то принадлежало его матери. За постройку здания первоначально взялся архитектор Елевзой Назаров, из шереметевских крепостных, ученик Баженова. Но после смерти Прасковьи Жемчуговой довершал проект великий зодчий Джакомо Кваренги - большой поклонник творчества покойной актрисы. Под его гениальным карандашом рождались дивная ротонда церкви, высокая белая колоннада, уверенный размах дворцовых крыльев. Снаружи - дворец; внутри - убежище для больных, бездомных, увечных. Дом состоял из больницы на 50 «страждущих от недугов», богадельни на 100 «призреваемых» (50 мужчин и 50 женщин) и приюта на 25 девочек-сирот. Была также организована библиотека с читальным залом. В боковых галереях устроены палаты для немощных, а наверху - особое отделение для бедных, не имевших средств к существованию и живших здесь на иждивении этого дома.

Потратив на постройку здания огромный капитал - более полутора миллиона рублей, Шереметев положил на содержание богадельни ещё 500 тысяч рублей и завещал ей «в вечность» село Молодой Туд с деревнями в Тверской губернии - восемь тысяч душ. Из этих средств следовало кормить и обихаживать призреваемых, помогать семьям, попавшим в беду, давать приданое бедным невестам. Приданое присуждалось каждый год - 23 февраля, в день смерти графини Прасковьи Ивановны.

Здание Странноприимного дома Шереметева считается шедевром русского зодчества, прекрасным образцом русского классицизма конца XVIII -- XIX веков. Это единственное благотворительное учреждение в России, которое было построено и содержалось на средства одного частного лица.

Сын Николая Петровича Шереметева -- Дмитрий Николаевич -- не просто продолжил традиции меценатства, заложенные отцом, но и многократно развил их. В его время в народе появилась поговорка «жить на шереметевский счёт», поскольку граф, являясь попечителем Странноприимного дома, тратил не только на него, но и на другие учреждения, огромные суммы. За счёт графа Шереметева существовали московские храмы, обители, гимназии, приюты и, отчасти, Петербургский университет. Помощь графа сыграла решающую роль в преображении Лазаревской церкви в Александро-Невской лавре. Дмитрий Николаевич в течение всей жизни оказывал материальную поддержку художникам, певцам и музыкантам, часто отдавая залы Фонтанного дома в Петербурге под мастерские как знаменитых, так и безвестных живописцев.

Известными меценатами стали и внуки Николая Петровича - старший сын Дмитрия Николаевича Сергей и младший -- Александр. Сергей Дмитриевич Шереметев был видным государственным деятелем, коллекционером и историком, а также состоял во множестве обществ, в том числе в Российском обществе покровительства животным.

Граф Александр Дмитриевич Шереметев (1859-1931) основал в 1882-м году частный оркестр, с которым с 1898-го года начал давать народные (общедоступные) симфонические концерты. В 1908-м году он пожертвовал 20 тысяч золотых рублей на учреждение стипендии Н.А. Римского-Корсакова в Петербургской консерватории. По его инициативе в Петербурге были установлены мемориальные доски Александру Даргомыжскому, Милию Балакиреву, Александру Серову и Модесту Мусоргскому, а также проводился всероссийский сбор средств на памятник Чайковскому. С 1910 года общедоступные концерты оркестра Шереметева стали бесплатными. Их посещала преимущественно малоимущая публика - та, что впоследствии составила аудиторию Ленинградской Филармонии, Театра оперы и балета им. Кирова. шереметьев меценат зодчество

Многие сочинение русских и зарубежных композиторов, ставших впоследствии общеизвестными, прозвучали впервые именно в его концертах. В феврале-марте 1906 г. первым в России граф Шереметев осуществил концертное исполнение оперы Вагнера «Парсифаль». «Пусть... критики возмущаются, что «Парсифаль» шел под управлением «любителя», - писал графу вскоре после концертов дирижер и композитор П.П. Шенк. - Первое исполнение «Парсифаля» будет вписано неизгладимыми буквами в историю музыки России».

В начале XX столетия род Шереметевых по-прежнему оставался богатейшим в России, но случился 1917 год. Младший внук знаменитого мецената Н.П. Шереметева -- Александр Дмитриевич -- оказался в Европе, где решил переждать «смутное время», как и многие другие русские аристократы. Ожидание затянулось, в Россию он так и не вернулся. За границей представителю богатейшего рода Шереметевых не на что было жить. Внук человека, чьё богатство одно время превосходило императорское, закончил свои дни во Франции в приюте для неимущих русских эмигрантов и был похоронен в общей могиле.

Девиз дворянского рода Шереметевых гласил: «Бог сохраняет все». Представителям графской ветви старинного рода Шереметевых в наивысшей степени была присуща потребность бескорыстного служения отечественной культуре - как творения блага, благородных деяний, которыми будут гордиться соотечественники и потомки.

Читайте также: