Негосударственные политические институты понятие и виды презентация. Презентация по политологии "государство- основной институт политической системы"

Государство как политический институт


Политический институт в самом общем виде - это а) установленный порядок нормативного и стандартизированного поведения; б) сообщество индивидов, чье поведение регулируется нормами и ролями; в) функциональные органы управления и регулирования, обеспечивающие кодификацию социальных норм и контроль за их соблюдением, формулирующие общественные цели и потребности и организующие процесс их реализации


Важнейшим институтом политической системы, от нормального функционирования которого в решающей степени зависит ее самосохранение и адаптация, является государство.


Понятие «государство» (Staat, stati, etat, state) появляется в период итальянского Ренессанса и до XIX века распространяется в Европе.


Этапы возникновения государства в Европе 1 Средневековое общество первоначально делится не по государственным границам, которые были неопределенны, а по сословиям Высшие сословия - духовенство и рыцарство - по всей Европе разделяли общие духовные и правовые ценности, представлявшие собой соединение унаследованных племенных и новых христианских полученных от Рима и Римской Церкви


Этапы возникновения государства в Европе Система феодальной верности была тогда важнее государственных границ, и нередко феодалы в отношении разных частей своего имущества находились в вассальных отношениях с различными правителями. Государственность опиралась на насилие и принцип верности вышестоящему феодалу, главному сюзерену - королю.


Этапы возникновения государства в Европе 2 Следующий этап эволюции европейской государственности связан с XI - XII веками (этот этап некоторые исследователи называют “антипапской революцией”) характеризуется эмансипацией папства от королевской (императорской) власти


Этапы возникновения государства в Европе Характерно постепенное разграничение духовной и светской властей, укрепление королевской власти и законодательства, создание (с заимствованием опыта управления Римской католической церкви) системы государственного территориального управления, что заложило фундамент принципиально нового типа государственности - территориального государства


Этапы возникновения государства в Европе 3 Переход от территориального государства к национальному(XV-XVII вв.) Все более важную роль стал играть династический фактор


Этапы возникновения государства в Европе Целые народы и обширные территории в результате династических браков и законов наследования оказывались объединенными в общие государства, иногда территориально разбросанные.

Предпосылки возникновения национального государства Произвольное распоряжение судьбами народов способствовало постепенному осознанию народами их права на распоряжение собственной судьбой. Династические правители были заинтересованы в консолидации населения их государств, формировании чувства патриотизма.


Предпосылки возникновения национального государства Падение роли Священной Римской империи германской нации и Римской католической церкви В монархиях – внедрение общих государственных стандартов, которая вела к унификации общественной жизни


“Затвердение” государственных границ по Вестфальскому миру 1648 г. было решающим шагом в становлении национальных государств в Европе

Определяющим для завершения оформления национальной государственности в Западной Европе была победа принципа суверенитета народа над принципом суверенитета монарха


Начиная с XVII века понятие "государство" также обозначает государственное учреждение (аппарат, администрация), господство, и, наконец, общность - государственный народ (нацию)


Свойства государства (по М.Веберу): обладает административным и правовым порядком, изменяемым посредством законодательства, в соответствии с которым осуществляется организованная корпоративная деятельность административного персонала, также регулируемая законом эта система порядка претендует на принудительную власть не только над членами государства, гражданами, большинство которых обрело свое членство по рождению, но и в весьма значительной степени над всеми действиями, происходящими на контролируемой ею территории (территориальность и монополия на насилие)


Основные подходы к пониманию государства: гоббсовское властное государство (К.Маркс и др.), которое есть, прежде всего, монополия аппарата на разрешение социальных конфликтов и применение легитимного насилия. В ХХ веке этот подход развивал М.Вебер и его последователи: “Принудительная политическая ассоциация может быть названа государством в той степени, в которой ее административный штаб успешно осуществляет монополию легитимного насилия”. Этот подход фиксирует политический аспект современного государства.


Основные подходы к пониманию государства: либеральное конституционное государство, (Дж.Локк, И.Кант) его цель в ограничении, обуздании властного государства посредством правовой системы (конституционализма).


С точки зрения права необходимыми признаками государства служат три элемента: государственная территория, государственный народ, государственная власть.


От других политических институтов государство отличается: 1) наличием особой группы людей, занятых исключительно управлением обществом и охраной его экономической и социальной структуры; 2) монополией на принудительную власть; 3) правом и возможностью осуществления внутренней и внешней политики от имени всего общества; 4) суверенным правом издания законов и правил, обязательных для всего населения; 5) монопольным правом на взима ние налогов и сборов с населения, на формирование национального бюджета; 6) организацией власти по территориальному признаку


Государство имеет сложную структуру Структура государства зависит от формы государства. Особенности функционирования государства зависят от политического режима


Структура Политический режим Функционирование Форма государства Форма государственного правления Форма государственного устройства ГОСУДАРСТВО


Форма правления - это организация верховной власти, характеризуемая ее формальными источниками, она определяет структуру государственных органов (институциональный дизайн) и принципы их взаимоотношений.


Две основные формы правления: монархия; республика.


Монархия (классическая) характеризуется тем, что власть главы государства - монарха передается по наследству и не считается производной от какой-либо другой власти, органа или избирателей.


Разновидности монархии: абсолютная монархия - характеризуется всевластием главы государства и отсутствием конституционного строя; конституционная монархия - предполагает ограничения полномочий главы государства более или менее развитыми чертами конституционного строя. В зависимости от степени ограничения власти главы государства, различают: дуалистическую и парламентарную конституционные монархии.


РЕСПУБЛИКА Парламентская Президентская


Основные формы республики Президентская республика характеризуется особой ролью президента; он одновременно и глава государства и глава правительства.


Основные формы республики Парламентская республика: ее важнейшая отличительная черта - формирование правительства на парламентской основе и его формальная ответственность перед парламентом.


Смешанные формы президентской и парламентской республик премьер-президентская форма характеризуется тем, что: президент избирается на прямых всеобщих выборах; президент наделен широкими властными полномочиями; одновременно с президентом существует и выполняет функции исполнительной власти премьер-министр и кабинет, ответственные перед законодательным собранием.


президентско-парламентская форма имеет следующие важные особенности: наличие всенародно избранного президента; президент назначает и смещает членов правительства; члены правительства должны пользоваться доверием парламента; президент имеет право распустить парламент. Смешанные формы президентской и парламентской республик


Форма государственного устройства - территориально-политическая организация государства, включая политико-правовой статус его составных частей и принципы взаимоотношений центральных и региональных государственных органов


ФОРМА ГСУДАРСТВЕННОГО УСТРОЙСТВА Унитарное Федеративное


Унитарное это единое государство, которое подразделяется на административно-территориальные единицы, не обладающие политической самостоятельностью. Современные унитарные государства: http://ru.wikipedia.org/wiki/%D3%ED%E8%F2%E0%F0%ED%EE%E5_%E3%EE%F1%F3%E4%E0%F0%F1%F2%E2%EE


Федеративное это союзное государство, состоящее из нескольких государственных образований, каждое из которых обладает собственной компетенцией и имеет свою систему законодательных, исполнительных и судебных органов. Современные федеративные государства: http://ru.wikipedia.org/wiki/%D4%E5%E4%E5%F0%E0%F6%E8%FF


Форма государственного устройства зависит от исторических условий образования и существования государства, традиций, степени территориальной и этнической общности в государстве и т.д. В конечном счете, форма государственного устройства отражает степень централизации или децентрализации государственного управления, соотношение центра и мест.


Для унитарного государства характерны следующие признаки: единая конституция, единая правовая система, единая система высших органов государственной власти и управления, единое гражданство, единство судебной системы, деление на административно-территориальные единицы, статус органов управления в которых определяется общегосударственными правовыми нормами, подчинение этих органов центральным.


Для федеративного государства характерны следующие признаки: федерацию составляют государственные образования (штаты в США и Австралии, земли в ФРГ и Австрии, кантоны в Швейцарии, провинции в Канаде и Бельгии, республики в Югославии и бывшем СССР и др.) являющиеся ее субъектами и имеющими собственный круг властных полномочий; субъекты федерации не обладают полным суверенитетом, несмотря на формальное провозглашение в некоторых федерациях (РФ); наряду с общефедеральной конституцией и законами, действуют конституции и законы субъектов федерации при верховенстве общефедеральных;


Для федеративного государства характерны следующие признаки: помимо законодательных, исполнительных, судебных органов федерации имеются такие же органы субъектов федерации, при этом проводится (по-разному) разграничение компетенции в сфере законодательства и управления между федерацией и её субъектами; в федеральном парламенте обеспечивается в разных формах представительство субъектов федерации (как правило, палата представительства субъектов); еще один возможный признак - наличие двойного гражданства.


Благодарю за внимание!

Цель урока:
Дать общую характеристику государства как основного института политической системы:
-выяснить кому принадлежит и как формируется верховная власть в государстве, какова структура и объем властных полномочий.
-установить как организована территория государства, на какие части она делится.
-уточнить, какие способы и средства использует государство для осуществления власти,
а также степень участия в ней народа и положение личности.

План урока:
1.Понятие политического института.
3. Функции государства.

1. Политический институт- это совокупность ролей и статусов, предназначенных для удовлетворения политической потребности. (Прежде всего- это государство, парламент, президентство, политические партии и группы давления, правовые системы и суды, избирательные системы и т.д.)
Главная функция всех институтов- регулирование общественно-политических процессов и явлений с целью сохранения их стабильности и поддержания равновесия между ними.
2. Государство как политический институт. Его признаки.
Государство –основной институт политической системы общества, создаваемый для организации и управления жизнью определенного населения на определенной территории с помощью государственной власти, имеющей обязательный характер для всех его граждан.
Признаки государства:

Территория
- население
- власть
- суверенитет
- монополия на легальное применение силы
- исключительное право на издание законов
- всеобщность
- право на взимание налогов и сборов с населения

Аппарат государства- это система государственных органов, взаимосвязанных общими принципами, единством конечной цели и взаимодействием, наделенных властными полномочиями, а также располагающих материально-техническими возможностями для осуществления своих функций.
Государственные органы являются структурными звеньями государственного аппарата.
3. Функции государства.
Социальное назначение государства выражается в его функциях, т.е. главных направлениях его деятельности по осуществлению актуальных задач.
Обычно функции государства подразделяются на внутренние и внешние.
Внутренние функции обеспечивают удовлетворение разнообразных интересов населения страны. К ним относятся экономическая, социальная, культурная, экологическая функции, а также функции охраны правопорядка.
Внешние функции направлены на установление взаимовыгодного экономического, политического, культурно-технического, экологического и военного сотрудничества с другими государствами, на обеспечение обороноспособности страны.

4. Формы государственного устройства в современном мире.
Форма государства –совокупность внешних признаков государства, включающая три элемента: форму государственного устройства, форму правления и политический режим.
Форма государственного устройства- административно-территориальная организация государства, а также система взаимоотношений центральных и региональных органов власти. Выделяют две формы государственного устройства: федерацию и унитарное государство.
Федерация -форма государственного устройства, при которой входящие в ее состав административно-территориальные образования (субъекты) обладают ограниченной юридической и политической самостоятельностью.
К федеративным государствам относятся: Австралия, Австрия, Аргентина, Бельгия, Бразилия, Индия, Канада, Россия, США, и др.
Унитарное государство- форма государственного устройства, административно-территориальные образования которой не имеют политической самостоятельности.
К унитарным государствам относятся: Великобритания, Япония, Испания, Италия, Нидерланды, Казахстан, Узбекистан и т.д.
Конфедерация - более или менее постоянный союз государств, полностью сохраняющих свой государственный суверенитет, для реализации каких - либо совместных целей.
Члены конфедерации передают в компетенцию союзных органов решение лишь ограниченного числа вопросов, чаще всего в области обороны, внешней политики, транспорта и связи, денежной системы.
Форма правления характеризуется порядком формирования высших органов государственной власти (глава государства, парламент, правительство), а также распределением между ними полномочий и функций.
Современным государствам присущи две формы правления: монархия и республика.
Республика - форма правления, при которой все высшие органы государственной власти либо избираются, либо формируются общенациональными представительными учреждениями (парламентами). В рамках республиканской формы правления принято различать президентскую, парламентскую республики и республику смешанного типа.
Парламентская республика характеризуется тем, что парламент формально является полновластным органом, который формирует политически ответственное перед ним правительство и избирает президента, являющегося лишь главой государства, но не исполнительной власти. Классическая модель парламентской республики существует в Италии и ФРГ.
Президентская республика характеризуется тем, что избираемый, как правило, всенародно президент юридически и фактически является главой государства и исполнительной власти.

Монархия- форма правления, при которой верховная власть принадлежит одному лицу, занимающему свою должность в установленном порядке престолонаследования.
В современном мире сохраняются два типа монархии- абсолютная и конституционная.
Абсолютная монархия характеризуется юридическим и фактическим сосредоточением всей полноты государственной власти в руках монарха. Он осуществляет исполнительную власть совместно с правительством, а законодательную- при помощи законосовещательных органов (назначаемых или выборных). В настоящее время в мире сохраняются восемь абсолютных монархий: Бахрейн, Бруней, Ватикан, Катар, Кувейт, ОАЭ, Оман, Саудовская Аравия.
Конституционная монархия- власть монарха ограничена конституцией или законами, а также действующими законодательными и исполнительными органами государства.
Конституционная монархия
дуалистическая парламентская
Власть монарха ограничена конституцией, но монарх и формально и фактически сохраняет обширные властные полномочия. Монарх чисто номинально выполняет свои функции.


План изучения темы: 1. Понятие политического института. 2. Государство как политический институт. Его признаки. 3. Функции государства. 4. Формы государственного устройства в современном мире. Злочевская Светлана Валерьевна Высшая техническая школа г.Щучинск


Политический институт- это совокупность ролей и статусов, предназначенных для удовлетворения политической потребности. Прежде всего- это государство, парламент, президентство, политические партии и группы давления, правовые системы и суды, избирательные системы и т.д. Злочевская Светлана Валерьевна Высшая техническая школа г.Щучинск


Теории происхождения государства - Теологическая - Марксистская Марксистская - Завоевательная - Конфликтная Конфликтная - Контрактная Контрактная - Торговаяорговая Ирригационная теория Ирригационная теория - Ирригационная теория Ирригационная теория Признаки государства - территория - население - власть - суверенитет - монополия на легальное применение силы - исключительное право на издание законов - всеобщность - право на взимание налогов и сборов с населения Злочевская Светлана Валерьевна Высшая техническая школа г.Щучинск




Элементы государства. Государство Аппарат управления Граждане Структура государства Представительные органы Судебная система Исполнительно- распорядительные органы Надзорно- контрольные органы Органы охраны общественного порядка Вооруженные силы Органы государственной безопасности Злочевская Светлана Валерьевна Высшая техническая школа г.Щучинск


Функции государства Внутренние Внешние Законотворческая Экономическая Социальная Обеспечение правопорядка Культурно-воспитательная Обеспечение внешней безопасности и целостности государства, его независимости Сотрудничество с другими государствами Участие в решении глобальных проблем Злочевская Светлана Валерьевна Высшая техническая школа г.Щучинск




Форма территориального устройства Административно-территориальное и национальное строение государства, раскрывающее характер взаимоотношений между его составными частями, между центральными и местными органами власти. унитарные федеративные конфедеративные Злочевская Светлана Валерьевна Высшая техническая школа г.Щучинск






Теологическая теория. Объясняет возникновение возникновение государства Божественной волей. волей. идеи незыблемости подчинения идеи незыблемости подчинения государственной государственной воле как власти бога, но вместе с тем и зависимости государства от божественной воли государства от божественной воли Злочевская Светлана Валерьевна Высшая техническая школа г.Щучинск


Марксистская (материалистическая) теория. государство появилось в результате общественного разделения труда, возникновения частной собственности, классов и эксплуатации Государство- машина подавления машина подавления в руках господствующего класса (рабовладельцев, феодалов или буржуазии). (рабовладельцев, феодалов или буржуазии). Злочевская Светлана Валерьевна Высшая техническая школа г.Щучинск


Завоевательная теория. (французские историки 19 в. Гизо и Тьерри, австрийский социолог Л.Гумплович, известный марксистский теоретик (французские историки 19 в. Гизо и Тьерри, австрийский социолог Л.Гумплович, известный марксистский теоретик К.Каутский и др.) К.Каутский и др.) государство является государство является результатом завоевания результатом завоевания одних народов другими - согласно ей, завоеватели - согласно ей, завоеватели вынуждены были создавать его вынуждены были создавать его для управления покоренными. для управления покоренными. Злочевская Светлана Валерьевна Высшая техническая школа г.Щучинск


Контрактная теория происхождения государства, Контрактная теория происхождения государства, среди приверженцев были английские философы Т.Гоббс и Д.Локк Т.Гоббс и Д.Локк а также французский мыслитель а также французский мыслитель 18 в. Ж. - Ж. Руссо, 18 в. Ж. - Ж. Руссо, опирается на т.н. теорию общественного договора, договора, государство возникает в результате государство возникает в результате договора всех членов общества договора всех членов общества об его учреждении при выходе об его учреждении при выходе из естественного (родоплеменного) из естественного (родоплеменного) состояния. состояния. Злочевская Светлана Валерьевна Высшая техническая школа г.Щучинск


Конфликтная теория. Ее приверженцами выступают американские политологи М.Фрид и Р.Карнейро, основывается на том, что в уже находящемся на родоплеменной стадии человеческом обществе стадии человеческом обществе на определенном моменте неизбежно усиливается конкуренция в борьбе усиливается конкуренция в борьбе за жизненно важные ресурсы, за жизненно важные ресурсы, что порождает большое количество внутренних конфликтов внутренних конфликтов и войн. Единственный же выход из подобного состояния учреждение государственной власти, способной обеспечить порядок. Злочевская Светлана Валерьевна Высшая техническая школа г.Щучинск


Существующие еще до существующие еще до создания государств торговые обмены между племенами на обмены между племенами на больших расстояниях способствуют усилению власти вождей племенных усилению власти вождей племенных союзов – получая из - за пределов союзов – получая из - за пределов своих владений диковинные товары, они неизбежно усиливают свою власть и влияние, постепенно создавая вокруг себя государственный себя государственный аппарат. аппарат. Торговая теория автор - американский политолог М.Уэбб Злочевская Светлана Валерьевна Высшая техническая школа г.Щучинск


Ирригационная рассматривается рассматривается происхождение происхождение государства на примере государства на примере Древнего Египта. Агроклиматические условия этой страны - пустыня, узкая полоса обрабатываемых земель, орошаемых во время сезонных разливов Нила - требовали регулируемого и равномерного распределения воды между земледельческими общинами. необходимость в централизованной системе орошения, для существования которой, в свою очередь, требовалось специализированное чиновничество; бюрократия же постепенно создает централизованное государство. необходимость в централизованной системе орошения, для существования которой, в свою очередь, требовалось специализированное чиновничество; бюрократия же постепенно создает централизованное государство. Злочевская Светлана Валерьевна Высшая техническая школа г.Щучинск


Унитарное государство представляет собой единую, политически однородную организацию, состоящую из территориальных единиц, не обладающих собственной государственностью. Наличие единого общенационального суверенитета, единой конституции, системы законодательства и гражданства; Наличие единого общенационального суверенитета, единой конституции, системы законодательства и гражданства; Единая система органов государственной власти. Единая система органов государственной власти. Все решения на местах принимаются только в рамках предписаний центральных властей. Все решения на местах принимаются только в рамках предписаний центральных властей. Злочевская Светлана Валерьевна Высшая техническая школа г.Щучинск


Федерация - это устойчивый союз регионов, самостоятельных в пределах распределенных между ними и Центром полномочий, имеющих собственные законодательные, судебные и исполнительные органы, избираемые (формируемые) непосредственно на местах. Федерация - это устойчивый союз регионов, самостоятельных в пределах распределенных между ними и Центром полномочий, имеющих собственные законодательные, судебные и исполнительные органы, избираемые (формируемые) непосредственно на местах. Наличие двойного суверенитета, двойной системы законов и двухуровнего государственного аппарата; Наличие двойного суверенитета, двойной системы законов и двухуровнего государственного аппарата; Суверенитет федерации по ключевым вопросам выше суверенитета ее субъектов Суверенитет федерации по ключевым вопросам выше суверенитета ее субъектов Региональные органы власти - администрация (правительство) и парламент - формируются населением регионов, одновременно подотчетны ему и центральному правительству, могут принимать решения в пределах предоставленных им Конституцией страны полномочий; Региональные органы власти - администрация (правительство) и парламент - формируются населением регионов, одновременно подотчетны ему и центральному правительству, могут принимать решения в пределах предоставленных им Конституцией страны полномочий; Наличие двухканальной системы налогообложения; Наличие двухканальной системы налогообложения; Территория федерации состоит из территорий отдельных ее субъектов(штатов, республик и т.д.) Территория федерации состоит из территорий отдельных ее субъектов(штатов, республик и т.д.) Злочевская Светлана Валерьевна Высшая техническая школа г.Щучинск


Конфедерация – более или менее постоянный союз государств, полностью сохраняющих свой государственный суверенитет, для реализации каких - либо совместных целей. Члены конфедерации передают в компетенцию союзных органов решение лишь ограниченного числа вопросов, чаще всего в области обороны, внешней политики, транспорта и связи, денежной системы. Конфедерации существовали некоторое время после провозглашения независимости в США (), Швейцарии (с момента создания до 1848 г.), Германии () до объединения ее в единое государство военным путем во времена канцлера Бисмарка. Наконец, идея создания конфедерации США и Великобритании для закрепления их преобладания в мире и противодействия наступлению коммунизма прозвучала в знаменитой речи британского премьера У.Черчилля 1946 г. в Фултоне, но она так и не была реализована. Злочевская Светлана Валерьевна Высшая техническая школа г.Щучинск





Республика парламентскаяпрезидентская Образование правительства на парламентской основе; Подотчетность правительства парламенту. Глава правительства является первым лицом в стране; Полномочия президента ограничены; Правительство в рамках парламентской республики обладает исп. властью и правом законодательной инициативы, правом обращаться к президенту с ходатайством о роспуске парламента. Президент избирается народом; Президент руководит внутренней и внешней политикой; Президент полностью самостоятельно либо частично с согласия парламента назначает членов кабинета министров, которые в своей деятельности ответственны лично перед ним; В качестве главы исполнительной власти Президент осуществляет руководство единой вертикалью исполнительной власти. Полномочия парламента ограничены. Президент обладает правом вето на решения парламента. Злочевская Светлана Валерьевна Высшая техническая школа г.Щучинск


Домашнее задание. 1. Используя уч. географии (форзац), выписать 10 самых больших государств, площадь их территории, форму правления, форму национально-территориального устройства (Заполнить таблицу); 1. Используя уч. географии (форзац), выписать 10 самых больших государств, площадь их территории, форму правления, форму национально-территориального устройства (Заполнить таблицу); 2. Работа с Конституцией РК: законспектировать форму правления, форму национально-территориального устройства нашего государства. 2. Работа с Конституцией РК: законспектировать форму правления, форму национально-территориального устройства нашего государства. Государство Площадь территории Форма правления Форма национально- терр.устр.-ва Злочевская Светлана Валерьевна Высшая техническая школа г.Щучинск

«Право и правовое государство» - Правовое государство. Парламент. Основная задача. Государство должно быть правовым. Признаки правового государства. Развитие идеи о правовом государстве. Право должно быть выше власти. Суд. Что такое правовое государство. Демократическое государство. Различные власти. Создание законов. Правительство.

«Совершенствование государственного управления» - Развитие механизма саморегулирования. Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг. Образование. Совершенствование лицензирования. Оценка регулирующего воздействия. Оптимизация оказания платных услуг. График совершенствования функций контроля и надзора. Административные регламенты.

«Понятие и признаки правового государства» - Соответствие внутреннего законодательства. Разделение властей. Экономическая основа. Взаимная ответственность государства и личности. Нравственная основа. Признаки правового государства. Социальная основа. Политическая основа. Реальность прав личности. Понятие и признаки правового государства.

«Борьба с коррупцией» - Освещение в средствах массовой информации антикоррупционных мероприятий. Конвенция организации объединенных наций. Поправки в Уголовный кодекс. Генеральная Ассамблея. Республика. Публичное должностное лицо. Законодательные основы по предотвращению коррупции. Публичная отчетность. Общественная поддержка.

Централизованный метод. Функции государства. Формы государственного устройства. Типология государств. Понятие правового и социального государства. Государство в политической системе общества. Государство как политический институт. Факторы появления. Происхождение и существование государства. Сущность государства.

Всего в теме 43 презентации

Читайте также: