Картины в стиле сюрреализм. Сюрреализм в искусстве Стили рисования сюрреализм

Позитивный сюр в коллекцию

Отличительной особенностью сюрреализма является использование парадоксальности сочетаний форм и иллюзий.

В нем умело совмещается сон и реальность, настоящее и вымышленное. Художники-сюрреалисты вдохновились идеей - революцией собственного сознания.

И искусство выступило, по их мнению, инструментом для этого.

Смесь философских учений является характерной особенностью теории сюрреализма. Интуиция (по утверждению философа Анри Бергсона) есть единственное средство в познании истины и на этой идее появляется искусство, где окружающая нас реальность воспринимается в форме «индивидуального виденья»

, а не как логическое понятие. Сам процесс творчества имеет мистический, иррациональный характер. Модное в то время учение о психоанализе Зигмунда Фрейда оказало большое влияние на эстетику сюрреалистов.

В 1917 году французский поэт Гийом Аполнер впервые упоминает понятие «сюрреализм». Но лишь в 1924 году сюрреализм получает теоретическое обоснование в «Первом манифесте», который написал Андре Бретон.

Художники сюрреалисты

Сальвадор Дали, Альберто Джакометти, Андре Массон, Аршил Горки, Бальтюс, Вангел Наумовски, Вифредо Лам, Вольфганг Паален, Джорджо де Кирико, Жак Эроль, Жан Арп,Жоан Миро, Жорж Папазов, Здзислав Бексиньский, Ив Танги, Макс Эрнст, Ман Рэй,Мауриц Корнелис Эшер, Михаэль Сова, Октавио Окампо, Пауль Клее, Поль Дельво, Рауль Юбак, Ремедиос Варо, Рене Магритт, Франсис Пикабиа, Фрида Кало, Хедда Штерн, Хорхе Кастильо, Эрнст Фукс, Яцек Йерка.


По теории сюрреализма истинную человеческую сущность и окружающее его мироздание могут отразить «только интуитивные, бессознательные чувства»


.

Галлюцинации, бред, сны - вот то, что можно по мнению сюрреалистов объединить с действительностью, получив при этом абсолютную реальность - сверхреальность.


Одним главным приемом творчества сюрреалистов является «соединение несоединенного», сближение образов и изображений, которые чужды друг другу. В сюрреализме огромным смыслом обладают символика образов и магические значения вещей.

Прогрессивную, ищущую молодежь, которая стремиться к преобразованиям в обществе, объединяет сюрреализм. Опостылевшая действительность отступает от желания иметь полную свободу творчества и мысли.


Многим казалось, что сюрреализм преодолеет разрыв между обществом и художником, возвышая второго над действительностью.

К 70-м годам ХХ века сюрреализм отходит в прошлое, оставляя нам в наследие свои принципы, которые актуальны и поныне. Сюрреализм в наше время глубоко проник в сценографию, дизайн, отразился во многих авангардных направлениях искусства.

Современный сюрреализм в высокой степени видоизменился. От него остается только внешняя сторона - фантасмагория.

Если коротко, то правила работы сюрреалистов сводятся к:

Расслабься и отпусти свои мысли.


Доверься подсознанию и присмотрись к образам, что оно тебе посылает.
А теперь бегом бери бумагу и записывай всё увиденное таким образом.

Бессознательные страхи, комплексы, фантазии, глубинные переживания и экспрессия игнорируются. Ушла в небытие та часть сюрреализма, которая делала его таким притягательным, таинственным и важным.

В начале 20 века в искусстве становится популярен сюрреализм – это течение, о котором трудно рассказать кратко. Если говорить простыми словами, в этом направлении художники наполняют пространство холста причудливыми объектами.

Камни под кистью художника-сюрреалиста могут неожиданно стать жидкими и растечься, а вода напротив затвердеть. Одно из основных понятий этого направления – сюрреальность. Так называют совмещение сна и реальности.

Творчество – лучший способ заглянуть в потаенные уголки души другого человека . Некоторые художники создают картины не для того, чтобы сохранить на полотнах яркие моменты реальности. Цель сюрреализма другая – воссоздать с помощью красок фантастический мир невысказанных мыслей и глубоко спрятанных эмоций .


Артём Чебох. Картина маслом «Не познать размышлением небо»

История сюрреализма

Сюрреализм появился во Франции в 1920-ые годы. Он пришел на смену нескольким направлениям, одно из которых – дадаизм. Дадисты постоянно бросали вызов обществу – придумывали арт-объекты из мусора, рисовали на заборах, создавали картины необычным способом . Например, краску на холст они наносили не кистями, а буквально бросали ее, чтобы получать яркие брызги разных цветов.

Дадаизм отвергал все принятые правила, вместо системы в творчестве появляется хаос. На смену разрушительному течению приходит сюрреализм. Хотя у двух направлений есть общие черты, но цели разные. Сюрреалист – это созидатель. Предшественниками французского сюрреализма считают также фюмизм, изощренно высмеивающий действительность, и , от которого сюрреалисты переняли необычный способ показывать трехмерные изображения.

Значение слова «сюрреализм» можно найти в литературной и художественных энциклопедиях, а также в философских словарях. Оно происходит от французского «surrealisme», что дословно переводится как «сверхреализм» . Понятие введено драматургом Гийомом Аполлинером – первое упоминание встречается в одной из его работ начала 20 века.

Родоначальниками течения считаются Андре Бретон, Филипп Супо и Луи Араго. В мае 1920 вышла в свет книга «Магнитные поля», в которой можно познакомиться с одной из главных художественных идей сюрреализма – автоматизмом.


На фото Андре Бретон

Андре Массон делал необычные «автоматические» рисунки – он долго водил по листу карандашом или ручкой, пока на бумаге не начинали проступать образы, в которых можно было угадать очертания привычных предметов.

Особенности стиля

Сюрреалистичный – это какой? Определение стилю дал в Первом манифесте сюрреализма в 1924 году основатель сюрреализма Андре Бретон. Один из родоначальников направления указал, что понимает его как «чистый психический автоматизм, цель которого – выразить письменно, устно или другим способом реальное функционирование мысли». Художник видит сюрреализм как «бесконтрольную диктовку мыслей, за границами любых эстетических и нравственных соображений».

Основные особенности сюрреализма:

  • переменчивость образов;
  • фантасмагоричность сюжетов;
  • необычные сочетания и формы;
  • передача смыслов через символы.

Хотя у направления и были подробно прописаны правила, многие участники группы их нарушали . Творчеству далеко не всех сюрреалистов присущ автоматизм – например, не найти его в работах Сальвадора Дали. Бунтарь и новатор даже серьезно поссорился с Андре Бретоном на этой почве. Однако сегодня работы живописца возникают перед глазами первым делом, когда речь заходит о сюрреализме.

Основные идеи сюрреализма

На формирование и развитие этого течения серьезное значение оказал психоанализ Зигмунда Фрейда. Для понимания сюрреализма лучше сперва познакомиться с анализом сновидений.

Согласно Фрейду, сны создает подсознание, пока сознание не контролирует процесс, находясь в состоянии покоя и отдыха. Сюрреалисты обращаются в своих работах к подсознательному. Сны – это продолжение реальности, которая не ограничена привычными рамками.


Картина Сальвадора Дали «Искушение святого Антония»

Выделяют два направления . Первое – это новый процесс создания произведений искусства, своеобразный эксперимент. Второе – отражение на полотнах оторванных от реальности картин, которые созданы подсознанием . Законы, привычные в академической живописи, не нарушаются – например, художники также передают игру света и тени, однако не боятся экспериментировать, создавая фантастические абстракции.

Ограниченной реальности противопоставляют мир внутренний, который не знает рамок. Художники сюрреалисты пробуют необычные сочетания форм и цветовых решений. Новый подход переносит зрителей в мир, живущий по собственным законам, – зыбкий, словно сон или размытое видение. Представители сюрреализма в живописи 20 века хоть и работали в одном направлении, но создавали совершенно непохожие работы – авторство многих картин можно угадать с легкостью.

Живопись Рене Магритта

Бельгийский художник Рене Магритт к психоанализу в творчестве относился негативно. На его полотнах мы видим привычные предметы, однако под новым углом. Одна из главных целей творчества, по мнению живописца, – заставить зрителей думать . Как сделать это с помощью искусства? Например, превратить картину в головоломку, оставив под обычным на первый взгляд изображением неожиданную подпись «это не он».

Сюрреализм Рене Магритта называют «парадоксальным» – простые вещи с его картин наталкивают на тревожные и пугающие мысли. Если присмотреться повнимательнее, то начинают открываться новые смыслы и тайны, бережно скрытые в его работах.

Часто на полотнах Рене Магритта можно увидеть мужчину в котелке. Кто же этот таинственный незнакомец? Существует две основных версии:

  1. Кто-то считает, что это – просто автопортрет художника .
  2. Часть критиков придерживается мнения, что так в творчестве художник показывает источник своего вдохновения, который кроется в обыденных вещах, и в незамысловатых образах .

Рене Магритт «Силуэт»

Одна из самых популярных работ художника называется «Влюбленные». Картина написана в 1928 году. На полотне сохранен необычный поцелуй – лица влюбленных укрыты тканью. К большинству картин Рене Магритт давал свои комментарии, однако эту работу решил никак не объяснять.


Картина «Влюбленные»

Поклонники творчества живописца дали немало интерпретаций. Например, предположили, что так передана любовь, которая, как известно, слепа . По другой версии – люди остаются загадками друг для друга даже в моменты близости. По третьей – на картине изображен серьезный разлад в отношениях, когда каждый в паре сосредоточен на самом себе.

Работы Фриды Кало

Непростая жизнь этой прославившейся на весь мир мексиканской художницы, ее переживания и страхи сохранены на полотнах. В 6 лет будущая художница тяжело перенесла полиомиелит, из-за чего осталась хромой, а через 12 лет попала в автокатострофу. Девушка в течение года была прикована к постели. Тяжелой для Фриды стала новость, что после этого трагического инцидента она не сможет иметь детей. Именно в этот период мексиканка начала писать картины в стиле сюрреализм.


Художница Фрида Кало в молодости, ч/б фотография

Волнения и страхи на полотнах Фриды Кало передаются через тревожные образы – она часто создавала автопортреты, на которых изображена в мучениях.

Одна из самых известных работ – «Две Фриды» – написана в 1939 году после развода с мужем. Слева изображена женщина в европейской одежде, которую художница носила до брака. Справа она в традиционном мексиканском платье – так художница выражает с помощью смены наряда приверженность новым идеям национализма, которые были важны для ее супруга .


Картина «Две Фриды»

Творчество Сальвадора Дали

Один из самых ярких представителей направления – Сальвадор Дали. В своих работал он умудрялся сочетать и классические каноны, и сюрреалистические идеи. Он, подобно Фрейду, старался сразу после сна погружаться в работу, записывая яркие образы . Только сохранял их не на бумаге с помощью слов как известный психоаналитик, а воссоздавал на холсте необычные картины, поражающие воображение.

Почему Сальвадор Дали предпочитал творить по утрам, а иногда даже вскакивал ночью?

Живописец считал, что спустя время образы начинают притупляться в сознании, поэтому важно поймать момент сразу после пробуждения, чтобы отразить максимально точно первозданную картину.

Одна из самых узнаваемых его работ – «Постоянство времени». У нее есть и другое название – «Мягкие часы». На полотне изображены четыре механизма. На циферблатах, которые как будто начали плавиться в пустыне, мы видим разное время. Картина наталкивает на мысли о быстротечности всего происходящего и смертности .


Сальвадор Дали «Постоянство времени» (Мягкие часы)

Сюрреализм в фотографии

Сюрреализм оказал значительное влияние на все сферы в искусстве. В сюрреализм в живописи это сохраненные сны и картинки, которые наталкивают на тревожные мысли с помощью скрытых смыслов. В фотографии воссоздавать путешествие в бессознательное приходилось с помощью других приемов – например, многократного экспонирования, когда на одном участке фотопленки разные изображения накладывались друг на друга. На сюрреалистичных фото также можно увидеть монтаж.


Одна из фоторабот Томми Ингберга — фотографа-сюрреалиста

Сюрреализм в России

Самые известные современные художники-сюрреалисты в России – Вячеслав Иванов и Борис Индриков. Вячеслав Иванов родился на родине Марка Шагала – в Витебске. Он создает удивительные работы, в которых фантастические сюжеты мастерски вписываются в реальность, открывая новые смыслы.


Вячеслав Павлович Иванов «Ветер странствий»

Картины в стиле сюрреализм создает и Борис Индриков, который поражает воображение не только своими запоминающимися работами, но и фразами, отражающими суть творчества. «Картина – это дверь в параллельный мир. Мир, где всё по-другому. Другие законы, другие линии и формы, – пишет Борис Индриков. – Это мой мир. Возможно, я из него пришел и в него вернусь».


Вчера и сегодня

Творчество не стоит на месте, представители искусства постоянно ищут новые формы. Какой он – современный сюрреализм? На смену ему пришли новые направления – такие как реализм, неосюрреализм и виженари арт .

Современные Живописцы сегодня не так глубоко вдаются в первоначальную философию течения, как сюрреалисты 20 века, но взяли на вооружение неожиданность сюжета, спонтанность. Например, юная художница Отем де Форест использует в работе необычные техники и приемы. Так для того, чтобы передать изображение огня она использовала корневище растения.

Запоминаются оригинальные работы Олега Шупляка. Каждый созданный им портрет – это иллюзия. Если подойти поближе к полотну и присмотреться, то становится понятно, что в одной картине скрыто две истории.


Олег Шупляк за работой

Картины сюрреалистов – это монологи художников на полотнах, в которых они приоткрывают зрителям свое видение мира, делятся страхами, сомнениями и болью .

Художник-сюрреалист Сергей Лайск. Картина «Я&R»

Представители этого направления уделяют большое внимание быстротечности человеческой жизни и душевным переживаниям, которые находят в искусстве особое воплощение. Живописцы учат зрителей искать новые смыслы и разгадывать тайны, ограниченные рамками, но невероятно глубокие по смыслу.

Сюрреализм в живописи появился в 1920-х годах во Франции, а затем стремительно распространился по всему миру. Наиболее известными художниками-последователями являются Сальвадор Дали, Рене Магритт, Жоан Миро, Макс Эрнст. Представляем пять наиболее интересных произведений сюрреалистов.

Краткая история жанра

Изначально движение зародилось в литературе, но почти сразу же перекочевало в художественную сферу. Вслед за популярным в то время психоанализом сюрреалисты пытались показать, что творческая энергия находится в бессознательном, проявляясь в состояниях сна, гипноза, болезненного бреда и в автоматических неконтролируемых действиях. В своих работах они совмещали привычные глазу повседневные образы с аллюзиями и парадоксами из сновидений.

Вдохновленные идеями левой идеологии, последователи течения призывали к освобождению от навязанной рациональности с помощью искусства и выступали за то, что наше восприятие крайне иллюзорно из-за искажений, вызываемых бессознательными процессами. Работы сюрреалистов стремятся передать посыл: зачастую мы видим совсем не то, что нам кажется.


«Это не трубка», 1928, Рене Магритт. Находится в музее Лос Анджелеса LACMA

Картина «Вероломство образов», написанная во второй половине 1920-х годов, изображает курительную трубку, кажущуюся чересчур реальной - тонкие линии изгиба, блики и тени. Вероятно, произведение не вызвало бы бурного обсуждения в художественном мире, если бы не одна деталь: выведенная словно детским аккуратным почерком надпись «Ceci n’est pas une pipe», что в переводе с французского означает «Это не трубка».

«Трубка, под которой написано, что это не трубка?» - спросите вы, недоумённо нахмурившись. И вот что ответил бы Магритт, пожав плечами: «А вы можете набить эту трубку табаком? Нет, это просто представление, не так ли? Так что если бы я написал на картине «Это трубка», то я бы соврал.»

В этом весь сюрреализм : наше видение (в данном случае воплощенное на холсте) и реальный объект не тождественны. Как можно быть уверенным, что мы видим действительно то, что видим? Вспомните, как однажды ошиблись, приняв в темноте предмет за то, чем он не является - вдруг мы допускаем эту оплошность постоянно?

В 1966 году Магритт создаёт работу под названием «Две загадки», где вновь фигурирует курительная трубка. Художник предлагает развитие своих ранних идей: если мы не уверены, что наше восприятие соответствует действительности, то как мы можем подтвердить истинность этого суждения, не попадая в свою же ловушку?


Подобная концепция оказала влияние на дальнейшее развитие искусства и литературы. Например, известный философ Мишель Фуко написал эссе «Это не трубка», где подробно анализировал и дополнял идеи Магритта. Более того, формулировка «Это не…» была взята на вооружение маркетологами. Самой оригинальной является рекламная кампания страховой фирмы Allianz, где на плакатах с изображениями курительной трубки, молотка, и банановой кожуры, соответственно, находятся надписи «Это не трубка - Это загрязнитель бронхов», «Это не молоток - Это вечный расплющиватель пальцев», «Это не кожура банана - Это злостный вредитель спине».


Рекламная кампания Альянса по мотивам произведения Рене Магритта - «Это не банановая кожура»
Рекламная кампания Альянса по мотивам произведения Рене Магритта - «Это не молоток»
Рекламная кампания Альянса по мотивам произведения Рене Магритта - «Это не черепица»

Марсель Дюшан «L.H.O.O.Q.»

Сюрреалисты утверждали необходимость пересмотра традиционного искусства. Наиболее ярко это стремление выразил Марсель Дюшан в 1919 году, представив картину «L.H.O.O.Q.», на которой он подрисовал усы и бородку Джоконде. Такая техника - дополнение существующих и зачастую повседневных объектов незначительными деталями, превращающими их в объект искусства, - получила название «readymade» (англ. «готовая вещь») и использовалась Дюшаном в дальнейших работах.

Название интересно тем, что L.H.O.O.Q. при прочтении созвучно с французским «у неё там горячо», и вряд ли Дюшан использовал такую комбинацию букв случайно. Позже художник не раз возвращался к этому обозначению - L.H.O.O.Q. встречается в его произведениях в различных вариациях больше тридцати раз.

Дюшан, которому была близка тема половой идентичности, своим экспериментом с Моной Лизой также затронул гендерную проблему, добавив маскулинные черты олицетворению женственности. Как известно, некоторые работы он даже подписывал женским псевдонимом Rose Sélavy, что созвучно с фразой «Eros, c’est la vie» (фр. «Эрос, это жизнь»). Сохранились также несколько фотосессий Дюшана в женском образе.

Несмотря на кажущуюся кощунственность «бородатой» Моны Лизы, публика восприняла её с интересом. Эксперименты с Джокондой продолжались - появлялись пародии на пародию. Картина остаётся популярной и сегодня: в 2017 году она была куплена на аукционе за $743.000. В 2000 году во Франции была учреждена Премия Марселя Дюшана, которая сегодня считается одним из крупнейших конкурсов в области современного искусства.

Сальвадор Дали «Постоянство памяти»


«Постоянство памяти» Сальвадора Дали доказывает, что для создания шедевра не всегда нужны годы плодотворной работы - Дали понадобились всего два часа. Когда его жена Гала увидела картину, то произнесла: «Тот, кто увидел её один раз, не забудет уже никогда».

В шутку Дали называл свое произведение «камамбером времени», рассказывая, что он решил написать картину, когда увидел тающий на солнце сыр, который они с Галой не доели за обедом.

Работа состоит из символов: три плавящихся циферблата - отказ от линейности времени, делимого на прошлое, настоящее и будущее; спящее животное на первом плане - автопортрет в профиль; муравьи на оранжевых часах - символ распада и гниения; скалы вдалеке - отсылка к родной для художника Каталонии; излюбленное яйцо, которое Дали использовал на протяжении всей творческой карьеры, - жизнь. Везде соседствует реальность и сон: сухое дерево и тающие часы, море и огромное прямоугольное зеркало, муха и её человекоподобная тень. Художник стремился показать, что в человеческом восприятии переплетаются действительность и наши представления о ней.

Многие высказывали догадки, что в «Постоянстве времени» Дали опирался на теорию относительности Эйнштейна, показав взаимосвязь и изменчивость пространства и времени. Однако сам художник говорил, что был вдохновлён древнегреческим философом Гераклитом, утверждавшим, что «невозможно войти в одну и ту же реку дважды», потому что всё изменчиво: река сейчас и река через полчаса - это две разные реки, а не одно и то же, как может показаться нам.

Пабло Пикассо «Сон»


Как и многие художники Пикассо вдохновлялся любовными переживаниями, воплощая их в творчестве. На картине «Сон» он изобразил своё новое увлечение - Мари-Терез Вальтер, которую ласково называл валькирией.

Мари-Терез Вальтер было 17 лет, когда она встретила Пабло Пикассо, который был старше её на 28 лет и к тому же женат. Тем не менее, их отношения развивались очень стремительно и страстно, спровоцировав целую серию сюрреалистических портретов, нарисованных Пикассо в 1932 году.

«Обнажённая в чёрном кресле», 1932, Пабло Пикассо. Находится в частной коллекции

В картине «Сон», нарисованной всего за один день, Пикассо использует любопытный приём, разделив изображенное в анфас лицо на две половинки так, что можно наблюдать и линию профиля. Подобное сочетание несовместимых ракурсов положило начало новому направлению в портретной живописи. Пикассо отказывается от реалистичного изображения спящей девушки, используя форму и цвета так, чтобы вызвать эмоции и передать общее ощущение покоя и умиротворения.

В 2006 году владелец решил продать картину и уже договорился с покупателем о сумме сделки в 139 миллионов долларов, но случайно проткнул полотно локтём. Далее произведение ждали ремонт, который обошёлся незадачливому владельцу в $90,000, установление экспертами новой цены и несколько судебных процессов по страховым вопросам. В 2013 году покупатель всё же получил «Сон» Пикассо, заплатив за него 155 миллионов долларов, что на тот момент сделало картину самым дорогим произведением искусства в истории.

Макс Эрнст «Слон Целебеса»


«Слон Целебеса» - первое масштабное произведение Макса Эрнста, ставшее одним из ключевых для сюрреализма. Созданная после Первой мировой войны работа стремится выразить весь ужас милитаризма. Сам художник писал: «1 августа 1914 года Макс Эрнст умер. Он воскрес 11 ноября 1918 года молодым человеком, который стремился обнаружить мифы своего времени». Вероятно, здесь он пытается разрушить веру в человеческую рациональность - как можно полагаться на разум, если он привёл к войне?

Целебес - остров в Индонезии (сейчас Сулавеси), который своими очертаниями напоминает слона. Эрнст также говорил, что название ему навеяла неприличная считалка немецких школьников, где есть фраза «слон с Целебеса, похожий на беса».

Эрнст рассказывал, что композиция картины пришла ему в голову, когда он увидел в антропологическом журнале фотографию большой корзины для зерна, используемой племенами в Южном Судане. Это объясняет и ритуальные столбы, изображённые на картине. Возможно, художник хотел сказать, что божества, перед которыми благоговели и которым поклонялись люди на заре человечества, никуда не ушли, а лишь переродились в другие, милитаристско-технические, формы.

Механический слон, вызывающий в памяти образы танка, противогаза, печи, кажется огромным по сравнению со светлой женской фигурой на первом плане, которая словно зовёт его за собой неестественно повёрнутой рукой. У женщины нет головы - означает ли это, что творение может погубить своего же творца?

Читайте материалы о других художниках, работавших в стиле магического реализма, на Losko. Например, об и его архитектуре одиночества или и его картинах-загадках.

«Воображение – это то, что имеет
склонность становиться реальностью».

Андре Бретон.
Это высказывание французского поэта-сюрреалиста как нельзя лучше подходит к нашей теме, потому что «в сюрреализме провозглашается эстетический релятивизм: человек и мир, пространство и время относительны; всё течёт, всё искажается, смещается, расплывается; нет ничего определённого и постоянного. (http://smallbay.ru/surreal.html) Surréalisme (буквально «сверх-реализм», «над-реализм») - направление в литературе и искусстве двадцатого века, сложившееся в 20-х годах, охватившее всю Европу и получившее отклик в Америке, отличается использованием аллюзий и парадоксальных сочетаний форм. Чтобы достичь глубин своего подсознания, «духовного возвышения и отделения духа от материального мира», художники-сюрреалисты часто творили в состоянии гипноза, алкогольного или наркотического опьянения, это было широко распространено тогда в их среде.


В портретном жанре художники – сюрреалисты не стремились к точному изображению человека, к сходству, для них важно было отразить его внутренний мир так, как они его себе представляли в своем богатом воображении, обнажить скрытые в человеке комплексы, и раскрыть «истинное», по их мнению, содержание его характера, глубинные мотивы поступков.

Конечно же, в нашем сознании при упоминании понятия «сюрреализм» в первую очередь возникает имя художника, провозгласившего свое кредо «Сюрреализм – это я!» и создавшего немало портретов (что было как раз не так характерно для художников-сюрреалистов). Испанский живописец, график, скульптор, режиссёр, писатель Сальвадор Дали (Сальвадор Доме́нек Фелип Жасинт Дали и Доме́нек, маркиз де Дали де Пу́боль) (1904-1989)

родился в семье богатого нотариуса и получил свое имя в честь умершего в двухлетнем возрасте старшего брата. Биография Сальвадора Дали хорошо известна - о нем написано много научных работ и книг, в том числе и им самим, (например, «Тайная жизнь Сальвадора Дали, рассказанная им самим»), снято документальных и художественных фильмов (например, «Отголоски прошлого»). Дали с детства был капризным и очень своенравным, в школе вел себя вызывающе и плохо учился, проявил себя талантливым, но заносчивым в Мадридской Академии художеств, всю жизнь отличался скандальным поведением. Даже среди бунтарей и возмутителей тогдашнего традиционного искусства он выделялся своим эпатажным поведением и выглядел полусумасшедшим пижоном, прогуливающимся с муравьедом по улицам Парижа. Но главное в Сальвадоре Дали – постоянные искания, страстность и требовательность к себе в искусстве, высокий и разносторонний интеллект, умения в разных прикладных ремеслах.

Сам он определял свой метод в творчестве как параноико-критический, то есть «спонтанный метод иррационального познания, основанный на систематической и критической объективации ассоциаций и переосмыслении феноменов сновидений». Встретив в 1929 году жену Поля Элюара, «музу сюрреализма» по прозвищу Гала (Елена Ивановна (Дмитриевна)Дьяконова), Дали, находясь в это время на грани безумства, влюбляется в нее на всю жизнь, она с первой встречи освобождает его от всех пожиравших его суеверий, сомнений и колебаний, она становится воплощением его видений, его возлюбленной, его музой.

Благодаря ей сюрреалистический период в творчестве Дали станет чрезвычайно плодотворным, он лишний раз убедится в своем мнении, что «мир сновидений реальнее реального мира, что существует полное единство реальности и сверхреальности». Гала стала религией Дали, его талисманом, его любовью и проклятием. Я впервые познакомилась с творчеством Дали, работая после окончания института в Библиотеке иностранной литературы в отделе изобразительного искусства. Через мои руки проходили альбомы репродукций разных художников, требующие описания, а альбомы Дали (и многих других) сразу после обработки уходили в «спецхран», посетители могли видеть эти альбомы только по специальному разрешению «компетентных органов». С тех пор я нахожусь под вечным впечатлением от его работ и до сих пор разгадываю их «тайные смыслы».

После смерти своей обожаемой музы (а она была на 10 лет старше Дали и больна раком кожи) жизнь художника становилась все мрачнее. Он хотел, но не мог писать - страшно дрожала правая рука из-за болезни Паркинсона, он с трудом говорил, постоянно рыдал и часами издавал нечленораздельные звуки, страдал от галлюцинаций, представляя себя улиткой. Последние годы жизни Дали провел под крышей своего Театра-музея в Фигерасе - в «Башне Галатеи».
Да, конечно, Дали был одним из «столпов» сюрреализма, но предтечей этого стиля в живописи, художником, который оказал на будущих сюрреалистов влияние своим творчеством, был известный итальянский художник Джорджо де Кирико (1888-1978).

В начале ХХ века в Италии зародился новый стиль, очень близкий к сюрреализму, придуманный и разработанный этим художником и названный им «метафизическая живопись». В его основе «контраст между реализмом и мечтой, фантазией, символизмом, сюрреалистическими вещами. Реалистичные изображения, которые являются главным объектом исследования художника, помещаются в некую ирреальную атмосферу, которая намекает на иное пространство, иное измерение.» (http://art-assorty.ru/9438-metafizicheskaya-zhivopis.html). Де Кирико родился в Греции в семье сицилийского инженера, строившего в стране железную дорогу, учился в Афинах, а затем в Академии художеств в Мюнхене, но принципы академического реализма его мало интересовали, он увлекался философией Ницше и Шопенгауэра, толкованием сновидений, галлюцинаций и пророчеств, и отражением их в своих работах.

На этом портрете поэта Аполлинера, написанном в период пребывания художника в Париже (а именно Аполлинер впервые назовет его картины «метафизической живописью»), на переднем плане античная статуя, а сам поэт изображен сзади в виде тени с кружком мишени на лице. Через несколько лет, в 1916 году, во время войны именно сюда попал осколок снаряда. Разве не мистика?

Парижский период в жизни художника, знакомство с Бретоном, Аполлинером, Пикассо был значимым и плодотворным в развитии его художественной концепции. А переезд де Кирико в Италию и знакомство с художником-футуристом Карло Карра помогло ему сформулировать концепцию и теорию собственного течения и издавать журнал «Метафизическая живопись».


В Европе проходят выставки художника, его поиски и находки вдохновляют таких гигантов сюрреализма, как Дали и Магритт, но сам де Кирико вдруг совершает резкий поворот в своем творчестве, призывая вернуться к живописной манере старых мастеров, таких как Рафаэль, Рубенс, Курбе... Он не встретил понимания ни у своих друзей, ни у поклонников, и этот период его творчества уже не относится к нашей теме, но его полотна, его идеи вдохновляли многих художников.
В их числе был француз Ив Танги (1900-1955).

Он родился в семье морского офицера, впечатления детства, связанные с морем, отразились в творчестве художника, никогда не обучавшегося живописи: он использовал в своих работах формы всяких морских обитателей, гадов и водорослей, уподобляя им человеческие фигуры в причудливых галлюцинациях.
Бельгийский художник-сюрреалист Магритт Рене (Magritte Rene) (1898-1967)

тоже не избежал влияния Джорджо де Кирико, он начинал как художник-декоратор в стиле кубизма, а с 1926 года после знакомства с творчеством де Кирико, с сюрреалистами и Андре Бретоном переходит к созданию своих сюрреалистических картин, в каждой из которых скрыта загадка, каждая представляет собой живописный эксперимент с реальностью. Магритт всегда протестовал против того, чтобы его причисляли к сюрреалистам, он уверял, что стиль, в котором он создает свои картины, можно определить, как «магический реализм». Но как бы то ни было, его картины полны сюрреалистическими загадками и тайными смыслами.

Есть у Магритта работы, в которых часто повторяются одни и те же элементы: например, котелок на человеке, лицо которого скрыто каким-нибудь предметом, иногда этот «Некто» даже повернут к нам спиной. Считается, что все эти мужчины в разной степени являются автопортретами самого художника, который тщательно скрывал свою личную жизнь, старался быть неприметным, редко выходил из дома и почти не бывал «в свете».

Еще одна неоднократно повторяющаяся деталь, замотанные белой тканью головы людей, возможно, отсылают нас к тяжелому эпизоду из жизни художника: когда ему было 13 лет, его мать покончила жизнь самоубийством, выйдя ночью из дома в одной ночной рубашке и утопившись в реке. Её нашли через несколько дней, обнаженной, только рубашка обмоталась вокруг головы, скрывая лицо.

Главной музой и вдохновительницей художника была его жена, Жоржетта, с которой он познакомился, когда они еще были детьми, детская любовь прервалась из-за отъезда семьи Жоржетты в Брюссель, а потом, после случайной встречи там уже в юношестве, когда Магритт учился в Королевской Академии изящных искусств, их любовь вспыхнула уже в полную силу и на всю жизнь. Сам художник утверждал, что все женские образы на его картинах так или иначе имеют лицо его жены.

Будучи необыкновенным, своеобразным, узнаваемым в своих работах художником, он был абсолютно заурядным, скромным, замкнутым человеком, упорно утверждавшим, что в нем самом нет ничего необыкновенного. Умер Магритт в возрасте 68 лет на руках своей любимой жены от рака поджелудочной железы, оставив нам право и возможность разгадывания своих фантазий и аллюзий. «Всё видимое скрывает ещё что-то, и нам всегда хочется увидеть то, что скрыто за тем, что мы видим» (Рене Магритт).
Испанский (каталонский) живописец, любивший море, южный колорит и пейзажи родной земли, но подписывавший свои работы по-французски, Жоан (Хуан) Миро (1893-1983)

говорил: «Когда я начинаю писать картину, я чувствую какой-то толчок, который заставляет меня забыть об окружающей действительности... Я начинаю рисовать, и, пока я рисую, картина сама утверждается под моей кистью.» Он родился в Барселоне, художественное образование получал в Школе изящных искусств, а затем в частной школе Франсиско Гали, первая его выставка состоялась уже в 1917 году, в основном на ней присутствовали работы в духе фовизма и кубизма. Сюрреалистический этап в творчестве художника, как и формирование собственной, более абстрактной манеры, приходится на 20-е годы ХХ столетия.

Его называют основоположником поэтического сюрреализма, создателем художественного языка, наполненного экспрессией, необычными символами и образами, артистизмом и свободой. Подобные оценки его творчеству давали современники, в частности, Бретон говорил о нем: "Миро - самый большой сюрреалист среди нас". Обладая, по мнению специалистов, ярким индивидуальным стилем, художник всю свою долгую творческую жизнь искал и находил новые формы и приемы для передачи своих мыслей и впечатлений.

Как вы можете видеть, я не берусь судить о том, насколько его творчество соответствует тем характеристикам, которые ему давали современники, я не являюсь его поклонницей, предпочитая просто полагаться на мнение специалистов, считающих этого многогранного художника, графика, скульптора, керамиста выдающимся представителем сюрреализма и предтечей абстрактного экспрессионизма.
Ярким представителем сюрреализма, одним из его основателей был немецкий (и французский) художник, график, мастер коллажа и скульптор Макс Эрнст (1891-1976),

Родился Эрнст в Германии в католической семье, где было девять детей (Макс был третьим) и отец был учителем и художником-любителем, он и привил маленькому Максу интерес к рисованию и созерцанию природы. Учась в Боннском университете на факультете философии, юный Макс увлекался психологией и изучал творчество, в живописи и скульптуре, душевнобольных, а в свободное время много рисовал, посещал музеи и лекции по искусству. Начинал Макс Эрнст как дадаист (дадаизм, 1916-1923 годы – авангардистское течение, слившееся во Франции с сюрреализмом, а в Германии – с экспрессионизмом, проявившее себя в основном в коллаже и провозглашавшее «последовательное разрушение какой бы то ни было эстетики»).

Участие в дадаистских выставках, неизменно сопровождаемых скандалами, привело в 1920 году к разрыву с отцом, с тех пор он никогда больше не виделся с семьей. После женитьбы (а потом фактического расставания с семьей) и переезда в Париж, знакомства с Андре Бретоном, Полем Элюаром и его женой Гала (которая ему раньше в Кёльне позировала) Эрнст написал групповой портрет, на котором изображены его друзья, ведущие художники и литераторы того времени.

(Сам Маркс Эрнст «сидит» слева на коленях у Достоевского). Самыми продуктивными годами в его сюрреалистическом периоде были 20-30-е, проведенные во Франции, а с началом Второй мировой войны ему не только пришлось быть не раз арестованным, сидеть в лагере для интернированных, дважды бежать из лагеря, но и в конце концов эмигрировать в США, где он встретил многих своих друзей-художников, также бежавших от войны.

В Америке Эрнст увлекся абстрактным экспрессионизмом и совершенствованием новой техники «oscillation (колебание)», которая заинтересовала молодого Поллока, и легла в основу значительной части его творчества (техника капания или разбрызгивания краски над холстом), но это уже не имеет отношения к нашей теме. В 1950 году Эрнст вернулся во Францию, в 1975 году состоялась его последняя прижизненная большая ретроспективная выставка. «Из слепого пловца, каким я был, я превратил себя в провидца. И обнаружил, что я влюбляюсь в то, что вижу, и хочу идентифицировать себя с виденным мною. Так рождались работы и образы самого себя.» - Макс Эрнст.
Еще один интересный и бывший малоизвестным для меня художник, начинавший с подражания Сезанну, прошедший через увлечение дадаизмом, испытавший на себе влияние творчества и теоретических работ Джорджо де Кирико, друживший и Ивом Танги и пришедший к сюрреализму – Виктор Браунер (1903-1966).

Он родился и учился в Румынии, уже с 20 лет участвует в жизни румынского авангарда, но только в 29 лет присоединяется к группе парижских сюрреалистов. После нескольких лет жизни в Румынии (по семейным обстоятельствам) в 1938 году он возвращается в Париж и остается во Франции навсегда. Выше я привела одно из самых знаменитых его произведений - написанный в 1931 году автопортрет, который является сюрреалистическим не только по содержанию и исполнению, но и по своей мистической потусторонней неизбежной предопределенности, что так присуще сюрреализму. Через семь лет после написания этого автопортрета художник теряет глаз во время драки в баре. Последующий за этой трагедией период в творчестве художника наполнен мрачными раздумьями, «сумеречными» видениями и галлюцинациями,

Браунер увлекается мистикой и эзотерикой, живет в состоянии отчаянного страха и предчувствия катастрофы из-за начавшейся войны и своего еврейского происхождения. Он постоянно переезжает, чудом избегает смерти и только в 1945 году возвращается в Париж. Постепенно он успокаивается и из его жизни и живописи уходит страх, он рисует фантастических животных, живущих, по его мнению, в глубинах человеческой души. Последние годы его жизни опять были мучительными из-за тяжелой и изнуряющей болезни - лёгочной эмболии. «Живопись - это жизнь, настоящая жизнь, моя жизнь» - эти слова из его дневника написаны на его могиле.
Очень интересны творчество и судьба мексиканской художницы, получившей сначала признание во Франции, и только незадолго до смерти у себя на родине, в Мексике - Фриды Кало (1907-1954).

Можно назвать ее работы сюрреалистическим примитивизмом, это в основном автопортреты или портреты близких людей, наполненные изображениями растений и животных, символами болезней и несчастий. Мало того, что смерть близких преследовала ее семью, она еще и не раз стояла у ее постели, сначала в виде детского полиомиелита, из-за которого девочка осталась на всю жизнь хромой, а в 1925 году смерть напомнила о себе страшной катастрофой, когда в школьный автобус врезался трамвай. Перелом позвоночника, раздробленный таз, многочисленные повреждения костей и внутренних органов – врачи и родные сомневались в том, что девушка выживет. Но она выжила, и испытывая постоянные и сильные боли начала рисовать (в основном автопортреты и натюрморты – то, что было доступно делать лежа). Она говорила: «Я пишу себя, потому что много времени провожу в одиночестве и потому что являюсь той темой, которую знаю лучше всего».

Еще в возрасте 14 лет она увидела Диего Риверу, он два года работал над росписью в школе, где она училась. А через 8 лет она стала его женой, это был бурный роман, со ссорами и изменами с обеих сторон, но сближало их творчество и общие коммунистические убеждения. Некоторое время у них даже жил Лев Троцкий, он был вынужден расстаться с ними из-за завязавшегося у него романа с темпераментной Фридой. Но учителем, любовью и болью всей ее жизни (несмотря на ее бисексуализм, полную раскрепощенность, пристрастие к текиле, буйный характер, развод с мужем и повторный брак с ним же) был Ривера. Она говорила: «В моей жизни было две аварии: одна - когда автобус врезался в трамвай, другая - это Диего».

Как я уже говорила, автопортрет был преобладающим жанром в ее творчестве, в них отражена ее жизнь, ее боль, ее надежды, ее любовь. В ее работах много метафор, символов, присутствуют отголоски наивного мексиканского искусства, народных верований и фетишей, но и заметно влияние европейской живописи, особенно эпохи Возрождения.

Сегодня Фрида Кало хорошо известна в Европе, США и Мексике, ее работы высоко ценятся на аукционах: одна из ее картин («Корни») была продана на аукционе Sotheby’s за 7 миллионов долларов, а дом в Мексике, в котором она родилась, стал Домом-музеем Фриды Кало.
Об одном художнике-сюрреалисте, прожившем долгую плодотворную жизнь и скончавшемся всего год назад, я узнала только тут. Это израильский художник Владимир (Йосл) Иосиф Бергнер (1920-2017), родившийся в Варшаве в семье писателя и певицы,

начавший еще там обучаться живописи и пытаться иллюстрировать книги Кафки, который был другом семьи. В 1937 году Бергнеры эмигрировали в Австралию, и уже в 1939 году юный художник участвует в выставках в Мельбурне, а во время Второй мировой войны служит в австралийском корпусе британской армии. В 1950 году он переезжает в Израиль и поселяется в Цфате – «городе художников». Его ранние работы написаны в экспрессионистском стиле и имеют явную социальную окраску левого толка. И только в 60-х годах «Бергнер пришел к своей «самобытной версии сюрреализма, пользуясь приемами отчуждения, символами, сопоставлениями по принципу абсурда, он создает свой мир «навыворот». (http://eleven.co.il/state-of-israel/culture-and-arts/10539/)

Часто в его картинах присутствуют символы, связанные с жизнью и судьбой еврейского народа. Они не только рассказывают о трагических событиях времен войны, но и о трудностях переселенцев («халуцим») первых лет с помощью символов: птицы – вражеские силы, мешающие поселенцам, а
«бабочки» - это идеалы сионизма.

Кроме живописи Бергнер оформлял спектакли в израильских театрах, иллюстрировал книги (Например, «Процесс» Кафки), в Австралии о нем сняли фильм, так как ценили его вклад в австралийское искусство, он неоднократно иллюстрировал произведения израильского классика Шая Агнона, а в 1997 году вышла его автобиографическая книга с собственными иллюстрациями.
Еще хочется сказать о нескольких художниках-сюрреалистах, которые играли важную роль в становлении и развитии стиля, но почти не писали портретов, я их просто перечислю и покажу несколько работ. Это швейцарский скорее скульптор, чем художник - Альберто Джакометти (1901-1966)

Это французский и американский художник и теоретик искусства, один из «столпов» сюрреализма и самых влиятельных представителей современного искусства в ХХ веке - Марсель Дюшан (1887-1968), утверждавший, что «Главным врагом искусства является хороший вкус.»

Нидерландский художник-гракфик Ма́уриц Корне́лис Э́шер (1898-1972), сознательно выбравший свой путь в искусстве - не художника маслом, а гравера, так как его интересовала возможность повторения образов и эксперименты с зеркалами и сферами.

И, наконец, французский художник польского происхождения - Бальтюс (Бальтазар Клоссовски де Рола) (1908-2001), попробовавший себя на протяжении своей долгой творческой жизни почти во всех жанрах, в том числе и в портрете.

Заканчивая этот краткий обзор портретной живописи сюрреализма, хочу сказать, что тут упомянуты, конечно, далеко не все художники этого направления, в котором портретное сходство с оригиналом было вообще не главным. Определение того, что является главным в сюрреализме, дал его теоретик, неоднократно уже упоминавшийся тут – Андре Бретон : «Чистый психический автоматизм, имеющий целью выразить, или устно, или письменно, или другим способом, реальное функционирование мысли. Диктовка мысли вне всякого контроля со стороны разума, вне каких бы то ни было эстетических или нравственных соображений».
В следующей части темы я постараюсь дать краткий обзор истории развития портретного жанра в русской живописи. А пока предлагаю, как всегда, посмотреть видеоролик на тему, в котором около 95 репродукций работ 13 художников, в сопровождении музыки Pink Floyd, время просмотра – 6 минут.


Сюрреализм современных художников

Каждое сюрреалистическое полотно несет в себе эффект неожиданности, свойственную только ему тайну, свою необыкновенную жизнь, а также вереницу загадок и философских головоломок, помогающих стимулировать сознание, и развивать воображение. А тот, кто пишет в стиле сюрреализма является не просто художником, он – философ разума.

На рубеже ХХ-ХХI столетия последователи великих сюрреалистов по-прежнему волнуют зрителя своими необыкновенными иллюзорными работами, как и много лет назад их волновали сюрреалистические работы Сальвадора Дали, Макса Эрнст, Миро, Фриды Кало, Марка Паркеса, Рене Магрита.

Постоянство памяти. (1934).

Сюрреализм – от французского surréalisme, буквально «сверх-реализм», «над-реализм» - это уникальная живопись из глубокого подсознания художника, и стиль, в котором живет своя философия, подчиненная неоднозначным ассоциациям и воображениям, возникающим в мозгу человека.

Энергетика сюрреализма зарождается в подсознании мастера и может проявляться во сне, во время гипнотического состояния, в бреду и галлюцинациях. Некоторые художники- сюрреалисты создавали свои творения в состоянии алкогольного опьянения или же под воздействием наркотиков. Но многие осознанно входят в такое состояние, чтобы освободить свой разум от реальности.

Влюбленные. (1928).

Но есть в сюрреализме и хорошо обдуманные и взвешенные сюжеты. Что можно увидеть на примере творчества бельгийского сюрреалиста Рене Магрита. Всем известно, что будучи в творческом поиске, Сальвадор Дали, засыпая, держал ложку над большим медным тазом, которая при падении будила художника. И резко просыпаясь, он как бы вырывал кусочек своего видения из глубокого сна для сюжета будущего полотна.

Современные живописцы сюрреализма также создают свой уникальный мир оптических иллюзий, фантастических снов из глубин своего воображения и призрачный мир мечты, который никого не оставит равнодушным.

В мире красочных снов и древнегреческих мифов художника Войтека Сьюдмака

Войтек Сьюдмак родился в старинном городе Велюни в центре Польши. Образование получил в Академии изящных искусств в Варшаве. Но с 1966 года живет и работает во Франции. Полотна Войтека Сьюдмака являют собой необычную смесь стилей: гиперреализма, фантастического реализма и сюрреализма. Сам же он себя называет - фантастическим гиперреалистом.

Уникальная вселенная, наполненная личной символикой и воображаемыми конструкциями, которые органически объединены в единое целое, магнетически притягивает зрителя и погружает в мир древних богов, красочных снов и древнегреческих мифов.

Сюрреализм Войтека Сьюдмака.

Сюрреализм Войтека Сьюдмака.

Сюрреализм Войтека Сьюдмака.

Сюрреализм Войтека Сьюдмака.

Сюрреализм Войтека Сьюдмака.

Сюрреализм Войтека Сьюдмака

Между сном и мечтой. Сюрреализм Анатолия Леушина

Анатолий Леушин родился в Омске в 1954 году.Окончил художественную школу.
Сюрреализм Леушина заключается в осознанной гармонии, где нет агрессии и абстракции.
Его работы очень близки к притчам, которые несут в себе общечеловеческие и религиозные понятия. Метафизические образы, сливаясь воедино, создают фантастически реальный мир. Его полотна дышат космической энергией Вселенной.

Основной жанр творчества художника - романтизм, сюрреализм. Более шестидесяти творений мастера находятся в частных коллекциях Европы и Америки.

Между сном и мечтой.

Странствующий остров. (2002).

Предисловие. (2006).

Предзнаменование.

Человек из Назарета.

Летучий голландец. (2010).

Удивительные портреты всемирно известных людей через оптические иллюзии Олега Шупляка

Олег Шупляк в 1991 году окончил архитектурный факультет Львовского политехнического института. С конца 90-х преподает рисунок и живопись в детской художественной школе. Около 30 лет выставляется на отечественных и зарубежных выставках.

Оригинальный сюрреализм талантливого художника из Украины, создающего уникальные иллюзии в портретах знаменитых личностей, покорил миллионы зрителей. Каждое полотно Олега уникально в своем композиционном решении и в умелом соединении воедино множества различных образов. Отображая две стороны одной иллюзии, художник шаг за шагом переводит нас из одной композиции в другую.

Мастер работает в разных техниках и направлениях: станковой живописи, церковной росписи и реставрации, в жанрах ассоциативного символизма, постмодернизма, абстракционизма, сюрреализма и реализма.

Микеланджело.(2012).

Шекспир. (2011).

Ван Гог. (2011).

Гоген. (2012).

Сальвадор Дали. (2011).

Леонардо да Винчи.(2012).

Фантастические иллюзии Алекса Фишгойта

Алекс Фишгойт (Alex Fishgoyt) - сын известного художника-постановщика многих советских фильмов, Михаила Фишгойта. Потомственный живописец живет и работает в Нью-Йорке в США. Он последователь традиций и методов Сальвадора Дали. Его"сюр" скрупулезно продуманный, композиционно сложный, играющий яркой палитрой красок. В некоторой степени его иллюзии напоминают знаменитые полотна малых голландцев.

С философской точки зрения эти работы - размышление над органическим процессом вечного стремления к возвышенному и необратимых изменениях во Вселенной.

Сюрреализм от Alexa Fishgoyta.

Читайте также: