Конспект по физике законы ньютона. Конспект урока по физике "применение законов ньютона"

Урок 3/23

Тема. Второй и третий законы Ньютона

Цель урока: ознакомить учащихся с зависимостью между ускорением, что приобретается телом, и силой, что на него действует. Раскрыть содержание третьего закона Ньютона; углубить знания о взаимодействии тел

Тип урока: урок изучения нового материала

План урока

Демонстрации

1. Зависимость ускорения тела от действующей на него силы.

2. Опыты, иллюстрирующие третий закон Ньютона.

3. Фрагменты фильма «Законы Ньютона»

Изучение нового материала

30 мин.

1. Соотношение между силой и ускорением.

2. Второй закон Ньютона.

3. Особенности применения второго закона Ньютона.

4. Третий закон Ньютона.

5. Свойства сил, с которыми тела взаимодействуют.

6. Примеры проявления третьего закона Ньютона.

Закрепление нового материала

1. Тренируемся решать задачи.

2. Контрольные вопросы

ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА

Вопрос к учащимся в ходе изложения нового материала

1. Вызывает постоянная сила постоянное ускорение?

2. Как зависит модуль ускорения от модуля силы?

3. Как направлено ускорение тела, если известно направление к действующему силы?

4. Каково соотношение между силами, с которыми взаимодействуют два тела?

5. Что общего имеют две силы, с которыми взаимодействуют два тела?

6. Чем отличаются силы, с которыми взаимодействуют два тела?

7. Есть ли физическая разница между действием и противодействием?

8. Почему третий закон Ньютона называют законом взаимодействия?

ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА

Что мы узнали на уроке

Второй закон Ньютона:

Равнодействующая всех сил, приложенных к телу, равна произведению массы тела на его ускорение:

3 второго закона Ньютона получаем выражение для 1 Н:

Третий закон Ньютона: два тела взаимодействуют друг с другом с силами, направленными вдоль одной прямой, равными по модулю и противоположными по направлению:

1 = - 2 .

Силы, с которыми тела взаимодействуют друг с другом, направлены вдоль одной прямой и имеют одинаковую физическую природу.

Силы, с которыми взаимодействуют два тела:

а) имеют ту же физическую природу, поскольку обусловлены той самой взаимодействием;

б) одинаковые по модулю и направлены вдоль одной прямой противоположно друг к другу;

в) приложены к разным телам и поэтому не могут компенсировать друг друга.

Домашнее задание

г1 ) - 6.18; 6.19; 6.32;6.38, 6.41;

р2) - 6.52; 6.54; 6.55, 6.63; 6.64;

г3 ) - 6.71; 6.73; 6.74, 6.76; 6.77.


Обобщающий урок по теме «Законы Ньютона»

Цели урока : обобщить и систематизировать знания обучающихся о законах Ньютона; учить применять полученные ранее знания для объяснения изучаемых явлений при решении задач; подчеркнуть познавательное и мировоззренческое, практическое и воспитательное значение законов Ньютона.

Оборудование : компьютерная презентация .

Эпиграф

«Знать физику - значит уметь решать задачи»

Э.Ферми

1 слайд

Ход урока

  1. Организационный момент
  2. Повторение изученного материала

Кроссворд – наоборот

Слайд 2

Дать пояснение к словам. Ключевое слово « механика»

Механика была первой в истории физики (да и вообще науки) законченной теорией, правильно описывающей обширный класс явлений – движение тел. Один из современников Ньютона, А. Поп,так выразил свое восхищение этой теорией в стихах (перевод С. Маршака) :Был этот мир

Глубокой тьмой окутан.

Да будет свет!

И вот явился Ньютон.

Земная механика многим обязана гению Ньютона. Он сформулировал три закона движения тел, с помощью которых механики до сих пор рассчитывают самые сложные конструкции, определяют скорость и ускорение многочисленных механизмов и транспортных средств, оценивают прочность конструкций. Законы Ньютона позволяют нам теперь ответить на многие вопросы: «почему», которые я задаю вам:

  1. Почему? При каких условиях тело совершает равномерное движение или находится в покое?.Ответ дает 1-й закон Ньютона.
  2. Почему и при каких условиях тело движется равноускоренно? Ответ дает на этот вопрос 2-й закон Ньютона.
  3. Как вообще возникает сила? Ответ на этот вопрос дает 3-й закон Ньютона.
  4. От единичного факта – падения яблока – Ньютон приходит к грандиозному обобщению. Какому?

Законы движения выражаются простыми, на первый взгляд, формулами, но содержится в них необыкновенно много. Ведь вокруг нас происходят самые разнообразные движения. Приведите примеры. И эти движения, и тела, которые их совершают, не похожи друг на друга! Различны и силы, действующие на них. Но для всех движений и тел справедливы законы Ньютона.

А теперь давайте повторим изученные понятия и применим законы Ньютона для объяснения некоторых явлений.

Продолжите предложения

  1. Сила – величина…
  2. Сила характеризуется тремя параметрами...
  3. Равнодействующей называется сила…
  4. Сила – причина… Слайд 5

Согласны ли вы со следующими утверждениями?

  1. Если на тело не действует сила, то оно не двигается
  2. Если на тело действует сила, то скорость тела изменяется
  3. Если на тело перестает действовать сила, то оно останавливается
  4. Тело обязательно двигается туда, куда направляется сила
  5. Все тела падают с одинаковым ускорением. Слайд 6
  6. Массу одного из взаимодействующих тел увеличили в 5 раз. При этом сила взаимодействия увеличилась в 5 раз

С железнодорожным составом связана система отсчета. В каких случаях она будет инерциальной?

а) поезд стоит на станции;

б) поезд отходит от станции;

в) поезд подходит к станции;

г) поезд движется равномерно на прямолинейном участке дороги.

Слайд 7

Для каждого участка охарактеризуйте движение . Слайд 8

Законы Ньютона позволяют людям не только изучать движения, но и управлять ими. Например, ученым, которые управляют полетом космического корабля, необходимо знать положение корабля в любой момент времени. Им известно начальное положение корабля на стартовой площадке и его начальная скорость. Им известны и силы. Действующие на корабль в любой точке траектории. Пользуясь этими данными, они решают задачу механики применительно к космическому кораблю. Но сил, действующих на корабль, очень много. Они все время меняются. И вычислять надо не одну. а три координаты. Движение происходит в пространстве. Мы же с вами решаем более простые задачи.

  1. Решение задач (самостоятельно)

1-й уровень

1.Найти массу тела, которому сила 2 кН сообщает ускорение 10 м\с 2 .

2.К телу приложены две силы: F 1 =0,5Н, F 2 =2Н. Показать направление вектора ускорения. Найти модуль ускорения. Масса тела равна 1 кг.

F 1 F 2

2-й уровень

1.Тело массой 400 г, двигаясь прямолинейно с некоторой начальной скоростью, за 5 с под действием силы 0,6 Н приобрело скорость 10 м\с. Найти начальную скорость тела.

2. После удара футболиста неподвижный мяч массой 500 г получает скорость 10 м\с. Определите среднюю силу удара, если он длился в течение 0,5 с.

Дополнительная задача

По графику зависимости проекции силы от времени начертите график зависимости проекции ускорения от времени.

F х

О А В С t

Подведение итогов

Законы Ньютона важно знать и помнить машинистам поездов, водителям автомашин и вообще всем, кто управляет транспортным средством, а также пешеходам, пересекающим оживленную улицу. Почему? (Для остановки движущихся тел нужны время и пространство).

Боевое применение танков часто основано на их способности создавать значительную ударную силу. Обладая огромной массой, танки на большой скорости могут легко разбивать прочные стены. Таранить укрепления врага. Чтобы как-то снизить эту ударную силу. Противотанковая оборона стремиться в первую очередь уменьшить скорость танков вблизи обороняемых объектов. С этой целью распахивают или разжижают грунт, вырывают канавы.

Если нет противодействия, нет и действия. Поэтому, чтобы просверлить отверстие в тонкой детали, ее зажимают в тисках.

Бурно развивающаяся техника требует решения ряда научных проблем, в первую очередь в механике. Ньютон видел в науке важный способ совершенствования производства. Вот что об этом он написал: «Если дети будут хорошо обучены и воспитаны опытными учителями, то со временем народ получит более умных моряков, кораблестроителей, архитекторов, инженеров и лиц всевозможных математических профессий для работы, как на море, так и на суше».Слайд 9.

Научный подвиг Ньютона по достоинству оценен и современниками и потомками. Новая физика изменила представления Ньютона о пространстве и времени, массе и действии, но не отбросила его механику, а только определила границы ее применимости.И тем не менее «мы восхищаемся гением Ньютона, сумевшим в пестром многообразии явлений открыть простые и глубокие законы. Без знания их человек никогда бы не достиг того господства над силами природы, свидетелями которого мы являемся»(П.С. Кудрявцев). Сам Ньютон сказал: «Сделал, что мог, пусть другие сделают лучше». Слайд 10.

Домашнее задание: Сборник задач Лукашика № 319, 321,322(желающим)


Обобщающий урок по теме « Законы Ньютона», 9 класс

Цели урока: обобщить и систематизировать знания обучающихся о законах Ньютона. Задачи урока: научить применять полученные ранее знания для объяснения изучаемых явлений, при решении задач; показать мировоззренческое и практическое значение законов Ньютона.

Оборудование: компьютерная презентация.

1. Организационный момент

2. Повторение изученного материала

Кроссворд – наоборот

Дать пояснение к словам. Ключевое слово « механика »

Механика была первой в истории физики (да и вообще науки) законченной теорией, правильно описывающей обширный класс явлений - движения тел . Приведите примеры движения тел (не только транспорта или людей). Как видите, эти движения и совершающие их тела разнообразны. Различны и силы, действующие на них.

Но для всех движений и тел справедливы законы Ньютона . Слайд 1

Один из современников Ньютона так выразил свое восхищение этой теорией в стихах (перевод С. Я Маршака):

Был этот мир
Глубокой тьмой окутан.
Да будет свет!
И вот явился Ньютон.

А теперь давайте повторим изученные понятия и законы Ньютона и применим их

для объяснения некоторых явлений.

Посмотрите на слайд 2. Какие силы действуют на парашютиста? Когда он движется равномерно?

Как движется космическая станция?

Продолжите предложения .

1 .Сила - величина... 2.Сила характеризуется тремя параметрами... 3. Равнодействующей называется сила... 4. Сила - причина...

Слайд 3 Согласны ли вы со следующими утверждениями?

1 .Если на тело не действует сила, то оно не движется.

2. Если на тело действует сила, то скорость тела изменяется.

3. Если на тело перестает действовать сила, то оно останавливается. 4. Тело обязательно движется туда, куда направлена сила. Слайд 6

5. Массу одного из взаимодействующих тел увеличили в 5 раз. При этом сила взаимодействия увеличилась в 5 раз.

6. Законы Ньютона действуют во всех системах отсчёта …

Как формулируются законы Ньютона и как записать их математически? (1 ученик читает формулировки, 2-й ученик записывает на доске)

1-й закон: v =0; v =const; F=0; a=0 (в векторном виде)
2-й закон: F=ma
3-й закон: F1= - F2

Подумайте и ответьте: С железнодорожным составом связана система отсчета. В каких случаях она будет инерциальной?

а) поезд стоит на станции; б)поезд отходит от станции; в) поезд подходит к станции; г) поезд движется равномерно на прямолинейном

участке дороги

3.Физкультминутка.

4. Давайте ещё раз повторим и обобщим всё сказанное по таблице. Слайд 4,5

I закон Ньютона

II закон Ньютона

III закон Ньютона

Формулировка

Существуют такие системы отсчета, относительно которых тела сохраняют свою скорость постоянной, если на него не действуют другие тела или действие других тел компенсировано

Ускорение тела прямо пропорционально равнодействующей сил, приложенных к телу, и обратно пропорционально его массе

Силы, с которыми два тела действуют друг на друга, равны по модулю и противоположны по направлению

Математическая запись

v=0; v=const; F=0; a=0

a=F/m

F= - F

На какой вопрос отвечает

Почему тело движется прямолинейно и равномерно?

Почему тело движется с ускорением?

Как появляются силы?

Ответ

Тело движется прямолинейно и равномерно потому, что на него не действуют другие тела или действие других тел компенсировано.

Тело движется с ускорением потому, что на него действует сила или несколько сил, равнодействующая которых не равна 0.

Силы появляются при взаимодействии.

Особенности каждого закона

Выполняется только в инерциальных системах отсчета

Закон справедлив для любых сил;

Сила F является причиной и определяет ускорение;

вектор ускорения сонаправлен с вектором силы;

Если результирующая сил F равна 0, то ускорение равно0, т.е. получаем I закон Ньютона.

Силы появляются только парами;

Обе силы – одной природы;

Силы не уравновешиваются, т.к. приложены к разным телам;

Закон верен для любых сил.

Слайд 6

Посмотрите на график. Для каждого участка опишите движение. Какова равнодействующая всех сил, действующих на тело на каждом участке? Решите устно, какая сила действует на тело на 1-м участке, если масса тела= 2 кг. Слайд 8

Решим ещё задачи.

Задача1. Буксирным тросом перемещают автомобиль массой 2,5т по прямолинейному участку пути. Определите ускорение автомобиля, если сила тяги 5кН.

Задача2 . Тело массой 2кг движется по прямолинейной траектории под действием равнодействующей силы. График движения представлен на рисунке. Чему равна проекция ускорения тела в следующие моменты времени: 0-20c; 20-35с; 35-50с?

Земная механика многим обязана гению Ньютона. С помощью законов движения тел механики до сих пор рассчитывают самые сложные конструкции, определяют скорость и ускорение многочисленных механизмов и транспортных средств и их координаты, оценивают прочность конструкций.

Мы же с вами решаем более простые задачи.

    Решение задач (самостоятельно) слайд 7

1-й уровень

1.Найти массу тела, которому сила 2 кН сообщает ускорение 10 мс 2 .

2.К телу приложены две силы: F 1 =0,5Н, F 2 =2Н. Показать направление вектора ускорения. Найти модуль ускорения. Масса тела равна 1 кг.

F 1 F 2

2-й уровень

1.Тело массой 400 г, двигаясь прямолинейно с некоторой начальной скоростью, за 5 с под действием силы 0,6 Н приобрело скорость 10 мс. Найти начальную скорость тела.

2. После удара футболиста неподвижный мяч массой 500 г получает скорость 10 мс. Определите среднюю силу удара, если он длился в течение 0,5 с.

Сдаём свои работы.

Кто испытывал затруднения? Какие?

Вот слова самого Ньютона:

«Первое время в школе я учился очень посредственно. И вот однажды меня обидел лучший ученик в классе. Я решил, что самая страшная месть для обидчика – отнять у него место первого ученика. Дремавшие во мне способности, проснулись, и я с легкостью затмил своего соперника.» С этого счастливого дня для мировой науки начался процесс превращения скромного английского школьника в великого ученого.

Д.З. Таблицу (выданный вам бланк) заполните.

6. Итоги урока.

Описание работы: предлагаю Вам конспект обобщающего урока по теме «Законы Ньютона» для учащихся девятых классов. Надеюсь, что данный материал будет полезен преподавателям, работающим в основной и старшей школе. Данный урок направлен на всестороннее закрепление материала: от истории до практического применения законов Ньютона.

Гений есть терпение мысли, сосредоточенной в известном направлении.

Исаак Ньютон

Дидактическая цель : выполнить обобщение по теме «Законы Ньютона».

Технология: деловая игра.

Аудитория : 9 класс.

Тип урока : обобщающий урок.

Форма работы : групповая, фронтальная.

Познавательная задача: в форме деловой игры закрепить знания, полученные по теме «Законы Ньютона».

Развивающая задача : продолжить совершенствовать навыки решения задач, применять знания на практике.

Воспитывающая задача : развивать взаимоуважение, умение работать в команде, коммуникативные качества учащихся.

Оборудование:

Мультимедийный проектор;

Компьютер;

Песочные часы;

Стальная гайка;

Сосуд с водой;

Две пробки;

Раздаточный материал: карточки с задачами и домашним заданием.

План урока:

1. Организационный этап…………………………………..2 мин.

2. Разминка «Минуточка»………………………………….3 мин.

3. Историческая викторина «Что я знаю о Ньютоне?»....10 мин.

4. Физическое дефиле.…………………………………….10 мин.

5. Физкультминутка……………………………………..….2 мин.

6. Решение задач «Знаешь - действуй!»…………………10 мин.

7. Экспериментариум……………………………………….5 мин.

8. Домашнее задание……………………………..................1 мин.

9. Рефлексия, подведение итогов…………………………..2 мин.

Итого …………………………………………………………45 мин.

Ход урока:

«Мы как карлики на плечах гигантов, и потому можем видеть больше и дальше, чем они».

Исаак Ньютон

1. Организационный этап.

Учащиеся разбиваются на 3 группы (команды) равные по силам.

Два учащихся - ассистенты, которые помогают учителю во время ведения игры.

2. Разминка «Минуточка».

Учащиеся каждой команды должны за одну минуту ответить на наибольшее количество вопросов. Каждый правильный ответ - 1 балл. Чем больше правильных ответов, тем больше баллов зарабатывает команда и каждый отвечающий.

Вопросы командам:

Первая команда.

1. Сколько концов у четырех палок? (8 концов)

2. Сколько концов у пяти палок? (10 концов)

3. Сколько концов у пяти с половиной палок? (12 концов)

4. Сколько месяцев в году содержат 30 дней? (11 месяцев)

5. Единица измерения массы? (килограмм)

6. Прибор для измерения силы? (динамометр)

7. Всех на свете обшивает, а сама не надевает. (Иголка)

8. Из какой посуды нельзя ничего поесть? (Пустой посуды)

9. Где край света? (Там где начинается тень)

10. Что практически невозможно найти в стоге сена? (Иголку)

11. Кто водится в тихом омуте? (Черти)

12. В этом Санкт-Петербургском учреждении звездное небо всегда безоблачно. (Планетарий)

Вторая команда.

1. Сколько ушей у трех старушек? (6 ушей)

2. Сколько ушей у пяти малышей? (10 ушей)

3. Сколько пальчиков у четырех мальчиков? (80)

4. Сколько месяцев в году имеют 28 дней? (Все месяцы)

5. Единица измерения ускорения? (м/с2)

6. Прибор для измерения массы? (весы)

7. Из какого полотна нельзя сшить рубашку? (Из железнодорожного полотна)

8. Можно ли в решете воду принести? (Можно, если она замерзнет)

9. Он охотно пыль вдыхает, не болеет, не чихает. (Пылесос)

10. Чем вышибают клин? (Клином)

11. Какие животные ночью серы? (Кошки)

12. Планета, по которой путешествовал Незнайка? (Луна)

Третья команда.

1. Сколько носов у двух псов? (2 носа)

2. Сколько хвостов у семи котов? (7 хвостов)

3. Сколько ручек у пяти подружек? (10 ручек)

4. В каком году люди едят больше обыкновенного? (В високосном году)

5. Единица измерения силы? (ньютон)

6. Прибор для измерения скорости? (спидометр)

7. Хвостиком виляет, зубаста, а не лает. (Щука)

8. Как можно поместить два литра молока в литровую банку? (Надо из молока сварить сгущенку)

9. Без чего человеку жить нельзя? (Без имени)

10. На что не нужно разевать рот? (На чужой каравай)

11. Кого можно взять за рога? (Быка)

12. Чьи слова: «Дайте мне точку опоры, и я переверну Землю»? (Архимед)

3. Историческая викторина «Что я знаю о Ньютоне?».

В викторине участвуют все учащиеся класса. Каждый правильный ответ - 2 балла. Чем больше правильных ответов, тем больше баллов зарабатывает команда и каждый отвечающий на вопрос.

Вопросы викторины:

1. В каком году и в какой стране родился Исаак Ньютон?

(25 декабря 1642 года — 20 марта 1727 года по юлианскому календарю, действовавшему в Англии до 1752 года; или 4 января 1643 года — 31 марта 1727 года по григорианскому календарю, страна Англия);

2. В честь какого человека был назван Исаак Ньютон?

(Назван Исааком в честь покойного отца, который не дожил до его рождения);

3. В каком университете (колледже) учился Исаак Ньютон?

(В июне 1661 года 18-летний Ньютон приехал в Кембридж. Согласно уставу, ему устроили экзамен на знание латинского языка, после чего сообщили, что он принят в Тринити-колледж (Колледж святой Троицы) Кембриджского университета. С этим учебным заведением связаны более 30 лет жизни Ньютона);

4. Какие ученые были научной опорой и вдохновителями Исаака Ньютона?

(Научной опорой и вдохновителями творчества Ньютона в наибольшей степени были физики: Галилей, Декарт и Кеплер. Ньютон завершил их труды, объединив в универсальную систему мира. Меньшее, но существенное влияние оказали другие математики и физики: Евклид, Ферма, Гюйгенс, Валлис и его непосредственный учитель Барроу);

5. Какие обстоятельства заставили Ньютона покинуть университет?

(В канун Рождества 1664 года на лондонских домах стали появляться красные кресты — первые метки Великой эпидемии чумы. К лету смертоносная эпидемия значительно расширилась. 8 августа 1665 года занятия в Тринити-колледже были прекращены и персонал распущен до окончания эпидемии. Ньютон уехал домой в Вулсторп, захватив с собой основные книги, тетради и инструменты);

6. Почему «чумные годы» 1665 - 1667г.г. проведенные дома сам Ньютон считал самыми плодотворными?

(Здесь у него сложились в основном те идеи, которые привели его к созданию дифференциального и интегрального исчислений, к изобретению зеркального телескопа (собственноручно изготовленного им в 1668 г.), открытию закона всемирного тяготения, здесь он провёл и опыты над разложением света. Ньютон писал: «В это время я переживал лучшую пору своей юности и больше интересовался математикой и [натуральной] философией, чем когда бы то ни было впоследствии»);

7. Какие работы Исаака Ньютона и в каких областях науки Вы знаете?

(Работы по оптике - по разложению белого света на цвета, работы по математике - математический анализ (интегральные и дифференциальные исчисления). В 1687 г. Ньютон опубликовал свой грандиозный труд «Математические начала натуральной философии». Эта книга содержала законы динамики, закон всемирного тяготения с приложениями к движению небесных тел, истоки учения о движении и сопротивлении жидкостей и газов, включая акустику);

8. Когда умер Исаак Ньютон и где он похоронен?

(В 1725 году здоровье Ньютона начало заметно ухудшаться, и он переселился в Кенсингтон неподалёку от Лондона, где и скончался ночью, во сне, 20 (31) марта 1727 года. Похоронен в Вестминстерском аббатстве);

9. Какое значение имеют знаменитые законы Ньютона?

(Законы Ньютона позволяют объяснить закономерности движения планет, их естественных спутников. Они позволяют предвидеть траектории космических кораблей и их координаты в любой момент времени. В земных условиях эти законы позволяют объяснить течение воды, движение автомобилей, кораблей, самолетов и других транспортных средств)

4. Физическое дефиле.

Учащиеся каждой команды по очереди демонстрируют домашнее задание - представление законов Ньютона. Выбор представляемого закона (первого, второго или третьего закона Ньютона) проводится жеребьевкой. Максимальный балл за представление - 5 баллов. Оценку выставляют ассистенты. Команде выставляется среднеарифметическое значение.

5. Физкультминутка.

Ассистенты проводят ряд упражнений на укрепление опорно-двигательного аппарата, зрения и дыхательные упражнения.

6. Решение задач «Знаешь - действуй».

Каждой команде выдаются три задачи. Все участники команды их решают, но команда в праве сама решить, кто какую задачу будет решать. Первый выполнивший одну из задач представляет ее на доске и получает баллы. Максимальный балл за каждую решенную задачу - 2 балла. Эти очки идут и в командный зачет.

Определить равнодействующую силу : а) построить ее на чертеже; б) вычислить ее модуль, если F1 = 2 H.

Смотри рисунок 1.

По горизонтальной поверхности перемещается груз массой 3 кг с ускорением 0,3 м/с 2 . Под действием какой горизонтальной силы перемещается груз, если сила трения скольжения равна 2 Н? Какой величины силы достаточно, чтобы груз стал двигаться равномерно? (F 1 = ma + Fтр., F 1 = 2,9 Н, F 2 = Fтр. = 2 Н)

Цель урока :
    создание условий для обобщения и закрепления знаний, полученных по теме “Законы Ньютона”; умение видеть проявления изученных закономерностей в окружающей жизни; совершенствование навыков решения качественных и расчетных задач; расширение кругозора учащихся, развитие коммуникативных способностей и познавательного интереса к предмету.
Задачи: продолжить учиться работать в парах; умения применять знания в нестандартных ситуациях; реализовать творческие способности учащихся.Тип урока: обобщающий (с использованием ИКТ)Формы деятельности учащихся: фронтальная, индивидуальная, работа в парах.

Ход урока

I Организационный момент Здравствуйте, ребята! Я рада видеть вас всех на уроке в полном составе.

В истории есть немного имен и книг, пронизывающих века и даже тысячелетия и непрестанно влияющих на развитие культуры, техники и науки, есть научные открытия, которые оказываются пригодными для решения современных практических задач, и это означает, что они достоверны, ибо они прошли самое жесткое испытание – испытание временем. Именно таким великим законам физики – законам Ньютона посвящен наш урок.

Я, надеюсь, что мы сегодня с вами плодотворно поработаем на уроке. И хотелось бы, чтобы этот урок оказался интересным для всех. (Слайд 1)

Без имени Ньютона нет физики, а для Ньютона без физики и математики не было бы жизни. Наука для него - это и вода, и воздух, и пища. Его именем названы теоремы, законы, единицы измерения силы.

Он родился вьюжной зимой 1643 года, после Рождества, когда метель особенно тоскливо выла в высоких каминных трубах Вулсторпа . Родился преждевременно и очень слабый, такой маленький, что его можно было искупать в пивной кружке... Но он как-то выжил и странно, за всю свою долгую жизнь почти никогда не болел, к 84 годам потерял лишь один зуб.

Наиболее плодородными в жизни Ньютона были годы 1665 – 1667-й, когда во время эпидемии чумы он уезжал в голодную деревню Вулсторп. Эти годы можно назвать «болдинской осенью» Ньютона. Он работал сверх всякой меры! Здесь рождается интегральное исчисление, здесь он раскрывает солнечный луч, познает тайну спектра, здесь конструирует телескоп нового типа – рефлектор и микроскоп.

Был и другой Ньютон. Его мы знаем очень мало. Этот Ньютон – политик, член учредительного парламента, человек, который совершенно непонятным образом научную работу сочетал с административной, со службой государственным интересам.

Слава Ньютона досталась ему нелегко: она приносила и горечь разочарований, и боль обиды. В спорах со многими учеными ему не раз приходилось отстаивать свой приоритет в науке.

Читая слова нашего эпиграфа к уроку, мы видим, что, по мнению Ньютона, законы были открыты «играючи». Просто необходимо было более внимательно отнестись к окружающему миру, полному неизведанного.


Мы с вами изучили три закона Ньютона, и вы получили определённый багаж знаний. А, как известно, знания - сила. Вряд ли человек, не имеющий никакого багажа знаний, сможет открыть что-то новое для человечества, да и не только для человечества, но и для себя. А каков багаж знаний у вас, мы сегодня и проверим.

На уроке мы повторим законы движения, закрепим знания при решении задач, покажем связь законов с жизнью.

"Сказка ложь, да в ней намек – добрым молодцам урок". С такой присказкой вы встречались не раз. Во многих литературных произведениях и сказках идет речь о проявлении законов Ньютона. А теперь вам предстоит ответить на качественные вопросы, связанные с предложенными фрагментами из этих произведений.


(слайд 3)

    «Стоило коню остановиться, как рыцарь тут же летел вперёд. А когда конь трогался с места, рыцарь тотчас падал назад» (Объясните явление из произведения «Алиса в Зазеркалье») А кто автор этого произведения? (Льюис Кэрролл)

(Ответ: Вследствие явления инерции).

    В основе какого закона Ньютона лежит явление инерции?

    На какой вопрос отвечает 1 закон Ньютона? (КОГДА ТЕЛО НАХОДИТСЯ В ПОКОЕ ИЛИ ДВИЖЕТСЯ ПРЯМОЛИНЕЙНО И РАВНОМЕРНО?)

    Сформулируйте 1 закон Ньютона (Слайд 4)

    При каких условиях тело движется равноускоренно? Какой закон даёт ответ на этот вопрос?

    Сформулируйте 2 закон Ньютона (Слайд 5)

    Запишите на доске его математически

    Как формулируется третий закон Ньютона. (Слайд 6)

    Запишите его математически.

(Слайд 7) Подумай и ответь

1. Почему необходимо пассажиру и водителю автомобиля пристёгивать ремни безопасности?

(Явление инерции можно наблюдать при резком торможении автомобиля. Машина останавливается, а водитель продолжает двигаться).

Особенно с этим явлением приходиться часто считаться при движении на дорогах. Поэтому призываю вас для безопасности вашей жизни соблюдать правила дорожного движения!

2. Когда человек идет по земле, то сила, с которой он отталкивает землю, равна той силе, с которой его толкает вперед земля. Почему же земля при этом практически остаётся неподвижной?

(Это следствие третьего закона Ньютона. Согласно же второму закону Ньютона, эти силы сообщают человеку и земле ускорения, обратно пропорциональные их массам. Но земля из-за большей сравнительно с человеком массе остается при этом практически неподвижной, а человек движется).

(Слайд 8) « Человек знает физику, если он умеет решать задачи”
Энрико Ферми

1 вариант Посадил дед репку, и выросла репка большая пребольшая…

Какую силу надо приложить к репке массой 200г., чтобы вытащить ее из земли с ускорением 0.5 м/с 2 ?

Укажите автора и название произведения. (Сказка «Репка», русская народная)2 вариант “Я встал рядом с огромнейшей пушкой,… и когда из пушки вылетело ядро, я вскочил на него верхом и лихо понесся вперед… мимо меня пролетело встречное ядро, … я пересел на него и как ни в чем не бывало, помчался обратно”.С каким ускорением вылетело ядро из пушки, если масса ядра 20 кг, а сила, подействовавшая на ядро, равна 300 Н.? Укажите название произведения (Приключения барона Мюнхгаузена)
(Слайд 9) На рисунке изображен график скорости движения тела массой 2 кг. Найдите проекцию силы, действующей на тело на каждом этапе движения. (Разбираем вместе у доски)

Физкультминутка

Во втором законе Ньютона сказано, что ускорение, полученное телом при действии на него некоторой силы, прямо пропорционально этой силе и обратно пропорционально массе этого тела. Понятно, почему спортсмены – бегуны так следят за своим весом: чем больше масса бегуна, тем меньшую скорость он разовьет.

Но и не только спортсмены вашего класса, но и все другие должны соблюдать режим питания: переедание грозит увеличением массы тела, а это прямо пропорционально нагрузке на сердце, соответственно, уменьшением работоспособности и сопротивляемости организма различным заболеваниям.

Всем известно, чтобы иметь стройное и подтянутое тело, надо заниматься спортом. Но, увы, далеко не у всех есть время для посещения спортзала и даже для занятий в домашних условиях. Существуют физические упражнения, которые можно выполнять в любое время и в любом месте, даже во время поездки в общественном транспорте. Например, вот такие.

Сидя за столом, передвиньтесь поближе к краю стула так, чтобы бедро не лежало на стуле. Оторвите от пола ступню одной ноги, приподнимите ее на несколько сантиметров над уровнем пола и удерживайте в таком положении до полной усталости.
Выполните упражнение другой ногой. Для усиления нагрузки выполняйте упражнение двумя ногами одновременно.

Такие упражнения позволяют сделать ваши ноги стройными и красивыми, а живот - плоским и подтянутым.
( Слайд 10)

Карлсон, считая себя лучшим пылесосчиком в мире, решил сделать уборку в комнате Малыша после того, как мама только что убрала комнату своего сына.

Не надо, не надо, - просил Малыш.

Зря упираешься, - сказал Карлсон и потянул пылесос на себя с силой 30 Н. А Малыш тянул на себя – с силой 28 Н.

В чью сторону сдвинется пылесос? Чему равна равнодействующая сил Малыша и Карлсона? Сделайте схематический чертеж и изобразите на нем все силы в выбранном масштабе.

(Слайд 11)

Посмотрите на рисунок.

Какую басню проиллюстрировали физики?

История о том, как «Лебедь, Рак, да Щука вести с поклажей воз взялись», известна всем. Но если рассматривать эту басню с точки зрения механики, результат получается вовсе не похожий на вывод баснописца Крылова. Каким он будет?

… Лебедь рвется в облака,

Рак пятится назад,

А Щука тянет в воду.

(Басня утверждает, что «воз и ныне там», другими словами, что равнодействующая всех приложенных к возу сил равна нулю. Лебедь, рвущийся в облака, не мешает работе рака и щуки, даже помогает им: тяга лебедя, направленная против силы тяжести, уменьшает трение колес о землю и об оси, облегчая тем вес воза. Они направлены под углом друг к другу, следовательно, их равнодействующая не может равняться нулю.)

Заключение

Биографы Ньютона рассказывают, что первое время в школе он учился очень посредственно. И вот однажды его обидел лучший ученик в классе. Ньютон решил, что самая страшная месть для обидчика – отнять у него место первого ученика. Дремавшие в Ньютоне способности проснулись, и он с легкостью затмил своего соперника. Разбуженного джина познания нельзя снова спрятать в темную заплесневелую бутылку. С того счастливого для мировой науки эпизода начался процесс превращения скромного английского школьника в великого ученого.Со времен установления Ньютоном основных законов движения прошло почти три столетия. За это время законы множество раз проверялись в различных условиях, и всякий раз полученные результаты подтверждали их истинность.(Слайд 12) Рефлексия Д/З

Читайте также: