Пение рождество твое христе боже наш. Рождество твое, христе боже наш… главные молитвы рождества

«Рождество Твое, Христе Боже наш

возсия мирови свет разума.

В нем бо звездам служащии

звездою учахуся.

Тебе кланятися Солнцу правды,

И тебе ведети с высоты Востока.

Господи, слава тебе.»

Тропарь Рожества, гл. 4

Вот и наступил наконец этот долгожданный, любимый взрослыми и детьми, великий праздник Рождества Христова! Православные готовились к достойной встрече этого праздника, очищая свои души и тела длительным сорокадневным постом, покаянием, Причащением Святых Христовых Тайн и таинством Соборования.

Убранство храма тоже было обновлено. К Празднику были отреставрированы старинные Царские Врата - корпус был обновлен, с резных деталей была полностью снята старая краска и нанесена новая, золотого оттенка. Голубые облачения в алтаре были заменены на белые.

Вокруг иконы праздника сооружен красочный вертеп из веток ели и украшений. Особо почитаемые иконы храма - Божией Матери «Табынская» и святителя Николая тоже были украшены сосновыми ветвями и елочными шарами. Солею и амвон украсили напольные вазы с букетами живых лилий.

Служба Сочельника Рождества Христова началась 5-го января в 17 часов. Состояла она из вечерни, утрени и 1-го часа. Содержание песнопений этого дня - предпразднества - ожидание чуда рождения Богомладенца, которое предсказывали многие ветхозаветные пророки. Служба эта не торжественная, не очень длинная, но прихожан присутствовало много. После богослужения была общая, а затем и индивидуальная исповедь, которая длилась до 10 ч. вечера, хотя исповедовали два священника. Почти все православные спешили очистить свои души покаянием, чтобы достойно причаститься Святых Христовых Таин в последний день Рождественского Поста.

Утренняя служба Сочельника 6 января состояла из Великих (Царских) часов, изобразительных, вечерни и Литургии Василия Великого. Великие часы(1-й, 3-й, 6-й, и 9-й) отличаются от обычных тем, что на них священник читает паремии, Апостол и Евангелие, находясь в храме, а не в алтаре. Они по времени длятся в несколько раз дольше, чем обычные. А Царскими часы называют по старинной традиции, потому что в дореволюционной России на этой службе обязательно присутствовали члены императорской семьи. Литургия Василия великого - тоже особенная. Она служится всего 10 раз в году - на сочельник Рождества, Крещения, и остальные 8 раз - Великим Постом. Отличие Литургии Василия Великого от Литургии Иоанна Златоуста (которая служится во все остальные дни года) - в усиленных, сугубых молитвах священников. Причастников на службе Сочельника было очень много. Создалось впечатление, что все прихожане в этот день подошли к чаше со Святыми Дарами!


Название Сочельник произошло от старинного русского слова «сочиво» (или в другой транскрипции «коливо») - пшеничные зерна сваренные на воде без масла, которыми по традиции подкрепляют свои силы верующие в этот день, не вкушая ничего другого до первой звезды. Стоит отметить, что такая служба - Сочельник - служится всего 2 раза в году - на рождество Христово и на Крещение Господне.

И вот долгожданный праздник настал!

По сложившейся уже традиции ради удобства прихожан, служба Рождества Христова была разделена на две части - в 17.00 часов было отслужено Всенощное бдение, а в 24.00 - Божественная Литургия.

Значение этого события - рождения Богомладенца для спасения всего человечества трудно переоценить. Все в этом рождении было необычно: и непорочное зачатие Девой Марией, возвещенное ей от Ангела, и необычное место рождения - скромная пещера на окраине города Вифлеема, в которой прятался скот от дождя, и Ангельский хор, который на небе воспел рождение Иисуса, а простые пастухи его услышали и пришли поклониться воплощенному Богу. И Рождественская звезда, которую увидели персидские звездочеты, и несколько месяцев шли за этой звездой, и она привела их к Младенцу Христу.

Обо всех этих событиях повествуется в песнопениях праздника. Вообще служба Рождества Христова отличается особой торжественностью, радостным, мажорным настроением.


Еще до начала службы храм был до отказа наполнен людьми. Было много молодежи, многие были с детьми. Некоторые пришли в первый раз, и очень хочетсянадеяться, что он не будет последним! Настоятель храма протоиерей Симеон (Антипов) зачитал Рождественское обращение Святейшего Патриарха Кирилла а так же обращение митрополита Оренбургского и Саракташского Валентина.

В своей проповеди отец Симеон подчеркнул, что Рождество - детский праздник. И не только потому, что его особенно любят дети, но и потому, что Христос сам говорил: «Если не будете как дети, не сможете достичь Царствия Небесного». Так же он рассказал о значении Святок - дней от Рождества Христова до Крещения Господня. «Святки» - от слова «святость» - очень хорошо в этот период совершать добрые дела- навещать одиноких и больных людей, своих родных и друзей, те дома, где нам рады, самим принимать гостей, совершать дела милосердия, которые нам под силу, дарить подарки.


Служба закончилась братской трапезой, на которой впервые после поста было разрешено вкушение скоромной (т.е. мясной и молочной) пищи. Многие обменивались подарками и сладостями.

Но праздничные мероприятия на этом не закончились. 7-го января прошел утренник. (О нем подробно см. статью в разделе « » .)

Тропарь Рождества

Главный гимн Рождества в Православной Церкви – это тропарь Праздника, который датируют IV веком. Его поют во время рождественского богослужения и еще несколько дней спустя – вплоть до 13 января. Во время рождественской службы он исполняется несколько раз, и хору подпевает весь храм.

Этот гимн говорит о познании Бога человеком. Пути к этому познанию могут быть разными – в том числе через научное исследование звезд, как это произошло с волхвами. А именование Христа «Солнцем правды» указывает на Спасителя как на Источник жизни и света, чистоты и праведности:

Рождество Твое, Христе Боже наш, возсия мирови свет разума, в нем бо звездам служащии звездою учахуся. Тебе кланятися, Солнцу правды, и Тебе ведети с высоты Востока. Господи, слава Тебе!

Русский перевод:

Рождество Твое, Христе Боже наш, озарило мир светом знания, ибо через него звездам служащие звездою были научаемы Тебе поклоняться, Солнцу правды, и знать Тебя, с высоты Восходящее Светило. Господи, слава Тебе!

Кондак Рождества

В рождественские дни в храме исполняется особый кондак, гимн – «Дева днесь Пресущественнаго раждает». Он был написан святым Романом Сладкопевцем в начале VI века. Как гласит предание, святой Роман в юности не имел музыкального слуха и певческого голоса, за что подвергался насмешкам собратьев по церковному хору. Но однажды во время рождественского богослужения он обратился к Пресвятой Богородице со слезами и молитвой, чтобы научиться петь. После молитвы он задремал и видел во сне Божию Матерь. А когда Роман проснулся, то вышел на середину храма, чего никто от него не ожидал, и стал вдохновенно петь сочиненный им гимн «Дева днесь». До сих пор эта молитва считается одной из вершин церковной поэзии:

Дева днесь Пресущественнаго раждает, и земля вертеп Неприступному приносит;Ангели с пастырьми славословят, волсви же со звездою путешествуют, нас бо ради родися Отроча младо, Превечный Бог.

Русский перевод:

Дева в сей день Сверхсущественного рождает, и земля пещеру Неприступному приносит; Ангелы с пастухами славословят, волхвы же со звездою путешествуют, ибо ради нас родилось Дитя младое, Предвечный Бог.

Рождественские стихиры

В православном богослужении уже во время Рождественского поста исполняются специальные песнопения – стихиры, которые напоминают о приближающемся празднике. Вот пример одной такой стихиры – из Всенощной службы под память святителя Николая (19 декабря):

Вертепе благоукрасися, Агница бо грядет чревоносящи Христа: ясли же подимите словом разрешившаго от безсловеснаго деяния нас земнородных. Пастырие свиряюще свидетельствуйте чудеси страшному: и волсви от Персиды, злато и ливан и смирну царю принесите, яко явися Господь из Девы Матере. Емуже и приникши рабски Мати поклонися, и привещаше к держимому на объятиих Ея: како всеялся еси во Мне, или како прозябл еси во Мне, избавителю Мой и Боже?

Русский перевод:

Благоукрашайся, пещера, ибо Агница (то есть овечка, кроткое, смиренное животное, с которым принято сравнивать покорных Богу людей; в данном случае Агница – это Дева Мария, Та, Которая родит Христа) грядет, нося во утробе Христа. Ясли же, поднимите словом освободившего от бессмысленных деяний нас, земнородных. Пастухи, на свирелях играющие, свидетельствуйте о чуде устрашающем; и волхвы из Персии, золото, ладан и смирну царю принесите, ибо явился Господь от Девы Матери. И пред Ним, смиренно припав, сама Мать поклонилась, обращаясь к Тому, кто был в Ее объятьях: «Как Ты был зачат во Мне? Или как возрос во Мне, избавитель Мой и Боже?»

В ходе Всенощного бдения самого праздника Рождества Христова читается отрывок из Евангелия, после которого поется самая известная рождественская стихира:

Слава в Вышних Богу, и на земли мир, днесь восприемлет Вифлеем седящаго присно со Отцем, днесь Ангели Младенца, рожденнаго боголепно, славословят: слава в Вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение.

Русский перевод:

Слава в вышних Богу и на земле мир! В этот день принимает Вифлеем Сидящего вечно с Отцом. В этот день Ангелы рожденного Младенца как Бога славословят: «Слава в вышних Богу и на земле мир, среди людей благоволение!»

5 сильных молитв на Рождество Христово

4.2 (83.24%) 74 голос.

Молитва в Рождество Христово на здоровье

«В руце Твоего превеликаго милосердия, о Боже мой, вручаю душу и тело мое, чувства и глаголы моя, советы и помышления моя, дела моя и вся тела и души моея движения. Вход и исход мой, веру и жительство мое, течение и кончину живота моего, день и час издыхания моего, преставление мое, упокоение души и тела моего. Ты же, о Премилосерде Боже, всего мира грехами непреодолеваемая Благосте, незлобиве, Господи, мене, паче всех человеков грешнейшаго, приими в руце защищения Твоего и избави от всякаго зла, очисти многое множество беззаконий моих, подаждь исправление злому и окаянному моему житию и от грядущих грехопадений лютых всегда восхищай мя, да ни в чемже когда прогневаю Твое человеколюбие, имже покрывай немощь мою от бесов, страстей и злых человеков. Врагом видимым и невидимым запрети, руководствуя мя спасенным путем, доведи к Тебе, пристанищу моему и желаний моих краю. Даруй ми кончину христианску, непостыдну, мирну, от воздушных духов злобы соблюди, на Страшном Твоем Суде милостив рабу Твоему буди и причти мя одесную благословенным Твоим овцам, да с ними Тебе, Творца моего, славлю во веки. Аминь.»

Молитва на Рождество о замужестве

«С превеликой радостью обращаюсь к тебе, Матерь Божья.
Ты та, кто наполнила любовью плод чрева своего.
Я, раба Божья (свое имя) молю тебя сейчас о помощи.
Прошу, одари меня любовью взаимной и искренней.
Пошли мне мужа любящего и заботливого,
чтобы я могла растить детей в счастье и радости.
Да святится имя твое. Аминь».

Молитва в Рождество на деньги и богатство

«Господи Иисусе Христе Боже наш, изволивый спасения нашего ради на земли во плоти явитися и от Безневестныя и Пречистыя Девы Марии неизреченно родитися! Благодарим Тя, яко сподобил еси нас, подвигом поста предочистившихся, достигнути великаго праздника Твоего Рождества и в радости духовной со ангелами воспевати Тя, с пастырями славословити, с волхвами поклонятися. Благодарим Тя, яко по великому милосердию Твоему и безмерному снисхождению к немощем нашим, утешаеши нас ныне не точию изобильною пищею духовною, но и трапезою праздничной.

Темже молим Тя, отверзающаго щедрую руку Твою, исполняющего все живущее благ Твоих, дающаго всем пищу, соответствующую времени и правилам церковным, благослови праздничныя снеди, верным людем Твоим уготованныя, наипаче сия, от нихже повинующеся Уставу Церкви Твоея, в мимошедшии дни поста воздерживались рабы Твои, да будут оне вкушающим их со благодарением во здравие, в подкрепление сил телесных, в веселие и радость. Да вси мы, всякое довольство имуще, изобиловати будем и в дела благая, и от полноты благодарнаго сердца славити Тя, питающаго и утешающаго нас, купно же и Безначальнаго Твоего Отца и Пресвятаго Духа во веки веков. Аминь».

Молитва в Рождество на счастье и благополучие

«Пребезначальное Начало, Боже Святый и Вечный, и всея твари Содетелю! Киими словесы возблагодарим и киими песньми возвеличим Твое нас ради человек неизреченное снизхождение, волею Божества Своего не отступльше, и недр Отчих не разлучаяся, Бог сый, яко человек, в вертепе безсловеснем ныне положился еси, Христе Боже наш! Кто исповесть неизглаголаннаго сего таинства величие и преславнаго сбытия таинство: Сын Божий — Сын Девы является, да свободит мир от клятвы законныя, и сыны греха и беззакония — чадами Божиими, наследниками вечных благ соделает, — Себе же, яко жертву непорочную и всесвятую, в залог спасения падшаго человека да принесет. Иисусе Сладчайший, Владыко Всемилостивый! Твоим Пребожественным снизхождением юдоль земная в храм Божественныя Славы Твоея освятися, и вси живущии на ней небесным веселием исполнишася. Сподоби убо и нас в день преславнаго Рождества Твоего чистым сердцем и отверстою душею исповедати Тя истиннаго Агнца Божия, услаждающаго и укрепляющаго нас надеждою грядущих благ в немеркнующем Свете Трисиятельнаго Божества, Имже вся живет и движется, Имже обновление нашего первообразнаго бытия да усовершится. Ей, Господи, всякаго благодеяния богатый Дателю, и Подателю Благий, за еже тако возлюбил еси мир, яко вся скорби и болезни наша на Себе понести изволил еси, не остави нас, дондеже суета земная скорбьми и напастьми не изсушила души наша, и не погибе путь спасения под ногама нашима, да не посмеются о нас врази наши, но даруй нам в свете Твоего Божественнаго Откровения познати путь мира, добра и истины, и воззови ненасытною жаждою по Тебе, Спасителе нашем, во еже творити волю Твою преблагую во страсе Твоем, и в похвалу неизреченному снизхождению Твоему, яко кадило благовонное, приносити Тебе житие нескверное и любовь нелицемерную, да в делех наших и во уповании веры нашея непрестанно совершается воля Твоя святая, и во веки не умолкнет под небесем слава Твоя, слава, — яко Единороднаго от Отца, исполнь благодати и истины. Яко о Тебе, ныне плотию от Безневестныя и Пречистыя Девы Марии Рождшемся, вся колена небесная и земная, радости исполняющеся, велегласно исповедуют: с нами Бог, Емуже честь и поклонение подобает — Отцу и Сыну и Святому Духу, во веки веков. Аминь.»

Рождество Твое, Христе Боже наш,
возсия мирови свет разума,
в нем бо звездам служащии
звездою учахуся Тебе кланятися,
Солнцу правды, и Тебе ведети с высоты востока.
Господи, слава Тебе! -

В этих духовных стихах - тропаре праздника - заключены все главные события, сопровождающие Рождество Христово... Когда моя старшая дочка только начала ходить в школу(а сейчас она уже тележурналист), мы с ней написали стишок, перекладывающий тропарь на "детский язык". Сейчас помню только последнюю строфу:

Звезда сияет в небесах,
волхвы с дарами в туесах
спешат по нивам Палестины.
И нет отраднее картины!

Рождение Бога - это само по себе такое чудесно-поэтичное событие, что нисколько не удивляет количество разнообразных стихов на эту тему, начиная с такой всем знакомой детской песенки:

Маленькой ёлочке
Холодно зимой.
Из лесу ёлочку
Взяли мы домой.

Нравится ёлочке
Наше торжество.
Весело, весело
Нам на Рождество!

(З. Александрова)

Рождественский вариант "Ёлочки" - современная, постсоветская переработка. После Октября 1917 года наряжение елки и Дед Мороз были запрещены как буржуазный пережиток. В середине 1930-х годов решено было вернуть традицию, но только наряжать елку, разумеется, не на религиозный праздник - Рождество, а на светский - Новый год. Впервые официально СССР отмечал с елками новый 1937 год.

Зинаида Александрова (1907-1983) - известная советская детская поэтесса. В интернете встречается длинный вариант стихотворения - видимо, это и есть первоначальный авторский текст:

Зинаида Александрова

Маленькой елочке
Холодно зимой.
Из лесу елочку
Взяли мы домой.

Беленький заинька
Елочку просил:
"Мятного пряничка
Зайке принеси!"

Белочка прыгала
В шубке голубой:
"Елочка, елочка,
Я пойду с тобой!"

Маленькой елочке
В комнатах тепло,
Заяц и белочка
Дышат на стекло.

Красные зяблики
Вьются у окна,
В теплой проталине
Елочка видна.

Сколько на елочке
Шариков цветных,
Розовых пряников,
Шишек золотых!

Сколько под елочкой
Маленьких ребят!
Топают, хлопают,
Весело кричат:

"Елочка, елочка,
Яркие огни!
Синими бусами,
Елочка, звени,

Ветку нарядную
Ниже опусти,
Нас шоколадною
Рыбкой угости!

Встанем под елочкой
В дружный хоровод,
Весело, весело
Встретим Новый год!"

В советские времена не так много находилось поэтов, которые решались писать про Рождество, но всё же были и тогда стихи на эту тему:

РОЖДЕСТВЕНСКОЕ
С. Чёрный

В яслях спал на свежем сене
Тихий крошечный Христос.
Месяц, вынырнув из тени,
Гладил лён Его волос…
Бык дохнул в лицо Младенца
И, соломою шурша,
На упругое коленце
Засмотрелся, чуть дыша.
Воробьи сквозь жерди крыши
К яслям хлынули гурьбой,
А бычок, прижавшись к нише,
Одеяльце мял губой.
Пёс, прокравшись к тёплой ножке,
Полизал её тайком.
Всех уютней было кошке
В яслях греть Дитя бочком…
Присмиревший белый козлик
На чело Его дышал,
Только глупый серый ослик
Всех беспомощно толкал:
"Посмотреть бы на Ребёнка
Хоть минуточку и мне!"
И заплакал звонко-звонко
В предрассветной тишине…
А Христос, раскрывши глазки,
Вдруг раздвинул круг зверей
И с улыбкой, полной ласки,
Прошептал: "Смотри скорей!"

Это любимое стихотворение моих детей - трогательное, по-настоящему детское. К тому же оно прекрасно запоминается на слух и детям нравится учить его наизусть, чтобы рассказывать под ёлочкой Деду Морозу или благодарным слушателям, собравшимся на праздник Рождества дома или в школе.

РОЖДЕСТВО 1963
Иосиф Бродский (Это первое стихотворение Бродского на рождественский сюжет. В последствии он почти на каждое Рождество будет писать по стихотворению, из которых составится книга «Рождественский стихи»)


Звезда светила ярко с небосвода.
Холодный ветер снег в сугроб сгребал.
Шуршал песок. Костер трещал у входа.

Дым шел свечой. Огонь вился крючком.
И тени становились то короче,
то вдруг длинней. Никто не знал кругом,
что жизни счет начнется с этой ночи.

Волхвы пришли. Младенец крепко спал.
Крутые своды ясли окружали.
Кружился снег. Клубился белый пар.
Лежал младенец, и дары лежали.

То были времена чудес
Л. Мей

То были времена чудес,
Сбывалися слова пророка,
Сходили ангелы с небес,
Звезда катилась от востока,
Мир искупленья ожидал -
И в бедных яслях Вифлеема,
Под песнь хвалебную Эдема,
Младенец дивный воссиял…

Совсем коротенькое стихотворение, но очень ёмкое, заключающее чуть не дословно тропарь праздника, который мы уже читали выше. А А.Фет описывает это событие как бы не со стороны, а изнутри вифлеемской пещеры:

Афанасий Фет
***
Ночь тиха. По тверди зыбкой
Звезды южные дрожат.
Очи Матери с улыбкой
В ясли тихие глядят.

Ни ушей, ни взоров лишних, -
Вот пропели петухи -
И за ангелами в вышних
Славят Бога пастухи.

Ясли тихо светят взору,
Озарен Марии лик.
Звездный хор к иному хору
Слухом трепетным приник, -

И над Ним горит высоко
Та звезда далеких стран:
С ней несут цари Востока
Злато, смирну и ливан.

Почему-то сама не ожидала, что у Лермонтова* тоже найдётся прекрасное рождественское стихотворение - доброе и красивое, описывающее настроение праздника в душе поэта:

…из пламя и света рожденное Слово...

М. Ю. Лермонтов

Сегодня будет Рождество,
весь город в ожиданьи тайны,
он дремлет в инее хрустальном
и ждет: свершится волшебство.

Метели завладели им,
похожие на сновиденье.
В соборах трепет свеч и пенье,
и ладана сребристый дым.

Под перезвон колоколов
забьётся колоколом сердце.
И от судьбы своей не деться –
от рождества волшебных слов.

Родник небес – тех слов исток,
они из пламени и света.
И в мире, и в душе поэта,
и в слове возродится Бог.

Колдуй же, вьюга-чародей,
твоя волшебная стихия
преобразит в миры иные
всю землю, город, и людей.

Встречаться будут чудеса,
так запросто, в толпе прохожих,
и вдруг на музыку похожи
людские станут голоса.

И если этот стих описывает ожидание чудес, сопровождающее современный праздник, то Хомяков рисует Святую ночь тех далёких времён, когда это чудо на самом деле произошло:

В ЭТУ НОЧЬ
А. С. Хомяков

В эту ночь земля была в волненьи:
Блеск большой диковинной звезды
Ослепил вдруг горы и селенья,
Города, пустыни и сады.
А в пустыне наблюдали львицы,
Как, дарами дивны и полны,
Двигались бесшумно колесницы,
Важно шли верблюды и слоны.
И в челе большого каравана,
Устремивши взоры в небосклон,
Три царя в затейливых тюрбанах
Ехали к кому-то на поклон.
А в пещере, где всю ночь не гасли
Факелы, мигая и чадя, -
Там ягнята увидали в яслях
Спящее прекрасное Дитя,
В эту ночь вся тварь была в волненьи,
Пели птицы в полуночной мгле,
Возвещая всем благоволенье,
Наступленье мира на Земле.

Один поэт делает акцент на благоволеньи, тогда как другой рисует сказочную картину рождественского леса, чтобы подчеркнуть особый смысл чудесного события - неложность рождественского пути и для ангелов, и для людей:

Александр Блок
Сочельник в лесу

Ризу накрест обвязав,
Свечку к палке привязав,
Реет ангел невелик,
Реет лесом, светлолик.
В снежно-белой тишине
От сосны порхнет к сосне,
Тронет свечкою сучок -
Треснет, вспыхнет огонек,
Округлится, задрожит,
Как по нитке, побежит
Там и сям, и тут, и здесь…
Зимний лес сияет весь!
Так легко, как снежный пух,
Рождества крылатый дух
Озаряет небеса,
Сводит праздник на леса,
Чтоб от неба и земли
Светы встретиться могли,
Чтоб меж небом и землей
Загорелся луч иной,
Чтоб от света малых свеч
Длинный луч, как острый меч,
Сердце светом пронизал,
Путь неложный указал.

Христославы
А. Коринфский

Под покровом ночи звездной
Дремлет русское село;
Всю дорогу, все тропинки
Белым снегом замело…
Кое-где огни по окнам,
Словно звездочки, горят.
На огонь бежит сугробом
Со звездой толпа ребят,
Под оконцами стучатся,
«Рождество Твое» поют.
«Христославы! Христославы!»
Раздается там и тут.
И в нестройном детском хоре
Так таинственна, чиста,
Так отрадна весть святая
О рождении Христа…

В этом стихотворении - яркая зарисовка святочной традиции колядования, о которой никак нельзя забывать в этот праздник. Колядки, святочные народные песни, в период рождественских святок поют не только в Украине и России, но и в других христианских странах, прославляя рождение Богомладенца. Самая любимая у моих детей:

Рождество Христово - Ангел прилетел.
Он летел по небу, людям песни пел:
- Все люди ликуйте, в сей день торжествуйте -
Днесь - Христово Рождество!

Пастухи к вертепу первыми пришли,
И Христа-Младенца с Матерью нашли.
Стояли, молились, Христу поклонились.
Днесь Христово Рождество!

А волхвы с востока за звездою шли,
Смирну, ладан, злато Царю царей несли.
Пришли, удивились, кротко преклонились.
Днесь Христово Рождество!

Все мы согрешили, Спасе, пред Тобой.
Мы все люди грешны, Ты один Святой.
Прости согрешенья, дай нам оставленье.
Днесь - Христово Рождество!

Колядки с удовольствием поют и взрослые, и дети на русском и украинском языках:

У Вифлеємі –
В стайні на сіні –
Христос родився
Всім на спасіння!
Люди, радійте,
Христа вітайте,
Божому сину
Славу віддайте!
Слава на небі
Богу Святому,
На землі спокій
Роду людському!

Поздравляю всех читателей нашей газеты - и маленьких, и взрослых - с Рождеством Христовым и желаю им радостных и счастливых мгновений Светлого Праздника.

*
Автор стихотворения «Сегодня будет Рождество…» - Ирина Афонская. Недоразумение с авторством получилось, по словам самой поэтессы, из-за эпиграфа «…из пламя и света рожденное Слово», взятого из стихотворения М. Лермонтова «Есть речи значенье»

Ива Афонская (литературный псевдоним, настоящее имя Ирина Викторовна Афонская), родилась в 1963г. Член Союза писателей России и Союза литераторов России, публиковалась в России и за рубежом (Германия) как поэтесса и журналист, в прессе, сборниках. В 1997 году вышла первая книга "Звезда Полынь". По образованию филолог-литературовед. Увлекается путешествиями и, помимо стихов, пишет статьи-воспоминания о путешествиях. Занимается живописью и фотографией.
Пишет песни в содружестве с композиторами Л. Вершинкиной, М. Приходько, И. Ветчилиной, А. Лебедевым. Неоднократно участвовала в литературно-музыкальных концертах и вечерах на различных площадках столицы, проведено несколько авторских литературно-музыкальных вечеров, в том числе и на радио.

Ирмосы Рождества Христова. Музыка Веделя

https:

//youtu.be/fqgwAaCBIzY

О важности сохранения празднования Рождества писали ранним христианам Апостолы: «Храните, братия, дни праздничные, и, во‑первых, день Рождества Христова».

Тропарь и кондак Рождества Христова

Светлое Рождество Христово Тропарь, кондак, величание

Тропарь Рождества Христова, глас 4

Рождество Твое, Христе Боже наш, возсия мирови свет разума, в нем бо звездам служащии звездою учахуся, Тебе кланятися Солнцу Правды и Тебе ведети с высоты востока: Господи, слава Тебе!

Кондак Рождества Христова, глас 3

Дева днесь Пресущественнаго раждает, и земля вертеп Неприступному приносит: ангели с пастырьми славословят, волсви же со звездою путешествуют: нас бо ради родися Отроча младо, Превечный Бог.

Величание Рождеству Христову

Величаем Тя, Жизнодавче Христе, нас ради ныне плотию рождшагося от Безневестныя и Пречистыя Девы Марии.

О главных песнопениях праздника Рождества Христова рассказывают выпускницы регентского отделения Екатеринбургской духовной семинарии.

Праздник Рождества Христова в пределах предпразднества и попразднества продолжается 14 дней .

Сам день Рождества Иисуса Христа во плоти, как важнейший и торжественнейший, называется в православных Богослужебных книгах праздником тридневным, пасхою. По гласу Церкви в этот день, «всяческая радости наполняются.

Ликуют Ангели вей на небеси, и радуются человецы: играет же вся тварь рождшагося ради в Вифлееме Спаса Господа: яко всякая лесть идольская преста и царствует Христос во веки».

Православные христиане с древних времен проводили праздник Рождества благоговейно.

РОЖДЕСТВЕНСКИЕ СВЯТКИ

Следующие после Праздника дни называют Святками - святыми днями, так как они освящены великими событиями Рождества Иисуса Христа.

ИСТОРИЯ ПРАЗДНОВАНИЯ РОЖДЕСТВЕНСКИХ СВЯТОК

Сохранились данные, что греческие христиане уже в 4 веке праздновали после Рождества две недели. Тогда уделялось особое внимание праздничному радостному настроению, которое должно было быть у всех, в том числе и у бедных людей, рабов, а также заключенных.

В церковном уставе прп. Саввы Освященного говорится, что во дни Рождественских святок «никакоже пост, ниже коленопреклонения бывают, ниже в церкви, ниже в келий».

В 567 году Вторым Туронским Собором дни от Рождества до Богоявления названы праздничными.

Известно, что в Византии был обычай на Святки оказывать помощь бедным людям, приносить в больницы и тюрьмы подарки и еду.

У Григория Нисского и Ефрема Сирина есть упоминания о Святках как о послерождественском торжестве.

Со временем послерождественские дни – Святки- окончательно стали тем временем, когда люди славят Христово Рождество. В этот период человек старался помочь немощным и бедным, дарил подарки. Хозяйки готовили вкусные угощения. Дети и молодые люди занимались колядованием, или славлением, - приходили к односельчанам с рождественской звездой и церковными песнопениям. Они пели тропарь и кондак праздника Рождества, а также духовные песенки Рождественской тематики - колядки (не путайте с языческим колядованием!).

Как проводить Рождественские Святки

Славьте!

В каноне на Рождество Христово Козьма Маиумский говорит: «От ночи до утра славословим Тебя, человеколюбче».

Подобно Ангелам, возвестившим вифлеемским пастухам великую радость и певшим хвалу Богу, славление священнослужители начинают в храме, после Литургии, в навечерие праздника: «Постановлено вжигать свещник и поставлять его посреди церкви; а ликам стать вкупе среди храма и петь возгласно: «Рождество Твое, Христе Боже наш, возсия мирови свет разума» и прочее».

После Богослужения в храмах Торжественное прославление Рождества Иисуса Христа переносится и в жилища верующих.

Радуйтесь!

Великая радость в праздник Рождества проистекает из благодарственного воспоминания снисхождения и единения Бога с человеком, о котором благовествуется на утрени в евангельском чтении (Мф. 1,8-25).

Творите дела милосердия

Православные всегда старались на Святках уделять время делам милосердия, делились радостью Рождества Христова с людьми, делая им что–то доброе. Многие в это время посещают больницы, детские дома, помогают нуждающимся и др.

Дарите рождественские подарки

Обычай на Святках дарить подарки своими корнями восходит к событиям Вифлеемской ночи, когда в дар новорожденному Иисусу волхвы принесли золото, ладан и смирну.

Занимайтесь детским воспитанием

Рождество – это и детский праздник. Чем больше у ребенка будет светлых воспоминаний о Рождестве, тем легче ему будет сохранять и умножать веру во взрослой жизни.

Не гадайте

Широкое распространение получило гадание в это время, но это всегда осуждалось православной Церковью. Шестым Вселенским Собором установлено: «Прибегающие к волшебникам, или другим подобным, чтобы узнать от них что-либо сокровенное, согласно с прежними отеческими о них постановлениями, да подлежат правилу шестилетней епитимий».

Не калядуйте. Не устраивайте языческих игрищ и плясок

Календы - языческие празднования первого дня каждого месяца - ничего общего с православными традициями не имеют, точно так же, как и всенародные пляски в честь богов по чуждому для христианского жития обряду и игрища, проводимые по старинным идолопоклонническим преданиям с наряжением в кумирские одеяния с плясками и песнями.

Духовные Рождественские песни


Дева-Богородица

Детско-юношеский хор церковно-певческой школы им. преп. Иоанна Дамаскина при соборе Владимирской иконы Божией Матери г.Санкт-Петербург. Руководитель Ирина Болдышева

Дева Богородица, Чистая Мария,
Мати Предъизбранная, мира Красота,
Кроткая Владычице, сохрани Россию,
Умоли о грешных нас Господа Христа.

Тихо колыбельную над яслями пела
И качала ласково Своего Творца.
Первая в глаза Его кротко посмотрела,
Первая увидела свет Его лица.

Первые слова Его в сердце Ты слагала
И улыбку первую видела Его.
С Ним от злобы Ирода в дальний край бежала.
Умоли о грешных нас Сына Своего!

Ты Дитя Небесное к сердцу прижимала -
Перед Ним единая Ты, как снег, чиста.
В Вифлееме Господа в яслях пеленала -
На Голгофе встала Ты у Его креста.

О, Пренепорочная, рождшая Мессию,
Истину державшая на Своих руках, -
Умоли же Господа, да спасёт Россию,
И помянет грешных нас в горних Небесах!

Небо и земля

Небо и земля, небо и земля
Ныне торжествуют.
Ангелы, люди, Ангелы, люди
Весело ликуют.

Ангелы поют, славу воздают.

Чудо,чудо возвещают.
Во Вифлееме, во Вифлееме,
Радость наступила!
Чистая Дева, чистая Дева,
Сына породила!
Христос родился, Бог воплотился,
Ангелы поют, славу воздают.
Пастухи играют, Пастыря встречают,
Чудо,чудо возвещают.

Ночь тиха над Палестиной (рождественская песня)
В исполнении знаменитого хора храма святителя Николая в Заяицком (в Москве).

Ночь тиха над Палестиной.
Спит усталая земля.
Горы, рощи и долины
Скрыла всё ночная мгла.
Скрыла всё ночная мгла.

В Вифлееме утомлённом
Все погасли огоньки,
Только в поле отдалённом
Не дремали пастухи.
Не дремали пастухи.

Стадо верно сосчитали,
Обвели ночной дозор,
И, усевшись, завязали
Меж собою разговор.
Меж собою разговор.

Вдруг раздался шелест нежный,
Трепет пастухов объял,
И в одежде белоснежной
Ангел Божий им предстал.
Ангел Божий им предстал.

Не пугайтесь, не смущайтесь!
От Небесного Отца
Я пришёл великой вестью
Вам возрадовать сердца.
Вам возрадовать сердца.

Милость людям посылает
Сам Христос, Владыка-Царь.
Грешный мир спасти желая,
Сам Себя Он в жертву дал.
Сам Себя Он в жертву дал.

Ночь тиха над Палестиной.
Спит усталая земля.
Горы, рощи и долины
Скрыла всё ночная мгла.
Скрыла всё ночная мгла.

Ночь тиха, ночь свята. Хор МДА

Ночь тиха, ночь свята,
В небе свет, красота.
Божий Сын пеленами повит,
В Вифлеемском вертепе лежит.
Спи, Младенец Святой,
Спи Младенец Святой.

Ночь тиха, ночь свята,
И светла и чиста.
Славит радостный Ангелов хор,
Далеко оглашая простор
Над уснувшей землёй
Над уснувшей землёй.

Ночь тиха, ночь свята,
Мы поём Христа.
И с улыбкой Младенец глядит,
Взгляд Его о любви говорит
И сияет красой
И сияет красой.

"Рождество Христово"

Исполняет Клиросный хор Софийского собора г.Пушкин

Рождество Христово, Ангел прилетел,
Он летел по небу, людям песню пел:
“Вы люди, ликуйте, все днесь торжествуйте,
Днесь Христово Рождество! ”

Пастыри в пещеру первые пришли
И младенца Бога с Матерью нашли,
Стояли, молились, Христу поклонились –
Днесь Христово Рождество!

Все мы согрешили, Спасе, пред Тобой,
Все мы, люди, грешны – Ты Один Святой.
Прости прегрешенья, дай нам оставленье –
Днесь Христово Рождество!

Ныне совершилось. Текст ниже в разделе "Рождественские стихи". Протоиерей Николай Гурьянов "Рождественская ночь".

Ангелы в небе (Angels in Heaven)

Иван Козловский. Рождественские колядки / Ivan Kozlovskiy. Christmas carols. 1947

Рождественские песнопения - Хор Троице-Сергиевой Лавры п/у архим. Матфея Мормыля. 1990

РОЖДЕСТВЕНСКИЕ СТИХИ

Протоиерей Николай (Гурьянов)

РОЖДЕСТВЕНСКАЯ НОЧЬ

Ныне совершилось
Чудо из чудес:
Ныне персть сроднилась
С благостью небес.
Ныне человеком
Стал Предвечный Бог,
И в вертепе, в яслях,
Кроток сердцем лег.
И, звездой ведомы
К свету на поклон,
Мудрецы явились
Из чужих сторон.
Смирну, ладан, злато,
Лучший дар земли,
Три волхва с востока
Богу принесли.
Ангелы нисходят
Пастырям принесть
О Младенце-Боге
Дорогую весть.
И поет на небе
Лучезарный клир:
"Слава в вышних Богу,
И на земли мир!"

Митрополит Владимир (Сабодан)

Рождество

В яслях лежит Ребенок.
Матери нежен лик.
Слышат волы спросонок
Слабенький детский крик.

А где-то в белых Афинах
Философы среди колонн
Спорят о первопричинах,
Обсуждают новый закон.

И толпы в театрах Рима,
Стеснившись по ступеням,
Рукоплещут неутомимо
Гладиаторам и слонам.

Придет Он не в блеске грома,
Не в славе побед земных,
Он трости не переломит
И голосом будет тих.

Не царей назовет друзьями,
Не князей призовет в совет -
С галилейскими рыбарями
Образует Новый Завет.

Никого не отдаст на муки,
В оковы не закует,
Но Сам, распростерши руки,
В смертельной муке умрет.

И могучим победным звоном
Легионов не дрогнет строй.
К мироносицам, тихим женам,
Победитель придет зарей.

Со властию непостижимой
Протянет руку, один,
И рухнет гордыня Рима,
Растает мудрость Афин.

В яслях лежит Ребенок.
Матери кроток лик.
Слышат волы спросонок
Слабенький детский крик.

Священник Виктор Грозовский. Младенец

Младенец

Мы славим Рождество Святое,
Мы славим Бога и Отца,
Он в мир послал Дитя такое...,
Что славить будем без конца!

Безпечных, гордых, неутешных,
Кого в грехе родила мать,
Так возлюбил Отец нас грешных,
Что Сына - мир послал спасать.

Он - Царь царей, Спаситель мира,
Зрак на Себя раба приим,
В яслях лежал Младенец сирый,
И Матерь Божия - над Ним.

Дары волхвов лежали рядом,
А над пещерою - звезда.
Был Вефлием беззвестным градом,
Теперь прославлен навсегда.

И звёзды на небе сияли,
И был хор Ангелов с небес,
И сладкозвучно прославляли
Того, Кто был всему - Творец.

Ликует нынче вся природа,
Ликует христианский мир,
Но иродовы страх и злоба
Устроили кровавый пир.

Царь испугался, что Младенец
Его от трона отстранит,
И приказал он-двоеженец,
Новорождённых всех убить.

И погубил он тьму младенцев,
Всего от роду до двух лет.
За горе, слёзы вефлиемцев
Правитель Богу даст ответ.

Сегодня в мире также льётся
Детей невинных, чистых кровь,
И ирод-царь за власть трясётся
И ненавидит он Любовь.

Любовь всегда была гонима,
Младенец в мир её принёс,
Любовь - она непобедима,
Любовь - родившийся Христос!

Константин Льдов

Рождество Христово

Пустыня спит. Горят светила
На ризе ночи голубой.
Чья мысль их властно превратила
В завет, начертанный судьбой?

Кто поспешает в мраке зыбком
ВолхвыЗа звездным факелом во след?
К каким восторгам и улыбкам?
К каким виденьям юных лет?

То мудрецы, цари Востока,
Провидцы в жизни и во снах,
Рожденье нового Пророка
Прочли в небесных письменах.

Они чеканные сосуды
Везут с дарами… Путь далек.
Идут, колеблются верблюды,
Вздымая облаком песок…

Святое всех роднит со всеми, –
Как смерть, как совесть, как грехи.
Под утро, в горном Вифлееме,
Проснулись в страхе пастухи.

Как озарилась их обитель!
Само вещает Божество:
“Рожден для смертных Искупитель,
Идите, – узрите Его!”

Смиренных духом сочетало
Преданье с мудрыми земли:
Одно их чувство волновало,
Одни надежды их влекли.

Для них Избранник неизвестный
Уже идет и в этот час
На подвиг Свой – на подвиг Крестный
Во искупление за нас!

Вячеслав Иванов.

В Рождественскую ночь

О, как бы я желал, огнём пылая веры,
И душу скорбную очистив от грехов,
Увидеть полумрак убогой той пещеры,
Где воссияла Вечная Любовь.

О, как бы я хотел облить слезами ясли,
Где возлежал Христос-Младенец, и с мольбой
Припасть, – молить Его о том, чтобы погасли
И злоба, и вражда над грешною землёй;

Чтоб человек, озлобленный, усталый,
Истерзанный жестокою борьбой,
Забыл больного века идеалы
И вновь проникся верою святой;

О том, чтоб и ему, как пастырям смиренным,
В Рождественскую ночь с небесной высоты
Звезда чудесная огнём своим священным
Блеснула, полная нездешней красоты;

О том, чтоб и его, усталого, больного,
Как пастырей библейских и волхвов,
Она вела в ночь Рождества Христова
Туда, где родилась и Правда, и Любовь.

Афанасий Фет

Ночь тиха…

Ночь тиха. По тверди зыбкой
Звезды южные дрожат.
Очи Матери с улыбкой
В ясли тихие глядят.

Ни ушей, ни взоров лишних, –
Вот пропели петухи –
И за ангелами в вышних
Славят Бога пастухи.

Ясли тихо светят взору,
Озарен Марии лик.
Звездный хор к иному хору
Слухом трепетным приник, –

И над Ним горит высоко
Та звезда далеких стран:
С ней несут цари Востока
Злато, смирну и ладан.

Михаил Лермонтов

Стихи про Рождество

Сегодня будет Рождество,
весь город в ожиданьи тайны,
он дремлет в инее хрустальном
и ждет: свершится волшебство.

Метели завладели им,
похожие на сновиденье.
В соборах трепет свеч и пенье,
и ладана сребристый дым.

Под перезвон колоколов
забьётся колоколом сердце.
И от судьбы своей не деться –
от Рождества волшебных слов.

Родник небес – тех слов исток,
они из пламени и света.
И в мире, и в душе поэта,
и в слове возродится Бог!

ОТ ДУШИ ПОЗДРАВЛЯЮ ВСЕХ ПРАВОСЛАВНЫХ С ПРАЗДНИКОМ, ЖЕЛАЮ СЧАСТЬЯ И РАДОСТИ, ДУХОВНОГО И ТЕЛЕСНОГО ЗДРАВИЯ!

Читайте также: