Интересные факты, удивительные факты, неизвестные факты в музее фактов. Когда впервые прошли выборы? В какой стране впервые прошли выборы

Историю выборов в России следует отсчитывать с Новгородской феодальной республики, которая существовала в период с XII по XV вв. Хотя и раньше вечевые собрания, как политический институт, решавшие важнейшие вопросы местного и государственного значения, имели широкое распространение на Руси. Но именно в Великом Новгороде впервые сформировались выборные институты. Территориально Новгород был разделен на пять самостоятельных районов (концов). Более мелкими единицами были "сотни" и "улицы". В каждом районе имелось территориальное собрание-вече, где принимались решения по различным повседневным вопросам. Избирались должностные лица - староста и его помощники. Высшая власть в республике формально принадлежала общегородскому вечевому собранию. Его созывали по инициативе князя, посадника по мере необходимости. Их участниками были лица различных слоев населения. На вече рассматривались наиболее важные вопросы государственной жизни. Все решения принимались посредством выборногопринципа: присутствующим предлагалось высказаться "за" или "против" предложений, сформулированных исполнительной властью. Вече обладало также правом выбора (призвания) князя. Выборными были и главные должностные лица Новгорода -посадник, тысяцкий, архиепископ. Сложились демократические традиции: альтернативность выборов, строгий контроль за действиями выборных лиц, вплоть до смещения в случае грубого нарушения общинных прав и обычаев.

Выборы и избирательные процедуры в Русском государстве в XVI -XVII вв. получают юридическое оформление и связано это было в первую очередь с формированием единого Московского государства. В 1497 г. принимается общегосударственный Судебник, по которому полномочия выборных органов были расширены. В первой половине XVI в. реформируется система местного управления, учреждаются новые органы самоуправления - губные и земские избы, которые были выборными органами; определенная процедуравыборов.

Особое место среди органов государственной власти в XVI - XVII вв. занимают Земские соборы, являвшиеся сословно-представительным органом, формировавшимся по принципу участия, по должности и общественно-политическому положению, а также по принципу выборного территориального и сословного делегирования. Земские соборы избирали царей, объявляли войну или мир, утверждали налоги, назначали должностных лиц и т.д., но они не были постоянно действующим органом, собирались по мере необходимости. Наиболее важными событиями в деятельности Земских соборов были выборы царей. Выборы царей проходили в 1598 г. - избран на царство Борис Годунов, в 1606 г. - Василий Шуйский, 1613 г. - Михаил Романов. Выборы проходили в обстановке острой избирательной борьбы и сопровождались широкой избирательной агитацией. Порядок выборовцарей не был оформлен в специальную процедуру, но подразумевал особую тактику проведения соборных заседаний, аппеляций к мнению населения, достижения компромиссов между боярскими группировками.

На соборных совещаниях 1645 и 1682 гг. выборы царей сменились процедурой утверждения законного наследника на престоле, что означало перерастание сословно-представительной монархии в абсолютистскую.

XIX - начало XX вв. в России - это время масштабных реформ во всех сферах жизни государства. Реформы коснулись и избирательного права. До реформ 60-х - 70-х гг. XIX в. понятие "выборное право" в основном относится к институтам сословного и местного самоуправления. Эти органы (городские думы, дворянские собрания) формировались на основе цензового представительства и возрастного, имущественного, социального ценза. Выборное право в дореформенный период имело крайне узкую область применения.

Во второй половине XIX в. вслед за крестьянской, земской, городской, судебной и другими реформами начинается формирование системы избирательного права в России и наделение избирательными правами широких слоев населения. Земская реформа 1864 г. и городская 1870 г. повлекли за собой значительные изменения в Российском избирательном праве. Земства, как органы местного самоуправления, формировались при участии всех сословий тогдашнего российского общества. В основу избирательной системы был положен принцип выборов по сословиям. Избиратели делились на три курии: местные землевладельцы, крестьянские общества и горожане-владельцы недвижимости. Выборы были косвенными. Съезды представителей каждой из курий избирали установленное количество гласных. Уездные земские собрания избирали гласных губернского земского собрания. К участию в выборахдопускались лица, достигшие 25 лет. Не могли участвовать в выборах иностранцы и лица, осужденные по приговору суда, находящиеся под следствием или судом.

По городской реформе учреждалась всесословная система городского самоуправления. Выборные органы - городские Думы - получали значительные права в решении многих вопросов городской жизни. Избирателями могли быть владельцы торговых и промышленных заведений, все те, кто имел свидетельства на предпринимательскую деятельность и вносившие налоги в городскую казну. Пользовались правом голоса и различные ведомства, учреждения, общества, монастыри и церкви, владевшие в городе недвижимым имуществом, в лице своих представителей. Избиратели должны были иметь российское гражданство и возраст не менее 25 лет. Рабочие и ремесленники, все те, кто занимался умственным трудом и не имел недвижимости, лишались избирательных прав. Все избиратели делились на три курии: крупных, средних и мелких налогоплательщиков. Каждая курия платила треть городских налогов и избирала треть гласных. Голосование было тайным. Допускалось голосование по доверенности. Избранными считались кандидаты, получившие на выборах более половины голосов. При этом число избирателей присутствующих на собрании, должно было превышать число избранных гласных.

В начале XX в. в государственном устройстве России произошли значительные перемены. Революционные события 1905 - 1907 гг. заставили самодержавие пойти на политические уступки. Впервые в истории России был создан общегосударственный правительственный орган - Государственная Дума. Население получило политические права, стала реальностью многопартийная система. Все это привело к изменениям в избирательном праве: сложилась система избирательного законодательства, определившая порядок формирования Государственной Думы и Государственного Совета. 17 октября 1905 г. был обнародован манифест Николая II "Об усовершенствовании государственного порядка", в котором провозглашались политические свободы.

Вслед за Манифестом были изданы новые законодательные акты, составившие правовую базу деятельности государственной Думы: Указ "Об изменении положения о выборах в Государственную думу" (11 октября 1905 г.), Манифест "Об изменении Учреждения Государственного Совета" и пересмотре "Учреждения Государственного Совета" и пересмотре "Учреждения Государственной Думы" (20 февраля 1906 г.), а также новое "Учреждение Государственной Думы" (Указ от 20 февраля 1906 г.).

Избирательная система, устанавливаемая Указом от 11 декабря 1905 г., была наиболее прогрессивной в российской истории до 1917 г. Но все же она была ограниченной. В российском избирательном праве отсутствовали такие принципы, как всеобщность и равенство. Выборы были косвенными, многоступенчатыми, имели классовый и цензовый характер. Законом устанавливался высокий возрастной ценз: к участию к выборам допускались мужчины, достигшие 25 летнего возраста. Женщины права голоса не получили, как и военнослужащие, студенты, народы, ведущие кочевой образ жизни. Не допускались к выборам и осужденные за преступления и находящиеся под следствием и т.д. Не могли в них участвовать должностные лица - губернаторы и вице-губернаторы и другие, а также служащие полиции. Для участия в выборах устанавливался имущественный ценз, не допускавший к ним значительные слои общества, например, рабочих.

Все лица, получившие избирательные права, были разделены на несколько курий, поставленных в неодинаковые условия. В крупнейших городах страны выборы были двухступенчатыми, в губерниях трехступенчатыми. Для крестьян устанавливалась четырехступенчатая система выборов. Разное качество ступеней выборного процесса приводило к тому, что выборщики из курий представляли различное число избирателей. Так в землевладельческой курии (помещики) один выборщик представлял 2 тысячи избирателей, в городской - 7 тысяч, в крестьянской - 30 тысяч, в рабочей - 90 тысяч.

"Положение о выборах в Государственную Думу" от 3 июля 1907 г. изменило избирательное законодательство. Оно лишало избирательных прав жителей окраин страны, сокращалось представительство от городов. Существенно сужался электорат низших сословий. Так в крестьянской курии один выборщик избирался теперь от 60 тысяч, в рабочей от 125 тысяч (ранее от 90 тысяч). В результате процент избирателей снизился с 25 до 15 %.

Февральская революция 1917 г. положила начало новому этапу в истории российского избирательного права и, хотя они действовали недолго, были для России масштабным явлением. На основе принятых правовых актов, регулировавших избирательную практику, были демократическим путем избраны органы земского и городского самоуправления и проведены выборы во Всероссийское Учредительное Собрание.

27 мая 1917 г. были изданы "Временные правила о производстве выборов губернских и уездных земских гласных", постановление "О волостном земском управлении". Сословные и имущественные ограничения, отменялись. Выборы стали всеобщими, равными и прямыми с тайным голосованием. Активным избирательным правом наделялись российские граждане "обоего пола всех национальностей и вероисповеданий", достигшие 20 лет.

2 октября 1917 г. Временное правительство утвердило "Положение о выборах в Учредительное собрание". Новый закон соответствовал уровню передовых избирательных законов своего времени. Предусматривалось введение системывыборов по спискам, выдвигавшимися политическими партиями. Впервые в России были отменены цензы: имущественный, грамотности, оседлости, а также ограничения по национальному и религиозному признакам. Расширялся состав избирателей - право голоса было предоставлено женщинам, военнослужащим. Минимальный возраст для участия в выборах устанавливался в 20 лет. Права участия в выборах лишались глухонемые, умалишенные, находившиеся под опекой, осужденные судом, несостоятельные должники, военнослужащие-дезертиры, члены царской семьи.

Для проведения выборов Россия делилась на территориальные округа, создавались избирательные участки. "Положение" определяло компетенцию и порядок работы избирательных комиссий всех уровней. Устанавливалась единая форма избирательного бюллетеня, каждому избирателю выдавалось именное удостоверение, по предъявлению которого он допускался к голосованию.

Таким образом, избирательное законодательство периода демократической республики в России представляло собой самый современный по тем временам государственно-правовой документ. На его основе 12 ноября 1917 г. было избрано Учредительное Собрание, просуществовавшее, правда, недолгое время.

С утверждением у власти большевиков и роспуском Учредительного Собрания перспектива демократического развития России была утрачена. Установившаяся в стране жесткая однопартийная политическая система не допускала проведения свободных выборов. И хотя избирательное законодательство советской России включало демократические принципы проведения выборов, фактически выборы находились под жестким контролем властей и только в постсоветский период избирательное законодательство стало развиваться на демократических принципах.

Воробьев Н.И., Никулин В.В.
Избирательное право и избирательный процесс в Российской Федерации:
Учеб. пособие. Тамбов: Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та,2005. 104 с., 2005

Корреспондент «Комсомолки» поработала общественным наблюдателем на избирательном участке во время выборов мэра в Самаре [фото+видео+обсуждение]

Изменить размер текста: A A

Сомнения в честности подсчета голосов на выборах хоть раз посещали, наверное, каждого из нас. Чтобы разрешить их, 10 октября я отправилась на избирательный участок №5 общественным наблюдателем. Накануне, в субботу, получила официальное направление от Самарской региональной общественной организации ветеранов военной службы и членов их семей «Честь имею!», вместе с толпой таких же наблюдателей прошла подробный инструктаж, получив шпаргалку-памятку о том, как же должны проходить выборы.

ИЗБИРАТЕЛЕЙ - 1927, БЮЛЛЕТЕНЕЙ - 1400...

Избирательные участки открываются в 8.00. Прихожу на свой в 7.30. В школе №42 тихо, пусто и очень холодно - отопление тут так и не дали. Предъявляю документы, регистрируюсь, с интересом оглядываюсь. Большая избирательная урна посреди помещения школьной столовой, вместо полноценных кабинок – 3 установленные на парты ширмы из ДСП, на стенах списки с адресами и информация о кандидатах. Наблюдателям отведено место далековато от членов УИК, зато урну видно отлично.

Ближе к восьми утра председатель УИК Михаил Цибин открывает большую и маленькую (переносную) урны, демонстрирует, что они пусты, опечатывает. Затем идем проверять списки избирателей. Трогать их руками не имеем права, поэтому приходится просить членов комиссии листать страницы. Михаил Юрьевич оглашает количество избирателей на участке. Их у нас 1927. А количество бюллетеней, выданных на участок – 1400 на голосование за главу города и столько же – за депутатов.

Как же так, почему бюллетеней так мало, а вдруг избирателям не хватит? – наивно удивляюсь.

Да ты что, - отмахивается опытная тетечка-наблюдатель от «Единой России ». – Еще лишние останутся. Хорошо, если человек 700 проголосует. Думаешь, почему порог явки отменили?…

Едва открывается участок, как на нем появляются первые самарцы. Настоящее оживление начинается где-то с полдесятого утра. К моему удивлению, голосует довольно много молодежи, люди приходят семьями, с детьми. Малыши с удовольствием опускают бюллетени в урну вместо мам и пап. Время от времени происходят нестыковки – у кого-то в списке избирателей не оказывается квартиры, кому-то не принесли приглашение. Торжественно опустив бюллетени, одна из бабушек крестит урну.

Дай бог, чтобы помогли! – провозглашает она и удаляется, правда не уточнив, кто, в чем и кому именно.

Поскольку ширмы невысокие, посторонний человек вполне может заглянуть через них в интимный момент выбора. Что в конце концов и происходит. Перегнувшись через ширму, муж начинает было разговор с голосующей женой.

А я против всех, можно я бюллетени с собой заберу, - прихватив голубой и розовый листы, мужичок направляется к выходу.

Подождите-подождите, не торопитесь, зайдите, подумайте получше! - общими усилиями всполошившиеся члены комиссии загоняют-таки избирателя за ширму для реализации конституционного права.

ФОТОГРАФИРУЕТЕ? УДАЛИМ С УЧАСТКА!

Не обходится и без более явных нарушений. Дедушка заходит на участок с предвыборным проспектом одного из кандидатов в депутаты под мышкой.

Вот сколько денег потратили на то, чтобы напечатать все это?! – пытает он членов УИК, потрясая буклетом.

Нам не до смеха – нахождение агитационных материалов на участке недопустимо. Достаю фотоаппарат, чтобы зафиксировать нарушение. Но председатель УИК реагирует весьма оперативно, моментально закрывает дедушку от объектива своим телом и так же, прикрывая его, доводит до выхода из помещения.

Зачем фотографируете?! – накинулся он на меня. – Давайте не будем с вами ссориться, а то вынесу предупреждение и удалю с участка!

Через некоторое время члены комиссии философски взирают, как несколько человек набились в одну кабинку и устроили «совещание» с обсуждением кандидатур. Наблюдатели возмущены.

Михаил Юрьевич, устраните нарушение!- взываю к председателю. Моментально «заметив» непорядок, тот разгоняет народ по кабинкам.

ЭСЕРОВ И КОММУНИСТОВ НА ВЫЕЗД НЕ БЕРУТ

Для тех, кто не в курсе, поясняю: для избирательной комиссии ну ооочень важно, чтобы сошлись итоговые цифры в протоколах. А потому одна из главных задач наблюдателя – считать тех, кто голосует. Я сижу и рисую конвертики. Человек – точечка, человек – палочка… Временами сверяю данные с соседями. На нашем участке 9 наблюдателей. Трое от «Единой России», двое от «эсеров», двое – от коммунистов, парень из правозащитной организации «За Справедливость» и я. Вечером, перед самым закрытием избирательного участка к нам присоединится еще и девушка-наблюдатель от ассоциации защиты прав избирателей «Голос». Сообща фиксируем очередное нарушение. Председатель УИК должен каждые 2 часа оглашать количество проголосовавших. В 10.00 этого сделано не было. Около одиннадцати к эсерам подъезжает куратор, вместе «выбиваем» из председателя обещание впредь оглашать данные. В 12.00 сверяемся, все нормально. Следующая сверка в 15.00. На этот раз у комиссии «потерялись» почти 50 человек. Ужаснувшись, УИК начинает пересчет. Расхождение уменьшается до 7 человек, все успокаиваются…

После 14.00 к тем, кто хочет голосовать на дому, едет специальная комиссия. В нее входят два члена УИК, милиционер и один из единороссов. Дамам от справороссов и коммунистов места в машине уже нет, хотя они тоже хотели бы ехать. Поступило 14 заявок, комиссия берет с собой под роспись по 20 бюллетеней каждого вида – на случай порчи. Вторая бригада едет уже после шести вечера. На этот раз в списке всего 3 адреса. Состав комиссии прежний, справороссы и коммунисты снова «за бортом». Наблюдатель-единоросс идет к выходу, непринужденно помахивая переносной урной для голосования.

Михаил Юрьевич! – прямо-таки взвыли остальные наблюдатели. Председатель пресекает нарушение. Тем не менее, возмущенные наблюдатели от СР и КПРФ пишут жалобу.

"КОМСОМОЛЬСКАЯ ПРАВДА - ВРЕМЕННОЕ ПРЕДВЫБОРНОЕ ИЗДАНИЕ"

Ближе к вечеру ситуация накаляется. Избирателей становится все меньше. Председатель бегает, как ошпаренный, все время названивает кому-то по телефону. Мне сообщают, что наблюдателей от нашей организации массово удаляют с избирательных участков по всему городу и предупреждают – готовься к худшему. Аналогичное сообщение получает наблюдатель от движения «За справедливость». В 19.40 к нам подходит председатель: по решению УИК нас удаляют с участка. Основание – со дня регистрации выдвинувшей меня организации до дня выборов не хватает двух дней до года. Аналогичная причина (организация зарегистрирована меньше года) – и для удаления коллеги из движения «За справедливость». Председатель показывает распоряжение горизбиркома – удалить с участков всех представителей от «Честь имею!». Как говорится, ничего личного… Копию решения приходится ждать почти час, но уже за дверями участка. Напоминаю председателю УИК, что любой горожанин может находиться на территории участка до 22.00 сколь угодно долго, но Михаил Юрьевич категорически настаивает на том, чтобы мы покинули помещение.

Дождавшись копии протокола, достаю удостоверение корреспондента «Комсомолки» и возвращаюсь на участок. Почему-то председатель мне совсем не рад. Скорее совсем наоборот.

А вы не аккредитованы! И вообще ваша газета – это временное предвыборное издание, – радостно сообщает он. Приходится объяснять, что «Комсомольская правда» существует уже 85 лет, а для работы на избирательном участке дополнительная аккредитация мне не нужна. Михаил Цибин вновь начинает бегать кругами, терзать телефон, консультируясь по поводу присутствия прессы. Успокаивается только после разговора с главным редактором и моего звонка в горизбирком. Но дама-наблюдатель от единороссов моим возвращением озабочена ничуть не меньше.

Ты просто самозванка! – кричит она на меня. – Да я завтра пять таких удостоверений могу принести! Да твою писанину никто читать и не будет!

Предпочитаю оставить этот монолог без комментариев.

ЦИФРЫ СОШЛИСЬ?

22.00. Голосование завершено, избирательный участок закрывается. Для УИК и наблюдателей начинается самая горячая пора. Столы сдвигаются, щели между ними проклеиваются скотчем. Считают проголосовавших избирателей по спискам. Проголосовало 645 человек в помещении и 17 – на дому, итого - 662 человека. По моим данным (они совпадают с данными эсеров) в помещении проголосовало 638 человек плюс 17 – на дому, итого 655… Интересно, кто ошибся?

Потом начинается погашение и подсчет неиспользованных бюллетеней (им отрезают нижний левый угол).

Тут в каждой пачке по 50 штук, видите, они разложены, - робко заикается одна из членов УИК. – Пересчитывать что ли?

Конечно, - покосившись на наблюдателей и прессу, сурово объявляет председатель. Девушки вздыхают и начинают считать. По итогам подсчета погашено 738 розовых и 738 голубых листов. 662 плюс 738 равно 1400 – общее количество выданных на участок бюллетеней каждого вида. Цифры сошлись. Все рады.

"МЫ КАК ЗАЛОЖНИКИ В НОРД-ОСТЕ!"

Вскрываются урны. Председатель нервничает, пост оянно сверяется с инструкцией и повторяет что «все должно быть по закону». На стол высыпают и сортируют бюллетени из переносной уроны, затем из большой. Члены УИК облепляют стол, как мухи варенье, молниеносно выхватывая бюллетени из общей большой кучи и раскладывая их по маленьким – голубые в одну сторону, розовые – в другую. Затем сразу несколько человек начинает сортировать бюллетени по кандидатам. Сверяюсь с законом (ст. 55 ЗСО №112ГД). Пункт 9 гласит – «одновременное оглашение содержания двух и более избирательных бюллетеней не допускается »… Начинается подсчет бюллетеней, все пачки считают одновременно разные члены УИК. Снова читаю закон. Все тот же пункт 9 гласит: «одновременный подсчет избирательных бюллетеней из разных пачек не допускается »…

Впрочем, на этом нарушения не заканчиваются. Голоса уже считают, а на том же самом столе находятся открытые коробки с погашенными бюллетенями (в этот момент они уже должны быть опечатаны и убраны в сейф), а один из членов УИК продолжает работу со списком избирателей (который также должен в это время находиться в сейфе). Только после жалобы наблюдателей председатель УИК отставляет коробки на соседний стол, а список избирателей - на лавку, но не в сейф.

Члены УИК жалуются, что наблюдатели, и в особенности представитель прессы, держат их под постоянным наблюдением и не дают передохнуть при подсчете голосов.

Мы как заложники в «Норд-Осте», которым даже в туалет не давали выйти! – возмущается одна из них.

"ЗАЧЕМ ВЫ СНИМАЕТЕ, КАК ОНА ВЫХОДИТ"?

Худо-бедно, но бюллетени подсчитывают. И тут всех ожидает неприятный сюрприз. По уже сверенным данным в урне должно находиться по 662 бюллетеня каждого вида. А их там - по 663. Для справки: всего один лишний бюллетень в урне - основание признать выборы на участке недействительными. Комиссия пересчитывает бумажки, но цифра остается прежней. Выясняется, что два бюллетеня – голубой и розовый – оказываются без печати УИК. Хоть и с подписями.

Ну вот, этот бюллетень неустановленного образца, значит все правильно, - радостно резюмируют члены УИК. Картину портит только дотошная Вера Ивановна.

Члены УИК снова хватаются за головы и сотовые телефоны. Председатель нарезает привычные круги по участку. После консультации с начальством принято решение снова пересчитать погашенные бюллетени.

Наверное, ошибка там, - секретарь УИК заявляет это с таким сияющим лицом, что я вдруг отчетливо понимаю, что да, пересчет покажет на 1 бюллетень каждого вида меньше. По сложившейся уже на участке традиции бюллетени снова считают сразу несколько человек, очень быстро, не перекладывая из пачки в пачку, а лишь загибая уголки. Поэтому проверить правильность подсчета мы, наблюдатели, увы, не можем. Конечно же, цифры сходятся…

Давайте теперь их опечатаем! – поступает мудрое предложение. Раз уж цифры сошлись…Правда, мешков для опечатывания в помещении участка не оказывается, и секретарь покидает нас. Обращаем внимание председателя УИК на нарушение, но в ответ получаем: «Зачем вы снимаете, как она выходит!» и попытки заслонить объектив фотоаппарата…

"ЗАЧЕМ ИХ ЕЩЕ РАЗ ПЕРЕСЧИТЫВАТЬ"

Теперь на очереди список избирателей. Их число тоже надо подкорректировать. Оглашаются данные по каждой странице, выписываются на бумажку, складываются калькулятором. На середине подсчета председатель снова хватается за голову – сбился.…

Наблюдатели от справороссов и коммунистов – пожилые дамы – уже явно устали и хотят домой. Наблюдатели от единороссов вообще проявляют к подсчетам довольно вялый интерес, и спорят не с председателем комиссии, а с другими наблюдателями, когда те слишком сильно возмущаются нарушениями.

Худо-бедно, общими усилиями, цифры в списке избирателей сложили в искомое 663.

Все нормально, у нас же по бюллетеням сошлось, зачем еще раз пересчитывать, - успокаивает Вера Ивановна председателя. За справороссами уже пришла машина, а впереди еще составление протоколов – это тоже надолго…

Пытаюсь поднять вопрос – откуда же все-таки взялись эти неустановленные бюллетени без печатей? Ведь если их не принесли «со стороны», то значит, их выдал один из членов УИК? Не поставил печать и тем самым лишил кого-то права голоса?

Да почем я знаю, откуда он взялся! – отмахивается председатель. – Я что, прокуратура что ли?

«И КТО ПРИДУМАЛ ЭТИ ВЫБОРЫ?...

Полпятого утра. Наблюдатели озабочены только получением подписей под копией протокола – им отчитываться перед вышестоящим начальством. Опечатанные, но неупакованные мешки с бюллетенями, забытые всеми, сиротливо лежат на столе. Секретарь и председатель выводят цифры по формуле и отправляют их в ТИК. Наконец мешки опечатаны, погружены на крепкие плечи Михаила Юрьевича и отнесены в машину.

Покидаем помещение избирательного участка – мы с девушкой Катей из «Голоса» везем жалобу в территориальную избирательную комиссию. Уходя, слышу ворчание Миши, самого молодого члена УИК, расставляющего на место школьные парты и скамьи:

И кто придумал эти выборы, даешь, с..ка, монархию!...

ОФИЦИАЛЬНО

Нарушения, зафиксированные в жалобе наблюдателем от ассоциации некоммерческих организаций по защите прав избирателей «Голос» на 5 избирательном участке:

2) Сшитая книга со списком избирателей после подсчета количества избирателей не была убрана в сейф; сейф во время подсчета голосов не был закрыт и опечатан.

3) В 23 часа 26 минут секретарь избирательной комиссии, Черкасова С.М. покинула помещение избирательного участка, мотивируя это тем, что в помещении не находились «мешки» для погашенных бюллетеней (нужны для опечатывания).

4) Бюллетени высыпали в кучу, а не доставались по одному председателем избирательной комиссии, с оглашением, за кого проголосовал избиратель.

Жалоба зарегистрирована в ТИК, на копии поставлены число и подпись.

Фальсификация возможна. Увы...

Отправляясь на избирательный участок, я хотела ответить на вопрос – в какой момент возможна фальсификация результатов голосования? Понаблюдав за выборами почти сутки, была вынуждена признать – это можно сделать даже в присутствии наблюдателей.

Сразу оговорюсь - ни в коем случае не обвиняю ни в чем членов УИК своего участка. Но если бы я, например, была на их месте и хотела сфальсифицировать результаты выборов, это можно было бы сделать в момент, когда все бюллетени вывалены в большую кучу на стол. Ведь члены УИК плотно обступили его прямо в верхней одежде, быстро расхватывая и раскладывая бюллетени. Попробуйте уследить за ворохом бумаг и мельканием рук. Достал себе тихонько из пальто фальшивку и подложил на стол. Такой фокус выполнит даже «чайник», далекий от выборов. Во-вторых, скорректировать результаты в нужную сторону можно и во время подсчета голосов. Бюллетени раскладывали сразу несколько человек, отметки избирателей оглашались нестройным хором, не всеми и не всегда. Поди проверь...И еще один нюанс. Итоговое расхождение в цифрах проголосовавших избирателей у меня и у членов УИК составило 7 человек. При этом мои данные чудесным образом совпали с подсчетами наблюдателей от эсеров. С одной стороны, мы тоже могли ошибиться, да и 7 голосов – не так уж много. Но...

Главной сенсацией Дня голосования стало то, что по его итогам сразу в четырех регионах теперь состоится второй тур губернаторских выборов. Как оценивают прошедшие выборы аналитики - с точки зрения результатов основных политических сил, а также чистоты проведения избирательной кампании?

По итогам воскресного голосования стало ясно, что «Единая Россия» выдержала нажим «пенсионной темы», и, несмотря на локальные неудачи, выиграла в подавляющем большинстве регионов. При этом почти все новые, недавно назначенные в качестве врио руководители одержали убедительную победу. В четырех же регионах, где однозначный победитель не определился, предстоят вторые туры, - такого их количества на выборах в России давно не случалось.

Не менее интересной ситуация сложилась в Хабаровском крае , где действующий губернатор и Вячеслав Шпорт («Единая Россия») и кандидат от ЛДПР Сергей Фургал набрали почти поровну: соответственно 35,62% и 35,81%. Кроме того, второй тур выборов состоится во Владимирской области , где действующий губернатор Светлана Орлова («Единая Россия»), получила более 36% голосов избирателей, а ее соперником станет кандидат от ЛДПР Владимир Сипягин, набравший 31%.

Но во всех остальных регионах победу в первом же туре одержали действующие главы областей и республик - представители «Единой России».

Напомним, что всего в 80 регионах России прошло более 4,7 тысяч выборов разного уровня, в списки избирателей были включены около 65 млн человек. На избирательных участках работали более 120 тысяч наблюдателей. «Избирательные комиссии отработали четко, в строгом соответствии с законодательством», - констатировала глава Центризбиркома Элла Памфилова , которую цитирует ТАСС.

Выборы признаны конкурентными

«Бесспорно, возникла конкуренция на этих выборах. И возникла она исключительно благодаря тому, что выборы стали проводить чище».
«Стали жестче относиться к попыткам подтасовать или украсть голоса. Как результат - в этом году у нас четыре вторых тура, - отметил Колядин. - Ну что стоит, казалось бы, чиновнику подкрутить счетчик, дописать несколько цифр или доложить несколько пачек бюллетеней? Но современные технологии все сильнее ограничивают такие способы проведения выборов. Система уже не позволяет это сделать безнаказанно».

Мартынов считает, что организаторы выборов сделали акцент на четкое соблюдение законодательства, минимизировав любое проявление административного ресурса.

ЕР остается главной и в ЗакСобраниях

Единороссы почти во всех регионах завоевали большинство и в местных парламентах, что было очень непросто, учитывая пенсионный вопрос, и тяжелое наследие предыдущих управленческих команд. Наблюдатели отмечают, что победы были одержаны в таких непростых регионах, как Ивановская область (где традиционно сильны симпатии к КПРФ), Псковская и Магаданская области.

Как отмечают эксперты, в тех регионах, где ЕР уступила конкурентам в выборах по партийным спискам, партия доберет благодаря депутатам-одномандатникам.

«Единая Россия» победила по спискам в 13 из 16 кампаний, а с учетом одномандатников имеет контроль во всех 16 регионах, в том числе в Иркутской области. На выборах в гордумы 10 из 12 городов партия одержала чистую победу, но с учетом списков и одномандатников будет иметь контроль над всеми заксобраниями. Средний процент голосов, набранный «Единой Россией» на выборах в законодательные собрания - 49,88%, вместе с одномандатниками - более 60%.

«На выборы всегда влияют все социальные, экономические, политические факторы. В данном случае вопрос дальнейшей судьбы пенсионный системы в стране - он превалировал», - отметила Элла Памфилова «Интерфаксу». Результат, достигнутый ЕР, тем более значим, что ни одна партия в мире не выигрывала выборы после увеличения пенсионного возраста, указывают политологи. Мартынов считает, что высокий уровень доверия к «Единой России» сохранился.

Для местных чиновников не составило бы труда простимулировать явку или косвенными методами «подкорректировать» какие-то результаты, полагает эксперт. «Но это нарочно не было сделано, что привело к четырем вторым турам. Кроме того, „Единая Россия“ взяла на себя ответственность за непопулярные, но крайне необходимые изменения в пенсионное законодательство. И все это - накануне избирательной кампании», - говорит Мартынов.

Он также отметил, что большинство врио региональных руководителей, которые ранее были назначены президентом Путиным, успешно справились с избирательной кампанией, и подтвердили свои полномочия. «Кадровая политика президента действительно дает свои плоды - почти всех „молодых“ губернаторов избиратели поддержали», - считает Алексей Мартынов.

«Но и врио главы Приморья Андрей Тарасенко не проиграл, у него будет второй тур. Там стихия, ничего не поделать. Кадровые решения президента одобрены избирателями, и теперь губернаторам предстоит проделать большую работу», - добавил Мартынов.

Коммунисты не сумели «оседлать» протест

На фоне результатов единороссов достижения КПРФ смотрятся достаточно скромно - компартии не удалось стать лидером протестного электората.

«КПРФ однозначно не удалось оседлать протест, - считает Алексей Мартынов. - Правящая партия, по сути, сделала КПРФ большой подарок в виде резонансного законопроекта о пенсионных изменениях. В начале кампании казалось, что именно КПРФ воспользуется этим, но мы этого не увидели».

Хотя коммунистам удалось показать лучшие результаты на выборах в заксобрание Ульяновской области и Иркутской области (которой, напомним, руководит губернатор-коммунист Сергей Левченко). Коммунистом является и губернатор Орловской области, где пост главы региона за собой сохранил

При этом наблюдатели отметили гораздо меньшее число сообщений о нарушениях во время выборов в Москве: поступило около 30 жалоб - для сравнения, в 2013-м таких сообщений было три сотни. Все самые серьезные жалобы на нарушения оказались фальшивыми. Да и в целом по стране, реально подтвержденных нарушений оказалось в три раза меньше, чем в ходе предыдущего голосования.

«Малое количество нарушений на выборах в Москве в сравнении с предыдущими выборами - это результат работы той системы, о которой сказано выше. Что касается явки - в Москве и в регионах она не упала, но мне кажется, что она должна быть выше. Людей нужно вовлекать в выборы, нужно сделать так, чтобы они интересовались проблемами государства и считали их своими тоже. Эту работу нужно продолжать», - заключил Колядин.

В это воскресенье в нашей стране пройдут выборы Президента РФ. Это случится уже в седьмой раз с 1991 года, избранный глава государства проработает на своем посту 6 лет согласно Конституции РФ. К этому моменту все уже наверняка определились со своими симпатиями и предпочтениями, так что мы просто расскажем об истории выборов в России и мире — и поделимся интересными или забавными фактами о них.

Выборы в Древней Греции и Древнем Риме

Свободные граждане были обязаны участвовать в политической жизни своих государств — и воля народа, которая выражалась голосованием в собрании, обретала силу закона.

В Древней Греции голосовали с помощью бобов — белый означал согласие с кандидатурой, черный — голос “против”. В Афинах существовал и такой тип тайного голосования — “суд черепков”. То есть совершенно любой житель или общественный деятель мог оказаться изгнанным из города, если считалось, что его деятельность каким-то образом мешает жизни социума. Участники голосования писали на черепках имя потенциального изгнанника, а затем подсчитывали черепки с именами всех кандидатов — их складывали в специальное огороженное место на площади.

В Древнем Риме предвыборная кампания стартовала задолго до дня голосования: кандидаты, заявившие о своем намерении занять тот или иной пост, облачались в специальные белые тоги и отправлялись в “турне”, убеждая горожан отдать свой голос за него. В сам день выборов каждый избиратель получал небольшую дощечку, на которой писал имя понравившегося кандидата.

В Средние века о подобной демократии пришлось позабыть — практически во всех странах были установлены монархии, при которых власть передавалась от отца к сыну.

Выборы в Древней Руси

История выборов берет свое начало в IX веке: в Великом Новгороде было принято выбирать, кого призвать княжить, и в этом процессе участвовало все взрослое население города и княжества.

В период Московского царства возникла Боярская дума — и в нее тоже выбирали членов, сам процесс голосования проходил иногда по упрощенной схеме, царь имел право рекомендовать тех или иных кандидатов — позже она превратилась в Земский собор. В его состав входили представители всех сословий — бояре, дворяне, гости, старосты гостиных сотен, сотники черных сотен, казаки и вольные крестьяне — уездные люди.

По большей части все они тоже были выбраны, хотя иногда являлись на заседания “по должности”. Собор принимал важные решения по вопросам войны или мира, присоединению новых земель к уже имевшимся, необходимости сборов финансовых средств. Соборы 1598 и 1613 гг., например, избирали даже царей — Бориса Годунова и Михаила Романова, родоночальника императорской династии в России.

Создание выборной Государственной думы

Государственная дума, созданная в 1905 году, — предшественница нынешней палаты Федерального собрания. К участию в выборах в нее допускались мужчины, достигшие возраста 25 лет. Такого права не было у женщин, военнослужащих, студентов, лиц без определенного места жительства, губернаторов, градоначальников и служащих полиции.

Выборы в России в наше время

Сегодня выборы в органы власти вплоть до поста Президента Российской Федерации проводятся на основе всеобщего и прямого избирательного права тайным голосованием, участие же всех граждан страны в выборах является делом свободным и добровольным.

Любопытные факты о выборах в мире

Иногда процесс выборов может оказаться очень забавным — в силу сложившихся традиций или по причине появления необычного кандидата. Рассказываем об интересных случаях.

В Малайзии титул монарха — выборный

Малайзия — конституционная монархия, но этот титул — выборный. Страна делится на штаты, которыми управляют султаны: каждые пять лет они выбирают из своего числа главного монарха — как правило, по старшинству или по личным заслугам.

Самые тяжелые выборы — в Пакистане

В феврале 1997 года на одно-единственное место в парламенте претендовали аж 107 кандидатов — притом что население в провинции Кохата, от которой было необходимо выбрать члена правительства, составляет всего 50 тысяч человек.

Результат выборов решает случай в Нью-Мексико

В этом штате существует закон, согласно которому результат выборов определяется какой-либо игрой, если два кандидата умудрились набрать одинаковое количество голосов. Так, например, в городке Эстансия в 1998 году подбрасывали монетку, хотя звучали предложения разыграть удачу в покер или игрой в кости.

Иногда побеждает кандидат с меньшим количеством голосов

В истории США было четыре случая, когда кандидат, набиравший меньшее количество голосов по сравнению со своим соперником, все же становился президентом. Это возможно потому, что победитель определяется большинством голосов выборщиков — а их число зависит от общей численности населения каждого штата.

Самая короткая история президентства

Некий Педро Ласкурайн был президентом Мексики примерно час в 1913 году: за это время он успел дать присягу, назначить преемником своего друга-генерала и подать в отставку. А вот генерал Хуэрта правил долго и счастливо.

Папу Римского могут выбрать из мирян

Процедура выборов главы католической церкви предусматривает возможность выбора не только из духовных лиц, но и из мирян: соответственно, продумана и процедура посвящения выбранного Папы сперва в священники, а затем и в епископы. Правда, подобного за всю историю ни разу не случилось.

У женщин Швейцарии долго не было права выбора

Женщины в этой прекрасной во всех отношениях стране не имели избирательного права вплоть до 1971 года — а в некоторые органы местного значения не могли выбирать аж до 1991 года.

Однажды в парламент баллотировался актер-комик

Датский актер-комик Якоб Хаугард в 1979 году на полном серьезе баллотировался в парламент своей страны — но с совершенно шуточной программой. Он обещал законодательное установление границ суток для своих избирателей — ровно по 8 часов на свободное время, сон и работу.

Среди других пунктов значились: попутный ветер на велодорожках, добавление “Нутеллы” в солдатский рацион и запрет на очереди в супермаркетах. Между прочим, он заседал в парламенте 4 года после победы; а вот удалось ли ему выполнить свои обещания — неизвестно.

В Австралии выборы — обязательные

Жители самого маленького континента обязаны участвовать в любых выборах, если им уже исполнилось 18 лет. Если же они отказываются волеизъявлять свои симпатии без уважительной на то причины, их ожидает весьма солидный штраф.

В это воскресенье в нашей стране пройдут выборы Президента РФ. Это случится уже в седьмой раз с 1991 года, избранный глава государства проработает на своем посту 6 лет согласно Конституции РФ . К этому моменту все уже наверняка определились со своими симпатиями и предпочтениями, так что мы просто расскажем об истории выборов в России и мире - и поделимся интересными или забавными фактами о них.

Свободные граждане были обязаны участвовать в политической жизни своих государств - и воля народа, которая выражалась голосованием в собрании, обретала силу закона.

В Древней Греции голосовали с помощью бобов - белый означал согласие с кандидатурой, черный - голос «против». В Афинах существовал и такой тип тайного голосования - «суд черепков». То есть совершенно любой житель или общественный деятель мог оказаться изгнанным из города, если считалось, что его деятельность каким-то образом мешает жизни социума. Участники голосования писали на черепках имя потенциального изгнанника, а затем подсчитывали черепки с именами всех кандидатов - их складывали в специальное огороженное место на площади.

В Древнем Риме предвыборная кампания стартовала задолго до дня голосования: кандидаты, заявившие о своем намерении занять тот или иной пост, облачались в специальные белые тоги и отправлялись в «турне», убеждая горожан отдать свой голос за него. В сам день выборов каждый избиратель получал небольшую дощечку, на которой писал имя понравившегося кандидата.

В Средние века о подобной демократии пришлось позабыть - практически во всех странах были установлены монархии, при которых власть передавалась от отца к сыну.

Выборы в Древней Руси

История выборов берет свое начало в IX веке: в Великом Новгороде было принято выбирать, кого призвать княжить, и в этом процессе участвовало все взрослое население города и княжества.

В период Московского царства возникла Боярская дума - и в нее тоже выбирали членов, сам процесс голосования проходил иногда по упрощенной схеме, царь имел право рекомендовать тех или иных кандидатов - позже она превратилась в Земский собор. В его состав входили представители всех сословий - бояре, дворяне, гости, старосты гостиных сотен, сотники черных сотен, казаки и вольные крестьяне - уездные люди.

По большей части все они тоже были выбраны, хотя иногда являлись на заседания «по должности». Собор принимал важные решения по вопросам войны или мира, присоединению новых земель к уже имевшимся, необходимости сборов финансовых средств. Соборы 1598 и 1613 гг., например, избирали даже царей - Бориса Годунова и Михаила Романова , родоночальника императорской династии в России.

Государственная дума, созданная в 1905 году, - предшественница нынешней палаты Федерального собрания. К участию в выборах в нее допускались мужчины, достигшие возраста 25 лет. Такого права не было у женщин, военнослужащих, студентов, лиц без определенного места жительства, губернаторов, градоначальников и служащих полиции.

Выборы в России в наше время

Сегодня выборы в органы власти вплоть до поста Президента Российской Федерации проводятся на основе всеобщего и прямого избирательного права тайным голосованием, участие же всех граждан страны в выборах является делом свободным и добровольным.

Любопытные факты о выборах в мире

Иногда процесс выборов может оказаться очень забавным - в силу сложившихся традиций или по причине появления необычного кандидата. Рассказываем об интересных случаях.

Малайзия - конституционная монархия, но этот титул - выборный. Страна делится на штаты, которыми управляют султаны: каждые пять лет они выбирают из своего числа главного монарха - как правило, по старшинству или по личным заслугам.

В феврале 1997 года на одно-единственное место в парламенте претендовали аж 107 кандидатов - притом что население в провинции Кохата , от которой было необходимо выбрать члена правительства, составляет всего 50 тысяч человек.

Результат выборов решает случай в Нью-Мексико

В этом штате существует закон, согласно которому результат выборов определяется какой-либо игрой, если два кандидата умудрились набрать одинаковое количество голосов. Так, например, в городке Эстансия в 1998 году подбрасывали монетку, хотя звучали предложения разыграть удачу в покер или игрой в кости.

Иногда побеждает кандидат с меньшим количеством голосов

В истории США было четыре случая, когда кандидат, набиравший меньшее количество голосов по сравнению со своим соперником, все же становился президентом. Это возможно потому, что победитель определяется большинством голосов выборщиков - а их число зависит от общей численности населения каждого штата.

Самая короткая история президентства

Некий Педро Ласкурайн был президентом Мексики примерно час в 1913 году: за это время он успел дать присягу, назначить преемником своего друга-генерала и подать в отставку. А вот генерал Хуэрта правил долго и счастливо.

Среди других пунктов значились: попутный ветер на велодорожках, добавление «Нутеллы» в солдатский рацион и запрет на очереди в супермаркетах. Между прочим, он заседал в парламенте 4 года после победы; а вот удалось ли ему выполнить свои обещания - неизвестно.

Жители самого маленького континента обязаны участвовать в любых выборах, если им уже исполнилось 18 лет. Если же они отказываются волеизъявлять свои симпатии без уважительной на то причины, их ожидает весьма солидный штраф.

Читайте также: