Эмбриологические, палеонтологические и сравнительно-анатомические доказательства эволюции. Сравнительно-анатомические доказательства эволюции Атавизмы как доказательства эволюции

I. ТВОРЕНИЕ ИЛИ ЭВОЛЮЦИЯ?

Сложившаяся убежденность

Теория Дарвина

Опыт Миллера

Сложнейший микромир

Белок

Клетка

Строение глаза, слух

Мозг

Кожа

Сердце

Кровь

Желудок

Иммунная система

Мужской и женский пол

Самодостаточность организма

Рудименты и атавизмы – доказательство эволюции?

Уникальные и гениальные творения

Микро- и макроэволюция. Естественный отбор

Естественный отбор плюс мутация

Почему отсутствуют переходные формы (промежуточные звенья)?

Кембрийский взрыв

Обезьяны не предки человека

Питекантроп (Pithecantropus erectus )

Пилтдаунский человек (Eoanthropos )

Человек Небраска (Hesperopithecus haroldcookii)

Синантроп (Homo erectus)

Австралопитек (Australopitek)

Фальсифицированные рисунки

Заключение к разделу

II. СКОЛЬКО ЗЕМЛЕ ЛЕТ?

Возраст Солнечной системы

Теория большого взрыва

Метеорная пыль

Кометы

Радиоуглеродный метод

Радиоизотопное датирование

Магнитное поле Земли ослабевает

Луна недалеко от Земли

Ледовые кольца показывают не годы

Коралловый риф рос меньше 5,5 тысяч лет

Радиогало полония

Эрозия почв на начальном уровне

Геологическая колонна

Каньоны

Круговая порука

Нефть, уголь, торф. Проткнутые слои

Динозавры – надежные свидетели

Все люди произошли от Адама и Евы

Прирост населения соответствует библейскому возрасту Земли

Древним цивилизациям не более 5,5 тысячи лет

Уникальные условия для жизни

Отсутствие научных доказательств

Заключение к разделу

III. БИБЛИЯ СВИДЕТЕЛЬСТВУЕТ О БОГЕ ТВОРЦЕ

Знаменитые ученые о Боге

Макс Борн , физик, математик, один из создателей квантовой механики, лауреат Нобелевской премии: «Многие ученые верят в Бога».

Исаак Ньютон , физик, математик, астроном: «Восхитительный порядок Солнца, планет и комет не мог возникнуть иначе, как по плану и замыслу Всесильного».

Альберт Эйнштейн , физик, лауреат Нобелевской премии: «Я верю в Бога… Наука без религии неубедительна, религия без науки слепа».

Карл Линней , создатель классификации растительного и животного мира: «Я прочел следы Его в творениях Его».

Луи Пастер , один из основоположников микробиологии и иммунологии: «Еще настанет день, когда будут смеяться над глупостью современной нам материалистической философии. Чем больше я занимаюсь наукой, тем больше становлюсь верующим».

Макс Планк , основоположник квантовой физики, лауреат Нобелевской премии: «По существу, наука и религия не противостоят друг другу, наоборот, для каждой личности с серьезными намерениями они служат взаимным дополнением».

Артур Комптон , физик, лауреат Нобелевской премии: «Для меня вера берет свое начало с осознания того, что высший разум вызвал Вселенную к существованию и сотворил человека … Упорядоченная необъятная Вселенная подтверждает истинность … заявления…: «Вначале Бог сотворил небо и землю…».

Эрвин Шрёдингер , физик, один из создателей квантовой механики, лауреат Нобелевской премии: «В науке головоломку тебе задает не кто иной, как Господь. Он придумал и саму игру, и ее правила…».

Артур Шавлов , физик, лауреат Нобелевской премии: «При виде чудес вселенной и жизни следует задаваться не только вопросом «как», но и вопросом «почему». Только религия дает ответы на эти вопросы... Религиозный контекст становится замечательной основой для научных исследований».

Дерек Бартон , химик, лауреат Нобелевской премии: «Наука и религия совместимы … Наука показывает, что Бог существует».

Абдус Салам , физик, лауреат Нобелевской премии: «Мы верим, что Бог создал Вселенную прекрасной, симметричной и гармоничной; в ней виден порядок и нет места хаосу».

Джон Экклс , нейрофизиолог, лауреат Нобелевской премии по физиологии и медицине: «Кажущийся конфликт между наукой и религией – следствие невежества… Каждый из нас – неповторимое существо, наделенное сознанием, – есть творение Божье. Это религиозная точка зрения, и только она согласуется с тем, что мы знаем о мире».

I. ТВОРЕНИЕ ИЛИ ЭВОЛЮЦИЯ?

Сложившаяся убежденность

Многие современные люди считают, что все услышанное от учителя и тем более от ученого обязательно верно. И это понятно, ведь мы живем в век быстро развивающейся науки. Поэтому человек, как правило, даже не задумывается, что его учитель может заблуждаться, а ученый – являться рабом собственных предубеждений. Однако как раньше так и сейчас, в некоторых вопросах нельзя полностью доверять своим педагогам и распространенным научным теориям.

Ставшая популярной в конце XIX века теория Дарвина об эволюции быстро приросла к естественным наукам и уже вскоре стала бесспорной для большинства людей. Между тем, когда Дарвин выдвигал свою гипотезу, еще не существовало генетики и микробиологии. Теперь же теория Дарвина выглядит не так убедительно. Но ученые не спешат внести изменения в учебные программы школ и вузов. Многие видные умы, даже засомневавшись в научной обоснованности теории Дарвина, из-за сложившихся в мире стереотипов вынуждены молчать. А на тех, кто говорит, пишет статьи, публикует книги, открыто взывая к разуму остальных, коллеги просто стараются не обращать внимания, ведь «возмутители спокойствия» составляют меньшинство.

Действительно, людям, выросшим в атеистическом мире, сложно отказаться от привычного материализма. В средствах массовой информации, в учебной литературе мы постоянно сталкиваемся с навязыванием теории эволюции на «научной платформе». И одновременно к креационизму (концепции разумного замысла) искусственно формируется пренебрежительное отношение, как к чему-то архаичному и утопичному, попросту говоря, как к сказкам для суеверных бабушек. Между тем это далеко не так. Вопреки распространенному мнению, креационизм не противоречит научным фактам. Наоборот, все на 100% доказанные научные данные (не теории и гипотезы) хорошо вписываются в концепцию творения. И при этом, напротив, многие научные факты никак не укладываются в теорию эволюции. Более того, сама теория эволюции по определению не является эмпирической частью науки (построенной на результатах опытов), а всего лишь гипотезой, так как не имеет бесспорного экспериментального подтверждения, о чем мы поговорим далее.

То есть сегодня существуют не противостояние науки и религии, как часто думают люди, а научные дискуссии о появлении и развитии жизни на Земле, где с обеих сторон стоят выдающиеся умы планеты, обладающие высокими научными степенями и званиями. Просто ученые одни и те же факты интерпретируют по-разному, так как человек воспринимает и объясняет реальность через свое мировоззрение, которое формировалось у него годами, а то и десятилетиями.

Не так давно более 600 ученых всего мира подписали воззвание к научному сообществу, предлагая пересмотреть эволюционную теорию, введенную Чарльзом Дарвином. Специалисты в области биологии, химии, физики, математики из США и ряда европейских стран открыто высказали свой скептицизм в отношении того понимания законов эволюции, какое до сих пор доминирует в нашем мире. По их мнению, многие открытия последних десятилетий и палеонтологические данные (ископаемые окаменелости) противоречат основным принципам теории Дарвина. Да и сама эта теория содержит в себе слишком много противоречий.

Зачастую человек, которому с детства внушали, что теория эволюции – это бесспорный факт, даже не хочет прислушиваться к новой информации, хотя такую позицию нельзя назвать объективной. В науке, если у события есть две вероятные причины, необходимо рассмотреть обе. И если вероятность одной намного меньше другой, без сомнения, намного разумнее и научно обоснованней принять ту, вероятность которой выше.

Давайте сейчас внимательно проанализируем имеющиеся объективные факты, которыми обладает современная наука. Как вы скоро убедитесь, для того, чтобы сделать вывод в пользу одного из двух вышеперечисленных вариантов, не нужно высшее образование и тем более докторская степень. Выберите сами, какая точка зрения лучше аргументирована.

В этой книге мы разберем многие, но далеко не все слабые стороны эволюции и сильные позиции креационизма. Сразу хочу обратить внимание, что эта книга не научная, а написана для обыкновенных людей, поэтому слишком глубоких научных исследований и сложных формул здесь не будет. Я надеюсь, что если читатель захочет более детально разобрать какой-либо из представленных здесь аргументов, то он cможет сам это сделать, так как сегодня несложно купить книги и посмотреть публикации в Интернете на темы эволюции и разумного замысла.

Теория Дарвина

Чарльз Дарвин (1809-1882 гг.) был хорошим натуралистом. В молодости он много путешествовал, изучая флору (растительный мир), фауну (животный мир) и геологические формации Земли. В результате наблюдения за птицами семейства пересмешниковых на Галапагосских островах Дарвин заметил, что некоторые их представители отличаются от своих сородичей из Чили и друг от друга на разных островах. Также он обратил внимание на разные формы панцирей сухопутных черепах. Еще до исследовательских путешествий молодой ученый был знаком с идеями материализма. Поэтому, ведя свои наблюдения, натуралист смотрел на факты и анализировал их с учетом возможного отсутствия Творца, хотя в те времена в обществе доминировало мнение, что Землю и все, что на ней, создал Бог. Вернувшись из путешествия, Дарвин занялся исследованиемпород домашних животных, много размышляя о естественном изменении живых существ. Результатом его длительных наблюдений стал вывод: животные эволюционировали параллельно из низших видов, выживая благодаря естественному отбору. При этом нужно понимать, что Дарвин выдвигал свою гипотезу, не обладая знаниями о генетике, мутациях и ДНК. В те времена ученые могли увидеть в микроскоп лишь крупные бактерии, а клетка представлялась людям малюсенькой емкостью с желеобразной жидкостью. То есть новая теория строилась исключительно на визуальном наблюдении исследователя за разными видами животных, в том числе внутри одного рода. Свои размышления Дарвин подробно изложил в труде «Происхождение видов», опубликованном в 1859 году. Стоит отметить, что в самой книге, излагая гипотезу, ученый сразу акцентировал внимание на ее спорности и отсутствии доказательной базы. Дарвин выражал надежду, что в будущем благодаря новым открытиям в науке его теория подтвердится. Эти высказывания известного ученого будут приводиться ниже по мере анализа аргументов его последователей и их оппонентов – креационистов, тех, кто считает, что Земля и жизнь на ней созданы Творцом.

В соответствии с теорией Дарвина все живое на Земле развивалось постепенно – из низших видов в высшие, то есть имела место вертикальная эволюция, в ходе которой истреблялись слабейшие и, наоборот, выживали сильнейшие, создав тем самым за миллионы лет ту флору и фауну Земли, которую мы сегодня имеем. Такая гипотеза безусловно интересна и даже с первого взгляда логична. С ее помощью объясняется наличие на планете полноценных живых существ, которые могут приспосабливаться к среде обитания и постоять за себя, защищая право на существование. Но у этой теории, как было отмечено выше, имеется много противоречий и совсем отсутствует доказательная база, так как нет ни одного зафиксированного факта вертикального эволюционирования, то есть образования нового существа более высокой организации из низшего вида.

Анализируя теорию Дарвина, нельзя не задуматься, как вообще жизнь могла зародиться на Земле. Уже на этом этапе теория эволюции дает серьезнейший сбой. Дело в том, что пока никто из ученых, несмотря на достижения науки и потенциал современной техники, не смог доказать опытным путем (то есть повторить) возможность самозарождения жизни. То есть деятели науки не могут создать даже самый примитивный организм и запустить в нем жизненный цикл. Исследователи пока лишь пытаются из неживой материи получить неотъемлемые составные (строительные) компоненты живых существ. Наиболее известной личностью среди этих ученых является Стэнли Миллер.

Опыт Миллера

В середине прошлого века ученый Чикагского университета Стэнли Миллер в лабораторных условиях пытался синтезировать органические молекулы из неорганических. Он в колбе смешал водный пар, аммиак (NH 3), метан (CH 4) и пропускал через эту среду электричество. В итоге Миллером были получены четыре вида аминокислот из двадцати, являющихся составными элементами белка (протеина). А белки, как известно, являются неотъемлемыми компонентами клеток, из которых состоят любые организмы. Так, экспериментальным путем, по мнению некоторых сторонников эволюции, был доказан факт случайного возникновения жизни на Земле. Почему же некоторых?

Рис. Опыт Миллера

Дело в том, что у этого эксперимента есть ряд существенных недостатков, которые хоть и не афишируют, но признают некоторые эволюционисты:

1) прилагая немалые усилия, искусственно Миллер получил всего четыре вида аминокислот из необходимых двадцати, участвующих в создании белка;

2) применяемые в эксперименте вещества, предположительно, составляли неживой бульон, находившийся в те времена на поверхности нашей планеты. А пропускаемый через субстанцию электрический разряд имитировал грозы, которые могли быть в атмосфере молодой Земли. Однако экспериментатор создал условия, далекие даже от воображаемых реалий. В течение недели он пропускал разряд через одну среду, хотя молнии носят разовый непродолжительный характер и в одно место очень редко попадают. При этом полученные продукты реакции ученый сразу же подвергал изоляции, оберегая их от дальнейшего воздействия электричества, так как знал, что разряды разорвут полученные связи;

3) получение аминокислот, как таковых, еще не является доказательством возможности самозарождения жизни, так как белок состоит из сложной последовательности соединенных между собой аминокислот (что будет рассмотрено ниже). Причем полученные Миллером аминокислоты на практике не смогли бы образовать белок из-за так называемой “проблемы хиральности”. В результате опыта были получены аминокислоты с разным поворотом (ориентацией) от воображаемой оси, что делает невозможным их соединение в белок;

4) в результате опыта Миллером в изолированном осадке были получены не только составляющие белка. Основными продуктами химической реакции стали формальдегиды, различные кислоты (включая синильную, уксусную, муравьиную) и мазутообразные вещества, а аминокислоты составили всего лишь около 2% этого состава. Невозможно себе представить, что в такой едкой смеси из аминокислот мог образоваться белок, а затем там же начала зарождаться живая клетка, так как эта среда отравит любую биохимическую реакцию;

5) аммиак (NH 3) не мог быть на Земле в таком количестве, так как этот газ разрушается под воздействием ультрафиолета солнечных лучей;

6) метана (CH 4) не нашли в древнем осадочном глиноземе;

7) при опыте не был учтен кислород. Ученые-материалисты считают, что в момент зарождения жизни на нашей планете в ее атмосфере не было кислорода. Дело в том, что кислород сразу разрушил бы любые возникшие органические связи. Между тем сегодня на большой глубине ученые-геологи находят оксидированные камни, что доказывает постоянное присутствие кислорода в атмосфере Земли.

Почему же Миллер в свое время настаивал на данной газовой смеси? Ответ прост: без использованных в опыте химических веществ образование аминокислот невозможно, а значит, невозможно и появление белка. Эволюционисты при аргументации своих гипотез часто пользуются тем, что нет возможности проверить их научные предположения. Ведь нет живых свидетелей, которые могли бы подтвердить или опровергнуть то, что было якобы миллионы и миллиарды лет назад… Но, как мы видим и будем наблюдать далее, и без этого имеется достаточно свидетельств, которые опровергают теории материалистов.

После Миллера другие исследователи повторяли его опыт, изменяя условия реакции, и тоже получали составные компоненты органики, даже в большем, чем у Миллера, количестве. Но вышеперечисленные проблемы также относятся и к результатам их экспериментов. В целом, даже если представить, что из неорганических веществ случайно образовались нужные 20 аминокислот и как-то соединились в белок, то и этот факт не будет доказательством самозарождения жизни. Ведь белки относительно «живой» клетки можно сравнить с кирпичиками относительно дома. Понятно, что, кроме кирпичей, для возведения строения нужны: проект сооружения, строительная площадка, строительная техника для перемещения кирпичей, энергия для производства, другие стройматериалы с их поставщиками, бригадиры, рабочие, контролеры-приемщики и т.д.

Давайте, не вдаваясь в подробности, посмотрим на строение клетки, чтобы понять, как она чрезвычайно сложно устроена и не могла быть создана путем случайного соединения неорганических веществ.

Сложнейший микромир

Белок

Чтобы убедиться в невозможности самозарождения жизни, давайте посмотрим, как устроен живой микромир. Напомним, что рассмотрим мы его лишь поверхностно, так как он очень сложен. Тем не менее данная и две следующие главы кому-то могут показаться сложными для восприятия. Такой читатель может смело перелистнуть пару страниц книги и двигаться дальше, а сюда вернется, когда будет желание начать разбираться в этом трудном вопросе.

Как мы уже знаем, минимальные «кирпичики», из которых строится любой живой организм, – это белки, именуемые также протеинами. Белок же состоит из соединенных между собой аминокислот, количество которых может варьироваться от нескольких единиц до десятков тысяч (например, белок титин из мышцы человека состоит из 34 350 различных аминокислот).

Рис. Принцип строения белка из аминокислот

В природе известно много аминокислот, но лишь 20 из них входят в состав белков. Трудно переоценить разнообразие белковых структур, которые можно получить из 20 видов аминокислот. Так, цепочка аминокислот небольшого белка может быть представлена более чем в 10 85 вариантах, попросту говоря, 10 и 85 нолей. Для примера: в мировом океане 10 40 молекул воды (10 и 40 нолей). Причем месторасположение каждой аминокислоты в структуре белка имеет значение. Если хоть один элемент переставить местами, то в большинстве случаев мы получим другой белок с иными функциями, так как именно порядок чередования аминокислот определяет свойства белковой молекулы.

Клетка

На множество видов, в том числе присущих только данному виду клеток. В любой клетке организма имеются: белки-ферменты, способствующие протеканию определенных биохимических реакций; структурные белки, служащие «кирпичиками» для стенок клеток; транспортные белки, переносящие кислород и углерод в процессе «дыхания» клетки; защитные белки, связывающие токсины и обеспечивающие иммунный барьер, а также белки, выполняющие регуляторные, сигнальные, рецепторные, энергетические и другие задачи. В межклеточном пространстве также имеются различные белки. В целом, в живых организмах могут присутствовать десятки тысяч разных видов белков – одни, благодаря своему строению, нужны в костях, другие – в мышцах, третьи – в крови и т.д. То есть для функционирования организма нужно невероятное множество различных белков, причем каждый должен быть на своем месте. Представьте, как ничтожно мала возможность спонтанного появления даже простого белка. И тем более сложно предположить, как появились разного вида белки и как они затем оказались там, где нужно тому или иному организму. Тоже относится и к клеткам, состоящим из этих белков и многих других функциональных компонентов.

Клетки обладают собственным обменом веществ, могут развиваться и самовоспроизводиться. Они способны делиться. И это не случайные их разрывы, а сложный, длительный процесс, при котором все функциональные составные части клетки делают свои копии и затем клетка посередине как бы перетягивается, пока аккуратно не разъединится. В этом механизме задействованы специальные комплексы белковых молекул, помогающие разделиться всем компонентам клетки. Некоторые клетки способны «жить» изолированно, а в многоклеточных организмах (включая людей) клетки представляют собой определенную целостную клеточную систему с обменом между собой веществами и сигналами. В человеческом теле около ста триллионов, то есть 10 14 , различных «живых» клеток.

Строение и функционирование клеток настолько сложно, что для их изучения создана отдельная наука – цитология. Исследователи сравнивают клетку с городом в миниатюре. Есть в ней свои управляющие, работники, информационные и вычислительные центры, дороги, заводы, электростанции, путепроводы, очистные сооружения и т.д. Если же посмотреть на клетку, как на своеобразный организм, то в ней можно увидеть органы, именуемые органеллами: митохондрии, аппарат Гольджи, вакуоль, ядро с хромосомами, включающими в себя ДНК, рибосомы, лизосомы и другие. В клетке имеются также РНК, мембрана, белки и иные ее «составные части», каждая из которых, в свою очередь, сложно устроена. Все эти элементы внутри клетки уникальным образом между собой взаимодействуют. При этом каждая клетка живого организма не просто существует, а выполняет свою собственную роль – миссию в общем функционировании организма.

Уже это самое общее рассмотрение строения и физиологических функций клетки говорит о ее рациональном и совершенном устройстве.

Рис. Строение клетки (слева). Строение Митохондрии - одной из органелл клетки (справа)

Естественно, клетка может «жить» сама и выполнять свои внешние функции, только если в ней присутствуют все элементы, ее составляющие и притом взаимодействующие определенным образом. Мы не будем детально рассматривать функционирование всех структурных компонентов, составляющих клетку, но немного остановимся на ДНК, о которой сегодня много говорится в мире.

ДНК

Все знают, что в ДНК записана полная информация о любом организме. Но мало кто слышал, что ДНК состоит из 50 – 245 миллионов соединенных между собой пар азотистых оснований. Чтобы понять, насколько длинна эта информационная цепочка, можно представить, что ее длина больше, чем ширина примерно в 25 миллионов раз. Фактическая же длина цепочки ДНК одной человеческой клетки составляет около 2 метров. Если учесть, что в человеческом организме около 100 триллионов клеток, то общая длина соединенных между собой информационных цепочек ДНК в несколько раз превысит расстояние от Земли до Солнца. Если же представить информацию в виде печатных страниц, то в одной клетке находится столько же данных, сколько в 600 тысячах книжных страниц! К примеру, самая большая, по некоторым оценкам, Британская энциклопедия, где собраны основные знания человечества, состоит из 32 тысяч страниц. Представьте, как непостижимо огромна и сжата находящаяся в ДНК информация!

Биохимики посчитали, что в 1 молекуле ДНК возможно 10 87 степени вариантов соединения находящегося в ней материала. И лишь один вариант позволит создать вас лично – со всеми правильно функционирующими органами и индивидуальными качествами. Чтобы приблизительно оценить эту вероятность, представьте, что один и тот же человек выиграл главный приз в лотерее с миллионом участников 14 раз подряд! Разве вы в данном случае поверите в счастливый случай, а не заподозрите замысел? Ученые-материалисты считают, что Земле 4,5 миллиарда лет. Этот период времени соответствует 10 25 степени секунд. То есть если каждую секунду придумывать один вариант ДНК, то и возраста Земли не хватит для того, чтобы создать одну функционирующую ДНК. Но дело не только в ее многовариантности: информация в ДНК записана в виде кода, который можно сравнить с компьютерной программой. Только этот код по своей величине и сложности превосходит все программы, созданные человеком. Знаменитый программист Билл Гейтс так говорил о ДНК: «Человеческая ДНК подобна компьютерной программе, только бесконечно совершеннее» .

Рис. Структура ДНК

ДНК не содержит готовый план организма: содержащаяся в ней информация больше похожа на инструкцию по его созданию и поддержанию жизнедеятельности. В клетках происходит «строительство» и «ремонт» всего организма по инструкции, заложенной в ДНК. Матричная РНК копирует из ДНК код, по которому нужно создать из аминокислот нужный на данном этапе клетке или организму белок. Транспортная РНК доставляет необходимые аминокислоты к рибосомам, куда матричная РНК предоставляет код-план, по которому нужно собирать белок. Рибосомы работают, как станок, выпуская около сотни различных белков в минуту.

Рис. Упрощенный принцип синтеза белка в клетке

На выходе белок проходит контроль качества. Если при сборке была допущена ошибка, белок помечается маркером, как требующий утилизации. Та же процедура ждет и ставшие ненужными белки. Процедура самоконтроля не заканчивается на анализе произведенных белков. Клетка постоянно сама себя исследует на предмет наличия неисправимого дефекта (старение, инфицирование, повреждение ДНК и др.). И в определенных случаях, если невозможно устранить неисправность, запускается процесс самоуничтожения, именуемый апоптозом. Утрата апоптоза в опухолевых клетках приводит к их бесконечному делению.

Как случайно «неживые» вещества соединились в компоненты клетки, а затем, объединившись в клетку, приобрели такую сложную взаимосвязь между собой, включая спасительное самоубийство? Здесь важно то, что хотя все процессы, протекающие в клетке, являются химическими, но регулируются и контролируются они информацией. А информация выходит за рамки химии и физики, будучи продуктом интеллекта!

Понимая, что ДНК – это носитель кода, представьте себе, как случайно код мог сам записаться на носитель информации? Если, даже забыв о сложности кода, все же вообразить, что неживые химические элементы, спонтанно соединившись в ДНК, случайно выстроились в программный код, то тут же встает следующий вопрос: как само, ненароком появилось устройство для считывания этого кода? Разве может случайно возникнуть музыкальная кассета, а затем также невзначай появиться магнитофон для воспроизведения записанных на ней мелодий? Разве может случайно появиться компьютерный диск с записанной на нем программой, а затем волею случая возникнуть компьютер для прочтения этой программы? Конечно, нет! Если есть код, то должен быть кодировщик и декодировщик. Но и это еще не все. После прочтения из ДНК кода и его расшифровки нужно выполнить изложенные в этой программе инструкции. То есть, веря в случай, мы должны признать, что случайно самосоздался и самозаписался в ДНК сложнейший код, а также невзначай появились считывающий и исполнительный механизмы этого кода. Любой, кто знаком с теорией вероятности, понимает, насколько мизерной – практически равной нулю – является возможность такой случайности. Именно поэтому противостояние эволюционистов и креационистов часто называют противостоянием двух вер. Одни верят в «невидимого» Бога Творца, другие – в случайное зарождение жизни, так как отстаивание идеи самозарождения с учетом вышеизложенных фактов, иначе как верой объяснить нельзя.

Сэр Фред Хойль, профессор из Кембриджа, посвятил много времени математическому вычислению возможности случайного возникновения жизни и впоследствии заявил: «Скорее смерч, промчавшийся через кладбище старых автомобилей, может собрать «Боинг-747» из хлама, поднятого в воздух, чем из неживой природы сможет возникнуть живая».

Задумайтесь! Как миллионы неживых элементов с помощью химических связей сорганизовались в сложнейшие структуры ДНК, РНК, рибосомы, белки и т.д., соблюдая строго определенную последовательность (в том числе представляя собой «программу»), а затем, «продумав» и «распределив» между собой роли и задачи, окружив себя оболочкой, создали из себя «живую» клетку с разнообразными возможностями и функциями? Как из одной клетки, в которой находится ДНК, начинается самостроительство любого организма? Как клетки растущих живых существ создают различные белки, иные вещества и элементы, а также разного типа клетки, необходимые для строительства организма? Как клетки делятся, не расползаясь в кисель, а, организовав единую «кожаную оболочку», выстраиваются внутри нее в отдельные органы, ткани, кости, суставы, сосуды, мозг. И затем все вместе сразу начинают сложно взаимодействовать друг с другом, образуя жизнеспособный организм? А если речь идет о растениях, то как клетки, делясь из малюсенького семечка, сами выстраиваются в причудливой формы траву, прекрасные цветы, величественные деревья?

Сейчас мы поговорим о некоторых органах живых существ, чтобы еще поразмышлять об уникальном, гениальном устройстве представителей животного мира.

Строение глаза, слух

Знакомясь с современными научно-познавательными материалами про эволюцию, иногда в них можно встретить цепь умозаключений, свойственную разве что XVII-XVIII векам. Именно тогда люди, наблюдая, как в протухающем мясе заводятся мухи, делали вывод о возможности самозарождения жизни. Хотя, естественно, теперь мы знаем, что если муха не отложит яйца, то личинки не появятся. Так и сегодня, популярные информационные источники порой нам сообщают, что червяку было темно и поэтому у него со временем возникли глаза… И это впоследствии вместе с другими чудесными преобразованиями сделало из него змею.

Давайте посмотрим на строение и функционирование глаза и подумаем, мог ли он случайно возникнуть. Мы рассмотрим глаз человека, понимая, что хотя он отличается от змеиного, но в целом органы зрения различных существ во многом схожи.

Свет, отражаясь от предметов, попадает в наш глаз в виде летящих фотонов. Зрачок, управляемый мозгом, в зависимости от степени освещенности среды открывается и закрывается, чтобы на сетчатку попадало оптимальное количество света. Хрусталик посредством мышц, также управляемых мозгом, регулирует фокус, настраиваясь на осматриваемый предмет. Вся современная оптическая техника сделана по этому же принципу. Естественно, над каждым таким прибором трудились десятки хороших конструкторов. Но несмотря на это человеческий глаз остается совершеннее любого созданного механизма. Поэтому как минимум странно, что многие люди продолжают верить в его случайное появление. В считаные секунды глаз подстраивается под любое освещение и настраивается на любой обзор, причем делая это неустанно на протяжении многих лет. Как могла самосоздаться такая сложнейшая и точнейшая оптика?

Рис. Строение глаза (слева). Упрощенный принцип обработки изображения фотокамерой и глазом (справа)

Но это далеко не все «чудеса» работы органов зрения. Фотоны света, ударяясь о сетчатку глаза, вызывают в фоторецепторных клетках сложную химическую реакцию, в результате чего вырабатываются нервные импульсы – определенные электрические сигналы, которые по нервным клеткам несут информацию в специальный отдел головного мозга. Там эти импульсы обрабатываются и преобразуются в готовую картинку, которую мы видим. Напоминает такой процесс телевидение: информационный сигнал принимает антенна, затем он в виде тока определенных частот идет по жилам кабеля и поступает в специальное устройство телевизора, где обрабатывается и только потом выводится на экран видеоизображение. То есть глаз сам не видит то, на что мы смотрим, а «видит» всю окружающую нас реальность именно мозг.

В целом, орган зрения состоит как минимум из 40 элементов, и если хоть один из них не работает или имеет существенный дефект, то человек теряет зрение или лишается его частично.

Стоит отметить, что сам Чарльз Дарвин, уже после опубликования своего знаменитого труда про эволюцию, задумавшись над строением глаза, написал:

«Мысли о глазе охладили меня к этой теории» .

Немногим проще устроен орган слуха. Скажите, пожалуйста, как пианино издает звуки? Многие уверены, что довольно просто: молоточки ударяют по струнам и льется музыка. Однако это не так. Молоточки действительно ударяют по струнам. Это порождает вибрацию воздуха на разных частотах. Эту вибрацию принимает сложно устроенный слуховой аппарат, переводя принятые колебания в электрические сигналы, которые, как и в случае со зрением, передаваясь по нервным клеткам, поступают в мозг. И уже мозг формирует в нашем сознании услышанные звуки. По такому же принципу работают все органы чувств: осязание, обоняние, вкусовые ощущения... Везде полученная информация преобразуется в электрические сигналы, которые посредством нервных клеток поступают в мозг и там обрабатываются.

Мозг

Как было отмечено выше, мозг принимает сигналы всех органов чувств. Сам процесс передачи информации вызывает восхищение. Но обработка данных даже более сложна, чем их передача. Мозг, как высокоскоростной компьютер, в режиме реального времени обрабатывает огромнейший объем информации. Мы одновременно видим цветную движущуюся картинку, слышим разночастотные звуки, ощущаем феерию запахов, чувствуем любое прикосновение к телу, реагируем на температуру окружающей среды, а также воспринимаем болезненные процессы внутри организма... Также мозг постоянно держит под контролем все жизненно важные функции наших органов и химические реакции, протекающие в теле. Мы дышим, моргаем, перевариваем пищу и т.д., даже не задумываясь, что все эти процессы проходят под управлением мозга. Кроме этого, мы параллельно думаем, испытываем эмоции и чувства… Все это многообразие работ, без которых наше тело либо неполноценно, либо нежизнеспособно, происходит в одном небольшом желеобразном органе тела – в мозге. Существенное повреждение мозга в большинстве случаев чревато фатальными последствиями.

Рудименты - органы, которые были хорошо развиты у древних эволюционных предков, а сейчас они недоразвиты, но полностью еще не исчезли, потому что эволюция идет очень медленно. Например, у кита - кости таза. У человека:

  • волосы на теле,
  • третье веко,
  • копчик,
  • мышца, двигающая ушную раковину,
  • аппендикс и слепая кишка,
  • зубы мудрости.

Атавизмы - органы, которые должны находиться в рудиментарном состоянии, но из-за нарушения развития достигли крупного размера. У человека - волосатое лицо, мягкий хвост, способность двигать ушной раковиной, многососковость. Отличия атавизмов от рудиментов: атавизмы - это уродства, а рудименты есть у всех.


Гомологичные органы - внешне отличаются, потому что приспособлены к разным условиям, но имеют сходное внутреннее строение, поскольку возникли из одного исходного органа в процессе дивергенции . (Дивергенция - процесс расхождения признаков.) Пример: крылья летучей мыши, рука человека, ласта кита.


Аналогичные органы - внешне похожи, потому что приспособлены к одним и тем же условиям, но имеют разное строение, потому что возникли из разных органов в процессе конвергенции . Пример: глаз человека и осьминога, крыло бабочки и птицы.


Конвергенция - процесс схождения признаков у организмов, попавших в одинаковые условия. Примеры:

  • водные животные разных классов (акулы, ихтиозавры, дельфины) имеют сходную форму тела;
  • быстро бегающие позвоночные имеют мало пальцев (лошадь, страус).

Выберите один, наиболее правильный вариант. Развитие небольшого числа пальцев в конечности лошади и страуса служит примером
1) конвергенции
2) морфофизиологического прогресса
3) географической изоляции
4) экологической изоляции

Ответ


Выберите один, наиболее правильный вариант. Пример рудиментарного органа у человека –
1) слепая кишка
2) многососковость
3) жаберные щели у эмбриона
4) волосяной покров головы

Ответ


Выберите один, наиболее правильный вариант. В результате какого эволюционного процесса водные животные разных классов (акулы, ихтиозавры, дельфины) приобрели сходную форму тела
1) дивергенции
2) конвергенции
3) ароморфоза
4) дегенерации

Ответ


Выберите один, наиболее правильный вариант. Какая пара водных позвоночных животных подтверждает возможность эволюции на основе конвергентного сходства?
1) синий кит и кашалот
2) голубая акула и дельфин афалина
3) морской котик и морской лев
4) европейский осетр и белуга

Ответ


Выберите один, наиболее правильный вариант. Развитие различных по строению конечностей у млекопитающих, принадлежащих к разным отрядам, – это пример
1) ароморфоза
2) идиоадаптации
3) регенерации
4) конвергенции

Ответ


Выберите один, наиболее правильный вариант. Какой признак у человека считают атавизмом?
1) хватательный рефлекс
2) наличие аппендикса в кишечнике
3) обильный волосяной покров
4) шестипалая конечность

Ответ


РУДИМЕНТЫ
Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. К рудиментам относят

1) ушные мышцы человека
2) пояс задних конечностей кита
3) слаборазвитый волосяной покров на теле человека
4) жабры у эмбрионов наземных позвоночных
5) многососковость у человека
6) удлиненные клыки у хищников

Ответ


РУДИМЕНТЫ - АТАВИЗМЫ
1. Установите соответствие между примером и признаком: 1) рудимент, 2) атавизм. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.

А) зубы мудрости
Б) многососковость
В) мышцы, двигающие ушную раковину
Г) хвост
Д) сильно развитые клыки

Ответ


2. Установите соответствие между эволюционными признаками человека и их примерами: 1) рудимент, 2) атавизм. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) мышцы ушной раковины
Б) хвостовые позвонки
В) волосяной покров на лице
Г) наружный хвост
Д) червеобразный отросток слепой кишки

Ответ


3. Установите соответствие между особенностями строения организма человека и сравнительно-анатомическими доказательствами его эволюции: 1) атавизмы, 2) рудименты. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) складки мигательной перепонки
Б) добавочные пары молочных желёз
В) сплошной волосяной покров на теле
Г) недоразвитые ушные мышцы
Д) аппендикс
Е) хвостовидный придаток

Ответ


4. Установите соответствие между структурами организма человека и свидетельствами эволюции: 1) рудимент, 2 атавизм. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) ушные мышцы
Б) аппендикс
В) копчиковые позвонки
Г) густой волосяной покров на всем теле
Д) многососковость
Е) остаток третьего века

Ответ

СОБИРАЕМ 5:
А) копчик


АНАЛОГИЧНЫЕ
Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Примером аналогичных органов является

1) рука человека и крыло бабочки
2) колючки боярышника и колючки барбариса
3) ловчие листья росянки и колючки барбариса
4) крыло бабочки и крыло птицы
5) почечные чешуи и усики гороха
6) усики гороха и усики винограда

Ответ


ГОМОЛОГИЧНЫЕ - АНАЛОГИЧНЫЕ ПРИЗНАКИ
Установите соответствие между характеристиками органов и сравнительно-анатомическими доказательствами эволюции: 1) гомологичные органы, 2) аналогичные органы. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.

А) отсутствие генетического родства
Б) выполнение различных функций
В) единый план строения пятипалых конечностей
Г) развитие из одинаковых эмбриональных зачатков
Д) формирование в сходных условиях

Ответ


ГОМОЛОГИЧНЫЕ - АНАЛОГИЧНЫЕ ПРИМЕРЫ
1. Установите соответствие между примером и типом органов: 1) Гомологичные органы 2) Аналогичные органы. Запишите цифры 1 и 2 в правильном порядке.

А) Предплечье лягушки и курицы
Б) Ноги мыши и крылья летучей мыши
В) Крылья воробья и крылья саранчи
Г) Плавники кита и плавники рака
Д) Роющие конечности крота и медведки
Е) Волосы человека и шерсть собаки

Ответ


2. Установите соответствие между формами приспособленности организмов к среде обитания и органами, которые у них сформировались: 1) гомологичные, 2) аналогичные. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) обтекаемая форма головы акулы и дельфина
Б) крыло совы и крыло летучей мыши
В) конечность лошади и конечность крота
Г) глаз человека и глаз осьминога
Д) плавники карпа и ласты морского котика

Ответ


ДИВЕРГЕНЦИЯ - КОНВЕРГЕНЦИЯ
1. Установите соответствие между примером эволюционного процесса и способами, которыми он достигается: 1) конвергенция, 2) дивергенция. Запишите цифры 1 и 2 в правильном порядке.

А) передние конечности кошки и верхние конечности шимпанзе
Б) крыло птицы и ласты тюленя
В) щупальце осьминога и рука человека
Г) крыло пингвина и плавники акулы
Д) разные типы ротовых аппаратов у насекомых
Е) крыло бабочки и крыло летучей мыши

Ответ


2. Установите соответствие между примером и процессом макроэволюции, которую он иллюстрирует: 1) дивергенция, 2) конвергенция. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) наличие крыльев у птиц и бабочек
Б) окраска шерсти у серой и черной крыс
В) жаберное дыхание у рыб и раков
Г) разная форма клювов у большой и хохлатой синиц
Д) наличие роющих конечностей у крота и медведки
Е) обтекаемая форма тела у рыб и дельфинов

Ответ


3. Установите соответствие между органами животных и эволюционными процессами, в результате которых эти органы сформировались: 1) дивергенция, 2) конвергенция. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) конечности пчелы и кузнечика
Б) ласты дельфина и крылья-ласты пингвина
В) крылья птицы и бабочки
Г) передние конечности крота и насекомого медведки
Д) конечности зайца и кошки
Е) глаза кальмара и собаки

Ответ


4. Установите соответствие между органами животных и эволюционными процессами, в результате которых эти органы сформировались: 1) конвергенция, 2) дивергенция. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) конечности крота и зайца
Б) крылья бабочки и птицы
В) крылья орла и пингвина
Г) ногти человека и когти тигра
Д) жабры краба и рыбы

Ответ


5. Установите соответствие между признаками организмов и формой эволюции, в результате которой этот признак сформировался: 1) дивергентная, 2) конвергентная. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) строение зубов тигра и бобра
Б) крылья бабочки и ласточки
В) конечности дельфина и лошади
Г) обтекаемая форма тела у акулы и ихтиозавра
Д) усики винограда и усики гороха
Е) крылья стрекозы и пчелы

Ответ


Рассмотрите рисунок с изображением крыльев у разных животных и определите: (А) как эволюционисты называют эти органы, (Б) к какой группе эволюционных доказательств относят эти органы и (В) в результате какого механизма эволюции они образовались.
1) гомологичные
2) эмбриологические
3) конвергенция
4) дивергенция
5) сравнительно-анатомические
6) аналогичные
7) движущая
8) палеонтологические

Ответ



Рассмотрите рисунок с изображением обитателей вод разных классов позвоночных и определите, (А) какой способ эволюционного процесса иллюстрирует рисунок, (Б) в каких условиях протекает этот процесс и (В) к каким результатам приводит. Для каждой ячейки, обозначенной буквами, выберите соответствующий термин из предложенного списка. Запишите выбранные цифры, в порядке, соответствующем буквам.
1) гомологичные органы
2) конвергенция
3) происходит у родственных групп организмов, которые живут и развиваются в разнородных условиях среды
4) рудиментарные органы
5) происходит в одинаковых условиях существования животных, относящимся к разным систематическим группам, которые приобретают сходные черты строения
6) аналогичные органы
7) дивергенция

Ответ


Выберите два верных ответа из пяти и запишите цифры, под которыми они указаны. К терминам эволюционного учения относят
1) дивергенция
2) мониторинг
3) естественный отбор
4) плазмида
5) панспермия

Ответ


Прочитайте текст. Выберите три предложения, в которых указаны сравнительно-анатомические методы изучения эволюции. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны. (1) Аналогичные органы свидетельствуют о сходстве приспособлений к одинаковым условиям среды у разных организмов, возникающих в ходе эволюции. (2) Примером гомологичных органов являются передние конечности кита, крота, лошади. (3) Рудименты закладываются в эмбриогенезе, но полностью не развиваются. (4) Эмбрионы разных позвоночных в пределах типа имеют сходное строение. (5) В настоящее время составлены филогенетические ряды для слонов, носорогов.

Ответ

© Д.В.Поздняков, 2009-2019

Рудимент - это орган, основное значение которого было утрачено в процессе эволюционного развития организма. Под данное понятие попадают также структуры, редуцированные и отличающиеся меньшими возможностями по сравнению с соответствующими структурами у иных организмов. Считалось, что рудиментарные органы совершенно бесполезны, но многие из них и сейчас выполняют некоторые малозначимые или относительно простые функции при помощи структур, скорее всего, предназначенных для более сложных целей.

Странные подарки эволюции

К началу XIX века сравнительная анатомия, известная также как сравнительная морфология, сложилась как самостоятельная биологическая дисциплина, рассматривающая общие закономерности развития и строения органов путем сопоставления разнообразных видов живых существ на разных этапах эмбриогенеза. Она стала доказательной базой происхождения человека от иных представителей животного мира. Анатомами были выявлены одни и те же органы у разных организмов, отличающиеся по размерам и форме. Были замечены случаи полного отсутствия некоторых из них или относительно плохая развитость по сравнению с теми же органами у других видов. Недоразвитые органы стали называть рудиментарными (от лат. rudimentum - "начальная ступень, зачаток"). Они представлялись бесполезными и находящимися на пути к исчезновению.

Рудимент - это орган, который закладывался в ходе но со временем переставал развиваться. У взрослых форм в дальнейшем он оставался в недоразвитом состоянии. Подобные органы или их части можно обнаружить почти у каждого вида животных и растений. По сравнению с гомологичными (подобными) структурами близких организмов они либо недоразвиты, либо лишены какой-нибудь важной составляющей.

Встречаются подобные органы и в нашем организме. Так, например, зубы мудрости - рудимент человека. Этотакже такие органы, как третье веко, или эпикантус, копчик, червеобразный отросток мышцы ушей, обуславливающие их подвижность, волосяной покров на туловище, конечностях. Всего в человеческом организме их можно насчитать более 100. Они представляют собой остатки тех органов, которые у соответствующей предковой формы имели вполне развитый вид.

Доказательства исторического развития органического мира

Рудиментарные органы в результате каких-либо изменений в окружающей среде, в образе жизни определенного вида утрачивали свое значение для выживания и постепенно переставали функционировать. Не следует забывать о постоянно происходящих мутациях, которые приводили к уменьшению размеров различных органов, ослаблению их функций. В случае их немалого значения для выживания претерпевающие мутации организмы элиминировались.

Структуру, находящуюся в процессе элиминации, относят к понятию "рудимент". Этосвоеобразныйпроцесс эволюции, в основе которого лежат мутации, наследственные изменения некоторых особей. В организмах с незначительным развитием системы регуляторных корреляций (взаимосвязей) медленно осуществляется коадаптация частей. Она проходит в порядке более жизненных, гармонических соотношений. Это взаимное закономерное функциональное приспособление в ходе эволюционного преобразования каких-либо органов одной особи или их группы, а также различных живых существ одного биоценоза.

Подобным примером рудиментарной структуры человека может служить аппендикс (червеобразный отросток). Это остаток слепого выроста, некогда являвшегося большим функционирующим органом в пищеварительной системе травоядных животных. Его функции достаточно ясны. Богатая клетчаткой пища для своего переваривания требует длительного времени, слепой вырост представляет собой место, в котором с участием обитающей в нем микрофлоры проходит постепенный процесс переваривания растительной целлюлозы. В ходе эволюционного развития наши предки стали употреблять меньше клетчатки, а больше мяса, что привело к постепенному уменьшению слепого выроста. Он превратился в рудимент, но далеко не бесполезный. Его роль в поддержании иммунитета человека достаточно существенна. Аппендикс сохраняет оригинальную микрофлору толстой кишки, являясь инкубатором кишечной палочки. Людям с удаленным аппендиксом после перенесенных инфекционных заболеваний намного труднее вернуть микрофлору кишечника в норму. Вот почему червеобразный отросток нередко называют своеобразной фермой для размножения полезных микроорганизмов. Есть утверждения, что удаление аппендикса увеличивает риск новообразований злокачественной природы.

Рудименты у животных

У других живых существ также определено немало органов, утративших свои функции в течение закономерного исторического развития организмов и находящихся на пути к исчезновению. Это, например, расположенные в толще брюшных мышц кости у питонов и китов, являющиеся рудиментами задних конечностей. Рудиментарным органом у животных, обитающих в темноте, являются глаза. У бескрылых птиц это зачаточные кости крыла. Немало органов, утративших свое первоначальное значение, и у растений. Так, на корневищах ландыша, пырея, папоротника были обнаружены чешуйки, являющиеся рудиментами листьев. В краевых соцветиях сложноцветных под лупой хорошо просматриваются недоразвитые тычинки. У тычиночных цветков огурца остаток пестика, имеющийся в центре бугорка, - также рудимент. Это все существенные доказательства исторического развития органического мира.

Атавизмы

Ученые выделяют также проявления у определенных особей признаков, которые были свойственны их отдаленным предкам, но отсутствуют у ближайших представителей. Подобные проявления названы атавизмами. Наиболее характерные их примеры - это хвостовидный придаток, фистулы в горле, чересчур выраженный волосяной покров, наличие добавочных пар молочных желез и другие. Эти признаки, утраченные в ходе эволюции, встречаются как редкое исключение.

Следует заметить, что атавизмы и рудименты - это не идентичные понятия. Рудименты наличествуют у всех особей вида, им присущи определенные функции. Атавизмы встречаются лишь у некоторых представителей и не несут каких-либо функций. Их, кстати, не стоит путать с аномалиями развития, имеющими другую природу, такими как разветвленные ребра, явление шестипалости и другие.

Все обнаруженные рудименты и атавизмы - это признаки,соответствующие определенному этапу развития эволюционного дерева. Явным доказательством этого является то, что органы, ставшие бесполезными для организма, могут сохраняться на протяжении долгого периода времени, постепенно редуцируясь и разрушаясь в дальнейшем из-за мутаций.

В современной биологической науке и сегодня в центре внимания исследования генома живых существ, включая и человека. Данные о происхождении рудиментарных органов помогут дать ответ на один из актуальных вопросов о том, какие гены включаются или же блокируются при развитии и редуцировании зачаточных органов.

«Рудиментарный орган» в технике

Понятие рудимент в переносном значении как пережиток исчезнувшего явления используется и в технике. В развитии технического прогресса прослеживается явная аналогия с биологической эволюцией. Здесь также часто рудиментами называют части механизмов, машин или иных устройств, утративших свой смысл на современном этапе развития определенной системы, но продолжавших сохраняться в целях совместимости с ранее принятыми стандартами. в компьютерной технике служат модем, флоппи-дисковод. В автомобильной технике «рудиментарным органом» является в авиации таким примером служит автоматический радиокомпас.

Вопрос 1. Докажите существование эволюции с точки зрения эмбриологии.

Все многоклеточные организмы, способные к половому размножению, развиваются из одной оплодотворенной яйцеклетки. При этом хоро-шо заметно сходство ранних стадий формирова-ния эмбриона с таковыми у достаточно далеких (с точки зрения эволюционного родства) групп организмов. Эмбрион в своем развитии повторя-ет стадии зародышевого развития предковых форм, и чем ближе родство двух видов (таксо-нов), тем больше стадий совпадает. Например, у всех зародышей птиц и млекопитающих закла-дывается двухкамерное сердце и появляются жаберные щели, характерные для рыб. Однако позже нарастают отличия эмбриона млекопи-тающего от эмбриона птицы. Еще позднее, чем отличия между классами, начинают формиро-ваться признаки, характерные для рода и вида. Все это доказывает, что организмы имеют общее эволюционное происхождение, которое можно проследить по зародышевым стадиям.

Вопрос 2. Расскажите о палеонтологических доказательствах эволюционного процесса.

В процессе изучения ископаемых остатков живых организмов были установлены следую-щие закономерности:

  • в наиболее древних породах разнообразие организмов невелико, оно становится тем больше, чем более молодые породы мы иссле-дуем;
  • более древние организмы имеют относи-тельно простое строение; усложнение органи-зации также идет в направлении более моло-дых отложений;
  • обнаружен целый ряд переходных форм между таксонами, которые в настоящее время четко разделены (зверозубые ящеры, архео-птерикс и др.), что доказывает происхождение таких таксонов от общих предков;
  • найдены предковые формы многих ныне живущих видов.

На основании палеонтологических данных удалось установить, как происходил филоге-нез (эволюционное развитие) многих групп ор-ганизмов. В некоторых случаях (лошади, сло-ны) удалось построить даже так называемые филогенетические ряды — непрерывные по-следовательности предковых форм.

Вопрос 3. Какие органы называют гомологич-ными, какие — аналогичными?

Гомологичные органы формируются в процессе эмбрионального развития из одних и тех же зачатков и выполняют сходные функ-ции. Примером гомологичных органов явля-ются конечности всех наземных позвоночных.

Аналогичные органы имеют разное про-исхождение и строение, но характеризуются внешним сходством и выполняют одинаковые функции. В качестве примера можно привести конечности собаки и конечности муравья, крыло бабочки и крыло летучей мыши.

Вопрос 4. Приведите примеры сходства стро-ения органов у неродственных групп животных, обитающих в одинаковых условиях.

Примером может являться развитие крыль-ев у организмов, освоивших воздушную среду обитания. Крылья бабочек и стрекоз не родст-венны крыльям птиц и летучих мышей, хотя и выполняют те же функции. Другие примеры: хвостовые плавники акулы, дельфина и ихтио-завра; «стреляющие» языки лягушки и хаме-леона; глаз осьминога и глаз человека.

Вопрос 5. В чем причина появления рудимен-тов и атавизмов? Почему они служат доказательст-вами процесса эволюции? Материал с сайта

Рудименты — это органы, утратившие в процессе эволюции свое значение. Они закла-дываются во время эмбриогенеза, но полно-стью не развиваются. Причиной наличия ру-диментов является то, что у предковых форм была необходимость в соответствующих орга-нах, однако затем она исчезла, и органы под-верглись дегенерации. Наличие рудиментов — доказательство процесса эволюции, как изме-нения строения органов при изменении усло-вий окружающей среды. Примерами рудимен-тов являются третье веко и ушные мышцы человека, остатки тазового пояса у змей и ки-тообразных, «глаза» пещерных и подземных животных.

Атавизмы — это появляющиеся у отдель-ных особей признаки, характерные для пред-ковых форм, но утраченные в процессе эволю-ции. Причиной возникновения атавизмов яв-ляется активация обычно заблокированных генов, ответственных за развитие таких при-знаков. В норме эти гены, доставшиеся орга-низму от предков, не проявляются. Например, у современной лошади может развиться трех-палая конечность вместо однопалой. Атавиз-мы встречаются и у человека, например допол-нительная пара молочных желез, хвост, воло-сяной покров на лице.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском

На этой странице материал по темам:

  • в чём причина появления атавизмов почему они служат доказательствами эволюции
  • материалистические теории происхождения жизни
  • эволюция органического мира тест с ответами 11 класс
  • приведите примера сходства строения органов у нерожственных групп
  • в чем причина появления рудиментов и атавизмов и почему они служат доказательствами эволюции

По мнению религиозных антиэволюционистов (включая сторонников "разумного замысла"), виды живых организмов были созданы разумным Существом, которое имело возможность проектировать каждый вид "с чистого листа" , то есть разрабатывать для каждого вида свой собственный, уникальный план строения, наилучшим образом соответствующий тем задачам, которые, по замыслу Творца, данный вид должен был выполнять на Земле. Антиэволюционизм, таким образом, либо предсказывает наличие множества совершенных (идеальных), уникальных и никак не связанных между собой планов строения (что резко противоречит наблюдаемым фактам), либо вообще отказывается от предсказаний (а значит, и от возможности что-либо понять и объяснить в окружающем мире), ссылаясь на "неисповедимость воли Творца" ("раз так создано, значит, так было угодно Богу, а почему - не наше дело").

Гомологичные органы

Органы животных разных видов, имеющие один и тот же план строения, занимающие сходное положение в организме животного и развивающиеся из одних и тех же зачатков, называют гомологичными. Если такие органы у разных видов выполняют разные функции, то единственное объяснение сходства строения - происхождение от общего предка. Напротив, если у двух видов независимо развились органы, выполняющие одну и ту же функцию (аналогичные органы), то сходство между этими органами оказывается поверхностным.

Пятипалая конечность

Иллюстрация принципа гомологии на примере передней конечности млекопитающих.
Конечности состоят из одного и того же набора костей, но при этом выполняют
самые разные функции. Третья кость пясти отмечена красным цветом.

Пятипалая конечность, характерная для четвероногих позвоночных - пример гомологии органов. Более того, прослеживается гомология пятипалой конечности и плавников некоторых ископаемых видов кистеперых рыб, от которых произошли первые земноводные.

Кости передних конечностей девонских кистеперых рыб (слева)
и древнейших четвероногих (справа).
Условную границу между рыбами и четвероногими
чаще всего проводят между тиктааликом и акантостегой
(см.:
Как рыбы научились ходить ).

Конечности четвероногих различаются по форме и приспособлены к выполнению самых различных функций в самых разных условиях. На примере млекопитающих:

  • У обезьян передние конечности вытянуты, кисти приспособлены для хватания, что облегчает лазанье по деревьям.
  • У свиньи первый палец отсутствует, а второй и пятый - уменьшены. Остальные два пальца длиннее и тверже остальных, концевые фаланги покрыты копытами.
  • У лошади также вместо когтей копыто, нога удлинена за счет костей среднего пальца, что способствует большой скорости передвижения.
  • Кроты имеют укороченные и утолщенные пальцы, что помогает при копании.
  • Муравьед использует увеличенный средний палец для раскапывания муравейников и гнезд термитов.
  • У кита передние конечности представляют собой плавники.
  • У летучей мыши передние конечности развились в крылья за счет значительного удлинения четырех пальцев, а крючкообразный первый палец используется, чтобы висеть на деревьях.

При этом все эти конечности содержат один и тот же набор костей с одним и тем же относительным расположением. Единство структуры не может быть объяснено с точки зрения полезности, так как конечности используются для совершенно разных целей. Ни один "разумный дизайнер" никогда не стал бы проектировать крыло летучей мыши и лапу-лопату крота на основе одного и того же набора костей (плечевая, локтевая, лучевая, запястье, пясть, 5 пальцев). Ни один биолог и ни один инженер не смог бы доказать, что именно такой набор костей является идеальной основой для этих "проектов". А значит, единую структуру конечности четвероногие позвоночные унаследовали от общего предка. В ходе эволюции гомологичные части конечностей "подгонялись" естественным отбором к выполнению различных задач, что и обеспечивает кажущееся "совершенство" этих конечностей, их соответствие выполняемым функциям. Но это - явно не работа разумного проектировщика, ищущего наилучшее из возможных инженерных решений. Это - результат слепого природного процесса, который не способен заглядывать на шаг вперед и может только понемногу подправлять уже имеющиеся детали, "подгоняя" их к новым задачам.

Части ротового аппарата насекомых

Основные части ротового аппарата насекомых - верхняя губа, пара жвал (верхних челюстей), подглоточник (hypopharynx), две максиллы (нижние челюсти) и нижняя губа. У разных видов эти составные части различаются по форме и размеру, у многих видов некоторые из частей утрачены. Особенности строения ротового аппарата позволяют насекомым использовать различные источники пищи (см. рисунок):

(A) В исходном виде (у наиболее примитивных насекомых, и, например, у кузнечика) сильные жвалы и максиллы используются для кусания и жевания.

(B) Медоносная пчела использует нижнюю губу для сбора нектара, а жвалами дробит пыльцу и разминает воск.

(C) У бабочки верхняя губа уменьшена, жвалы отсутствуют, максиллы образуют хоботок.

(D) У самок комаров верхняя губа и максиллы образуют трубку, жвалы используются для протыкания кожи.

Какой разумный дизайнер, имея возможность спроектировать трубочку для питья коктейля любой формы и из любого материала, стал бы изготавливать ее методом перековывания пары вилок? Кто стал бы делать шприц, вытягивая и заостряя "челюсти" пассатижей? Это - характерный и узнаваемый стиль естественного отбора, "слепого часовщика", мастера по подгонкам и переделкам, но никак не разумного и всемогущего дизайнера, которому доступны любые материалы и любые технические решения.

Рудименты

Рудиментами называются органы, утратившие своё основное значение в процессе эволюционного развития организма. Рудименты также можно определить как структуры, редуцированные и обладающие меньшими возможностями по сравнению с соответствующими структурами у других организмов. Многие рудиментарные органы не являются совершенно бесполезными и выполняют какие-нибудь второстепенные функции. Если рудимент и оказывается функциональным, то он выполняет относительно простые или малозначимые функции с помощью структур, очевидно предназначенных для более сложных целей. Отсутствие функций не является необходимым критерием рудиментарности.Такие органы крайне распространены в природе.

Например, птичье крыло - крайне сложная анатомическая структура, специально приспособленная для активного полета, но крылья страусов не используются для полета. Эти рудиментарные, хотя и достаточно сложно устроенные (как и у других птиц) крылья могут использоваться для сравнительно простых задач, таких как поддержание равновесия на бегу и привлечение самок - с тем же успехом можно приспособить микроскоп для заколачивания гвоздей. Таким образом, специфическая сложность крыльев страуса неадекватна простоте задач, для которых эти крылья используются, и именно поэтому эти крылья называют рудиментами. В числе других нелетающих птиц с рудиментарными крыльями - галапагосские бакланы (Phalacrocorax harrisi), киви и какапо. Для сравнения, крыло пингвина имеет большое значение, действуя в качестве плавника, а значит - не может считаться рудиментом.

Какапо - нелетающий новозеландский попугай. Вот что пишет о нем Ричард Докинз в книге " The greatestshow on earth ":

Его летающие предки, очевидно, жили настолько недавно, что какапо все еще пытается летать, хотя уже не имеет средств, чтобы добиться успеха в этом начинании. По словам бессмертного Дугласа Адамса (в книге Last Chance to See) , это чрезвычайно толстая птица. Взрослый какапо весит около шести или семи фунтов, а его крылья годны лишь для того, чтобы помахать ими немного для равновесия, когда ему кажется, что он может обо что-то споткнуться. Но о полете не может быть и речи. К сожалению, он, похоже, не только забыл, как летать, но и забыл, что он забыл, как летать. Сильно взволнованный какапо иногда вскарабкивается на дерево и прыгает оттуда, после чего он летит как кирпич и обрушивается на землю бесформенной грудой.

Впрочем, другие авторы иначе описывают прыжки какапо: по их мнению, он использует свои слабые крылья в качестве парашюта, и они позволяют ему даже немного планировать, так что он падает не совсем вертикально, а под углом до 45 0 . В таком случае к нему приложимы те же рассуждения, что и к страусу: налицо использование "микроскопа для забивания гвоздей".

Примеры рудиментов:

    Глаза у некоторых пещерных и роющих животных, таких как протей, слепыш, крот, астианакс мексиканский (Astyanax mexicanus , слепая пещерная рыба). Эти глаза либо вообще ничего не видят, либо способны лишь отличать свет от тьмы (см.: "Blind" mole can still tell night from day ) и ч асто скрыты под кожей.

    Малая берцовая кость у птиц.

    У человека к рудиментам относятся:

    • хвостовые позвонки;

      у некоторых людей имеется рудиментарная хвостовая мышца extensor coccygis , идентичная мышцам, двигающим хвост у других млекопитающих. Она прикрепляется к копчику , но, поскольку копчик у человека практически не может двигаться, эта мышца для человека бесполезна.

      волосяной покров туловища,

      хватательный рефлекс у новорожденных (детенышам обезьян он помогает держаться за шерсть матери).

      икота: это рефлекторное движение мы унаследовали от своих далеких предков - амфибий. У головастика данный рефлекс позволяет быстро пропустить порцию воды через жаберные щели. И у человека, и у головастика этот рефлекс контролируется одним и тем же отделом мозга и может быть подавлен одними и теми же средствами (например, вдыханием углекислого газа или расправлением грудной клетки). Подробнее об этом и других следах нашего эволюционного прошлого см. в статье Нила Шубина (известного палеонтолога, первооткрывателя тиктаалика) Fish out of water .

      лануго: волосяной покров, развивающийся у человеческого эмбриона почти на всем теле, кроме ладоней и ступней, и исчезающий незадолго до рождения (недоношенные дети иногда рождаются с лануго).

    У многих видов жуков, таких как Apterocyclus honoluluensis , крылья лежат под сросшимися надкрыльями. Многие другие виды насекомых, недавно утратившие способность к полету, такие как водяной скорпион Nepa cinerea , имеют внешне вполне нормальные крылья, которыми никогда не пользуются.

    У некоторых змей, в том числе у питона, имеются рудиментарные задние конечности.

Рудиментарные задние ноги у питона Python regius

    Остатки волосяного покрова и тазовых костей у некоторых китообразных.У зародышей китообразных иногда формируются вибриссы (чувствительные волоски на морде), которые впоследствии исчезают. Кроме костей таза, у некоторых китов сохраняется рудиментарная бедренная кость и даже совсем маленький хрящевой (не окостеневающий) остаток большой берцовой кости. У китов к этим рудиментам могут крепиться кое-какие мышцы, у самцов к ним прикреплены пещеристые тела пениса. Однако если эти кости были специально созданы "разумным дизайнером" для выполнения подобных второстепенных функций, совершенно непонятно, зачем было придавать этим костям столь глубокое онтогенетическое и структурное сходство (гомологию) с тазом и костями задних конечностей наземных млекопитающих.

Рудименты таза и костей задней конечности у молодого самца гренландского кита (Balaenamysticetus ). Из статьи Thewissen et al., 2009. From Land to Water: the Origin of Whales, Dolphins,and Porpoises .

Атавизмы

См. также: Атавизм

Атавизмом называется появление у особи признаков, свойственных отдаленным предкам, но отсутствующих у ближайших. Появление атавизмов объясняется тем, что гены, отвечающие за данный признак, сохранились в ДНК, но не функционируют, так как подавляются действием других генов.

Примеры атавизмов:

  • Хвостовидный придаток у человека;
  • Сплошной волосяной покров на теле человека;
  • Добавочные пары молочных желез;
  • Задние ноги у китов;
  • Задние плавники у дельфинов;
  • Задние ноги у змей;
  • Дополнительные пальцы у лошадей;
  • Возобновление полового размножения у ястребинки волосистой и у клещей семейства Crotoniidae.

Яркий пример атавизма: дельфин с задними конечностями. Из статьи Thewissen et al., 2009. From Land to Water: the Origin of Whales, Dolphins, and Porpoises .

Аргументы в пользу эволюции тут те же, что и для рудиментов. Эволюционное объяснение рудиментов и атавизмов состоит в том, что органы (признаки), ставшие бесполезными для организма, не утрачиваются в одночасье, а могут сохраняться в течение миллионов лет, постепенно редуцируясь и разрушаясь под грузом мутаций (отбор перестает отбраковывать мутации, нарушающие развитие данного признака, и эти мутации начинают свободно накапливаться, но процесс этот очень медленный). По ходу дела, естественно, редуцирующийся орган может приобрести новые функции. Даже если внешнее проявление признака полностью утрачено, в геноме еще долго могут сохраняться фрагменты генетических "программ", обеспечивавших развитие данного признака у предков. При особых обстоятельствах (мутации, экстремальные воздействия на развивающийся эмбрион) эти программы могут иногда "сработать" - и тогда мы получаем атавизм.

Например, все современные птицы беззубы, но они произошли от зубастых предков. В соответствии с этим у куриного эмбриона можно вызвать такое нарушение нормального хода развития, что у него в челюстях сформируются зачатки зубов (см.: Mutant Chicken Grows Alligatorlike Teeth).

Еще один пример: у современных млекопитающих отсутствуют ребра на поясничных позвонках. Однако у далеких предков современных млекопитающих - примитивных мезозойских зверей, так же как и у их еще более далеких предков, зверозубых ящеров, ребра на поясничных позвонках имелись. Как выяснилось, мутации гена Hox10 могут приводить к появлению поясничных ребер у мышей , т.е. к типичному атавизму. Подробнее см. в заметке: Новая палеонтологическая находка проливает свет на раннюю эволюцию млекопитающих .

Несовершенство строения организмов

В ходе эволюции каждая новая конструкция не проектируется с нуля, а получается из старой конструкции за счет последовательности небольших улучшений. Эта особенность является причиной специфических несообразностей в строении живых организмов.

Например, возвратный гортанный нерв у млекопитающих идет от мозга к сердцу, огибает дугу аорты и возвращается к гортани. В результате нерв проходит гораздо более длинный путь, чем необходимо, а аневризма аорты может приводить к параличу левой голосовой связки. Особенно наглядно проблема видна на примере жирафа, у которого длина возвратного нерва может достигать 4 метров, хотя расстояние от мозга до гортани - всего несколько сантиметров. Такое расположение нервов и сосудов млекопитающие унаследовали от рыб, у которых шея отсутствует.

Расположение четвертой ветви блуждающего нерва у не имеющей шеи акулы вполне рационально. У жирафа, унаследовавшего относительное расположение нервов и кровеносных сосудов от далеких рыбообразных предков, путь гомологичной ветви блуждающего нерва (=возвратного гортанного нерва, recurrent laryngeal nerve) потрясающе нелеп: "за семь верст киселя хлебать". Рисунок из книги Р. Докинза " The greatestshow on earth ".

У ранних рыбообразных эмбрионов всех позвоночных животных возвратный гортанный нерв (= четвертая бранхиальная ветвь блуждающего нерва), отделившись от блуждающего нерва, проходит позади кровеносного сосуда шестой жаберной дуги и иннервирует соответствующую часть жаберного аппарата. У взрослых рыб нерв и сосуд остаются в том же самом положении. У предков млекопитающих в ходе эволюции кровеносный сосуд пятой жаберной дуги редуцировался, а сосуды четвертой и шестой дуг сместились (вслед за сердцем) в грудной отдел туловища. Здесь они стали аортой и боталловым протоком (ductus arteriosus ) - поперечным сосудом, который у эмбрионов наземных позвоночных соединяет аорту с легочной артерией. Все эти события воспроизводятся в развитии эмбрионов. Вскоре после рождения боталлов проток зарастает и превращается в непроходимую для крови артериальную связку (ligamentum arteriosum ). Но возвратный гортанный нерв, по-прежнему проходящий позади сосуда шестой дуги (т.е. боталлова протока), так и остается связанным с эмбриональными стуктурами той же дуги, которые не спускаются в грудной отдел, а остаются рядом с мозгом и превращаются в элементы гортани. По мере смещения сосуда шестой дуги нерву приходилось все более вытягиваться, становясь "возвратным". Эволюционная история нерва воспроизводится в развитии эмбрионов млекопитающих.

Желудочно-кишечный тракт млекопитающих пересекается с дыхательными путями, в результате мы не можем одновременно дышать и глотать, а кроме того существует опасность подавиться. Эволюционное объяснение данного обстоятельства заключается в том, что предками млекопитающих являются остеолепиформные кистепёрые рыбы, которые заглатывали воздух, чтобы дышать.

Выпадение матки, боли в пояснице у людей связаны с тем, что мы используем для прямохождения тело, сформированное эволюцией в течение сотен миллионов лет для передвижения на четырех конечностях.

Эволюция глаза. Еще один пример несовершенства в строении организмов - сетчатка позвоночных и слепое пятно. У позвоночных нервы и сосуды сетчатки расположены поверх светочувствительных клеток, а значит - свет должен пройти через несколько слоев клеток прежде чем попасть на палочки и колбочки. Слепое пятно - это отверстие в сетчатке, через которое нервы идут от сетчатки к мозгу. Для решения многочисленных проблем, вызванных таким устройством сетчатки, у позвоночных есть ряд адаптаций, в частности у нервов, идущих поверх сетчатки, отсутствует миелиновая оболочка, что повышает их прозрачность, но снижает скорость передачи сигнала (еще один пример "подгонок" и "подстроек", характерных для лишенного дара предвидения эволюционного процесса) . Схожие по строению глаза головоногих лишены этого недостатка.Это наглядно показывает, что и у позвоночных могли бы быть глаза без слепых пятен.

Великий немецкий ученый XIX века Герман фон Гельмгольц сказал о человеческом глазе: "Если бы какой-нибудь оптик попытался продать мне инструмент со всеми этими дефектами, я бы счел себя в полном праве в самых сильных выражениях обвинить его в разгильдяйстве, и вернул бы ему его инструмент" .

Упрощенная схема расположения нейронов сетчатки. Сетчатка состоит из нескольких слоев нейронов. Свет падает слева и проходит через все слои, достигая фоторецепторов (правый слой). От фоторецепторов сигнал передается биполярным клеткам и горизонтальным клеткам (средний слой, обозначен желтым цветом). Затем сигнал передается амакриновым и ганглионарным клеткам (левый слой). Эти нейроны генерируют потенциалы действия, передающиеся по зрительному нерву в мозг.

Причины, по которым глаз у позвоночных устроен так нелепо ("вывернут наизнанку"), описаны, в частности, в книге Нила Шубина " Your inner fish". Они уходят корнями в самые ранние этапы эволюции хордовых. Далекие предки позвоночных животных, похожие на ланцетника, имели фоторецепторы, обращенные во внутреннюю полость спинной нервной трубки. Нервная трубка, в свою очередь, сформировалась путем впячивания нервной пластинки, представлявшей собой специализированный участок кожных покровов (эпителия). Таким образом, изначально фоторецепторы смотрели наружу, в сторону света, но при формировании спинной нервной трубки - характерной черты хордовых - они оказались обращенными во внутреннюю полость этой трубки (невроцель). Для животных, подобных ланцетнику, это не имеет особого значения, потому что они очень маленькие и совсем прозрачные. А главное, светочувствительные клетки у таких животных все равно не могли различать контуры объектов: они могли лишь отличать свет от тьмы, и четкость изображения для них не имела значения. Более сложные глаза позвоночных формировались из выпячиваний передней части нервной трубки, которая стала головным мозгом. При этом фоторецепторы так и остались обращенными вовнутрь - никакая мутация не могла бы вывернуть их наружу при таком способе формирования нервной системы, который позвоночные унаследовали от своих похожих на ланцетника предков. Разумеется, для "разумного дизайнера", начинающего проект с чистого листа, подобной проблемы просто не существовало бы.

Начало формирования нервной трубки из складки эпителия у человеческого зародыша.

Схема строения глаз современных моллюсков разной степени сложности - от простейшего светочувствительного пятна (у некоторых брюхоногих; вверху ) до глаза, сравнимого по сложности и сходного по строению с человеческим (у осьминога; внизу) - наглядно показывает несостоятельность утверждений креационистов, будто такие сложные структуры, как глаза, не могли возникнуть постепенно, а значит, были сотворены такими, каковы они есть. Иллюстрация из книгиScience, Evolution, and Creationism // Washington, D.C.: The National Academies Press. (PDF 3,2 Мб можно бесплатно скачать , предварительно зарегистрировавшись).

Как видно из этой схемы, у моллюсков фоторецепторы как были изначально обращены наружу, к свету, так и остались; поэтому нервные волокна у них присоединяются к светочувствительным клеткам сзади, а не спереди, и нет никаких слепых пятен. Моллюскам в данном случае просто "повезло", что у них светочувствительные органы изначально не были связаны со впячивающимися (подобно зачатку нервной трубки хордовых) участками эпителия.

Типичный аргумент антиэволюционистов - аргумент от "несократимой сложности", который применительно к глазу звучит так: "сложный глаз (например, человеческий) не мог возникнуть путем постепенной эволюции, потому что глаз полезен только как целое - удалите какую-то часть глаза, и он станет бесполезен." Приведенная выше схема показывает, как на самом деле может идти эволюция сложного глаза. Ключевая ошибка в рассуждениях антиэволюционистов состоит в том, что на самом деле глаз полезен не только "как целое", т.е. в полностью готовом виде. Простейший глазок, состоящий из нескольких светочувствительных эпителиальных клеток, способен только отличать день от ночи, но это все же лучше, чем никакого зрения вообще. Впячивание такого глазка дает дополнительное преимущество, позволяя определять направление на источник света. Дальнейшее впяивание превращает глаз в "камеру -обскуру " и позволяет уже различать объекты; последующее добавление хрусталика улучшает фокусировку, и т.д. Каждый маленький шажок на этом долгом эволюционном пути был выгоден организмам, и поэтому поддерживался естественным отбором.

Пост -транскрипционная регуляция работы генов. "Несовершенство дизайна" сплошь и рядом обнаруживается и на молекулярном уровне. Типичным примером является такое широко распространенное явление, как пост-транскрипционная регуляция активности генов (Post-transcriptional regulation). Когда деятельность какого-то гена не нужна в данной клетке или на данном этапе развития организма, ген может быть отключен простым и эффективным способом - при помощи специальных регуляторных белков (факторов транскрипции), которые отключают транскрипцию, то есть синтез матричной РНК на матрице ДНК. Однако во многих случаях тот же самый результат достигается другим, гораздо более расточительным способом: клетка сначала синтезирует матричную РНК, тратя на это много энергии и ресурсов, а затем сразу же уничтожает с таким трудом изготовленную молекулу. Инженерное решение, совершенно безграмотное и недопустимое с точки зрения любого разумного дизайнера! Однако именно таков стиль естественного отбора, который не умеет заглядывать вперед и слепо поддерживает те полезные мутации, которые ему "подвернулись" в данный момент. Например, посттранскрипционное "отключение" генов, осуществляемое при помощи микроРНК (см.: microRNA), по-видимому, появилось из-за того, что отбор "зацепился" за древнюю систему узнавания и обезвреживания чужеродных (например, вирусных) молекул РНК (см.: РНК-интерференция). Существуют весьма сложные и вычурные способы пост-транскрипционной регуляции генов. Например, в клетках есть система "молекулярной цензуры", которая служит для уничтожения бракованных и чужеродных молекул РНК. "Брак" распознается по конкретным простым признакам (например, по преждевременным стоп-кодонам). И поскольку такая система уже существует, она стала "зацепкой" для естественного отбора, который на ее основе создал очень замысловатую и, по-видимому, неэкономную систему регуляции. В синтезированную клеткой, но не нужную ей молекулу РНК вносятся такие изменения, что "цензура" воспринимает эту РНК как бракованную, подлежащую уничтожению (см.: Сравнение геномов человека и мыши помогло обнаружить новый способ регуляции работы генов ). Зачем такие сложности - сначала синтезировать ненужную молекулу РНК, затем "подставить" ее надзирающим органам при помощи своеобразного молекулярного "подлога", и только после этого уничтожить? Ведь можно было с самого начала просто не синтезировать ее! Это характерный «почерк» эволюции, совсем не похожий на разумное проектирование, а похожий, скорее, на самосборку чего получится из чего попало. Если бы живая клетка была создана разумным дизайнером, он бы, конечно, решил эту задачу гораздо аккуратнее и красивее, например, при помощи факторов транскрипции. Но клетка делалась не разумным дизайнером, и это хорошо заметно, если присмотреться к деталям ее устройства и функционирования.

Читайте также: