Сценарий викторины Что мы знаем о лете (старшая группа). Николаева С.Н., Комарова И.А

Вступительное слово к викторине

Лето! В кустах резвятся кузнечики. Лучи летнего солнца ласкают землю. Над цветами кружатся золотые пчёлы. В тёплом воздухе льётся их весёлая песня…

Викторина про лето содержит 12 вопросов. На все вопросы даны ответы.

Составитель викторины про лето: Ирис Ревю

1. Вопрос:
Солнце печёт,
Липа цветёт,
Рожь поспевает,
Когда это бывает?
Ответ: конечно же, летом

2. По каким признакам можно определить, что наступило лето?
Ответ: Жаркая погода, длинный световой день, короткая ночь, многоголосье птиц, благоухающие цветы, тополиный пух, грибы, ягоды…

3. Сейчас я вам загадаю три загадки про летние месяцы. А вы мне подскажите ответы на них:

Загадка 1
Тёплый, длинный-длинный день.
В полдень – крохотная тень.
Зацветает в поле колос,
Подаёт кузнечик голос,
Дозревает земляника.
Что за месяц, подскажи-ка?
Ответ: июнь

Загадка 2
Жаркий, знойный, душный день,
Даже куры ищут тень.
Началась косьба хлебов,
Время ягод и грибов.
Дни его – вершина лета.
Что, скажи, за месяц это?
Ответ: июль

Загадка 3
Листья клёна пожелтели,
В страны юга улетели
Быстрокрылые стрижи.
Что за месяц, подскажи?
Ответ: август

4. Какие вы знаете песни про лето?
Ответ: «Песенка о лете» (Авторы: Музыка: Е. Крылатов Слова: Ю. Энтин)

Вот оно какое, наше лето,
Лето яркой зеленью одето,
Лето жарким солнышком согрето,
Дышит лето ветерком…

5. Продолжите пословицу
Готовь сани летом, а телегу … (зимой )
Летом дома сидеть – зимой хлеба … (не иметь )
Худо лето, коль солнца…(нету )

6. Летом нас часто донимают комары. Попробуйте отгадать, кто автор стихотворения про назойливых комаров?

«Всех разморило от жары.
В саду сейчас прохлада,
Но так кусают комары,
Что хоть беги из сада!

Марина, младшая сестра,
Воюет с комарами.
Упрямый нрав у комара,
Но у нее упрямей!»
Ответ: Агния Барто

7. Какие вы знаете пословицы про лето?

Ответ: Что летом соберешь, то зимой на столе найдешь.
Лето крестьянину – отец и мать.
Летний день год кормит.

«Все зима…А где же лето?
Все зима…
А где же лето?
Звери, птицы!
Жду ответа!

— Лето, —
Ласточка считает, —
Очень скоро прилетает.
Лету нужно торопиться,
И оно летит, как птица!
Ответ: Борис Заходер

9. Вопрос: Какие вы знаете сказки про лето?
Ответ: «Сказка про Комара Комаровича – длинный нос и про мохнатого Мишу – короткий хвост», автор Д.Н.Мамин-Сибиряк

10. Почему бывает лето?
Ответ: Причиной смены времен года является наклон оси вращения нашей планеты Земля к плоскости ее вращения вокруг Солнца

11. Какие летние ягоды вы знаете?
Ответ: Земляника, клубника, черника, малина, вишня

12. Отгадайте загадку:

«И зелен, и густ
На грядке вырос куст.
Начали щипать –
Стали плакать и рыдать»

Ответ: Зелёный лук




Скачать:


Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ

Занятия для средней группы д/с №18

Тема: «Итоговая беседа о лете»

Воспитатель: Савельева Т.В.

Интеграция образовательных областей: «Познание» (ФЦКМ), «Коммуникация», «Социализация», «Физическая культура», «Безопасность».
Цель: Обобщение и расширение знаний детей по теме «Лето».
Задачи:
Образовательные:
закрепить знания о сезонных изменениях в природе, в летний период, о насекомых, их строении, местах обитания, о лесных ягодах и грибах;
закреплять умение отгадывать загадки, классифицировать одежду по сезону, образовывать прилагательные из существительных, самостоятельно оценивать свои знания;
развивать коммуникативные навыки;
улучшать общую моторику и координацию движений;
Воспитательные:
развивать эмоциональную отзывчивость и экологическую воспитанность;
воспитывать бережное отношение и любовь к природе.
Виды детской деятельности: познавательно - исследовательская, коммуникативная, игровая, восприятие художественной литературы, музыкальное восприятие.
Материалы и оборудование: искусственная полянка с цветами и насекомыми, гусеница, нитки для кокона, бабочка в коконе, паук, счётные палочки, плакат рисунками одежды, кепки и панамки, два гелиевых шарика, панно с цветами и бабочками по количеству детей, ИКТ: презентации «Где чей дом?, « Кто лишний?, «Прогулка в летний лес», «Проверь корзину с грибами», видеоклип с Кикиморой.
Структура занятия.
1.Организационный момент. (У воспитателя в руках солнышко) Ребята, посмотрите, к нам в гости заглянуло солнышко. Мы радуемся солнышку во все времена года. Какое сейчас время года? (Весна).
2.Времена года
Какие, ещё, времена года вы знаете? (Ответы детей).
Последовательность времён года:
Ребята, кто может составить картинки времён года последовательно, начиная с осени? (Воспитатель вывешивает картину с изображением осени, желающий ребёнок продолжает цепочку.) Завершает цепочку какое время года? (Лето) О нём мы сегодня и поговорим.
3.Постановка проблемы.
Ребята, мы уже на занятиях говорили о лете. Но солнышко хочет знать: много мы знаем о лете или нет? Как вы думаете? (Ответы детей).
Кто считает, что мы знаем достаточно много о лете, встают под жёлтый шарик. Кто считает, что мы знаем мало о лете, встают под оранжевый шарик. (Дети встают под шарики, воспитатель считает и просит пройти на стульчики).
4.Лето.
Чтобы отправиться в лето мы должны подобрать соответствующую одежду.
Д/игра «Летняя одежда».
Цель: Показать умение детей классифицировать одежду по сезону.
Итак, летняя одежда выбрана. Я вас приглашаю на летнюю полянку. Подходите, надевайте кепки, панамки, шляпки… (дети надевают головные уборы).
Скажите, зачем, отправляясь в лето, мы надели головные уборы? (Солнце светит летом ярко, жарко и без панамок может голова перегреться и наступить солнечный удар).
Педагог хвалит ребят за правильный ответ, зовет поиграть в игру:
«Лето, лето, лето – какого оно цвета?
А ну-ка расскажите, а ну-ка покажите.
Нежно – зеленого, как в траве кузнечик (прыгают, как кузнечики),
Желтого, желтого, как песок у речек (показывают песок и волну реки),
Яркого, синего, самого красивого (поднимают руки вверх, кружатся вокруг себя),
Вот какое лето.
Все готовы отправиться в лето? (Да!) Тогда в путь. (Звучит спокойная музыка, дети подходят к подготовленной полянке и рассаживаются вокруг). Дети рассматривают цветы, узнают и называют их. Педагог хвалит детей за правильные ответы, показывает зеленую мягкую травку и спрашивает: «Кто может здесь жить, оставаясь незамеченным?». Если ребята испытывают трудности с ответом, подсказывает, что эти жильцы очень маленькие, совсем крохотные. Подытоживая детские рассуждения, воспитатель рассказывает о том, что насекомые необыкновенные животные, они могут так спрятаться в траве, что их никто не заметит; интересуется каких насекомых знают дети? (Муха, пчела, комар, муравей, стрекоза, оса,..)
Я вам буду загадывать загадки про насекомых, а вы их угадаете и найдёте это насекомое на полянке.
Чернокожий карапуз
Не по росту тянет груз. (Муравей.)

14 сентября (1 сентября по старому стилю) начинается бабье лето. Для нас это значит, что осень дарит перед холодами еще немного летнего тепла.

Что же мы знаем о “бабьем лете”?…
Интересно, что само понятие существует и в других странах, но приурочено оно к разному времени. В Польше и Чехии «бабьим летом» называют продолжительную теплую погоду осенью безотносительно к месяцу. В Болгарии же есть «бабья весна» — так называемые «бабины дни» соотносятся с концом марта…

В некоторых районах Германии еще в конце девятнадцатого века существовал один день или даже несколько часов в году, которые считались женскими, бабьими. В этот день мужья должны были подчиняться женам и беспрекословно выполнять все их желания и повеления.

В Брюсселе тоже был такой день — 19 января, когда женщина считалась полновластной хозяйкой в доме, а муж обязан был ей во всем подчиняться. В Украине «бабье лето» начинается с 1 по 8 октября по старому стилю. Почему именно это время, объясняет предание.

Когда-то очень давно в эти дни случился сильный холод. Плоды в садах были собраны еще не все, поэтому должны были неизбежно пропасть. Вот бабы, собравшись вместе, стали просить Господа Бога, чтобы вернул им тепло. Мольба была услышана. И теплое время действительно вернулось, а плоды были успешно собраны. Тогда-то первую неделю после Покрова и стали называть «бабье лето».

Поскольку в обычаях разных стран это время считалось таким, когда мужчина должен был подчиняться жене, возникает предположение, что выражение «бабье лето» содержит в себе остаток былого господства женщин над мужчинами, а словом «лето» обозначается не пора года, а год, время.

В россии, например, бабье лето было издавна приурочено к неделе с 1 по 8 сентября по старому стилю. В связи с этим бытовало предположение, что называется эта пора «бабьим летом» потому, что в сентябре на небе видно созвездие Плеяды, иначе говоря, Бабы.

Помните, как в начале сентября начинает летать тончайшая, едва заметная глазу паутинка? Сейчас известно, что ее ткут крошечные паучки. А в давние времена людям было неизвестно, откуда берутся в воздухе тончайшие нити. Во времена язычества верили, что появление паутинки — это результат работы богов.

Славяне-язычники считали, что один из богов, которым они поклонялись, опутал невидимыми тонкими нитями паутины весь белый свет. Позже, после принятия христианства, происхождение нитей стали приписывать Богородице.

В сознании крестьян нити паутины, витающие в воздухе, означали, что пришла пора начинать женскую работу: ткать, прясть, шить, вязать.

У женщин начиналась в это время пора, когда они должны были готовить ткани, нити, чтобы обшить и обвязать всю свою семью.

Бабье лето начинается днем, который называется Семиным, или днем Семена-летопроводца. Церковь вспоминает в этот день одного из своих великих подвижников Симеона Столпника (IV—V вв.).

Поскольку до 1700 года Новый год начинался с 1 сентября, то с этим днем связано много начинаний в крестьянском быту. В Семин день обычно гасили старый огонь, а утром снова высекали древесный огонь путем трения дерева о дерево. Существовала традиция в Семин день заканчивать касающиеся торговли договора и сделки. В течение многих веков существовал обычай в день Симеона сажать мальчика, достигшего четырех лет от роду, на коня.

Начиная с этого дня женщины мочили коноплю, сушили и мяли лен, копали картофель. Также существовал потешный обычай хоронить в этот день мух и тараканов, чтобы не водились.

Виноват антициклон
Бабье лето - вовсе не лето, которое вернулось на недельку-другую в середине сентября. Теплые осенние дни — это последние волны Азорского антициклона, благодаря которым воздух и почва не успевают быстро остывать.

Азорский антициклон — огромная зона повышенного давления в Атлантике. Летом он воздействует только на северное полушарие, с 40° по 65° северной широты. Под его влиянием находится США, вся Европа и европейская часть россии. Поэтому бабье лето - явление локальное.

С мая по сентябрь антициклоны приносят жару, а в оставшиеся месяцы - холод. Так как погода меняется по синусоиде, примерно раз в 5-7 дней циклон сменяет антициклон и наоборот. В этом отношении сентябрь в средних широтах ничем не отличается от остальных месяцев. Так что «бабье лето» — это всего лишь антициклон, который еще не успел «остыть» к зиме.

Чем помогают деревья
Раз циклон сменяет антициклон приблизительно раз в неделю, то почему бабье лето длится дольше? Считается, что в этом виновата… опавшая листва.

Бабье лето приходит к нам после того, как начинаются листопады. Палые листья выбрасывают в атмосферу дополнительное тепло, которое не позволяет почве быстро остывать, и тем самым задерживают бабье лето еще на пару-тройку дней.

Почему бабье лето не длится дольше
Если в россии прихода бабьего лета традиционно ожидают к 14 сентября, то в Украине, Европе и США бабье лето приходит значительно позже. В Америке «индейское лето» ожидают с начала октября по середину ноября, а в Германии - с конца сентября по начало ноября.

К октябрю воздушные массы Азорского антициклона, который и дарит нам бабье лето, ослабевают. Они уже не могут пересечь Европу и достигнуть россии, потому там в силу вступает континентальный холод. А вот Украина и европейские страны еще несколько недель наслаждаются теплом, принесенным с океана.

О пауках и паутинках
В некоторых странах бабье лето называют «паутинное лето» или «Марьина пряжа». Связаны эти названия с тем, что из-за листопада обнажаются ветки деревьев и незаметная до этого паутина становится видна. Более того, зачастую паутинки срываются с деревьев и отправляются в полет.

Два бабьих лета
До середины XX века считалось, что бабье лето приходит дважды - в конце августа и середине сентября. С каждым из них было связано множество примет, вроде «если в воздухе много тенетника (осенней паутины), то осень будет ясная, а зима холодная»
или «бабье лето сухое - осень мокрая».

Киев, Украина

Онтарио, Канада

Австрия

Париж, Франция

Нью-йорк

Финляндия

Швейцария

Нидерланды

Осень, «бабье лето...»

О Бабьем лете поэт Федор Тютчев писал:
«Есть в осени первоначальной короткая.Но дивная пора.Весь день стоит как бы хрустальный и лучезарны вечера»…

«И страшно, что закончится вот-вот волшебная, цветная сказка эта, начнется дождь и слякоть, и уйдёт моё хмельное чудо — бабье лето.»

Фото осени в некоторых странах

Беседа для дошкольников «Вот и лето пришло»

В начале занятия спросите детей, какие сезоны года они знают. (Весна, лето, осень, зима.) Поговорите о приметах, которыми характеризуются четыре сезона. Как мы узнаем, что пришла зима, лето?.. Расскажите детям, что в разное время года Земля по-разному подставляет солнечным лучам свою поверхность. Когда солнечные лучи падают более отвесно, прямо, Солнце греет жарче. Если же лучи Солнца падают на земную поверхность под углом, то они греют слабее. Вот от этого и зависит смена сезонов.

Расскажите, что сейчас вы будете знакомиться с замечательным временем года - летом. Проведите беседы по направлениям. В конце занятия можно предложить детям нарисовать портрет Лета Красного.

Здравствуй, лето красное!

За весною приходит . Его ждали и люди, и растения, и животные. Летом солнце днем стоит высоко в небе, светит ярко и греет - становится жарко. День длится долго, ночи короткие, светлые. Все цветет, улыбается, радуется теплу. Теперь можно ходить в легкой одежде и обуви (а то и босиком) и подолгу гулять. Нагревается вода в пруду, реке, озере, поэтому летом все с удовольствием купаются и загорают.

Летом бывают грозы и теплые ливни. Птенцы начинают покидать гнезда, учатся летать. Кружат над водой стрекозы, над цветами - бабочки и пчелы.

Наливаются в садах плоды, поспевают сочные ягоды. На лугах - пышный ковер из трав и цветов. Много людям работы в поле, на лугу и на дачных участках.

Объясните поговорки: «Летом заря с зарей встречаются», «Летом солнце высоко, а с утра до вечера далеко» (Большой световой день.) Почему говорят: «Летом каждый кустик ночевать пустит»? (Потому что летом очень теплые ночи.)

Предложите детям подумать, о чем можно сказать «летний»? (Дождь, день, сенокос, луг, огород, сад, лес.) «Летняя»? (Погода, туча, гроза.) «Летнее»? (Облако, настроение, солнце, небо, утро.) Попросите придумать определения к слову «лето». Какое оно? (Солнечное, дождливое, щедрое, ласковое...)

Попросите детей задуматься, почему об этом времени года говорят: «лето красное»? «Красным» на Руси называлось все самое красивое (красно солнышко, красна девица, Красная площадь). Чем же красиво лето? А красиво оно золотыми солнечными лучами и жемчужными облаками, серебряными дождями и алмазными росами, изумрудными травами и семицветными радугами. И еще бесчисленными множествами цветов, распускающихся в это время года.

Все поля, луга в цветах,

Словно в пестреньких платках.

Очень любим мы за это

Наше солнечное... (лето).

Дожди и росы

Понаблюдайте с детьми за теплым летним дождем. Послушайте, как он шумит. Посмотрите, как пузырятся лужи. После дождя обратите их внимание на то, как позеленела листва, как все травинки и цветы сверкают и переливаются на солнце. Расскажите, что есть дожди моросящие, слепые, обложные, грибные, спорые, идущие полосами, косые, сильные окатные дожди и, наконец, ливни (проливни).

Чем же отличается спорый дождь от грибного? Слово «спорый» означает - быстрый, скорый. Спорый дождь льется отвесно, сильно. Он обычно приближается с набегающим шумом. А мелкий грибной дождь сонно сыплется из низких туч. Лужи от этого дождя всегда теплые. Он словно шепчет. Лесной перегной и мох впитывают его не торопясь, основательно. Поэтому после него начинают быстро расти грибы.

О слепом дожде, идущем при солнце, в народе говорят: «Царевна плачет». Сверкающие на солнце капли этого дождя похожи на крупные слезы.

Можно подолгу следить за игрой света во время дождя, за разнообразием звуков - от мерного стука по крыше и жидкого звона по водосточной трубе до сплошного напряженного гула, когда дождь льет стеной.

Обратите внимание детей на утреннюю росу. Дождя нет, а трава и листья растущих у самой земли растений - мокрые. Пусть дети проведут рукой по траве: ладошки станут влажными. Раньше крестьянские дети любили бегать по росе босиком. Они считали, что это ни с чем не сравнимое удовольствие!

В теплые летние дни солнце хорошо прогревает землю, но ночью воздух охлаждается. Находящийся в воздухе водяной пар оседает на растения, которые быстро остывают от ночного холода, и превращается в мелкие водяные капельки - росу. Роса не образуется на земле или тропинках, так как они долго сохраняют солнечное тепло. Утром солнце вновь прогревает землю и роса исчезает. Люди давно заметили, что если утром сильная роса и туман, то это к хорошей погоде.

Летняя гроза

Летом часто бывают грозы. Летние грозовые тучи состоят из бесконечного количества капелек воды, заряженных электричеством. Между двумя такими тучами проскакивает электрический заряд большой мощности. Это и есть молния. Иногда молния возникает между грозовым облаком и землей. Тогда может загореться дерево или стог сена, в который ударила молния. Вот почему в летнюю грозу нельзя прятаться от дождя под одиноко стоящими деревьями. Во время разряда грозовых туч сначала мы видим блеск молнии, а затем до нас доносятся раскаты грома. Это происходит потому, что звук распространяется в воздухе медленнее, чем свет. Если между молнией и громом очень долгий промежуток, то это значит, что гроза идет где-то далеко.

Обычно заранее видно, что собирается гроза: солнце сильно печет, в воздухе накапливается влага, становится тихо и душно. На горизонте заметно скопление мощных кучевых облаков. Они быстро надвигаются и вскоре занимают все небо, которое начинает по-особенному меняться и даже чувствуется особый - предгрозовой - свет. Ветер дует порывами, резко меняет направление, а затем усиливается, поднимает тучи пыли, срывает листья и ломает ветки деревьев, может сорвать покрытие крыш у домов. Затем сверху из надвинувшейся тучи обрушивается стена проливного дождя, иногда с градом. Сверкают молнии, раздаются оглушительные раскаты грома. Опасное, но очень красивое зрелище!

Чем опасна гроза? Прежде всего, молниевым разрядом. От молнии может возникнуть пожар. Прямое попадание молнии может привести к смерти! Другая опасность - сильный ветер, ломающий ветви деревьев и повреждающий строения. Падающие от ветра деревья часто повреждают линии электропередач. Из-за них и люди могут получить травму. И, наконец, сильный ливень с градом. Град побивает посевы. Если от него вовремя не укрыться, то не избежать синяков и ссадин. Расскажите о размерах градин, покажите их на примерах!

Радуга-дуга

После дождя, когда сквозь густую завесу облаков проглядывает солнышко, на небе появляется красивая семицветная радуга. Она появляется там, куда уходят грозовые тучи. Радуга видна до тех пор, пока капли дождя часто и равномерно падают на землю. Чем крупнее капли и чем чаще они падают, тем ярче радуга.

При случае покажите детям радугу и попросите рассмотреть ее, назвать очередность цветов. Обратите внимание детей на то, что радужные линии имеют форму полукруга и неодинаковую длину. Попросите детей определить, на что похожа радуга (на мост). Расскажите, что в древности радугу так и называли - перекинутый во времени мост, связывающий небо и землю. Она раскрашена в семь цветов, подаренных ей лучами солнца. Цвета радуги расположены в строго определенном порядке: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий и фиолетовый. Эти цвета составляют белый солнечный луч, который во время дождя преломляется в каплях дождевой воды. Чтобы запомнить эту последовательность, люди придумали предложение, в котором первая буква каждого слова такая же, как первая буква названия цвета: «Каждый Охотник Желает Знать, Где Сидит Фазан».

Обычно мы видим радугу, когда дождь еще не кончился, но на небе светит солнце. Радугу можно видеть не только на небе, но и в фонтане, во время купания в реке, когда поднимается много брызг. Главное, чтобы солнце и вода «работали» вместе.

Зимой в сильный мороз множество ледяных кристалликов действуют вместе с солнцем так же, как и капельки воды, но радуга получается более бледная. Даже яркий свет уличных фонарей в морозный вечер создает вокруг них дымчатый светящийся круг, в котором иногда можно найти слабые оттенки розового и желтого цветов.

Дети любят изображать радугу. Совмещайте рассказы по теме и занятия по рисованию.

(для детей старшего дошкольного возраста)

Дидактическая цель: уточнить знания детей о лете: теплея солнечно, много травы, цветов, в садах и огородах созревают овощи и фрукты, в лесу - ягоды и грибы. Развивать чувство юмора, умение детей применять знания в новых ситуациях.

Ход игры. Незнайка говорит: «Ребята, расскажите мне, что вы знаете о лете. Вот я, например, знаю, что летом часто идут дожди, дуют сильные ветры, на деревьях желтые листья. Правильно? » Дети исправляют его ошибки, рассказывают, где они были летом, что видели, какая была погода. Затем Незнайка предлагает ребятам взять календарь природы и найти в нем картинку, которая наиболее соответствует летней поре. Спрашивает: «Ребята, вы были этим летом в лесу? Что вы там делали? Может, помогали родителям в огороде, в саду?»

Примечание. В качестве игрового момента можно использовать небылицы Незнайки: «Я летом был в лесу и видел яблоню с белым стволом, на которой росли огурцы и помидоры. А еще там созрела картошка. Сливы мы выкапывали прямо из земли. Не верите?» Ребята должны объяснить Незнайке, что, где и как растет. Можно поиграть в игру «Что где растет». По аналогии уточняются знания детей о лесных ягодах и грибах.

Читайте также: