Род михалковых-кончаловских на службе великой германии. Кардашьяны, Бондарчуки, Михалковы и Урганты: самые влиятельные кланы шоу-бизнеса Родовое имение михалковых

Трудно найти другую столь известную в нашей стране семью, которая сравнилась бы с этим старинным многочисленным родом в количестве одаренных личностей. К ним можно относиться по-разному – не любить их самих и их творчество, не разделять их взглядов, не соглашаться с их высказываниями по разным поводам, но нельзя отрицать их талантливость. Причем здесь, опровергая правило, природа на потомках не отдыхает. У Михалковых-Кончаловских талантливы все.

Талантливы по-разному, в разных областях искусства и культуры, но все ярки, даровиты, своеобразны. Для народа они – кумиры, для власти всегда, при разных правителях и даже при разных социальных устройствах, – любимцы, этой властью обласканные, неизменно находящиеся на вершине российского Парнаса. В непростом мире творческих личностей такое их положение вызывает многочисленные пересуды и сплетни, разумеется, недоброжелательные, но… тем не менее, всерьез никем не оспаривается.

Многие коллеги и критики видят в этом их счастливом качестве просто умение приспосабливаться, угождать власть имущим. Однако вряд ли кто из серьезных критиков усомнится, например, в таланте Сергея Владимировича, давно ставшего классиком детской литературы… Или в актерском и режиссерском даре Никиты Михалкова, тоже давно ставшего мэтром отечественного кино… Не столь единодушно оценивается режиссерский талант старшего брата – Андрея Михалкова-Кончаловского. Но количество призов международных кинофестивалей, которых были удостоены его фильмы, и тут говорит само за себя и представляет достойный ответ его недоброжелателям.

Талантливы, а некоторые из них уже отмечены разнообразными призами и наградами за их вклад в развитие российской культуры и искусства, и представители следующего, молодого поколения Михалковых-Кончаловских. Конечно, пока они не сравнятся по известности со своими отцами и дедами-прадедами, поэтому эта книжка не о них. Но все же следует отметить, что, например, Егор Кончаловский – уже достаточно широко известный кинорежиссер. Правда, пока он снимает не серьезное кино, а в основном боевики, и очень этим, по его словам, доволен, но, наверное, всему свое время. Думается, еще дозреет – фамилия заставит. В смысле – гены. Об остальных детях Андрея Сергеевича, к сожалению, или известно слишком мало, или они еще малы, поэтому и сказать о них пока нечего.

Зато на слуху имена детей Никиты Сергеевича. Так, его старший сын от брака с Анастасией Вертинской Степан Михалков не стал продолжать семейный кинобизнес и выбрал карьеру ресторатора. Впрочем, жизнь покажет, чему же он ее в конце концов посвятит. Ведь он еще и генеральный продюсер студии «Art pictures». Так что внимания со стороны прессы, модной тусовки и обычных граждан к нему не меньше, чем к любой кинозвезде. Что касается Анны Михалковой, то она, как пишут на ее сайте, «все время мечется в поисках себя, не удовлетворяясь ни принадлежностью к клану Михалковых, ни ролью хорошей актрисы, ни ролью популярной телеведущей, ни работой в российском Фонде культуры…». И то, и другое, и третье Анна уже испробовала на практике. И все получилось. Младший сын Никиты Сергеевича Артем тоже стал актером и, как повелось в звездном семействе, пробует себя в режиссуре. Наконец, папина любимица Надя учится в МГИМО на факультете международной журналистики и, как и все Михалковы, снимается в кино. Кинокартин за ее плечами пока немного, но ведь и она еще совсем молода. Сейчас Надя снимается в фильме Никиты Сергеевича «Утомленные солнцем-2».

То есть своим молодым поколением Михалковы и Кончаловские могут быть вполне довольны – их род растет, ширится и процветает. Уродов и паршивых овец не видно.

Возможно, разгадка такого чудесного феномена в древних и глубоких родовых корнях?

История древнего рода

Родословная

«Сергей Владимирович свою родословную стал собирать уже давно, к своим корням относится очень бережно. И нас к тому же приваживает», – написал Андрон Кончаловский в своей книге «Низкие истины». Беречь им и в самом деле есть что.

Дворянский род Михалковых известен еще с конца XV века, со времен Ивана Грозного. Пошел же он от некоего Михалки, от имени которого и образовалась фамилия его потомков. По одному из представителей династии получило свое название и подмосковное имение Михалково, ныне входящее в черту города.

Как известно, в те древние времена западные русские земли оказались под властью Великого княжества Литовского. В XV веке многие русские жители этого края, чтобы избежать притеснений со стороны литовских феодалов и не желая переходить в католичество, растворяться в чуждой им этнической среде, терять свою принадлежность к русскому народу, переселялись на Русь – в Москву, Тверь и другие города. Выехал в первой половине XV века из Литвы в Тверь, на службу к великому князю Ивану Михайловичу Тверскому, и некто Марк Демидович. От его потомков Киндыревых и «ответвились» Михалковы.

Наиболее ранний известный представитель рода Михалковых – это некий Гридица Михалков (упоминается под 1498 годом). Далее идет Тимофей (Тиша) Федорович Михалков – дьяк, сперва казенный, позже великокняжеский, а затем дворцовый. Упоминался он в завещании князя Дмитрия Углицкого, составленном в 1521 году, как заведующий его казною. Это, несомненно, свидетельствует о высокой степени доверия, оказанной Т.Ф.Михалкову, и о его близости к князю. В 1532 году Т.Ф. Михалков внес 50 рублей в Троице-Сергиев монастырь, тогда еще не бывший лаврой, на свое «вечное поминование». Впоследствии он был похоронен там на монастырском кладбище. Это подтверждает факт пожертвования в монастырь сыновьями Т.Ф. Михалкова Андреем и Полиевктом 100 рублей на поминание отцовской души.

Троице-Сергиева лавра стала одной из усыпальниц рода Михалковых. В списках погребенных в ней значатся и супруга Богдана Артамоновича Михалкова – Агриппина, скончавшаяся в 1631 году, и некий старец Арсений Михалков (возможно, ее муж), по-видимому, постриженный в монахи перед своей кончиной в 1633 году. Андрей Тимофеевич Михалков, сын упоминавшегося Тимофея Федоровича, при Иване Грозном был назначен наместником в Тулу, где и находился в 1580–1582 годах, впоследствии он стал воеводой в пограничном Смоленске. Его сын Андрей также был наместником в Туле (1582), а потом воеводой в Смоленске (1584).

Константин Иванович Михалков был первым постельничим молодого царя Михаила Федоровича и наместником трети московской (1614).

Так, в сборнике «Старина и новизна» (книга XVII, 1914) записано: «Михалковы в свойстве с Шестовыми, родом Великой Старицы Марфы Ивановны, матери Царя Михаила Федоровича. Первым «постельничим» вновь избранного Царя был человек ему не сторонний, а именно Михалков».

Среди предков Михалковых были и ратники, и служилые дворяне. В период Смутного времени известен был Федор Иванович Михалков, который служил воеводой в нескольких русских городах. Он не поддался соблазну поступить на службу ни к Лжедмитрию I, ни к Тушинскому вору. За верность и участие в боевых действиях против поляков Федор Михалков получил от князей Трубецкого и Пожарского вотчину.

Сын Федора Ивановича, Дмитрий Михалков, сорок лет нес ратную службу. Он участвовал в войнах с Польшей и Швецией, происходивших в XVII столетии. В 1659 году в бою под Конотопом получил тяжелую рану, но, несмотря на это, оставался в строю. Через несколько лет он был вновь ранен в бою с турецкими войсками под Чигирином, но и тогда военной службы не оставил.

Традиции семьи Михалковых

Славные традиции семьи Михалковых продолжили и последующие ее поколения – как в допетровские, так и в послепетровские времена. Так, прапрадед писателя, его полный тезка Сергей Владимирович Михалков (1789–1843), в составе знаменитого Семеновского полка дослужился от унтер-офицера до чина подпоручика, сумев отличиться в сражениях против Наполеона под Аустерлицем (1805 г.) и при Фридланде (1807 г.), был награжден несколькими боевыми орденами России.

Никита Михалков – знаменитый советский и российский кинорежиссер, актер, продюсер и сценарист, один из немногих отечественных обладателей премии «Оскар» за Лучший фильм на иностранном языке. Народный артист РСФСР (1984), председатель Московского международного кинофестиваля, председатель Союза кинематографистов.

Вершины успеха Михалков достиг как режиссер и актер в 60-80-е годы прошлого века, а позднее закрепил свой высокий статус. Последние картины Никиты Сергеевича выбиваются из его блестящей фильмографии, но в целом его вклад в кинематограф сложно недооценивать.

Детство и семья

Никита Михалков родился в послевоенной Москве 21 октября 1945 года в интеллигентной творческой семье с дворянскими корнями. Папа Никиты Сергеевича Михалкова – выдающийся советский писатель, автор текста гимна СССР, «Дяди Степы» и множества стихов для детей – Сергей Владимирович Михалков , а мама Наталия Кончаловская – поэтесса и переводчица. Его старший брат Андрей Кончаловский также стал знаменитым режиссером.


У Никиты Сергеевича немало именитых предков по матери, к примеру, его прадедом является знаменитый художник Василий Суриков.


До четвертого класса Михалков учился в школе с математическим уклоном, но вскоре понял, что у него нет способностей к точным наукам и вернулся в обычную.


А вот творческие способности у Никиты проявились очень рано – в 9 лет мальчик пошел в музыкальную школу, где проучился четыре года. Все это время он мечтал об актерской карьере.

Начало актерской карьеры

Впервые на экране Никита Михалков появился в 14 лет – он сыграл эпизодическую роль в картине «Солнце светит всем» Константина Воинова. А после были съемки в антирелигиозной драме «Тучи над Борском» Василия Ордынского.


Первая же большая роль подвернулась ему в 1961 году – это была школьная лента «Приключения Кроша» Генриха Оганесяна. Быстрый карьерный взлет еще юному Никите вскружил голову, так, что родственникам пришлось его пристыдить и поставить на место.


После школы юного Никиту Михалкова уже зачислили в труппу театра имени Станиславского, но там работы для неопытного актера не нашлось – на сцену Никита выходил только в эпизодических ролях.


За первый успех Никита благодарен старшему брату, ведь именно Андрей «сосватал» начинающего обаятельного актера режиссеру Георгию Данелия на роль в лирической комедии «Я шагаю по Москве». В картине Михалков, по его собственному признанию, сыграл самого себя – обаятельного и задорного парня Колю, который c уверенностью смотрит в будущее. Фильм Данелия и его заглавная одноименная песня в исполнении Никиты Михалкова стали символом эпохи оттепели и отразила настроение того времени.


В 1963 году, когда на экранах появился фильм «Я шагаю по Москве», Михалков поступил на актерский факультет Щукинского училища. Но руководство «Щуки» не поощряло съемки студентов в фильмах. Именно по этой причине на четвертом курсе Михалков был отчислен. Но долго Никита Сергеевич не расстраивался и вскоре поступил сразу на второй курс ВГИКа к мастеру Михаилу Ромму, у которого учился и его старший брат Андрей.

ВГИК

Во ВГИКе Михалков снимал комедийные сюжеты для «Фитиля», а также курсовые, в частности, короткометражку «...А я уезжаю домой», сценарий к которой он написал вместе с Евгением Стебловым, с которым снимался вместе в «Я шагаю по Москве».


Михалков успевал играть в кино – он снялся, например, в историко-приключенческой драме «Красная палатка» Михаила Калатозова, мелодраме «Дворянское гнездо» Андрея Кончаловского, а также в «Станционном смотрителе» Сергея Соловьева .


В 1971-м Никита Михалков окончил ВГИК с дипломным короткометражным фильмом «Спокойный день в конце войны» по сценарию Рустама Ибрагимбекова, который получил награду на VII фестивале студенческих фильмов.

Режиссерская и актерская деятельность

Полнометражную картину Никита Сергеевич замыслил, еще учась во ВГИКе: на идею приключенческого фильма Михалкова вдохновила однажды прочитанная в журнале «Наука и жизнь» заметка о чекистах, которые переправляли золото во время Гражданской войны.


Сначала картина с рабочим названием «Красное золото» мало чем отличалась от других историй времен Гражданской войны. Но впоследствии Никита Михалков и сценарист Эдуард Володарский переделали картину – получился советский вестерн «Свой среди чужих, чужой среди своих».

«Свой среди чужих, чужой среди своих» Никиты Михалкова. Тайны нашего кино

На роль Шилова Михалков специально ждал Юрия Богатырева , с которым впоследствии сотрудничал еще ни один раз, – эта работа прославила артиста на всю страну. Актерский состав набрался вообще блестящий: другие роли исполнили Александр Кайдановский , Александр Пороховщиков , Александр Калягин и сам Никита Михалков.

В большое кино Никита Сергеевич вошел размашисто и уверенно – по режиссуре сложно было представить, что это только дебют.

В 1972 году «Мосфильм» включил съемки картины в план. Однако «сверху» пришла разнарядка, что дети работников культуры уклоняются от армии. Тут же повестка пришла и к Михалкову – в 1972 году он отправился на Камчатку служить в морфлоте. Заканчивал «Свой среди чужих, чужой среди своих» он уже после возвращения со службы.


Следующее десятилетие можно назвать «декадой Михалкова» – почти каждый год-два он выпускал настоящие шедевры один за другим. Среди них можно назвать такие известные картины, как «Раба любви» с Еленой Соловей , «Неоконченная пьеса для механического пианино» с Александром Калягиным , «Родня» с Нонной Мордюковой и Светланой Крючковой , «Несколько дней из жизни И.И. Обломова» с Олегом Табаковым и Юрием Богатыревым. Удачно поддавались Михалкову как оригинальные, так и адаптированные сценарии по произведениям русской классики.


Менее активно, но все-таки продолжил Никита Сергеевич и свою актерскую карьеру – его случай можно назвать одним из немногих, когда появление режиссера в «своем» кадре более чем уместно. Всегда приглашали на съемки Михалкова и другие постановщики – так, ему блестяще удалась роль самовлюбленного обольстителя в музыкальной драме Эльдара Рязанова «Жестокий романс», открывшей советскому зрителю талант Ларисы Гузеевой . Многие советские зрители полюбили образ сэра Баскервиля, созданный Михалковым, в фильме Игоря Масленникова о сыщике Шерлоке Холмсе.


В 1987 году Михалков с единомышленниками основал продюсерскую кинокомпанию «Три-Тэ», первым фильмом которой стала его же картина «Урга: территория любви» (1993), получившая номинацию на «Оскар».

Одну из главных ролей сыграл Никита Сергеевич в своем «позднем» шедевре, посвященном трагедии сталинских репрессий как громе среди ясного неба на примере одной семьи в «Утомленных солнцем» с Олегом Меньшиковым и Ингеборгой Дапкунайте . Картина стала первым именно российским фильмом, удостоившимся премии «Оскар», которую режиссер отправился получать вместе со своей маленькой дочкой Надей .


Помимо этого, Никита Михалков сыграл яркие роли в «Униженных и оскорбленных», «Ревизоре» с Евгением Мироновым и Мариной Нееловой , а позднее в «Жмурках» и «Мне не больно» Алексея Балабанова – его образы бесправных «новых русских» уже точно вошли в историю кино.


Следующие картины режиссера, начиная с «Сибирского цирюльника» с Олегом Меньшиковым и заканчивая продолжением «Утомленных солнцем» и экранизацией рассказа Бунина «Солнечный удар», получили множество негативных отзывов. Особенно досталось последним картинам, в которых, по мнению возмущенных зрителей, Михалков смешал патриотизм с дешевым пафосом или же чересчур увлекся духом имперской России.


Лучше приняли зрители злободневную социальную драму режиссера «12», являющуюся вольным ремейком легендарной голливудской ленты «12 разгневанных мужчин» Сидни Люмета. Драма даже удостоилась номинации на «Оскар». Эту картину точно стоит посмотреть поклонникам сильной актерской школы, ведь здесь сыграли Валентин Гафт , Сергей Маковецкий и Алексей Горбунов .

Никита Михалков в «Белой студии»

Всего за свою карьеру Никита Михалков написал сценарии к 26 лентам, спродюсировал 22 (в том числе «Тренера» Данилы Козловского и «Движение вверх») и срежиссировал 35 художественных и документальных фильмов. При этом количество наград Михалкова подсчитать очень сложно – среди них, помимо «Оскара», и Гран-при Каннского кинофестиваля, и премии Венецианского фестиваля и фестиваля в Карловых Варах.


Скандалы

В 1998 году Никиту Михалкова избрали председателем Союза кинематографистов России, но спустя 10 лет режиссера сняли с поста и выбрали кинорежиссера Марлена Хуциева. В ответ на такой поступок Никита Сергеевич назвал всех ослами, а съезд - не легитимным.


В результате на чрезвычайном Внеочередном съезде СК Никиту Михалкова переизбрали председателем. Скандал вызвало исключение из СК председателя Гильдии киноведов и кинокритиков Виктора Матизена. Тогда многие кинематографисты в судебном порядке начали обжаловать решение чрезвычайного съезда, но получили отказ. У некоторых кинематографистов, выступивших за Марлена Хуциева, даже начались проблемы.


В конце 2017-го Михалков был снова избран председателем Союза кинематографистов, однако заявил, что не собирается быть на этом месте «вечно» и подготовит себе достойную смену.

Общественная деятельность

В 2011 году Никита Михалков представил общественности свой новый проект под названием «Бесогон», сначала зарегистрировав его в ЖЖ, а затем и на Youtube.


После удачной раскрутки в Интернете выпуски общественно-политической передачи, где Михалков высказывает свое мнение на происходящее в России и мире, стали транслировать в прайм-тайм на канале «Россия-24».

Периодически особо спорные передачи каналом к трансляции не допускались, у Михалкова происходили конфликты с организаторами. Так вышло, к примеру, в мае 2018 года, когда выпуск «Синдром Гарри Поттера», посвященный российским чиновникам, не идущим на диалог с гражданами, не допустили к эфиру.

Личная жизнь Никиты Михалкова

Со своей первой супругой Анастасией Вертинской Никита Михалков познакомился во время учебы в «Щуке» – она была восходящей звездой кино, уже успевшей сыграть в «Алых парусах» и «Человеке-амфибии». Их бурный роман закончился свадьбой в 1966 году, скоро в семье появился ребенок – Степан.


Семья просуществовала почти четыре года. Оба активно работали, но Никита считал, что жена должна сидеть дома, рожать детей и ждать мужа. Анастасия под это описание не подходила. Супруги расстались с уважением друг к другу. После этого Анастасия вышла второй раз замуж за певца Александра Градского , но их брак тоже распался, и больше Вертинская под венец не шла.


А до службы в армии Михалков познакомился с манекенщицей из Общесоюзного Дома моделей Татьяной Соловьевой . Взаимная симпатия быстро переросла в любовь. После года службы Никита первым делом пошел к любимой. Позднее у Татьяны и Никиты родилось трое детей: сын Артем (1975), дочери Анна (1974) и Надя (1987), все из которых пошли по стопам отца и стали артистами.

Никита Михалков сейчас

Никита Михалков продолжает активную творческую и общественную деятельность, занимается бизнесом. В его проектах сейчас – новые картины «Грибоедов» и «Шоколадный револьвер».

Никита Михалков в шоу «Судьба человека»

Как недавно выяснилось, двоюродный дед режиссёров Никиты Михалкова и Андрея Михалкова-Кончаловского, Дмитрий Петрович Кончаловский (1878-1952) во время советско-нацистской войны работал в составе русской администрации на освобождённых немцами территориях, вёл антикоммунистическую пропагандистскую работу. Весной 1944 г. Дмитрий Кончаловский возглавил Минский Обком (Оластной Комитет) Национальной Социалистической Трудовой Партии России (НСТПР) Бронислава Владиславовича Каминского.

Учитавая такие страницы биографии этого человека как:

Окончил историко-филологический факультет Московского университета, там же преподавал древнюю историю по специальности "История Рима".

Участвовал добровольцем в войне 1914-1917 гг.

В 1918-1922 гг. - преподаватель Московского, Минского и Смоленского университетов.

В 1924-1925 гг. - технический редактор в Госиздате.

В 1929-1941 гг. - преподаватель немецкого и латинского языков в московских вузах.

То есть человек весьма образованный и достойный. Министр национал-социалистической России из него вышел бы хороший.

  • Дмитрий Петрович Кончаловский
Отдельный интерес представляет его рейхсминистру Розенбергу, где Кончаловский, как искренний русский патриот, прямо указывает немцам на все ошибки их "восточной политики" и призывает к взаимовыгодному партнёрству.

А вот крайне любопытный документ - служебная записка от 17 декабря 1942 г. от анонимного штурмбанфюрера СС из базировавшейся в Смоленске айнзацгруппы В (командиром которой был Эрих Науманн) в Берлин начальнику полиции безопасности и СД с жалобой на Кончаловского-Сошальского (здесь он ошибочно именуется Сучальским):

Начальник полиции безопасности и СД
Офицер связи при министерстве оккуп. вост. территорий
Берлин, 17 декабря 1942 г.
СЕКРЕТНО

1. Служебная записка.
Тема: Вызов русского профессора Сучальского , Смоленск, в восточное министерство.

Опираясь на телефонную беседу от 16 декабря 1942-го сообщаю на основании докладов командира айнзацгруппы B, Смоленск, следующее:
Профессор Сучальский ранее трудился в Москве профессором древней истории. В связи с его антибольшевистским настроем его лишили права на преподавание, после чего он проживал в Смоленске, где и состоялся его первый контакт с немецкими военными службами. Сучальский незамедлительно предоставил себя в распоряжение немецких ведомств и был задействован в группе активной пропаганды Отдела Пропаганды W. Благодаря доверию, которое Сучальский завоевал среди немецких военных ведомств, он мог составить точную картину относительно планов восстановления русской гражданской администрации.

По сообщения командира айнзацгруппы B, Смоленск, Сучальский, однако, неприемлем политически. Из различных его высказываний следут, что он мыслит абсолютно великорусски, если не панславистски . В служебной поездке, состоявшейся в середине 1942-го, в которой принимал участие референт айнзацгруппы B, Сучальский помимо прочего высказывался о фюрере и заявил, что не может понять, почему немецкая пропаганда настолько выдвигает фюрера на передний план. В конце концов он всего лишь человек и кроме того он обладает даром гипноза, с помощью которого склоняет немцев к реализации своих планов. «Миф» Розенберга Сучальский не признает, считая его утрированным и к тому же ошибочным в отношении исторических фактов.

Далее командир айнзацгруппы B оценивает Сучальского как типичного представителя дореволюционных интеллигентов, который пытается использовать текущую ситуацию для того, чтобы получить важный пост в русской гражданской администрации. Референту айнзацгруппы B он заявил, что стремится стать русским министром по вопросам религии и культуры.Сучальский - великоросс и будет любыми путями добиваться великорусской автономии. Германия чего-то стоит для него лишь до тех пор, пока с помощью немецких военных ведомств он может чего-то добиваться. Хотя он безусловно за мирное сотрудничество с немецким рейхом, но решительно против военной оккупации великорусской территории после окончания войны . По мнению командира айнзацгруппы B, то что Сучальский при неприемлемом для него развитии событий может выступить предводителем великорусского движения , лежит в рамках возможного.

В связи с этим я указываю, что айнзацгруппа B уже давно предупреждала Отдел Пропаганды W насчет Сучальского. Тем не менее он по-прежнему работает на ответственном посту. Лишь сейчас зондерфюрер Отдела Пропаганды W сообщил референту айнзацгруппы B, что и он считает Сучальского опасной личностью, причиной чему стала деятельность Сучальского в Смоленске в последнее время. С точки зрения зондерфюрера, Сучальский - панславист и стремится в государственно-полицейском отношении к русской автономии. Зондерфюрер будет решительно выступать против возвращения Сучальского в Смоленск.

2. Господину д-ру Кнюпферу с просьбой рассмотреть и изложить свою позицию.
3. Ограничение допуска - I/6.

СС-штурмбанфюрер [подпись]

Т.е. во время своей работы в оккупированном немцами Смоленске Кончаловский в разгар войны открыто заявлял о себе как о русском националисте, видящем в немцах лишь средство для освобождения России от большевиков, ругал сочинения главных идеологов национал-социализма и критиковал самого фюрера. В ответ на это грозные эсэсовцы написали на него жалобу с просьбой снять его с его поста в смоленской администрации, которая, однако, была оставлена без внимания, и Кончаловский как ни в чём не бывало продолжил свою деятельность. При этом в «своей» Совдепии он за одну сотую из этого разом лишился бы головы. И это естественно побуждает задать вопрос: что же лучше - быть «своим» у совков или чужим у немцев?


А буквально на днях появилась ещё и такая информация:

Пока Сергей Михалков пел оды Сталину, его младший брат Михаил (на фото вверху) служил во время Второй мировой войны в СС.
О Михаиле Михалкове заговорили только перед самой его смертью в 2006 году. Он неожиданно, 80-летним стариком, стал раздавать одно интервью за другим. Мизерным тиражом вышла его автобиографическая книжка на русском «В лабиринтах смертельного риска».

- Михаил Владимирович, как в 1941 году вы, восемнадцатилетний парнишка, оказались в фашистском тылу?

С детства я хорошо знал немецкий язык: моя бонна была немкой. В 40-м году окончил спецшколу пограничных войск НКВД, где тоже изучал немецкий.

- А как же вы затесались в немецкие ряды?

Когда шел в направлении Харькова, напоролся на немцев. Оказался в штабной роте танковой дивизии СС "Великая Германия". Рассказал ее командиру - капитану Бершу - придуманную легенду: якобы я ученик 10-го класса, по происхождению немец с Кавказа, меня отправили на лето к бабушке в Брест. Когда город захватила 101-я немецкая дивизия (об этом я узнал еще в госпитале), то я доставал продукты для их обоза. Берш мне поверил и поручил снабжать его часть провиантом. Я ездил по деревням, менял у местных жителей немецкий бензин на продукты.

Танковая дивизия СС "Великая Германия" отступала на Запад. На границе Румынии и Венгрии я сбежал, надеясь найти партизан. Но так и не нашел. Зато, попав в Будапешт, случайно познакомился с миллионером из Женевы (ему я представился сыном директора крупного берлинского концерна), который вознамерился выдать за меня свою дочь. Благодаря ему я побывал в Швейцарии, Франции, Бельгии, Турции, встречался с Отто Скорцени. Но главной целью всех этих поездок была Латвия - все-таки ближе к России. Там связался с местным подпольем, в латышских лесах мы организовали группу сопротивления. Однажды я убил капитана из дивизии СС "Мертвая голова", взял его форму и оружие - это обмундирование помогало мне искать "окно" для перехода фронта. Верхом объезжал вражеские части и выяснял их расположение. Но как-то раз у меня потребовали документы, которых, естественно, не было, я был арестован как дезертир. До выяснения личности посадили в сарай, Снова бежал, пока, наконец, не удалось пересечь линию фронта.

Но при переходе линии фронта попал в полевую жандармерию… Меня как офицера СС сразу даже не обыскали. Вскоре мне удалось бежать. Неудачно спрыгнув с пятиметровой высоты, сломал себе руку, повредил позвоночник… С трудом добрался до ближайшего хутора и там потерял сознание. Хозяин хутора, латыш, отвез меня на телеге в госпиталь, естественно, немецкий. Когда я пришел в себя, меня спросили, где мои документы. Я ответил, что они остались в кителе. В общем, не найдя документов, мне выписали карточку на имя капитана Мюллера из Дюссельдорфа.

В госпитале меня прооперировали, и из города Либавы я был эвакуирован в Кенигсберг с новенькими документами капитана эсэсовской дивизии «Мертвая голова». Меня снабдили карточками на три месяца, выдали 1800 марок и предписали трехмесячный домашний отпуск - долечиваться. Потом я должен был явиться в Лиссу на переформирование высшего комсостава СС. Там я и командовал танковой ротой.

Когда командовал танковой ротой в Лисе… я решил выслужиться и написал строевую песню для роты. На полигоне солдаты эту песню разучили и, возвращаясь в часть, пропели её под окнами штаба. Там были слова, «Где Гитлер, там победа». Меня тут же вызвал к себе генерал: «Что это за песня?». Я ответил, что слова и музыку сочинил сам. Генерал был очень доволен...

Не вдаваясь в анализ воспоминаний Михалкова, явно подкорректированных для советских реалий, отмечу лишь, что вот и ещё одно доказательство, что немцы относились к русским аникоммунистам как к равноправным союзникам, и россказни о всяких мифических планах ост - не более чем ложь красной пропаганды. Уверен, что победи Третий рейх, мемуары Михаила Владимировича открыли бы для нас куда более интересные страницы русско-немецкого боевого братства;) И не пропадал бы зря режиссёрский талант его брата, снимающего сейчас скучные агитки победобесия, ведь каков сценарий - гауптштурмфюрер дивизии СС Тотенкопф Михаил Михалков в боях с большевиками.

Наталья Петровна Кончаловская родилась в семье русского художника П. П. Кончаловского. Мать, Ольга Васильевна, была дочерью В. И. Сурикова. Она оказала большое влияние на свою дочь. По воспоминаниям Натальи Петровны, Ольга Васильевна никогда не впадала в уныние, мужественно переносила невзгоды, ни при каких обстоятельствах не изменяла своим правилам.

Детство и юность

Детство Натальи Кончаловской прошло в путешествиях, где она знакомилась с великими произведениями искусства, училась иностранным языкам. Наталья Петровна прекрасно владела французским, английским, испанским, итальянским.

Во времена революции 1917 года семья Кончаловских жила в мастерской Петра Петровича на Садовом кольце у Триумфальной площади, в том же подъезде, где жил Булгаков. Здесь бывали Хлебников, Бурлюк. Сюда пришел Маяковский в своей желтой блузе, с морковкой, торчавшей вместо платка из кармана. Было много трудностей - голод, холод, отсутствие света, отопления, выдача продуктов по карточкам. Однако, как вспоминает Наталья Петровна, несмотря на сложные бытовые условия, театры и концертные залы были переполнены, страна жила в радостном творческом подъеме.

Насыщенная искусством атмосфера дома Кончаловских, где частыми гостями бывали композитор С. Прокофьев, пианист В. Софроницкий, писатели А. Толстой, Вс. Иванов, Илья Эренбург, скульптор С. Коненков, художник Грабарь, кинематографисты Эйзенштейн, Росс, артисты Иван Москвин, Борис Ливанов и многие другие выдающиеся современники, многого стоила. Так с самого раннего детства Наталья Петровна дышала воздухом искусства, впитывала в себя то, что называется Русской Культурой.

Она была из мира художников, бунтарей. Все, кто бывал в доме, знали ее с детства, для всех она была Наташенька. Гимназия Потоцкой, где она с 1910 года училась, помещалась на площади Пушкина, за кинотеатром "Россия". А на верхнем этаже дома жил Рахманинов. В перерывах между уроками девочки собирались на лестнице и слушали раскаты рояля.

Кончаловские были знакомы с Шаляпиными, бывали у них на Капри. Сын Шаляпина, Федор Федорович, позже стал большим другом Натальи Петровны. Маленькая Наташа просто, как домой, заходила в мастерскую скульптора С. Т. Коненкова, который был ее крестным. В студии Сергея Тимофеевича ей довелось слушать стихи Есенина, здесь же "гремел" голос Шаляпина, танцевала Айседора Дункан.

О своей юности Кончаловская вспоминала так: "В отличие от сверстниц я не готовилась ни к какой специальности и не подавала никаких надежд, хотя с младенчества обладала отличным слухом, с большой легкостью плела стихи... В домашнем хозяйстве я была расторопна: шить, кроить, вязать, стирать, стряпать я была приучена матерью с детства, и воспитанная с детства в строгой дисциплине, я глубоко вросла в жизнь семьи, для которой духовная культура, искусство, постоянный труд были основой существования".

Замужество

После первого неудачного романтического замужества в 1936 году Наталья Петровна выходит замуж за Сергея Михалкова, начинающего детского поэта. Сергей Михалков и Наталья Кончаловская прожили долгую жизнь, отметили золотую свадьбу. Их дети - Андрон и Никита Михалковы, ныне известные современные режиссеры, и дочь Катя от первого брака Натальи Петровны, которую удочерил Михалков.

Сергей Владимирович с огромной благодарностью и уважением вспоминает о Н. П. Кончаловской, и этот портрет, увиденный глазами любящего человека, очень много дает для понимания образа Натальи Петровны: "Наталья Кончаловская уже при взгляде на нее поражала воображение - она была мила и очень обаятельна. Все яркое, талантливое, совершенное моя Наташа принимала близко к сердцу.

Что нас всегда сближало, не считая увлечения поэзией, искусством, готовности работать, действовать? Думаю, что чувство юмора. Ни она, ни я не отдавали предпочтения суровости, угрюмости, старались по мере сил видеть в жизни хорошее, а то и забавное. Еще отмечу особо мудрость моей жены и еще поклонюсь ей за это. Чего скрывать, за долгую-долгую нашу совместную жизнь у нас случалось всякое. И ссоры, и размолвки, и пререкания по разным поводам...

Все проходило, но для меня одно оставалось неизменным - чувство глубокого уважения к жене, вечное изумление перед ее талантами и энергией".

В воспитании детей Наталья Петровна следовала духовной традиции своей семьи. Вспоминая свое детство, Никита Сергеевич, младший сын писательницы, рассказывал, что его мама была глубоко верующим человеком и никогда этого не стеснялась. Дети ходили в церковь, учили молитвы, причащались, исповедовались.

По воспоминаниям Андрона Кончаловского, старшего сына Натальи Петровны, его детство "окружали очень разные, выдающиеся, яркие люди... Странно было бы, живя в этом мире, не впитать в себя из него что-то важное для будущей жизни, для профессии".

Разносторонняя талантливость, богатая фантазия, трудолюбие, с детства прививаемые в семье, не могли не воплотиться в творчестве. Впервые Наталья Петровна Кончаловская выступила в печати в 1938 году.

Творчество

Она начала свою писательскую деятельность переводами Шелли, Браунинга, Вордсворта. Кроме того, она переводила с украинского - Стельмаха, с еврейского - Рубинштейна. Ею были переведены стихи многих кабардинских, балкарских поэтов. Но самый ее крупный перевод - поэма "Мирей" провансальского поэта XIX века Мистраля.

Встреча с Францией, французской литературой не закончилась переводом поэмы Мистраля. Старший сын Натальи Петровны, Андрон, познакомил ее с песнями Эдит Пиаф, которые она потом перевела и написала две книги о певице. Он же познакомил ее и с песнями Жоржа Брассанса, современного французского поэта, которого Наталья Петровна также взялась перевести.

Однако писать она стала значительно раньше. Все располагало к творчеству в доме, где всегда звучали стихи, музыка, рождались живописные произведения.

Особенно ярко она заявила о себе в поэзии для детей. Кончаловская начала с переводов английской детской поэзии. Ее собственные стихи собраны в книжках "Огород наоборот", "Близнецы", "Что случилось?", "Сосчитай-ка!", "Нотная азбука". Кроме того, выходили ее книжки-ширмы, книжки-игрушки, в том числе книга-путешествие по современному Китаю "Чжунго, Нинь Хао!", написанная совместно с Ю. Семеновым. Особое признание пришло к ней, когда вышла в свет книга "Наша древняя столица", над которой писательница трудилась на протяжении пятнадцати лет, где она простым, образным словом воспела наших предков, раскрыла роль народа в становлении русского государства.

С детства любившая музыку и когда-то мечтавшая поступить в консерваторию, Кончаловская написала русские тексты к операм Моцарта, Массне, Обера, Верди, Дебюсси, а увлечение французской эстрадой привело к появлению двух пластинок "Поет Эдит Пиаф. Рассказывает Наталья Кончаловская". Наталья Петровна писала и песни для мультфильмов.

Н. П. Кончаловская много ездила по стране с музыкально-литературными концертами-импровизациями, сборы от которых шли в Фонд мира. Посетив мемориал Хатыни, она за несколько дней написала поэму "Хатынская поляна", которую композитор Эмиль Олах положил на музыку. Так вышла пластинка с записью поэмы в исполнении автора. За эту работу Наталья Петровна была удостоена золотой медали "Борцу за мир" Комитета защиты мира.

Внучка Сурикова

Одно из важнейших творческих устремлений писательницы - работа, связанная с пропагандой творчества В. И. Сурикова. Наталья Петровна, наверное, лучший биограф Василия Ивановича. Главная особенность и уникальность ее работ состоит в том, что она - единственный близкий человек, знавший Василия Ивановича в бытовой, семейной обстановке. Наташа была любимой внучкой деда. Вместе со своими родителями она еще в детстве ездила на родину Василия Ивановича - в Сибирь и навсегда полюбила эти места. Поэтому не случайно, что в создании музея-усадьбы В. И. Сурикова Наталья Петровна принимала самое активное участие. После дочерей Сурикова она вместе с братом взяла ответственность за сохранение родового гнезда деда на себя. И где бы ни находилась Наталья Петровна, она проявляла самое теплое участие в судьбе дома и его коллекции. Об этом свидетельствуют ее частые встречи с Л. Греченко, директором музея, письма писательницы в музей.

Переписка Натальи Петровны с музеем касалась не только его насущных проблем: становления и развития музея, комплектования фондов, реставрационных работ, - но и просто жизни красноярцев. Благодаря ей и брату, Михаилу Петровичу, усадьба приняла тот вид, который был при деде. За бережное хранение сотрудниками музея родовой усадьбы художника дети и внуки Сурикова передали в дар музею богатый экспозиционный материал - личные вещи художника, его палитру, краски, трость, шляпу, и, конечно, картины. Большая часть фондов музея - произведений художника, его вещей, фотографий, документов получена от семьи Кончаловских.

В книге "Дар бесценный", которая вышла в 1964 году, писательница ярко, образно, с целым рядом бытовых и исторических подробностей рассказывает о творческом пути одного из великих русских живописцев. Книга основана на дневниковых записях отца и матери Натальи Петровны, высказываниях известных людей о художнике. Немаловажную часть книги составляют воспоминания самой Кончаловской о своем деде. Одно из них - рассказ о работе В. И. Сурикова над этюдом "Царевна" для картины "Посещение царевной женского монастыря". Наташа позировала для этого этюда в 9-летнем возрасте, она надевала на себя наряд, взятый в костюмерной Большого театра, - бармы, оплечье и кокошник. Было тяжело стоять, но дедушка говорил: "Ничего, ничего, бомбочка, постой! Вон царевны всю жизнь такую тяжесть носили, а ты не можешь десять минут постоять..." Так шла работа над портретом. Теперь этот портрет, подаренный внучкой художника, украшает коллекцию музея-усадьбы В. И. Сурикова.

Последние годы

Последние двадцать лет Наталья Петровна жила на своей даче на Николиной Горе, в Москву приезжала только по необходимости. Как вспоминает о последних годах жизни Натальи Петровны сын писательницы, Никита Сергеевич Михалков, "она старела замечательно легко - в этом не было ни комплексов, ни болезненности. Было достоинство. Даже в преклонном возрасте, когда ей было за восемьдесят, я никогда не видел ее небрежно одетой. Если она плохо себя чувствовала, просто никого не приглашала, сознавая, что неважно выглядит.

И даже в последние дни жизни - она находилась в больнице, в реанимации - осталась себе верна... Господь послал ей не смерть, а скорее уход. Она прожила счастливую, страстную, наполненную жизнь, она устала и уходила - спокойно, достойно".

Патриарх Пимен, хорошо знавший Наталью Петровну, совершил отпевание в Свято-Даниловом монастыре, прихожанкой которого она была. Огромный Троицкий собор был переполнен. Здесь все Михалковы: муж, сыновья, дочь, внуки. Потом - панихида на Новодевичьем кладбище, рядом с могилой отца Натальи Петровны, художника Петра Кончаловского и матери - Ольги Васильевны. Это было в октябре 1988 года...

"Впервые в русской литературе жизнь и творчество живописца-деда довелось воспеть поэтессе-внучке, воплотившей в художественной прозе как внутренний, так и внешний его образ, раскрыть сложнейший процесс рождения картины неотрывно от жизни и быта крупнейшего русского мастера кисти" - так писала критика после выхода в свет книги "Дар бесценный" Натальи Кончаловской.

В большой семье Михалковых каждый в той или иной мере знаменит. Не проходит и дня, чтобы в прессе или на телевидении не прозвучала эта фамилия. У Михалковых свое мнение на все сферы жизни - от мировых проблем до приготовления еды.

Прадеды

Современные Михалковы являются потомками князей Голицыных. Княжна Елизавета Николаевна Голицына вышла замуж за Владимира Михалкова, и семейству достается от Голицыных 720 десятин земли с поселком Назарьево. Поместье было приданым от князей Голицыных.

Владимир Сергеевич Михалков, прадедушка поэта, происходил из небогатого дворянского рода Михалковых. Их родовое имение частично сохранилось в Рыбинске. Новая семья начала строительство собственного имения. Это было двухэтажное здание, оформленное в готическом стиле.

Александр Михалков известен как инженер, который занимался краеведением. Его явно интересовали предки и дворянское происхождение. В 1996 году ему удалось издать работу «Очерки из истории московского купечества, чьи предприятия служили Москве после революции». Именно эта работа сделала его известным.

Из воспоминаний сотрудников «Московской правды» известно, что Александр Владимирович Михалков появлялся в редакции газеты без звонка и не любил говорить о своем известном брате. Тираж его работы - всего 1500 экземпляров, сейчас она имеется в списках рекомендованной литературы для изучения истории российского предпринимательства.

Младший брат Михаил тоже отличился на литературном поприще и написал автобиографическую повесть «В лабиринте смертельного риска», где рассказал свою собственную историю борьбы.

Рыбинск

Данные о семействе Михалковых и его дворянском происхождении хранились в родовом архиве именного поместья в Рыбинске. После распада Советского Союза родственникам передали архивы и правда о жизни предков Михалковых стала доступной для родственников.

Об имении в Рыбинске известно, что до прихода советской власти там хранилось множество произведений искусства - картины и старинные предметы быта перешли в руки государства и навсегда были утрачены для известного семейства.

Сейчас парк в Рыбинске носит статус памятника садово-паркового искусства. Тенистые аллеи и вековые деревья хранят память о славном дворянском роде Михалковых.

Читайте также: