Законы солона в афинском государстве 5. История древней греции

Тирания, как стиль управления государством, в Древней Греции просуществовала сравнительно недолго. Но урон принесла немалый. Она существенно ослабила экономические механизмы и урезала социальные свободы афинян. Чтобы справиться с кризисом, нужны были радикальные меры. Законы Солона были именно тем рычагом, который вернул главный город Греции на путь экономического процветания.

Предыстория

Сельское хозяйство было одной из сильных производительных сил древней Аттики. Но никогда оно не находилось в столь тяжелом положении, как в 7 в. до н.э. Основной причиной кризиса было ростовщичество.

Согласно земля не была отчуждаемой собственностью, но крестьяне могли отдавать себя в рабство за некоторую сумму денег. Если должники не выплачивали вовремя долги, они становились собственниками кредиторов и должны были отдавать им шестую часть урожая. Такие должники назывались пелатами или гектеморами. Быстрое обнищание поставило экономику Афин в катастрофическое положение.

Краткая биография

Солон был выходцем из богатой землевладельческой семьи.

Ко времени своего избрания в народное собрание он уже зарекомендовал себя как поэт и военачальник. Начало своей популярности он положил, отвоевав у мегарян о. Саламин. Его элегии, в которых прославлялись мужество, благородство, бескорыстие, вдохновляли афинян по подвиги. Солон был врагом чрезмерности и несправедливости - именно ему приписывается принцип «все в меру». Хотя стремление человека к обеспеченности и богатству он находил нормальным и благородным - в одной из ранних своих элегий Солон просил муз дать ему материальное благополучие. Но при этом поэт признавал, что добиваться такого благополучия можно лишь честным путем, а богатство, добытое обманом и нечестными поступками - это грех, который жестоко карается Зевсом.

Политическая деятельность

В 594 году Солон был приглашен на должность архонта. Целью такого избрания был ряд экономических и социальных преобразований, способных вывести страну из затяжного кризиса. По законам для столь глубоких изменений требовалось согласие представителей народного собрания - именно оно представляло собой законодательные органы древнего города-государства. Будущее Греции и своих родных Афин архонт видел без тирании, но при этом настаивал на жестком следовании курсу изменений, которые перезагрузили бы социальную и экономическую сферу жизни. Эти перемены должны были перезагрузить власть и отношения в стране. Суть этих изменений представляли законы Солона.

Самым необходимым условием преобразования, по мнению Солона, была отмена долгового рабства. Весь процесс был назван сейсахтейя - освобождение от долгов. Суть необходимых предварительных дел сводилась к следующему:

  • все невольники, ставшие таковыми по условиям самозаклада, получили свободу;
  • земли, ставшие предметом залога, возвращены владельцам;
  • все аннулированы;
  • произведена реформация измерительной системы - все весы и меры в Афинах приведены к единому стандарту.

Данный процесс вызвал возмущение во всех слоях афинского общества. Бедные злились, что не удалось поделить всю землю богачей, а обеспеченные землевладельцы негодовали из-за потери большой части имущества. Впрочем, у жителей Афин не было другого выхода - и они решили и дальше проводить в жизнь законы Солона.

Социальные преобразования

Афинское общество делилось на четыре категории. Первую из них, самую знатную, составляли эвпатриды - богатые потомственные аристократы Афин. Вторую часть составляли всадники, менее родовитые аристократы. В третьей находились зевгиты - ремесленники и торговцы, а четвертую, самую обширную, представляли собой неимущие, но свободные люди Афин феты - работники и крестьяне. Законы Солона смешали эти слои и представили обществу свое видение социальных различий. Отныне право на вхождение в знать имели лишь богатые люди - эвпатриды должны были обладать доходом не менее 500 мер зерна в год, для всадников устанавливалась квота в 300 мер зерна, а зевгиты могли считаться таковыми, собирая в год 200 мер зерна. Все остальные, независимо от рождения, считались свободными жителями - фетами. Так законы Солона заложили в Афинах основы демократии, и отныне рождение в благородной семье уже не считалось привилегией, если это не было подкреплено необходимым капиталом. К тому же существовала реальная возможность выбраться из своего круга благодаря прохождению имущественного ценза.

Выборная система

Реформы Солона сделали возможным следующий шаг к демократическому обществу. Отныне народное собрание (ареопаг) могло состоять из представителей всех слоев населения. Так впервые неимущие могли на собрании решить некоторые насущные вопросы и влиять на управление государством. К тому же каждый участник народного собрания мог быть выбран судьей. Правда, эта должность не сулила ни больших выгод, ни большого влияния - самые насущные вопросы обычно решались на других советах. Наряду с традиционным ареопагом начал действовать другой совет - булэ, или совет 400. В эти законодательные органы входили представители всех четырех сословий древних Афин - по 100 человек с каждого. Новые законы Солона в Афинах предоставляли булэ право предварительного рассмотрения всех поступающих в ареопаг предложений. Таким образом, именно совет 400 определял необходимость проведения тех или иных преобразований в государстве, а ареопаг лишь утверждал такое решение большинством голосов. В ведении ареопага оставался надзор за соблюдением закона и охрана принятых положений.

Изменения в законодательстве

Солон не побоялся сделать важные изменения в законодательном поле Афин. Он отменил большинство правовых норм, установленных предыдущими тиранами, и узаконил новый свод правил, которые изменили отношения в судебной и гражданской сфере. Неизменным он оставил лишь уголовное право - жестокие законы Драконта, касающиеся уголовных наказаний за убийства, прелюбодеяния и воровство, Солон находил достаточными.

Гелиэя

В качестве уступки демосу по решению Солона были созданы новые судебные ораны, назвавшиеся Гелиэя. В новом суде имелись представители всех классов афинского общества. Это создало совершенно новый правопорядок, коренным образом отличавшийся от всех предыдущих. Судебные органы впервые в истории стали работать на всех свободных людей страны. Люди могли рассчитывать на свободное обращение в суд без посредников, выступать в роли свидетеля или быть адвокатами ответчика. Кроме этого, им давалось право преследовать собственных врагов - ранее это разрешалось лишь представителям знати. С другой стороны, новые судебные органы могли лишить любого человека гражданства Афин. Это могло случиться с теми, кто не имел твердой гражданской позиции во время смут и междоусобиц. Люди, лишенные гражданства, были вне закона.

Дальнейшая жизнь Солона

По преданию, законы Солона были написаны на больших деревянных досках (кирбах). Их расположили на большом щите, которые поворачивался вокруг своей оси. За прошедшие столетия дерево рассыпалось в прах, поэтому до сих пор неясно, какие из законов были действительно учреждены Солоном, а какие лишь приписывались ему. Своим законам Солон назначил десятилетний обязательный срок исполнения и выехал из Афин. По некоторым данным, законодатель опасался гнева рассерженных соотечественников - ведь он пошел на компромисс, не оправдав надежд ни богатых, ни бедных. В одной из своих элегий он говорит, что бедные надеялись на полный передел земли, а богатые - на погашение всей задолженности. В сочинениях Плутарха есть одно замечание, приписываемое Солону: «Трудно в великих делах сделать довольными всех».

Под предлогом расширения торговых связей Солон посетил Египет, Лидию и Кипр. До наших дней дошли отрывки впечатлений Солона от посещения дворцы его современника - легендарного Креза. Но политическая напряженность вынудила его вернуться в Афины. Несколько политических партий начали борьбу за власть, и Солон пытался сопротивляться установлению тирании. В конце концов власть в государстве захватил тиран Писистрат. После победы своего политического противника Солон остался в Афинах, но прожил недолго. Его прах был развеян на о. Саламин.

Значение законов

Главное в законах Солона - удачная попытка уравнять права всех граждан, отбросив в сторону вопросы происхождения и родовой иерархии. Решительные действия этого политика сформировали новый политический и социальный уклад в государстве. Новые критерии общественных отношений дали возможность для формирования новой политической элиты - без привязки к старым родовым традициям. Несмотря на хорошее начало, законы Солона не смогли полностью искоренить старые предрассудки. Лишь через 90 лет после солоновских реформ новый политический деятель, Клисфен, продолжил демократические начинания своего предшественника. Клисфен пользовался широкой поддержкой демоса, поэтому смог окончательно подорвать господство аристократов и утвердить власть в государстве на новых, демократических началах.

К началу VI в. борьба между афинским демосом и эвпатридами достигла исключительной остроты. «Большинство народа, - пишет Аристотель в «Афинской политии», - было в порабощении у немногих, и народ восстал против знатных. Смута была сильная, и долгое время одни боролись против других». Именно в это время на политической сцене Афин выступил Солон, с именем которого связано проведение очень важных реформ.

В отличие от Драконта, о котором мы почти ничего не знаем, Солон оставил после себя заметный след в античной историографии. Он был известен в древности не только как крупный политический деятель, но и как поэт. Элегии Солона, с их политически злободневной целеустремленностью, пользовались большой популярностью, и их цитировали многие античные писатели.

В 594 г. до н. э. Солон был избран архонтом и наделен особыми полномочиями айсимнета. Выдвижение Солона в такой острый и сложный период афинской истории не являлось случайностью. По словам Аристотеля, враждовавшие стороны одинаково видели в нем возможного защитника своих интересов и подходящего кандидата для составления нового законодательства. «По происхождению и по известности Солон принадлежал к первым людям в государстве, - говорит Аристотель, - по состоянию же и по складу своей жизни к средним». Позднейшая традиция относила родословную Солона к царскому роду Кодридов, а его самого причислила к семи мудрецам древнего мира.

Элегии Солона и свидетельства Аристотеля и Плутарха - наши главные источники о деятельности Солона. Позднейшие римские известия о Солоне к этому почти ничего уже не прибавляют: данные Цицерона, Тита Ливия, Сенеки, Авла Геллия, Диогена Лаэртия и других римских авторов крайне скудны и носят случайный характер. Они изображают Солона главным образом как философа. Элегии Солона, насыщенные отголосками политической борьбы, дают яркую картину бедствий афинского народа и произвола аристократии.

Таким образом, эвпатрид по происхождению, Солон в элегиях оказался в состоянии подняться над своей средой и проникнуться интересами других слоев афинского общества, угнетенных аристократией.

Появление подобного рода взглядов у представителя аристократии, каким был Солон, объяснить трудно, если не познакомиться с отдельными фактами биографии законодателя. Плутарх сообщает, что, родившись богатым, Солон потом разорился и, чтобы поправить свои дела, стал заниматься торговлей. Благодаря торговой деятельности он побывал во многих городах, и кругозор его расширился.

Сообщение Плутарха показывает, что новые виды деятельности стали уделом и части эвпатридов, которая также находилась под воздействием быстро развивавшегося в Афинах процесса социально-имущественного расслоения. Люди типа Солона имели достаточно оснований быть недовольными и внешней политикой правящей аристократии. В этом отношении весьма характерен передаваемый тем же Плутархом рассказ об обстоятельствах, сопутствовавших выступлению Солона на политической арене.

Согласно этому рассказу, афинское правительство, отчаявшись вернуть захваченный Мегарами Саламин, решило навсегда от него отказаться и провело через народное собрание особый закон. По этому закону всякий, кто стал бы призывать сограждан к возобновлению борьбы за этот остров, подлежал смертной казни. Однако Солон решил выступить, несмотря на этот закон, с призывом снова начать с Мегарами войну за Саламин.

Этот призыв он облек в форму особой элегии, произнесенной им с камня глашатого. На сограждан он произвел столь сильное впечатление, что они добились отмены закона, избрали Солона архонтом с полномочием возглавить афинские силы для борьбы за Саламин. Борьба эта завершилась завоеванием острова, который с того времени навсегда уже стал афинским. Это еще больше подняло авторитет Солона и позволило ему возглавить сторонников программы давно уже назревших широких реформ, имевших целью оздоровить социальную жизнь афинской общины.

Важнейшие из этих реформ состояли: в сисахфии («снятии бремени»), т. е. отмене домовых обязательств, отмене долговой кабалы, установлении имущественного ценза в качестве основного критерия при определении политических прав и обязанностей граждан, в законе о завещании, в ряде других законодательных мероприятий, поощрявших дальнейшее развитие экономической жизни населения Аттики и Афин.

Первая из перечисленных мер - сисахфия - долгое время не получала единой оценки в исторической науке. Как известно, еще в древности эта мера разными авторами понималась различно. Большинство из них, в том числе Плутарх и Диоген Лаэртий, считали, что сисахфия уничтожала все долговые обязательства крестьян. Дионисий Галикарнасский распространял эту меру только на наиболее бедных должников, а Андротион считал, что сисахфия состояла лишь в понижении процентов за долги и понижении стоимости денежных знаков, связывая это мероприятие с денежной реформой Солона.

«Взяв дела в свои руки, - говорит наш основной источник Аристотель, - Солон освободил народ и в текущий момент и на будущее время, воспретив обеспечивать ссуды личной кабалой. Затем он произвел отмену долгов, как частных, так и государственных, что называют сисахфией, потому что люди как бы стряхнули с себя бремя». Аристотель, так же как и аттидограф Филохор, признает, следовательно, полную отмену существовавших долговых обязательств.

В исторической действительности эта законодательная мера вряд ли могла быть столь радикальной. В таком случае она бы противоречила основной тенденции, пронизывающей все остальные законодательные мероприятия Солона: противопоставить индивидуальную собственность собственности родовой и всеми доступными для законодателя средствами способствовать развитию и защите интересов этой индивидуальной собственности. В исторической действительности сисахфия, по-видимому, представляла собой единовременную отмену долгов, притом, очевидно, только сделанных под залог земли, которые тяготели над аттическим крестьянством.

Страницы: 1 2 3

ФЕДЕРАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«САМАРСКИЙ ЮРИДИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ ФСИН РОССИИ»

Кафедра теории и истории государства и права

КОНТРОЛЬНая работа

по дисциплине: «История государства и права зарубежных стран»

Сравнительная характеристика реформ Солона и Клисфена в

Древних Афинах и реформ Сервия Туллия в Древнем Риме

Выполнил : слушатель 611 группы 1 курса факультета внебюджетной подготовки заочной формы обучения Зайцев Никита Иванович (по специальности 40.05.02 «Правоохранительная деятельность», набор 2015 года)

Проверил: __________________________________________________________________

(должность, звание, Ф.И.О. проверяющего)

__________________________________________________________________

Оценка______________________________________________________

(зачтено, незачтено)

Самара 2016

Введение ………………………………………………………………………….3

1.Законы Солона в Афинах - пролог демократии ………………………….4

2.Демократические реформы Клисфена …………………………………….7

3.Центуриатная реформа Сервия Туллия ………………………………….13

4.Сравнительные характеристики реформ Солона, Клисфена, Сервия Туллия …………………………………………………………………………...17

Заключение ……………………………………………………………………..21

Библиографический список ………………………………………………….22

Введение

Появление демократии в Древней Греции связано с реформами Солона и Клисфена - афинского политического деятеля VI века из рода Алкмеонидов, возглавивш после падения тирана Гиппия афинский демос. В 509-507 гг. до н.э. провел реформы политического устройства, в соответствии с которыми родо­вое членение граждан было преобразовано в чисто территори­альное. Были образованы десять филс разделением каждой на трети (тритии) - городскую, приморскую и внутреннюю (сель­скую), а также с более дробным разграничением на демы. Их было около ста, и они делегировали граждан для отправления должностей. Эта реформа позволила вытеснить родовую лояль­ность общеполисной.



Для римского гражданина доступным для него демократическим институтом были народные собрания, созываемые для принятия законов и избрания магистратов. Так как все большее число граждан проживало за пределами Рима, собрания практически были постепенно преобразованы в протопредставительные учреждения. Часть вопросов решали куриальные собрания представителей аристократии, часть – собрания по трибам, куда входили только плебеи, но решения триб при этом были общеобязательными. Часть вопросов решалась на общих собраниях патрициев и плебеев – центуриальных комициях. Известны реформы Сервия Туллия, который попытался установить в известной степени демократические формы власти в Древнем Риме.

Предмет исследования в данной работе - сравнительная характеристика реформ Солона и Клисфена в Древних Афинах и реформ Сервия Туллия в Древнем Риме.

Законы Солона в Афинах - пролог демократии

В Х в. до н.э. в отличие от других греческих городов Афины не находились в упадке. Афины сумели отразить дорийское нашествие (впоследствии афиняне гордились своей автохтонностью, т. е. тем, что они являлись потомками коренных жителей - ахейцев) и стали центром колонизации Малой Азии. Царская власть в Аттике исчезла уже в «темные века», и во главе полиса стояли архонты(начальники). К VII в. до н.э. религиозные обязанности царя и некоторые ограниченные судебные функции исполнял архонт-басилей, войско возглавлял полемарх («военный архонт»), гражданскими делами ведал архонт-эпоним, по имени которого с 683 г. назывался год в Афинах. Экс-архонты становились членами Совета, который заседал на Ареопаге (холме Ареса) рядом с Акрополем. Совет Ареопага следил за выполнением должностными лицами своих обязанностей, наблюдая за исполнением обычаев и законов. Народное собрание (экклесия) имело немного прав, но достаточно фундаментальных. На народном собрании избирались архонты, хотя соискатели обязательно должны были быть знатного происхождения и обладать богатством, каждый гражданин имел право в особых обращаться к народному собранию.

К середине VII в. коллегия из шести фесмофетов стала собирать и записывать законы, но не публиковала их. Большинство граждан было заинтересовано в публикации законов, чтобы ограничить субъективизм архонтов-аристократов в толковании обычного права. Вскоре после заговора Килона, в 621 г. фесмофетом Драконтом был обнародован первый афинский свод законов, известный своей суровостью («драконовы законы»): за большинство преступлений полагалась смертная казнь. В итоге социальная борьба не ослабла, и результатом ее стало введение нового свода законов - законов Солона.

Солон был избран архонтом на 594/3 г., причем не просто архонтом, а «примирителем». Его полномочия напоминали полномочия эсимнета, и в своих стихах Солон отмечал, что ему было очень просто захватить тираническую власть. Солон тем не менее использовал свой авторитет для законотворчества, и в афинской традиции именно Солон считался основателем афинского государства.

Солон был аристократом по происхождению (он принадлежал к древнему царскому роду Кодридов, обедневшему к рубежу VII - VI вв.), но источником его богатств была торговля. Солон был преуспевающим купцом (известно о его поездках в Египет), весьма образованным человеком, одним из известнейших раннегреческих поэтов: свои законы он «пропагандировал» в элегиях. Главной своей заслугой он считал сисахфию («стряхивание бремени») - ликвидацию долговой кабалы, ситуации, когда должник отвечал не только своим имуществом, но и свободой. Камни с записью долговых обязательств были сброшены с полей мелких аттических земледельцев, были освобождены обращенные в рабство за долги афиняне. Были введены верхние пределы земельных владений, и после Солона Аттика развивалась как страна мелкого и среднего крестьянского землевладения. Однако Солон резко выступил против требований беднейших крестьян о переделе земель.

Солон провел также реформу политического устройства, введя имущественный ценз. Афинские граждане отныне разделялись на четыре категории: 1) пентакосиомедимны (пятисотмерники) - граждане с доходом более 500 медимнов зерна или 500 метретов вина или оливкового масла - наиболее богатые афиняне; 2) всадники - граждане, которые могли содержать боевого коня (их доход был свыше 300 медимнов); 3) зевгиты (от «дзевгос» - упряжка) - средние крестьяне с доходом 200 медимнов и выше; 4) феты - малоимущие с доходом менее 200 медимнов.

Некоторые должности могли занимать только пентакосиомедимны (архонты, казначеи), большинство - граждане трех высших категорий. Феты не могли быть избранными на государственные должности, но имели право голосовать (выборы всех важнейших должностей отныне проводились народным собранием). Был учрежден также избиравшийся по филам Совет четырехсот, имевший право предварительного обсуждения законов и предложений, принимавшихся затем народным собранием.

Солону также приписывают некоторые менее важные законы: так, он запретил вывоз зерна из Аттики, что объяснялось ростом городского населения Афин, и поощрял оливководство; сын мог не содержать престарелого отца, если тот не позаботился об обучении его какому-нибудь ремеслу, и некоторые другие. Законы Солона были вырезаны на четырех сторонах специальных вращающихся деревянных таблиц (аксонах), доступных для обозрения всем гражданам. Этот факт свидетельствует, кроме всего прочего, о значительном распространении грамотности в архаических Афинах. Законы Солона не устраивали аристократов-землевладельцев, против них выступала и радикально настроенная часть демоса. Солон проводил среднюю линию, ориентировался на нарождающийся «средний класс», призывал действовать постепенно. Аристотель в трактате о государственном устройстве Афин приводит следующие стихи Солона:

Да, я народу почет предоставил, какой ему нужен -

Не сократил его прав, не дал и лишних зато.

Также подумал о тех я, кто силу имел и богатством

Славился, - чтоб никаких им не чинилось обид.

Встал я, могучим щитом своим тех и других прикрывая,

И никому побеждать не дал неправо других.

Может быть, именно поэтому установлениям Солона была суждена парадоксальным образом одновременно долгая и недолгая жизнь. Долгая потому, что на солоновском законодательстве было основано все афинское право, и Солон справедливо считался основателем афинского государства. Недолгая же из-за того, что после реформ Солона социальная борьба в Афинах продолжалась с еще большим ожесточением, и сам законодатель добровольно ушел в изгнание. Причиной было то, что ни одна из социальных групп не считала себя полностью удовлетворенной солоновскими законами: аристократы-землевладельцы негодовали из-за отмены долгов, беднейшие крестьяне не добились передела земель.

На пятый и на десятый год после архонтства Солона в Афинах из-за борьбы политических группировок не были проведены выборы архонтов (возникла анархия). Термин этот стал впоследствии нарицательным для обозначения безвластия. Напряженной ситуацией в Афинах воспользовался один из аристократов - Писистрат, который около 560 г., использовав приданных ему по решению народного собрания дубинщиков, захватил тираническую власть в городе.

Афины. Законодательство Солона

Запись законов не могло вполне удовлетворить афинское крестьянство и торгово-ремеслснные слои демоса.

Положение сельского населения в Аттике в VII-VI вв. до н. э. было в высшей степени тяжелым как в материальном, так и в правовом отношении. Об этом свидетельствуют наши главные источники - «Афинская полития» Аристотеля и «Биография Солона» Плутарха. Несмотря на известный схематизм и односторонность в освещении событий, самый факт разорения аттического крестьянства не вызывает сомнений. Главным бичом деревни было ростовщичество, усиливавшее обезземеливание крестьян.

Земля в то время была неотчуждаемой родовой собственностью. Ее нельзя было ни продать, ни завещать по желанию, ни отдать за долги. Однако эвпатриды, занимавшиеся ростовщичеством, нашли способ обходить эти древние установления. Они давали общинникам ссуды под залог земли и на заложенных участках ставили долговые столбы с именем заимодавца. Если общинник не выплачивал свой долг в срок, земля фактически переходила во владение кредитора, хотя продолжала формально считаться собственностью того рода, к которому принадлежал должник. Общинник работал по-прежнему на своей земле, но значительную часть урожая он отдавал кредитору - фактическому хозяину земли. Такие крестьяне-должники назывались пелатами, или гектеморами-шестидольниками, так как они должны были отдавать хозяину-эвпатриду то ли одну шестую, то ли пять шестых снятого урожая.

Аристотель сообщает, что в Аттике накануне солоновых реформ (начало VI в. до н. э.) масса мелких землевладельцев оказалась в долгу у богатых эвпатридов. Должники обрабатывали землю у богачей или же брали деньги под залог личной свободы. Заимодавцы, согласно суровым обычаям долговой кабалы, имели право обратить неисправного должника и членов его семьи в рабство и продать за пределы Аттики. «Надо иметь в виду, - говорит Аристотель в "Афинской политии", - что вообще государственный строй (в Афинах. - Ред.) был олигархический, но главное было то, что бедные находились в порабощении не только сами, но также дети и жены. Назывались они пелатами и гектеморами (шестидольниками), потому что на таких арендных условиях обрабатывали поля богачей. Вся же вообще земля находилась в руках немногих. При этом, если эти бедняки не отдавали арендной платы, можно было увести в кабалу и их самих, и детей» (II, 2).

Против эвпатридов, сосредоточивших в своих руках политическую власть и не желавших расставаться с родовыми порядками, выступали не только порабощенные шестидольники. Политическим господством аристократии тяготились и торгово-ремесленные слои населения. Наметился раскол и в среде самих эвпатридов. Главным источником обогащения некоторых аристократов становится морская торговля, а не земледелие, и они охотно блокируются с торгово-ремесленными кругами, так как имеют с ними общие интересы. Таким образом, господство эвпатридов вызывает недовольство всех элементов складывавшегося полиса, среди них и части «благородных», по каким-либо причинам оторвавшихся от своего сословия. В таких условиях наиболее дальновидной группе эвпатридов стало ясно, что удержать власть в своих руках можно только ценой некоторых уступок.

О том, до какой степени была накалена обстановка в Афинах, свидетельствует Аристотель: «Ввиду того что существовал такой государственный порядок и большинство народа было в порабощении у немногих, народ восстал против знатных. Смута была сильная, и долгое время одни боролись против других; наконец они избрали сообща посредником и архонтом Солона и поручили ему устройство государства...» (Аристотель. Афинская полития, 5. Пер. С. И. Раддига).

Приблизительно через 25 лет после Драконта, в 594 г. до н. э., на политической арене появился Солон . Солон принадлежал к числу деятелей стяжавших себе известность не только в Аттике, но и во всей Греции. Не случайно его причисляли к семи греческим мудрецам. Потомок царской фамилии Медонтидов, Солон много путешествовал, побывал во всех интереснейших местах Греции и Малой Азии. Он обладал философским складом ума и поэтическим дарованием. Дошедшие до нас образцы его стихотворений (элегий) обнаруживают в их творце незаурядный поэтический талант. Чтобы поправить расстроенное состояние, Солон , как это нередко делали эвпатриды, занимался торговлей. По словам Плутарха, он стремился разбогатеть. «Мне очень хочется быть богатым, но мне не хочется толстеть от нечестно нажитого».

На родину, в Афины, богозданный град

Вернул я многих в рабство проданных...

Историческое значение отмены долговой кабалы как в Аттике, так и в других греческих полисах, где проводились аналогичные реформы, заключалось в том, что дальнейшее развитие рабства происходило уже не за счет сокращения числа свободных членов общины, что подрывало основы ее социальной и экономической жизни, а за счет ввоза рабов-иноземцев.

В дополнение к сисахфии, по свидетельству «Политии» Аристотеля (II, 4,4), Солон издал закон, ограничивавший землевладение. Было бы, однако, неправильно думать, что Солон в своем законодательстве стремился подорвать экономическое могущество эвпатридов. Именно этот законодатель первый разрешил в Афинах отчуждение земли. Плутарх в «Биографии Солона» пишет: «Солон прославился также и законом о завещаниях. Прежде это было невозможно, но имущество и домашнее хозяйство должны были оставаться в роду умершего; он же предоставил право всякому отдать свое имущество, кому хочет, если только у него нет законных детей, он... сделал имущество достоянием собственников...» (Солон, 21).

Теперь землю можно было закладывать и отчуждать на законном основании под видом завещания. Таким образом, родовая собственность на землю была заменена частной. Разрешение отчуждать землю не только фактически, но и формально открывало путь для концентрации земли и прежде всего приносило выгоду крупным землевладельцам-эвлатридам. Этим Солон дал возможность аристократии вознаградить себя за те потери, которые она на первых порах должна была понести в связи с его аграрными реформами. Чтобы поощрить разведение садово-огородных культур и одновременно понизить цены на хлеб, Солон разрешил вывозить за границу оливковое Масло и запретил вывоз зерна. Это наносило удар спекуляции хлебом в Афинах, улучшало материальное положение городского населения.

Для предварительного рассмотрения дел, поступавших на обсуждение народного собрания, Солон учредил совет четырехсот (буле); в него выбиралось по 100 человек от каждого из четырех фил, на которые делилось население Аттики. Аристотель пишет по этому поводу: «Далее он учредил совет четырехсот по сто от каждой филы, а совету ареопагитов назначил охранять законы; как и прежде, он (Ареопаг) имел надзор за государственным порядком, причем он обязан был не только следить за большинством самых важных государственных дел, но, между прочим, и привлекать к ответственности виновных...» (Афинская полития, IV, 8). Таким образом, власть ареопага - оплота господства аристократии - не была поколеблена.

Нужно отметить, что, по мнению современников, реформы Солона носили половинчатый, компромиссный характер. Ни демос, ни эвпатриды не были ими удовлетворены. Народные массы требовали передела земель. Солон в одном из своих стихотворений отвечает недовольному демосу:

Кто пришел за тем, чтоб грабить, полон был надежд больших

И рассчитывал богатство тут великое найти,

Ждал, что я, лаская мягко, нрав суровый проявлю.

Но тогда они ошиблись, а теперь, сердясь за то,

На меня косые взгляды мечут все, как на врага.

Нужды нет: что обещал я, сделал с помощью богов,

И трудился я недаром. Мне равно не по душе -

Силой править тирании, как и в пажитях родных

Дать худым и благородным долю равную иметь

Политическая борьба порой обострялась до такой степени, что невозможно было избрать высших магистратов - архонтов (отсюда возникновение понятия анархия, что буквально означало «время без архонта»). Аристотель пишет: «На пятый же год после правления Солона не могли выбрать архонта вследствие смуты, и дальше на пятый год по той же причине было безвластие. А после этого, спустя такой же промежуток времени, Дамасий, избранный архонтом, управлял два года и два месяца, пока не был силой устранен с должности... Вообще же были постоянно нелады во взаимных отношениях, причем одни за начало и повод выставляли отмену долгов (это были как раз люди, разорившиеся от нее), другие были недовольны государственным порядком, так как произведенная в нем перемена оказалась серьезной, а некоторые - из взаимного соперничества» (Афинская полития, 13. Пер. С. И. Радцига).

Читайте также: