Эпоха работорговли. Рабы и рабовладельцы


В марте 1857 года Верховным судом США было принято постановление о том, что рабы не в состоянии быть гражданами, поскольку они ― имущество. Кем же они были, североамериканские невольники?

В начале XVI века англичане основали первое поселение в Северной Америке, а уже через какой-то десяток лет корабли массово начали завозить к колонистам рабов. Прибывали сотни тысяч мужчин и женщин. Их привозили по отдельности и целыми семьями с маленькими детьми. Поселенцы нуждались в рабочей силе. Особенно на Юге континента, где было много земледельческих хозяйств.

Работали на плантациях рабы, не имеющие никаких прав. Хозяева могли делать с ними все, что хотели. В случае неподчинения владельцу, какого-либо возмущения, попытки взбунтоваться их жестоко наказывали. Нередко можно было увидеть раба, подвешенного за руки, с подожженными ногами. Или же невольника, получающего удары плеткой. Но это являлось легким покаранием. Особенно жестокие хозяева за любую провинность могли сжечь раба заживо. Обычной практикой было для устрашения выставлять на городской площади отрубленные головы рабов, надев их на колья.

Хотя при слове раб большинство людей представляет чернокожего африканца, нередко среди наказанных рабов были европейцы. Это неудивительно. Рабов завозили не только с Африки.

При короле Джеймсе VI Англия начала выставлять на продажу в Америку ирландских заключенных. В королевской Прокламации от 1625 года прямо указывалось о необходимости высылки политзаключенных за океан с последующей их продажей в рабство. Чарльз I, Кромвель, также продолжали делать из ирландцев рабов.

К середине XVI столетия в Антигуа и Монстеррат среди рабов было больше всего выходцев из Ирландии. Две трети населения Монстеррата в то время ― ирландские рабы.

Англичане не знали никакой жалости. Корабли с трюмами, набитыми ирландцами, отцами, братьями, сыновьями, безостановочно курсировали через Атлантический океан. Жен и детей не разрешалось брать с собой. Их затем продавали отдельно.

В пятидесятые годы XVI века более ста тысяч таких детей в возрасте от 10 до 14 лет были проданы в заморские колонии.

Только с 1641 по 1651 года триста тысяч ирландцев вывезли в рабство, а более полумиллиона англичане убили. За десять лет население Ирландии уменьшилось более, чем вдвое. С полутора миллионов до шестисот тысяч человек.

В некоторых источниках стараются называть ирландцев «законтрактованными работниками», однако это не соответствует истине. В действительности они являлись белыми рабами и отличались от невольников с «черного» континента только цветом кожи.

Даже нередки были случаи, когда с рабами из Африки обращение было лучше, чем с выходцами из Ирландии. Сказывалась религиозная нетерпимость, проявлялась ненависть к католической вере ирландцев. Белые люди издевались над белыми же людьми. Отношение к ним было, как к недорогой собственности.

Африканские рабы и ценились в то время дороже своих европейских товарищей по несчастью. Поэтому их берегли. Ведь ирландец оценивался в сумму меньшую пяти фунтов стерлингов. За африканца надо было заплатить в десять раз больше. Погибнет темнокожий раб, необходимо хорошо потратиться, чтобы возместить потерю. Ирландца можно особо не жалеть, и для устрашения остальных невольников за небольшую провинность засечь до смерти.

Поэтому занимались еще и размножением рабов. Дети, родившиеся от рабыни, автоматически становились невольниками, приумножая богатства хозяина своим трудом. Еще и продать их можно. К тому же привязывали к поместью женщину. Если ирландка каким-то образом сумела получить свободу, она никуда не могла деться. Оставалась дальше служить хозяину. Оставалась рядом с ребенком, который, родившись в неволе, обречен был на рабскую участь.

Позже плантаторы придумали более изощренный способ, как еще большую выгоду получать на этом. Скрещивание африканских рабов с ирландскими женщинами позволяло получить хороший доход, становилось дополнительным источником прибыли. Можно было планировать заранее, какого раба получить. Родившиеся дети вполне заменяли чистокровных африканских рабов, сохраняя деньги предприимчивых колонистов. Ведь это были готовые рабы, доставшиеся почти даром. Их не надо покупать, оплачивать доставку из-за океана.

Скрещивание широко практиковалось до принятия в 1681 г. специального закона, запрещающего такой бизнес. Приняли его не из-за сочувствия к невольникам. О них не думали. Подобное «разведение» рабов приобрело настолько сильный размах, что стало наносить ущерб одной влиятельной компании, занимающейся перевозкой рабов. Терялись сотни тысяч фунтов стерлингов. В угоду работорговцам правительство и издало запрещающий указ.

Более века англичане отправляли ирландцев в рабство. Тысячи, десятки тысяч белокожих рабов продавались на невольничьих рынках Нового Света. На многих островных и материковых плантациях в Северной Америке трудились белые рабы. Чтобы легче отличить таких рабов от свободных белых, в случае, например, побега, ирландцев клеймили. На теле невольника выжигали хозяйские инициалы.

Если мужчины работали в основном на плантациях, занимаясь сельскохозяйственными работами, то женщины, кроме таких работ и услужения хозяевам в поместьях в качестве прислуги, продавались в бордели.

Часто надсмотрщиками над белыми рабами ставили африканских рабов, поощряя их жестокость по отношению к ирландцам.

В 1798 году ирландцы при поддержке французов восстали против ненавистного английского владычества. Однако попытка оказалась неудачной. Повстанцы были разбиты британскими войсками. Это стало причиной очередного всплеска работорговли. Англичане не жалели побежденных противников. За океан, в Австралию и в Америку были отправлены тысячи новых ирландских рабов.

Только в 1839 году цивилизованная Англия перестала заниматься торговлей людьми. Но еще долгие годы после официального запрета работорговлей продолжали заниматься пираты.

Не менялось и отношение к жителям Ирландии. Так, в 1899 году в политическом журнале Harper’s Weekly была напечатана расистская, по отношению к ирландцам, статья. В публикации описывалась теория происхождения, унижающая этот народ, то есть оправдывающая его притеснения.

Тема про торговлю ирландцами, про ужасную участь сотен тысяч белых рабов в Америке редко поднимается, практически никогда не обсуждается. Ведь эти несчастные люди исчезали бесследно. Никто из них не вернулся домой на родину и не рассказал о творившихся в колониях ужасах. Люди умирали, смертность среди ирландцев была высочайшая. К тому же сказывалось и насаждаемое рабовладельцами смешивание с африканскими рабами. История поэтому о них забывает. Нет свидетельств, не помнят и преступлений.

Если судить по количеству стран, принимавших участие в торговле рабами, для европейцев это дело должно было быть как выгодным бизнесом, так и, принимая во внимание его длинную продолжительность, привычным образом жизни. Но даже несмотря на это в некоторых портах, таких как Нант, сами торговцы невольниками не спешили называть вещи своими именами — вместо использовали завуалированные термины, такие, например, как «дело». А что же африканцы? Были ли они просто жертвами, или сознательными и покладистыми партнерами в организации бизнеса на тех условиях, с которыми были прекрасно осведомлены?

СПОРНЫЕ ВОПРОСЫ

Вокруг места, занимавшего африканцами в торговле рабами, всегда шли жаркие дебаты. Долгое время работорговцы цеплялись за неотразимое, по их мнению, доказательство, что у африканцев продажа их юношей была обычным делом, и что будто, если бы европейцы отказались покупать у них рабов, то другие люди — имелись в виду в том числе и арабы, которые тоже практиковали черное рабство — немедленно бы это сделали. В наше время африканская интеллигенция и государственные деятели утверждают, что этот обмен всегда был неравноценный (людей покупали за мелочи), и европейцы всегда прибегали к насилию, чтобы склонить африканцев к сотрудничеству против их воли.

Для историков все это не выглядит так уж и просто и прежде всего потому, что наши современные критерии отличаются от тех, что были 500, и даже 150 лет назад. Мы считаем, что достаточно было и одного раба перевезти на корабле через Атлантику, и это уже много. Но думали ли африканцы так же? Во-вторых, торговля, которая длилась почти четыре столетия, была очень сложным процессом, к которому принадлежало все разнообразие отношений власти и соответствующих участников; интересы последних и их реакции со временем не могли не подвергаться изменениям. Все это натолкнуло британского историка Бейзиля Дэвидсона на высказывание в том плане, что «идея о навязанной Европой Африке работорговле ни на чем в истории не основывается… она такая же безосновательна, как и утверждение европейцев, что институт рабства был в какой-то степени специфическим для Африки».

ОТ НАПАДЕНИЯ НА РАБОВ К ТОРГОВЛЕ РАБАМИ

Первый способ, которым европейцы начали захватывать африканских рабов, был простым похищением. Поразительные примеры можно найти в знаменитой Cronica dos Feitos da Guine (Хронике открытия и покорения Гвинеи), которую в середине пятнадцатого века написал португалец Гомес Инес де Зурара. Когда европейцы высадились на африканских берегах, они начали останавливаться в местах, которые казались подходящими для их дела, и оттуда шли охотиться на людей. Однако, сама по себе эта акция была достаточно опасна, чему доказательство — резня, в которой погибли почти все члены экспедиции, руководимой Нуно Тристао, у полуострова Keн Верт на территории современного Сенегала. Это не единственный случай такой резни, но он, конечно, доказывает, что африканцы решительно боролись против своего порабощения.

Недостатком подобных нападений становилась, вероятно, не прогнозируемость порабощения; таким образом, не удавалось удовлетворить растущую потребность в рабах, ведь плантации и рудники Америки требовали все новой и новой рабской силы.

Первыми от простого захвата пленных к активной торговли рабами перешли португальцы, по указанию, которое в 1444 году дал принц Генри Мореплаватель; вслед за ними к этой практике — до конца пятнадцатого века — прибегали португальские суверены. Однако, даже если эта торговля стала обыденщиной, нападения продолжались, обеспечивая торговцам рабами дополнительный источник поставок. Так называемая «пиратская» торговля — при которой корабли с рабами курсировали вдоль побережья и захватывали все новых и новых рабов, пока не укомплектуют определенной партии — часто брала формы вооруженных нападений на деревни, расположенные вблизи моря. Страны, втянутые в торговлю рабами, нередко начинали с организации подобных акций, — так было в первой половине семнадцатого века с первыми кораблями, прибывшими из «двенадцати колоний» (в будущем — Соединенных Штатов Америки).

Однако, в то время ведущие европейские нации наложили на работорговлю определенные этические ограничения. Англичане, португальцы и французы согласились выработать общую декларацию, по которой работорговля считалась бы узаконенной только в том случае, когда речь шла о рабах должным образом проданных африканцами. Вдоль побережья были построены форты, чтобы организовать торговлю и одновременно посеять среди африканцев здоровое чувство страха. Идея, которую они воплощали, была вполне недвусмысленная: «Продавайте нам рабов — и тогда мы позволим вам выбирать их по своему усмотрению — иначе мы возьмем нужных нам рабов наугад».

Итак, работорговля представляла собой тип односторонних отношений, возникших и сложившихся под угрозой силы. Еще раз мы согласимся с Бейзилем Девидсоном, когда он говорит: «Африка и Европа были вместе втянуты… Но Европа здесь доминировала, она сформировала и ускорила работорговлю и постоянно возвращала это дело в пользу европейцам и в ущерб Африке».

ДЕЛА ОБЩЕСТВ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И РОДОВЫХ.

Работорговля, в период расцвета, воспринималась африканцами как своеобразный дьявольский заговор, обрекающий их или быть соучастниками, или погибнуть. Итак, почти все родовые или государственные общества африканского побережья были принуждены к тому, чтобы втянуться в торговлю рабами. Они это делали разными способами и в разных условиях, что существенно отличались в разных местностях и в разные периоды времени.

Общественная история в колониальной Африке показывает, что рабство было распространенным институтом в тех государствах, где — иногда — уже была своя собственная, домашняя торговля рабами — по причинам военным или экономическим. Однако надо понимать определенную разницу между теми государствами, которые поддерживали связи с окружающим миром, и теми, которые этого не делали. Первые были проворнее и лучше подготовленными к вступлению в процесс торговли рабами. Так было с государствами, окружавшими пустыню Сахара; они уже имели опыт продажи рабов — наряду с другими товарами — своим арабским и берберийским партнерам, а те фактически продолжали перепродавать некоторых из них европейцам.

Летописец Альвизе де Када Мосто, участвовавший в португальской экспедиции в Сенегамбию в 1455-1456 г., писал, что местные суверены были большими мастерами пользоваться с того нового соревнования, которое распространялось между торговцами транс-Сахары и Атлантики на предмет продажи одних рабов арабам и берберийцам в обмен на лошадей, а других рабов — португальцам в обмен на европейские товары.

Совсем другая была ситуация в тех государствах, которые не имели торговых связей с окружающим миром, их роль в работорговле указывает на неверное и противоречивое отношение к проблеме и на трудности, с которыми они сталкивались. Типичный пример составляет королевство Конго, одно из самых мощных в Африке на время его столкновения с португальцами в конце пятнадцатого века. С точки зрения современных историков, экономическое, политическое и социальное положение Конго было на одном уровне с Португалией. Со времен первых контактов аристократия Конго начала приобщатся к христианству, и король считал должным обращаться к португальскому королю — «брат мой». Но дело в том, что торговля рабами уже началась, с нарушением соглашений, как условных, так и формальных, которые заключили между собой эти два государства. И до сих пор сохранилось немало писем, где король Конго протестовал против захвата рабов, в частности членов благородных семей.

Но и сейчас есть определенные противоречия в определении настоящего мотива подобных протестов. Некоторые историки воспринимают их как взрыв национальных чувств, а другие смотрят на них скорее как на проявление решимости аристократии, отказывающейся выпустить из собственных рук такое выгодное дело. Так или иначе, королевство недолго продержалось под ударами работорговли. Подобная драма — в той или иной степени — повториться по всей Африке.

Королевство Дагомеи также претерпело горького опыта работорговли. В середине восемнадцатого века она перешла на порт Ойда, один из ведущих центров торговли в Гвинейском заливе. Король Дагомеи считал этот порт — там было все большее накопление огнестрельного оружия — пунктом, который составлял определенную угрозу безопасности его владений с тех пор, как работорговля дала ему тактическое преимущество над соседями. Взяв когда-то под контроль Ойду, руководители Дагомеи попали в порочный круг: для сохранения крепкого государства им нужны были ружья и порох, но для получения этих последних им надо было продавать рабов европейцам. Решение было нехитрое: поскольку продавать объекты, которые составляли собственность королевства, было строго запрещено, то собирали мощные войска для нападения на соседние народы; все это — с целью захватить рабов.

В отличие от обществ с государственным укладом, родовые общества не имели никаких средств для получения рабов силой. В этом случае рабство строилось на сложной практике, при которой различные категории социальных отбросов, таких как преступники, неудачники, колдуны и жертвы природных и экономических бедствий, сводили к категории рабов. И даже этого было бы недостаточно, чтобы превратить работорговлю в такой разветвленный и растянутый во времени бизнес, которым она стала. Поэтому были найдены другие средства удовлетворять потребности европейцев. Например, в городе Арочукву («голос Чукву», самого божества), в дельте Нила, вызвали знаменитого оракула, чей авторитет признавали все слои населения, и он назначал тех, кто — с той или другой причине — становился обреченным на продажу в рабство. Такая практика продолжалась до начала XIX столетия.

В других регионах, особенно в центральной Африке, постепенно образовывались торговые сети, тянувшиеся от побережья вглубь материка. Все товары, которые экспортировались или импортировались через эту сеть, в основном невольники, — проходили через головы рода. В Габоне, а особенно в Лоанго, в обществах, которые были расположены вдоль побережья и формировали ключевые звенья этих торговых сетей, царил общественный порядок с высокой степенью субординации; за основу бралась степень участия членов общества в торговле рабами. Семейные отношения, этот фундамент родовых обществ, постепенно заменялся отношениями, в основе которых было богатство, заработанное на торговле, и именно такие отношения стали диктовать место людей в общественной иерархии.

ОТМЕНА ТОРГОВЛИ РАБАМИ

Со стороны африканцев, однако, основы работорговли были сбалансированы очень ненадежно. Нельзя обсуждать роль, которую африканцы сыграли в торговле рабами, не ссылаясь иногда на их роль в отмене этой последней. По однобокому взгляду на историю часто делали упор на роли европейцев — философов, мыслителей, служителей культа и бизнесменов, — тогда как влияние африканцев оставалось недооцененным. Некоторые зашли так далеко, что обвиняли африканцев, что те, якобы, были главным препятствием свертыванию этого вида торговли в XIX веке. Трудно представить мнению, более далекое от истины.

За пределами Африки сопротивление жертв работорговли — а оно набирало различных форм, таких как движение «Назад в Африку», основания общин (сообществ) «Маруун» и даже вооруженное восстание, как это было в Санто-Доминго в 1791 году — было прежде всего средством поставить под сомнение весь институт рабства. Те, кому удалось избежать его лап, принимали очень активное, хотя часто непризнанное участие в кампании за отмену рабства. К таким людям принадлежал Оттоба Кугуано, который родился в Фентиленди, теперь это современная Гана, был в рабстве в Вест-Индии и опубликовал свое произведение «Мысли и чувства по пагубному и греховному продвижению рабства» в 1787 году в Лондоне.

В 1789 году еще один африканец, Олода Эквиано, по прозвищу Густавус Васса, который родился в Айболенди, в Нигерии, опубликовал, опять-таки в Лондоне, «Интересный рассказ о жизни Олоды Эквиано или Густавус Васса, африканца, записанный им самим». Эти книги сыграли важную роль в развитии общественного мнения, что привело к отмене работорговли.

В самой Африке, на протяжении всех «лет испытаний», когда свирепствовала работорговля, чернокожие, рядом с рабами, продолжали продавать то, что давала их земля, а именно: лесоматериалы, слоновую кость, специи, золото, растительные масла и тому подобное. Достаточно было измениться потребностям европейцев — и африканцы перешли к «легкой» форме коммерции.

На востоке Танзании расположено побережье Индийского океана. Его ещё называют побережьем суахили. Суахили - эта уникальная этническая группа, возникшая в результате ассимиляции арабов из Шираза среди местного чёрнокожего населения. В прошлых веках суахили прославились на весь мир в качестве предприимчивых торговцев. И поныне побережье суахили - это мировое лицо танзанийской коммерции. В древности из многочисленных портов отплывали корабли, заполненные слоновой костью, рогом носорога, черепашьими панцирями, железом, солью, текстилем, мангровой древесиной, рыбой и золотом со всей Африки. Но не слоновая кость и не золото были изюминкой успешных африканских предпринимателей. Одной из самых доходных областей экономики суахили являлась работорговля. И даже после того, как официально торговля рабами была запрещена во всём мире, коммерческие рабовладельческие пути через побережье суахили ещё долго продолжали нелегально функционировать.

Национальном парке Садани и о городе Багамойо

Система работорговли развилась в 15 веке и оказалась весьма прибыльным делом. Рабов продавали за деньги, их обменивали на продукты других колоний. Основные рынки рабов в Восточной Африке находились на побережье суахили, куда ежедневно прибывали специальные караваны. Путь к Индийскому океану из глубин Чёрного континента занимал от трёх до шести месяцев. Рабы шли пешком, связанные по рукам и с наложенными на шеи деревянными колодками. Тех, кто по причине истощения, болезни или какой-нибудь раны не мог двигаться дальше, убивали на месте. Далее, на прибрежных рынках рабов, европейцы, арабы, американцы покупали этих несчастных за бесценок и разбирали по кораблям. Огромное количество рабов погибало в трюмах от тесноты, темноты, болезней, плохого питания. До пункта назначения в результате такой продуманной транспортировки добирался живым один из пяти рабов. Цена раба на каждом звене торговой цепочки возрастала в несколько раз, не только покрывая издержки, но и давая отличную прибыль от работорговли. Торговля рабами была настолько прибыльным занятием, что за монопольное право на неё сражались целые государства.

На побережье суахили самым известным центром работорговли был город-порт Багамойо. В переводе с суахили Bwagа moyo означает «здесь я оставляю своё сердце». Это образное название отражает отчаяние несчастных, которых ждал в Багамойо рынок рабов, а затем путь в неизвестность, вдаль от родного континента. Сначала на месте Багамойо существовало небольшое поселение. Но поскольку потребность мирового рынка в рабах была велика, а местная природная гавань идеально подходила для судоходства и мореплавания, то в итоге здесь развился целый город, гигантский перевалочный пункт в поставках между Африкой и остальными частями света. Только через один этот порт на побережье суахили в год проходило 50 тысяч рабов. В основном, это были невольники с Мозамбика, озера Ньяса, Уганды, восточных регионов Конго.

Уже в конце 18 века у работорговли появились противники. Это были страстные люди, искренне верившие в идею свободы для всего человечества. И в первую очередь эти свободолюбцы бросились со своими проповедями туда, где процветали самые известные рынки рабов на планете. Так, в Багамойо появились духовные отцы из Французского Миссионерского Братства, основавшие Деревню Свободы (Freedom Village) и Католическую Миссию. Одна из основных заповедей Братства гласила: «Борись с рабством и работорговлей, выкупая как можно больше рабов». И миссионеры выкупали рабов, а потом давали им свободу. Как правило, выкупали детей, потому что они стоили дешевле. В результате этой дешевизны получалось спасти больше человеческих душ. Выкупленные рабы могли остаться в Деревне Свободы, а могли отправиться, куда пожелают. Большинство оставалось. Вскоре в Деревне Свободы обитало уже 300 детей и около 30 взрослых замужних пар. Миссионеры учили суахили, как в обычной церковной школе, читать, писать, молиться по-христиански, а также азам всевозможных полезных профессий. Жители Деревни Свободы были фермерами, садоводами, портными, плотниками, строителями и малярами. У них была своя административная структура и свой свод законов. Нельзя сказать, что жизнь в замечательной Деревне Свободы протекала безоблачно. Вспышки холеры и малярии, а также ужасные циклоны регулярно уносили с собой жизни как освобожденных от рабства, так и самих освободителей. Но, несмотря на все эти невзгоды, Деревня Свободы была первой ласточкой надежды на побережье суахили, свидетельствующей о наступлении новых времён.

Внимание! Под этой статьёй читай практическую информацию - какие , а также о Национальном парке Садани и о городе Багамойо , древнем центре работорговли.

В 19 веке работорговлю стали запрещать на законодательном уровне одна за другой цивилизованные страны мира. В 1807 году такой закон издал английский парламент. В 1865 году в США, на одном из основных потребительских рынков работорговли, была принята 13-я поправка к Конституции, отменившая рабство на всей территории государства. В 1886 году запретили работорговлю на Кубе. В 1888 году - в Бразилии. Конвенция же о полном запрещении рабства и работорговли во всём мире была принята Лигой наций только в 1926 году.

Официально торговля рабами канула в лету. Однако в Багамойо детишек до сих пор по вечерам пугают сказками о злых дядях, которые нелегально зарабатывают торговлей рабами с побережья суахили. В таких злых дядь легко поверить даже в 21 веке, поскольку вся атмосфера города проникнута духом работорговли. Можно сказать, что ни в одном из населенных пунктов Танзании она так явно не витает в воздухе, как в Багамойо. Древние кандалы, впаянные в камни.. Арабский форт, в подземных туннелях которого толпы рабов ждали своей участи.. Кладбища безвременно погибших.. Однако действительно ли детские страшилки - это только сказки? Работорговлю в прошлом веке запретили, но результата это не дало. Жестокая эксплуатация людей процветает и в наши дни. Есть даже специальный термин «трафикинг», что означает торговлю людьми. Чаще всего торгуют детьми, подростками и женщинами. По оценкам ЦРУ только 2% трафикинга приходится на долю мужчин. Такое половое и возрастное предпочтение в современной торговли рабами связано с требованиями к пассивности и слабости рабов. Детей и женщин легче превратить в бесправных жертв в чужой стране. К ним можно применить физическое насилие и психологическое давление и не встретить сопротивления. Современная работорговля поставляет живой человеческий материал для потогонных производств, для сельскохозяйственных работ, для домашнего рабства, для донорства и трансплантации органов, для принудительного замужества, для принудительной беременности и вынашивания детей, для фиктивного усыновления, для наркоторговли, для бесплатной работы в сфере интимных услуг.

Транснациональные сети работорговцев раскинулись широко. Все страны мира распределены на «поставщиков рабов» и «получателей рабов». К сожалению, как и в прошлые века, страны Африки относятся к первой категории. По данным ООН, 12 миллионов человек в мире живут в рабстве. Однако некоторые источники считают эти сведения лишь верхушкой айсберга. Они утверждают, что жертвами современной работорговли стали более 200 миллионов ныне живущих на планете людей. Для сравнения: общие демографические потери Африки от работорговли за 15-19 века оцениваются в 48-80 миллионов человек. Европол (полицейская организация ЕС) утверждает, что торговля рабами ежегодно приносит транснациональной преступности 19 миллиардов долларов прибыли.

Проблема борьбы с работорговлей не решена и поныне. И неизвестно, чем закончится интенсивная борьба с ней. Слабая законодательная база позволяет многим преступникам уходить от ответственности. Но закон - это не единственное решение проблемы. Работорговля становится возможной также, благодаря низкому культурному уровню населения планеты. Министерства туризма многих стран Африки создают специальные туры по страшным местам, так или иначе связанным с процветавшей несколько веков назад работорговлей, включая экскурсии на такие вот заброшенные и забытые ныне рынки рабов, как Багамойо. И чем больше будет проделано подобной просветительской работы, тем более осознанным станет тот ужас, что испытывает человеческое существо, потерявшее свободу. Тем более сострадательным и более внимательным к любым проявлениям порабощения станет всё человечество в целом.

Как добраться до Багамойо.

Багамойо, входящий во Всемирное наследие ЮНЕСКО, расположен на 75 км севернее Дар-эс-Салама , почти напротив острова Занзибар. Города соединяет хорошая асфальтированная дорога. Ежедневно ходят маршрутки и автобусы. Можно добраться на арендованном транспорте.

Достопримечательности Багамойо.

Долгое время, практически до 70х годов 20 века, Багамойо был одним из самых известных мест Восточной Африки, а сейчас - отдыхает от славы прошлых веков, заброшен и забыт. Этот сонный провинциальный городок можно порекомендовать для отдыха тем, кто ищет уединения и глуши. Багамойо в наши дни скорее напоминает деревню, чем город. Время течёт здесь очень медленно. Иногда возникает иллюзия, что оно совсем остановилось. Ведь каждая эпоха оставила в Багамойо свой след:

  1. Впервые на этой части побережья обосновались арабы из Шираза. В 1300 году они основали процветающий город Каоле. После нападения людоедов из племени зимба, Каоле пришёл в упадок и уже никогда не смог восстановиться. Развалины Каоле можно посмотреть на побережье в одноимённой деревне рядом с современным Багамойо. Это две мечети и около 30 могил. На некоторых могилах сложены столбы высотой до 5 метров.
  2. Затем, в 16 веке, сюда пришли португальцы и оставили на улицах Багамойо маленькие португальские пушки.

  3. После португальцев на территорию посягали ещё поселенцы из Султаната Оман. От них остался арабский форт, первое каменное здание в Багамойо, который в разные столетия использовали под разные цели. Одно время этот форт был невольничьей тюрьмой, где в подземных туннелях толпы рабов ожидали своей участи. Также он использовался как военный гарнизон и как полицейский участок. Сейчас здесь разместилось местное отделение Департамента древностей Танзании. Также о доминировании арабской культуры свидетельствуют около 14 мечетей. Самые старые - Мечеть Jamaat Khana an Ismaili, Мечеть на улице Gongoni и Пятничная Мечеть у северного выхода.
  4. Очень многие исследователи Африки начинали и заканчивали свои экспедиции в Багамойо. Особенно это касалось тех исследователей Африки, кто искал истоки Нила. Среди них Давид Ливингстон, Генри Мортон Стэнли, Джеймс Грант, Ричард Бертон, Джон Спик. В этой связи интересно посмотреть на 150-летний баобаб в Католической миссии. Исследователи Африки привязывали своих лошадей к цепи в основании дерева на время посещений церкви. Можно посетить уединенный дом на пляже, где проживал Генри Мортон Стэнли. В Багамойо есть Церковь Давида Ливингстона, где хранились останки знаменитого исследователя Африки перед их отправкой в Лондон, Вестминстерское Аббатство. Эта же церковь также долгое время носила имя Матери всех церквей в Восточной Африке, поскольку была первой католической церковью на побережье суахили. Сердце Давида Ливингстона было закопано под деревом в северной Замбии, там, где он умер. А вот тело его, пропитанное солью, рабы 9 месяцев несли до Багамойо. С телом Давида Ливингстона пришло попрощаться около 700 суахили.

    Багамойо - это колыбель всего католичества в Восточной Африке. Католическая Миссия была построена здесь в 1868 году и представляет из себя музей под открытым небом. Здесь рекомендуется посетить крест на берегу океана (первый христианский крест в Африке), старую резиденцию миссионеров, Церковь Давида Ливингстона, 150-летний баобаб, кладбище с могилами миссионеров, умерших в очень молодом возрасте от тропических болезней, грот пресвятой Девы Марии. Кстати, Грот Пресвятой Девы Марии - это место для паломничества со всей Африки, а также из других частей света. Возвели его выкупленные рабы, как благодарение Господу за их освобождение. Папа Римский Лео XIII освятил этот Грот и отслужил в нём благословенную литургию. Также можно посмотреть первую в Африке католическую семинарию Святого Петра. Долгое время практически все африканские священники получали церковное образование в Багамойо. В год выпускалось до 160 человек. В более поздние годы семинарию перевели в Морогоро.

  5. Во времена Немецкой Восточной Африки Багамойо стал столицей. Однако порт города не отвечал требованиям немцев и считался неудобным, поэтому столица была перенесена в Дар-эс-Салам. От немецкой колониальной эпохи в Багамойо осталось несколько разрушенных немецких зданий. Рекомендуются для изучения таможня (Custom House) и склад. На развалинах склада до сих пор можно увидеть чаши, которые были заполнены керосином для того, чтобы крысы не проникали в закрома с продуктами. Также интересен Liku-House, в котором размещалась первая немецкая штаб-квартира. Это одно из самых старейших зданий в Багамойо.
  6. Недалеко от Багамойо находится крокодиловая ферма, куда пускают посетителей.

Другие достопримечательности побережья суахили.

Побережье суахили - это прибрежные равнины шириной 16 км и протяжённостью 800 км, образовавшиеся на коралловых рифах и покрытые мангровыми лесами. В целом это дикое неприступное побережье, на котором есть всего несколько бухт, удобных для мореплавания и судоходства. Там ныне расположены либо крупные порты Танзании - например, Танга (Tanga), Дар-эс-Салам (Dar-es-Salam) и Мтвара (Mtwara) - либо остатки прошлых цивилизаций. Если смотреть по карте Танзании с севера на юг, то на побережье суахили рекомендуется посетить:

    Полуколониальный городок Танга (Tanga). Второй по величине современный морской порт в Танзании. Расположен на северо-востоке страны, на побережье суахили. Из Танги можно отправиться на экскурсию в Пещеры Амбони (Amboni Caves). Пещеры расположены в 7 км от центра городка, по дороге между Тангой и Хорохоро. Их общая площадь 234 км. Всего 10 пещер, высота некоторых до 13 метров. Можно нанять на пристани Танги лодку и порыбачить или съездить на острова Тотем или Пемба. Можно нанять гида и съездить на Руины Тонгони (Ruins Tongoni). Или погулять по парку Джампури с живописным видом на гавань.

  1. Старый колониальный форпорст Пангани (Pangani) в 50 км к югу от Танги вдоль побережья суахили. В 14 веке персы и арабы настроили немало красивых зданий на левом берегу реки Пангани. По этой реке корабли могли пройти далеко вглубь африканского континента. В конце 19 века Пангани превратился в важный торговый порт суахили, через который шли на экспорт слоновая кость и работорговля. Сейчас это прелестный провинциальный городок, расположенный в стороне от традиционных туристических маршрутов. Поэтому путешественнику здесь обеспечено сладостное уединение на лоне природы. Можно съездить на водопад, погулять по развалинам, а также поваляться на пляже.
  2. Ещё южнее по побережью суахили расположен (Saadani National Park). Это довольно дикое место, куда отважится поехать не каждый путешественник. Однако только здесь во всей Восточной Африке можно увидеть, как слоны купаются в океане.
  3. На юго-востоке Танзании располагаются руины Килва (Ruins Kilwa). Это одна из самых исторически значимых построек на всём побережье суахили. Датируемые 12-19 веками, руины практически распались и разрушились, однако есть и случайные сюрпризы. Например, прекрасно сохранился 800-летний плавательный бассейн. Руины Килва находятся под защитой ЮНЕСКО. Руины покрывают три современных города Танзании: Кивинжи (Kivinje), Масоко (Masoko) и Кисивани (Kisiwani). «Приморские города Африки по красоте и удобствам не отличались от большинства приморских городов Европы или Индии. Так же гордо стояли они на берегу сверкающего океана, так же высоки были их дома, так же прочны стены, так же вымощены камнем были их набережные. Вершины холмов были застроены крепостями и дворцами. Казалось, города эти достаточно сильны, чтобы сохраниться навечно. И, тем не менее от них ничего не осталось.. Почти все они исчезли с лица земли. Лишь немногие ученые знают сейчас об их существовании. Их руины, затерянные в прибрежных джунглях или среди пустынных холмов, - лишь предмет загадок для любителей древности». Отрывок из книги Теа Бюттнер "История Африки с древнейших времён", М, 1981, перевод с немецкого издания 1976г.

  4. Самый юг побережья суахили в Танзании - это современный город-порт Мтвара (Mtwara) и рядом с ним историческое местечко Микиндани (Mikindani). Микиндани также являлся некогда крупным центром работорговли. В наши дни здесь можно отправиться на рыбалку. Ловятся барракуда, макрель, тунец и пр. В заливе настоящий рифовый рай для дайвинга и снорклинга. На многие километры протянулись белоснежные пляжи. Из Микиндани можно отправиться на фотоохоту на юг к реке Рувуна, обиталищу гиппопотамов и крокодилов, либо в резервацию Луквила-Лумесуле на юго-западе. Там можно снять на фотоаппарат отличные сцены из жизни львов, леопардов, антилоп. Восхитительны также круизы вдоль всего восточного побережья Танзании от Мтвара до Танги. Особенно если отправиться в море в вечернее время, когда луна лежит на спине в бархатном небе, а облака нависают над горами точно волны цунами..

Национальный парк Садани.

Как добраться до Национального парка Садани.

Национальный парк Садани находится в 100 км к северу от Дар-эс-Салама , в 50 км к северу от Багамойо и недалеко к югу от Танги. Национальный парк Садани считается идеальным для дневной экскурсии из Дар-эс-Салама. Можно заказать чартерный перелёт из Дар-эс-Салама или с Занзибара. Два раза в неделю к Национальному парку Садани ходит рейсовый автобус из Дар-эс-Салама, время в пути 4 часа. Но лучше всего добираться на арендованном транспорте, желательно - внедорожнике. Нет такой дороги, которая бы шла из Дар-эс-Салама по побережью на север. Поэтому надо ехать сначала по Moshi road около 160 км, затем свернуть и по грунтовке ещё 60 км. Дорога в Национальный парк Садани из городков Танга и Пангани (повернуть из Chalinze по Tanga road на Miono) в сезон дождей непроходима.

Приключения Национального парка Садани.


Сезонность отдыха в Национальном парке Садани.

Вообще, Национальный парк Садани открыт для визитов круглый год. Ограничения накладывают только пути сообщения. Лучшее время (когда по дорогам можно проехать) - с апреля по май. Для фотоохоты лучше всего подойдут январь-февраль, июнь-август. Расположиться на ночь можно в палаточном лагере на территории Национального парка Садани. В деревне Садани (Sadani) есть небольшая гостиница.

Рабство является одной из самых неприятных и позорных страниц в человеческой истории. Стоит отметить, что, хотя само рабство появилось очень давно, массовое распространение оно получило с того момента, когда европейцам на колонизированных территориях понадобилась дешевая рабочая сила и было решено использовать темнокожих рабов из Африки. Вот несколько фактов о рабстве и работорговле из которых можно увидеть масштабы этого явления.

15 ФОТО

1. Одно из первых упоминаний о рабстве встречается еще в мессопотамском кодексе Хамурапи, датируемым примерно 1860 годом до н.э.
2. С начала развития цивилизации рабство сыграло огромную роль в жизни общества. Усилиями рабов были построены многие из древних сооружений, таких как египетские пирамиды, также работорговля являлась одним из источников финансовой мощи Британской империи.
3. Первой крупномасштабной работорговлей в истории была арабская работорговля. Это началось в VII веке, тогда рабов привозили из Западной Африки на аравийский полуостров.
4. Самой известной является Трансатлантическая работорговля, которая началась в XV веке и продолжалась до XIX века.
5. Португальцы впервые присоединились к работорговле в XVI веке и с тех пор были самыми активными ее участниками. Фактически половина всех рабов, проданных в Трансатлантической работорговле, была отправлена в португальские колонии, такие как Бразилия.
6. По оценкам историков, около 12 миллионов африканских рабов были проданы во время Трансатлантической работорговли с XVI по XIX век. За это время около 1,5 миллиона человек из них погибли на судах во время перевозки, а 10,5 миллионов были проданы в рабство.
7. Около 4 миллионов рабов погибли во время изнурительных маршей, когда их доставляли из отдаленных частей страны к побережью Африки, чтобы погрузить на корабли.
8.На побережье рабов держали в больших фортах. По оценкам историков из 20 миллионов рабов, прошедших через эти форты, погибли не менее 800 тысяч человек.
9. Капитаны кораблей, перевозивших рабов, принимали на борт от 350 до 600 человек «живого товара». В помещениях, где держали рабов, было настолько тесно, что жертвы едва могли передвигаться во время двухмесячного рейса через Атлантику. Многие умерли от болезней, другие, не выдержав ужасных условий, покончили с собой, выпрыгнув за борт корабля.
10. По прибытии в Америку рабов отправляли в «сезонные лагеря». Из-за дизентерии в этих лагерях погибло почти 5 миллионов человек.
11. Примерно 84% рабов были привезены в Новый Свет для работы на сахарных плантациях. Большая часть из них оказалась в Бразилии.
12. Плантации на североамериканском юге меркнут по сравнению с плантациями в Южной Америке и странах Карибского бассейна. Тяжелая работа на огромных плантациях приводила к высоким показателям смертности и рабовладельцам постоянно приходилось покупать новых рабов из Африки. 14. Несмотря на освобождение темнокожих рабов, они еще долгие десятилетия сталкивались с ограничениями в правах, ярким свидетельством чему был запрет на межрасовые браки.
15. Хотя все существующие на сегодняшний день правительства официально запретили рабство, оно до сих пор остается огромной проблемой. По некоторым оценкам, до 50 миллионов человек находятся в рабстве или в условиях, приближенных к рабскому положению.

Как перевозили африканских рабов aslan wrote in October 14th, 2017

345 лет назад, 27 сентября 1672 года, английский король Карл Второй даровал Королевской Африканской компании монопольное право торговли живым товаром. За последующие 80 лет эта компания перевезла через Атлантику в Новый свет около миллиона африканских "туристов". Шел золотой век работорговли.


Этим достойным бизнесом на протяжении нескольких сот лет занимались почти все страны Европы, имевшие выходы к морю. Обобщенной статистики, естественно, никто не вел, поэтому оценки объемов работорговли весьма расплывчаты. По разным данным, с Африканского на Американский континент было вывезено от 8 до 14 миллионов рабов, из них от двух до четырех миллионов погибли в пути. А остальные очень сильно изменили этническую картину западного полушария и не менее сильно повлияли на его культуру.

Надо заметить, что Россия была одним из немногих европейских государств, чьи купцы не торговали "черным деревом". Более того, с 1845 года морская работорговля в российском Уложении о наказаниях приравнивалась к пиратству и каралась восемью годами каторги. Впрочем, у нас было свое "бревно в глазу", ведь вплоть до 1861 года внутренняя торговля крепостными душами, в принципе мало чем отличавшаяся от работорговли, осуществлялась на вполне законных основаниях.

Скупка рабов на африканском побережье и их отправка на невольничий корабль. Картина французского художника XIX века Франсуа-Огюста Байарда.

Типовая схема размещения рабов на корабле и средства их успокоения.

Схема размещения живого товара на английском работорговом корабле "Брукис". Неудивительно, что при такой компоновке за время рейса через Атлантику умирало в среднем от 10 до 20% "пассажиров".

Разрез голландского работоргового судна XVII века. Негры размещались в пространстве между трюмом и верхней палубой.

Поперечные разрезы английского и голландского работорговых судов. Дощатая стенка, перегораживающая палубу (на "голландце" она с шипами), отделяет территорию команды от площадки, на которой дозволялось гулять невольникам. Эта мера предосторожности была далеко не лишней, поскольку рабы иногда затевали восстания.

Подавление бунта на английском работорговом судне.

Планы палуб французского торгового судна, для которого рабы были одной из разновидностей коммерческого груза.


Небольшой, но хорошо вооруженный работорговый кораблик, в котором "товар" утрамбован особенно плотно. Удивительно, что даже в таких адских условиях большинство невольников, как правило, переживало морское путешествие, которое могло длиться несколько недель.

Основные маршруты вывоза рабов из Центральной Африки в XVII-XIX веках

Читайте также: