Соколов С.В. Социальная конфликтология - файл n1.doc

Социальная информатика как научная дисциплина предполагает изучение и анализ процессов трансформации общественных отношений и социальных институтов под влиянием развития информационнокоммуникационных технологий. Для того, чтобы представить эти процесс в историческом развитии необходимо определить базовое понятие или объект рассмотрения. Нам представляется логичным использовать для этих целей понятие «Общественная коммуникационная система».

Понятие общественной коммуникационной системы и связанную с ним концепцию эволюции культуры и социальных коммуникаций, предложил проф. А.В. Соколов. Данная концепция представляет интерес и взята нами за основу, т.к. основана на институциональном подходе к анализу социально-коммуникационных процессов и опирается на большое количество фактофафического материала.

Понятие общественной коммуникационной системы

В своей работе «Общая теория социальной коммуникации» А.В. Соколов предлагает следующее определение общественной коммуникационной системы: «Общественная коммуникационная система (ОКС) есть структурированная (упорядоченная определенным образом) совокупность коммуникантов, реципиентов, смысловых сообщений, коммуникационных каналов и служб, располагающих материально- техническими ресурсами и профессиональными кадрами» 1 .

Культура , по А.В. Соколову, является совокупностью овеществленных и неовеществленных культурных, т.е. искусственных социальных, смыслов, а ОКС - это часть овеществленной культуры, обеспечивающая движение культурных смыслов в социальном пространстве и времени. Тем самым, ОКС в целом и ее элементы - это овеществленная коммуникационная культура в различные исторические эпохи. Эволюция культуры и социальных коммуникаций не просто взаимосвязаны, - они совпадают друг с другом, поскольку коммуникация есть органическая часть культуры человечества - поэтому стадии развития социальных коммуникаций совпадают с этапами истории культуры.

Обнаруживаются следующие зависимости между стадиями культуры и видами социальной коммуникации:

  • - археокультура (сфера микрокоммуникации);
  • - палеокультура (наряду с микрокоммуникацией появляются мидикоммуникации: религиозная, литературная, художественная, материально-производственная);
  • - неокультура (массовизация и развитие макрокоммуникации: появление технических средств массовой коммуникации, международного культурного сотрудничества и информационных войн, глобализации коммуникационных систем).

В концепции А.В. Соколова различаются три уровня коммуникационной культу ры: словесность, книжность, мультимедийность.

Словесность - такой уровень коммуникационной культу ры, когда все культурные смыслы передаются в социальном пространстве и времени посредством устной коммуникации.

Книжность - такое состояние культуры, когда основные культурные смыслы передаются посредством документной коммуникации. Книжность включает в себя три поколения: рукописную, мануфактурную и индустриальную книжность.

Мультимедийность достигается тогда, когда основные культурные смыслы передаются посредством электронной коммуникации.

Таблица 4.1 представляет в обобщенном виде хронологию развития общественных коммуникационных систем и соответствующих уровней коммуникационной культуры, предложенные А.В. Соколовым.

Важным элементом данной концепции является принцип преемственности коммуникационных каналов. Человек получил в наследство от своих предков-иралюдей два канала устной коммуникации - невербальный (общение с помощью жестов, музыка, ганец) и вербальный (человеческая речь). К этим каналам в период верхнего палеолита (40- 15 тыс. лет назад), присоединились искусственные каналы - иконический (живопись) и символьный (скульптура и первые сооружения) каналы. Таким образом, в каменном веке, на стадии археокультуры, возникли четыре исходных канала. В недрах этих каналов в виде первобытного искусства образовались художественные каналы, которые невозможно обособить: музыка и танец слиты с невербальным каналом; поэзия и риторика - продукты вербального канала; живопись выросла из иконической графики, а скульптура - из амулетов, талисманов и прочих вещественных символов.

Последовательная смена коммуникационных систем происходит не стихийно, а в силу кризиса коммуникационных каналов, который состоит в том, что эти каналы перестают удовлетворять общественные коммуникационные потребности. Разрешение кризиса достигается путем бифуркации (разделения) перегруженных каналов.

Таблица 4.1. Хронология общественных коммуникационных систем в Западной Европе и на Ближнем Востоке (по А. В. Соколову)

Наименование ОКС У ровни коммуникационной культуры

Хронологические этапы (длительность)

Кол-во

каналов

I. Общинная ОКС

Господство икоиических документов и археокуль- турной словесности (Бифуркация I)

  • 40-5 тыс. лет назад
  • (25 тыс. лет)

И. Рукописная ОКС

Сочетание словесности и палеокультур!юй книжности

(Бифуркация И)

III тыс. до н. э. - I пол. XV в. н.э. (4,5 тыс. лет)

III. Мануфактурная ОКС Мануфактурная неокультурная книжность; господство мануфактурного книгопечатания (Бифуркация III)

XV-XVIII вв. (350 лет)

IV. Индустриальная ОКС Индустриальная неокульту рная книжность; господство машинной полиграфии (Бифуркация IV)

V. Мультимедийная ОКС Господство мультимедийных телевизионнокомпьютерных каналов

II пол. XX в. - настоящее время

Следует отметить, что в концепции А.В. Соколова термин «бифуркация» используется как раздвоение, разветвление, разделение чего-либо на две части. Подобно тому, как в географии бифуркацией называют разделение реки на два русла, которые в дальнейшем не сливаются. При этом исходный канал не исчезает, а сохраняется.

В табл. 4.1 обозначены четыре бифуркации, которые происходили на стыке археокультуры и палеокультуры (III тыс. лет до н.э.); на стыке палео культуры и мануфактурной неокультуры (середина XV века); на переходе от мануфактурной к индустриальной неокультуре (начало XIX века) и, наконец, в наше время - переход от неокультуры к постнеокультуре (конец XX века). Точки бифуркации - это границы между различными ОКС. При этом подчеркивается, что в историческом времени «точка» - это не моментальная смена, а достаточно длительный промежуток, поэтому бифуркацию нужно понимать как переходный период между разными общественными коммуникационными системами.

Получается, что бифуркация I вызвала к жизни два новых коммуникационных канала - письменность и литературный язык; бифуркация II - изобретение книгопечатания и великие географические открытия, которые сделали достаточно массовым использование путешествий как нового коммуникационного канала; бифуркация III - промышленный переворот, обусловивший появление первичных технических каналов, в том числе машинной полиграфии, телефона и радио; бифуркация IV - научно-техническая революция XX в., вызвавшая к жизни электронную коммуникацию - телевидение и компьютерные телекоммуникации.

Если принять за точку отсчета четыре исходных канала, то двигаясь вдоль хронологической шкалы, обнаруживаем прогрессию роста: 4, 6, 8, 10, 12, которая представляет собой классическую арифметическую

прогрессию. А.В. Соколов выдвинул предположение, что в ходе цивилизационного процесса коммуникационные каналы увеличиваются в арифметической прогрессии с основанием 2. При этом материальные затраты общества на обеспечение коммуникаций (технические средства, капитальные вложения, кадровые ресурсы) увеличиваются не в арифметической, а в геометрической прогрессии, и, соответственно, в постнеокультурном информационном обществе будут поглощать львиную долю национального бюджета.

Представим в обобщенном виде хронологию развития общественных коммуникационных систем, а также соответствующих им уровней культуры и коммуникационных каналов 1 .

Соколов Аркадий Васильевич (1934 г. р.) - крупнейший отечественный ученый, пионер информатики. Он член-корреспондент Российской академии естественных наук, действительный член Международной академии информатизации, доктор педагогических наук, профессор, заслуженный работник культуры России. Научные исследования Соколова А. В. направлены на совершенствование сложившейся практики. Он - главный конструктор автоматизированной системы "Союзкультура" в Российской государственной библиотеке, первый президент Санкт-Петербургского библиотечного общества. Список научных публикаций А. В. Соколова превышает 260 наименований. Его работы изданы на английском, немецком, испанском, китайском, чешском, польском языках.

С начала 90-х годов А. В. Соколов разрабатывает общепрофессиональный курс социальных коммуникаций. По его инициативе этот курс включен в учебные планы ряда вузов страны.

Предлагаемое читателю учебное пособие "Введение в теорию социальных коммуникаций" не имеет аналогов. Оно новаторское и по форме, и по содержанию. В нем впервые систематично и доходчиво излагаются основные положения и понятия теории социальных коммуникаций.

Учебное пособие предназначено для социально-культурных работников, библиотекарей, журналистов, социологов, информационных работников, преподавателей, аспирантов, студентов гуманитарных вузов.

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ

ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПРОФСОЮЗОВ

А. В. Соколов

ВВЕДЕНИЕ В ТЕОРИЮ

по высшему образованию в качестве учебного пособия

для студентов высших учебных заведений,

обучающихся по специальности Культурологии"

Санкт-Петербург

Рецензенты: доктор философских наук, профессор С.Н. Иконникова,

доктор педагогических наук, профессор В.П. Леонов

Соколов А.В.

С 59 Введение и теорию социальной коммуникации:

Учебное пособие. СПб.: СПбГУП, 1996 320 с.

ISBN 5 –7621-0020-0

В книге видного российского ученого, член-корреспондента Российской академии естественных наук, действительного члена Международной академии информатизации, профессора СПбГУП изложены основы теории социальной коммуникации. Впервые и отечественной литературе разносторонне освещены социальная коммуникация, коммуникационная деятельность, социально-коммуникационная система. В анализе социальной коммуникации использован теоретический инструментарий философии, социологии, психологии, информатики, культурологии. Для студентов и аспирантов гуманитарных вузов.

SBN 5-7621-0020-0  Соколов А.В., 1996

 Оформление, СПбГУП, 1996

ВВЕДЕНИЕ

Теория социальной коммуникации одна из репрессированных советской идеологией научных дисциплин. В "Философском словаре", изданном Политиздатом в 1986 г., говорится: "Коммуникация категория идеалистической философии, обозначающая общение, при помощи которого "Я" обнаруживает себя в другом... Доктрина коммуникации в целом утонченная форма кастовых и корпоративных связей. Объективно учение о коммуникации противополагается марксистскому пониманию коллектива" 1 . Отказ от научного изучения коммуникационных процессов нанес большой ущерб прикладным дисциплинам, изучающим социально-коммуникационную практику, в том числе педагогике, библиотековедению, журналистике, учению о культурно-просветительной работе. Эти дисциплины сосредоточились на поверхностном описании и систематизации наблюдаемых фактов и выработке идеологически выдержанных рекомендаций, лишившись теоретической глубины.

Между тем, в американских и западноевропейских университетах много лет читаются курсы по коммуникации, существуют специализации и присваиваются ученые степени "коммуникационных наук". Издается более двух десятков научных и технических журналов, посвященных коммуникации, а мировой поток научной, учебной, производственной литературы трудно обозрим. Добытые знания обобщаются в справочной литературе: в 1989 году в Нью-Йорке был переиздан "Стандартный словарь по коммуникации", насчитывающий более 1200 страниц 2 ; в том же году потаилась четырехтомная Международная энциклопедия по коммуникации, подытоживающая разнообразные и обширные знания, накопленные за рубежом 3 .

Главный редактор этой энциклопедии Э. Барнув, констатируя "коммуникационную революцию, происходящую в индустриальных странах", пишет: "становится очевидным центральное положение коммуникации в человеческой истории, что и объясняет, почему такие различные дисциплины как антропология, искусство, образование, история, журналистика, право, лингвистика, философия, политические науки, психология и социология стремятся к объяснению процесса коммуникации, сотрудничают в создании новой дисциплины", которая именуется теорией коммуникации. Задача этой дисциплины по Э. Барнуву состоит в том, чтобы выявить "все пути, по которым информация, идеи и установки распространяются среди индивидов, групп, наций и поколений".

К сожалению, в пашей стране до сих пор коммуникационная проблематика сводилась к массовой коммуникации или различным информационным системам и никогда не охватывалась в целом. В настоящем курсе впервые предпринята попытка представить проблемы социальной коммуникации во всей полноте и разнообразии. Охарактеризуем кратко это разнообразие.

Исходное определение: социальная коммуникация есть движение знаний, эмоциональных переживаний, волевых воздействий в социальном времени и пространстве. Обратите внимание: более, казалось бы, емкое выражение "социальная коммуникация - движение социальной информации" не используется в качестве исходного из-за расплывчатости понятия "информация", которое нуждается в критическом осмыслении (см. раздел 3). Примерами социально-коммуникационных актов могут служить дружеская беседа и научный диспут, лекция и чтение книги или газеты, телефонный разговор, телепередача, компьютерный поиск информации. Молитва, обращенная к Богу, - это односторонняя коммуникация, которую желательно сделать двусторонней. Каждый человек значительную часть своей жизни посвящает общению с другими людьми, усвоению культурного наследия, самовыражению в речи или письме, короче говоря, - коммуникационной деятельности.

Социально-коммуникационные процессы являются условием и предпосылкой существования всякого человеческого общества. Поэтому в ходе цивилизационного развития человечества образовались специальные социально-коммуникационные учреждения, призванные удовлетворять коммуникационные потребности общества в целом, социальных групп и отдельных личностей. Учреждения такого рода - школы, библиотеки, музеи, книгоиздательства, пресса, телевидение, службы научно-технической и экономической информации, туристические агентства, театры, кино, клубы и т. д. В этих учреждениях работают профессионалы социально-коммуникационной деятельности, специалисты в области социальной коммуникации.

Конечно, содержание деятельности каждого социально-коммуникационного учреждения специфично, поэтому различны квалификационные требования (совокупность знаний, умений, навыков), предъявляемые, например, к учителю или актеру, библиотекарю или журналисту, музейному экскурсоводу или корреспонденту телеграфного агентства. Но есть общая основа их профессионализма, заключающаяся в овладении коммуникационными знаниями, умениями и навыками. Полому курс "Социальные коммуникации" имеет статус обще профессионального курса к системе подготовки социально-коммуникационных работников. В качестве такового он может (и должен!) преподаваться на библиотечных, педагогических, культурологических, журналистских, редакционно-издательских, искусствоведческих факультетах при условии некоторого профилирования.

Главная особенность общепрофессионального курса заключается в том, что он является обобщающим (интегрирующим), а не описательно-рецептурным. Обобщение требует абстрагирования от частностей. Поэтому обобщающий курс неизбежно становится теоретическим и может именоваться "теорией социальной коммуникации".

В научном познании (гносеологии) принято различать объект и предмет данной науки (теории, учения). Объект это часть объективно (независимо oт исследователя) существующей реальности, которую исследователь выбирает для изучения. В настоящем случае таким объектом служит социальная коммуникация, исходное определение которой приведено выше. Познание всякого объекта неисчерпаемо, потому что к нем можно найти бесконечное количество аспектов (свойств, отношений), предоставляющих научный интерес. В связи с этим конкретные (не обобщающие!) научные дисциплины рассматривают объект не в целом, а в определенном, близком им аспекте. Объект, взятый и определенном аспекте, образует предмет науки. Следует обратить внимание на то, что объект существует реально, а предмет это идеальный образ объекта, построенный учеными. Например, такой многогранный объект, как "человек", служит предметом изучения психологии, антропологии, медицины, социологии, но каждая из этих наук лишь частично отвечает на вопрос "что есть человек?"

Социальная коммуникация, бесспорно, имеет мною аспектов, позволяющих образовать целое предметное пространство, которое, ради наглядности, представим в виде предметного куба, имеющего шесть граней (см. рис. 0.1). Согласно рисунку, социальная коммуникация может и, действительно, является предметом изучения по крайней мере пяти фундаментальных наук: философии, социологии, психологии, культурологии, лингвистики, плюс прикладные технические науки. Конкретизируем содержание социально-коммуникационной проблематики.

1. Философская грань предметного куба Социальная коммуникация, как уже было сказано, представляет собой движение знаний, эмоциональных переживаний, волевых воздействий в социальном времени и пространстве. Знания, чувства, волевые побуждения есть смыслы, поэтому социальная коммуникация есть коммуникация смысловая, содержанием которой является движение идеальных, умопостигаемых смыслов, а не перемещение материальных объектов как в случае транспортной или энергетической коммуникации. Постижение сущности социальной коммуникации требует обращения к философским категориям "идеальное", "материальное", "сознание", "смысл", "знак".

Две классические философские дисциплины, помимо современных философских теорий и концепций, непосредственно занимаются социально-коммуникационными процессами: логика и герменевтика. Логика изучает формы мышления и пути постижения истины, в ее предмет входит построение доказательств и опровержений, обнаружение лжи и заблуждений, ведение диалога и спора. Герменевтика учение о понимании (толковании) текстов, о постижении глубинных смыслов записей, например, поэм Гомера, Священного Писания и т.п. Ясно, что социально-коммуникационные сообщения должны быть логичны и понятны, поэтому логика и герменевтика вписываются в проблематику социальной коммуникации.

Рис. 0.1 Предметный куб социальной коммуникации

II. Социологическая грань достаточно очевидна, ибо социальная коммуникация осуществляется социальными субъектами (личностями, социальными группами, массо­выми аудиториями) в социальном пространстве и времени. Строго говоря, теория социальной коммуникации должна быть одной из социологических дисциплин, но этого не произошло. Изучая структуру общества, его социальные институты, динамику социальной жизни, социологи лишь попутно обращались к социально-коммуникационным про­цессам, не занимаясь углубленным их исследованием. Исключениями являются учение о взаимодействиях между людьми П. А. Сорокина 4 , символический интеракционизм (дословно "взаимодействие посредством символов", т. е. смыслов) - направление, развиваемое в социологии США с 20-х годов нашего века, теория коммуникативной дея­тельности, развиваемая немецким социальным философом Ю. Хабермасом. Тем не менее в проблемном кубе социаль­ной коммуникации социологическим разработкам должно принадлежать видное место.

III. Психологическая грань отчетливо проявляется в двух случаях: в межличностной коммуникации (общении), когда происходит диалог между равными партнерами, и в управлении (манипулировании) массовыми аудиториями. "Общение" признается одной из базовых категорий отече­ственной общей психологии, наряду с такими категориями. Проблематика общения глубоко разработана и трудах I). Г. Ананьева, Л. А. Бодалева, А. II. Леонтьева, I). Ф. Ломова, 13. П. Мясищева. Управление массовыми аудиториями и процессе пропа­ганды, aгитации, рекламы давно изучается социальной пси­хологией, достигшей несомненных успехов. Стало быть, имеются неплохие возможности для раскрытия пси­хологических аспектов коммуникационной деятельности. Следует обратить внимание, что психологическая пробле­матика непосредственно выводит на физиологическую проблематику (асимметрия полушарий головного мозга, "реченые зоны" и мозгу и г. д.). Нет нужды выделять спе­циально физиологические проблемы, так как они легко объединяются с проблемами психологическими.

IV. Культурологическая грань. Культурология не относится к числу наук с четко очерченным предметом ис­следования, ибо базовая для нее категория "культура" понимается учеными по разному. Теоретическая трактовка культуры связана с понятиями "духовная культура", "духовная жизнь", "культурное наследие", которые имеют прямое отношение к социальной коммуникации, точнее к теоретической ее интерпретации. Практическое понима­ние культуры приходит к таким социально-культурным явлениям, как письменность, литература, искусство, рели­гия, паука, а также к культурным социальным институтам школам, библиотекам, музеям и т. д. Пepeчисленные социально-культурные явления и институты (учреждения, службы) выполняют коммуникационные функ­ции, и для некоторых из них именно эти функции являются определяющими и главными. Можно сказать, что социаль­но-коммуникационная деятельность и социально-куль­турная деятельность образуют единство, они нe просто взаимосвязаны, а взаимообусловлены и неотделимы друг от друга. Отсюда вытекают научно-интеграционные связи между теорией социальной коммуникации и такими наука­ми, как литературоведение, искусствознание, науковедение, педагогика, библиотековедение, библиографоведение, журналистика, клубоведение, научная информатика и мно­гие другие. Именно в этом случае может особенно плодотворно проявиться потенциал обобщающей теории социальной коммуникации.

Культурология исторически связана е этнографией (этнологией), изучающей происхождение и жизненный цикл этносов (племен, народностей, наций), их этнические осо­бенности, в том числе знаковые системы, язык, символику, традиции, т.е. социально-коммуникационные явления, выработанные данным этносом. Разумеется, ком­муникационный багаж этнологии представляет интерес для теории социальной коммуникации.

V. Лингвистическая грань социально-коммуника­ционной проблематики достаточно очевидна. Речевая спо­собность, т.е. способность пользоваться выработанным обществом языком, является необходимой предпосылкой всякой коммуникационной деятельности. Современная лин­гвистика не отдельная наука, а цикл научных дисцип­лин, куда входят фонетика, лексикология, грамматика, се­мантика, структурная лингвистика, стилистика, культура речи, сравнительное языкознание и другие учения. Цикл лингвистических дисциплин включается в состав социаль­но-коммуникационных наук, но им не исчерпывается та грань социальной коммуникации, которую мы назвали "лингвистической".

Наряду со словесными (вербальными) средствами в межличностной коммуникации непременно используются жесты, позы, мимика, интонации и другие невербальные средства. Строго говоря, невербальное общение не должно входить в компетенцию лингвистики, но практически мно­гие лингвисты, особенно психолингвисты и социолингвисты, изучают язык жестов, дополняющий вербальное общение.

Обобщающей теорией знаков является семиотика, которая может быть названа "научным партнером" теории социальной коммуникации. Семиотический подход к социальной коммуникации, когда предметом рассмотрения становятся языки и отдельные символы, выражающие смыслы, раскрывает особое "измерение" в ее изучении, Правда, это "измерение" шире, чем сугубо лингвистический взгляд, - оно охватывает культурологические, в частности, литературоведческие, и этнографические знаковые проблемы.

VI. Техническая грань со времен изобретения книгопечатания (XV в.) приобретает все более важное значение в социальной коммуникации. Промышленная революция XIX века вызвала к жизни прессу, ставшую "четвертой властью" в демократических странах Запада, телеграф, телефон, радио. Плодами научно-технической революции XX века стали телевидение и компьютер, воздействие которых на социальную коммуникацию является одним из центральных вопросов коммуникационных теорий.

Итак, мы выделили и кратко охарактеризовали шесть проблемных областей, представляющих предметное поле социальной коммуникации. Но этого мало. Социальная коммуникация, подобно любому социальному процессу, допустим, процессу материального производства или госу­дарственного строительства, обусловлена исторически. Предметный куб социальной коммуникации для Древнего Египта, классической Греции, Киевской Руси или петров­ской России сохранит свою шестигранную форму, но содержание его будет далеко не одинаковым в каждом слу­чае. При изучении всякого социального явления разли­чаются два измерения:

Синхроническое измерение - представле­ние данного явления или ряда одновременно случившихся явлений во всей их полноте, соответствующей данному моменту времени;

Диахроническое измерение - представле­ние эволюции (истории развития) данного явления в тече­ние достаточно длительного промежутка времени.

Осуществляя синхроническое описание и осмысление социальной коммуникации какого-либо исторического общества, мы делаем только первый шаг к диахрони­ческому представлению социально-коммуникационных про­цессов, а, следовательно, к пониманию исторических зако­номерностей, обусловивших эти процессы. Если пред­ставить синхроническое измерение в виде одного предмет­ного куба, то диахроническое измерение - это после­довательность такого рода кубов. Сколько требуется построить кубов социальных коммуникаций, чтобы обна­ружить эволюционные закономерности? Для этого не нужно прослеживать коммуникационные процессы каждого этноса и каждого государства с момента их возникновения до наших дней. Достаточно ограничиться главными вехами в истории человечества. Такими вехами являются цивили­зации. В теории социальной коммуникации вырисовывается проблема "Цивилизации и коммуникации", изучение кото­рой позволит удовлетворить требования принципа исто­ризма, действующего во всех общественных науках.

Обобщающий статус теории социальной коммуни­кации заключается в том, что она становится ядром целой системы социально-коммуникационных наук. Эта систе­ма нуждается в особом рассмотрении (см. раздел 8).

Теперь уточним предмет теории социальной комму­никации, т. е. те аспекты реально существующих социаль­но-коммуникационных явлений, сущность которых вскры­вается данной обобщающей теорией. Движение во времени каких-либо смыслов (знаний, эмоций, волевых импульсов) есть не что иное, как память. Если имеется к виду движение смыслов в социальном (историческом) времени, то речь идет о социальной памяти. Если же рассматривается движение смыслов в социальном пространстве, то гово­рится о социально-коммуникационной деятельности. Социальная намять и социально-коммуникационная дея­тельность неразрывно связаны друг с другом. В памяти нет ничего, что не было бы в содержании коммуникационных сообщений, а субъект коммуникационной деятельности должен обладать памятыо, в противном случае ему не о чем будет сообщать другим людям. Следовательно, предметами изучения теории социальной коммуникации являются:

Социальная намять;

Социально-коммуникационная деятельность;

Взаимосвязи между ними.

Наконец, остановимся на методологических подхо­дах, которые могут быть использованы при изучении со­циальной коммуникации. Реализация методологического подхода состоит в том, что социальная намять и социально-коммуникационная деятельность рассматриваются через призму базовой категории данного подхода, и при этом высвечиваются определенные их свойства, другие же свой­ства затушевываются. Ясно, что для всестороннего поз­нания изучаемого предмета желательно использовать не­сколько методологических подходов. В обществоведении получили распространение следующие подходы;

и н ф о р м а ц и о н н ы й, использующий для тео­ретического воспроизведения изучаемых предметов обще­научную категорию информация;

с е м и о т и ч е с к и й, рассматривающий социальные процессы через призму категории знак:

д е я т е л ь н о с т н ы й, где базовой является категория деятельность;

с и с т е м н ы й, или с т р у к т у р н о - ф у н к ц и о ц а л ь н ы й, где базовыми категориями служат система, структура, функция.

Принята следующая логика построения курса в целом: теоретическое введение, вводящее в оборот основ­ные понятия и термины теории социа-льной коммуникации (раздел 1); эволюция социальной коммуникации от зоокоммуцикации австралопитеков до электронной коммуни­кации постиндустриального общества (раздел 2); раздел 3 посвящен межличностной коммуникации и базируется на психологических разработках; раздел 4 является социоло­гическим и культурологическим но содержанию и но фор­ме. Настоящее издание посвящено разделу 1.

Наконец, уточним способ изложения материала в на­шем курсе. Люди понимают (интериоризируют) новые для них смыслы в зависимости от своих психотипологических особенностей. Существуют 4 полярных способа понимания:

0. 3 а п о м и н а н и е вместо понимания: некритиче­ское воспроизводство запомнившихся текстов. Здесь преобладает сенсорное (чувственное) восприятие, а не рациональное мышление. Фактически имеет место квази-пониманию.

1. Х у д о ж н и ч е с к о е понимание, свойственное художникам, музыкантам, поэтам, где условие постижения смысла заключается в представлении его в виде фантасти­ческих образов, гармонического сочетания цвета, или гра­фики, или звуков.

2. И и ж е н е р н о - т е х н и ч е с к о е понимание, стремящееся к схематизации смыслов, к выражению их в форме наглядных диаграмм, чертежей, таблиц, класси­фикаций и т.п.

3. М а т е м а т и ч е с к о е понимание, где требуется описание смыслов с помощью умозрительных абстракций вероятность, многомерное пространство, мнимая величи­на, дифференциал, интеграл и пр.).

На рис. 0.2. способы понимания упорядочены в виде классификации. Обычный человек (не гений) не может вла­деть в равной мере несколькими способами понимания, так как возможности каждого психологического типа ограни­чены. Одни люди легко воспринимают музыку или поэзию и свободно оперируют ими, другим близки и понятны мате­матические выражения и структурные формулы, повер­гающие в уныние гуманитарную интеллигенцию. При этом все люди пользуются в своей практике квазипониманием, основанном на доверии к автору сообщения и сводящимся к механическому репродуцированию услышанного, увиден­ного или прочитанного.

На какой способ понимания рассчитан наш курс? На инженерно-техническое понимание. Оно является наиболее распространенным в среде рационально мыслящей интел­лигенции и не требует специфических математических или эстетических способностей для постижения смысла текста. Метод некритического запоминания не рекомендуется, поскольку в данном случае он превращается в слишком трудоемкое и неблагодарное занятие.

Рис. 0.2. Классификация способов понимания

1. КОММУНИКАЦИОННАЯ

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И

КОММУНИКАЦИОННЫЕ ЯВЛЕНИЯ

1.1. Понятие о социальной коммуникации

Во введении без развернутой аргументации было предложено исходное определение социальной коммуни­кации. Теперь остановимся на двух немаловажных для ее понимания моментах: во-первых, родовом понятии "ком­муникация" и типах коммуникации; во-вторых, на разно­видностях социальной коммуникации.

А.Н. Правовое государство. Идея, теория , практика. Курск, 1994.(рецензия...

  • Учебно-методический комплекс теория государства и права специальность 030501. 65 -юриспруденция квалификация юрист

    Учебно-методический комплекс

    Введение в теорию государства и права 1 Теория теории Соколов А.Н. Правовое...

  • Программа дисциплины теория государства и права специальность 030501. 65 -юриспруденция квалификация юрист

    Программа дисциплины

    Лекции Семинары 1 семестр Раздел 1 Введение в теорию государства и права 1 Теория государства и права как наука... право. Вопросы теории и практики. М., 1986. Сагадар М.Н. Основы мусульманского права. М., 1996 Соколов А.Н. Правовое...

  • Программа для государственного экзамена по Теории государства и права по направлению Юриспруденция (магистратура) Казань 2012

    Программа

    1988. - 139 с. Дмитриев А.В. Введение в общую теорию конфликтов / А.В. Дмитриев, В.Н. ... 1996. - 232с. Соколов Н.Я. Профессиональное сознание юристов... Четвернин В.А. Демократическое конституционное государство: Введение в теорию / В.А. Четвернин; РАН, ...

  • Соколов А.В. Общая теория социальной коммуникации: Учеб. пособие. - СПб.: Михайлов, 2002. - 460 с.: ил. - Библиогр. в конце гл.
    ISBN 5-8016-0091-4

    В учебном пособии излагается обобщающая теория, выявляющая общие закономерности, сходство и различие различных видов, уровней и форм социальной коммуникации. На основе понимания социальной коммуникации как движения смыслов в социальном пространстве и времени рассмотрены личные и общественные коммуникационные потребности, коммуникационная деятельность и общение, социальная память, коммуникационные каналы, типология социально-коммуникационных институтов, эволюция социальных коммуникаций с каменного века до 2000 г. Особое внимание уделено информационному подходу к социальной коммуникации (социальной информатике) и семиотике социальных коммуникаций. Представлена система социально-коммуникационных наук, центром которой является метатеория социальной коммуникации. Книга адресована ученым-обществоведам, студентам, аспирантам и преподавателям, изучающим проблематику социальной коммуникации, а также социально-коммуникационным работникам, желающим повысить свою квалификацию.

    1. Понятие о социальной коммуникации. Обыденное и научное понимание коммуникации. Проблема смысла. Проблема понимания. Социальное пространство и время.
    (gl1.pdf - 349К)

    2. Коммуникационная деятельность и общение. Коммуникационные действия и их формы. Виды, уровни и формы коммуникационной деятельности. Общение как социально-психологическая коммуникационная категория. Игры и псевдоигры. Правда и ложь в коммуникационной деятельности.
    (gl2.pdf - 728К)

    3. Социальная память. Типы памяти и мнемические действия. Информационная модель индивидуальной памяти. Групповая социальная память. Структура социальной памяти общества. Противоречия общественного познания.
    (gl3.pdf - 655К)

    4. Коммуникационные каналы. Разновидности коммуникационных каналов. Устная коммуникация. Документная коммуникация. Электронная коммуникация. Древо коммуникационных каналов.х
    (gl4.pdf - 1013К)

    5.Эволюция социальных коммуникаций. Хронология общественных коммуникационных систем. Археокультурная словесность. Палеокультурная словесность. Мануфактурная неокультурная книжность. Индустриальная неокультурная книжность. Мультимедийная коммуникационная культура.
    (gl5.pdf - 665К)

    6. Семиотика социальных коммуникаций. Объект и предмет семиотики социальных коммуникаций. Коммуникационные знаки и их классификация. Семиотика текстов. Семантика, синтактика, прагматика.
    (gl6.pdf - 464К)

    7. Социальная информация. Концепции информации в современной науке. Математическая теория информации. Эффект “информационных очков”. Концепции социальных информатик.
    (gl7.pdf - 491К)

    8. Коммуникационные потребности. Определение и типология. Личностные коммуникационные потребности. Групповые коммуникационные потребности. Общественные коммуникационные потребности.
    (gl8.pdf - 481К)

    10. Социальная коммуникация как объект и предмет научного познания. Система социально-коммуникационных наук. Общая характеристика метатеории социальной коммуникации

  • Меткин М.В. Конфликтология (Документ)
  • Мириманова М.С. Конфликтология (Документ)
  • Контрольная работа - Социальная стратификация и социальная мобильность в современном российском обществе (Лабораторная работа)
  • Невлева И.М., Трунов А.А. Конфликтология в социальной работе (Документ)
  • Леонов Н.И. Конфликтология (Документ)
  • Кунгурова Н.И., Терехов В.К. Социальная работа (Документ)
  • Реферат - Личная и социальная ответственность менеджера (Реферат)
  • n1.doc

    Материалы, размещенные в телекоммуникационной библиотеке и представленные в виде цитат,

    допускается использовать исключительно в образовательных целях.

    Запрещается тиражирование информационных ресурсов с целью извлечения коммерческой выгоды, а также иное их использование в нарушение соответствующих положений действующего законодательства по защите авторских прав.

    УДК 316.48(075.8)

    ББК 60.5я73

    С59
    Рецензенты:

    кафедра философии и политологии

    Нижегородского государственного

    архитектурно-строительного университета

    (зав. кафедрой д-р филос. наук Л.А. Зеленое)

    И д-р филос. наук Л.А. Никитич
    Главный редактор издательства Н.Д. Эриашвили
    Соколов С.В.

    Социальная конфликтология: Учеб. пособие для вузов. –

    С59 М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001. - 327 с.

    ISBN 5-238-00242-4
    Рассматриваются природа и классификация социальных конфликтов. Социальные конфликты анализируются со стороны социальных противоречий. Общие конфликтологические понятия исследованы в историческом контексте, наполнены жизнью во всей ее сложности. Дан обстоятельный анализ основных социально-экономических, социально-политических и национально-идеологических конфликтов России в XX веке.

    Для студентов и преподавателей высших учебных заведений, а также широкого круга читателей
    ББК 60.5я73

    ISBN 5-238-00242-4
    © С.В. Соколов, 2001

    © ООО "ИЗДАТЕЛЬСТВО ЮНИТИ-ДАНА", 2001.

    Воспроизведение всей книги или любой ее части

    Запрещается без письменного разрешения

    Издательства

    От автора

    Учебное пособие «Социальная конфликтология» дает представление о природе, структуре, развитии, классификации социальных конфликтов. В советском обществе социальные конфликты считались недопустимыми. Их отсутствие трактовалось как важнейшее достижение по сравнению с капиталистическими странами. Социальные конфликты в нашей стране пресекались на корню с помощью тотального насилия и загонялись во внутрь общества. Все несогласные с советской властью сидели в ГУЛАГе. Когда некоторые поднимались против советского строя, то их выступления жестоко подавлялись. Так было в Венгрии в 1956 и Чехословакии в 1968 годах.

    Социальные конфликты как сторона социальных противоречий являются естественным явлением. Их ликвидация рано или поздно приводит к застою и деградации обществ, как произошло во всех странах социализма. Поэтому социальные конфликты нужно изучать, прогнозировать и использовать для нормального (эволюционного, а не революционного) развития стран. В противном случае страна окажется, как регулярно происходит с Россией, в состоянии застоя, а затем революционного взрыва. Последний состоялся в 1991 г. Социальные конфликты потрясают демократическое общество снизу доверху, стимулируя его развитие. Понимание социальных конфликтов и способов управления ими – важная задача демократического общества.

    Недостатком многих российских учебников по общественным наукам является оторванность от российского опыта. В предлагаемом учебном пособии сделана попытка устранить этот недостаток – российская тема присутствует постоянно. Проанализированы наиболее фундаментальные социальные конфликты, оказавшие и оказывающие влияние на ход развития России. Это позволяет читателям, с одной стороны, применить свои знания к конкретному российскому материалу, а с другой стороны, – увидеть социальные конфликты в гуще исторических событий.

    Сергей Васильевич Соколов
    доктор философских наук, профессор Нижегородского коммерческого института.

    Потребности и образ жизни (Рига, 1987),

    Социальная конфликтология (Нижний Новгород, 1988),

    Социальная философия (Нижний Новгород, 2001) и др.

    I. КОНФЛИКТОЛОГИЯ КАК НАУКА

    Глава 1 Конфликтология и ее роль в обществе

    1.1. Что изучает конфликтология?

    Конфликтология (от лат. conflictus – столкновение, столкновение противоположных интересов, взглядов; серьезное разногласие, острый спор и греч. logos – учение) – наука о конфликтах. Эти конфликты возникают: 1) внутри субъектов между разными психическими состояниями (потребностями, интересами, нормами, ценностями), 2) между разными людьми с одинаковыми или разными психическими состояниями, 3) между социальными субъектами: социальными общностями (производственными, экономическими и т.п.), социальными институтами (семья, школа, транспорт и т.п.), социальными организациями (государство, политические партии, профсоюзы и т.п.), нациями, странами, цивилизациями и т.п.

    В зависимости от характера сторон конфликта конфликтология включает несколько относительно самостоятельных, но тесно взаимосвязанных уровней: 1) внутриличностный, 2) межличностный, 3) социальный, 4) международный. Международная конфликтология может рассматриваться как разновидность социальной. В зарубежной и отечественной конфликтологии в большей мере присутствуют первые два типа конфликтологии, носящие преимущественно психологический характер.

    Предлагаемое читателям учебное пособие анализирует социальные конфликты, которые существенно отличны от конфликтов внутриличностных и межличностных. Поэтому употребление терминов «конфликт» и «социальный конфликт» исходит из данного различия.

    Предметом изучения конфликтологии являются следующие вопросы:

    Конфликты как стороны общественных противоречий;

    Стороны конфликтов (чувства, идеи, ценности; индивиды с разными интересами; социальные институты; социальные общности; национальные общности и т.п.);

    Конфликты как процессы, имеющие определенную структуру и условия протекания (становление, развертывание, разрешение, предупреждение);

    Конфликтные ситуации, социальные напряженности, социальные депривации;

    Причины, условия, поводы конфликтов;

    Основные типы предметных конфликтов в обществе (экологические, экономические, политические, юридические и т.п.);

    Основные типы субъектных конфликтов в обществе (институциональные, формационные, цивилизационные и т.п.);

    Прогнозирование, предупреждение, разрешение конфликтов и т.п.
    Жизнь людей и общества представляет бесконечную цепь конфликтов, сопровождающихся психологическими стрессами, значительным ущербом – материальным, культурным, человеческим. Вспомние схватки Геракла, бесконечные войны, которыми полна история стран и народов. Люди давно пытались прогнозировать конфликты, бороться с ними, понять причины их образования и научиться управлять ими. Поэтому конфликтологические знания возникли в глубокой древности и были составной частью трудов Платона, Аристотеля, Фомы Аквинского, позже – Макиавелли и др. Предметом изучения конфликтологии были военные, экономические, политические конфликты.

    До индустриальной эпохи, создания ядерного оружия, экологического кризиса, превращения мира в единый хозяйственный, информационный, политический организм конфликты имели локальное значение, т.е., возникая в определенной части мира и населения, не касались других частей мира и людей. В эпоху глобализации человеческой жизни многие конфликты прибрели глобальное значение, т.е. конфликт, возникший в одной части мира, сказывается на других частях мира. Это относится и к войнам, и к болезням (СПИД), и к экологическому кризису, и т.п. Поэтому возникла необходимость научного подхода к конфликтам во многих странах, что стимулировало развитие науки конфликтологии.

    Передовые страны мира характеризуются буржуазно-социалистическим строем (формацией)*, в котором гражданская сфера** оказывает большое влияние на остальные сферы: географическую, демографическую, производственную, экономическую, социальную, политическую, духовную. В либерально-капиталистических (США, Канада и др.) и буржуазно-социалистических (Германия, Япония и др.) странах возникла объективная необходимость и возможность предотвращения случайных и смягчения необходимых социальных конфликтов: демократия – это перманентный конфликт. В США, Швеции, Германии, Франции, Японии и других странах конфликтология получила значительное развитие. Она позволяет прогнозировать, предупреждать и не доводить конфликты до стадии развертывания.

    * Буржуазно-социалистическая формация общества характеризуется: 1) многообразием форм собственности и рыночной экономикой; 2) правовым государством; 3) развитой гражданской сферой; 4) развитой политической, правовой, моральной культурой и активностью среднего класса, составляющего большую часть населения. К странам с гражданским обществом можно отнести Швецию. Сингапур и др.

    ** Гражданская сфера – это сфера массовых движений, партий, группировок по убеждениям и другим признакам. Они добиваются децентрализации государственной власти, передачи ее самоуправлению, осуществляют контроль за государственной властью, а также взаимодействие большинства и меньшинства в обществе на основе бесконфликтного, по возможности, согласования их позиций.
    В странах тоталитарных (СССР, Китай и др.) конфликтология была не нужна или была секретным знанием, которое использовалось власть имущими для разжигания искусственных и тушения опасных для власти конфликтов. Например, борьба с «врагами народа» в СССР при Сталине была искусственно развернутым конфликтом, позволяющим держать общество в напряжении, сохранять высокую социальную мобильность, укреплять власть большевиков. Сейчас Россия находится в состоянии государственного, информационного, цивилизационного и геополитического кризиса, сопровождающегося множеством конфликтов: демографического, технологического, экономического, социального, политического, межнационального, духовного и т.п. Это и поставило в повестку дня развитие конфликтологии в нашей стране.

    Темпы развития обществ в конце XX в. значительно ускорились. Человечество, его передовые страны, вступает в постиндустриальную цивилизацию. Увеличилось качество, число и интенсивность конфликтов, которые сопровождают периоды общественного развития, трансформации, модернизации. Это особенно характерно для стран, осуществляющих переход от пролетарского социализма к буржуазному социализму (демократическому капитализму), в частности, СССР. Конфликты подрывают стабильность общества, его основных сфер, ухудшают качество жизни людей.

    Сложность проблемы заключается в том, что конфликты одновременно являются источником общественного прогресса Без них развитие невозможно. В связи с этим задача руководителей заключается в том, чтобы, с одной стороны, не доводить эти естественные конфликты до стадии развертывания, а с другой стороны, не допускать случайных конфликтов.

    Случайными являются такие конфликты, которые вызваны психологическим состоянием противоборствующих сторон, их амбициями, неверной интерпретацией обстоятельств, таких конфликтов можно было бы избежать. Таковым, в частности, является первая чеченская война, начатая Ельциным и Дудаевым. Когда социальные конфликты долго не разрешаются и обострены до предела, как происходит в постсоветской России, существует опасность социального взрыва.

    Не случайно именно сейчас в нашей стране наблюдается всплеск конфликтологических исследований.

    В июне 1991 г. в Москве состоялся «круглый стол» по социальным конфликтам под эгидой Института социологии АН СССР. Рассмотрению подверглись методологические, типологические, социально-психологические и другие аспекты конфликтологии. Они дали толчок развитию этой науки в стране. В феврале 1992 г. был создан Центр конфликтологии, приоритетными направлениями деятельности которого были признаны разработка теории конфликтологии, а также теоретические основы деятельности конфликтологических экспертно-консультационных служб; координация конфликтологических исследований в академических институтах; пропаганда и распространение достижений отечественной и зарубежной конфликтологии и т.п. С тех пор конфликтология стала учебным предметом многих вузов России.

    1.2. Методы конфликтологии

    Метод конфликтологии как науки о конфликтах является, с одной стороны, общим для социального познания в целом, а с другой стороны, зависимым от специфики конфликтологии как науки (рис. 1.1). Он представляет собой: 1) способ получения, обоснования и построения конфликтологического знания, включающий в себя совокупность принципов, категорий и приемов; 2) возможность его использования в практике прогнозирования, предупреждения, диагностики и разрешения конфликтов, т.е. носит алгоритмический характер, представляет собой систему приемов анализа и разрешения конфликтов. Очевидно, что эти приемы существенно различны при анализе внутриличностных, межличностных и социальных конфликтов.
    Социальная конфликтология как одна из конфликтологических наук изучает конфликты социальных субъектов: социальных общностей (классов, стратов, групп и т.п.), социальных институтов (семья, армия, система образования, государство, церковь, политические партии и т.п.), исторических общностей, обществ и цивилизаций.


    Рис. 1.1. Методы конфликтологии
    Давая такое определение социальным конфликтам и изучающей их науке, мы отграничиваем их от конфликтов внутршшчностных и межличностных, которые анализируются преимущественно психологией и связанными с ней науками и изучаются внутриличностной и межличностной конфликтологией.

    Наряду с общими для всей конфликтологии методами познания она имеет некоторые специфичные методы.

    1 . Социальный конфликт представляет собой сторону социального противоречия. При такой трактовке конфликтология выступает в качестве приложения теории социальной диалектики. Важнейшим методологическим принципом изучения социальных конфликтов является закон единства и борьбы противоположностей. В философской литературе развитие противоречия включает в себя тождество – различие – противоположность – противоречие – основание, как и у Гегеля. На первом этапе противоречия данная вещь тождественна сама себе (например, зерно во время посадки). На этапе различия в ней появляется отличие от своего предыдущего состояния, происходит самоотрицание (например, зерно прорастает). На третьем этапе вещь превращается в свою противоположность (например, возникает стебель). И на четвертом этапе происходит отрицание отрицания – вещь возвращается в исходное положение, но на новой основе (например, из стебля возникает колос).

    Для исследования социального конфликта такое понимание противоречия не подходит и требует соответствующей модификации. Его можно рассматривать как становление – развертывание – разрешение противоречия. В таком виде оно становится важнейшим методологическим основанием анализа социальных противоречий, преодолевая ограниченность гегелевского подхода (см. об этом ниже). С этой точки зрения конфликтология может рассматриваться «как теория разрешения социальных противоречий» (Е.И. Степанов).

    2 . Вследствие того, что социальные противоречия являются неотъемлемой характеристикой социального развития и внутренним его источником, социальные конфликты представляют нормальное явление общественной жизни. Это позволяет отказаться от советской теории бесконфликтности социалистического общества как высшей ступени развития человечества. Социальные противоречия и соответствующие им социальные конфликты были, есть и будут. Задача конфликтологии заключается в теоретическом анализе условий и практических рекомендаций, ведущих к снятию противоречий и конфликтов между социальными субъектами. Это выдвигает на первые роли не только «борьбу противоположностей», но и их «единство», которое в марксистско-ленинской диалектике ставилось в подчиненное борьбе противоположностей положение.

    3 . Методологической основой социальной конфликтологии является теория деятельности. Согласно ей деятельность данного субъекта а) побуждается определенными потребностями и интересами и б) направлена на какие-то предметы (вещи, деньги, знания, статус и т.п.), которые ему нужны. Но в процессе этой деятельности субъект вынужден в) вступать в отношения (связи) с другими людьми. В результате он сам того не желая (или желая) оказывается в конфликтных отношениях с другими субъектами, претендующими на те же предметы и имеющими поэтому разные потребности и интересы. Поэтому социальные конфликты различаются своими субъектами, интересами, видами деятельности, предметами: производственными, экономическими, политическими, духовными и т.п.
    Субъектно-деятельностный подход помогает выделить в качестве важнейших элементов социального конфликта и проанализировать в определенной системе потребности, интересы, цели, мотивы и субъективные явления, играющие в конфликтологии огромную роль.
    В этом случае обращается внимание не только на объективные (предметные) условия конфликтов, но и на их субъективные составляющие. В условиях демократизации России, когда субъективные составляющие деятельности людей приобретают главенствующее значение для разрешения и предупреждения конфликтов, субъектно-деятельностный подход становится определяющим.

    Социальный конфликт с точки зрения субъектно-деятельностного подхода – это процесс реализации потребностей и интересов социального субъекта и одновременно процесс самоутверждения и самоопределения его в определенной социальной среде, имеющей конкретно-исторический характер.
    В этом плане социальный конфликт представляет собой противоборство социальных субъектов в процессе реализации своих интересов и самоутверждения в социальной среде.
    4. Принцип историзма, согласно которому социальные конфликты изучаются, с одной стороны, в определенных конкретно-исторических условиях, а с другой стороны, их изучение происходит исторически, т.е. исследуются изменения в характере социальных конфликтов на протяжении истории. Очевидно, что историзм изучения социальных конфликтов неразрывно связан с историзмом социальных противоречий, стороной которых они выступают. Историзм позволяет осуществить сравнительно-исторический анализ социальных конфликтов, показать их различие и сходство в разные исторические эпохи и в разных общественных формациях, выделить прогрессивность и регрессивность в их развитии и в целом извлечь уроки из прошлого опыта возникновения и разрешения социальных конфликтов. Для России это связано с противоречиями и конфликтами в досоветском, советском и постсоветском обществах. Исторический подход позволяет выявить внутреннюю динамику, определить уровень и направление развития социальных конфликтов. Развитие России связано с увеличением количества и типа социальных конфликтов, преодолением агрессивности и групповой разобщенности россиян, воспитанием толерантности.

    5. Метод аналогий, при котором знание, полученное при изучении какого-нибудь конфликта, выступающего в данном случае известной моделью, переносится на другой конфликт, который только начинает развиваться. Например, конфликты постелыданской России сейчас анализируются по аналогии с подобными же конфликтами в бонапартистской Франции, веймарской Германии, нэпом в России и т.п. По отношению к новым конфликтам метод аналогий носит правдоподобный и вероятностный (гипотетический) характер.

    1.3. Конфликтология и другие науки

    Конфликтология представляет собой междисциплинарную науку, находящуюся на стыке философских, человековедческих, обществоведческих наук. Но связь этих многочисленных наук с разными конфликтологиями различна.

    Прежде всего, конфликтология тесно связана с диалектикой как частью философии. Конфликт является стороной противоречий, поэтому конфликтология опирается на теорию противоречия, разработанную в идеалистической и материалистической, в частности, диалектико-материалистической (марксистско-ленинской) философии. Использование понятий противоречия, единства и борьбы противоположностей, разрешения противоречия, типологии противоречий позволяет рассматривать конфликтологию как форму конкретизации диалектики к человековедческим, обществоведческим и культурологическим проблемам.

    Применение диалектики к проблемам конфликтологии способствует обогащению самой диалектики, закона единства и борьбы противоположностей, позволяя более основательно представить себе отличие и роль «единства противоположностей» и «борьбы противоположностей», а также их взаимосвязь в процессе развития социальных противоречий. Конфликтологический подход к социальным противоречиям позволяет акцентировать внимание на их субъектности, что в значительной мере отсутствовало в марксистско-ленинском подходе к ним. Социальные субъекты имеют несовпадающие (разные или противоположные) потребности, интересы, установки, убеждения. Значит, путем влияния и изменения потребностей, интересов, установок, убеждений можно предупреждать, смягчать, урегулировать и разрешать социальные конфликты, потрясающие общество. Именно на это должны быть направлены усилия общества, на воспитание толерантности в отношениях между людьми. Историю делают не объективные законы, а субъекты, наделенные интересами, волей, мировоззрением и могущие ее (историю) направлять по своему усмотрению.

    Все конфликты в зависимости от сторон, в них участвующих, можно разделить на 1) внугриличностные, 2) межличностные, 3) социальные и 4) международные. Исходя из этого конфликтологию можно представить в виде системы наук (рис. 1.2).

    Очевидно, что эти конфликтологические науки связаны с разными науками.

    Внутршшчностная конфликтология связана преимущественно с психологическими науками и ориентирована на конфликт потребностей, интересов, ценностей, психических состояний личности*.

    * См., например: Джанни Г. Скотт Способы разрешения конфликтов. Киев: ГИИМ, 1991. Вып. 2.
    Тем самым она приближается к психотерапии, психиатрии, экстрасенсотерапии и т.п.


    Рис. 1.2. Взаимосвязь конфликтологии и других наук
    Межличностная конфликтология помимо психологии связана с социальной психологией, социологией, историей. На межличностные конфликты влияют конкретно-исторические условия жизнедеятельности людей.

    Социальная конфликтология тесно связана с социологией, социальной философией, политологией, культурологией и другими науками. Социально-факторная (внутриформационная) конфликтология (между производственными силами и производственными отношениями, между базисом и надстройкой и т.п.) может рассматриваться и как самостоятельная конфликтология, и как часть социальной конфликтологии.

    В то же время, изучая внутриличностные, межличностные, социальные конфликты, нельзя не учитывать влияние на каждый из них психологии, социологии, экономики и других наук. Поэтому можно исследовать психологию конфликта, социологию конфликта, политологию конфликта, культурологию конфликта и т.п. Отсюда вытекает связь разных частей конфликтологии с психологией, социальной психологией, социологией, юриспруденцией, политологией и другими науками. Но в этом случае четкое разграничение внутриличностных, межличностных, социальных конфликтов во многом исчезает: различие между ними расплывается.

    Например, психология конфликта изучает: 1) внутриличностные конфликты, возникающие между разными эмоциями, интересами, потребностями и т.п. данной личности; 2) межличностные конфликты со стороны их бессознательных влечений, воли, внимания, интеллекта и иных психических качеств участников конфликта; 3) социальные конфликты со стороны проявления в них бессознательных влечений, воли, внимания, интеллекта и т.п. Психология конфликта требует хорошего знания многих психологических проблем теории личности, ее структуры, мотивационной составляющей, психических процессов, типологии личности, волевых, эмоциональных, бессознательных процессов. Например, психология чеченского конфликта невозможна без знания характера, ментальное™, мировоззрения Ельцина и Дудаева, чеченцев и русских в то время.

    Социология конфликта изучает конфликты (внутриличностные, межличностные и социальные) со стороны социальной обусловленности потребностей, интересов, влечений субъектов, а также соответствующих конфликтных действий, отвечающих природе данного субъекта. Здесь конфликтология тесно связана с социологией, политологией, политикой, экономикой и другими науками*. В отличие от психологии конфликта социология конфликта более социологична, т.е. связана с социологией, историей, политологии и другими науками. Например, социология чеченского конфликта включает в себя анализ политических элит, социальных институтов, классов, в нем участвующих.

    * См.: Здравомыслов А.Г. Социология конфликта. – М: Аспект Пресс, 1995.
    Культурология конфликта (и культурологические конфликты) изучает конфликты между разными субъектами, индивидами (учеными, религиозными деятелями, идеологами, культурологами и т.п.), социальными общностями (классами, стратами, нациями и т.п.), социальными институтами (семьями, системами образования и т.п.) и социальными организациями (государствами, политическими партиями, церквами и т.п. со своей духовно-культурной стороны). Предметом культурологического анализа конфликтов становятся идеи (религиозные и светские), традиции и обычаи, вера и убеждения. Культурология конфликта выявляет влияние духовной культуры и цивилизации на внутриличностные, межличностные и социальные конфликты. Например, культурологический анализ Чеченской войны обнаруживает, что это конфликт двух мировоззрений – родоплеменного с чеченской стороны и индустриально-социалистического с российской стороны.

    Разновидностью социальных конфликтов являются конфликты экономические, политические, межнациональные и т.п., когда социальные субъекты выступают преимущественно со стороны экономической, политической, национальной и т.п. Поэтому социальная конфликтология тесно связана политэкономией, политологией, этнологией и другими науками. В этих конфликтах, с одной стороны, проявляются общие закономерности социальных конфликтов, а с другой стороны, появляется специфика. Она связана и с особенностями экономического, политического, национального и других субъектов и их развития в соответствующих сферах – экономической, политической, этнической, национальной. Не случайно разделы об экономических, политических, духовных конфликтах содержатся в соответствующих науках и учебных пособиях.

    1.4. Функции конфликтологии в обществе

    Познавательная функция
    Важнейшей функцией конфликтологии является познавательная. Прежде всего, она состоит в изучении конфликтов, их классификации, способов разрешения и предупреждения. Познавательная функция заключается и в разработке конфликтологической теории, которая до сих пор во многом отсутствует и в которой нуждается российское общество. Разработка теории включает в себя выявление сущности основных категорий и понятий конфликтологии, таких, как конфликт, социальная напряженность, конфликтная ситуация и др., а также приведение их в определенную систему, построенную на основе каких-то принципов. Например, в этом учебном пособии социальная конфликтология строится на основе теории социальных противоречий. Эта функция состоит в определении предмета конфликтологии, ее методологии, места среди других обществоведческих наук. Познавательная функция выражается в приросте знаний о социальных конфликтах, их предметах, субъектах, характере влияния на общественные процессы и т.п.
    Диагностическая функция
    Диагностическая функция конфликтологии состоит в анализе конфликтной ситуации, социальной напряженности, субъектов конфликта, их причин и стадии развития, определении способов и планов их урегулирования. Демократизация России характеризуется возрастанием качества, числа и интенсивности конфликтов. Это обусловлено тем, что Россия представляет собой общество переходного периода от пролетарского социализма к демократическому капитализму. В такие периоды велика роль политики (и политиков), которая представляет сферу провоцирования и разрешения конфликтов. Это хорошо видно на примере взаимоотношений президентской, правительственной, парламентской ветвей власти в России. Такие конфликты, с одной стороны, выступают источником развития России, а с другой стороны, сопровождаются материальными, психологическими и человеческими жертвами, многих из которых можно избежать.

    Диагностическая функция конфликтологии позволяет проанализировать причины возникновения конфликтов в различных обществах (Карабах, Чечня, Приднестровье и т.п.), понять причины конфликтных ситуаций, их основные типы, психологические, идеологические, экономические и другие параметры, соотношение типов конфликтов и средств их урегулирования и т.п. Она включает в себя также постоянный конфликтологический мониторинг основных общественных процессов, отслеживания того, как зарождаются и развертываются конфликтные ситуации, социальная напряженность и социальные конфликты, предлагая на этой основе адекватные управленческие решения. Все это помогает предотвратить развертывание социальных конфликтов и их эскалацию и выступает важным средством демократизации общества, воспитания в людях толерантности, а не агрессивности.
    Прогностическая функция
    Прогностическая функция конфликтологии выражается в выработке обоснованных прогнозов развития социальных противоречий и конфликтных процессов в будущем. Она включает в себя анализ тенденций развития основных социальных субъектов (социальных общностей, институтов, обществ), возможных предметов конфликта, динамики интересов и т.п. Для этого нужно достаточно глубоко знать, каковы основные тенденции развития общества на данном этапе, его отдельных сфер и главных социальных субъектов. Это дается реализацией познавательной и контрольной функций конфликтологии. Результатом прогностической функции конфликтологии является конфликтологический прогноз, в котором излагаются возможные сценарии развития данного конфликта, его участники, возможность эскалации, время и средства его урегулирования, социальные последствия, цена конфликта. Такой прогноз может остановить противоборствующие стороны от конфликта.
    Идеологическая функция
    Идеологическая* функция конфликтологии выражается в том, что конфликтология может использоваться в интересах какой-нибудь правящей элиты, социальной общности (группы, класса, страта), нации. Тем самым она приобретет корпоративное, классовое, национальное содержание. Оно выражается в выгодном для этого субъекта понимании причин социального конфликта, перспектив развития общества и т.п. Правящая элита часто использует конфликтологию для манипулирования поведением людей, разжигая конфликты «на ровном месте», «не замечая» назревших конфликтов или находя виновников этих конфликтов в других силах. Так поступал Сталин, развязывая борьбу против несуществующих «врагов народа», которых обвиняли в преступлениях против сталинского режима, сваливая на них вину и за коллективизацию, и за поражение в первые годы войны, и т.п. Сейчас, когда постсоветская Россия определяется с национальной идеей (программой своего дальнейшего развития), идеологическая функция конфликтологии приобретает важное значение: нам нужно выбрать такую стратегию развития страны, которая бы минимизировала социальные конфликты в обществе.

    * Идеология (от греч. – идея и логос – слово, понятие, учение) – система взглядов, идей, теорий, в которых выражаются интересы и цели социальных субъектов в обществе. Например, либеральная, социал – демократическая, коммунистическая идеологтя.

    Рис. 1.3. Функции конфликтологии в обществе
    Образовательная функция
    Знание основ конфликтологии позволяет каждому из нас использовать ее для предупреждения и разрешения своих конфликтов. Конфликтология в России – молодая наука. Необразованность многих людей в сфере конфликтологии является одной из причин разрушительных и многообразных конфликтов, сотрясающих нашу страну, особенно межнациональных. Конечно, помимо конфликтологической необразованности, действуют более существенные причины этих конфликтов: антагонизм интересов (политических, экономических, национальных), невоспитанность, обозленность и т.п., но и незнание конфликтологии вносит лепту в эти конфликты. Долгое время в сознание советских людей внедрялась установка на конфликтность с предполагаемыми врагами: капиталистами, буржуями, бизнесменами, спекулянтами и т.п. Теперь приходится учиться толерантности (терпимости) к противоположным мнениям, поступкам, классам.
    Прагматическая функция
    Прагматическая* функция конфликтологии заключается в разработке практически значимых программ, алгоритмов действия социальных субъектов. Она расширяет понимание цикла конфликтологического познания, который не должен завершаться получением каких-то научных результатов, объясняющих данный социальный конфликт, его участников, причин, предметов и т.п. Для конфликтологии важен этап предупреждения или разрешения социального конфликта, на основе полученного конфликтологического знания. В этом проявляется важная закономерность нынешнего времени, превращение науки, в данном случае конфликтологии, в производительную силу общества. Прагматическая функция конфликтологии требует от нее преобразования знаний (информации) из описывающих (и объясняющих) в знания, предписывающие, управляющие, регулирующие социальную деятельность.

    *Прагматизм (от греч. pragma – дело, действие) – философское учение, в центре которого находится «принцип прагматизма», который определяет значимость знания для достижения какого-то практического результата. Прагматизм господствует в США и других странах.

    Читайте также: