Пример мужества в преступлении и наказании. Литература: Благородие и злодеяние в «Преступлении и наказании» Ф.М

Министерство образования Российской Федерации

Сыктывкарский лесной институт

Санкт-Петербургской государственной

лесотехнической академии им. С.М. Кирова

Контрольная работа

по дисциплине

ЭТИКА на тему

«Благородие и злодеяние в

«Преступлении и наказании»

Ф.М. Достоевского»

Проверил: к.п.н., доцент

Мачурова Надежда Николаевна

Выполнил: студент группы ЭиУЛК/1(бюдж.)

Билименко Анна Андреевна

Код зачетной книжки: 10384

Сыктывкар 2002 год

1. Введение………………………………………………………………..3

Благородие и злодеяние в «Преступлении

и наказании» Ф.М. Достоевского…………………………………….3

3. Используемая литература……………………………………………...7

ВВЕДЕНИЕ

Роман Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» - одно из

знаменитейших и сложнейших произведений мировой литературы. В нем

отразились мучительные духовные искания самого автора, болезненная и

враждебная человеку российская действительность середины 60-х годов XIX

столетия, безжалостный анализ раздвоенности человеческой души, которая

является полем битвы благородства и злодейства. Писатель представляет

собственным персонажам большую независимость. Каждый герой несет в себе

свою правду, свое отношение к миру, свое добро и зло.

Трудно вникать в суть психологического анализа, которым скрупулезно, на

протяжении почти всего повествования занимается автор. Но, если вчитаться,

вдуматься в искания героев, их мучительную борьбу со злом, самими собой и

внешними условиями, откроется такая глубина постижения сложных человеческих

характеров и конфликтов, что сразу станет ясно, в чем проявляется

благородие и злодеяние в романе. Достоевский поведал о нравственных

потрясениях и дерзаниях, которые не могут волновать читателя любой эпохи.

Благородие и злодеяние в «Преступлении и наказании»

Ф.М. Достоевского.

Главный герой романа Раскольников показывает нам все то добро и зло,

что можем мы увидеть в действительности. Это одно лицо, в котором две такие

несовместимые черты: одна, за которою мы все так боремся и вторая, против

которой стоим и пытаемся исключить из наших помыслов. Но совершая добро,

сами на замечаем как получается зло, именно так вышло с героем

Достоевского. Он решился убить одну старуху, титулярную советницу, дающую

деньги на проценты… «Она никуда не годна», «Для чего она живет?», «Полезна

ли она кому-нибудь?» – эти вопросы сбивают с толку молодого человека. Он

хочет исключить это зло, решает убить ее, обобрать … и потом всю жизнь быть

честным, твердым неуклонным в исполнении «гуманного долга к человечеству»,

чем уже, конечно, «загладится преступление» и помочь бедным, таким как он,

то есть совершить добро. Но плану этого молодого человека не суждено было

сбыться. «Разъединенность с человечеством», которую он сразу ощутил после

совершенного преступления, замучила его. «Закон правды и добра взяли свое.

Преступник сам решает принять муки, чтобы искупить свое дело…» Достоевский

в своем произведении хотел исследовать нравственные поиски неустойчивость,

брожения и их причины. «Перерыть все вопросы в этом романе», - писал

Достоевский.

Герой мучается при виде зла и преступлений, творящихся каждодневно и

безнаказанно у него на глазах. Чувство ответственности лежит в самой натуре

его – впечатлительной, деятельной, неравнодушной. Не сделать добро он не

может: то подаст милостыню нищему ребенку, то на последний двугривенный

отправит домой пьяную девочку.

Нравственная болезнь Раскольникова с самого начала представляет как

совершения до крайней степени добра для других. Он сам признается, что при

желании мог бы заработать на жизнь уроками, что на преступление его толкает

не столько нужда, сколько идея. Но самому себе Раскольников признается в

этом только после всего, что случилось.

Он хочет помочь людям, но в то же время и узнать, способен ли он быть

человеком, который может управлять судьбами людей и делать им только добро.

«Тварь я дрожащая или право имею?» Рядом с любовью к людям в нем живет

страшная гордыня – желание взять на себя участи всех людей.

Во имя людей Раскольников заставляет себя переступить законы

человечности, сделать зло – убить. Но Раскольников не может перенести

нравственной тяжести своего поступка. Страшные муки совести – его

наказание.

Он задумал убить старуху-процентщину – злую, беззастенчиво грабящую

людей, приносящей только одно зло, - и как бы «отомстить» ей за

обездоленных. Вместе с тем, он еще собирался с помощью старухиных денег

помочь бедным и несчастным, облегчить жизнь матери и сестре, создать себе

независимое положение, чтобы затем использовать его для «счастья всего

человечества» – в этом и заключается его стремление к благородству. «Сто,

тысячу добрых дел и начинаний, которые можно устроить и поправить на

старухины деньги, обреченные в монастырь! Сотни, тысячи, может быть,

существований, направленных на дорогу; десятки семейств спасенных от

нищеты, от разложения, от гибели, от разврата, от венерических больниц, и

все это на ее деньги. Убей ее и возьми ее деньги, с тем, чтобы с из помощью

посвятить потом себя на служение всему человечеству и общему делу, как ты

думаешь не загладится крошечное преступленьице тысячами добрых дел?»-

размышлял Раскольников.

«Раскольников находится в таком положении, - говорил Писарев, - при

котором все лучшие силы человека поворачиваются против его самого и

вовлекают его в безнадежную борьбу с обществом. Самые святые чувства и

самые чистые стремления, которые обыкновенно поддерживают, ободряют и

облагораживают человека, становятся вредными и разрушительными страстями,

когда человек лишается возможности доставлять им правильное

удовлетворение».

На практике теория Раскольникова рухнула с первых шагов. Вместо

задуманного «благородного» убийства получилось ужасное преступление –

злодеяние. Он совершил то, чего не хотел. Неожиданно вошла сестра старухи,

забитое, обиженное существо, и пришлось убить ее. Нравственные мучения,

последовавшие за преступлением, убедили Раскольникова в том, что он со

своей теорией потерпел поражение. Это поражение теории переустройства мира

по «логике», «рассудку», разуму, в котором Достоевский упрекал

революционных демократов.

Героя Достоевского, искренне хотевшего осчастливить человечество,

враждебные революции силы объявили заурядным уголовником, заявляя при этом,

что все «нигилисты» таковы.

Современная Достоевскому критика, недооценив общего философского смысла

романа, увидела в Раскольникове «карикатуру» на молодое поколение. Но

Писарев обратил внимание на глубокий анализ у Достоевского социальных

причин и психологических мотивов преступления Раскольникова.

Значение писаревского анализа романа «Преступление и наказание»

состояло в том, что он в отличие от большинства критиков его времени увидел

не карикатуру на молодое поколение, но отражение черт современного

«нигилиста».

Допустимо ли, чтобы один человек (или группа людей, что равноценно)

взял на себя смелость, присвоил себе право стать «благодетелем

человечества» со всеми вытекающими отсюда последствиями? Старуха-

процентщица символ современного зла. Допустимо ли ради счастья большинства

уничтожение «ненужного» меньшинства? Раскольников отвечает на этот вопрос:

возможно и должно, ведь это же простая арифметика». Но Достоевский всем

художественным содержанием романа отвечает: нет, невозможно - и

последовательно опровергает своеволие («наполеонизм») Раскольникова.

Как и другие произведения Достоевского, «Преступление и наказание»

представляет собой своеобразную исповедь-раздумие писателя. Он ищет и

находит особый тип романной формы, способность выделить, укрупнить трагедию

героя и в ней как в капле воды отразить целый мир.

Все действие романа происходит в той части Петербурга, где жила

беднота. Серый мрачный город, где на каждом углу распивочные, зазывающие

бедняков залить горе, пьяные толпы на улицах, проститутки, женщины,

бросающиеся с моста в воду. Страшное царство нищеты, бесправия, болезней.

Именно в таких условиях рождается зло.

Давайте не будем совершать такое «благородие», нужно стремиться к

справедливости, а в наше время ее не достаточно. Мы совершаем необдуманные

поступки и стремимся сделать таким образом добро человечеству, но вот к

чему приводит такое «добро», оно превращается во зло и не иначе!

ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА.

1. Русская литература. Советская литература: Справ.материалы. Сост.

Л.А.Смирнова. – М.: Просвещение, 1989.

2. Э.М.Румянцева. Федор Михайлович Достоевский. Биография писателя. –

Л.: Просвещение, 1971.

3. Романы школьной программы в кратком изложении с комментариями.

Учеб.пособие. – Ростов н/Д: Феникс, 2000.

4. С.В.Белов. Федор Михайлович Достоевский. Кн. для учителя. М..

Раскольников и «сильные мира сего» (по роману Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»)

Роман Ф. М. Достоевского был напечатан в 1866 году. Достоевский говорил о современности своего произведения. Еще в сентябре 1865 года он писал Кат-кову: «Действие современное, в нынешнем году».

Родион Раскольников, главный герой романа «Преступление и наказание», придумал теорию об обыкновенных и необыкновенных людях. Эта теория была изложена им в статье «О преступлении» в газете «Периодическая речь» за два месяца до убийства им старухи-процентщицы. Согласно его идее, мир делит-ся на «сильных мира сего», которым все позволено, так как в них есть смелость наклониться и взять власть, и на «тварей дрожащих», которым суждено подчиняться первым. Точнее понять морально-философские принципы Раскольникова помогают образы Лужина и Свидригайлова.

Характеризуя Петра Петровича Лужина, Пульхерия Ивановна сообщает, что «он уже надворный со-ветник... человек... благонадежный и обеспеченный, служит в двух местах и уже имеет свой капитал... весьма солидный и приличный, немного только угрю-мый и как бы высокомерный». Она пишет о нем как о женихе своей дочери, человеке «умном и, кажется, добром». «Доброта» Петра Петровича заключается в том, что он берет на себя «заботы» о доставке багажа, а «невеста и мать мужичка подряжают, в телеге, рого-жей крытой!» Также он мечтает взять в жены «девуш-ку честную, но без приданого и непременно такую, ко-торая уже испытала бедственное положение». Не-трудно догадаться, какие цели он преследует.

Внешний вид Петра Петровича служит лишним подтверждением его благополучия и удачливости: «Все платье было только от портного... В одежде же... преобладали цвета светлые и юношественные. На нем был хорошенький летний пиджак светло-коричнево-го оттенка, светлые легкие брюки, таковая же жилет-ка, только что купленное тонкое белье, батистовый самый легкий галстучек с розовыми полосками... Темные бакенбарды приятно осеняли его с обеих сто-рон, в виде двух котлет, и весьма красиво сгущались возле светло-выбритого блиставшего подбородка». Но за приятной внешностью скрывается крайне подлая сущность этого человека.

Ю. Г. Кудрявцев в статье «Три круга Достоевского» так характеризует этого героя: «...Основное для него капитал и «дело». Этому отданы ум и чувства героя. Ум изворотливый, чувства извращенные. Способен для достижения своих целей на демагогию, клевету, донос. Все по расчету, в том числе и брак. Как говорит автор, «более всего на свете любил и ценил он добытые трудом и всякими средствами свои деньги: они равня-ли его со всем, что было выше его». Лужин узок и од-нолинеен».

Дальнейшее знакомство с этим человеком усилива-ет впечатление о нем как о человеке черством, сухом, равнодушном, расчетливом и даже жестоком. Уяз-вленный Родионом, он считает себя вправе требовать от Дуни, чтобы брат «при общем свидании... не при-сутствовал, так как он беспримерно и неучтиво оби-дел» его. В сцене объяснения с Дуней раскрывается его мелкая, себялюбивая натура, его низкая душа. От-сутствие искренности подтверждают замечания авто-ра: «довольно любезно, хотя и с удвоенною солидно-стью, раскланялся с дамами», «высморкался с видом хотя и добродетельного, но все же несколько оскорб-ленного в своем достоинстве человека», «скривя рот в двусмысленную улыбку», «прибавил с несколько пи-кированным видом», «сделал горький вид и осанисто примолк», «тотчас же закуражился», «закоробив-шись, произнес». На правах будущего мужа Лужин считает себя вправе поучать Дуню, указывая, что «любовь к будущему спутнику жизни, к мужу, долж-на превышать любовь к брату», и не стыдится попрек-нуть тем, что его вовлекли в издержки.

С присущим мастерством Ф. М. Достоевский опи-сывает психологическое состояние Лужина после раз-рыва с Дуней: «Он куражился до последней черты, не предполагая даже возможности, что две нищие и без-защитные женщины могут выйти из его власти... Дуня же была ему просто необходима; отказаться от нее для него уже было немыслимо. Давно уже, уже не-сколько лет, со сластию мечтал он о женитьбе. Он с упоением помышлял... о девице благонравной и бед-ной (непременно бедной, очень молоденькой, очень хорошенькой, благородной и образованной, очень за-пуганной... и вполне перед ним приникшей, такой, которая бы всю жизнь считала его — спасением сво-им, благоговела перед ним, подчинялась, удивлялась ему, и только ему одному... Этот теперешний внезап-ный, безобразный разрыв подействовал на него, как удар грома. Это была какая-то безобразная шутка, не-лепость! Он только капельку покуражился; он даже не успел и высказаться, он просто пошутил, увлекся, а кончилось так серьезно! Наконец, ведь он уже даже любил по-своему Дуню, он уже владычествовал над нею в мечтах своих — и вдруг!» Размышляя о причи-нах своей неудачи (и меряя людей по себе), Петр Пет-рович делает следующие выводы: «Ошибка была еще, кроме того, и в том, что я им денег совсем не давал... Я думал их в черном теле попридержать и довести их, чтоб они на меня как на провидение смотрели, а они вон!.. Нет, если б я выдал им за все это время... тысячи полторы на приданое. Да на подарки,... так было бы дело почище и... покрепче! Не так легко бы мне теперь отказали! Этот народ такого склада, что непременно почли бы за обязанность возвратить в случае отказа и подарки и деньги; а возвращать-то было тяжеленько и жалко!»

Лужин не привык уступать своего и решает «...все это... восстановить, залечить, исправить, а главное — уничтожить этого заносчивого молокососа мальчиш-ку», т. е. Раскольникова. Делает он это известными и привычными ему методами: с целью поссорить Родио-на с матерью и сестрой, Лужин, незаметно подложив Соне Мармеладовой сторублевую купюру, обвиняет ее в воровстве. Лишь вмешательство Лебезятникова по-мешало Лужину в достижении его целей.

Этому человеку несвойственны угрызения совести, сострадание. Для достижения своей эгоистической цели, «для себя одного», он готов «преступить все пре-пятствия». У Лужина есть принцип, по которому он живет: «...Возлюби, прежде всех, одного себя, ибо все на свете на личном интересе основано». А ведь если вдуматься в его слова, то получается, что эта идея и идея Раскольникова близки. Раскольников верно сформулировал последствия убеждений Лужина («а доведите до последствий... и выйдет что людей можно резать...»), хотя Петр Петрович и утверждает, что «на все есть мера» и что «экономическая идея не есть при-глашение к убийству...». Отчего бы не допустить мысль, что если для чьего-то личного благополучия понадобится уничтожение человека (совсем не обяза-тельно физическое), то почему бы и не сделать это? Ведь именно по такому пути и идет Лужин, клевеща на Соню.

Первые сведения в романе о Свидригайлове характеризуют его как злодея, развратника. Из того же письма матери Раскольникова становится известно, что господин Свидригайлов «возымел к Дуне страсть» и всячески добивался ее взаимности. Его личность ос-тается загадкой и для читателя, и для Раскольникова. Ходили слухи, что Свидригайлов был причиной смер-ти четырнадцатилетней глухонемой девочки, крепо-стного Филиппа, а также самой Марфы Петровны, жены его.

При первой встрече у Родиона об этом человеке сло-жилось впечатление как о человеке на что-то решив-шемся и «себе на уме», а также очень хорошего обще-ства или умеющего «при случае быть и порядочным человеком», а при более близком знакомстве — как о цинике. Бывший шулер, выкупленный Марфой Пет-ровной «за тридцать тысяч сребренников», безвыезд-но проживший в деревне семь лет и ставший за это время «хозяином порядочным», теперь он не знает, куда деть себя от скуки. Свидригайлов сам признает себя «человеком развратным и праздным». После смерти жены он собирается жениться на шестнадца-тилетней девочке, пользуясь тем, что отец ее — инвалид, а у матери, кроме родной дочери, еще двое пле-мянников на руках. Его принцип: «Всяк о себе про-мышляет и всех веселей тот и живет, что всех лучше себя надуть».

Свидригайлов подслушивает разговор Раскольни-кова с Соней (когда тот признается в убийстве стару-хи-процентщицы) и предлагает Родиону свою по-мощь: «Бегите, молодой человек!.. Я искренне гово-рю. Денег, что ли, нет? Я дам на дорогу». Но тут же, используя информацию о брате, шантажирует Дуню, вынуждая ее прийти к нему на свидание. Он обещает Дуне спасти брата, отправив его за границу, если она будет благосклонна к нему; но тут же, получив отказ, снова превращается в циника, способного на насилие.

Образ Свидригайлова противоречив. На протяже-нии романа он совершает и добрые дела: избавил Дуню от позора, восстановил ее доброе имя, готов по-мочь ей избавиться от Лужина, устроил судьбу сирот Мармеладовых. Но все это — и добро, и зло — он со-вершает от скуки. От природы он имеет совесть, но не имеет убеждений, не занят полезной деятельностью. Потеряв свою последнюю цель — добиться располо-жения Дуни, Свидригайлов кончает жизнь самоубий-ством. Я считаю, что Свидригайлов — один из тех ге-роев, которому «не к кому... идти больше некуда». Смертью этого героя автором утверждается мысль, что настоящий человек без убеждений и без деятель-ности жить не может.

Свидригайлов утверждал, что они с Раскольниковым «одного поля ягоды». И по большому счету он оказывается прав. Сам он лишен всяческих нравст-венных устоев, не признает никаких нравственных запретов. Раскольников, разрешая себе «кровь по со-вести», тоже тем самым отрицает нравственную от-ветственность сильного человека за совершенные по-ступки. Моральные нормы, по мнению главного героя, существуют только для обыкновенных людей, «тварей дрожащих».

При сопоставлении Раскольникова с образами Лу-жина и Свидригайлова становится ясно, что все они придерживаются одной теории. Только Раскольников все же не смог жить по этой теории, а Лужин и Свидригайлов, напротив, пользуются властью, которую дает им материальное благополучие, используют окружаю-щих в своих целях. Сталкивая этих героев, автор тем самым опровергает теорию, раскрывая ее бесчеловеч-ную суть. То человеческое, что живет в Родионе, и по-могает ему «воскреснуть», не потерять душу.

Один из центральных персонажей романа «Преступление и наказание» - Соня Мармеладова.

Эта девушка с нелегкой судьбой. Рано ушла из жизни мать Сони, отец женился на другой женщине, у которой есть свои дети. Нужда заставила Соню зарабатывать деньги низким способом: она вынуждена идти на панель. Казалось бы, после такого поступка Соня должна была бы обозлиться на мачеху, ведь она практически заставила Соню зарабатывать деньги таким способом. Но Соня простила ее, больше того, она каждый месяц приносит деньги в дом, в котором уже не живет. Соня изменилась внешне, но душа ее осталась прежней: кристально чистой. Соня готова пожертвовать собой ради других, а это может далеко не каждый. Она могла бы жить «духом и разумом», но должна кормить семью. И доказывает ее бескорыстность вот этот поступок. Соня не осуждала людей за поступки, не осуждала ни отца, ни Раскольникова. Смерть отца оставила глубокий след в душе Сони: «Из-под этой… шляпки выглядывало худое, бледное и испуганное личико с раскрытым ртом и неподвижными от ужаса глазами». Соня любила отца, несмотря на все его недостатки. Поэтому неожиданная смерть его была большой потерей в жизни Сони.

Она понимает и переживает вместе с людьми их боль. Так, она не осудила Раскольникова, когда он признался ей в совершенном преступлении: «Та вдруг взяла его за обе руки и преклонила к плечу голову. Этот короткий жест даже поразил Раскольникова недоумением, даже странно было: как? ни малейшего отвращения, ни малейшего омерзения к нему, ни малейшего содрогания в ее руке!» Соня поняла, что, убив старуху-процентщицу, Раскольников убил и себя. Рухнула его теория, и он в растерянности. Сонечка, искренне верящая в Бога, советует ему помолиться, раскаяться, поклониться земле. Раскольников понимает, что Соня - исключительный человек: «Юродивая, юродивая!» На что Соня ему отвечает: «Да ведь я… бесчестная… я великая грешница». Ей не на кого надеяться, не от кого ждать помощи, поэтому она верит в Бога. В молитве Соня находит успокоение, так нужное ее душе. Она не судит людей, так как только Бог имеет на это право. Но она не навязывает веру насильно. Она хочет, чтобы Раскольников пришел к этому сам. Хотя Соня наставляет и просит его: «Перекрестись, помолись хоть раз». Она любит этого человека и готова поехать с ним даже на каторгу, потому что верит: Раскольников поймет свою вину, раскается, начнет новую жизнь. Жизнь вместе с ней, с Соней. Любовь и вера придают ей силы в любых испытаниях и трудностях. И именно ее бесконечное терпение, тихая любовь, вера и желание помочь любимому человеку - все это вместе дало возможность Раскольникову начать новую жизнь. Для Сони и для самого Достоевского свойственно сочувствие человека человеку. Раскольников учит Соню смелости, мужественности. Соня учит его милосердию и любви, прощению и сочувствию. Она помогает ему найти путь к воскрешению души, но и сам Раскольников стремится к этому. Только на каторге он понимает и принимает веру и любовь Сони: «Разве могут ее убеждения не быть теперь моими убеждениями? Ее чувства, ее стремления по крайней мере…» Поняв это, Раскольников становится счастливым и делает Соню счастливой: «Он знал, какою бесконечною любовью искупит он теперь все ее страдания». Соне счастье дается в награду за ее страдания.

Соня - идеал Достоевского. Потому что только высоконравственный человек, искренний и любящий, может быть идеалом. Соня несет с собой свет надежды и веры, любви и сочувствия, нежности и понимания - вот таким должен быть человек, по мнению Достоевского. И я с ним полностью согласна.

Родион Романович Раскольников- главный герой социально-психологического романа Ф. М. Достоевского "Преступление и наказание". Он бывший студент, человек умный и талантливый, живущий в каморке, похожей на гроб, в беднейшей части Петербурга. Духота, толкотня, вонь, пьянство, "обилие известных заведений" - вот среда, в которой приходилось жить герою, вот где и зародилась его жестокая, антигуманная идея.

В чем же суть этой теории? Раскольников условно разделил всех людей на "необыкновенных", имеющих право проливать кровь по совести, и "тварей дрожащих", предназначенных для воспроизводства себе подобных, обязанных жить в смирении и подчиняться закону. К "право имеющим" он причислил Наполеона, Магомеда, Ликурга и, конечно же, себя…

Рядом с героем романа, по словам Д. И. Писарева, "приговоренным к преступлению", всегда находится автор, опровергающий антигуманную идею Раскольникова, которая, по мнению Ф.М.Достоевского, не только бесчеловечна, но и в философском, и в практическом плане явно несовершенна.

Вот Раскольников условно разделил всех людей на два разряда, причисляя себя к высшему, но он, любящий сын и брат, не определил, к какой категории отнесет дорогих своему сердцу мать и сестру. Конечно, родные не могут стоять рядом с Магомедом, но и гордую, умную красавицу Дуню Родион, наверное, никогда бы не назвал "тварью дрожащею"и уж тем более ни ради какой идеи не убил бы.

Наделив себя правом проливать "кровь по совести", Раскольников убивает скупую, богатую старуху- процентщицу, чтобы проверить свою теорию, продолжить на украденные деньги обучение и избавить семью от унизительного положения. Однако при этом он не учитывает: захотят ли близкие ему люди воспользоваться награбленным. Зная гордость и набожность Дуни и Пульхерии Александровны, мы можем сказать, что ни копейки из этих денег женщины не взяли бы. Да и сам Раскольников даже страшится прикоснуться к этим кровавым деньгам, сначала хочет их выкинуть ("поскорей, поскорей, и все выбросить").

Так что же принесла герою проверка на принадлежность к высшему разряду? "Принцип-то" он "убил, а переступить-то не переступил", а взамен получил только душевные муки. Муки только ему? Нет. И Дуня, и мать, и Разумихин, и Соня - все страдают от совершенного Раскольниковым преступления. И все это вызывает новые терзания в душе героя.

Но впереди его ждет еще одно испытание - осознание того, что он, убийца, встал в один ряд с такими подлецами, как Лужин и Свидригайлов, не понимающих философские размышления Родиона.Так стоит ли биться за место среди "необыкновенных", если там кругом лужины? Думаю, нет. Именно к этой мысли приводит нас автор: нет, и не будет такой идеи, ради которой можно убить; человек, проливший кровь, - убийца, и нет ему оправдания.

Кого же подразумевали писатели, называя так какой-то обобщенный образ своего героя? Это человек, который не мал по своему объему или росту, в русской литературе так называют человека, который может быть одет небогато, но главное, он тихий и забитый, запуганный вышестоящими чиновниками.

До Федора Достоевского таких героев описывали такие писатели, как Александр Пушкин в своем произведении «Станционный смотритель», Николай Гоголь в рассказе «Шинель». Но глубже всего проник в эту тему и показал «маленького человека» именно Достоевский в своем глубоко психологическом романе «Преступление и наказание».

Главный герой попытался хотя бы что-то изменить, вырваться из бедности, он боролся, когда другие просто сложили свои руки. Но, к сожалению, он тоже «маленький человек». Сонечка тоже относиться к таким людям, но она борется и вместе с Раскольниковым побеждает. Ей пришлось нелегко: пройти голод, оказаться на панели, чтобы выжить и остаться при этом нежным и милым существом. Соня на протяжении всего романа покоряется своей судьбе, но смириться до конца с таким положением вещей она не может. Поэтому она и ищет свой мир, где сможет найти спасение.

Соня Мармеладова находит свой мир, который поддерживает ее в жизни, не может сломать ее, как это сделали родители - это мир Бога. И несмотря даже на то, что и Соня, и Родион - это «маленькие люди», но они смогли проявить себя, смогли бороться за свое существование, а не ничтожно прозябать и влачить свое жалкое существование. Они родились в семьях, где были обречены стать «маленькими» людьми, поэтому и проходили путь этих самых «маленьких людей», покоряясь, так как их этому учили жизнь. Но в какой-то момент они решили не покориться и восстать над этой ужасной реальностью.

Соня не только сама пыталась найти новую жизнь, поверить в нее, но и помогала в этом Родиону. Он наконец-то приобрел веру в новую жизнь, в то, что впереди будущее будет лучше, чем настоящее. И начинает новая история в жизни этих людей, где их ждет обновление и перерождение. Так Достоевский показал, как может «маленький человек» нравственно переродиться. И эту спасению, по мнению автора, можно найти, лишь имея веру в Бога, ведь это самый справедливый суд.

Читайте также: