Занятие в средней группе интеграция. Интегрированное занятие «Путешествие по островам» в средней группе

Немирова Светлана Витальевна воспитатель МАДОУ «Надежда» ЯНАО, город Ноябрьск

Цель: закрепление знаний детей о количественном и порядковом счете, названия геометрических фигур, временных представлений.

Задачи:

  • закрепление знаний прямого счета в пределах пяти
  • умение находить последующее и предыдущее число от названного и обозначенного
  • продолжать учить соотносить цифру с количеством предметов
  • различать количественный и порядковый счет в пределах 5
  • продолжать учить составлять фигуру из геометрических фигур
  • закрепление знаний в названии времен года, времени суток, названия геометрических фигур

(дети заходят в группу, здороваются, садятся полукругом на ковре)

В: Ребята сегодня в нашей группе все необычно, к нам пришли гости. И я предлагаю всем вместе, отправится в сказочное путешествие, мы откроем дверь в другой, необыкновенный, удивительный мир, в котором полно чудес.

Согласны? Войти в этот сказочный мир могут только те дети, которые любят путешествовать, фантазировать и мечтать. А я вам в этом помогу.

В: У меня есть волшебная книга. В ней записано много разных историй, волшебных и не очень (открывает волшебную книгу) . И я вам сегодня расскажу одну такую историю, которая произошла в волшебном лесу.

В этом лесу жила Лесная Фея. И как то раз решила она пересчитать деревья в своем лесу. Но это ей не удалось, так как она не запомнила все, что сосчитала, даже волшебная палочка ей не могла помочь в этом. Тогда ей на помощь пришел Лесовичок. Как вы думаете, что посоветовал Лесовичок

Лесной Фее? (ответы и догадки детей) .

А Лесовичок ей и говорит: «Чтобы не забыть, сколько посчитано деревьев, птиц или животных, все это нужно записать с помощью цифр. Пересчитал и

обозначил цифрой количество. Ведь цифра – это знак числа».

Но Лесная Фея загрустила, ведь она не знала как пишутся цифры. Ребята я предлагаю всем нам отправиться в волшебный лес и помочь Лесной Фее.

Сейчас я произнесу волшебные слова и мы перенесемся в волшебный лес, чтобы помочь Лесной Фее. Закрываем глазки и кружимся вокруг себя «Крибле-крабле- бумс…» (Музыка) Покружились.

Вот мы и оказались в волшебном лесу, садитесь за лесные столы. Ведь вы теперь юные помощники Лесовичка, помните об этом.

Лесную Фею ребята мы увидеть не сможем, так как мы не являемся жителями волшебного леса, а только гостями. Но зато Фея нас видит и слышит. И ждет нашей помощи.

1) ИГРА «ПЕРЕСЧИТАЙ ПРЕДМЕТЫ»

В: Смотрите: Лесная Фея оставила свои карточки, наверное те, которые не смогла сосчитать. Пересчитайте предметы на карточке и обозначьте количество предметов цифрой (дети пересчитывают предметы и приклеивают рядом нужную цифру) .

Сколько листочков? Покажите цифру 5

Сколько желудей? (и т.п.)

Все правильно пересчитали? Может у кого то не получилось?

(Дети вместе с воспитателем проговаривают алгоритм: при пересчете надо не пропустить ни один предмет и ни один предмет не посчитать дважды) .

Я очень довольна вами. Молодцы.

2) ИГРА «ЦИФРЫ ПЕРЕПУТАЛИСЬ» (воспитатель открывает занавес у мольберта)

В: В волшебном лесу, наверное, был сильный ветер. Все цифры перепутались.

Какие цифры не на своем месте? (ответы детей) .

Какая цифра стоит перед цифрой 5?

Какая цифра стоит после цифры 3?

Какая цифра стоит между цифрами 2 и 4?

Правильно. Молодцы, я и Лесная Фея очень довольны вашими ответами.

3) ФИЗМИНУТКА (РЕЛАКС) «ПЕСЕНКА ЛЕСА»

В: Мы тоже немного отдохнем. Закройте глазки и послушайте песенку. Это

любимая песня Лесной Феи.

(дети ложатся на ковер со своими игрушками – звучит аудиозапись песни) .

4) ФИЗМИНУТКА «ВЕТЕР»

Ветер дует нам в лицо. Дети машут руками к лицу.
Закачалось деревцо. Машут кистями рук слева направо.
Ветер тише, ветер тише. Присесть, руки вниз.
Деревце растёт всё выше. Встают, поднимают руки, машут кистями рук.

5) ИГРА «ГОЛОВОЛОМКА»

В: Ветер не только цифры перепутал, он еще запутал части геометрических

фигур. Давайте попробуем их разобрать. Посмотрите внимательно на

геометрические фигуры и назовите их. Молодцы.

А давайте из этих геометрических фигур сложим, какой-нибудь предмет. (За

(дети по желанию собирают геометрические фигуры) .

Какие геометрические фигуры вы использовали?

Все фигуры замечательные.

Оставим эти фигуры в подарок Лесной Фее.

6) ИГРА «НАЗОВИ ЧАСТИ СУТОК»

В: Давайте наши подарки оставим на столе, а сами сядем на лесную полянку

(ковер) .

В: В волшебном лесу время тоже не стоит на месте, части суток сменяют

друг друга (показывает плакат на мольберте)

  1. Назовите части суток (утро, день, вечер, ночь)
  2. Сколько частей в сутках? (четыре)
  3. Как называются сутки, которые прошли? (вчера)
  4. Как называются сутки, которые скоро наступят? (завтра)
  5. как называются сутки, в которые мы живем сейчас, в настоящий момент?

(сегодня)

Лесная Фея очень довольна вами, но давайте расскажем ей и о временах года.

Я вам буду загадывать загадки о временах года, а вы попробуйте их отгадать.

(В. читает загадки о временах года) :

Укрыла землю пуховым одеялом,
Сковала реки крепким льдом,
Узоры на окне нарисовала
Искристым белым серебром. (Зима)

Тает снег, звенят ручьи,
Всё сильней потоки.
И летят уже грачи
К нам из стран далёких. (Весна)

Солнце припекает,
Цветы расцветают,
Бабочки порхают,
Ягоды поспевают,
Когда это бывает? (Летом)

Вот и стали дни короче,
И длиннее стали ночи,
Птицы тянутся на юг,
Пожелтели лес и луг. (Осень)

В: Сколько всего времен года ребята?

Давайте перечислим их еще раз.

7) ИГРА «НОЖКИ - ЛАДОШКИ»

В: Я думаю ребята, что нам пора немножко размяться. У меня есть ленточки

длинные и короткие. Если я вам буду показывать длинную ленточку, вы

будете хлопать в ладоши, а если короткую, то топать ножками.

Приготовьтесь и будьте внимательны - следите за моими действиями.

Хорошо, все были очень внимательны.

8) ИГРА «ПОДАРОК»

В: А вот здесь Лесная Фея оставила свой подарок для вас

(конвертик) . Посмотрите какие на нем узоры.

Что в правом верхнем углу?

Что в правом нижнем углу?

Что в левом верхнем углу?

Что в левом нижнем углу? А посередине?

Правильно. Молодцы.

А теперь давайте заглянем в него. Лесная Фея благодарит вас за то что вы

помогли ей выучить цифры, названия геометрических фигур, названия

времен года. И за это Лесная Фея отправила нам лесную посылку, но

отправила она ее в детский сад, а мы с вами находимся в лесу. Поэтому нам

пора возвращаться в детский сад. Крибли, крабли, бумс (покружились) и

очутились в своей группе.

В: Ребята, где мы сегодня были? (в волшебном лесу)

Что делали? (считали, называли цифры, играли, отгадывали загадки, называли части суток …)

Что вам понравилось больше всего?

А что вам показалось самым трудным?

Ну а мы будем ждать посылку из волшебного леса, я думаю, что после тихого часа ее нам доставят.

Спасибо большое, наше путешествие закончено.

Дети 4–5 лет посещают среднюю группу ДОУ. Это средний дошкольный возраст, а значит, ребята понемногу начинают готовиться к школьной жизни. Основными задачами в этот период являются развитие имеющихся способностей и пополнение накопленного багажа знаний. Для этого в детских садах проводят интегрированные и комплексные занятия.

Теоретические основы проведения интегрированных и комплексных занятий в средней группе ДОУ

Ребёнок 4–5 лет воспринимает окружающий мир как неделимый. Он не может вычленить отдельный объект и не рассматривает его в пределах лишь одной отрасли. Например, дошкольник не может сказать, что числа - это из математики, растения и животные - из ознакомления с окружающим миром, буквы - из чтения или письма и т. п. Поэтому необходимо проводить интегрированные и комплексные занятия, объединяющие материалы из нескольких областей, касающихся конкретного явления или понятия.

Интегрированные и комплексные занятие включают в себя приёмы, направленные на раскрытие сути определённой темы в различных видах деятельности, которые являются взаимопроникающими и взаимодополняющими. Основная особенность - тема раскрывается наиболее полно и глубоко, но по времени занятие длится, как обычное. В результате такой насыщенной деятельности у ребят повышается мотивация к занятию, кроме того, остаётся больше времени на прогулки или подвижные игры.

Комплексные и интегрированные занятия проходят динамично и включают различные виды деятельности воспитанников

Общие черты и основные отличия

Общими моментами интегрированного и комплексного занятия являются:

  • построение вокруг определённой тематики;
  • наличие межпредметных связей;
  • разнонаправленность действий;
  • сочетание нескольких видов деятельности (речевой, художественной, музыкальной, познавательной, физической).

Как в интегрированных, так и в комплексных занятиях воспитанники активно включаются в деятельность с помощью игровых моментов, ведь игра - ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте.

Комплексное занятие может строиться вокруг основного персонажа, например, кота. Дети могут выполнять различные задания: познавательные (беседа с котом о вежливых словах), физические (подвижная игра с котом), счётные (посчитать, сколько усиков у кота) и т. п. Получается, что задания связывает одна тема, но каждое из них выполняет свою задачу. Любое из заданий может использоваться в виде конкурса или мини-игры. Выполнение таких действий не приводит к систематизации и расширению знаний, в отличие от заданий интегрированного занятия.

Основным отличием интегрированного занятия от комплексного является то, что его практически невозможно разделить на составляющие. Это занятие предполагает плавный переход от одного вида деятельности к другому посредством интеграции блоков из разных дисциплин. Например, занятие о весне может включать в себя задания по вспоминанию других времён года и их особенностей, а такие понятия, как цветы, животные, птицы, погода и т. д., будут включаться в тему постепенно. Получится целостное занятие, вычленить из которого отдельный блок очень сложно.

Цели и задачи

Общая цель как интегрированного, так и комплексного занятия заключается в раскрытии сути конкретной темы с помощью комбинации различных видов деятельности.

Задачи могут меняться в зависимости от темы занятия:

  • образовательные - закрепить знания детей о предметах или явлениях, расширить представления об их свойствах, активизировать и обогатить словарный запас, закрепить полученные ранее навыки;
  • развивающие - развить память, речь, внимание, координацию, мелкую моторику, умение выражать свои мысли;
  • воспитательные - воспитать доброжелательное отношение к людям, животным, бережное отношение к природе, умение сотрудничать.

Задачи занятия зависят от выбранной темы и изучаемых предметных областей

Приёмы

Для реализации поставленных задач можно использовать такие приёмы, актуальные для средней группы детского сада:

  • Приёмы постановки цели и мотивации воспитанников:
    • комментирование действий,
    • игровые методы.
  • Активизация:
    • беседа,
    • отгадывание загадок или ребусов,
    • постановка проблемных вопросов («как ты это понял?», «объясни», «докажи» и т. п.),
    • анализ деятельности и выводы.
  • Организация практической деятельности детей:
    • показ картинок,
    • прослушивание аудиозаписей,
    • самостоятельное выполнение заданий детьми.
  • Поддержание интереса:
    • предложение выбора,
    • физкультминутка,
    • музыкальное сопровождение,
    • чередование видов деятельности.
  • Приёмы оценки:
    • похвала,
    • совместное обсуждение результатов занятия,
    • взаимопомощь детей.

На занятиях с дошкольниками важную роль играет наглядность

Методическими приёмами организации комплексного или интегрированного занятия также могут выступить: психологический настрой, сюрпризный момент, поощрение, объяснение, указание, художественное слово и др.

Как провести интегрированное и комплексное занятие в средней группе

Отличия проведения интегрированного и комплексного занятия начинают выявляться уже на стадии подготовки. Если суть темы можно раскрыть посредством сменяющих друг друга видов деятельности, то следует выбрать комплексное занятие. Чтобы подготовить его, потребуется:

  1. Выбрать общую тему, основанную на уже знакомом детям материале, например, «Весна».
  2. Выбрать более узкую тему (или конкретного персонажа) для организации вокруг неё/него деятельности дошкольников. В рамках темы о весне это могут быть занятия «Пробуждение мишки», «Приключения подснежника» или «Весёлые игры на весенней полянке» и т. п.
  3. Придумать задания по организации деятельности ребят, объединённой выбранной темой. Например, если выбрана тема «Приключения подснежника», то можно включить в занятие такие виды заданий, как просмотр картин, где изображено это растение, или предложить детям нарисовать цветок самостоятельно, игру «Кто быстрее», в ходе которой они собирают подснежники из бумаги в корзинки, или изучение маленькой песенки.

Подготовка интегрированного занятия займёт больше времени. Чтобы организовать его, нужно выбрать тему, о которой дети уже имеют представление, и детально продумать схему занятия. Для этого можно использовать интеллектуальную карту. Это схема, в которой содержатся все аспекты изучения темы. В центре располагается ключевое понятие. Все другие понятия по теме - это ответвления от центрального термина. С помощью такой карты становится проще смоделировать и провести занятие.

Например, для интегрированного занятия по теме «Зима» основное понятие и будет «Зима», оно располагается в центре. Ответвлениями станут слова, раскрывающие суть времени года, например, тёплая одежда, снеговик, снежинки, Новый год и т. д. Схему можно дополнять до бесконечности, однако нужно помнить о том, что занятие не должно быть продолжительным. Часто интегрированные занятия, объединённые общей темой, проходят серией. Можно подготовить необходимый материал и составить такую интеллектуальную карту в конце занятия вместе с детьми.

Предварительно составленная интеллектуальная карта поможет систематизировать информацию по теме

В возрасте 4–5 лет дошкольники проявляют особую любознательность ко всему, что их окружает, учатся взаимодействовать с окружающим миром. Комплексные и интегрированные занятия в средней группе позволяют расширять круг знаний ребят о предметах, узнавать об их назначении и признаках и включают в себя игры, упражнения и задания, способствующие развитию у дошкольников речевых, мыслительных и творческих способностей.

Темы интегрированных и комплексных занятий по разным предметам

Интегрированные и комплексные занятия могут проводиться по самым разным предметам:

  • В ходе математического занятия под названием «Зайки вышли на лужайку» можно повторить с детьми понятия «много» и «мало», посчитать ушки, лапки и другие части тела животных. Занятие «Строим дом» познакомит детей с новыми геометрическими фигурами. Интересное интегрированное занятие может получиться по мотивам известных сказок, например «Курочка Ряба», где все герои состоят из геометрических фигур и наглядно демонстрируются.
  • Развитие речи происходит на занятиях, где изучаются и сравниваются части тела людей и животных («Лапки и ручки»), описание предметов и действий («Мой день»).
  • На занятиях по окружающему миру можно изучать фрукты и ягоды («Варим варенье») или виды животных («Поход в зоопарк»), растений («Прогулка по лесу»).
  • Музыкальные интегрированные и комплексные занятия могут быть посвящены подготовке к празднику, причём не обязательно это всем известный Новый Год или 8 Марта, можно провести занятие, посвящённое Дню пап или Дню сладкоежек.

На занятии дети могут знакомиться с самыми разными областями человеческой деятельности

Временной план и структура занятия

Дети 4–5 лет могут удерживать внимание не более 15–20 минут, это нужно учитывать при подготовке и проведении занятия. В случае интегрированных и комплексных занятий, где виды деятельности постоянно сменяют друг друга, общее время проведения может укладываться во временные рамки 30–35 минут.

Комплексное занятие по математике может иметь следующую структуру:

  1. Приветствие, настрой на работу, повторение пройденного ранее материала, например, игра «Что изменилось» на сравнение ширины и длины предметов (от 3 до 5 минут).
  2. Знакомство с новой темой, например, измерение длины и ширины прямоугольного предмета с помощью разноцветных ленточек (в дальнейшем можно усложнить до линейки или измерительной ленты) (5–7 минут).
  3. Самостоятельное выполнение детьми аналогичного задания (7–10 минут).
  4. Обобщение усвоенного материала в ходе игры «Кто длиннее» (5–7 минут).
  5. Подведение итогов (3–5 минут).

Важную роль в проведении занятия играет настрой детей на работу

Структура интегрированного занятия о времени года по структуре может быть такой:

  1. Настрой на работу (игра на сравнение выбранного с тремя другими временами года) (3–5 минут).
  2. Чтение сказки про время года (5–7 минут).
  3. Игра по мотивам прочитанной сказки (3–5 минут).
  4. Подведение итогов, обсуждение героев, составление коллажа на тему «Зима» и т. п. (5–7 минут).

Конспект занятия

В конспекте занятия должна найти отражение следующая информация:

  • цели занятия;
  • задачи;
  • необходимые материалы;
  • ход занятия.

Самая внушительная составляющая - ход занятия. В ней описываются 3 части, из которых состоит любое занятие:

  1. Вводная - настраивает на работу, обозначается тема и цель занятия.
  2. Основная - содержит основные задания, в ходе которых выполняются поставленные цели и задачи.
  3. Заключительная - подводится итог деятельности.

Вводная часть (3–5 минут) включает в себя 3 момента:

  • организационный (привлечение внимания детей, напоминание о правилах дисциплины и т. п.);
  • заинтересовывающий (появление сказочного персонажа, отгадывание загадки и т. п.);
  • сообщение цели занятия.

Основная часть (20–25 минут) состоит из игр и заданий на определённую тематику.

Если воспитатель заметил, что дети устали, можно включить в ход занятия физкультминутку по соответствующей теме.

Итоговая часть (3–5 минут) включает:

  • обобщение, вспоминание и обсуждение заданий;
  • оценка детей в общем и поимённо (в младшем дошкольном возрасте указываем только положительные моменты);
  • создание благоприятной обстановки, вызывающей желание прийти на такое занятие снова (игра или песня, советы, рекомендации и т. п.);
  • переход к другой деятельности.

Таблица: пример конспекта комплексного занятия в средней группе

Название «Путешествие в волшебный мир эмоций»
Цель Познакомить детей с видами эмоций и научить их различать.
Задачи
  • Развивающие:
    • развить умение использования выразительных средств: интонации, мимики, жестов;
    • развить воображение.
  • Образовательные:
    • расширить словарный запас;
    • закрепить знания об интонациях.
  • Воспитательные:
    • научить детей быть отзывчивыми;
    • воспитать чувство сопереживания;
    • привить навыки межличностного общения.
Необходимые материалы
  • Аудиозаписи;
  • обои и фломастеры;
  • картинка цветка с двумя эмоциями (грусть и радость), изображёнными на разных сторонах;
  • игрушки;
  • карточки с изображением различных эмоций (радость, злость, спокойствие и др.).
Ход занятия Воспитатель здоровается с ребятами:
  • Здравствуйте, детишки,
    Девчонки и мальчики.
    Какие все красивые,
    Умные и сильные!
    Ну-ка, сядьте все в кружок,
    На зелёный наш лужок.
    На соседей поглядите,
    С ними вы поговорите.
    Кто же здесь хорошенький?
    Кто же здесь пригоженький?
    Все у нас хорошенькие,
    Все у нас пригоженькие!

В.: Сегодня мы с вами совершим путешествие по волшебной стране эмоций. Все будут вести себя хорошо? Никто не будет кричать, громко топать, хлопать и плакать? Тогда давайте поедем! А полетим мы в волшебную страну на этом ковре-самолёте. Но как туда добраться, я не знаю, поэтому сейчас к нам придёт добрый гном, он и покажет нам дорогу.
Появляется гном, приветствует детей, усаживает всех на ковёр, а сам садится впереди.
Включается аудиозапись.
В.: Мы уже приближаемся к стране эмоций. Смотрите, ребята, мы приземляемся на полянку «Смешинка». На этой полянке все улыбаются и веселятся. Вот так. (Показывает картинку с весёлым смайликом).
А теперь встаём все в кружок, берёмся за ручки и смотрим вверх на солнышко. Улыбнёмся все вместе солнышку! Солнышко-солнышко, к нам скорее прилетай, наши щёчки поласкай.
Гном: Молодцы, ребята, мне теперь тоже захотелось веселиться с вами.
В.: Как нам хорошо, весело и радостно. Но, кажется, не всем.
Подходят к ежу.
В.: Ой, какой сердитый ёж. Вот такой. (Показывает сердитый смайлик).

  • Жил да был сердитый ёж,
    Всех пугал иголками,
    Он ни с кем не дружил,
    И сидел под ёлкою.
    Так он злился - фыр-фыр-фыр!
    И сердился - фыр-фыр-фыр!
    Он ворчал - пшш-пшш-пшш!
    И кричал - пшш-пшш-пшш!
    Как ужасно - р-р-р!
    Успокойся, милый ёж,
    Так друзей ты не найдешь.
    Крепче кулачки сжимай,
    Злость скорее прогоняй!
    Если очень рассердился,
    На кого-то разозлился,
    Ручки сжать, глaза закрыть, (дети сжимают кулаки)
    И тихонько говорить:
    «Я спокоен, не кричу,
    И ногами не стучу.
    И не буду я сердиться -
    Злость совсем не пригодится!» (разжимают кулаки, дуют)
    Дружно до пяти считаем,
    И спокойно отдыхаем:
    Раз, два, три, четыре, пять!
    Нужно тихо полежать.

Гном и дети ложатся на коврик.
В.:

  • Все спокойно полежали,
    Отдохнули, подремали.
    Но пришла пора проснуться,
    Встать на ножки, улыбнуться!
  • Мишка грустный сидит на поляне,
    Мишка устал, мишке хочется к маме.
    Мишка, мишка, не скучай,
    Лучше с нами поиграй!

Гном: Давайте споём вместе песенку про мишку?
Поют песню «Мишка косолапый», делают движения.
Гном: Ура, мишка развеселился! Но посмотрите, вот цветочек. Он тоже грустит. Цветочек, почему ты грустишь? Он говорит, что грустит, потому что у него нет друзей.
В.: Давайте его развеселим? Нарисуем ему весёлых друзей?
Все садятся на пол и рисуют цветы с улыбками на большом куске обоев.
Гном: Посмотрите, ребята, цветочек теперь весёлый.
Полетели дальше по стране Эмоций.
Все садятся на ковёр, Гном впереди.
Включается музыка.
В.: Ребята, мы прилетели. Посмотрите на нашего гномика, какой он спокойный. Вот такой (показывает спокойный смайлик).

  • Наш гном сегодня рано встал,
    И сладко потянулся.
    В спокойном настроении,
    Наверно, он проснулся:
    Ему спокойно на душе,
    Легко ему шагается,
    Ему, конечно, хорошо,
    Хоть он не улыбается.
    Нам рядом с гномом быть приятно,
    Мы любим с ним поговорить,
    Нам так не хочется обратно,
    Из этой сказки уходить.

В.: Гномик остаётся здесь, в сказочной стране эмоций, а нам пора лететь домой. Садитесь на наш ковёр-самолёт.
Включается музыка, дети садятся на ковёр.
В.: Ну, а пока мы летим на ковре, давайте ещё раз вспомним эмоции, с которыми мы сегодня познакомились. Давайте покажем все (показывают).
Как здорово, что мы помогли и мишке, и цветочку, и ёжику, а ещё познакомились с гномом, правда? Все такие молодцы. (Выделяет самых активных).
Ну, вот и всё.

  • На ковре мы полетали,
    Все эмоции узнали.
    Ай-да детки, молодцы,
    Удальцы и храбрецы!

Фотогалерея: карточки с изображениями эмоций

Спокойный смайлик демонстрирует ровный эмоциональный фон
Злой смайлик выражает отрицательные эмоции
Смайлик грустит, потому что у него нет друзей Весёлый смайлик демонстрирует радость и удовольствие

Как провести итоговое интегрированное и комплексное занятие

Итоговое интегрированное или комплексное занятие проводится в конце учебного года. Главной задачей такого занятия должно быть обобщение и закрепление знаний, полученных детьми за весь год. Эта задача очень обширная, поэтому в занятие включается большое количество видов деятельности. Итоговое занятие по длительности не должно превышать обычное. Не должна ничем отличаться и его структура, и уровень сложности.

Итоговое комплексное занятие удобнее организовывать в форме путешествия по станциям, где детям будут даны различные задания (например, «Волшебное путешествие в лес»). Итоговое интегрированное занятие можно провести в виде игры в известную детям сказку, героями которой они на время станут, а затем помогут персонажам выполнить задания (например, «В поисках волшебного сундучка»).

Приход в группу сказочного персонажа поможет поддерживать интерес детей в течение всего занятия

Помимо всего прочего, итоговые занятия развивают чувство единства воспитанников группы, сплочённости, учат детей действовать согласованно.

Видеоматериалы по теме

Педагогу, готовящему комплексное или интегрированное занятие, желательно ознакомиться с опытом коллег в данном направлении. В этом помогут представленные видеоролики.

Видео: интегрированное занятие по развитию познавательной активности в средней группе

Видео: интегрированное занятие по развитию речи в средней группе

Видео: комплексное занятие по формированию математических представлений в средней группе

Видео: комплексное музыкальное занятие в средней группе

Форма проведения комплексных и интегрированных занятий может быть различной, но в любой из них можно раскрыть потенциал детей и сформировать у них необходимые умения. Тщательная подготовка педагога к занятию гарантирует стойкий интерес дошкольников к разработанному материалу, положительную мотивацию и доверительное отношение к воспитателю.

К четырем годам завершается формирование ребенка как личности, проходит кризисный период трех лет, происходит осознание своей самостоятельности и значимости: «Я хочу», «Я не буду» и т.д. В этот период у малыша появляется большая потребность в общении, познании и самостоятельности. Язык на данном этапе продолжает оставаться важнейшим условием ознакомления дошкольников с окружающим миром и культурными ценностями общества.

Взрослые - хранители многовекового опыта человечества, его знаний, умений, культуры. Передать этот опыт нельзя иначе как с помощью языка — важнейшего средства человеческого общения. От культуры речи взрослых, от того, как они говорят с ребенком, сколько внимания уделяют речевому общению с ним, во многом зависят успехи дошкольника в познании им окружающего мира.

С помощью взрослого и самостоятельно ребенок устанавливает разнообразные связи в окружающем мире: вступает в речевые контакты со сверстниками и взрослыми, делится своими впечатлениями, принимает участие в разговоре, совершенствует умение пользоваться установленными формами вежливого общения.

Дошкольники с огромным интересом смотрят на окружающий мир, но видят не все, иногда даже не замечают главного. А если рядом воспитатель, который удивляется вместе с ними, побуждает не только смотреть, но и видеть, малыши захотят узнать еще больше.

Дидактические игры, стихотворения, пословицы, загадки, приведенные в этом разделе, помогут дошкольникам расширить свои знания об окружающем мире.

Увлекательные наблюдения на прогулках, самостоятельные опыты, развивающие занятия помогут детям среднего возраста в доступной форме понять и осмыслить элементарные связи живой и неживой природы, совершенствовать свои навыки в экспериментальной и опытнической работе, сделать свои первые выводы причинно- следственных связей и закономерностей. Все это поможет формированию нравственных и эстетических качеств будущего гражданина, школьника, защитника не только себя, своего отечества, но и всего самого прекрасного, что создала ПРИРОДА.

Отсюда и главные задачи по знакомству дошкольников с окружающим миром детей пятого года жизни:

Вызвать творческий интерес к разнообразию окружающего мира (мира людей, животных, растений, явлений природы и т.д.);

Формировать представления о себе, о ближайшем окружении («Я и моя семья», «Я и мой город», «Я и моя страна», «Я и моя планета»), устанавливать родственные отношения (бабушка, дедушка, мама, папа, сестра, брат и т.д.);

Формировать и систематизировать представления о предметах быта, необходимых человеку (одежда, посуда, мебель, транспорт и т.д.);

Формировать и систематизировать представления о деятельности людей, профессиях, рукотворном мире;

Знакомить с разными местами обитания человека, животных (вода, земля, воздух), с их функциональными свойствами;

Воспитывать уважение к взрослым;

Формировать умение дружно играть и трудиться, справедливо оценивать свои поступки и поступки других детей;

Развивать коллективные взаимоотношения и индивидуальные способности каждого дошкольника.

Занятия в ДОУ. Средний дошкольный возраст

НОД для детей средней группы «Семейные традиции»Автор: Башкирова О. Е Пояснительная записка: Самое главное в жизни ребёнка – это его семья. Ему необходимо чувствовать заботу, внимание, любовь родителей, близких людей. Он должен осознать себя членом семьи. Именно семья является хранителем традиций, обеспечивает преемственность поколений, сохраняет и развивает лучшие качества людей. Детям дошкольного возраста свойственна большая эмоциональная отзывчивость. Это, в свою очередь, позволяет воспи...

Конспект НОД по развитию речи "Путешествие по сказке «Три медведя»" в детском саду. Средняя группаТема: Путешествие по сказке «Три медведя» Конспект занятия по развитию речи в средней группе с использованием ИКТ Цель: развитие речи детей посредством приобщения к устному народному творчеству. Задачи: 1. Образовательные: - закрепить знание детьми содержания сказки «Три медведя»; отвечать на вопросы по ее содержанию; - закрепить умения узнавать сказку по характерным признакам сказочных...

Занятие для детей 4-5 лет по теме: Аппликация «Зайчик».Автор: Редькина Татьяна Александровна, педагог дополнительного образования БОУ ДО «Центр творческого развития и гуманитарного образования», г. Тара Образовательная область: художественно-эстетическое развитие. НОД: аппликация Описание материала: Предлагаю Вам конспект занятия, разработанный для детей дошкольного возраста (5-6) лет по теме: Аппликация «Зайчик». Данный материал будет полезен воспитателям ДОУ, и педагогам дополнительного об...

Конспект интегрированной познавательно - исследовательской образовательной деятельности в разновозрастной (3-7 лет) группе "Снежная тайна"Цель: создание условий для формирования исследовательского и познавательного интереса через экспериментирование со снегом. Детская цель: выявить секреты снега, узнать его свойства Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие», «Художественно –эстетич...

Декоративное рисование "Рыбка". Дымковская роспись. Средняя группаПрограммные задачи: - Закрепить знания о дымковских игрушках; - Закрепить навыки рисования элементов дымковской росписи (кружочки, точки, полоски, сетка, кольцо, волнистые дуги); - Закрепить умение детей создавать декоративную композицию в жанре дымковской росписи; - Учить самостоятельно, составлять узор на изделии новой формы рыбки, из знакомых элементов. Воспитывать уважение к труду народных мастеров, восхищение их творчес...

Конспект НОД по опытно-экспериментальной деятельности в детском саду «Воздух и его свойства». Средняя группаКонспект будет полезен педагогам, использующим в своей работе опытно-экспериментальную деятельность с детьми и игровую технологию. Цель: систематизация знаний детей о воздухе, его свойствах и качествах в процессе экспериментирования. Задачи: 1) Сформировать представление о том, что воздух окружает нас повсюду, как его можно увидеть, услышать и почувствовать. 2) Способствовать умению с...

Конспект с презентацией игрового занятия «Новый год с Тараторкой» с детьми 4-5 летАвтор: Морозова Наталья Михайловна, учитель-логопед МДОУ д/с № 5 «Звёздочка» г. Фурманов Ивановской области. Описание: конспект игрового занятия реализовывался на одной из встреч детско-родительского клуба «Тараторка» с воспитанниками 4-5 лет и их родителями. Может быть использован учителями-логопедами, дефектологами и воспитателями в качестве итогового занятия или развлечения на тему «Новый год». Цель: профилак...

Конспект НОД по математике «Счет до пяти» в средней группеВозрастная группа: средняя группа (4-5 лет). Тема: Счет до 5. Цель: Закрепление счета до 5. Интеграция образовательных областей: Познавательная, коммуникативная.Программные задачи:Познавательная: Отрабатывать прямой счет до 5. Тренировать умение сравнивать предметы по величине. Закреплять знание цветов (красный, желтый, зеленый). Развивающая: Развивать связную речь, память, внимание, логическое мышление. Воспитательная: Воспитывать а...

"Путешествие в зимний лес", бинарное занятие для детей средней группы с ОНРАвтор: Аронова Наталья Михайловна, учитель-логопед высшей категории МАДОУ «Детский сад №68» г.Березники, Пермский край Тема: Путешествие в зимний лес. Тип занятия: бинарное занятие в средней группе для детей с ОНР Цель: Показать родителям динамику развития детей по развитию речи и двигательной активности за первый квартал. Задачи: Совершенствовать общую и мелкую моторику, двигательные действия с различными предметами....

Конспект непосредственно образовательной деятельности по образовательной области «Познавательное развитие: ознакомление с окружающим миром» в средней группе на тему «Зимующие птицы»Вид занятий: фронтальное. Интеграция областей: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное. Форма образовательной деятельности: проблемная ситуация. Цель: уточнить и расширить представление детей о разнообразии зимующих птиц. Задачи: Образовательная: - учить выделять общие признаки птиц...

Конспект НОД по развитию речи в средней группе

Интегрированное занятие (Познавательно – исследовательская деятельность, ФЭМП, Безопасность, Физическая культура, Музыка, Художественное творчество, Художественная литература)

Цель: создание условий для развития когнитивных процессов, мелкой моторики, навыков саморегуляции.

Интеграция образовательных областей:
«Познавательно – исследовательская деятельность»;
«Физическое развитие» («Здоровье»); «Социально-коммуникативное развитие» («Безопасность», «Коммуникация»); «Художественно-эстетическое развитие» («Музыка», «Художественное творчество»)

Задачи:
Оздоровительные:
1. способствовать укреплению опорно-двигательного аппарата;
2. формировать и закреплять навык правильной осанки;
3. развивать подвижность пальцев рук.

Обучающие:
Способствовать развитию мышления, внимания и памяти, мелкой моторики, эмоционально-волевой и нравственной сфер.
Закрепить геометрические фигуры (овал, круг, квадрат, треугольник, прямоугольник), основные цвета.
Развивающие:
1. развивать координацию движений на основе уже накопленного детьми опыта;
2. развивать умение слушать музыку, действовать согласованно с ней;
3. способствовать пластической импровизации во время подвижных игр.
4. формировать представления о диких и домашних животных.
5. уметь пользоваться карандашом.
Воспитательные:
1. воспитывать чувство сопереживания герою произведения, взаимопомощи, доброжелательности к сверстникам, чувство товарищества, умение действовать согласованно, сообща;
2. воспитывать осознанное отношение к своему здоровью, способствовать формированию положительных эмоций.

Предварительная работа.
Чтение сказки А. Толстого «Золотой ключик или приключения Буратино». Учим фигуры.

Оборудование: геометрические фигуры: овал, круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, картинки диких и домашних животных, картинки по безопасности, магнитофон, кассеты с записью веселой и спокойной музыки.

Раздаточный материал на каждого ребенка: раскраска Буратино на каждого воспитанника портреты Буратино.

1. Организационный момент

Ход занятия: Дети стоят на ковре в кругу. Воспитатель здоровается с ними, говорит:
- Здравствуйте, ребята! Я очень рада вас видеть.

2. Ритуал приветствия
Здравствуйте, ручки! Хлоп – хлоп – хлоп!
Здравствуйте, ножки! Топ – топ – топ!
Здравствуйте, щечки! Плюх – плюх – плюх!
Пухленькие щечки! Плюх – плюх – плюх!
Здравствуйте, глазки! Миг – миг – миг!
Здравствуйте, губки! Чмок – чмок – чмок!
Здравствуйте, носик! Бип – бип – бип!
Здравствуйте, детишки! Раз, два, три….
Девчонки и мальчишки! Здравствуйте!

3. Введение в тему занятия
Вос-ль: Ой ребята, смотрите к нам пришел почтальон. Нам прислал письмо Буратино, давайте его прочитаем.
Письмо: Ребята помогите пожалуйста вернуть мне мой золотой ключик, его украли у меня лиса Алиса и кот Базилио. Вы мне поможите?
Дети: Да.
Письмо: Ребята, но лиса Алиса и кот Базилио очень хитрые и придумали много препятствий. Для выполнения, которых нужны знания. Я надеюсь, что вы в детском саду научились считать, рисовать, песни петь и вас все получится.
Вос-ль: Ребята скорее всего лиса Алиса и кот Базилио спрятали ключик в сказочном лесу и чтобы туда добраться нам нужно ехать на поезде. Садитесь в вагоны и поем нашу веселую песенку
Дети: Тра – та- та, Тра – та- та
Мы везем с собой кота,
Чижика, собаку, Петьку забияку,
Обезьяну, попугая – вот компания какая!
Вос-ль: Ну вот мы и приехали, выходим. Смотрите на полянке старичок – лесовичок. Давайте к нему подойдем и поздороваемся.
Дети: Здравствуй старичок – лесовичок.
Старичок – лесовичок: Ребята помогите мне отгадать загадки.
Зимой белый, летом серый. (Заяц)
Хвост крючком, нос пятачком. (Поросенок)
Рыжая плутовка,
Рыжая да ловкая,
В сарай попала
Кур пересчитала. (Лиса)
Кто зимой холодной,
Ходит злой, голодный. (Волк)

Вот все животные перепутались и я теперь не знаю кто в лесу живет, а кто дома?
1). На столе карточки с дикими и домашними животными перемешаны.
(Одна подгруппа собирает диких животных, другая – домашних).
Вос-ль: Ребята, а почему дикие животные называются дикими, а домашние домашними?
Дети: Ответы.
Вос-ль: Молодцы ребята вы справились с заданиями лесовичка и теперь мы отправляемся дальше искать золотой ключик. А для кого мы его ищем?
Дети: Для Буратино.
Вос – ль: Правильно. Ой, смотрите тут болото, как жжем перейти его?
Дети: Нужно построить мостик.
Вос – ль: Правильно. Давайте его построим. А из чего мы будем его строить
Смотрите здесь что – то лежит. Что же это (на полу лежат геометрические фигуры разного цвета: овал, круг, квадрат, треугольник, прямоугольник).
Дети: называют фигуру и цвет.
Вос – ль: Ребята скажите мне, а можно из этих фигур построить мостик?
Дети: Да.
Вос – ль: ну так давайте построим.
Дети: Строят мостик и объясняют, какую фигуру берут и куда кладут.
Вос – ль: Молодцы ребята и с этим заданием справились. Идем дальше. Смотрите, кто это сидит на пенечке?
Дети: Мишка.
Мишка: Ребята расскажите, что нарисовано на картинках и что нужно делать?
На столе разложены картинки по безопасности.
Дети: Берут картинку и говорят, что на них изображено и что нужно делать.
Вос – ль: Ребята мишка говорит вам спасибо, что помогли ему разобраться, и что мы справились с его заданием. Давайте мы про него стишок расскажем.
Дети: Рассказывают про косолапого мишку.
Вос –ль: Молодцы ребята, но перед тем как нам дальше идти давайте разомнемся и отдохнем.
Физминутка «Буратино»:
Буратино подтянулся
Раз нагнулся, два нагнулся.
Руки в стороны развел,
Ключик видно не нашел.
Чтобы ключик нам найти,
Нужно дальше в путь идти.
Вос – ль: Ой ребята, смотрите впереди что – то виднеется. Что это?
Дети: Озеро.
Вос-ль: Правильно, а из чего оно состоит?
Дети: Из воды.
Вос-ль: А для чего нам нужна вода?
Дети: Чтобы пить, готовить кушать, умываться.
Вос-ль: Молодцы, а давайте расскажем потешку про водичку.
Дети: Ай, лады, лады, лады,
Не боимся мы воды.
Чистая водичка
Умоет наше личико,
Вымоет ладошки,
Намочит нас немножко.
Ай, лады, лады, лады,
Не боимся мы воды.
Чисто умываемся
Деткам улыбаемся.
Вос-ль: Молодцы, а теперь давайте проведем эксперимент с водой.
У меня в руках деревянный брусок и металлический. Как вы думаете, какой брусок будет плавать, а какой утонет?
Дети: Деревянный брусок будет плавать, а металлический утонет.
Вос-ль: Давайте проверим. Вы правильно ответили, а почему так получилось?
Дети: Ответы.
Вос-ль: Молодцы. Ой, смотрите в озере рыбка плавает. Давайте ее позовем.
Дети: Рыбка, рыбка выплывай, нашим деткам помогай.
Вос-ль: Реята рыбка что-то хочет мне сказать (прикладывает рыбку к уху). Ребята рыбка хочет, чтобы мы спели ей веселую песенку и тогда она нам подскажет, где спрятан ключик Буратино. Споем?
Дети: Да.
Песня: «От улыбки»
Вос-ль: Ребята, рыбка сказала, что вы молодцы, а ключик спрятан под красивым деревом. Идемте поищем это дерево. Вот и оно. Ура! Теперь нам надо отправит его с почтальоном Буратино, но прежде чем его отправить давайте раскрасим портрет Буратино и отправим его вместе сключиком. Я думаю, что ему будет приятно. Как вы думаете ему это понравиться?
Дети: Да. Раскрашивают портрет.
Вос-ль: Молодцы ребята. Мы сегодня с вами много путешествовали и устали. Нам нужно отдохнуть. Давайте ляжем на травку и отдохнет. Релаксация под звуки музыки.
Вос-ль: Ну а теперь попрощаемся со сказкой.
Ну-ка все встали в круг.
За руки все взялись вдруг.
Будем рядом стоять.
Дружно ручками махать.
Вместе все мы занимались,
И немножко баловались.
А теперь нам детвора
Возвращаться в детский сад пора.
Дети: Садять в вагоны и едут в детский сад.
Анализ занятия.
Вос-ль: Чем мы с вами сегодня занимались ребята? Куда ездили? Что искали? Какие препятствия встретили на своем пути? Справились ли мы с ними? Помогли мы Буратино? Понравилось вам наше путешествие? Ну а теперь сложим ключик и все наши портреты Буратино и отправим ему с почтой.

— закрепить знания детей о счете в пределах 5: количественном, порядковом и обратном счете;

— умение соотносить цифры 1-5 с количеством предметов;

— сравнивать группы предметов, оперируя понятиями «больше на 1, меньше на 1, поровну»;

— закрепить знания о геометрических фигурах (плоские и объемные) умение сравнивать предметы по длине, высоте, величине, ширине умение ориентироваться в пространстве (слева, справа, вверху, внизу) обозначать части суток словами: утро, день, вечер, ночь; знать последовательность времен года.

— развивать логическое мышление, память, сосредоточенность, мелкую моторику рук.

— воспитывать внимание, активность на занятии, интерес к математике.

Материалы: игрушка Буратино, карточки с двумя полосками, предметные картинки с изображением цветов и бабочек по 5 на каждого ребенка; цифры 1-5; наборы геометрических фигур; «Волшебная котомка» с объемными геометрическими фигурами; листок бумаги; презентация к занятию; экран, проектор.

Ход занятия в средней группе детского сада

Воспитатель. — Дети, сегодня к нам на занятие пришел гость

Он веселый и смелый

Дружат с ним Пьеро, Мальвина

Но, к сожалению, не любит школу

Деревянный … (Буратино).

— Добрый день, ребята! Вот и снова я к вам пришел, уже давно мы с вами не виделись. Последний раз я был, когда с деревьев уже опадали желтые листья.

— Дети, в какое время года это было? (Осенью).

— А потом выпал снег, я с друзьями катался на санках и к вам не приходил.

— Дети, когда это было? (Зимой).

— И вот, наконец, стало тепло, наступила … м-м-м как ее … забыл.

Дети: Весна! Да и я вспомнил, что вы меня приглашали и вот пришел. Только я не хочу учиться, а хочу играть!

— Очень хорошо, ты пришел как раз вовремя, мы сегодня все занятие будем играть в разные игры.

— Значит так, дети, если на улице весна, то из своих тайников вылезли кто? (Насекомые).

— Посмотрите на экран (слайд-шоу)

1 слайд «Насекомые» («божья коровка», пчела, колорадский жук, комар, бабочка)

Дидактическая игра «Посчитай насекомых»

(дети считают прямым и обратным, порядковым счетом).

— Все насекомые, которые здесь изображены полезны?

— Сколько полезных? (3)

— А сколько вредных? (2)

— Молодцы. А что вы можете сказать о птицах?

— Все вместе они возвращаются из теплых краев?

2 слайд «Птицы» (кукушка, скворец, ласточка)

— Кто из этих птиц вернулся первым, кто потом и кто последний?

— Молодцы. Садимся за столы. Следующая игра.

Дидактическая игра «На поляне»

(сравнение двух множеств)

У детей на столах карточки с двумя полосками, картинки — цветы и бабочки по 5 шт.

— Представьте, что вы на поляне, там расцвели цветы. Выложите на нижней полоске 5 цветков на них сели 4 бабочки — выложите на верхней полоске. Кого больше, цветов

— Молодцы. А сейчас выложите цифровой ряд от 1 до 5.

Дидактическая игра «Посчитай и покажи цифрой»

— Сколько морковок у зайчат?

— Сколько грибочков у белочки?

— Сколько жираф имеют пятнышек?

— Сколько предметов на рисунке? (Чайников, печенья, синих конфет, чашек с блюдцами).

Дидактическая игра «Назови соседей» (смежные числа)

Дидактическая игра «Посчитай звуки»

(Буратино ударяет по погремушке, топает, хлопает).

Физкультминутка

— Садитесь на коврик и продолжаем играть дальше.

6 слайд «Геометрические фигуры»

— Назовите геометрические фигуры, которые изображены.

7 слайд «Форма»

— Какую форму напоминает каждый предмет?

Буратино: И я хочу поиграть с вами в игру.

— Хорошо, у нас есть сумка, ты ее будешь держать, а дети на ощупь должны отгадать, что там.

Дидактическая игра «Волшебная котомка» (объемные фигуры).

Буратино: А если я возьму шар и куб и пущу их с горы, что докатится первым вниз?

(Дети обосновывают ответ)

8 слайд «Размеры»

— Сравните предметы по длине, высоте, величине, ширине.

9 слайд «Ориентация в пространстве»

— Какие зверьки едут справа, а какие слева?

Буратино: Видимо они путешествуют. Я тоже люблю путешествовать, но я мечтаю полететь в космос на ракете на Луну.

— Буратино, наши дети тебе помогут. Мы сейчас поиграем в игру

Дидактическая игра «Путешествие в космос».

(Дети садятся за столы)

— Дети, у вас есть наборы геометрических фигур и лист бумаги. В центре листа постройте ракету.

— Какие геометрические фигуры вы использовали? (Корпус — 4 прямоугольника, нос ракеты и турбины — треугольники, иллюминаторы — круги).

А теперь мы летим в космос, начинаем обратный отсчет 5,4,3,2,1 — старт.

— Вот наша ракета поднимается все выше вверх и наш детский сад уже нам кажется маленьким прямоугольником. Положите его в правый нижний угол листа, а наши дома — маленьким квадратом. Положите квадрат в левый нижний угол.

— Закрываем глаза и летим уже далеко в космосе, видим желтую планету, это … Луна. Положите в правом верхнем углу желтый круг.

— Значит, мы на Луне. В окно иллюминатора, видим горы, ямы, кругом пусто, жизни на этой планете нет. Только подальше мы видим «Луноход», исследующий планету. Мы можем выйти из ракеты без скафандра? Почему? (Там нет воздуха).

Буратино: Здесь интересно, необычно, но я уже хочу обратно, на нашу планету, где можно свободно дышать и все красивое и яркое.

— Значит, возвращаемся назад. В окно иллюминатора вижу голубую планету, что это? … (Земля).

— Положите в левый верхний угол голубой кружочек. Вот мы уже и вернулись.

Итог. Рефлексия

Понравилось ли вам путешествие?

Буратино: Спасибо было очень интересно, но мне пора возвращаться домой, Мальвина будет волноваться. Я ушел из дома как умылся и позавтракал.

— Дети, в какую часть суток это было? (Утром).

Буратино: Пока здесь с вами играл, пришел … (День).

— Как доберусь домой, начнет темнеть, наступит … (Вечер).

— А потом уже надо будет ложиться спать, потому что наступит … (Ночь).

— Мне у вас очень понравилось и я еще к вам приду, только осенью, потому что у меня скоро каникулы, я буду купаться, отдыхать. Потому что наступит … (Лето).

Читайте также: