"эра милосердия" закончилась. Эра милосердия Братья вайнеры эра милосердия продолжение

:
Г. Переверзева. Если говорить об этой экранизации, на мой взгляд, в романе Вайнеров «Эра милосердия» вопросы духовности поставлены более резко, чем в вашем фильме «Место встречи изменить нельзя»…

С. Говорухин . Правильно. Кино есть кино, оно не подстрочник романа, не то получится «Золотой теленок», когда уже с первых серий смотреть не хочется.

Только теперь прочла книгу братьев Вайнеров « Эра милосердия » , хотя всегда было любопытно сравнить. Меня удивляло, что фраза, ставшая названием книги, только мельком произнесена в фильме.

В фильме весу образу Жеглова придала дама, с которой он явился на праздник – в книге Жеглов отплясывает народные танцы - в одиночестве.

Еще в фильме не совсем понятно, почему Жеглов «кинул» Шарапова: вроде собирался нарядиться на офицерский праздник, а потом пришел в повседневной одежде – тогда как Шарапов развесил «иконостас» и стеснялся. Думала, какой-то серьезный подтекст. На самом деле всё довольно прозаично; в книге - объяснение: Жеглов раньше брал китель Шарапова и наделал в нём дыр своими орденами – тому волей-не волей пришлось прикрывать их своими регалиями.

(Шарапов: Но нельзя же идти на вечер с дырками на груди, это просто уставом запрещается...)

В романе много отклонений от основной линии – дела Груздева и «Чёрной кошки». Признаться, обширное описание поездки «на картошку», военные сны и воспоминания Шарапова, комсомольское собрание - просто пропускала. Собственно, отсекли «ответвления» и в кино, сделав фильм гораздо динамичнее.

Варя в фильме какая-то невнятная; видно, образу негде было развернуться. Как-то выжидающе посматривает на Шарапова, - а тот жалуется, что сгоряча отказал несчастному Жеглову в жилье...

Финал романа ошарашил – всё шло вполне по сценарию фильма, разве что еще «ответвление» - детально описанный роман Вари и Шарапова; была ночь любви (описано красиво, так что просто необходим эвфемизм) и они даже ходили в ЗАГС – но расписаться не успели. Пока Шарапов проникал в банду – Вареньку убили во время её последнего дежурства, накануне демобилизации.
Вообще-то если бы я так слепо не доверилась фильму – сразу бы отметила неладное: ангелоподобная Варенька, бросающаяся завязывать шнурки незнакомым толстякам на улице, была просто обречена в этом мире, где эра милосердия еще долго не наступит:

Шарапов: ...в счастье моем появился холодок неприятного горького предчувствия, тонкая горчинка страха: что-то должно со мной случиться, не может человек так долго и так громадно быть счастлив.

Из статьи :
Сценарий братьев Вайнеров по их же роману «Эра милосердия» был настолько увлекательным, что режиссер Станислав Говорухин снял 7 серий фильма вместо пяти, нарушив договор Гостелерадио СССР с Одесской киностудией. Но вдохновение не оценили и не купили. По требованию чиновников картину пришлось перемонтировать и обрезать эти две «неучтенные» серии. Изменили и конец фильма. По сценарию и первой версии любимая Шарапова Варя погибает.
Георгий Вайнер: Это было решение Гостелерадио СССР, у которого была норма смертей в каждом фильме. Если в конце фильма убивали Левченко, у которого Шарапов был командиром, то еще одна гибель – это был бы уже перебор. Нам сказал Лапин, что всю неделю люди будут смотреть фильм по телевизору, закончится он, скорее всего, в воскресенье – с каким же настроением они пойдут в понедельник на работу, если еще и Варя погибнет? Пришлось оставить Варю в живых. Но, в общем-то, я и сам потом согласился, что такая хорошая концовка людям приятнее.

Кстати, в кино заметно это изменение варианта: Варя в финале с усыновлённым карапузом-подкидышем как-то постарше; доснимали, видно, позже...

Конфликт благородного Шарапова (Варя: Ты на своем месте нужнее Жеглова. Ты как черный хлеб - сильный и честный. Ты всегда будешь за справедливость. Ведь если нет справедливости, то и сытость людям опостылеет, правда?..) и бессердечного Жеглова прописан подробней, хотя суть их спора неизменна:

Жеглов: Попускать вору - наполовину соучаствовать ему! И раз Кирпич вор - ему место в тюрьме, а каким способом я его туда загоню, людям безразлично! (где-то читала похожее мнение политика-Говорухина: Милосердие по отношению к преступнику - это жестокость к его жертве).

Шарапов утверждает, что необходимо ощущать свою власть как бремя ответственности, а не как право распоряжаться. Его участие в судьбе Груздева в романе ярче – потому что изначально тот показан, как крайне неприятный тип; да и Шарапов с подачи Жеглова долго и искренне считает его убийцей Ларисы. Зато киношный Груздев Сергея Юрского - симпатичнее.

Больше воспоминаний о войне и о Левченко в частности (книжный Левченко - поджарый цыганоподобный здоровяк; сравнить с мешковатым добряком Павловым в кино). На фоне этого убийство «бандита или человека» Левченко приобретает ключевое значение. И слова о том, что для Жеглова люди – мусор – в книге звучат достоверней; это не просто обида ошибочно наказанного Груздева.
Кстати, книга завершается решением Шарапова: С Жегловым я работать больше не буду.

В общем, познавательно. Еще масса всяких деталек – Клаша в бандитском притоне в книге – старуха-вурдалачка, которая, в отличие от киношной Клаши-красавицы, играть Шарапова на пианино не заставляла. Вместо черного кота у горбуна на коленках - белый кролик, которого он закалывает вилкой на глазах у Шарапова...

Ну, и посмеялась устаревшему взгляду на – женский – возраст; очень уж показательно:
По залу ходила красивая статная брюнетка очень важного вида, уже в годах, лет за тридцать, в белой наколке на волосах...

По поводу вспомнила недавно читанную пьесу Леонида Зорина «Покровские ворота», с фразой не вошедшей в киноверсию:
Маргарита . Наша эпоха либеральнее в отношении возрастного ценза. Возьмите писателей прошлого века - для них я уже давно вне игры. Я нашла у Тургенева фразу: «Вошла старуха лет сорока ».
Костик. Такая размашистость возмутительна. Видимо, Маргарита Павловна, процесс увядания дворянских гнезд распространялся и на их обитателей. Но хамская безапелляционность классиков, как бы то ни было, мне претит.

Летом прочитал роман братьев Вайнеров "Эра милосердия". Интересно, что в книге образы Жеглова и Шарапова имеют много отличий от киноролей, которые сыграли Высоцкий и Конкин. Во первых, возраст. Шарапову по книне 22 года, Жеглов на 4 года старше. Шарапов в книге простой парень, не интеллигент, на рояле не играет, в театр приходит с Жегловым первый раз в жизни. На фронте Шарапов служил не только разведчиком но и командовал штрафной ротой, поэтому блатную "феню" знает прекрасно, эти знания ему пригождаются в гостях у Горбатого. Шарапов крепкий, широкоплечий, не большого роста, русоволосый, особой красотой не блещет. На фронте прекрасно тренирован, умеет хорошо драться, стрелять, владеет ножом.

Жеглов помимо того, что прекрасный оперативник, широкоплечий брюнет среднего роста (подчёркивается, что плечи его еле помещаются в пиджак, дамский угодник, склонен к самолюбованию (авторы подчёркивают, что Жеглов любит разглядывать себя в зеркало и начищать свои сапоги до зеркального блеска). Прекрасно танцует. Шарапов даже Варю Синичкину к нему ревнует.

В любом случае благодарен Станиславу Говорухину за культовую экранизацию. И за то, что не убил Варю (по книге она погибает). Это было очень благородно с его стороны. Кстати, Шарапов фигурирует ещё в нескольких книгах Вайнеров.

Но оказывается есть ещё много интересных и малоизвестных подробностей съёмок телесериала "Место встречи изменить нельзя".

Изначально фильм Станислава Говорухина планировался как семисерийный. Но по требованию Гостелерадио его сократили с помощью перемонтажа. Вырезали как маленькие фрагменты, так и целые сцены. Ухитрились сократить кинофильм на два часа экранного времени. Много интересного пришлось вырезать. После монтажа все вырезанные кадры режиссёр сдал в архив Одесской киностудии, где они, к величайшему нашему сожалению, благополучно потерялись..

В итоге в фильм не попали: Фронтовое прошлое Шарапова и Левченко. Фильм должен был начинаться с военного пролога, где Левченко и Шарапов пробираются через линию фронта и выносят из боя раненого языка... Сцену снимали на болоте, промокшие до нитки актеры дубль за дублем лезли в холодную воду... Когда закончились съемки, Конкин увидел на спине у Павлова следы от банок. Тот только встал с больничной койки после воспаления легких...

В роли пленного немца снялся Пьер Оссейн - сын французской актрисы Марины Влади, жены Владимира Высоцкого, от брака с Робером Оссейном...

Пьер вспоминает: «Я снялся в фильме случайно. Много раз был с мамой на съемках - мы приезжали к Володе Высоцкому. И однажды режиссер сказал: «Надо сняться». Я ответил: «Есть!» На меня напялили военную форму, дали в руки винтовку - и в бой»...

Младший сын Влади тоже засветился в роли беспризорника, которого ловит за руку в начале фильма Варя Синичкина...

Постельная сцена Шарапова и Вари. Она была в романе братьев Вайнеров «Эра милосердия», по которой снят фильм, а также в режиссерской версии сценария... В книге она описана так: «Я поцеловал ее в плечо и снова поразился, какая у нее нежная, прохладная кожа. Гладя ее вьющиеся волосы и тонкие гибкие руки, я весь сгорал, а она была утоляюще свежая, тоненькая, и пахло от нее солнцем и первыми тополиными листочками, и грудь ее маленькая с нежными лунами светила мне в сиреневом сумраке занимающегося рассвета, а ноги были длинны и прохладны, как реки»...

Зрители должны были увидеть сцену после эпизода, в котором Шарапов и Варя танцуют. Но из цензурных соображений от единственных на весь сценарий эротических кадров отказались... «Говорухин поступал по-режиссерски мудро, - говорит Владимир Конкин. - Он заранее снимал некоторые сцены, понимая, что они не пройдут цензуру, но ему проще было отдать их, чем лишиться важных драматургических частей фильма. Среди таких сцен была и постельная. И хорошо, что ее нет. Это трехсекундный эпизод, где, по сути, мы лежим под простынкой. И все. Он и был не нужен, и его в итоге вырезали»..

Похождения Промокашки. В сцене с воровской «малиной», после того как участники «Черной кошки» уходят спать, был задуман эпизод: пьяный Промокашка пристает к подруге Горбатого, главаря банды. Но, как вспоминает Иван Бортник, сыгравший Промокашку, актриса во время съемок каждый раз начинала смеяться, и из эпизода ничего не получилось...

Плевок в лицо Жеглова. В эпизоде, когда во время взятия «Черной кошки» Промокашку выводят из подвала, Бортнику дали карт-бланш, разрешив импровизировать... Вспоминает И. Бортник: «Как снималась сцена выхода из подвала? После спектакля “Павшие и живые” мы с Володей подъехали к месту съемки у Яузских ворот. Это недалеко, минуты две езды. Говорухин стоит мрачный, матерится. Не складывался эпизод: все выходят, бросают молча пистолеты, скучно, серо, однообразно... Станислав мне говорит: “Слушай, я тебя очень прошу, ну придумай что-нибудь”. А время уже поджимает. Мы пошли с Володей вниз, в подвал, переодеваться. И тут мне пришла в голову мысль... Это было для всех неожиданностью. На выходе из подвала я истерически запел блатную песню, стал костерить охранников, пинаться с ними...

Ни Говорухин, ни Володя этого не ожидали. От неожиданности Володя даже вдруг потерял серьез, улыбнулся. А я настолько вошел в роль, что плюнул Жеглову в лицо. Он оторопел, утерся… А я уже вовсю попер на них: «Мусора, суки…». Но еще неадекватнее повели себя охранники. Надо сказать, что Говорухин нашел для этого эпизода настоящих милиционеров тех лет, давно уже вышедших на пенсию. Их переодели в послевоенную форму и привезли на съемку. И что с ними случилось! Они вроде понимают, что я актер, но внезапно произошло что-то такое в их сознании: а вдруг не актер? Вдруг настоящий уголовник? У них, вероятно, перед глазами все смешалось, и они стали меня бить, заламывать руки так, что я просто заорал от боли. И они кричат: «Ах ты, тварь паскудная, да мы тебя сейчас здесь же и задавим!»...

Отповедь Шарапова. По первоначальной версии сценария, после того как Жеглов застрелил Левченко, Володя не выдерживает и высказывает Глебу все, что о нем думает. В частности, он говорит о том, что они не могут дальше идти по жизни рядом, потому что Жеглов убивает людей и ему нравится это делать. Сцена была снята, но в финальную версию не вошла...

Гибель Вари. В первоначальном варианте фильма (как и в романе) Варя погибала от руки бандита, и первое, что видел в вестибюле управления вернувшийся с задания Шарапов, - ее портрет с траурной лентой. Но в Гостелерадио решили, что финал слишком уж трагический: с каким настроением зрители пойдут в понедельник на работу??? Кстати, против гибели героини был и Высоцкий. В итоге Варя остается жива и забирает из детдома подкидыша. Сцену, когда Шарапов приходит к Варе и видит ее с ребенком на руках, доснимали в авральном порядке. У Натальи Даниловой (исполнительница роли Вари) была уже другая прическа - для новой роли она отрезала челку...

В то светлое советское время в Украине было всего две общественных бильярдных: одна в Киеве, и одна в Одессе. Фильм снимался на Одесской киностудии, и потребовалась массовка - люди, которые ходят в казино. Странное дело, набрать таких людей оказалось не так уж просто. Дело в том, что многие играли на деньги, а таким людям засвет в кино был не к чему...

Одессит Владимир Иванов играл в бильярд лучше всех, и, в отличие от остальных, решился сниматься. В фильме играл Высоцкий. Оба Владимира - одногодки. Высоцкий любил кино, а Иванов - бильярд. Все сложилось, и смелый одессит решил попытать счастье в кино... Примеру Иванова последовали и другие бильярдисты. Владимир Львович говорит: "Не пошел бы я - другие бы тоже не пошли"...

"Высоцкий вообще не играл в бильярд. В эпизоде один удар он исполнил сам. Это сняли, и это его работа называется. Нас целую неделю снимали. Потом они это комбинировали, резали. А этот удар я ему поставил и рассказал, как бить. Он первый раз попробовал, что это такое, ударил - и забил", - рассказывает Владимир Иванов... Все остальные "фокусы" исполнял Владимир Иванов...

Черным по белому

Конец Эры милосердия

40 дней назад ушел из жизни советский классик Георгий Вайнер.

Дуэт Аркадия и Георгия Вайнеров родился с легкой руки легендарного советского разведчика Нормана Бородина, одного из прототипов Штирлица-Исаева. Это Бородин предложил братьям записать байки и афоризмы, которыми они приправляли свои регулярные застолья («Ад есть наша жизнь, помноженная на бесконечность, минус водка»). Ребята постарались — 600 страниц за полмесяца! Бородин пришел в восторг и отнес рукопись своему другу — главному редактору «Советской милиции». То, что вымарали в этом журнале, по просьбе Юлиана Семенова было опубликовано в другом — тогда еще вполне пристойном «Нашем современнике». По легенде, солидный двойной гонорар навсегда обратил братьев лицом к литературе.

«Писал в основном Георгий, а все деловые встречи вел Аркадий»

Вайнеры обижались, когда их называли детективщиками, уверяли, что пишут романы о человеческих отношениях, а детективный сюжет — лишь побочный литературный продукт («Петля и камень» — частное расследование убийства Михоэлса, «Евангелие от палача» — «дело врачей»). Около 150 вайнеровских книг разошлись общим тиражом более миллиона и оплодотворили сценарии к 22 фильмам: «Визит к Минотавру», «Гонки по вертикали», «Эра милосердия», «Я, следователь».

По «Эре милосердия» снят воистину культовый сериал «Место встречи изменить нельзя», группа «Любэ» поет: «Глеб Жеглов и Володя Шарапов ловят банду и главаря!», в Киеве возле здания Министерства внутренних дел Украины стоит памятник Жеглову-Высоцкому и Шарапову-Конкину, и не одно поколение цитирует подходящие ко всем случаям жизни реплики: «Вор должен сидеть в тюрьме!», «Не бойся, мы тебя не больно зарежем»...

Аркадия Вайнера не стало в апреле 2005-го. Сердце Георгия, с 1990 года жившего в США (в последнее время — в штате Нью-Джерси), перестало биться 12 июня нынешнего года. Георгий Александрович, несколько лет страдавший от рака, но писавший по сотне страниц в день (в 2000-м в России вышла его сольная книга «Умножающий печаль», в 2003-м — ее продолжение «Райский сад дьявола»), умер в американской клинике New York Presbiterian Hospital.

«Отец не мучился и отошел достаточно спокойно», — уточнил старший сын Вайнера Станислав, кардиохирург, кстати, сделавший одну из первых в США операций по введению ритмоводителя в сердце с помощью магнитных полей, без хирургического вмешательства.

Второй сын Вайнера Константин — программист, с женой и тремя детьми живет в Иерусалиме. Дочь Анна — компьютерный дизайнер и криминальный психолог.

Когда пришло печальное известие, я позвонила киевскому режиссеру Александру МУРАТОВУ, снявшему в 1983 году трехсерийный фильм «Гонки по вертикали» по одноименному роману братьев Вайнеров с Андреем Мягковым, Валентином Гафтом и Галиной Польских:

— У Владимира Высоцкого есть четверостишие: «Жора и Аркадий Вайнер, вам салям-алейкум! Пусть мы знакомы с вами втайне, Кодекс знаем наизусть». Значит, Владимир Семенович вполне мог сыграть и у вас в «Гонках» — еще в одном сериале по роману братьев-детективщиков?

— Я был знаком с Владимиром Высоцким, который как-то сказал мне, что хотел бы сыграть вора-рецидивиста Батона. Книг Вайнеров я до этого в руках не держал, хотя, конечно, видел фильм Говорухина «Место встречи изменить нельзя». Но телевидение не хотело Высоцкого. Там считали, что на роль Жеглова его утвердили ошибочно и у меня в картине нужен совсем не он.

— Ситуация разрешилась трагически — как известно, в июле 1980-го Владимира Высоцкого не стало.

— Когда Володя умер, я взял Валю Гафта...

— ...за которого на вас ополчились кинокритики — слишком уж интеллигентен для рецидивиста...

— Хотелось показать, как могут испортить себе жизнь такие умные и яркие люди, как Алексей Дедушкин по кличке Батон. По поводу Андрея Мягкова, сыгравшего инспектора МУРа Станислава Тихонова, у меня была другая идея: он, как человек очень закомплексованный, выбрал себе крутую мужскую профессию.

— Менее геройского исполнителя, чем Мягков, и придумать трудно.

— На эту роль также пробовались Сережа Шакуров и Леня Филатов, но я предпочел Андрея, у которого множество комплексов и в жизни.

Прочитав роман, я созвонился с Аркадием Вайнером, и он сказал: «Пиши сценарий, а гонорар мы поделим пополам. Нет, на троих». В итоге мне заплатили одну тысячу рублей — четвертую или пятую часть общей суммы. С Георгием, кстати, я мало общался. Помню, у него была красивая жена Саша...

«Они начинали копать туннель с двух сторон, но он не всегда соединялся»

— В 2004 году дочь Аркадия Вайнера Наталья Дарьялова, совладелица телеканала ДТВ, говорила, что съемки «Эры милосердия-2» (не как продолжения «Места встречи изменить нельзя», а как римейка) — дело практически решенное. Якобы они вот-вот начнутся в Москве, но на английском языке, а роль Шарапова может исполнить Джонни Депп...

— У меня такое впечатление, что писал главным образом Георгий, зато все деловые встречи вел Аркадий.

При сдаче картины Вайнеры накинулись на меня вместе с тогдашним первым заместителем министра внутренних дел СССР Юрием Чурбановым. Зять Брежнева возмутился: «После вашего фильма никто не пойдет работать в милицию».

Между прочим, телевизионные руководители наложили запрет на все прошлое Батона, которое составляет почти третью часть книги: мол, нечего уделять преступнику так много внимания. Я согласился делать две серии, но Аркадий, лакомый до денег, сказал: «Нет, их будет три». Так что сценарий второй серии пришлось написать от начала до конца — Вайнеры доверяли мне полностью (правда, до той минуты, пока не приходилось платить).

— Неужели они были такими прижимистыми?

— Не знаю, как Георгий, а Аркадий устраивал просто диверсионные акты. Как-то мы договорились о съемках в московском отеле «Центральный» на улице Горького, нынешней Тверской, он пришел и сорвал их — придирался, всем нахамил, и нас выгнали. Пришлось перебираться с аппаратурой и массовкой в «Националь» и доснимать ночью.

В другой раз мы с Сашей Яновским, моим оператором, просто гениальным, который, к сожалению, уехал в Соединенные Штаты, шли на день рождения к знакомым. Аркадий, как раз оказавшийся в Киеве, спросил, куда мы направляемся, и присоединился к нам, но даже цветочка не купил для именинника. Он был уникальным человеком в этом смысле.

Жаль, я передал в архив блокнот в розовом переплете. Когда Аркадий был недоволен одной из сцен в третьей серии, я вспылил: «Пиши сам!». И он написал... Тихонов приходит к маме, и та дарит ему часы: «Они не идут, но очень верно показывают время». Потом в эти часы (как оказалось, отцовские) попала пуля Батона. Все склонились над следователем, считая его погибшим, но старушка-мать приказала: «Разойдитесь, пусть он подышит воздухом и увидит небо». События, заметьте, происходили в камере хранения на вокзале. Я в сердцах пообещал Аркадию отправить этот фрагмент в журнал «Крокодил».

— Побойтесь Бога, Александр Игоревич! Книги братьев Вайнеров имели ошеломляющий успех, а уж фильмы по этим романам — просто запредельные. Когда впервые шел сериал «Место встречи изменить нельзя», на просторах Советского Союза от Мурманска до Южно-Сахалинска, улицы вымирали, пустовали магазины и даже у «скорой» было меньше работы...

— Феномен в том, что Вайнеры были блестящим дуэтом! Аркадий, профессиональный следователь, писал с грамматическими ошибками (Аркадий Александрович умудрялся довольно долго скрывать от своей жены род своих занятий. Соня искренне считала, что супруг — директор комиссионного магазина. Только когда тесть с тещей увидели у зятя пистолет в кобуре, с которым он пришел на день рождения, обман раскрылся. Авт. ). Зато милицейский опыт он имел огромный, откапывал уникальные дела. Георгий, журналист, одно время работавший в ТАСС, был прекрасным литератором. Все эти Устиновы, Донцовы по сравнению с Вайнерами — просто стыд.

— В начале 2000-х российские издатели упрекали Георгия Вайнера: «В отличие от вас Дарья Донцова пишет регулярно и сериями». Потом его приглашали в Сорбонну — на научную конференцию по творчеству Александры Марининой...

— Братья Вайнеры — явление не только в советском детективном жанре, но и в мировом. Хотя, по-моему, они начинали копать туннель с двух сторон, и он не всегда соединялся.

«Какие у вас ребята замечательные! Одному 17, другому 10, а еще ни разу в тюрьме не были»

Люди известные, сотрудничавшие с Вайнерами, часто говорили о характере Аркадия нелицеприятные вещи, зато Георгия единогласно называли добряком из добряков. Друзья в последние годы дали Жоре прозвище Гуру и шли к нему за советами по всем поводам, как к ребе. Журналистам Жора-Гуру с шутливой готовностью отвечал на вопрос о своих недостатках: «Я — лентяй, обжора и выпивоха... Моя жена говорит, что пять рабочих дней в неделю я лежу на диване, курю и якобы думаю, а в уик-энд просто лежу и курю».

Однажды Георгий Александрович признался, как разочаровал девушку-журналиста из российского глянцевого издания, которая «все пыталась выяснить, какие были потрясения в семье, связанные с моей разгульной жизнью... Сказал, что это подробности моей биографии и тех женщин, с которыми я дружил. Моя жена — тьфу, тьфу, тьфу! — ни разу не поймала меня на левом выходе, потому что придерживаюсь двух правил. Первое — я свободен. Второе — моя свобода не должна принести горе моим близким. Мои радости — не за чей-то счет».

Жену, а ныне вдову Георгия Вайнера зовут Александра, по-домашнему — Шуня. Режиссер и журналист Виктор Топаллер, много лет друживший с супругами Вайнерами, рассказывал, что последние полтора месяца Шуня жила в клинике рядом с Георгием Александровичем, заезжая домой только переодеться. Топаллер был в числе немногих близких людей, хоронивших Георгия Александровича.

«После кладбища мы заехали в небольшой ресторанчик неподалеку. Сразу договорились: никаких ахов, охов, слез, унылых слов — ему бы это не понравилось! Весь вечер над столом грохотал смех — мы вспоминали нашего друга. Его забавные байки, любимые анекдоты, случаи из нашей жизни. Например, как в ресторане ЦДЛ братья Ибрагимбековы (Максуд и Рустам, сценарист фильма «Белое солнце пустыни». Авт. ) дрались с братьями Вайнерами: «Братья Стругацкие позже приехали. Опоздали. Нас к этому моменту уже в ментовку замели».

История с братской разборкой — не вымысел. Она произошла в 1970 году, когда Георгий Вайнер познакомился со своей будущей женой, студенткой химического факультета МГУ. Девушка приехала на зимние каникулы в подмосковный пансионат, где Георгий писал очередную книгу. Катаясь на лыжах, Саша сломала ногу, а Жора оказался единственным, кто смог занести ее по лестнице в номер.

