Псалтирь. Псалом этот поется от лица человека, совершенного по Богу Кафизма 16 читать на русском языке

1 Молитва Давида. Услышь, Господи, правду, внемли воплю моему, прими мольбу из уст нелживых.

2 От Твоего лица суд мне да изыдет; да воззрят очи Твои на правоту.

3 Ты испытал сердце моё, посетил меня ночью, искусил меня и ничего не нашёл; от мыслей моих не отступают уста мои.

4 В делах человеческих, по слову уст Твоих, я охранял себя от путей притеснителя.

5 Утверди шаги мои на путях Твоих, да не колеблются стопы мои.

6 К Тебе взываю я, ибо Ты услышишь меня, Боже; приклони ухо Твоё ко мне, услышь слова мои.

7 Яви дивную милость Твою, Спаситель уповающих на Тебя от противящихся деснице Твоей.

8 Храни меня, как зеницу ока; в тени крыл Твоих укрой меня

9 от лица нечестивых, нападающих на меня, – от врагов души моей, окружающих меня:

10 они заключились в туке своём, надменно говорят устами своими.

11 На всяком шагу нашем ныне окружают нас; они устремили глаза свои, чтобы низложить меня на землю;

12 они подобны льву, жаждущему добычи, подобны скимну, сидящему в местах скрытных.

13 Восстань, Господи, предупреди их, низложи их. Избавь душу мою от нечестивого мечом Твоим,

15 А я в правде буду взирать на лицо Твоё; пробудившись, буду насыщаться образом Твоим.

Толкование Псалма 16

Как следует из надписи, предваряющей псалом, он был в устах Давида его молитвой к Господу; написан в бедственных обстоятельствах. Многое в содержании его может быть воспринято как указание на то, что и этот псалом излился из сердца Давида, крайне уставшего от ненависти царя Саула, охотившегося за ним.

А. Молитва праведника (16:1-5)

Пс. 16:1-2 . Троекратно повторенным обращением: Услышь, Господи… внемли… прими мольбу – Давид подчеркивает, что нужда его в помощи Господней – неотложна. Услышь о правом деле (о «правде») моем из уст которые не лгут Тебе, взывает псалмопевец.

В стихе 2 он просит, чтобы «приговор» (суд) ему и (подразумевается) его врагам произнес Сам Господь, Который, надеется Давид, видит правоту его.

Пс. 16:3-5 . Первую фразу стиха 3 можно воспринимать как образ бедствий (нападений, предательства), постоянно угрожавших Давиду и его сторонникам; но, возможно, псалмопевец подразумевал нечто конкретное, происшедшее «однажды ночью», что было им воспринято как испытание, «искушение» свыше. Но, утверждает Давид, Ты мог убедиться, что я остался верен Тебе: от мыслей моих не отступают уста мои.

И в делах – во всем, что касается повседневной человеческой жизни, с ее привязанностями, страстями, искушениями, – действовал Давид по слову Господню (стих 4). Тут может иметься в виду и то, что, помазанный на израильский престол по Божиему решению, Давид хранил себя от соблазна встать «на путь притеснителя», но оставался лоялен и справедлив в отношении своего окружения, а, главное, не стремился к насильственному свержению Саула.

В стихе 5 он просит, чтобы Господь помог ему удержаться на этих угодных Ему путях, да не колеблются на них стопы Давида.

Б. Молитва об охране и защите (16:6-12)

Пс. 16:6-7 . Настоятельно прося Бога о помощи, что говорит о крайности его ситуации в то время, Давид уповает на Его дивную милость, т. е. на чудесное избавление Своего избранника от тех, которые противятся деснице Божией (Божиему помазанию Давида). В англ. переводе этот стих звучит несколько иначе: «Яви чудную милость Твою, Ты, спасающий уповающих на Тебя правой рукою Твоею (десницей), от тех, кто восстают против них».

Несмотря на частичное разночтение, и «противящиеся» и «восстающие» вполне соответствуют царю Саулу и его окружению.

Пс. 16:8-10 . Продолжение той же мольбы. Враги Давида заключились в туке своем (стих 10), т. е. обросли жиром; нечувствительные к нуждам народа, они живут в свое удовольствие, надменны в мыслях своих и словах.

Пс. 16:11-12 . В стихе 11 Давид подразумевает хитрые, коварные приемы врагов, окружающих его; они не останавливаются ни перед чем в своем желании покончить с ним («низложить его на землю»). В этих их попытках он уподобляет их кровожадным львам («скимн» – молодой лев), подстерегающим свою добычу в «укрытии» и набрасывающимся на нее внезапно.

Пс. 16:13-15 . Предупреди их… Господи (стих 13), то есть «не дай осуществиться их замыслам». Псалмопевец просит избавить его от людей, живущих лишь интересами мирской жизни, чуждых духовным запросам. Несмотря на то, что Господь не препятствует им насыщаться и богатеть (чрево их Ты наполняешь, так что и дети и внуки их будут в достатке, они стремятся более и более утверждаться в мире и ради своих, сугубо земных, интересов преследуют Давида.

Вынужденно ведя «кочевой» образ жизни, Давид не мог в то время поклоняться Богу в скинии, он мечтает о времени, когда это сделается для него возможным, чтобы в правоте своей взирать на лице Божие и насыщаться образом Его (стих 15).

Перевод профессора Павла Александровича Юнгерова

109. Псалом Давида.

Сказал Господь Господу моему: сиди одесную Меня, доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих. Жезл силы пошлет Тебе Господь от Сиона и господствуй среди врагов Твоих. С Тобою власть в день силы Твоей в блеске святых Твоих. “Из чрева прежде денницы Я родил Тебя”. Клялся Господь и не раскается: Ты – священник во век по чину Мелхиседека. Господь одесную Тебя поразит в день гнева Своего царей. Совершит Он суд над народами, наполнит (землю) трупами, сокрушит головы многих на земле, Из потока на пути будет пить, посему поднимет главу.

110. Аллилуия.

Исповедаюсь Тебе, Господи, всем сердцем моим в собрании и сонме праведных. Велики дела Господни; изысканы во всем желания Его! Хвала и великолепие – дело Его, и правда Его пребывает в век века. Памятными соделал Он чудеса Свои. Милостив и щедр Господь: Пищу дал боящимся Его, будет помнить вечно завет Свой. Силу дел Своих возвестил Он народу Своему, чтобы дать ему наследие язычников. Дела рук Его – истина и правда, верны все заповеди Его, Утверждены они на век века, начертаны по истине и правоте. Избавление послал Он народу Своему, заповедал на век завет Свой. Начало премудрости – страх Господень, разум добр у всех, руководящихся им. Хвала Ему пребывает в век века.

111. Аллилуия. Псалом.

Блажен муж, боящийся Господа, заповеди Его он возлюбит весьма. Сильно на земле будет семя его, род правых благословится. Слава и богатство – в доме его, и правда его пребывает в век века. Воссиял во тьме свет правым: он милостив и щедр и праведен. Добрый муж, щедро дающий, устроит дела свои на суде, так что во век не поколеблется. В память вечную будет праведник, Худой молвы не убоится. Сердце его готово уповать на Господа, непоколебимо сердце его, не убоится, пока не увидит (погибели) врагов своих. Он расточил: дал нищим, правда его пребывает в век века, мощь его вознесется во славе. Грешник увидит (сие) и разгневается, зубами своими поскрежещет и растает. Желание грешника погибнет.

Слава

112. Аллилуия.

Хвалите, отроки, Господа, хвалите имя Господне. Да будет имя Господне благословенно отныне и до века. От востока солнца до запада славно имя Господне. Высок над всеми народами Господь, выше небес слава Его. Кто, как Господь Бог наш, на высоте живущий И на смиренных взирающий на небе и на земле, Поднимающий с земли нищего и от гноища возвышающий убогого, Чтобы посадить его с князьями, с князьями народа Своего, Поселяющий неплодную в дом матерью, веселящейся о детях своих.

113. Аллилуия.

По исходе Израиля из Египта, дома Иакова – из варварского народа, Иудея стала святынею Его, Израиль – областью Его. Море увидело и побежало, Иордан возвратился вспять. Горы прыгали, как овны, и холмы, как ягнята у овец. Что с тобою, море, что ты побежало? И что с тобою, Иордан, что ты возвратился вспять? (Что с вами) горы, что вы запрыгали, как овны, – и холмы, как ягнята у овец? От лица Господа подвинулась земля, от лица Бога Иаковлева, Обратившего камень в озёра воды и нерассеченный – в источники вод. Не нам, Господи, не нам, а имени Твоему дай славу, по милости Твоей и истине Твоей! Пусть никогда не говорят язычники: “где Бог их?” Бог же наш на небе и на земле: все, что захотел, сотворил. Идолы язычников – серебро и золото – дела рук человеческих: Уста имеют, но не проговорят, глаза имеют, но не увидят; Уши имеют, но не услышат; ноздри имеют, но не обоняют; Руки имеют, но не осяжут; ноги имеют, но не пойдут; не издадут голоса гортанью своею. Подобны им да будут делающие их и все надеющиеся на них! Дом Израилев уповал на Господа; Он помощник и защитник для них. Дом Ааронов уповал на Господа; Он помощник и защитник для них. Боящиеся Господа уповали на Господа, Он – помощник и защитник для них. Господь, вспомнив о нас, благословил нас: благословил дом Израилев, благословил дом Ааронов, Благословил боящихся Господа, малых и великих. Да приложит Господь (благ) вам, вам и сыновьям вашим! Благословенны вы Господом, сотворившим небо и землю. Превысшее небо – Господу, а землю Он дал сынам человеческим. Не мертвые восхвалят Тебя, Господи, не все нисходящие во ад, Но мы, живые, будем благословлять Господа отныне и до века.

114. Аллилуия.

Я радуюсь, что слышит Господь глас моления моего, Что Он приклонил ко мне ухо Свое. Посему во дни мои буду призывать (Его): Объяли меня болезни смертные, муки адские постигли меня, скорбь и мучение я обрел и имя Господне призвал. О, Господи, избавь душу мою! Милостив Господь и праведен, и Бог наш милует. Хранит младенцев Господь. Я смирился, и Он спас меня. Возвратись, душа моя, в покой твой, ибо Господь облагодетельствовал тебя, Ибо он избавил душу мою от смерти, очи мои от слез и ноги мои от преткновения. Буду благоугоден Господу в стране живых.

Слава

115. Аллилуия.

Я веровал, посему и говорил: я весьма смирился. Я же сказал в исступлении моем: всякий человек лжив. Что воздам Господу за все, что Он даровал мне? Чашу спасения прииму и имя Господне призову. Обеты мои Господу исполню пред всем народом Его. Честна пред Господом смерть преподобных Его. Господи! Я – раб Твой, я – раб Твой и сын рабыни Твоей. Ты расторг узы мои, Тебе принесу жертву хвалы и имя Господне призову. Обеты мои Господу исполню пред всем народом Его, Во дворах дома Господня, среди тебя, Иерусалим.

116. Аллилуия.

Хвалите Господа, все народы, похвалите Его, все люди, Ибо непоколебима милость Его к нам, и истина Господня пребывает во век.

117. Аллилуия.

Исповедайтесь Господу, ибо Он благ, ибо во век милость Его. Да скажет (сие) дом Израилев, ибо Он благ, ибо во век милость Его. Да скажет (сие) дом Ааронов, ибо Он благ, ибо во век милость Его. Да скажут все боящиеся Господа, ибо Он благ, ибо во век милость Его. В скорби призвал я Господа, и Он услышал меня, (изведши) на простор. Господь мне помощник и не убоюсь: что сделает мне человек? Господь мне помощник, и я воззрю на врагов моих. Лучше надеяться на Господа, нежели надеяться на человека. Лучше уповать на Господа, нежели уповать на князей. Все народы окружили меня, но именем Господним я воспротивился им. Со всех сторон окружили меня, но именем Господним я воспротивился им. Окружили меня, как пчелы сот, и разгорелись, как огонь в терниях, но именем Господним я воспротивился им. Низринутый, я готов был упасть, но Господь поддержал меня. Крепость моя и пение мое – Господь, и Он был мне спасением. Глас радости и спасения в селениях праведных: десница Господня явила силу. Десница Господня возвысила меня, десница Господня явила силу. Не умру, но жив буду и поведаю дела Господни. Научая, наказал меня Господь, смерти же не предал меня. Отворите мне врата правды: вошедши в них, я исповедаюсь Господу. Это – врата Господни: праведные войдут в них. Исповедаюсь Тебе, ибо Ты услышал меня и был мне спасением. Камень, которым пренебрегли строители, он стал во главу угла: От Господа было это, и дивно в очах наших. Сей день сотворил Господь: возрадуемся и возвеселимся в оный. О, Господи, спаси же! О, Господи, поспеши же! Благословен грядущий во имя Господне! Благословили мы вас из дома Господня. Бог – Господь и явился нам. Соберитесь на праздник многолюдными толпами, (доходящими) до рогов жертвенника. Ты – Бог мой, и я буду славить Тебя. Ты – Бог мой, и я буду превозносить Тебя. Буду исповедаться Тебе, ибо Ты услышал меня и был мне спасением. Исповедайтесь Господу, ибо Он благ, ибо во век милость Его.

Слава

Молитвы после 16 кафизмы:

По 16-й кафисме, Трисвятое. Таже тропари, глас 1:

Ин мiр тебе, душе, ожидает, и Судия хощет твоя обличити тайная и лютая. Не пребуди убо в здешних, но предвари вопиющи Судии: Боже, очисти мя и спаси мя.

Слава

Яко прегрешеньми многими и язвами безмерными облежимь есмь, Спасе, согрешаяй молю Твое благоутробие, Христе: врачу недугующих, посети, и исцели, и спаси мя.

И ныне

Душе моя, что нерадиво живеши ленящися? Что не печешися о злых, иже содеяла еси в житии? Потщися исправитися прежде даже дверь не заключит тебе Господь. Богородице притецы, припади и возопий: Упование ненадеемых, спаси мя, много к Тебе прегрешивша, Владычице Пречистая.

Господи, помилуй (40) и молитва:

Господи Святый, в Вышних Живый, и всевидяшим Твоим оком Призираяй на всю тварь, Тебе приклоняем выю души и телесе, и Тебе молимся, Святый святых: простри руку Твою невидимую от святаго жилища Твоего, и благослови вся ны, и прости нам всякое согрешение, вольное же и невольное, словом или делом. Даруй нам, Господи, умиление, даруй слезы духовныя от души, во очищение многих наших грехов, даруй велию Твою милость на мир Твой и на ны недостойныя рабы Твоя. Яко благословено и препрославлено есть имя Твое, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно, и во веки веков, аминь.

Псалтирь замечательна тем, что в ней можно найти примеры многих жизненных ситуаций. Автор псалма 16 возносит молитвы к Богу в период гонений. Характерная особенность молитвы в том, что человек, произносящий ее, полностью уверен в своей правоте. Он в опасности, ему угрожают враги, но все же находит надежное прибежище - Самого Господа, чья праведность не подлежит сомнению. Поэтому далеко не каждый отважится беседовать с Творцом подобно тому, как это сделал Давид.



Царь Давид далеко не сразу стал богатым и знаменитым правителем. Поначалу он был обычным пастухом, который даже не думал претендовать на власть. Историю его жизни, в том числе восшествия на престол, можно проследить, в частности, по псалмам. Большинство из них написал он сам, под водительством Духа Святого. И хотя тексты были составлены как реакция на вполне конкретные жизненные обстоятельства, Псалом 16 наполнен таким глубоким смыслом, что остается актуальным в любые времена.

Давид был младшим из восьми детей, занимался тем, что пас овец. Но даже в этом традиционном занятии он смог проявить себя как личность незаурядная. Завидев дикого зверя, не бежал, а смело вступал в схватку и побеждал, защищая скот. Подобная преданность создала ему прекрасную репутацию. В те времена скот стоил дорого, поэтому люди высоко ценили пастухов, которые сохраняли доверенное им имущество.

Молодой пастух обладал приятной внешностью, он был силен, хорошо говорил и являлся искусным музыкантом. Ведь псалтирь - ни что иное, как струнный инструмент. Поэтому Давида часто изображают именно во время воспевания молитв, которые он сам же и составил. Первый израильский царь, Саул, вызвал гнев Божий тем, что проявил непослушание, упрямство и жесткость. Господь сделал своим избранником молодого Давида, о чем и объявил ему через пророка Самуила.

Саул, который поначалу очень привязался к юноше, вскоре стал заклятым врагом, поскольку видел в нем соперника.

  • Дважды Саул пытался убить Давида, после чего тот вынужден был бежать.
  • Господь руководил действиями Своего избранника, посылая ему откровения.
  • Вместе со своими последователями, юноша нашел прибежище у прежних врагов. Царь филистимлян пожертвовал опальному молодому человеку целый город.

Саул был упрям, поэтому долго преследовал своего противника, хотя тот неоднократно пытался дать понять, что не хочет силой отбирать у него власть. Именно в этот период Давид обратился к Богу в молитве.

Текст 16 псалма на русском

1 Услышь, Господи, правду [мою], внемли воплю моему, прими мольбу из уст нелживых.

2 От Твоего лица суд мне да изыдет; да воззрят очи Твои на правоту.

3 Ты испытал сердце мое, посетил меня ночью, искусил меня и ничего не нашел; от мыслей моих не отступают уста мои.

4 В делах человеческих, по слову уст Твоих, я охранял себя от путей притеснителя.

5 Утверди шаги мои на путях Твоих, да не колеблются стопы мои.

6 К Тебе взываю я, ибо Ты услышишь меня, Боже; приклони ухо Твое ко мне, услышь слова мои.

7 Яви дивную милость Твою, Спаситель уповающих [на Тебя] от противящихся деснице Твоей.

8 Храни меня, как зеницу ока; в тени крыл Твоих укрой меня

9 от лица нечестивых, нападающих на меня,- от врагов души моей, окружающих меня:

10 они заключились в туке своем, надменно говорят устами своими.

11 На всяком шагу нашем ныне окружают нас; они устремили глаза свои, чтобы низложить меня на землю;

12 они подобны льву, жаждущему добычи, подобны скимну, сидящему в местах скрытных.

13 Восстань, Господи, предупреди их, низложи их. Избавь душу мою от нечестивого мечом Твоим,

14 от людей - рукою Твоею, Господи, от людей мира, которых удел в этой жизни, которых чрево Ты наполняешь из сокровищниц Твоих; сыновья их сыты и оставят остаток детям своим.

15 А я в правде буду взирать на лице Твое; пробудившись, буду насыщаться образом Твоим.

Толкование 16 псалма

Для первого ознакомления лучше взять Библию на русском языке. Церковнославянский бывает сложно понимать без специальной подготовки. Также лучше прочитать одно из объяснений псалма 16, составленного отцами церкви - Иоанна Златоуста, Афанасия Великого и т.д. Рассмотрим смысл данной главы книги Псалтирь более детально.

  • По форме это прямое обращение Давида к Господу. В нем он жалуется на своих врагов, от которых и просит защиты.
  • Особенное внимание псалмопевец обращает на то, что он не совершил греха, не пытался «подсидеть» Саула. Ведь Господь сам избрал Давида, он не мечтал об этом.
  • Первый иудейский царь здесь предстает злобным нечестивцем, который не только безвинно преследует Давида, но и идет против воли Божией.

Давид вовсе не пытается щеголять своей правотой или оказывать давление на Творца. Он умоляет Его внимательно выслушать свои доводы. Здесь верующим подается пример того, как следует излагать просьбы. Проситель рассказывает о том, что чувствовал. Его слова полны искренности, чужды всякого притворства и лукавства.

Молящийся не уповает на суд людской. Нет, он прибегает к Тому, кто владеет высшей справедливостью - царю небес, Создателю видимого и невидимого мира. Саул и его приверженцы несправедливо отнеслись к Давиду. В Псалме 16 выражается уверенность в том, что Господь видит каждого тем, кто он есть на самом деле. Великий царь предстает обманщиком, скромный пастух - будущим лидером Израиля, родоначальником семейства, из которого выйдет Иисус Христос.

Как правильно говорить с Богом

Будущий царь в данном тексте дает прекрасный пример того, как беседовать с небесами. Для начала, необходимо проанализировать собственную жизнь. Давид, составляя Псалом 16, полностью уверен в том, что вел себя правильно. Даже в мыслях он не держал ничего против своего оппонента, а лишь исполнял волю Божию.

  • В 3-м стихе автор говорит, что Бог испытал его и не нашел грехов, неправедных поступков;
  • В 4-м стихе призывает следить за тем, что слетает с человеческих уст, потому что слова могут быть источником неправедных дел;
  • В 5-м стихе наставляет в том, что следует всегда поступать по заповедям, то есть ходить путями Божьими.

Далее идет обличение преследователей. Хотя они знатны и богаты, Давид надеется на то, что Господь услышит и будет справедлив. Ведь настоящая праведность не зависит от мнения общества, мирской славы, наград и т.п. Божье признание нельзя купить за деньги. Автор псалма 16 уверен в том, что бесстрастный судья совершит Свой суд, теми способами, которые доступны лишь Владыке небес.

Будущий великий царь показывает прекрасный образец смирения и веры. Даже оказавшись среди пустыни, окруженный сильными врагами, он не теряет уверенности в том, что Бог не забудет его. В заключительном стихе Давид говорит, что не последует примеру нечестивцев, а будет исполнять заповеди, творить праведные дела.

16="">В каких случаях используют 16 псалом

Псалмы применяют для духовного наставления собственной души. Они используются в богослужениях православной, католической церкви, протестанты тоже поют их под сводами своих храмов. Также святые отцы поясняют, для чего нужно читать Псалом 16:

  • когда необходимо скрыться от преследователей;
  • во время неприятностей;
  • чтобы избежать клеветы;
  • для защиты от недоброжелателей.

Жизнь зачастую бывает несправедливой, так устроен этот мир. Иначе мы не смогли бы доказать Господу свою преданность и веру. Даже самые лучшие из людей порой попадают в неприятности. В таком положении главное - продолжать уповать на высшего Судию, справедливого и неподкупного.

  • У православных верующих существует особый порядок чтения Псалтири. Главы объединяются в кафизмы (от 1 до 15), между которыми читаются особые молитвы. Например, псалом 27 входит......
  • В шестопсалмиях 37 псалом занимает второе место. Его словами любой человек может покаяться в своих прегрешениях или же выразить преданность Господу. К тому же словами......
  • Книга Псалмов - очень известная часть Библии, каждая глава в которой представляет собой отдельное поэтическое произведение. Для удобства использования они пронумерованы, сегодня мы поговорим о......
  • Псалмы являются прекрасным духовным средством - для начинающих это укрепление, для опытных - увеличение духовности, это голос Церкви. Псалом 69 на русском языке очень экспрессивно......
  • Книга Псалмов служит христианам для многих целей. Она не только назидательна, но и содержит множество пророчеств о пришествии в мир Иисуса Христа. Также при внимательном......
  • Каждому верующему приходилось молиться. Кто-то делает это часто, кто-то - только по необходимости. Но далеко не каждый может молиться самостоятельно. Для этого чаще всего используются......
  • Псалмы являются прекрасным материалом не только для изучения Священного Писания, но и для духовного роста. Чтение 22 псалма на русском языке позволяет верующим выказать свое......
  • Текст псалом 33 – это специальная хвалебная песнь, которая когда-то давно была написана самим царем Давидом. Говорят, что он притворился безумцем ради того, чтобы спастись......
  • Издавна чтение псалмов применялось в ритуалах белой магии вместо молитв. Связано это в первую очередь с тем, что появились псалмы еще в дохристианские времена. В......
Теперь вы значете что такое Псалом 16 - для чего читают, текст на русском, толкование, у нас можно прочитать об этом, а также, смотрите другие молитвы и статьи о религии онлайн!

Трисвятое по Отче наш:
Таже тропари, глас 1: Ин мир тебе, душе, ожидает, и Судия хощет Твоя обличити тайная и лютая. Не пребуди убо в здешних, но предвари вопиющи Судии: Боже, очисти мя и спаси мя.

Слава: Яко прегрешеньми многими и язвами безмерными облежимь есмь, Спасе, согрешаяй молю Твое благоутробие, Христе: врачу недугующих, посети, и исцели, и спаси мя.

И ныне: Душе моя, что нерадиво живеши ленящися? Что не печешися о злых, ихже содеяла еси в житии? Потщися исправитися прежде даже дверь не заключит Тебе Господь. Богородице притецы, припади и возопий: Упование ненадеемых, спаси мя, много к Тебе прегрешивша, Владычице Пречистая.

Господи Святый, в Вышних Живый, и всевидяшим Твоим оком призираяй на всю тварь, Тебе приклоняем выю души и телесе, и Тебе молимся, Святый святых: простри руку Твою невидимую от святаго жилища Твоего, и благослови вся ны, и прости нам всякое согрешение, вольное же и невольное, словом или делом. Даруй нам, Господи, умиление, даруй слезы духовныя от души, во очищение многих наших грехов, даруй велию Твою милость на мир Твой и на ны недостойныя рабы Твоя. Яко благословено и препрославлено есть имя Твое, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно, и во веки веков, аминь.

Трисвятое по Отче наш:

Тропари, глас 1: Иной мир тебя, душа, ожидает, и Судия намерен обличить дела твои тайные и злые. Не пребудь же погружённой в земное, но прежде конца воззови к Судии: «Боже, очисти меня и спаси меня!»

Слава: Грехами многими и язвами бесчисленными я объят, Спаситель, согрешая, но молю Твоё милосердие, Христе: «Врач недужных, посети, и исцели, и спаси меня!»

И ныне: Душа моя, что нерадиво живёшь в лености? Что не беспокоишься о злых делах, которые совершила в жизни? Постарайся исправиться прежде, чем дверь заключит тебе Господь. К Богородице прибегни, припади и воззови: «Надежда безнадежных, спаси меня, много пред Тобою согрешившего, Владычица Пречистая!»

Господи, помилуй (40) и молитва:

Господи Святой, в вышних живущий и всевидящим Твоим оком зрящий всё творение! Пред Тобою мы склоняемся душою и телом, и Тебе молимся, Святой святых: простри руку Твою невидимую от святого жилища Твоего, и благослови всех нас, и прости нам всякое согрешение, как вольное, так и невольное, словом или делом. Даруй нам, Господи, умиление, даруй слёзы духовные от души, для очищения многих наших грехов, даруй великую Твою милость миру Твоему и нам, недостойным рабам Твоим. Ибо благословенно и преславно имя Твоё, Отца и Сына и Святого Духа, ныне, и всегда, и во веки веков. Аминь.

. Услыши, Господи, правду мою.

Слова эти исполнены великой уверенности. Упоминает же здесь Псалмопевец о правде не в похвалу себе, и не потому что выдает себя за праведника, но как бы так говорит: поелику справедливо прошу Твоей помощи, и желаю избавиться от того, что терплю несправедливо, без причины гонимый Саулом, то услыши и исполни мое прошение.

Внуши молитву мою не во устнах льстивых ,

– потому что Бог внемлет молитве не льстивых уст, но языка чистого и привыкшего поучаться в словесах Божиих.

. От лица Твоего судьба моя изыдет.

Ясно молится о том, чтобы Единородный был ему судиею.

Очи мои да видита правоты .

Просить у Сына праведного суда, каким судил нас.

. Искусил еси сердце мое, посетил еси нощию: искусил мя еси, и не обретеся во мне неправда .

Неправдою божественному Писанию обычно называть хулу на Бога. Ибо сказано: «неправду в высоту глаголаша» ().

. Яко да не возглаголют уста моя дел человеческих.

Учит остерегаться и того, чтобы не говорить ничего смертного и человеческого.

За словеса устен Твоих аз сохраних пути жестоки .

По заповедям Твоим вступил я во врата узкие и тесные.

. Соверши стопы мои во стезях Твоих.

Слово это учит не полагаться на самих себя, но утверждаться в Боге. «Стез и» же Господни суть соблюдение заповедей.

. Аз воззвах, яко услышал мя еси, Боже.

Сказано: «услышал еси» – вместо: «услышишь». Не напрасно же воззвал я к Тебе, но опытом изведав Твое человеколюбие; потому что нередко услышан был Тобою, призывая Тебя. «Воззвание» же есть мысль устремленная к Богу.

Приклони ухо Твое мне .

Бог весь есть ухо, потому что все слышит.

. Тук свой затвориша.

Словом "тук" (церковносл. ) – жир.Редакция «Азбуки Веры» означает весьма великое благоденствие врагов.

. Очи свои возложиша уклонити на землю.

У них, говорит, одна была цель, чтобы привлечь, как ни есть, к земле и склонить к плотскому мудрованию.

. Оружие Твое от враг рук Твоих.

Душа праведника, особливо такого, который привлекает грешников от нечестия к богочестию, есть как бы меч изощренный против духов злобы. Сей-то меч, который сам Ты Владыка изощрил на врагов Твоих, «избави... от враг руки́ Твоея́» (). Кто же суть враги руки Божией, как не противящиеся вере в Единородного Божия, Который есть и рука Божия?

. Господи, от малых от земли раздели я.

Молится, чтобы нечестивые отлучены и как бы отделены были от малых. Кто же суть «малые» сии, как не те, о которых сказано: «мнози... суть звани, мало же избранных» ()?

И сокровенных Твоих исполнися чрево их .

Они, говорит, насладились всем досточестным; а потому, дошли до такого презорства, что беззаконнуют. Слова же: «сокровенных Твоих» – означают: теми наказаниями тайными, о которых имеешь Ты ведение и которых я не знаю, исполни чрева их или, говоря точные, их самих.

Насытишася сынов, и оставиша останки младенцем своим .

Исполнились они всякого беззакония и передали его детям, даже оставили младенцам сынов своих, то есть, внукам.

. Аз же правдою явлюся лицу Твоему.

Не уподоблюсь им, и не буду насыщаться, чем насытились они, но делами праведными исполнюсь Твоей славы.

Читайте также: