МБОУ СОШ №3г.Мамадыш
Методическая разработка
классного часа для 6 класса
«Борьба с коррупцией»
учитель английского языка
МБОУ «СОШ №3 г.Мамадыш»
Мамадышского муниципального района РТ.
г. Мамадыш
2016 год
Классный час на тему: «Борьба с коррупцией»
Цели:
Провести беседу с учениками о проблеме противодействия коррупции и методов её предупреждения;
Формировать убеждения о неотвратимости наказания за коррупционные правонарушения;
Воспитывать правовое сознание и повысить правовую культуру учащихся;
Выработать активную гражданскую позицию.
В конце урока учащиеся смогут:
Называть виды коррупционных правонарушений;
Объяснять направления антикоррупционной политики;
Задуматься о значении борьбы с коррупцией.
Методическое оснащение:
Учебное пособие для учащихся 5-8 классов общеобразовательных учреждений под редакцией К.Ф.Амирова, Д.К Амировой. Казань. Магариф, 2010.
Учебное пособие для учащихся 5-8 классов общеобразовательных учреждений под редакцией Р.Р. Замалетдинова, Е.М.Ибраимовой, Д.К Амировой. Казань. Магариф, 2010.
Сайты: «Советы при Президенте РФ »,«Электронное правительство РТ», Мамадышского муниципального района.
Подготовительная работа: изготовление рисунков, поиск учащимися значение слова – коррупция в толковом словаре, репетиции сценок и подбор к ним костюмов.
Оформление доски: высказывание Аристотеля.
Самое главное при всяком государственном строе – это посредством законов и остального распорядка устроить дело так, чтобы должностным лицам невозможно было наживаться.
Рисунки обучающихся по теме «Коррупция».
Вступительное слово учителя.
По инициативе ООН 9 декабря отмечается Международный день борьбы с коррупцией. В этот день в 2003 году в мексиканском городе Мерида на Политической конференции высокого уровня была открыта для подписания Конвенция ООН против коррупции. Документ обязывает подписавшие его государства объявить уголовным преступлением взятки, хищение бюджетных средств и отмывание коррупционных доходов. Россия в числе первых стран подписала Конвенцию.
Наш классный час посвящен теме, которая часто обсуждается. Иначе и быть не может, потому что она затрагивает интересы каждого человека. Но очень важно, чтобы каждый понимал – что такое коррупция, какой вред она приносит и как с ней можно бороться.
Что означает слово коррупция?
Ответы учащихся :
Это «подкупаемость и продажность государственных чиновников, должностных лиц, а также общественных и политических деятелей вообще»;
Это злоупотребление своим властным, рабочим или профессиональным положением;
Это незаконное обогащение, взяточничество, хищение;
Учитель: Ребята, вы дали правильное толкование этому слову. В современном понятии коррупция тоже означает использование полномочий в целях личной выгоды. Коррупция выступает как сложное социальное явление, которое зародилось в глубокой древности и продолжает существовать в настоящее время.
К сожалению, коррупция существует почти во всех сферах жизни общества и проявляется в самых разнообразных формах и видах.
Сейчас мы рассмотрим некоторые формы коррупции:
Признательность, благодарность;
Обычная плата за услугу, за работу;
Злоупотребление служебным положением;
Взяточничество;
Подкуп;
Коррупция.
Показ отрепетированных заранее сценок обучающимися:
Водитель дал деньги сотруднику ГИБДД. Сотрудник не требовал, чтобы ему платили, но от денег не отказался.
Чиновник помог фирме заключить выгодный контракт. Фирма выплатила чиновнику определенный % за содействие.
Крупная фирма договорилась с депутатом, что он проголосует так, как выгодно фирме. За это ему выплачивают вознаграждение либо предоставляют услуги.
Пациент делает врачу подарок за внимательное отношение и обслуживание вне очереди. Врач от подарка не отказывается.
Начальник паспортного стола, получив деньги, намного ускоряет регистрацию приезжего.
Главный архитектор города дает разрешение частной фирме на строительство здания, которое сильно ухудшает окружающий пейзаж.
Анализ показанных сценок.
Учитель: Очень часто мы присваиваем имена взяточников только чиновникам. Но проблему коррупции нельзя сводить к ним. Лица, которые предлагают деньги – такие же коррупционеры.
Социологи провели опрос населения о взятках. В результате выяснилось, что готовность к тому, чтобы решить свои проблемы путем дачи взятки, по-прежнему остается достаточно высокой – об этом сказали 61,3% опрошенных. Тем не менее, не все люди, попадая в коррупционную ситуацию, решают свои вопросы путем дачи взятки. Как показывают исследования, около 30% граждан принципиально не дают взяток. Решается ли вопрос после отказа граждан от дачи взятки? В большинстве случаев и после отказа от дачи взятки вопросы решаются. Конечно, это потребует больше сил и времени, или вопрос не решится с первой попытки. Тем не менее, 32% респондентов ответили, что после отказа от дачи взятки им удалось решить свои проблемы, а 41,6% - решили проблемы частично или в более длительный срок. Нет таких ситуаций, которые нельзя было бы решить с помощью закона.
Учитель: Ребята, какие выводы можно сделать, проанализировав данные социологического опроса?
Ответ учеников:
Последствия коррупции ведут к разорению частных предпринимателей;
Снижению инвестиций в производство, замедлению экономического роста;
Понижению качества общего сервиса; неэффективному использованию способностей людей;
Росту социального неравенства;
Усилению организованной преступности;
Ощущению бесправия и несправедливости.
Способы борьбы с коррупцией.
Учитель: Какие способы борьбы с коррупцией вы бы смогли предложить?
Ответы учащихся:
– не давать никаких взяток! А для тех, кто берет, увольнять с работы, штрафовать, конфисковать все имущество. Еще один способ – ротация кадров;
Установить видеоконтроль;
Надо сделать так, чтобы не было очередей, не было волокиты с документацией;
Надо ликвидировать неблагополучное состояние общества.
Что приводит к коррупции?
Большой разрыв в доходах населения;
Резкое падение заработной платы;
Ослабление государственного контроля;
Неопределенность норм рыночного поведения,
Пробелы в законодательстве.
Учитель: Ребята, представляю вашему вниманию поговорки о коррупции, какую житейскую мудрость они представляют?
Взяточничество: Дары и мудрых ослепляют.
Глуп дает деньги,глупей того не берет.
Корысть: Корысть рождает зависть.
Тебя манят- твоих денег хотят.
Наказание: На добре - спасибо, а за грех поплатись. Как ни крой, а швы наружу выйдут.
ОТВЕТЫ УЧЕНИКОВ: Дети дают анализ поговорок в формате общей беседы в классе.
Итоговая беседа
Что такое коррупция?
Назовите формы антикоррупционной деятельности?
Какие организации противодействуют коррупции?
Чем отличаются уголовные наказания за коррупционные преступления в России в сравнении с европейскими государствами?
Заключительное слово учителя:
Коррупция разрушает общество изнутри. Ее можно сравнить с занозой: чем дольше она находится в тиши, тем больше ее размер и хуже последствия. Думаю, коррупцию можно победить, искоренить, лишь если всем вместе бороться против нее.
Внимательно и вдумчиво прочитайте строки Аристотеля. Как мало надо и как много надо переделать для того, чтобы стать «чистым нравственно» человеком.
Чего надо остерегаться, чтобы не сбиться с пути, мы постарались с вами выяснить.
МКОУ «ООШ с.Псемён»Классный час по теме
« Коррупция и борьба с ней»
Классный руководитель: Кузьмина Ирина Владимировна
Конспект урока на тему «Коррупция и борьба с ней».
Цели:
1. Образовательная: дать характеристику понятий «коррупция», «коррумпированность», познакомить с формами проявления коррупции, ее последствиями, а также нормами уголовной ответственности за коррупционную деятельность;
2. Развивающая: расширять кругозор учащихся, развивать основы поисковой деятельности, формировать собственное мировоззрение на проблемы современного общества, способствовать становлению устойчивой позиции по предупреждению коррупционных проявлений в стране;
3. Воспитательная: воспитывать ответственность за собственные действия и поступки, ознательность и социальную активность подрастающей молодежи.
Ход урока.
I. Организация класса
II. Объявление темы и цели урока.
Прочтите внимательно отрывок из произведения: «… Да, если спросят, отчего не выстроена церковь при богоугодном заведении, на которую пять лет тому назад была ассигнована сумма, то не позабыть сказать, что она начала строиться, но сгорела. Я об этом и рапорт представлял. А то, пожалуй, кто-нибудь, позабывшись, сдуру скажет, что она и не начиналась!»
Из какого произведения данный отрывок? Кто автор произведения? (Гоголь «Ревизор»)
О чем идет речь в отрывке? (растрате, злоупотребление должностными полномочиями, хищение госбюджета)
Кто из героев произведения говорит эти слова? (Городничий) - Законно ли городничий поступил? Почему?
Вот и сегодня на уроке предметом нашего изучения будет понятие под названием «коррупция». Мы раскроем содержание данного понятия, его проявления, последствия в современном обществе и меру наказаний за проявление коррупционной деятельности.
III. Беседа с учащимися.
Какие ассоциации возникают у вас со словом «коррупция»? (взятка, подкуп, обман, мошенничество).
Вот что говорит об этом понятии этимологический словарь:
Коррупция (от лат. corruptio) означает подкуп, подкупность и продажность общественных и политических деятелей, государственных чиновников и должностных лиц.
Коррумпировать (лат. corrumpere), т.е. подкупать кого-либо деньгами или иными материальными благами.
Согласно Российскому законодательству, коррупция – это злоупотребление служебным положением, дача и получение взятки, коммерческий подкуп, или иное незаконное использование своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера.
О чем гласит народная мудрость…
Вспомните, какие пословицы и поговорки отражают коррупционную деятельность в современном обществе?
Не подмажешь, не поедешь – вымогательство, взятничество
Рука руку моет – групповая запланированная деятельность в подкупе
Загребать жар чужими руками – несознательное соучастие в мошенничестве и аферах.
Видит око, да зуб не мед – безрезультативность действий борьбы с коррупцией.
Немного из истории …(доклад ученика): Коррупция - сложное социальное явление, которое зародилось еще в глубокой древности в странах Египта, Месопотамии, Китая, Индии, Иудеи (т.е. в центрах древневосточных цивилизаций) и существует сегодня во всех странах независимо от уровня ее развития, различаясь лишь своими масштабами.
Исторические корни коррупции, вероятно, восходят к обычаю делать подарки, чтобы добиться расположения. Дорогой подарок выделял человека среди других просителей и способствовал тому, чтобы его просьба была выполнена. Поэтому в первобытных обществах плата жрецу или вождю была нормой.
Законодательством РФ разрешено дарить государственным служащим и служащим органов муниципального образования обычные подарки, стоимость которых не превышает пяти установленных законом минимальным заработных плат.
В древнеиндийском трактате по искусству управления государством «Артхашастра» (IV в. до н.э.) подчеркивается, что важнейшей задачей, стоящей перед царем, является борьба с казнокрадством. Здесь
перечислено 40 способов хищения казенного имущества и делается вывод о том, что легче угадать путь птиц в небесах, чем уловки хитроумных чиновников.
Что говорит нам летопись …
В России же первые упоминания о коррупции, которая определялась понятием «мздоимство», исходят к русским летописям XIIIв.
Первое законодательное ограничение коррупционной деятельности было осуществлено в царствование Ивана III. Судебник 1497г устанавливал розыскную форму процесса, предусматривал в качестве мер
наказания смертную казнь, торговую казнь (битье кнутом). Судебник расширил круг деяний, признававшихся уголовно наказуемыми: крамола, «церковная татьба» (святотатство), ябедничество; дал понятие преступления, а также особо опасного преступления.
Его внук Иван IV (Грозный) впервые ввел смертную казнь в качестве наказании за чрезмерность во взятках.
При Петре I в России был широкий размах и коррупции, и одновременно жестокой борьбы с ней. Так, Петр I совместно с коллегиями ввел деятельность Тайной канцелярии (тайной полиции) в 1718-1720гг. - Какова была функция Тайной канцелярии? (была в ведении самого императора и занимала центральное место в системе управления государством в донесении и раскрытии преступлений против государства)
Что означает понятие «фаворит»? (придворный, пользующийся особым доверием монарха, влиянием на внутреннюю и внешнюю политику страны)
В царствование Романовых коррупция была связана с фаворитизмом (сообщение учащегося):
Фаворит Елизаветы Петровны канцлер Бестужев-Рюмин был агентом влияния со стороны британской короны.
Фаворит Петра I князь Александр Меньшиков – талантливый администратор и полководец, который слыл любовью к деньгам и крупным казнокрадом. Он присвоил себе 1,5 млн рублей во время
правления Романовых. Петр не раз наказывал его собственноручно, бил, грозил отставкой, но вскоре прощал друга.
IV. Рассказ учителя.
Проблема необходимости борьбы с коррупцией стала очевидной уже в нач. 90х гг. Во 2-ой половине 20в. коррупция все больше начала становиться международной проблемой, приобретая массовый характер.
Законы 1992-1997гг «О борьбе с коррупцией» формировали систему борьбы с коррупцией в России.
Самые опасные формы коррупции квалифицируются как уголовные преступления. К ним относятся растрата (хищение) и взятки. Растрата состоит в расходе ресурсов, доверенных должностному лицу, в личных целях.
Виды коррупции:
1. Бытовая – в сфере малого бизнеса
2. Деловая – в сфере управления крупными предприятиями
3. Коррупция верховной власти – в сфере государственного управления
Что влечет за собой коррупция?
Суммарные потери от коррупции в бюджете России составляют в среднем 10-20 млрд. долларов в год. Лица коррупции нарушают естественный ход развития и управления делами общества.
Экономика: несправедливость в распределении госбюджета, повышение цен на товары и услуги, нарушение рыночной конкуренции, развитие теневой экономики.
Социальная сфера: преступность, социальное неравенство (олигархи и нищие), соц. напряженность в стране, деградация норм морали (деньги – мера всего): религии, отношений между людьми, искусства, роль права и законности падает в глазах общества, в результате – разочарованность, равнодушие и недоверие.
Политика: смена общенациональных планов на обогащение олигархических кланов и группировок.
Преступление и наказание
Согласно УК РФ, Мошенничество, совершенное лицом с использованием своего служебного положения, а равно в крупном размере, - наказывается штрафом в размере от ста тысяч до пятисот тысяч рублей либо
лишением свободы на срок от двух до шести лет со штрафом в размере до десяти тысяч рублей <...> (ст. 159. ч.3 УК РФ Мошенничество)
Присвоение или растрата, то есть хищение чужого имущества, вверенного виновному, - наказываются штрафом в размере до ста двадцати тысяч рублей либо исправительными работами на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет. (ст.160, ч.1. УК РФ Присвоение или растрата).
Вымогательство под угрозой применения насилия либо уничтожения или повреждения чужого имущества, - наказывается ограничением свободы на срок до трех лет либо лишением свободы на срок до четырех лет со штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев либо без такового.
(ст.163 ч.1 УК РФ вымогательство)
Использование лицом коммерческой или иной организации своих полномочий вопреки законным интересам этой организации и в целях извлечения выгод и преимуществ для себя или других лиц, -
наказывается штрафом в размере до двухсот тысяч рублей либо исправительными работами на срок от одного года до двух лет либо лишением свободы на срок до трех лет. (Ст. 201. лоупотребление
полномочиями ч.1. УК РФ) Незаконная передача лицу коммерческой или иной организации денег, ценных бумаг, иного имущества, а равно незаконное оказание ему услуг имущественного характера за совершение действий (бездействия) в интересах дающего в связи с занимаемым этим лицом служебным положением
Наказываются штрафом в размере до двухсот тысяч рублей либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до двух лет либо лишением свободы на срок до двух лет (ст. 204, ч.1 Коммерческий подкуп) Коррупция – препятствие к экономическому росту и развитию, ставит под угрозу любые преобразования. Коррупции может быть подвержен любой человек, обладающий какой-либо властью (чиновники, судьи, администраторы, депутаты, экзаменаторы, врачи и т.д.) Всех их движет один стимул – получить экономическую прибыль. Но при этом они испытывают риск разоблачения и наказания.
Как же отказаться соблазна, бороться с проблемой коррупции, которая ведет к краху и несправедливости? (мнение учащихся)
V. Итог урока.
Что подразумевает собой коррупция? Как она проявляется?
Какие последствия влечет за собой постоянная коррупционная деятельность?
Вывод: прежде всего, нужно начать с самого себя и требовать устранения коррупционных проявлений от окружающих. Эффективность борьбы зависит от взаимодействия всех ветвей власти, их ответственности за
процесс оздоровления общества. Необходимо быстро реагировать на все виды проявлений коррупционных правонарушений, справедливо давать наказания. Тогда в глазах окружающих возрастет авторитет, вера и уважение к структурам власти, общество осознает потребность в борьбе с коррупцией.
Классный час в 6Б классе на тему «Коррупция – хорошо или плохо»
Классный руководитель: Захаркина Ю.В.
Форма проведения: дискуссия. Цели: 1. Сформировать у учащихся представление о том, что такое коррупция. Ознакомить с причинами возникновения коррупции, узнать какие меры принимаются правительством по борьбе с ней, как молодежь может помочь в борьбе с коррупцией, формирование собственного мнения и позиции по отношению к этому вопросу. 2.Развить у учащихся способности высказывать свое мнение и аргументировать его. 3. Воспитать чувство ответственности перед своим государством, сформировать четкую гражданскую позицию, основывающуюся на противостоянии коррупции. Оборудование: проектор, экран, компьютер
Ход классного часа.
Учитель.
Здравствуйте, ребята! Знаменитая фраза Цицерона: “О времена! О нравы!” как нельзя лучше отражает нашу современную жизнь. Уже по одним заголовкам статей СМИ можно определенно сказать, что наша действительность такова, что в ней царят власть, деньги, воровство, разврат, насилие, и безусловно, коррупция. Реалии жизни таковы, что иногда чувствуешь свою беспомощность. Может быть, вы пока не задумывались над этими вопросами, но я уверена, что рано или поздно вам придется сделать нравственный выбор и решить, как жить, и не просто жить, а жить достойно, то есть в соответствии с нравственными критериями: добром и милосердием – по закону чести и достоинства, с верой, надеждой и любовью, в мире и согласии, утверждая свободу, истину и красоту, поэтому я и выбрала сегодня для разговора тему, может быть, на первый взгляд, трудную, не детскую. Сегодня мы с вами поговорим о том, что такое коррупция, как с ней бороться, что можете сделать именно вы, чтобы страна стала процветать .
Тема нашего классного часа называется « Коррупция – хорошо или плохо».
Эпиграф нашего классного часа:
« Коррупция «есть корень, из которого вытекает во все времена и при всяких соблазнах презрение ко всем законам» .
О коррупции сейчас знают все. Подавляющее большинство граждан знает, что коррупция - это плохо и страдает от неё. О коррупции и борьбе с ней написаны сотни статей, книг, учебников. Разработаны и используются на практике антикоррупционные программы, планы, десятки мероприятий системы мер; приняты законы на общегосударственном и местных уровнях. Созданы различные антикоррупционные комитеты и комиссии. На борьбу с коррупцией мобилизуются всё новые государственные и общественные структуры. Наряду с правоохранительными органами по указанию Президента в борьбе с коррупцией подключилась и ФСБ.
Несмотря на всё это, уровень коррупции в нашей стране не снижается. Можно сказать, что в борьбе с коррупцией власть терпит сокрушительное поражение. В этих условиях дальнейшее осмысление проблемы остаётся весьма актуальным.
Мы не рассчитываем на то, что наши размышления окажутся оригинальными, тем более, что они во многом опираются на уже существующие разработки. Но кроме того они базируются и на практическом опыте выявления и пресечения коррупционных правонарушений, имеющемся у различных государственных и общественных структур, в том числе, на опыте деятельности Федерального информационного центра (ФИЦ) «Аналитика и безопасность», работающего в тесной увязке со средствами массовой информации. Одним из итогов деятельности ФИЦ стал материал, направленный на имя Президента РФ Д.А.Медведева, под чьим непосредственным руководством и разворачивается повсеместная борьба с коррупцией.
Видео «Коррупция – это плохо!»
Что такое коррупция в Вашем понимании?
Из каких источников Вы знаете о коррупции?
Приходилось ли Вам стакиваться с коррупцией?
Коррупция – это использование служебного положения в личных целяхСредства массовой информации, друзья, знакомые, родственники
Клип на песню О. Газманова « А как мы сможем победить!»
Коррупция или нет?
1. ВОДИТЕЛЬ, НАРУШИВШИЙ ПРАВИЛА, ЧТОБЫ НЕ ПЛАТИТЬ ШТРАФ В ПОЛНОМ ОБЪЕМЕ ЧЕРЕЗ СБЕРБАНК, ПЛАТИТ НЕКОТОРУЮ СУММУ СОТРУДНИКУ ГАИ. СОТРУДНИК ГАИ НЕ ТРЕБУЕТ, ЧТОБЫ ПЛАТИЛИ ЕМУ, НО ОТ ДЕНЕГ НЕ ОТКАЗЫВАЕТСЯ.
КОРРУПЦИЯ, так как в результате злоупотребления служебным положением сотрудник ГАИ нанес вред государству, которое не получило сумму штрафа.
2. ЧИНОВНИК ПОМОГАЕТ ПРЕДПРИЯТИЮ ИЛИ ФИРМЕ ПОЛУЧИТЬ ВЫГОДНЫЙ КРЕДИТ ИЛИ ЗАКЛЮЧИТЬ ВЫГОДНЫЙ КОНТРАКТ. РУКОВОДСТВО ПРЕДПРИЯТИЯ ИЛИ ФИРМЫ ВЫПЛАЧИВАЕТ ЧИНОВНИКУ ОПРЕДЕЛЕННЫЙ ПРОЦЕНТ ЗА СОДЕЙСТВИЕ.
КОРРУПЦИЯ, так как в результате злоупотребления служебным положением чиновник нанес вред государству, выразившийся либо в виде завышения суммы контракта, либо в виде занижения процентов по кредиту, либо в виде получения не самого качественного товара.
3. ЧЕЛОВЕК БЫСТРЕЙ ДРУГИХ ПРОДВИГАЕТСЯ ПО СЛУЖБЕ, ПОТОМУ ЧТО ЯВЛЯЕТСЯ РОДСТВЕННИКОМ ИЛИ ПРОТЕЖЕ МИНИСТРА ИЛИ ДРУГОГО ВЫСОКОПОСТАВЛЕННОГО ЧИНОВНИКА.
Согласно Уголовному кодексу РФ это НЕ КОРРУПЦИЯ
4. ПАЦИЕНТ В БОЛЬНИЦЕ ДЕЛАЕТ ПОДАРКИ ИЛИ ПЛАТИТ ВРАЧУ ЗА ВНИМАТЕЛЬНОЕ ОТНОШЕНИЕ И ОБСЛУЖИВАНИЕ ВНЕ ОЧЕРЕДИ. ВРАЧ ЭТОГО НЕ ТРЕБУЕТ, НО ОТ ДЕНЕГ И ПОДАРКОВ НЕ ОТКАЗЫВАЕТСЯ.
Случай пограничен.
Врач принимает деньги / услуги за исполнение служебных обязанностей - коррупция.
Пациент выражает благодарность врачу за внимание, а его действия не предполагают обмена, то это действие не коррупционное.
Вопросы классу: Что нового узнали? Какие выводы сделали для себя?
На вопрос: «Можно ли до конца искоренить коррупцию?» в ходе беседы следует подвести учащихся к следующим выводам: 1) До конца искоренить коррупцию невозможно, а вот не допустить, чтобы она стала угрозой национальным интересам - это важнейшая задача нашего общества и государства. 2)Для себя каждый должен выбрать в качестве жизненного правила слова А.И. Солженицына: «Жить не по лжи!»
Выводы: взятка калечит души и психологию, причем всех без разбора, будь то потирающий руки мелкий служащий или... потерпевший. Взятка и цивилизованное общество, взятка и правовое государство несовместимы. Но когда она канет в Лету, если это монстр, порожденный государством? Остается лишь надеяться, что когда-нибудь настанет время, о котором безуспешно мечтал герой пьесы А. Н. Островского «Доходное место» Жадов: «Я буду ждать того времени, когда взяточник будет бояться суда общественного больше, чем суда уголовного
Подведение итогов.
Коррупция - это улица с двухсторонним движением. Если есть те, кто берет, то обязательно есть те, кто дает. Бороться необходимо на всех направлениях.
Ребята, если каждый из нас не будет давать взятки или пользоваться своим служебным положением, тогда можно будет победить в борьбе с коррупцией.
Учитель. Завершая нашу дискуссию я хочу сказать, я верю, что у нашей страны великое будущее, она сумеет пережить все трудности и станет еще прекрасней. А поможете России в этом вы! Как видите, коррупция сильна, но бороться с ней можно. Если давать отпор коррупционерам и взяточникам, то спрут останется без своих щупалец. Скоро вы станете взрослыми, вам придётся решать многие вопросы, которые ставит перед нами жизнь. Постарайтесь найти верное решение в любой ситуации, не обходя закон. Спасибо всем за общение! Закончить наш серьезный разговор хотелось бы словами Ф.М. Тютчева (знаменитый афоризм):
Умом Россию не понять,
Аршином общим не измерить:
У ней особенная стать –
В Россию можно только верить.
Считаю, сегодняшний классный час затронул очень серьезную проблему, есть над чем поразмыслить и рассуждать. Дело молодежи нужно поддержать. Здесь только не должно быть эмоциональных перегибов, непроверенных фактов. Главное, чтобы не получился молодежный террор. Нужно принимать только тщательно выверенные решения. На этом наш классный час окончен.