Через неделю Георгий сделал Александре предложение: «Чтобы похвастаться перед Сашей, погарцевать перед ней, я повел ее в ресторан Дома литераторов, где собирались самые знаменитые люди того периода. К счастью, Саша поняла, что я действительно самый лучший, потому что вечер закончился грандиозной потасовкой.

Это была знаменитая, вошедшая в анналы Союза писателей драка братьев Ибрагимбековых с братьями Вайнерами, в которой участвовало около 50 человек. Ибрагимбековых поддерживали азербайджанские литераторы, нас — целая толпа официанток, потому что я пропивал в ЦДЛ все деньги, которые зарабатывал. Летали тарелки, бутылки, столы. Выломали входную дверь. Но на Сашеньку впечатление произвести удалось»...

Дрались Вайнеры со знанием дела — они выросли на Сухаревке, считавшейся центром уголовной Москвы: «В доме, где мы жили, соседки завидовали нашей матери: «Какие у вас ребята замечательные. Уже совсем большие — одному 17, другому 10 лет, а еще ни разу в тюрьме не были».

Теперь братья Вайнеры лежат на разных концах Земли: Аркадий — на московском Востряковском кладбище, Георгий — на кладбище Маунт Мориа в Фэйрвью. А мы никогда не увидим продолжение легендарного сериала «Место встречи изменить нельзя», 50-серийную документальную ленту по секретным файлам Интерпола, доступ к которым Георгий Вайнер получил благодаря очень хорошим отношениям с генсекретарем этой суперзакрытой организации. И не прочтем «Полет пингвина» — так младший из братьев-писателей назвал автобиографический роман, оставшийся незавершенным.

«Первую половину жизни мы проживаем в твердом ощущении своего бессмертия, — говорил в одном из своих последних интервью Георгий Вайнер. — Каким образом я, такой милый молодец, буду лежать в этом ящике? ...Одно из величайших дарованных нам Господом благ — то, что мы не знаем своего часа».

О борьбе московской милиции и прокуратуры с уголовными элементами, расплодившимися во время военной разрухи.

Энциклопедичный YouTube

    1 / 3

    ✪ Каникулы строгого режима. Андрей Кивинов, Фёдор Крестовый Аудиокнига

    ✪ Мария Ланг. Никаких убийств. аудиокнига.

    ✪ АУДИОКНИГА - Санин Владимир, Новичок в Антарктиде ч. 1 из 2

    Субтитры

Сюжет

Действие происходит в августе - ноябре 1945 года в Москве. Война окончена. Владимир Шарапов, фронтовик, от имени которого написан роман, направлен для прохождения дальнейшей службы в милицию. Хотя Шарапов опытный разведчик, его юридические знания невелики. Поэтому его для учёбы и стажировки назначают в одну из оперативных групп Московского уголовного розыска (МУР). Эта группа возглавляется Глебом Жегловым и входит в отдел по борьбе с бандитизмом (ОББ).

Группа Жеглова должна ликвидировать банду «Чёрная кошка». Банду так называют потому, что после каждого дела они оставляют на месте преступления либо живого чёрного котёнка, либо рисунок кошки. Эта банда раньше грабила граждан, но с некоторого времени переключилась на другой «род деятельности» - теперь бандиты «работают» по-крупному и грабят продуктовые магазины.

Одновременно группу подчиняют следователю прокуратуры, который должен раскрыть убийство гражданки Ларисы Груздевой.

Главные персонажи

  • Сергей Ипатьевич Панков - следователь прокуратуры. Носит старомодные очки с круглыми стёклами, без оправы. Прежде, чем заговорить с человеком, долго рассматривает его поверх очков, будто собирается боднуть. Ему подчинялась бригада сыскарей из МУРа (возглавляемая Жегловым), когда он вёл дело Ларисы Груздевой.
  • Илья Сергеевич Груздев - врач, микробиолог. Брак с Ларисой продлился три года, затем разошлись, хотя официально развод не оформили. Продолжал содержать Ларису, хотя уже проживал в гражданском браке с другой женщиной, Галиной Желтовской.
  • Надежда Колесова - сестра Ларисы, обнаружила её труп. Живёт с матерью.
  • Лариса Груздева - убитая жена Груздева. Актриса театра (вне штата).
  • Галина Желтовская - новая жена Груздева.

Группа Жеглова

  • Глеб Георгиевич Жеглов - 26 лет, капитан милиции, старший оперуполномоченный, начальник бригады отдела МУРа по борьбе с бандитизмом. Комсомолец. Высокого роста, ловок, подвижен, быстрые коричневые глаза навыкате. Смуглая кожа, иссиня-чёрные волосы. Очень широк в плечах. Носит штатный парабеллум в кобуре на брючном ремне - надев галифе, уже вооружён. С пистолетом не расстаётся, даже когда спит - поставив на предохранитель, кладёт его под подушку. Одна из черт его характера - самолюбование. Он хочет быть лучшим во всем - начиная с блеска сапог, которые полирует беспрестанно, и заканчивая импровизированным соревнованием на уборке картошки. Поэтому он до дерзости смел, невероятно трудоспособен, но к людям относится, как к расходному материалу. Эту черту в нём подметил Груздев, сказавший Шарапову: «…он через кого хочешь переступит. Доведётся - и через тебя тоже». Не женат, живёт в общежитии на Башиловке . Признался, что рос без отца, кроме него в семье четверо детей. В МУРе уже пять лет.
  • Владимир Иванович Шарапов - 22 года, старший лейтенант, оперуполномоченный. Фронтовик, командовал ротой разведки. В сентябре сорок четвёртого (под Ковелем) принял командование штрафной ротой. 42 раза ходил за линию фронта. Общаясь с бывшими уголовниками, Шарапов в совершенстве освоил блатной жаргон. Комсомолец. От его лица ведётся повествование. Хотя свою внешность почти не описывает, упомянуто, что Шарапов - блондин с очень густыми волосами, один из передних зубов сколот или отсутствует (Шарапов говорит о своей щербатости). У него курносый нос и маленькие (по его мнению) глазки - красавцем себя не считает. В группе Жеглова проходит практику. Живёт у площади Сретенские Ворота , в комнате коммунальной квартиры, в десяти минутах ходьбы от Петровки, 38 . Награждён орденом Красного Знамени , орденом Отечественной войны , двумя орденами Красной Звезды , польским крестом Virtuti Militari , семью медалями: «За отвагу», «За боевые заслуги», «За взятие Берлина» и др. Был ранен пять раз.
  • Иван Пасюк - сержант. Ему за тридцать. Огромный человек, широкое лицо, руки-лопаты. Говорит с характерным украинским выговором. Учится в вечерней школе в шестом классе, причём за неуспеваемость его грозят перевести в пятый.
  • Николай Тараскин - оперативный работник группы Жеглова. Совсем молодой человек, невысокого роста, щуплый. Отсутствие опыта компенсирует старательностью. По причине отсутствия опыта ему постоянно достаётся канцелярская работа (писание отчётов за всю группу), которую он терпеть не может и норовит сплавить кому-нибудь другому. Жена Вера - официантка буфета.
  • Григорий Ушивин , по прозвищу «Гриша Шесть-на-Девять» - фотограф, работник группы Жеглова, неаттестованный сотрудник. Очень высокого роста, невероятно худ. Держится с важностью, часто принимает напыщенные позы. Когда говорит, откидывает назад голову. Гриша рассказывает о себе множество историй, ни разу не повторяясь. Из этих историй следует, какой великий человек Гриша Шесть-на Девять. Поэтому Жеглов при знакомстве представляет его не иначе, как «старший сын барона Мюнхгаузена ». Хрящеватое лицо, носит очки в роговой оправе, куртку с бархатным воротничком и клетчатую кепку. Испытывает проблемы со здоровьем - Жеглов намекает, что Гриша не может пройти медкомиссию, чтобы стать оперуполномоченным.
  • Василий Векшин - оперативный работник из Ярославля . Был прикомандирован к группе Жеглова, поскольку всех жегловцев московский криминалитет знает в лицо. Небольшого роста, тщедушен. Работал как агент внедрения, изображал из себя бандитскую «шестёрку». На его счету разгромленная банда Яши Нудного. Был убит ножом в сердце при попытке внедрения в банду «Чёрная кошка».

Персонажи второго плана

Работники МУРа и милиции города

  • Пётр Соловьёв - старший лейтенант, опердежурный. Комсомолец. Круглое веснушчатое лицо. Выиграл по довоенной государственной облигации пятьдесят тысяч рублей. Соловьёв захотел потратить все деньги на себя и семью, за что был подвергнут Жегловым насмешкам и глумлению. Во время засады для поимки бандита Фокса, был сильно напуган последним, дал возможность Фоксу застрелить Топоркова, затем по приказу Фокса лег на пол и дал бандиту сбежать. Из-за этого подвергся критике и осуждению товарищей и был изгнан из рядов МУРа (что однако являлось по сути самоуправством, так как, насколько бы подлым и трусливым Соловьёв ни оказался, увольнять его из рядов МУРа по закону имел право лишь начальник МУРа [ ]). Участвовал в опознании Фокса в ресторане «Савой», так как знал его в лицо.
  • Копырин - водитель милицейского автобуса (в экранизации романа - Копытин). Шутники из МУРа называют трофейный, латаный-перелатаный автобус «Опель-Блитц » не иначе, как «Фердинанд ». Впрочем, потешаться над автобусом-развалюхой в присутствии водителя воспрещается.
  • Алимов - проводник-кинолог служебной немецкой овчарки по кличке Абрек.
  • Варвара Александровна Синичкина - младший сержант милиции, работник постовой службы, председатель шефской комиссии бюро комсомола. Круглое, нежное, почти детское лицо. Огромные глаза, причём разного цвета: один - серый, а второй - с зеленоватым отливом(возможно, это указывает на наличие гетерохромии). Пухлые губы, на носу - еле заметные веснушки. Тоненькая, стройная и высокая фигурка. Варя - настоящая красавица, а также, очень добрая, умная, отзывчивая и ласковая девушка. До войны была студенткой второго курса педагогического вуза. Погибла при исполнении служебных обязанностей в ночь, когда Шарапов был внедрен в банду и спал под надзором Левченко. В многосерийном телефильме «Место встречи изменить нельзя », который является экранизацией романа, девушка остаётся жива и забирает ребёнка-подкидыша из роддома имени Грауэрмана , о чём Шарапов узнаёт в самом конце фильма.
  • Воробьихин , лейтенант милиции, участковый.
  • Кондрат Филимонович Мурашко , майор милиции. Специалист по ворам-карманникам («щипачам»). Щуплый, пожилой, седой человек. Маленькие сухие руки. Старая сатиновая рубашка много раз заштопана, но чиста.
  • Лев Алексеевич Свирский , подполковник милиции, начальник отдела борьбы с бандитизмом (ОББ) МУРа, непосредственный начальник Жеглова.
  • Китаин , полковник милиции, заместитель начальника МУРа.
  • Маханьков , генерал-лейтенант милиции, начальник московского Управления НКВД.
  • Филимонов , инструктор по борьбе самбо . Невысокий щуплый человек, с маловыразительными интонациями речи.
  • Топорков , лейтенант милиции. Смертельно ранен во время засады на Фокса в квартире Верки Модистки.
  • Сапожников, эксперт научно-технического отдела. Работал с отпечатками пальцев Фокса
  • Родионов - эксперт
  • Мамыкин - начальник бригады
  • Стёпа Захаров - опер из ОБХСС, секретарь комсомольской организации МУРа

Соседи Шарапова по коммунальной квартире

  • Михаил Михайлович Бомзе - сосед Шарапова по коммунальной квартире на Сретенке. Маленькие руки и ноги при массивном туловище, маленькая лысая голова. Все это, вдобавок к клетчатому коричневому костюму, заставляет вспомнить старую черепаху в панцире. Его сына, студента консерватории, убили на фронте в сорок первом. Жена умерла от горя через три дня после получения «похоронки» на сына. Живёт тем, что пишет шутки для газет и журналов. Его профессия так и называется «юморист-малоформист».
  • Александра и Семён Барановы - родители пятерых шумных отпрысков. Семён - инвалид, любитель выпить и поскандалить с женой, был быстро поставлен на место Жегловым, когда тот ночевал у Шарапова.

Уголовники, бандиты и их подручные

  • Анатолий Шкандыбин - уголовник, молодой чернявый парень. Его характер - смесь наглости, подлости и трусости. После выхода из исправительного лагеря стал наставлять «на путь истинный» желавших поскорее «стать взрослыми» мальчишек - обучать их воровскому жаргону, спаивать, угощать сигаретами, расписывать «лёгкую фартовую жизнь» и т. д.
  • Сенька Тузик - вор, бандитская «шестёрка». Пообещал вывести на банду «Чёрная кошка». «Он согласился передать бандитам, что фартовый человек ищет настоящих воров в законе, чтобы вместе сварганить миллионное дело». Сам в романе не появляется, говорит по телефону. Судя по тому, что бандиты из «Чёрной кошки» передают Тузику «привет» через Шарапова, дни Сеньки сочтены.
  • Васька Колодяга - грабитель. Симулировал в управлении, куда его привезли на допрос, эпилептический припадок.
  • Валентин Бисяев , по прозвищу Валька Копчёный . Подарил Маньке Облигации браслет в виде ящерицы.
  • Мария Афанасьевна Колыванова , по прозвищу Манька Облигация . По характеристике самого Жеглова: «дама, приятная во всех отношениях». Хорошенькое личико, губы накрашены сердечком. Жёлтые локоны уложены в модную причёску «сеточка с мушками». Кукольные зелёные глаза, причём левый, на момент ареста, «украшает» наливной глянцевый фингал, всех цветов радуги. Несмотря на внешность, виртуозно матерится.
  • Константин Сапрыкин , по прозвищу Кирпич . 25 лет, три судимости. Кличку получил за необычную форму черепа. Длинное лошадиное лицо, тяжёлая челюсть, маленькие глазки, курносый нос с широкими ноздрями.
  • Вера Степановна Моторина , по прозвищу Верка Модистка . Зарабатывает тем, что перешивает краденую одежду. Затем эту одежду продают на базарах торговцы-«марвихеры».
  • Ингрид Карловна Соболевская , 30 лет. Певица. Утверждает, что с Фоксом были любовниками, но расстались. Подруга убитой Ларисы Груздевой.
  • Пётр Ручников , по прозвищу Ручечник . Носит элегантный красивый серый костюм, белую рубашку, полосатый галстук с бриллиантовой булавкой, модные башмаки «шимми» на толстой подошве. В руке - резная палка-трость, на которую грузно опирается «для понту», поскольку совершенно здоров.
  • Светлана Петровна Волокушина , 1921-22 года рождения, 23 или 24 года, подручная и подельница Ручечника. Очень красивая женщина, высокая, белокожая, в короне тяжёлых русых волос. Манеры вальяжные, ленивые.
  • Екатерина Петровна Задохина , семидесяти лет. Хозяйка личного телефона К 4-89-18, который Шарапов нашёл в записной книжке Ручечника на букву «Ф».
  • «Подсадная Аня » - лет двадцати двух, удлинённое белое лицо, короткий курносый нос, во рту две стальные фиксы. Крашеные светлые волосы.
  • Клаша - старуха, хозяйка «хазы», где квартирует банда «Чёрная кошка». Ещё крепкая женщина, «мордастая», как её назвал Шарапов. Впрочем, он же её называет ещё и «вурдалаком».

Банда «Чёрная кошка»

  • Евгений Петрович Фокс . Высок, строен, широкая грудь, узкая талия. Пышная шевелюра чёрных вьющихся волос. Синие глаза, бледное лицо, на подбородке ямочка. Ходит в дорогого сукна военной форме старших офицеров, без погон. На кителе - орден Отечественной войны . Две нашивки за ранения. Требует от подельников и любовниц, чтобы его называли не по имени, а по фамилии. По всей вероятности, Фокс не входит в «блатную» иерархию, либо, как ранее имевший несерьёзную судимость, либо «ссучившийся » вор.
- Скажи-ка, Сапрыкин, ты как думаешь - Фокс в законе или он приблатненный? - спросил Жеглов так, будто после десяти встреч с Фоксом вопрос этот для себя решить не смог и вот теперь надумал посоветоваться с таким опытным человеком, как Кирпич.
- Даже не знаю, как тебе сказать. По замашкам он вроде фраера, но он не фраер, это я точно знаю. Ему человека подколоть - как тебе высморкаться. Нет, он у нас в авторитете, - покачал длинной квадратной головой Сапрыкин.
- А не мог Фокс окраску сменить? - задумчиво предположил Жеглов.
- Да у нас, по-моему, никто и не знает, чем он занимается. Сроду я не упомню такого разговора. Он на хазах почти не бывает - в одиночку, как хороший матерый волчище, работает. Появится иногда, товар сбросит - только его и видели…
  • Анна Петровна Дьячкова - та самая Аня, которой звонил Ручечник для связи с Фоксом. Настоящая любовница Фокса. Двадцать четыре года, работает завпроизводством пункта питания на Казанском вокзале. Ребята из аналитического отдела МУРа «вычислили» её, когда искали фоксову Аню, но «разработать» не успели.
  • Карп , горбун - человек средних лет с плоским лицом. Очень тонкие, плотно сжатые губы. Красные веки. Белые больные десны, полуразрушенные кариесом зубы. Длинные корявые руки, сухие пальцы. Одет в вельветовую толстовку и валенки. Когда Шарапов увидел его в первый раз, на коленях у него сидел кролик-альбинос с красными носом и алыми глазами. К концу разговора с Шараповым горбун заколол кролика вилкой со стола.
  • Лошак - водитель хлебного фургона с госномером МГ 38-03. Хрящевое длинное лицо, за которое и получил свою кличку.
  • Есин - водитель «Студебеккера », убийца Векшина. Убит Жегловым во время погони за Фоксом.
  • Промокашка - лет двадцати двух-двадцати пяти. Длинное лицо, вихлявые движения. На голове - крохотная кепочка-«малокопеечка».
  • «Чугунная Рожа » - так прозвал этого бандита Шарапов, не слышавший, как к нему обращаются другие. Серое ноздреватое лицо, тусклые белые глаза, скрипучий голос.
  • Алексей Диомидович Тягунов - молодой красивый человек, один глаз - стеклянный. Шарапов вспомнил, что видел его в муровской картотеке как убийцу-рецидивиста.
  • Сергей Левченко - плечистый, со звероватым цыганским лицом. На войне служил в штрафной роте под командованием Шарапова. Шарапов описывает эпизод, когда он с Левченко переправлялся через Вислу, чтобы добыть «языка». На обратном пути Левченко сильно ранило осколком мины в спину. Затем санитарный поезд, в котором ехал лечиться Левченко, разбомбили под Брестом . Шарапов полагал, что Левченко погиб, однако погибли только его документы. Без них доказать, что искупил кровью свою вину, Левченко не смог, поэтому в июне 1945 года дезертировал и прибился к банде. Левченко сказал Шарапову, что не сдал его банде потому, что Шарапов вытащил его, раненого, после похода за «языком» на Висле . Во время ареста банды пустился в бегство, но был убит Жегловым (это, впрочем, и была его цель). Это окончательно поссорило Шарапова и Жеглова.

Эпизодические персонажи

  • Александр Васильевич Ляховский - генерал, лётчик, Герой Советского Союза. Потерпевший - у него угнали личный автомобиль «М-1 » (эмку). Нашёл машину безвестный инспектор ОРУДа. Предприимчивый Жеглов устроил так, что генерал написал на его имя благодарственное письмо в МУРовскую многотиражку «На боевом посту». Это один из поступков Жеглова, который вызвал резкое неприятие Шарапова.
  • Фирсов Елизар Иванович - потерпевший. Был ранен Шкандыбиным из охотничьего ружья, из мести за то, что не давал Шкандыбину втягивать молодёжь в бандитскую группу.
  • Котова - девица лёгкого поведения. Носит толстую и длинную искусственную косу. Умудрилась перессорить подвыпивших посетителей ресторана, доведя их до драки.
  • Липатников Фёдор Петрович - свидетель, сосед Ларисы Груздевой. Его показания позволили Жеглову обвинить Илью Сергеевича Груздева в убийстве Ларисы. Сутулый суетливый человечек, с длинными жёлтыми передними зубами.
  • Спиридон - сторож дома на Божедомке , где живёт Соболевская. На фартуке огромная жестяная бляха дворника. В зимней шапке-ушанке и валенках, подшитых кожей. Говорит тонким, скрипучим голосом. Курит невероятных размеров «козью ногу».
  • Воронов Борис Николаевич - домоуправляющий дома номер семь на Божедомке, где живёт Соболевская. Потерял одну руку на фронте.
  • Миляев - слесарь. Обнаружил ребёнка-подкидыша. Вместо ноги - деревянный протез, ходит в старой краснофлотской шинели.
  • , например, поступил знаменитый приказ заместителя министра внутренних дел Юрия Чурбанова , из которого следовало: литературным героям - сыщикам, следователям - запрещалось выпивать, расходиться с жёнами и, не дай бог, иметь любовницу! Для надзора за нами, писателями и журналистами, в то время существовала целая государственная система: Главлит, пресс-бюро КГБ, пресс-бюро МВД и пресс-бюро Прокуратуры СССР. Я специально рассказываю об этом цензурном маразме, чтобы было понятно: появление в литературе такого яркого антигероя, как Глеб Жеглов, - мощный прорыв братьев Вайнеров .. Они уже были очень знаменитыми людьми, когда начали работать над „Эрой милосердия“. Я считаю - это их главный роман. Победа над цензурой произошла ещё и потому, что роман вышел в „Воениздате “. Военную цензуру не интересовал моральный облик сыщиков, их интересовало, нет ли в романе военных тайн - описания нового танка или дислокации войск. Ничего этого в романе не было. Так, впервые в детективной литературе возник образ антигероя - высокого, с тонкой талией, цыганисто-красивого Глеба Жеглова. Он сложный человек. Мог отдать свои хлебные карточки соседке, а мог взять уголовное дело, забытое другом на столе, спрятать его и весь день наблюдать, как друг мучается.. Вайнеры не любили своего героя - он больше нигде никогда не появляется, а Шарапов „переселяется“ в новую книгу „Гонки по вертикали “.. Высоцкий сделал Жеглова другим.. Песенное обаяние и мастерство актёра сделали из антигероя героя. „Вор должен сидеть в тюрьме“ - это стало заповедью для многих сыщиков. Но, к сожалению, подбросить кому надо пистолет или наркотики для некоторых стало таким же обыденным делом, как для Жеглова запихнуть кошелёк в карман воришки Кости Сапрыкина, так незабываемо сыгранного Садальским .»
  • Герой песни В. С. Высоцкого «Письмо торговца ташкентскими фруктами с Центрального рынка» отдал за роман «Эра милосердия» две дыни и килограмм гранатов.

Скончался младший - Георгий. Ему был 71 год. Продолжение "Места встречи..." осталось недописанным.

Разговорный штамп "с ними закончилась эпоха" применительно к братьям Вайнерам перестает быть штампом. "Феномен советского бестселлера" - так сейчас принято в гуманитарной среде называть произведения Юлиана Семенова и братьев Вайнеров. Советский детектив - это в первую очередь Вайнеры. "Визит к Минотавру" (1972), "Я, следователь..." (1972), "Гонки по вертикали" (1974), "Эра милосердия" (1976) выходили большими тиражами, которых все равно не хватало. Вайнеры продолжили то, что начал Семенов, - стали писать отечественную приключенческую литературу, которую не надо было "выдавать в нагрузку" - читатели сами всеми способами пытались достать их романы и зачитывали до сальных страниц.

Только в отличие от безупречных семеновских майора Вихря и Штирлица герои Вайнеров были не в пример живее. Жеглов мог и кошелек Кирпичу подкинуть. "Вор должен сидеть в тюрьме!", а какими средствами его туда отправят - не все ли равно. Чем повергал в смятение примерного - ближе к героям Семенова - Шарапова.

По словам сына Георгия Вайнера Станислава, отец сердился, когда его называли детективным писателем: "Он писал разные романы, большинство из них имели детективный сюжет, но, в общем, он писал не детективы, он писал о людях, об отношениях".

У братьев Вайнеров был идеальный случай сотворчества: старший, Аркадий, был юристом по образованию, работал следователем в милиции, возглавлял следственный отдел Московского уголовного розыска. Он знал про изнанку преступного мира и про то, как на самом деле ловят преступников, всё.

Младший, Георгий, тоже закончил юридический, но оказалось, что это не его. Долго работал электромехаником, потом понял, что его призвание журналистика. Сначала устроился в многотиражку, затем попал в ТАСС. А потом кто-то посоветовал объединиться с братом и соединить талант следователя с талантом журналиста. Так родились писатели братья Вайнеры.

В 1970-е все романы Вайнеров - абсолютные хиты. Если кому-то не довелось подержать в руках их книги, то в СССР не было ни одного человека, который не посмотрел бы фильм Станислава Говорухина "Место встречи изменить нельзя" с Владимиром Высоцким и Владимиром Конкиным - экранизацию романа "Эра милосердия". Или "Визит к Минотавру" Эльдора Уразбаева с Сергеем Шакуровым и Александром Филиппенко (1987). Но если второй фильм просто знали, то первый стал национальным достоянием.

В 1990 году Георгий Вайнер переехал в США. Он жил в небольшом городке в штате Нью-Джерси. Там Георгий Александрович работал сначала обозревателем, а потом главным редактором одной из самых влиятельных русскоязычных газет Америки - "Новое русское слово". Продолжал писать, но уже немного. Когда-то Аркадий и Георгий думали выпустить продолжение "Эры милосердия". Но не успели - в доме Георгия Александровича в Нью-Джерси осталась неоконченная рукопись. Кроме второй части "Эры милосердия" остались недописанными мемуары, над которыми писатель работал последние месяцы своей жизни.

Читайте также: