Сезонные изменения в природе. Конспект урока-экскурсии: «Экскурсия в осенний парк» (3 класс VIII вида) Экскурсия сезонные изменения в природе

Сезонные изменения в природе. « Полюбуйся: весна наступает… »

На мертвых травах снег лежит давно,
А их метелки семя сохранили,
И в снег, живое, падает оно,
И в лед вмерзает, чистое от пыли.
Все снежная скрывает пелена,
Как будто мир затих от потрясений.
Земля уснула, семенем полна,
Чтобы проснуться в зелени весенней.

П.Комаров

Цель:

    Развитие навыков наблюдения за изменениями в природе самостоятельные исследования.

    Развитие у учащихся понятия о взаимосвязях растительного организма с условиями окружающей среды, формирование умений определять раннецветущие растения .

    На основе проведения наблюдений выявление биологических особенностей раннецветущих растений.

    Формирование бережного отношения к природе.

    Развивитие диалектико-материалистических взглядов на природу.

Задачи:

    Определить признаки наступления весны в живой и неживой природе.

    Познакомить учащихся с различными периодами весны.

    Установить причины раннего цветения древесных и травянистых растений и смены сезонных явлений в жизни растений.

    Способствовать эстетическому воспитанию учащихся средствами природы и искусства.

Оборудование и оформление: блокнот (тетрадь) для записей, карандаш (ручка), инструктивные карточки, экскурсионные лупы.

Место проведения экскурсии : биоценоз леса.

Время проведения: конец апреля – май.

Возраст учащихся: 6 класс

Подготовка учащихся к экскурсии:

1. Побеседовать с учащимися о различных периодах весны (погодными особенностями, изменениями в растительном и животном мире, с красотой пробуждающейся природы, с вопросами ее охраны).

2. Ввести три новых понятия о весне и указать сроки их наступления:

«календарная весна» - 1 марта; «астрономическая» - 21 марта - день весеннего равноденствия на всем земном шаре (кроме приполярных областей), день равен ночи; «биологическая» начало сокодвижения у клена остролистного (24 марта), а затем у березы бородавчатой (8 апреля).

3. Задание учащимся подготовить характеристики каждого периода весны (март, апрель, май)

4. Подготовить детей к восприятию природы, привлечь внимание к объектам экосистемы "лес". Формировать умение правильно вести себя в лесу.

Ход урока

Идет – гудит Зеленый Шум,

Зеленый Шум, весенний шум!

Играючи расходится

Вдруг ветер верховой:

Качнет кусты ольховые,

Подымет пыль цветочную,

Как облако, все зелено,

И воздух и вода!

Проблемный вопрос: Как приходит весна?

Н.А. Некрасов

Надо ли за сказкой далеко ходить?

К.Иванов

Что же с растениями весной происходит?

Листочки распускаются, первые цветы появляются, травка зеленеет...

На большинстве территорий земного шара происходит постоянная смена времен года. Весна сменяется летом, лето – осенью, осень – зимою. Каждое время года по-своему прекрасно.
Нам бесконечно дороги и зеленый дым зарождения жизни, и грустное увядание растений, вступающих в состояние покоя. Нас радуют крошечные фонарики подснежников, желтые огоньки одуванчиков, закутанные в белые шали кусты черемухи, медовый запах липы, аромат антоновских яблок, первый, встреченный в лесу боровик, золотое сияние кленов, негреющие костры раздетых октябрьским ветром рябин.

Бесконечная цепь изменений лика природы обусловлена сдвигами в физиологическом состоянии растений в зависимости от времен года. Посмотрите в окно. Сейчас наступает весна, одно из самых удивительных времен года – время пробуждения жизни.
Зима... Клубятся по полям вихри февральских метелей. Безжизненными кажутся деревья в февральском лесу. Но так ли это? Посмотрите на кожистые плотные сережки ольхи или березы. Они образовались еще с осени. Наружные чешуи этих сережек надежно прикрывают зачатки цветков от мороза и зимнего испарения. Хорошенько промерзнув в течение 2–3 месяцев, в конце февраля они, не дожидаясь теплых дней, начинают потихоньку набухать.

В марте, когда еще всюду лежит снег, деревья празднуют весну. Несмотря на морозный воздух, темные стволы деревьев разогреваются под солнцем и растапливают снег вокруг себя, образуются проталины с обнаженной влажной землей.

Появляется солнышко. Весенние теплые лучи падают на Подснежник.

Выглянул подснежник в полутьме лесной
Маленький разведчик, посланный весной
Пусть еще над лесом властвуют снега
Пусть лежат под снегом сонные луга.
Пусть на спящей речки неподвижен лед –
Раз пришел разведчик и весна придет.

Е. Серов

Ах, как приятны эти солнечные лучи, хочется жить: цвести и радовать других.

Подснежники первые весенние растения, способны выдерживать заморозки до –10 °С, т.к. в соке, который их наполняет, много сахара, а сахарные растворы при небольших морозах не замерзают. Без этого приспособления им не обойтись! Кругом еще снег лежит, но стоит появиться первым проталинам, и они тут как тут: цветут, торопятся.

Их время коротко. Цветение ранневесенних растений продолжается всего месяц-полтора, пока деревья не развернут листву и не закроют над ними, светолюбами, небо.

Их не только подснежником, а еще снежной капелькой, снежным цветком, разведчиком, предвестником весны, задирой... А латинское название Galanthus nivalis – подснежник белоснежный.

Это почему же задирой-то?

Все потому, что со снегом спорит.. Послушайте одну давнюю историю, ставшую легендой.
После изгнания из рая шли Адам и Ева по заснеженному лесу, и тут несколько снежинок упало ей на щеку. Они растаяли, и капельки, упав на землю, превратились в цветы – подснежники.

Пожалуй, наиболее деятельная подготовка к весне совершается в это время под толщей снега широколиственного леса. Если здесь раскопать снег, то можно обнаружить пробившиеся сквозь опавшую листву бледно-желтые ростки со свернутыми листьями, а иногда и бутонами. А ведь осенью этих ростков здесь не было!
Дело в том, что в широколиственном лесу почва зимой не промерзает из-за большого количества перегноя и глубокого снежного покрова, создающих прекрасную теплоизоляцию. Благодаря этому температура почвы здесь всю зиму держится около 0 °С, поэтому в ней остается незамерзшая влага, доступная растениям.
Что же касается питательных веществ, столь необходимых для роста, то подснежное развитие растений происходит за счет отложенных ранее запасов. Например, у медуницы и ветреницы эти запасы находятся в корневищах, у пролески и гусиного лука – в луковицах, у чистяка и хохлатки – в клубнях.

Интенсивное дыхание с использованием этих отложенных про запас питательных веществ приводит к повышению температуры растения. Часто вокруг него даже протаивает снег. Например, в феврале начинают расти под снегом побеги мать-и-мачехи, заложенные еще осенью. Если в это время откопать растение, то можно увидеть, что вокруг него в снежном покрове протаяла крошечная пещерка. Еще трещат суровые морозы, а под снегом уже начинается весна...

Еще, бывает, сердится зима,
Срывают злость последние метели,
Но день за днем слабеют холода,
Все чаще раздается звон капели.
Снега, утратив свой алмазный блеск,
Сбегаются студеными ручьями
К весеннему безумью шумных рек
И льдин, плывущих водными полями.
Едва берез начнется сокоток,
В пушистой шубке, войлочных сапожках,
Рождается сиреневый цветок
На серебристой и короткой ножке.
А рядышком такие же как он,
Похожие на маленьких котят,
От холода укрывшись в сладкий сон,
Его братишки-прострелята спят.
Лишь насладившись солнечным теплом,
Раскроются прекрасные бутоны:
Густая синь с топазным хохолком
Пасхальным перезвоном затрезвонит.
Давно уже невестится весна,
Глаз радует и устали не зная,
Цвести до лета будет сон-трава-
Цветок, в котором вся краса земная!

Прострел. Весной не всегда греет солнце. Часто небо заволакивают тучи, и холодный дождь с мокрым снегом стегает землю. И по ночам часто бывают заморозки. Вот тут-то нам, весенним растениям, и пригодится шуба, дарованная природой. Капли дождя скатываются с меня по шелковистым волоскам, и я выхожу сухим из воды.

А почему тебя сон-травой называют?

Трава эта обладает успокаивающим, а в больших дозах и снотворным действием! А еще в старину клали под угол строящегося дома. Считалось, что он приносит в дом счастье.


На опушке - огоньки,
Целая проталинка.
Коротышки стебельки
И цветочек маленький.
Листьев нет - она цветёт,
Холодом охвачена.
Пчёлкам самый ранний мёд
Дарит мать-и-мачеха. Л. Дунина

Мать-и-мачеха Любит открытые, хорошо освещенные места. В начале апреля у меня появляются веселые желтые соцветия-корзинки, а уж потом листья. Они – особенные. Верхняя сторона листа, повернутая к солнцу, гладкая, темно-зеленая. Нижняя сторона, обращенная к земле, покрыта белыми волосками, будто войлоком. Приложи к щеке верхнюю и нижнюю сторону листа, и ты почувствуешь, что нижняя теплее верхней.

Медуница неясная. Один из лучших весенних медоносов. В соцветиях-зонтиках можно одновременно найти полураспустившиеся цветки с розовым венчиком, расцветающие – пурпурной окраски и уже отцветающие – синего цвета. Это помогает насекомым-опылителям: они посещают только розовые и пурпурные цветки.

Пройдут апрель, май, наступит июнь. Лепестки весенних цветов опадут, разлетятся плоды с семенами. Стебли и листья многих из них увянут. Но весенние цветы – многолетние. Это значит, что каждое лето отмирает лишь верхняя, надземная, часть растения. Затаились в почве корни, корневища, клубни и луковицы, в которых отложены накопленные за лето питательные вещества. Они пригодятся им следующей весной.
Затаились в почве семена. Замерли. Уснули. Ждут новой весны.

Так год за годом, век за веком совершается в природе круговорот жизни. Если вы набредете весной на полянку в лесу, покрытую цветами, не трогайте их, не собирайте букет. Вспомните, какую долгую суровую зиму они пережили. Они не должны исчезнуть!

Учитель: Ребята, я вам предлагаю отправиться на экскурсию в весенний лес. Давайте вспомним, какие правила нужно соблюдать, придя в лес.

    Нельзя разжигать костер в лесу пожароопасное время, необходимо тщательно проверить перед уходом место, где горел костёр, хорошо ли он потушен.

    Находясь в природе, нельзя срывать растения для букетов. Букеты можно составлять только из тех растений, которые выращены человеком.

    Собирать лекарственные растения можно только в тех местах, где их много. Часть растений нужно обязательно оставлять в природе.

    Нельзя ломать ветки деревьев и кустарников. Пусть красивые растения, деревья остаются в природе.

    В природе, особенно в лесу, нужно стараться ходить по тропинкам, чтобы растения не погибли от вытаптывания.

Снова птицы летят издалека,

К берегам, расторгающим лед,

Солнце теплое ходит высоко

И душистого ландыша ждет.

А. Фет

О каком времени года говорится в стихотворении?

Как вы догадались, что в стихотворении говорится о весне?

Какие признаки весны назвал автор в своем стихотворении?

Сегодня на уроке мы с вами отправимся в гости к весне и поговорим о том, какие изменения происходят в природе с приходом весны.

    Весенние изменения в неживой природе. Послушайте загадки о весенних месяцах.

Дует теплый южный ветер,

Солнышко все ярче светит,

Снег худеет, мякнет, тает,

Грач горластый прилетает.

Что за месяц? Кто узнает? (Март)

Яростно река ревет

И разламывает лёд.

В домик свой скворец вернулся,

А в лесу медведь проснулся.

В небе жаворонка трель.

Кто же к нам пришел? (Апрель)

Зеленеет даль полей

Запевает соловей.

В белый цвет оделся сад,

Пчелы первые летят.

Гром грохочет. Угадай,

Что за месяц это?...(Май)

Какие признаки весны вы услышали?

Одинаково ли солнце грело землю во все весенние месяцы?

- Какой весенний месяц самый холодный?

Самый теплый ? Почему?

- Теперь представим себе небо. Какое оно весной?

Какие осадки выпадают весной?

Бывают ли весной грозы? Когда?

2. Весенние изменения в живой природе .

Пришло время поговорить о том, какие изменения происходят в живой природе с приходом весны.

Что происходит с деревьями и кустарниками весной?

Что происходит с травянистыми растениями?

- Назовите травянистые растения, которые зацветают самыми первыми?

Обычно раннецветущие травянистые растения называют подснежниками. Почему?

- Почему же подснежники зацветают так рано?

Какие цветы расцветают в конце весны, в мае?

Многие собирают весной букеты весенних растений. Хорошо ли?

Во время экскурсий вам придется выполнить задания по звеньям и предоставить письменный отчет о сегодняшней экскурсии.

3. Запишите план письменного отчета:

    красота весенней природы (желательно сделать фотография первых весенних цветков);

    жизнь травянистых растений леса, луга, двора;

    жизнь древесных и кустарниковых пород;

    приметы весны в животном мире.

    пожеланию создать презентацию в программе Power Point

4. А теперь проведем конкурс самых наблюдательных, самых смышленых и организованных друзей природы. Учащиеся делятся на звенья.

Задание для 1 звена: уч-ся выполняют его в лесу, отыскивая заданное число видов цветущих травянистых растений; определяют их, и оформляют записи в блокноте в виде таблицы:

Название растения

Особенности внешнего строения

Цветка (зарисовка)

Листьев (зарисовка)

Задание для 2 звена: Необходимо ответить на вопросы: Ни василек, ни колокольчик, ни ромашка не цветут - почему так быстро выросли и зацвели чистяк весенний, ветреница дубравная, медуница лекарственная, гусиный лук и другие первоцветы? Какие органы этих растений располагают питательными веществами? Почему первоцветы торопятся цвести?

Задание для 3 звена: пронаблюдать за цветками раннецветущих растений и ответить на вопросы:

    Как часто насекомые посещают эти цветки?

    Какие выработались у этих цветков приспособления к перекрестному опылению?

    Чем обусловлена окраска цветков?

    Имеются ли у цветков нектарники?

    Возможно ли у этих цветков самоопыление?

    Как размножаются эти растения, если насекомых-опылителей в период цветения недостаточно?

Отвечая на эти вопросы, учащиеся рассматривают первоцветы и делают их фотографии.

Задание для 4 звена: понаблюдайте за цветением деревьев и кустарников. Оформите записи в виде таблицы.

Название деревьев

и кустарников

Внешний вид соцветий

(схематические рисунки)

Растения

однодомные или двудомные

Пестичных

цветков

Тычиночных

цветков

5. Сбор учащихся всех звеньев для выполнения следующего задания.

Познавательные задачи

1. Цветение растений возможно при наличии запаса питательных веществ. Где находится запас питательных веществ у древесных растений?

2. Большинство деревьев цветет до распускания листвы. Какой способ опыления у деревьев? Как бы повлияло на плодообразование цветение деревьев в период полного облиствления?

3. Подсчитано, что у деревьев тычиночных соцветий больше, чем пестичных. Объясните данное явление.

4. Почему цветки древесных растений собраны в соцветия – сережка, метелка, кисть, а не в соцветия - корзинка, колос?

5. Когда деревья цветут, кустарники находятся в фазе бутонизации. Почему? Возможно ли у кустарников ветроопыление?

Обсуждение познавательных задач.

Заключительная беседа: о жизни деревьев, кустарников, многолетних травянистых растений весной. Обращение внимания на соответствие строения органов растений выполняемым функциям, на развитие растений во взаимосвязи с окружающей средой.

Задание на дом .

1. Каждое звено сдает отчет об итогах экскурсии «Полюбуйся, весна наступает!», туда можно поместить легенды и стихи о весенних цветах, рисунки или фотографии.

Подведение итогов урока-экскурсии выставление оценок в журнал .

А теперь, ребята, подумайте и скажите, побывав на такой экскурсии, что полезного для себя вы получили?

Литература:

Журналы Биология в школе

Ресурсы интернета

Художественная литература

На нашей планете происходят регулярные погодные изменения в течение всего года. Такие перемены принято называть сезонами. Все сезонные изменения в природе имеют свое отдельное название. Это зима, весна, лето и осень. Перемена погоды и изменения в поведении животного мира в эти периоды зависят от количества солнечного излучения, распространяемого на различные области земного шара. Большое значение имеет также угол падения солнечного луча на поверхность Земли. Чем больше стремится угол наклона к прямому, тем жарче становится в конкретном месте падения этого луча. Также на сезонные изменения влияет и долгота дня.

Зависимость сезонных изменений от территориального расположения

В Северном и Южном полушариях сезонные изменения в совершенно противоположны. Это зависит от расположения Земли по отношению к Солнцу. Мнимой красной линией на глобусе два полушария разделяются ровно посередине. Эта линия называется экватором. В течение всего года солнечные лучи падают на эту территорию почти под прямым углом. И поэтому в странах, расположенных на линии экватора, постоянно стоит жаркая и сухая погода. Традиционно принято считать зимний период началом года.

Зима - холод и красота

Находится в зимнее время дальше всего от Солнца. Все сезонные изменения в природе в этот период замирают в ожидании потепления. Время низких температур, снегопадов, ветров и обильного образования льда. Многие животные впадают в спячку для экономии жизненной энергии. После зимнего равноденствия Солнце начинает подниматься выше над линией горизонта, и продолжительность дня медленно увеличивается.

Зимнее время для природы - это период борьбы и красоты. Растения прекращают свой рост, некоторые животные и птицы перемещаются в теплые страны, а люди спасаются от холода в защищенных помещениях. Можно увидеть брошенные гнездовья птиц, голые ветви деревьев и большие объемы выпавшего снега.

Перемены в зимней погоде

Зимняя погода переменчива и непредсказуема. Одну неделю могут быть суровые морозы, а в следующую - неожиданно нагрянуть оттепель. В холода слышно, как потрескивают на морозе деревья, замерзает вода в реках, озерах и прудах. Ледяные кристаллы образуют на поверхности водоемов твердый верхний слой воды, который надежно защищает глубинных обитателей от проникновения холода. В труднодоступных горных районах снежные метели заносят дороги, и людям приходится заранее делать запас провианта.

При оттепелях сезонные изменения в природе могут проявляться неожиданными дождями, которые при возврате морозов создают на дорогах и растениях ледяную корку. Льдом покрываются деревья, дома, машины и дороги. Такое явление природы очень опасно для животных и людей. Скопление льда ломает деревья, портит линии электропередач и делает непригодными для эксплуатации мосты и дороги.

Животный и растительный мир зимой

Большинство находится в состоянии покоя. Среди белоснежных снеговых завалов зеленеют лишь некоторые виды вечнозеленых деревьев, таких как ель, кедр, сосна или пихта. В конце зимы при потеплении начинается движение соков, и на деревьях появляются первые почки.

Множество птиц улетает в более теплые регионы, но более 30 видов остаются в Северном полушарии даже во время самых сильных морозов. Это, как правило, птицы, питающиеся семенами некоторых растений. На зимовку остаются также птицы - мусорщики типа ворон, чаек и голубей и охотники вроде ястреба или совы.

Зима - это время длительного сна для многих животных, и сезонные изменения в живой природе везде происходят по-разному. Лягушки переходят в спящий режим и закапываются в грязь, а мелкие зверьки вроде полевок и сурков прячутся в заранее отрытые норки. Также ведут себя и дождевые черви, гусеницы и шмели. Укладываются в теплые берлоги и медведи. Во время спячки животные находятся в состоянии анабиоза. Стойко переносят сезонные изменения в природе и многие другие млекопитающие. Это выдры, ондатры, олени, зайцы и многие другие виды обитателей лесов.

Весна - пора цветения

С 20 марта продолжительность дня значительно увеличивается, повышается среднесуточная температура, начинают расцветать первые цветы. Зимовавшие в холодах животные начинают линять, а впадавшие в спячку - возвращаться к прежнему образу жизни. Птицы строят гнезда и начинают обзаводиться птенцами. Рождается многочисленное потомство и у Появляются различные насекомые.

В Северном полушарии весна приходит в день весеннего равноденствия. Долгота дня сравнивается с длиной ночи. Весной начинаются обильные дожди и таяние снегов. Водные бассейны переполняются и начинаются весенние паводки. Расцветают первые цветы, и начинается активное их опыление появившимися насекомыми. Первыми из цветов появляются подснежники, ирисы и лилии. На деревьях появляются листья.

Пробуждение живой природы

Постепенно воздух наполняется пением вернувшихся из жарких стран перелетных птиц. Жабы и лягушки просыпаются после зимней спячки и начинают петь свои брачные песни. Многие млекопитающие осваивают новые территории.

Весенние сезонные изменения в живой природе начинаются с появления различных насекомых. Очень рано можно увидеть комаров и мух. За ними в начале весны просыпаются и другие насекомые. Различные шмели, осы и им подобные надежно защищены от весенних заморозков пушистой полосатой шубкой.

Лето - созревающий урожай

После 21 июня в Северном полушарии начинается уже настоящее лето. Бурно идет развитие всех растений, и для травоядных животных наступает время усиленного питания. Хищники, в свою очередь, активно охотятся на любителей зеленого корма. Все сезонные изменения в природе летом происходят очень быстро. Отличная погода позволяет людям вырастить за летние месяцы столько овощей и фруктов, что их запасов может хватить на очень длительное время. Многолетние растения также набирают основную мощь именно в летние месяцы.

В конце лета начинается сбор созревшего урожая. На многих кустарниках, деревьях и других растениях поспевают плоды. Но летнее производство овощей и фруктов иногда резко сокращается из-за обезвоживания почвы и невозможности предоставить растениям достаточное количество воды.

Летом многие птицы обучают своих птенцов и готовят их к длительному осеннему перелету. Лето и сезонные изменения в природе летом - это замечательная тема для изучения поведения не только птиц, но и многих насекомых, и других представителей животного мира. Обучающая экскурсия "Сезонные изменения в природе" будет очень интересной для детей.

Осень - сбор плодов

С 22 сентября на всей территории Северного полушария происходят новые сезонные изменения в довольно скоро начинается похолодание. Происходит падение температуры, и полуденное солнце уже не греет очень сильно. Дни становятся короче, и жизненный цикл многих растений заканчивается. Животный мир готовится к миграции на юг или сооружает теплые укрытия для длительной зимней спячки. Некоторые животные и птицы меняют летние наряды на более теплые зимние. Среди многих пород животных начинается брачный период. Трава жухнет, а листья на деревьях меняют свой цвет и опадают. Солнце над Севером не поднимается вовсе, и последующие шесть месяцев Арктика будет находиться в полной темноте. Осень заканчивается в день зимнего солнцестояния.

Проследить самые интересные сезонные изменения в природе осенью можно во время кратковременного бабьего лета. Возвращение теплой погоды на несколько осенних дней дает возможность животным и растениям закончить приготовление к сильным холодам. Садоводы и огородники внимательно следят за предвестниками морозов, чтобы успеть закончить сбор обильного урожая овощей и фруктов.

Животный мир осенью

Многие животные и птицы начинают передвигаться в сторону юга в поисках более мягкой температуры и надежного продовольственного обеспечения. Некоторые виды животных впадают в спячку. Медведи уходят в глубокий зимний сон. В позднюю осень гибнет большое количество насекомых. Некоторые насекомые зарываются поглубже в землю или зимуют, находясь в состоянии личинок или куколок.

Разнообразные сезонные изменения в природе осенью для дошкольников будут понятны, если объяснить детям происходящее и дополнить рассказ об осени показательными примерами. Это демонстрация красивых кленовых листочков оранжевого и красного цвета, различные поделки из осенних листьев и веточек, наблюдения за животным миром. Интересны могут быть детям и осенние сезонные изменения в уголке природы, который, как правило, создается в любом дошкольном учреждении.

Календарь природы

Для закрепления знаний о смене сезонов и лучшего знакомства с природой вместе с дошкольниками можно составлять календари природы. Это могут быть детские тематические рисунки или аппликации с использованием летнего или осеннего природного материала. Явления природы могут быть представлены в виде схематического изображения или при помощи разнообразных наклеек тематического содержания.

Различные сюжетные картинки размещаются в календаре в соответствии с проходящим сезоном.

В зимнее время это могут быть изображения спящих медведей или животных с белым меховым покровом. Весну можно иллюстрировать изображениями и прилетом перелетных птиц. Для визуальной передачи летнего сезона существует множество доступных способов. Это демонстрация созревших плодов и различных Осенний сезон также демонстрируется наглядно при помощи опавшей листвы деревьев.

В целом рассказ о природных изменениях во время разных сезонов и создание календаря наблюдений за существенными переменами в окружающей природе способствует развитию детей и воспитанию в них любви к родному краю.

Осенняя экскурсия в природу

Учитель географии:

с. Ельцовка

Тема: Сезонные изменения в природе

Методическая разработка экскурсии по географии

(6 класс, 1 четверть) по программе.

Цель экскурсии : Наблюдение за погодой, за её сезонными изменениями.

Задачи:

1. Закрепить на местном материале понятие и представление о сезонных изменениях в природе.

2. Познакомить учащихся с приемами определения высоты солнца над горизонтом, определение температуры воздуха, направления ветра, облачности, видов осадков.

Оборудование:

Термометр, флюгер, гномон, рабочие тетради.

Учебная деятельность учащихся:

1.Овладевают приемами наблюдений за объектами и явлениями природы, составляют план наблюдений, который записывают в тетрадь.

2. Выполняют практические работы на местности: ведут наблюдения за погодой, высотой Солнца над горизонтом, сезонными изменениями состояния растительности.

Ход экскурсии:

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1. Организационный момент

Приветствие учащихся

Приветствие учителя

2. Сообщение темы и цели экскурсии

Информирует о цели экскурсии

3. Актуализация опорных знаний и умений учащихся

Игра «Совы и вороны»

Объясняет правила игры

1. Эта игра позволяет вспомнить полученные ранее знания по теме. Группа делится на две равные команды, которые выстраиваются лицом друг к другу на расстоянии не более метра. Позади каждой команды на расстоянии около 5 метров проводится черта, обозначающая ДОМ.


Ведущий произносит фразу. Если она соответствует действительности, совы ловят воронов прежде, чем они добегут до ДОМА. Если фраза не соответствует действительности, вороны ловят сов. Кто пойман, тот присоединяется к команде соперников.

Примерные вопросы:

1.Термометр – прибор для определения сторон горизонта.(нет)

2. Ветер, который преобладает в нашей местности - западный. (да)

3. Парадное крыльцо нашей школы выходит на север. (нет)

4. Мох на дереве растет с северной стороны. (да)

5. Барометр-прибор для определения высоты Солнца над горизонтом.(нет)

6. Белка –обитатель нашего леса.(нет)

7. Галки к нам прилетают весной.(да)

8. Скворцы зимуют в наших лесах.(нет)

9. Зимой птицам страшнее голод, чем холод.(да)

10. Грязный снег тает быстрее.(да)

11. Рано весной на Алтае цветут георгины.(нет).

12. Весной на опушках нашего леса обильно цветет горицвет.(да)

13. Барсук зимой приносит большую пользу.(нет)

14. На Алтае май богат грибами.(нет)

15.Прибор для определения высоты Солнца над горизонтом - гномон.(да)

16. Река в нашей местности протекает с востока на запад.(да)

Во время игры повторяют ранее изученный материал, отвечают на вопросы из других областей знаний.

Выполнение практической работы

Дает задание

1. Овладевают приемами наблюдения за объектами и явлениями природы, составляют план наблюдений, который записывают в тетрадь.

2.Выполняют практические задания на местности:

· На разных участках склона при помощи приборов (термометра, флюгера) фиксируют данные о состоянии погоды (подошва склона, вершина склона), делают записи в тетрадь.

· При помощи гномона определяют высоту Солнца над горизонтом (делают измерение длины тени).

· Наблюдают за сезонными изменениями растительности, делают записи в тетрадь.

4.Вывод к экскурсии

Подведение итогов

На конечной остановке маршрута учитель подводит итоги экскурсии, напоминает какие формы рельефа видели сегодня учащиеся, какие явления наблюдали ит. д.

Систематизирует приобретенные знания учащимися во время экскурсии, знания об охране природы и хозяйственном использовании природных ресурсов своей местности.

Делают вывод и запись в тетрадь

5.Постановка домашнего задания.

Дает домашнее задание

Записывают домашнее задание:

1. Закончить расчеты высоты Солнца над горизонтом.

2.Заполнить день наблюдений по предлагаемой форме:

Температура воздуха(средняя);

Направление ветра;

Облачность;

3.Сделать записи о состоянии растительности.

6. Рефлексия

Я удовлетворен (а) экскурсией

Экскурсия была полезна для меня

Я много и с пользой работал (а)

Я понимал (а) всё, о чём говорилось и делалось на экскурсии

Список литературы:

1. Методическое пособие к учебнику географии. Волгоград, 2002 г.

2. . Дидактические материалы по физической географии. Просвещение,1987 г.

3. . Методическое пособие по физической географии. Просвещение,1987 г.

4. . Дидактические материалы по географии России. Просвещение 1996г.

5. . По страницам занимательной географии. Просвещение 1989г.

Тема: «Экскурсия в лес. Сезонные изменения в природе с наступлением осени».

Цели:

Уточнить представления уч-ся о сезонных изменениях в природе осенью, расширять их кругозор;

Коррекция познавательной деятельности, развитие умений наблюдать за живой и неживой природой, обогащение

Словаря и развитие связной устной речи;

Воспитывать мотивацию к учению.

Оборудование: иллюстрации по теме «Осень», сюжетные картинки по теме «Осень», серия картинок по теме «Труд людей осенью», демонстрационный материал «Времена года», коррекционная игра «Времена года и погода», календарь природы и труда, знаки погоды, тетради, простые и цветные карандаши, инструктаж по ТБ и правилам поведения на экскурсии, мяч, листы экскурсии.

Ход урока.

Структурные части урока,

Деятельность учителя

Деятельность

Обучающихся

Оборудование

Задание на дом

1. Организационный момент.

1.1.Проверка готовности к уроку.

1.2. Коррекционная игра «Времена года и погода».

1.3. Определение погоды дня.

1.2. Повторяют названия времён года, их основные признаки и погодные изменения.

1.3. В классе, на стенде «Календарь природы и труда», в разделе «Погода дня» отмечают знаками погодные характеристики текущего дня.

Демонстрационный материал «Времена года», иллюстрации по теме «Осень»

Календарь природы и труда, основные знаки погоды

II. Основная часть.

2.1.Сообщение темы и цели урока.

2.2.Знакомство уч-ся с маршрутом движения, экскурсии.

2.3.Инструктаж уч-ся по ТБ и правилам поведения на экскурсии.

2.4.Организованное построение и выход на экскурсию.

2.2.Принимают участие в обсуждении маршрута движения.

2.3.Повторяют основные правила ПДД, поведения на экскурсии.

2.4.Строятся и выходят на экскурсию.

Намеченный экскурсионный маршрут движения уч-ся, папка с инструкциями и правилами по ТБ и охране жизни и здоровья уч-ся

III. Проведение экскурсии.

3.1. Движение по маршруту, выявление признаков наступления осени.

3.2.Наблюдения за изменениями в живой и неживой природе осенью, за изменениями погоды осенью.

3.3.Комментарии по заполнению листов экскурсии.

3.1. Следуют за учителем по избранному маршруту.

3.2. Наблюдают за изменениями в природе осенью.

3.3.Устно отвечают на вопросы по ходу экскурсии, выполняют задания.

Листы экскурсии,

простые карандаши

IV. Игра «Большой - маленький».

4.1.Строятся в круг, в произвольном порядке бросают друг другу мяч и называют объекты живой и неживой природы, природные явления, например: «камень-камешек», «ручей-ручеёк» и т.п.

Резиновый мяч

V. Заключительная часть.

5.1.Возвращение в школу, класс.

5.2.Подведение итогов экскурсии, оформление результатов:

5.2.1. Обсуждение результатов экскурсии, оформление записей.

5.2.2. Выполнение рисунков в тетрадях.

5.1. Следуют обратно за учителем по избранному маршруту.

5.2. Заполняют листы экскурсии.

5.2.1. Принимают участие в обсуждении итогов экскурсии.

5.2.2. Выполняют рисунки по теме экскурсии.

Тетради, иллюстрации по теме «Осень», сюжетные картинки по теме «Осень», простые и цветные карандаши

Сделать подписи под картинками «Труд людей осенью»

VI. Домашнее задание.

Выполнить последний рисунок

VII. Итог урока.

7.1. Уборка рабочих мест.

7.1. Убирают рабочие места.


Нина Дырнаева
Конспект игры-экскурсии «Сезонные изменения в природе. Ищем осень»

Конспект экскурсии- игры по теме

«Сезонные изменения в природе . Ищем осень ».

Цели : Познакомить детей с явлениями живой и неживой природы , присущими осени , научить обнаруживать зависимости между явлениями природы .

Развивать наблюдательность, умение анализировать.

Воспитывать любовь к природе , понимание её красоты, заботливого отношения к ней.

Развитие речи детей.

Словарь : Клен рябина крылатки вездеход

Оборудование : веревочка, таблички, картинка.

Ход урока:

1. Оргмомент.

2. Вводная беседа.

Ребята, какое сейчас время года?

-Осень .

А где она? Вы видели ее?

Нет, еще тепло…

Но осень то пришла . Какой сейчас месяц?

Сентябрь.

Это осенний месяц ?

Но осень то пришла . Где она? Может быть она спряталась? Пойдемте искать, где спряталась осень .

Искать будем по картинке «Осень » . Вы знаете признаки осени ? Давайте вместе составим ее портрет.

Учитель показывает картинки березы. Она еще с зеленой кроной, в которой видны несколько желтых листьев.

Назовите признаки осени на березе .

Желтые листья.

Верно! Вот и пойдем искать по этому признаку осень .

Учитель предлагает детям «поехать» на вездеходе под названием «Желтый лист» .

А где мы возьмем вездеход?

Да вот же он!

Учитель достает мягкую веревку, по размеру соответствующую количеству детей в классе, стоящих друг за другом. Дети берут веревочку в руки справа и слева.

Вездеход готов к движению!

Движение детей организуется по маршруту, выбранному учителем. Это лес.

3. Первая остановка – у березы.

Полюбуйтесь березой, посмотрите на нее внимательно и постарайтесь найти на ней признаки осени . Кто помнит, какой главный признак осени ?

Желтые листья.

Молодцы! Разгадали загадку осени . Нашли, где она прячется. Еще раз подумайте и скажите, какого цвета осень ?

-Осень желтая…

А теперь поищем другой признак осени . Будем искать на земле. Посмотрите, что это?

Это опавшие листья.

Какие листья лежат под березой?

Правильно.

Учитель предлагает сравнить две березы по количеству желтых листьев на кроне. Далее предлагается собрать опавшие листья для изготовления аппликации.

4. Вторая остановка – у рябины и у клена.

Какого цвета листья у рябины?

Красные.

Обратите внимание, какие у рябины плоды.

Какого цвета листья у клена?

А какие плоды?

Правильно, у клена плоды – крылатки. Сравните листья клена и рябины. Они одинаковые?

Нет, они разные.

Листья клена и рябины отличаются по цвету и форме. Соберите листья для аппликации.

Мы с вами попали в сказочную страну по имени Лес. Эти деревья знакомы вам с детства. Вместе с ними мы попадаем в сказку. В лесу вериться, что именно здесь живут Баба Яга, Леший и другие сказочные герои. Но некоторые нехорошие люди спиливают деревья, ломают их. Можно это делать?

А кто знает, как нужно вести себя в лесу?

Дети рассказывают о правилах поведения в лесу.

Лес – наше богатство. Его нужно беречь, охранять от плохих людей, от огня. В лес мы приходим отдыхать, собирать грибы, ягоды. И пусть он всегда остается таким же зеленым, красивым, чистым как сейчас.

Подводится итог экскурсии.

Что интересного вы увидели сегодня в лесу?

Дети рассказывают о своих впечатлениях.

Экскурсия заканчивается, дети идут в приют вместе с воспитателем.

Читайте также: