Грех к смерти - это грех который не прощается? Грех не к смерти.

О чень интересный вопрос задал Джону Пайперу слушатель по имени Дэнни: “Здравствуйте, пастор Джон, спасибо Вам за этот подкаст. Что такое ‘грех не к смерти’ в 1 Иоанна 5:16-17? Объясните, пожалуйста.”

“Если кто видит брата своего согрешающего грехом не к смерти, то пусть молится, и Бог даст ему жизнь, то есть согрешающему грехом не к смерти. Есть грех к смерти: не о том говорю, чтобы он молился. Всякая неправда есть грех; но есть грех не к смерти.” (1 Ин. 5:16-17)

Позвольте мне дать вначале краткий ответ, а потом вернуться и представить основание для этого, исходя из контекста 1-го Послания Иоанна и более широкого учения Нового Завета. Вот мой ответ: грех, который не ведёт к смерти (что, как, по моему мнению, имеет ввиду Иоанн, есть вечная смерть или осуждение) - это любой грех, совершаемый нами, который мы, по благодати Божьей, способны исповедовать и покаяться в нём. Таков мой ответ.

Любой грех

Причина, почему я так выразился, в том, что сказано в 1 Иоанна 1:9 и в Евреям 12:16. Итак, в 1 Ин. 1:9 говорится: “Если исповедуем грехи наши” - Иоанн не уточняет, какой именно вид грехов - “то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи наши и очистит нас от всякой неправды.” Это просто потрясающее, чудесное, славное и драгоценное обетование. Если вы можете искренне исповедовать свой грех, согласиться с Богом в том, что это грех и что он отвратителен, возненавидеть этот грех, бороться с ним, вы будете прощены.

Однако, в Евр. 12:16-17, где говорится об Исаве и том, что с ним стало, написано:

“[Видите,] что нет такого блудника или нечестивца, который бы, как Исав, за одну снедь отказался от своего первородства. Ибо вы знаете, что после этого, когда он желал унаследовать благословение, он был отвергнут, потому что он не нашёл возможности к покаянию, хоть и искал его со слезами” (дословный перевод с английского перевода ESV).

Когда говорится, что он искал его , имеется ввиду, что он искал покаяния. Он не мог найти его. Он не был уже способен на покаяние. Не так, что он каялся, и каялся, и рыдал, но Бог не прощал ему. Нет, нет и нет. Он не мог покаяться. Он согрешил до такой степени и глубины, что Бог счел его безнадежным.

Вот это и есть то, что, по моему мнению, Иоанн подразумевал под непростительным грехом. Это не какой-то особый грех, например, какой-то особенный ужасный поступок, — но всё дело в глубине, степени, усугублении греха и упорстве в нём, при которых искреннее исповедание и покаяние становятся невозможными.

Потому мой ответ на вопрос Дэнни “Что такое грех не к смерти?” такой: это любой грех , любой грех, который мы всё ещё, по благодати, способны искренне и смиренно исповедовать и покаяться в нём. Такой грех не ведёт к смерти.

Установление баланса Иоанном

Теперь давайте посмотрим на контекст, потому что это действительно помогает понять, как сам текст, на который ссылается Дэнни, вписывается в более широкую тему 1 Послания Иоанна. Стих 1 Ин. 5:16 начинается словами “Если кто видит брата своего согрешающего грехом не к смерти.” Я бы здесь уточнил “Если кто видит брата своего согрешающего каким-либо грехом не к смерти,” иначе звучит так, будто речь о каком-то специфическом грехе. Здесь по контексту речь о любом грехе.

Итак, позвольте мне привести это следующим образом:

“Если кто видит брата своего согрешающего каким-либо грехом не к смерти, то пусть молится, и Бог даст ему жизнь, то есть согрешающему грехом не к смерти. Есть грех к смерти: не о том говорю, чтобы он молился. Всякая неправда есть грех; но есть грех не к смерти” (1 Ин. 5:16–17).

Необходимо убедиться, что мы рассматриваем эти два стиха как часть более масштабной попытки установления баланса, которую Иоанн предпринимает в этом письме. С одной стороны, в этом послании особо подчёркивается, что те, кто по-настоящему рождён свыше, не грешат. В 1 Ин. 3:9 сказано: “Всякий, рожденный от Бога, не делает греха.”

С другой стороны, Иоанн предупреждает нас против неправильного понимания этих слов — против перфекционизма, будто бы христиане совсем больше не грешат. Я действительно встречал людей, говорящих такое. Иоанн пишет:

“Если говорим, что не имеем греха, - обманываем самих себя, и истины нет в нас. Если исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи наши и очистит нас от всякой неправды. Если говорим, что мы не согрешили, то представляем Его лживым, и слова Его нет в нас.” (1 Ин. 1:8-10)

Изменившийся, но не идеальный

С одной стороны, если вы рождены свыше, вы не продолжаете грешить. С другой стороны, в этом мире вы никогда не перестанете грешить совсем. Другими словами, Иоанн пытается найти равновесие между абсолютной необходимостью рождения свыше, которая непременно даёт значительную победу над грехом. Это одна сторона. С другой стороны, для нас, христиан, реальность в том, что мы, совершая грехи, можем обрести прощение, исповедуя их.

Вот тот баланс, который мы находим в 1 Ин. 5:16-17. Итак, стих 16 начинается словами: “Если кто видит брата своего согрешающего грехом не к смерти, то пусть молится, и Бог даст ему жизнь, то есть согрешающему грехом не к смерти.” Другими словами, да, существует такое явление, как христианин, совершающий грех, и не получающий за него вечное осуждение.

А дальше стих 17 заканчивается такими словами: “Всякая неправда есть грех; но есть грех не к смерти.” То есть, Иоанн делает особый акцент на том, что мы не должны воспринимать то, что он сказал, в идеалистическом свете, будто бы христиане не грешат или будто все грехи ведут к осуждению. Это не так.

Драгоценное обетование

Христиане грешат, и не все грехи ведут к вечному осуждению. Но прямо здесь, в середине, в конце 16 стиха он делает оговорку. Он говорит: “Когда я говорю вам молиться за грешников, я признаю, что Иисус учил о грехе, который не прощается, и я признаю, что в Послании Евреям говорится об Исаве, и я признаю, что действительно существует грех, ведущий к смерти и вечному осуждению. Он не даёт вам раскаяться. Я говорю не о таком грехе.” В этом смысл слов Иоанна: “не о том говорю, чтобы он молился.” Он не говорит нам не молиться за такой грех, он просто говорит: “Это не то, что я имею ввиду, говоря вам молиться за грешников, чтобы Бог дал им жизнь.”

Вопрос от А. : В моей голове не очень укладывается «грех к смерти» и «грех не к смерти» (1Ин.5:14-17). Что это значит? 1) Сама формулировка мне кажется не очень понятной. Словно устанавливается градация грехов по их тяжести. За этот смерть, а тот – простительный, то есть покаялся и живи дальше. Жутко звучит. 2) О какой смерти идет речь – духовной и физической? 3) Деяния 5 глава: ложь Анании Духу Святому была расценена как смертельный грех (ср. 1Кор.11:27-30).

Ответ : 1Ин.5:16-17 действительно является непростым отрывком для понимания и вызывает серьезные вопросы. Тем не менее анализ текста в его контексте позволяет из ряда возможных интерпретаций определить наиболее вероятное значение для назидания и укрепления в вере.

Контекст

1-е послание от Иоанна содержит много разъяснительных формулировок «если..., а...», «если..., то...», «всякий...», «кто..., тот...», которые затрагивают вопросы правильной веры (1Ин.2:22; 4:1-3; 5:1), праведной жизни (1Ин.2:29; 3:7) и правильных отношений (1Ин.3:11-15; 4:20-21). Иоанн учит как нужно относиться к проявлениям греха у верующих (1Ин.1:8-10; 2:1-2,4,9; 3:9 и т.д.). Он хочет, чтобы христиане имели абсолютную уверенность в своем спасении, основанную на честном анализе не только того, что они говорят, но и того, что они делают (1Ин.1:6; 2:4-6; 5:13). Для достижения этой цели Иоанн дает верующим инструменты, которые помогут определять, кто среди исповедующих веру во Христа действительно рожден от Бога, а кто не познал Бога вообще (напр. 1Ин.1:6-10, ср. Иак.2:14-26; 2Птр.2:20-22; 1Кор.5:11; 15:34 и др.).

Текст

Теперь посмотрим на отрывок в свете этого контекста (1Ин.5:13-18):

13 Сие написал я вам, верующим во имя Сына Божия, дабы вы знали, что вы, веруя в Сына Божия, имеете жизнь вечную.

14 И вот какое дерзновение мы имеем к Нему, что, когда просим чего по воле Его, Он слушает нас. 15 А когда мы знаем, что Он слушает нас во всем, чего бы мы ни просили, – знаем и то, что получаем просимое от Него.

16 Если кто видит брата своего согрешающего грехом не к смерти, то пусть молится, и Бог даст ему жизнь, то есть согрешающему грехом не к смерти. 17 Есть грех к смерти: не о том говорю, чтобы он молился. Всякая неправда (букв. неправедность) есть грех; но (букв. и) есть грех не к смерти.

18 Мы знаем, что всякий, рожденный от Бога, не грешит; но рожденный от Бога хранит себя, и лукавый не прикасается к нему.

Иоанн уверяет верующих в Сына Божия, что они уже имеют жизнь вечную, и убеждает их в неизменной верности Христа в ответе на молитву, соответствующую Его воле. Стихи 16 и 17 служат одновременно иллюстрацией и разъяснением молитвы, угодной Богу, в отношении согрешающего грехом не к смерти. Автор не дает дополнительных разъяснений о «грехе к смерти», тем самым показывая, что данное понятие не является новым, но известным среди христиан. Хоть не звучит прямого запрета на молитву о согрешающем грехом к смерти, контекстуально фраза «не о том, говорю, чтобы он молился» подразумевает, что на прошение о милости к согрешающему грехом к смерти Бог не даст положительного ответа и не даст ему жизнь, т.е. не спасет от смерти, поэтому такая молитва не угодна Богу (ср. Иер.7:16; 11:14). В заключении Иоанн еще раз подчеркивает, что истинно верующий человек, обладающий новой природой от Бога, хранит себя от греха.

Существующие толкования

Существующие толкования данного отрывка можно разделить на четыре основные позиции, согласно которым речь идет о:

  1. верующем, совершающем смертный грех (который уничтожает Божью благодать),
  2. верующем, совершающем грех к смерти духа (и утрачивает спасение),
  3. верующем, совершающем грех к смерти тела (но сохраняет спасение),
  4. ненастоящем верующем, совершающем грех к смерти вечной (и утрачивает возможность обрести спасение).

1. Первая позиция отражает учение, распространенное в католицизме и православии, о так называемых «смертных (главных) грехах» или «порочных страстях», уничтожающих Божью благодать в человеке и требующих таинства исповеди/покаяния для восстановления в состоянии благодати и надежды на спасение (см. https://ru.wikipedia.org/wiki/Смертный_грех).

Оценка : Это учение возникло в послеапостольское время и не имеет под собой библейского основания. Библия не делит грехи на большие (смертные), требующие покаяния, и малые, покаяния не требующие (ср. Иак.2:10). Серьезный анализ этой позиции требует обращения к истории христианской церкви и лежит за рамками данной статьи. Более того, возможность покаяния и восстановления в состоянии благодати согрешившего смертным грехом противоречит ходу мысли данного отрывка. Напрашивается вопрос, «Почему Бог не хочет, чтобы христиане молились о покаянии и обращении брата, который совершил смертный грех, если покаяние еще возможно?» Ведь по логике – наоборот, следует молиться об их покаянии.

2. Вторая позиция свойственна церквям, которые придерживаются учения о возможности «потери спасения». Подразумевается, что рожденный свыше верующий может посредством сознательного, повторяющегося греха или осознанного отвержения Христа лишиться Божьего дара спасения. В доказательство такой позиции приводится ряд библейских текстов (Рим.8:12-13; Евр.6:4-6; 10:26-29 и др.). Одновременно в таких случаях обычно звучит призыв, что если согрешившие покаются, то Бог обязательно вернет им дар спасения.

Оценка : Эта позиция звучит привлекательно, потому что делает акцент на необходимости практической святости в жизни верующих и провозглашает человеколюбивого Бога, которого нельзя обвинить в посягательстве на свободный выбор человека. Однако она переворачивает библейский причинно-следственный порядок в вопросе спасения/освящения. Опираясь на выборочный подход к Священному Писанию, она игнорирует контекст отрывков, которые приводятся в доказательство того, что можно «потерять» спасение (см. Рим.8:9; Евр.6:7-8; Евр.10:38-29; 2Птр.2:22). Тексты, утверждающие неотступность святых (Ин.5:24; 6:40; 10:27-29; 1Ин.5:13; Рим.8:30-39; Флп.1:6 и др.), признаются ею действенными только при соблюдении верующими определенных условий, подчеркивая, что именно свободный выбор человека имеет определяющее значение в вопросе его спасения, т.к. подразумевается, что человек может в любой момент решить перестать быть христианином и отвергнуть Христа.

1Ин.5:18 однозначно утверждает, что «всякий, рожденный от Бога, не грешит; но рожденный от Бога хранит себя, и лукавый не прикасается к нему», исключая возможность того, что рожденный от Бога может погибнуть в результате греха. Пребывание в вере и праведная жизнь в Священном Писании являются не столько условием для спасения, сколько его признаком или обязательным следствием рождения свыше (ср. 1Ин.3:9; Мтф.7:15-21; Рим.8:9; Иак.3:11-12; Евр.6:7-8). Иными словами, не люди своими делами гарантируют свое спасение, а Божье дело спасения гарантирует их преображение в праведный образ Христа, что не снимает с них ответственности и необходимости каяться и веровать, бороться и побеждать. Возможность вечной гибели рожденного свыше человека в результате греха противоречит одному из главных утверждений апостола Иоанна, что рожденный от Бога «не грешит» и «не может грешить» (1Ин.3:9; 5:18), т.е. не может жить во грехе. Невозможно человеку, спасенному от греха, погибнуть от греха, и имеющему жизнь вечную умереть духовно. В послании от Иоанна четко прослеживается принцип, что если верующий живет во грехе, то это свидетельствует не о том, что он утратил свое спасение, но что он никогда его не имел (1Ин.1:6; 2:4,9; 4:20). Спасение по своей сути есть изменение природы человека (рождение от Бога), которое обязательно в свое время проявит себя в делах веры и плоде Духа (ср. Мтф.13:33). Приобретение же только внешних признаков христианской жизни не делает человека истинным христианином, и рано или поздно его невозрожденная, жаждущая греха природа должна проявить себя в удовлетворении своих греховных потребностей (1Ин.2:19; ср. Мтф.5:20; 7:23; 23:27; 2Птр.2:22). Это означает, что человек не может, сделав решение, перестать быть христианином (ср. Иер.20:9), так же, как и чем усилием своей воли родиться свыше (ср. Иоан.1:13).

3. Третья позиция заключается в уверенности, что Бог не допустит окончательного отпадения верующего от Христа посредством лишения его возможности грешить, т.е. через его физическую смерть.

Оценка : Эта позиция популярна в западных евангельских церквях и имеет несколько преимуществ перед предыдущими: 1) Именно посредством физической смерти Бог избавляет от осуждения с миром, т.е. от духовной погибели, верующих, которые принимают причастие в состоянии нераскаянного греха (1Кор.11:30,32). История Анании и Сапфиры (Деян.5:1-11) может быть наглядной иллюстрацией такого строго действия Божия в отношении намеренно согрешающих против Него. 2) Единственное место в Священном Писании, где Иоанн еще раз использует фразу «к смерти», указывает на физическую смерть (см. Иоан.11:4). 3) Слово «брат» при такой интерпретации воспринимается самым естественным образом как «верующий брат», «член тела Христова», т.е. подразумевается возрожденный человек.

Однако никто из придерживающихся этой позиции не может с точностью сказать как определяется грех ведущий к физической смерти. Обычно признается, что т.к. мы никогда не знаем является ли тот или иной грех к смерти, нужно молиться о всех согрешающих братьях и сестрах. При всей привлекательности такое прочтение создает впечатление, что его стараются «запихнуть» в удобную для человеческого восприятия систему. Иоанну не нужно было указывать на разницу между грехами, чтобы научить христиан молиться о согрешающем брате. Что же касается слова «брат», необходимо отметить, что этот термин сам по себе не определяет рожден ли человек свыше или нет (см. Евр.3:12; 2Фес.3:2). Для ясности Иоанн использует уточняющие термины при описании истинно верующих людей (1Ин.2:29; 3:9; 4:7; 5:1,4,18), чтобы их можно было отличить от верующих лишь на словах. Такое использование полностью согласуется с другими текстами Священного Писания, которые признают, что в числе членов видимой церкви Христовой есть те, кто не знают Господа (2Кор.15:34; ср. Ин.13:10-11; 17:12; Деян.1:16-19). Эта же истина отражается и в притчах Иисуса Христа о царствии Божием (Мтф.13:3-23,24-40).

4. Четвертая позиция отражена в баптистском вероисповедании 1689 года: «Молиться следует о позволительном и о людях, живущих сейчас, а также о тех, которые будут жить в будущем. Нельзя молиться ни за умерших, ни за тех, о ком известно, что они согрешили грехом к смерти» (см. ). Грех к смерти в данном случае совершается людьми, которых в одно время по всем внешним признакам можно было назвать «братьями», но которые, несмотря на то, что получили огромные духовные преимущества через познание Слова Божия и причастность к проявлениям Духа Святого, являемого в церкви Христа, осознанно отвергают Господа, в результате чего человек навсегда утрачивает возможность покаяться и обратиться ко Христу (Евр.6:4-6; ср. Мтф.12:31-32).

Оценка : Данная позиция наилучшим образом вписывается в контекст послания и отвечает на возникающие вопросы. Иоанн после многочисленных разъяснений о признаках рожденных от Бога людей уверяет своих возлюбленных детей, что они имеют жизнь вечную по вере во Христа. Бог хочет, чтобы Его дети жили в полной уверенности своего спасения во Христе. Более того, они могут соучаствовать в духовной жизни других братьев и сестер во Христе, согрешающих грехом не к смерти посредством ходатайственной молитвы. Мы знаем, что такие молитвы угодны Богу, потому что заместительная жертва Иисуса Христа, Его смерть и воскресение являются полноценной платой за грехи верующих в Него. Сын Божий умер, чтобы дать вечную жизнь верующим во имя Его. Грех, который всегда несет в себе убийственную силу (Рим.6:23; Иак.1:13-15), не может погубить верующих во Христа потому, что Он уже вкусил смерть за них (Евр.2:9-15). Такая уверенность никоим образом не позволяет верующему «расслабиться» и относиться ко греху беспечно. Поэтому в заключение Иоанн еще раз подчеркивает, что истинно верующий человек, обладающий новой природой от Бога, не грешит, даже когда знает, что «всякая неправедность есть грех, но не грех к смерти (1Ин.5:17-18; ср. 1Ин.1:8-2:3).

Выводы

1. Если Вы, будучи верующим во Христа, согрешили – не отчаивайтесь, покайтесь, примите Божье прощение (1Ин.1:9) и обновите свое хождение пред Господом, принеся достойный плод покаяния, отражающий действенность вашей веры в Иисуса Христа, который пришел, чтобы спасти народ Свой от грехов их (Мтф.1:21; 1Ин.3:3).

2. Если Вы, называясь верующим во Христа, грешите и в Вас нет покаяния, нет внутреннего отвержения греха, то не обманывайтесь, такая жизнь свойственна тем, кто не познал Господа. Бойтесь, чтобы с Вами не произошло полного и необратимого отступления от Христа (Евр.10:26-31; 6:4-6).

3. Если Вы не знаете Христа, уверуйте в Него, примите Божье свидетельство о Своем Сыне, примите жизнь вечную вместе со Христом (1Ин.5:9-13).

4. Если Вы заметили Вашего брата или сестру во Христе согрешающими, молитесь о них, обличайте их, помогайте им достичь покаяния и обновления во Христе. Трудитесь для спасения их души от греха даже если придется прибегнуть к церковной дисциплине (Мтф.18:15-19; 1Кор.5), которая преследует цель покаяния и восстановления человека во Христе.

Да благословит Вас Господь!

если кто видит брата своего согрешающего грехом не к смерти, то пусть молится, и Бог даст ему жизнь, то есть согрешающему грехом не к смерти. Есть грех к смерти: не о том говорю, чтобы он молился

Итак, не вознерадим обращаться к благоутробному Владыке нашему скоро и не предадимся беспечности и отчаянию ради тяжких и бесчисленных грехов наших. Отчаяние есть совершеннейшая радость диаволу. Оно есть грех к смерти , как гласит Писание (Прп. Антиох. Сл.77).

Поучения.

Прп. Никодим Святогорец

Сложно провести точное различие между смертными грехами и простительными. Потому что существуют разные мнения о том, что считать смертным грехом, истолковывая изречение Иоанна: «Есть грех к смерти, но есть грех не к смерти ». Митрофан Смирнский говорит, что грех к смерти – это всякий грех, который ветхим законом наказывался смертью. Такими были хула на Бога, преднамеренное убийство, скотоложство и иное. Грех, который не к смерти, это такой грех, который не наказывался смертью, как невольное убийство и другие. Анастасий Синаит (вопрос 44) говорит, что грех к смерти – это сознательно производимый грех. Грех же не к смерти – это грех по неведению. Но сознательная хула на Бога – это великий грех, также как убийство и прелюбодеяние. Это грехи к смерти. А 5-ое правило Седьмого Вселенского собора и Экумений грехом к смерти называют грех нераскаянный и неисправленный. Подобно и Георгий Корессий в своем богословском слове, как мне кажется, точнее определяет это отличие. Он говорит, что смертные грехи отличаются от простительных по роду, как отличается смертное дело от пустого слова и от суетного помысла. Ибо существует три главных рода греха: лукавое дело, лукавое слово и лукавая мысль. Все лукавые дела относятся к одному роду. Отличаются они друг от друга только по виду. Таким же образом отличаются друг от друга лукавые слова и лукавые помыслы. Отличаются они по степени совершения дела и действия, как отличается первое движение гнева и ненависти от совершенного на деле гнева и злопамятства. Или по количеству вещества. Как воровство, которое не отличается от другого воровства ни по виду, ни по веществу. Если будет воровство больших денег, то это смертный грех. Если же будет украдена одна монета, что не причинит большой беды пострадавшему, то это простительный грех. То же самое говорит в своем «Руководстве к исповеди» и Хрисанф. К этому же добавь, что грехи отличаются еще и по виду. Как клятвопреступление, будучи смертным грехом, по виду отличается от праздного слова. А Геннадий Схоларий (в «Руководстве» Хрисанфа) проводит различие между смертными и простительными грехами по общим местам, где они совершаются. То есть в уме – злые помыслы, на языке – злые слова, а тело совершает злые дела. Он говорит, что каждый грех, относящийся к уму и по своему виду являющийся смертным, тогда только становится смертным, когда произойдет его совершенное развитие. Это не один лишь прилог, или собеседование, или борьба (о чем смотри 2, 3 и 4 правила Постника), а совершенное согласие с помыслом (такими как гордость, злопамятство, ересь и иными). Также и всякий грех, относящийся к грехам языка и являющийся по своему виду смертным грехом, лишь тогда становится смертным, когда получит свое совершенное развитие (такие как хула, клятвопреступление, лжесвидетельство и другие). Подобно и всякий грех, относящийся к грехам тела и являющийся по своему виду смертным, лишь тогда становится смертным грехом, когда будет совершен на деле (как блуд, прелюбодейство, страх и тому подобное). Смертные грехи, относящиеся к телу, бывают простительными тогда, когда будут произведены лишь в уме и слове. То есть смертный грех блуд, когда будет зачат в похоти и уме, или будет высказан в постыдных словах, является простительным грехом. Потому и сказал брат «Божий: «Похоть, зачав, рождает грех ». То есть простительный грех. А за собой влечет следующее: «А сделанный грех (то есть сделанный телом и на деле) рождает смерть » (Иак. 1, 15) . Подобным же образом и тот смертный грех, который относится к слову, если будет только в уме, является простительным грехом. Как например смертный грех хулы, когда бывает только в уме и невольно, является простительным. Попросту сказать, смертные в своих грубых выражениях грехи, если происходят в более легких формах, являются простительными.

Достойным упоминания и в то же время боязни является то, что у Корессия говорит блаженный Августин (Беседа на первое послание Иоанна, также Слово 41 о святых) вместе со многими другими. Он говорит, что многие малые грехи составляют один большой грех. Корессий это говорит о том, когда человек презирает малые грехи как малые. Потому что крадущий малое, делающий это постоянно, согрешает смертно. Ибо и Великий Василий, зная все Святое Евангелие, находит различие между комаром и верблюдом, сучком и бревном, и, яснее сказать, малыми и большими грехами. Но он говорит (см. правила, кратко изложенные, ответ 293), что в Новом Завете нет различия между большим и малым грехом: а) ибо и малый грех, и великий одинаково являются преступлением закона, согласно посланию Иоанна: «Грех есть беззаконие » (1 Ин. 3, 4) , - и неверием в Сына, согласно с изречением: «Не верующий в Сына не увидит жизни » (Ин. 3, 36) ; б) что и малый грех становится великим, когда начинает властвовать над творящим его: «Ибо, кто кем побежден, тот тому и раб » (2 Петр. 2, 19) . Третью причину добавляет божественный Златоуст (Беседа 16 на Первое послание к Коринфянам, Слово к Димитрию об умилении), говоря, что и бревно, и сучок, то есть и великий грех, и малый, поскольку не получают одного и того же наказания, отличаются друг от друга. Но поскольку творящего грех они изгоняют из Царства Небесного, не отличаются друг от друга. Ибо и Апостол говорит, что идолопоклонники, мужеложники и злоречивые не наследуют Царства Небесного (1 Кор. 6, 9 -10). То есть и те, кто творит большой грех, и кто творит малый. Вот что еще достойно упоминания и боязни, о чем говорит прежде упоминавшийся Корессий, что похоть человека становится смертным грехом двумя способами: или когда похоть воплощается в какой-либо тяжелый грех (например, убийство, или что-либо подобное), или когда человек соглашается сделать грех, даже если и не удастся его сделать. Ибо движение похоти тройственно: невольное, вольное несовершенное и вольное совершенное. «Первое движение не называется грехом. Второе – называется грехом простительным, а третье – грехом смертным. И в книге «Поучение кающемуся» также пишется, что всякое наслаждение, которое совершается по собственной воле, является смертным грехом.

Руководство к исповеди.

Прп. Иустин (Попович)

аще кто узрит брата своего согрешающа грех не к смерти, да просит, и даст ему живот, согрешающим не к смерти. Есть грех к смерти: не о том, глаголю, да молится

Поступает согласно Евангелию тот, кто хочет спасения каждого и работает над этим. Это есть желание Христово о каждом, и оно должно стать и нашим желанием. И это значит: мы не желаем никому пребывать во грехе и в чем-либо греховном, но желаем каждому находиться в добре и во всем богоугодном.

Мы не желаем никому смерти и чего-либо смертоносного, но всегда желаем бессмертия и того, что ведет к нему. Мы не желаем никому быть с дьяволом и с чем-либо дьявольским, но желаем всякому быть со Христом и во всем Христовом. Люди, любящие грех, желают сами себе смерти. Если кто-либо безвозвратно полюбил грех, то такой уже мертв, он является самоубийцей.

Если кто-либо хочет греха для другого, то хочет ему смерти. Поскольку грех же содеян рождает смерть (Иак. 1:15) .

Существует два вида грехов: грех не к смерти и грех к смерти. Грех не к смерти – это тот грех, в котором человек приносит покаяние. Каждый грех приводит душу к маленькой смерти. Покаянием человек изгоняет грех из себя, изгоняет смерть и воскрешает душу из мертвых. Покаяние не есть только второе крещение, но и первое воскресение, воскресение из мертвых. Покаяние уничтожает смерть души, приводя человека к вечной жизни. Так что, если человек совершил грех и приносит покаяние, то он восстает от мертвых, был мертв и ожил, пропадал и нашелся (Лк. 15:32) , Таким образом, каждый грех, ради которого человек принес покаяние, есть грех не к смерти, потому что если семь раз в день согрешит против тебя и семь раз в день обратится и скажет: каюсь, – прости ему (Лк. 17:4) . И грех к смерти – это каждый нераскаянный грех, и это значит, что каждый грех, в котором остается человек добровольно, благодарно и непреклонно, есть грех к смерти.

Такой грех вызывает смерть души, и смерть души есть ни что иное, как отделение души от Бога, потеря душой Бога и Его всесвятых даров и сил. Святой Иоанн Богослов благовествует: Если кто видит брата своего, согрешающего грехом не к смерти, то пусть молится, и Бог даст ему жизнь, согрешающему грехом не к смерти. Есть грех к смерти: не о том говорю, чтобы он молился. Просит, и Бог даст ему жизнь, – он сделал грех и поэтому убил сам себя, если просит, то ему дается покаяние и с покаянием воскресение из мертвых, жизнь. Таким образом, молитва покаяния есть победительница смерти, есть восставительница из мертвых. И это происходит, когда кто-либо молится искренне и кается искренне. О грешащем же к смерти да не просит никто. Почему? – Потому что человек всем своим существом, всей своей душой, всей своей силой, всей своей волей проникает в грех и пребывает добровольно и благодарно в нем. Он не хочет ни отказаться от него, ни даже возненавидеть его. И это уже вторая смерть, из которой он не может воскреснуть. Такому человеку Бог не хочет “силой” дать покаяние. Не желает, не хочет и не может, потому что Бог есть любовь, и любовь боготворит, живет и существует. Бог по любви создал человека с Богоподобной любовью. Если бы Бог дал силой человеку Свою волю, Свое Евангелие, Свое спасение, Свое Царство, тогда Он бы уничтожил человеческую свободу, самостоятельность человека. Тогда бы человек перестал быть человеком и стал бы марионеткой, машиной, роботом. И Бог, поскольку Он есть любовь, не может сделать чего-либо такого, потому что это просто не свойственно любви. Если бы Бог сделал это, то Он перестал бы быть Любовью, и, перестав быть Любовью, Он бы перестал быть и Богом. И по этой причине святой тайнозритель советует, что не подобает молиться о согрешающем к смерти. И, таким образом, он нам дает указание о том, чего нам следует просить в молитве у Бога, и чего не следует.

Толкование на 1-ое соборное послание святого апостола Иоанна Богослова.

Блж. Августин

Иоанн открыто говорит о том, что есть некоторые братья, о которых нам не предписывается заповедью молиться, хотя Господь велел нам молиться даже за наших гонителей <…> Этот вопрос не может разрешиться, если мы не признаем, что у наших братьев есть некоторые грехи, которые являются более тяжкими, чем гонения наших врагов. Итак, грехом брата к смерти я считаю тот, когда, познав Бога по благодати Господа нашего Иисуса Христа, кто-то противится братству и против самой благодати, из-за которой он примирился с Богом, ненавистью воспламеняется.

О нагорной проповеди Господа.

Нужно было бы добавить [к описанию греха к смерти и то, что сюда входит,] если oн закончил жизнь в состоянии этой столь преступной развращенности ума , поскольку, как бы то ни было, из-за любого, даже самого плохого человека, пока он жив, не следует испытывать отчаяние, а за того, о ком не отчаиваются, молятся со знанием дела.

Переосмысления.

Блж. Феофилакт Болгарский

Ст. 16-17 если кто видит брата своего согрешающего грехом не к смерти, то пусть молится, и Бог даст ему жизнь, то есть согрешающему грехом не к смерти. Есть грех к смерти: не о том говорю, чтобы он молился. Всякая неправда есть грех; но есть грех не к смерти

Сказав, что Бог исполняет прошения наши, согласные с Его волей, апостол теперь ясно высказывает желание свое о том, чего бы мы просили по воле Божией. И как он много, почти чрез все послание, говорил о любви к брату и о том, что Бог желает, чтобы мы соблюдали любовь к брату нелицемерно; то теперь одним из желаний Его и самым лучшим называет то, что когда кто видит брата своего, согрешающего грехом несмертным, то пусть просит, и даст ему. Что даст? Жизнь вечную. Кому? Согрешающим не к смерти. Вообще он разделяет грех так: всякая неправда есть грех, и один грех к смерти, другой не к смерти. Но о грехе к смерти говорит: пусть не просит, то есть не молится: ибо не будет услышан, потому что просит не на добро. Разумеет того, кто не показывает никакого обращения. Ибо грех к смерти тот и есть только, в котором не приносят раскаяния. Этим грехом недуговал Иуда и подвергся вечной смерти. Злопамятные также грешат к смерти; ибо Соломон говорит: «пути злопомнящих в смерть» (Притч. 12:26) . Ибо те, кои помнят зло и не прекращают гнева на ближнего, не обращаются к покаянию, но согрешают непростительно.

Толкование на 1-ое послание святого апостола Иоанна.

Ориген

Ст. 16-17 если кто видит брата своего согрешающего грехом не к смерти, то пусть молится, и Бог даст ему жизнь, то есть согрешающему грехом не к смерти. Есть грех к смерти: не о том говорю, чтобы он молился. Всякая неправда есть грех; но есть грех не к смерти

Следовательно, есть такие грехи, которые называются грехом к смерти , откуда и вывод, что, сколько раз кто совершит такой грех, столько раз и умрет.

Гомилии на Книгу Левит.

Экумений

Ст. 16-17 если кто видит брата своего согрешающего грехом не к смерти, то пусть молится, и Бог даст ему жизнь, то есть согрешающему грехом не к смерти. Есть грех к смерти: не о том говорю, чтобы он молился. Всякая неправда есть грех; но есть грех не к смерти

[Ведущим] к смерти грехом является лишь тот, в котором нет покаяния. И Иуда, страдая из-за греха, [но не каясь,] был уведен в вечную смерть. Но и злопамятные грешат к смерти.

Грех это не перечень поступков. Грех это удаление, отхождение от Бога, а Бог есть любовь и значит любое отхождение от любви есть грех и значит смерть. Но от Павла мы знаем, что есть грехи к смерти, а есть не к смерти. В чем различие? Это позже, а пока вот вопрос: «Вообще есть ли свобода от греха»?

Когда говорим «свобода от греха», то замолкаем о Боге, не так ли? Типа мы главные. Мы сами себя освобождаем. А кто ещё? Ведь мы же совершаем подвиги, кладём поклоны, ставим свечи, постимся, послушаемся, стремимся к праведности, получаем медали от патриарха. А может стоит позаботиться о свободе со Христом?

Но знаем ли мы что это такое? Свобода от греха и свобода от Бога?
В области духовной всё именно так как в детстве. Человек в мире Христовом ничего не доказывает, доказывают только в мире диавола. Всё принимается без барьеров, из души в душу, от Бога к человеку внутрь.
Но разве можно всем и всему верить? Людей много и слов много. И часто они противоречат друг другу. Как тогда верить?

Грех это не тот или иной проступок. Грех на самом деле это состояние души. А грех зримый, поступок или мысль, есть только отображение этого состояния.
И ещё. Один и тот же поступок иногда может являть грех, а иногда праведность. Как отличить? Внешне никак, только через любовь.
Пример? Благотворительность. Внешние признаки праведности ничего не гарантируют судьбе души.
- На самом деле и проступок, и состояние души, и много чего еще. Мы и так грешники в любом случае, изначально. Грех - дословно "промах" или "непопадание в цель" (греч. - амартия). Но это все очень относительно именно потому, что одно и то же действие для одного человека может быть грехом, а для другого нет, в одной ситуации тоже будет грехом, а в другой нет (хотя оценки могут быть неизбежно разными). В общем, все, что по воле Божией, не грех, а что против нее, то грех.
Или - "все, что не по вере - грех" (ап. Павел, к Римлянам).
Другое дело, какова воля Божия в каждый конкретный момент времени и когда время говорить или время молчать, время собирать камни или время их разбрасывать, мало кто из нас может достоверно и всякий раз определить истинность. Потому и грешники, потому и промахиваемся.
- Вот опять повторю. Поступок есть ничего более как только внешнее свидетельство какого-то процесса в состоянии души.
Грех не сам поступок, грех то, что нас толкнуло на него.
-За каждое праздное слово дадут люди ответ на суде, а не за каждую мысль, пусть и греховную.
Но слово-то не само по себе из уст выскакивает. Оно только отражает наше греховное внутреннее состояние. И именно это состояние Господь и будет судить.
Как тут: «А Я говорю вам, что всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем». [Мф.5:28] Вот тут и слова нет и поступка, только состояние вожделения, а Христос осуждает.
Иначе впадаем в арифметический подход в общении с Богом, а это уже некий вид торговли. Торговцев же Христос изгоняет из храма.

[Ин.9:39 ] И сказал Иисус: на суд пришел Я в мир сей, чтобы невидящие видели, а видящие стали слепы.
Услышав это, некоторые из фарисеев, бывших с Ним, сказали Ему: неужели и мы слепы?
Иисус сказал им: если бы вы были слепы, то не имели бы [на] [себе] греха; но как вы говорите, что видите, то грех остается на вас.
Если другой более грешен, то тебя это не спасает. Грех невозможно оплатить, только надеяться на прощение. 31Ибо если бы мы судили сами себя, то не были бы судимы. Сказано «прости нам долги наши». 12 и прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим;

Увы, часто мы оказываем друг другу услуги, расчитывая тем поработить друг друга, сделать должником своим. Так и диавол с нами поступает и не стоит идти нам его путём.

Есть и ещё некие странные слова, на которые мы обычно мало обращаем внимания, а между тем они имеют огромное значение для нас. «Если кто видит брата своего согрешающего грехом не к смерти, то пусть молится, и [Бог] даст ему жизнь, [то есть] согрешающему [грехом] не к смерти. Есть грех к смерти: не о том говорю, чтобы он молился. Всякая неправда есть грех; но есть грех не к смерти. Мы знаем, что всякий, рожденный от Бога, не грешит; но рожденный от Бога хранит себя, и лукавый не прикасается к нему. Мы знаем, что мы от Бога и что весь мир лежит во зле. Знаем также, что Сын Божий пришел и дал нам свет и разум, да познаем Бога истинного и да будем в истинном Сыне Его Иисусе Христе. Сей есть истинный Бог и жизнь вечная. Дети! храните себя от идолов. Аминь.» (1 Ин. 5:16-21)
В чем странность? В том, что оказывается есть грехи к смерти, а есть не к смерти. И как узнать, что есть что?
В церковной практике принято считать грехами к смерти восемь главных страстей:
1. Чревоугодие
2. Блуд
3. Сребролюбие
4. Гнев
5. Печаль
6. Уныние
7. Тщеславие
8. Гордость.
Однако оказывается это не окончательное мнение, часто считается, что любой нераскаянный грех является грехом смертным.
Итак налицо некоторое разномыслие не позволяющее увидеть истину. Между тем Христос даёт нам путь к точному пониманию сути. Вот эти слова: «Посему говорю вам: всякий грех и хула простятся человекам, а хула на Духа не простится человекам; если кто скажет слово на Сына Человеческого, простится ему; если же кто скажет на Духа Святаго, не простится ему ни в сем веке, ни в будущем.» (Мф. 12:31,32)

Почему именно так говорит Христос? Ведь вроде-бы и Христос Бог и Дух Святой, а на одного хула простится, на другого нет.
Наверное дело тут в том, что само учение Христа имеет своим содержанием любовь. Но что есть любовь как ни соединение объекта и субъекта? Ведь только при таком условии возникает церковь, где у уверовавших образуется одно сердце и одна душа. [Деян.4:32]

Но как происходит это единение людей и Бога?
Вспоминаем чудесную молитву Святому Духу.
Царю Небесный, Утешителю, Душе истины, Иже везде сый и вся исполняяй, Сокровище благих и жизни Подателю, прииди и вселися в ны, и очисти ны от всякия скверны, и спаси, Блаже, души наша.
Да, именно Дух Святой связует нас и со Христом и с Отцом нашим Небесным и конечно же исключая Его из своего общения, мы исключаем себя из Книги жизни, ибо никак по иному не можем стать членами семьи Божией.
Неслучайно, когда спросили Серафима Саровского о цели жизни человека, он сказал: «Имать Духа Святаго», то-есть стяжание Его. «Ибо вы храм Бога живаго, как сказал Бог: вселюсь в них и буду ходить [в них]; и буду их Богом, и они будут Моим народом.»
Итак мы уверенно можем сказать себе, что единственным и безусловным критерием грехов к смерти является отрицание, отказ от богообщения Духом Святым.

Анатолий Пеньшин

В дополнение к этому ответу, хочу процитировать статью Александра Копытюка:

"Неужели есть грехи не к смерти? Если они существуют, то значит ли это, что они менее опасны своих «смертельных» собратьев? Как здесь не возрадоваться ветхой природе человека – не всё к смерти! А ещё сильнее - хочется включить в этот «приятный список» любимые грехи, от которых так не хочется избавиться.

Оставим это заблуждение! Прекрасно был Иоанн осведомлён о смертельной инъекции любого греха, было ему известно и понимание его сослужителя Иакова, утверждающего, что «(«любой», согласно языка оригинала) сделанный грех ведёт к гибели (). Как же в этом случае разобраться с таким несогласованием?

С одной стороны каждый совершённый грех производит смерть, с другой – любой произведённый грех лишается смертельного жала после исповедания (). Вывод предельно прост: любой без исключения исповеданный грех не ведёт к смерти.

Однако при этом возникает естественный вопрос: как различить грех к смерти и не к смерти в момент его совершения? Складывается идентичная ситуация, бывшая и при крещении, совершаемом Иоанном. Легко бросается в глаза его, на первый взгляд, странное требование к фарисеям: «сотворите достойный плод покаяния» (). «Подожди, учитель, мы ещё не покаялись, ведь плод появляется в конце» - можно было бы ему возразить. Для великого мужа Божьего было видимо то, что от других было сокрыто, ведь лишь «духовный судит обо всём» (1-е Коринфянам 2:15). Не просматривалось в их поведении сердца сокрушённого, они шли совершать «обряд», чтобы не отделяться от народа.

В нашем тексте автор употребляет слово «айтэсэй» (ask, request - просить, умолять), которое обычно не употребляется в значении молитвы к Богу (см. ). В Синодальном Переводе слово звучит как «молиться» в медиальном залоге, на языке оригинала это передано активным залогом «пусть молит». Слово в 19-м столетии, когда был сделан упомянутый перевод, имело одно из значений «умолять другого человека» (например, о пощаде или помиловании).

Вырисовывается следующая картина: если увидел согрешающего боязливо или же неосознанно (то есть не закостенелого в данном грехе) – спеши умолить его оставить грех через раскаяние и Бог отменит действие смерти над упавшим.

Если же видишь грешащего к смерти, то есть смело, надменно, вызывающе, неоднократно, то не слоит умолять его, или как пишет апостол: «не о том говорю, чтобы молился». Для второго случая текст содержит уже другое слово «эротэсэ»/ (ask, urge, beg – просить, убеждать, умолять; вновь активный залог – не просит), однако, синонимичное по смыслу. И опять таки, обычно используемое во взаимоотношениях «человек-человек».

Так что же надлежит делать? Для апостольской церкви было нормой иметь дифференцированный подход к людям, данный принцип ясно и лаконично записал Иуда: «к одним будьте милостивы с рассмотрением, а других страхом спасайте...» ( .22-23).

Не упрашивать «смертника» следует, а страхом спасать! В следующем стихе апостол подводит теоретический итог. «Всякая неправда есть грех». Греческий текст содержит слово «адикиа» (wrongdoing, evil, sin, injustice – неправильный поступок, зло, грех, несправедливость или неправедность). Речь не идёт лишь о лжи или неправде. В том же 19-м веке «неправда» не означало лишь ложь, обман. Итак, любая неправильность, неправедность является грехом. Но! Есть любой грех не к смерти. Греческий текст не содержит артикля перед словом «грех» в обоих случаях, что согласно грамматике языка Нового Завета даёт право утверждать о том, что речь идёт именно о любом грехе. Любой сделанный грех перестаёт нести в себе смертельную инъекцию в результате покаяния и исповедания!"

Божьих благословений,

Читайте также: