Методика « Серия сюжетных картинок». Составляем рассказ по серии сюжетных картинок Серии сюжетных картин для составления рассказов

Часто родители говорят, что не разбираются в живописи, что и сами могут сказать о картине только два слова: нравится или не нравится, красиво или не красиво.

Но всё не так сложно, как вы думаете!

Конечно, перед тем, как проводить с ребёнком такое занятие, родителям необходимо подготовиться. Нужно найти подходящую картину для составления рассказа.

Изображение на картине должно быть понятно малышу, вызывать какие-то эмоции, либо воспоминания из личного опыта или из известных ему художественных произведений.

При отборе картин для рассказа пользуйтесь следующими правилами:

· Желательно, чтобы картина была нарисована великими художниками в стиле жанровая живопись, чтобы ребёнок приобщался с раннего возраста к искусству, проверенному временем.

· Можно использовать и картины современных художников, а также художников -иллюстраторов, которые рисуют картинки для детей.

· Действие, изображённое на картине должно быть понятно современному ребёнку. Если события на картине непонятны ребёнку, даже если вы ему рассказываете, что происходит или может произойти с героями картины, такую картину лучше не использовать для рассказа.

· На картине изображены дети.

· На картине изображены животные.

· На картине изображены дети и животные.

И вот вы подобрали картину, например, «Утро в сосновом бору» И. Шишкина.

Взрослый предлагает малышу посмотреть на картину. Не нужно ничего говорить или объяснять в первые 2- 3 минуты, пока малыш рассматривает картину. После того, как ребёнок перевёл свой взгляд от картины на другие предметы, можно начинать задавать ему вопросы. (В скобках приведены примерные ответы ребёнка).

Вопросы.

1.Понравилась тебе картина? (да)

2.Где происходит действие, нарисованное на картине? (в лесу)

3.Какие деревья растут в этом лесу? (сосны)

4.Если в лесу растут только сосны, как называется такой лес? (сосновый)

5.Какое время года изображено на картине? (лето)

6.Почему ты понял, что это лето? (видна яркая зелёная трава, медведи зимой спят в берлоге и не гуляют по лесу)

7.Какое время суток изображено на картине? (утро)

8.Почему ты понял, что это утро? (Солнце ещё не поднялось высоко в небо, поэтому лес полностью не освещён яркими солнечными лучами. Солнце падает только на высокие макушки сосен.)

9.Как ты думаешь, почему высокая сосна упала и разломилась на две части? (Видимо, была гроза с громом и молнией. И одна молния попала прямо в дерево, поэтому сосна упала и разломилась на две части.)

10.Кто изображён на картине? (медведи)

11.Сколько медведей на картине? (4 медведя)

12.Все четыре медведя одинаковые? (Нет.)

13.Как ты думаешь, большой медведь – это мама медведица или папа медведь? (мама медведица)

14.Кто остальные три медведя? (Это медвежата)

15.Что делают медвежата? (Два медвежонка залезли на поваленное дерево и хотят кататься на нём как на горке, а третий ещё не залез, но тоже хочет к ним присоединиться.)

16.Что делает мама медведица? (Она ругает медвежат.)

17.Почему мама - медведица ругает медвежат? (Волнуется за них. Боится, что медвежата ещё очень неуклюжие, что они упадут с поваленного дерева и получат травму.)

18.Как ты понял, что мама - медведица ругает медвежат? (Медведица смотрит на медвежат, которые залезли на поваленное дерево, пасть у неё открыта и видны зубы. Чувствуется, что ей не нравится поведение медвежат, она злится. А медвежата, которые залезли на поваленное дерево, смотрят на маму медведицу.)

19.Как ты думаешь, медвежата послушались свою маму и слезли с поваленного дерева? (нет)

20.Как ты думаешь, мама - медведица накажет медвежат за непослушание? (да)

21.Как может мама медведица наказать медвежат? (отшлёпает их по попе)

22.А ты всегда слушаешься свою маму? (ответ ребёнка из личного опыта)

Цель: выявление уровня развития наглядного и логического мышления

Методика направлена на исследование мыслительных процессов, сообразительности, умения проанализировать изображенные на картинке (картинках) события, выделить существенные моменты, смысл ситуации, сделать выводы, установить пространственно-временные и причинно-следственные отношения. Обращается внимание на умение ребенка построить связный и логически последовательный рассказ, отмечается эмоциональное отношение к картинке (картинкам). Кроме того, учитываются виды помощи, оказываемой ребенку во время выполнения заданий. Оборудование: сюжетные картинки с изображением последовательных событий.

Инструкция выполнения: перед ребенком раскладывают картинки в случайном порядке и предлагают разложить их так, чтобы получился рассказ. "Разложи картинки по порядку и составь по ним рассказ". В том случае, если ребенок разложил серию неправильно, следует попытаться, задавая наводящие вопросы, довести до его понимания предложенный сюжет. Если такая помощь не привела к успеху, можно попробовать начать рассказывать, иногда в процессе рассказа испытуемый находит и исправляет ошибки. Если ребенок не может разобраться в последовательности картинок, следует предложить ему серию картинок, уже разложенных в нужной последовательности. Если ребенок обнаруживает полное непонимание сюжета, после оказания ему помощи следует прекратить выполнение задания.

Анализ результатов выполнения:

4 балла - дети способны правильно установить последовательность событий, выявить причинно-следственные связи и составить рассказ;

3 балла - дети испытывают затруднения при составлении рассказа по самостоятельно правильно разложенной серии последовательных картинок, предпочитая вопросно-ответную форму. Иногда нуждаются в помощи и при раскладывании картинок в правильной последовательности;

2 балла - дети передают содержание отдельной сюжетной картинки. Чаще воспринимают ее фрагментарно, просто перечисляя изображенные предметы и не связывая их единым сюжетом. Понимание скрытого смысла сюжетных картинок затруднено. Оказание помощи не эффективно;

1 балл - ребенок не понял смысла задания.

Методика «Исключение четвертого лишнего».

Методика имеет два варианта: первый - исследование на предметном, второй - на вербальном материале.

Цель: исследование способности к обобщению и абстрагированию, умения выделять существенные признаки.

Возраст: (5-6 лет)

Предметный вариант

Материал: набор карточек с изображением четырех предметов на каждой. Одна за другой эти карточки предъявляются испытуемому. Из нарисованных на каждой карточке четырех предметов он должен исключить один предмет, а остальным дать одно название. Когда лишний предмет исключен, испытуемый должен объяснить, почему он исключил именно этот предмет.

Инструкция и ход выполнения: "Посмотри на эти рисунки, здесь нарисовано 4 предмета, три из них между собой сходны, и их можно назвать одним названием, а четвертый предмет к ним не подходит. Скажи, какой из них лишний и как можно назвать остальные три, если их объединить в одну группу".

Исследователь вместе с испытуемым решают и разбирают первое задание. Остальные испытуемый по мере возможности разбирает самостоятельно. Если он испытывает затруднения, исследователь задает ему наводящий вопрос.

В протоколе записывают номер карточки, название предмета, который испытуемый исключил, слово или выражение, при помощи которого он обозначил остальные три, объяснения, все вопросы, которые ему были заданы, и его ответы. Этот вариант годится для исследования детей и взрослых.

Словесный вариант

Материал: бланк с напечатанными сериями из пяти слов.

Инструкция и ход выполнения: испытуемому предъявляют бланк и говорят: "Здесь в каждой строке написано пять слов, из которых четыре можно объединить в одну группу и дать ей название, а одно слово к этой группе не относится. Его нужно найти и исключить (вычеркнуть)".

Ход выполнения данного варианта теста идентичен вышеизложенному. Рекомендуется для исследования лиц старше 12 лет.

Бланк для словесного варианта.

1. Стол, стул, кровать, пол, шкаф.

2. Молоко, сливки, сало, сметана, сыр.

3. Ботинки, сапоги, шнурки, валенки, тапочки.

4. Молоток, клещи, пила, гвоздь, топор.

5. Сладкий, горячий, кислый, горький, соленый.

6. Береза, сосна, дерево, дуб, ель.

7. Самолет, телега, человек, корабль, велосипед.

8. Василий, Федор, Семен, Иванов, Петр.

9. Сантиметр, метр, килограмм, километр, миллиметр.

10. Токарь, учитель, врач, книга, космонавт.

11. Глубокий, высокий, светлый, низкий, мелкий.

12. Дом, мачта, машина, корова, дерево.

13. Скоро, быстро, постепенно, торопливо, поспешно.

14. Неудача, волнение, поражение, провал, крах.

15. Ненавидеть, презирать, негодовать, возмущаться, понимать.

16. Успех, неудача, удача, выигрыш, спокойствие.

17. Смелый, храбрый, решительный, злой, отважный.

18. Футбол, волейбол, хоккей, плавание, баскетбол.

19. Грабеж, кража, землетрясение, поджог, нападение.

20. Карандаш, ручка, рейсфедер, фломастер, чернила.

Интерпретация.

Шкала для оценки уровня развития операции обобщения.

Число баллов Характеристика решения задач
Испытуемый правильно и самостоятельно называет родовое понятие для обозначения: 1) объединяемых в одну группу предметов (слов); 2) "лишнего" предмета (слова).
Сначала родовое понятие называет неправильно, потом сам исправляет ошибку: 1)для обозначения предметов (слов), объединенных в одну группу; 2) для обозначения "лишнего" предмета (слова).
2,5 2,5 Самостоятельно дает описательную характеристику родового понятия для обозначения: 1) объединяемых в одну группу предметов (слов); 2) "лишнего" предмета (слова).
То же, но с помощью исследователя для обозначения: 1) предметов (слов), объединенных в одну группу; 2) "лишнего" предмета (слова).
Не может определить родовое понятие и не умеет использовать помощь для обозначения: 1) предметов (слов), объединенных в одну группу; 2) "лишнего" предмета (слова).

Методика”Сложи картинку”

Цель методики: выявления состояния наглядно-образного мышления

Материал: Картинки, разрезанные на несколько частей.

Для 3 - 4-летних детей используют картинки, разрезанные на 2-4 части,

Для 4 - 5-летних детей - картинки, разрезанные на 2-6 частей.

Инструкция

Посмотри внимательно на эти картинки. Как ты думаешь, что это такое? Какой предмет на них изображен? А теперь сложи эти картинки так, чтобы получился названный тобой предмет.

Проведение теста

Ребенку по очереди предъявляют разрезанные изображения предметов -от более простых к сложным.

Картинку предлагают собрать после того, как узнан нарисованный предмет. Если ребенок не может определить, что именно нарисовано на разрезанных картинках, возможна помощь взрослого, который обращает внимание на наиболее характерную деталь. Если изображение не узнано до начала работы, предлагает начать собирать картинку, и в процессе тестирования (либо после его окончания) взрослый еще раз спрашивает ребенка, узнал ли он изображенный предмет.

2.2 Проективные рисуночные тесты

Тест «Рисунок человека» (К.Маховер)

Цель: определение индивидуальных особенностей личности.

Ребенку дают простой карандаш и стандартный лист бумаги А4 и просят создать рисунок.

Инструкция: «Нарисуй, пожалуйста, человека, какого хочешь». На вопросы следует отвечать уклончиво («Любого», «Рисуй, какого хочешь»). В процессе рисования фиксируются все вопросы, реплики, особенности поведения, а также такие манипуляции, как стирание элементов рисунка и дополнения. После того как рисунок завершен, следует перейти к беседе. Беседа может включать вопросы: Кто этот человек? Где он живет? Есть ли у него друзья? Чем он занимается? Добрый он или злой? На кого он смотрит? Кто смотрит на него?

Во время беседы с ребенком можно попросить его разъяснить неясные детали рисунка. Другой вариант беседы – попросить ребенка сочинить историю об этом человеке.

Краткая версия обработки графической информации.

У человека нарисована голова.

У него две ноги.

Две руки.

Туловище достаточно отделено от головы.

Длина и ширина туловища пропорциональны.

Плечи хорошо прорисованы.

Руки и ноги соединены с туловищем правильно.

Места соединения рук и ног с туловищем ясно выделены.

Шея ясно просматривается.

Длина шеи пропорциональна размерам тела и головы.

У человека нарисованы глаза.

У него нарисован нос.

Нарисован рот.

Нос и рот имеют нормальные размеры

Видны ноздри.

Нарисованы волосы.

Волосы прорисованы хорошо, они равномерно покрывают голову.

Человек нарисован в одежде.

По крайней мере, нарисованы основные части одежды (брюки и пиджак/рубашка).

Вся одежда, изображенная помимо указанной выше, хорошо прорисована.

Одежда не содержит абсурдных и неуместных элементов.

На руках изображены пальцы.

На каждой руке пять пальцев.

Пальцы достаточно пропорциональны и не слишком растопырены.

Большой палец достаточно хорошо выделен.

Хорошо прорисованы запястья.

Прорисован локтевой сустав.

Прорисован коленный сустав.

Голова имеет нормальные пропорции по отношению к телу.

Руки имеют такую же длину, что и туловище, или длиннее, но не более чем в два раза.

Длина стоп равна примерно 1/3 длины ног.

Длина ног равна примерно длине туловища или длиннее, но не более чем вдвое.

Длина и ширина конечностей пропорциональны.

На ногах можно различить пятки.

Форма головы правильная.

Форма тела в целом правильная.

Очертания конечностей переданы правильно.

Грубые ошибки в передаче остальных частей отсутствуют.

Уши хорошо различимы.

Уши находятся на своем месте, и имеют нормальные размеры.

На лице прорисованы ресницы и брови.

Зрачки расположены правильно.

Глаза пропорциональны размерам лица.

Человек смотрит прямо перед собой, глаза не скошены в сторону.

Четко различимы лоб и подбородок.

Подбородок отделен от нижней губы.

Чем рисунок ребенка ближе к этому образцу, тем выше уровень его развития. Присвойте каждому положительному ответу 1 балл и суммируйте полученные баллы. Нормально умственно развитый ребенок должен набрать в соответствии со своим возрастом указанные внизу очки.

5 лет – 10 очков

6 лет – 14 очков

7 лет – 18 очков

8 лет – 22 очк

9 лет – 26 очков

10 лет – 30 очков

11 лет – 34 очка

12 лет – 38 очков

13 лет – 42 очка

14 лет – свыше 42 очков

В пользу ребенка говорят такие дополнительные детали рисунка, как трость, портфель, роликовые коньки и т.д., но при условии, что эта деталь является уместной в данном рисунке или даже необходимой для данного изображения (меч для воина).

Составление рассказа по серии сюжетных картин.

Серии сюжетных картин,предназначенные для самостоятельного составления рассказов детьми.

Воздушный шарик.

Взрослый просит ребёнка разложить сюжетные картинки в логической последовательности, ответить на вопросы полным ответом и самостоятельно составить рассказ

1. Ответить на вопросы:
Кто и где потерял воздушный шарик?
Кто нашёл шарик на поле?
Какой был мышонок и как его звали?
Чем мышонок занимался на поле?
Что мышонок стал делать с шариком?
Чем закончилась игра с шариком?

2.Составить рассказ.

Образец рассказа «Воздушный шарик».

Девочки рвали в поле васильки и потеряли воздушный шарик. Маленький мышонок Митька бегал по полю. Он искал сладкие зёрнышки овса, но вместо них в траве нашёл воздушный шарик. Митька стал надувать шарик. Он дул, дул, а шарик становился все больше и больше, пока не превратился в огромный красный шар. Подул ветерок, подхватил Митьку с шариком и понес над полем.

Домик для гусеницы.

1. Ответить на вопросы:
Про кого будем составлять рассказ?
Расскажи, какая была гусеница и как её звали?
Чем гусеница занималась летом?
Куда однажды заползла гусеница? Что там увидела?
Что гусеница сделала с яблоком?
Почему гусеница решила остаться в яблоке?
Что гусеница смастерила в своём новом жилище?
2.Составить рассказ.

Образец рассказа «Домик для гусеницы».

Рассказ ребёнку не читается, а может использоваться в качестве помощи в случае затруднений при составлении детского, авторского рассказа.

Жила – поживала молодая, зелёная гусеница. Звали её Настя. Хорошо ей жилось летом: лазила по деревьям, лакомилась листочками, нежилась под солнышком. Вот только дома у гусеницы не было и она мечтала его найти. Один раз гусеница заползла на яблоню. Увидела красное большое яблоко и начала его грызть. Яблоко было такое вкусное, что гусеница не заметила, как прогрызла его насквозь. Гусеница Настя решила остаться жить в яблоке. Ей там было тепло и уютно. Скоро гусеница смастерила в своём жилище окошко и дверцу. Получился чудесный домик

Новогодние приготовления.

Взрослый просит ребёнка разложить сюжетные картинки в логической последовательности, ответить на вопросы полным ответом и самостоятельно составить рассказ.


1. Ответить на вопросы:
Какой приближался праздник?
Как ты думаешь, кто купил елку и поставил её в комнате?
Расскажи, какая была ёлка.
Кто пришёл украшать ёлку? Придумай имена детям.
Чем дети украсили ёлку?
Для чего в комнату принесли лестницу?
Что прикрепила к макушке ели девочка?
Куда дети посадили игрушечного деда мороза?
2.Составить рассказ.

Образец рассказа «Новогодние приготовления».

Рассказ ребёнку не читается, а может использоваться в качестве помощи в случае затруднений при составлении детского, авторского рассказа.

Приближался новогодний праздник. Папа купил высокую, пушистую, зелёную елку и поставил ее в зале. Павел и Лена решили украсить елку. Павел достал коробку с елочными игрушками. Дети повесели на елку флажки и разноцветные игрушки. Лена не могла дотянуться до макушки ели и попросила Павла принести лестницу. Когда Павел установил лестницу около ели, Лена прикрепила к макушке ели золотую звезду. Пока Лена любовалась наряженной елкой, Павел побежал в кладовую и принес коробку с игрушечным дедом морозом. Дети посадили деда мороза под ёлку и довольные убежали из зала. Сегодня родители повезут детей в магазин выбирать для новогоднего карнавала новые костюмы.

Неудачная прогулка.

Взрослый просит ребёнка разложить сюжетные картинки в логической последовательности, ответить на вопросы полным ответом и самостоятельно составить рассказ.



1. Ответить на вопросы:
Назови, кого ты видишь на картинке. Придумай имя мальчику и кличку собаке.
Где гулял мальчик со своей собакой
Что увидела собака и куда побежала?
Кто вылетел из яркого цветка?
Что маленькая пчёлка делала в цветке?
Почему пчёлка укусила собаку?
Что случилось с собакой после укуса пчелы?
Расскажи, как мальчик помог своей собаке?
2.Составить рассказ.

Образец рассказа «Неудачная прогулка».

Рассказ ребёнку не читается, а может использоваться в качестве помощи в случае затруднений при составлении детского, авторского рассказа.

Стас и собака Сойка гуляли по аллее парка. Сойка увидела яркий цветок и побежала его нюхать. Собака носом коснулась цветка и он закачался. Из цветка вылетела маленькая пчёлка. Она собирала сладкий нектар. Пчелка разозлилась и укусила собаку за нос. У собаки распух нос, из глаз потекли слезы. Сойка опустила хвост. Стас забеспокоился. Он достал из сумки пластырь и заклеил им собаке нос. Боль успокоилась. Собака лизнула Стаса в щёку и завиляла хвостом. Друзья поспешили домой.

Как мышонок забор красил.

Взрослый просит ребёнка разложить сюжетные картинки в логической последовательности, ответить на вопросы полным ответом и самостоятельно составить рассказ.

1. Ответить на вопросы:
Придумай кличку мышонку, о котором будешь рассказывать в рассказе.
Чем решил заняться в выходной день мышонок?
Что мышонок купил в магазине?
Расскажи, какого цвета была краска в вёдрах
Какой краской мышонок стал красить забор?
Красками какого цвета мышонок нарисовал на заборе цветы и листочки?
Придумай продолжение этого рассказа.
2.Составить рассказ.

Образец рассказа «Как мышонок забор красил».

Рассказ ребёнку не читается, а может использоваться в качестве помощи в случае затруднений при составлении детского, авторского рассказа.

В выходной день мышонок Прошка решил покрасить забор около своего домика. Утром Прошка сходил в магазин и купил в магазине три ведра с краской. Открыл и увидел: в одном ведре- красная краска, в другом - оранжевая, а в третьем ведре зеленая краска. Мышонок Проша взял кисточку и стал красить забор оранжевой краской. Когда забор был покрашен, мышонок обмакнул кисточку в красную краску и нарисовал цветы. Зеленой краской Проша нарисовал листочки. Когда работа была выполнена, к мышонку в гости пришли друзья, чтобы посмотреть на новый забор

Утёнок и цыплёнок.

Взрослый просит ребёнка разложить сюжетные картинки в логической последовательности, ответить на вопросы полным ответом и самостоятельно составить рассказ.



1. Ответить на вопросы:
Придумай клички утёнку и цыплёнку.
Какое время года изображено на картинках?
Как ты думаешь куда направились утёнок с цыплёнком?
Расскажи, как друзья переправлялись через реку:
Почему цыплёнок не пошёл в воду?
Как утёнок помог цыпленоку переплыть на другой берег?
Чем закончилась эта история?
2.Составить рассказ.

Образец рассказа «Утёнок и цыплёнок».

Рассказ ребёнку не читается, а может использоваться в качестве помощи в случае затруднений при составлении детского, авторского рассказа.

Летним днём утенок Кузя и цыпленок Цыпа пошли в гости к индюшонку. Индюшонок жил с папой индюком и мамой индюшкой на другом берегу реки. Утенок Кузя и цыпленок Цыпа подошли к реке. Кузя плюхнулся в воду и поплыл. Цыпа в воду не пошел. Цыплята плавать не умеют. Тогда утенок Кузя схватил зеленый листок кувшинки и посадил на него Цыпу. Цыплёнок плыл на листике, а утёнок подталкивал его сзади. Скоро друзья переправились на другой берег и встретились с индюшонком.

Удачная рыбалка.

Взрослый просит ребёнка разложить сюжетные картинки в логической последовательности, ответить на вопросы полным ответом и самостоятельно составить рассказ.

1. Ответить на вопросы:
Кто однажды летом пошел на рыбалку? Придумай клички коту и псу.
Что взяли с собой друзья?
Где друзья устроились для ловли рыбы?
Как ты думаешь,что стал кричать кот, когда увидел, что поплавок ушёл под воду?
Куда кот кинул пойманную рыбку?
Почему кот решил украсть рыбку, которую выловил пёс?
Расскажи, как псу удалось поймать вторую рыбку.
Как ты думаешь кот и пёс ходят ещё вместе на рыбалку?
2.Составить рассказ.

Образец рассказа «Удачная рыбалка».

Рассказ ребёнку не читается, а может использоваться в качестве помощи в случае затруднений при составлении детского, авторского рассказа.

Однажды летом Кот Тимофей и пёс Полкан пошли на рыбалку. Кот взял ведро, а пёс удочку. Сели на бережок реки и стали ловить. Поплавок ушёл под воду. Тимофей стал громко кричать: «Рыбка, рыбка, тяни, тяни». Полкан вытянул рыбку, а кот кинул её в ведро. Пёс во второй раз кинул удочку в воду, но на этот раз поймал старый сапог. Увидев сапог, Тимофей решил с Полканом рыбкой не делиться. Кот быстро подхватил ведро и побежал домой обедать. А Полкан вылил воду из сапога, а там была другая рыбка. С тех пор пёс и кот на рыбалку вместе не ходят.

Находчивый мышонок.

Взрослый просит ребёнка разложить сюжетные картинки в логической последовательности, ответить на вопросы полным ответом и самостоятельно составить рассказ.

1. Ответить на вопросы:
Придумай имя девочке, клички кошке, мышонку.
Расскажи, кто жил в доме у девочки.
Что девочка налила в кошачью миску?
Что сделала кошка?
Откуда выбежал мышонок и что увидел в кошачьей миске?
Что сделал мышонок, чтобы напиться молока?
Чему удивилась кошка, когда проснулась?
Придумай продолжение этой истории.
2.Составить рассказ.

Образец рассказа «Находчивый мышонок».

Рассказ ребёнку не читается, а может использоваться в качестве помощи в случае затруднений при составлении детского, авторского рассказа.

Наташа налила кошке Вишенке в миску молока. Кошка немного полакала молока, положила ушки на подушку и уснула. В это время из-за шкафа выбежал мышонок Тишка. Он огляделся и увидел в кошачьей миске молоко. Мышонок захотел молока. Он залез на стул и вытянул из коробки длинную макаронину. Мышонок Тишка тихонько подкрался к плошке, опустил макаронину в молоко и выпил его. Кошка Вишенка услышала шум, вскочила и увидела пустую плошку. Кошка удивилась, а мышонок убежал обратно за шкаф.

Как ворона горох вырастила.



Взрослый просит ребёнка разложить сюжетные картинки в логической последовательности, ответить на вопросы полным ответом и самостоятельно составить рассказ.

1. Ответить на вопросы:
Как ты думаешь,в какое время года петушок шёл по полю?
Что петушок нёс домой?
Кто заметил петушка?
Что сделала ворона, чтобы полакомиться горохом?
Почему ворона не съела весь горох?
Как птица посеяла семена гороха в землю?
Что показалось из земли после дождя?
Когда на растениях появились стручки гороха?
Чему радовалась ворона?
2.Составить рассказ.

Образец рассказа «Как ворона горох вырастила».

Рассказ ребёнку не читается, а может использоваться в качестве помощи в случае затруднений при составлении детского, авторского рассказа.

Ранней весной шёл по полю петушок и нёс за плечами тяжёлый мешок с горохом.

Петушка заметила ворона. Она ткнула клювом в мешок и оторвала заплатку. Из мешка посыпался горох. Ворона стала лакомиться сладкими горошинками, а когда наелась, решила вырастить свой урожай. Лапками птица утоптала несколько горошин в землю. Пошел дождь. Совсем скоро из земли показались молодые побеги гороха. В середине лета на ветках появились тугие стручки с крупными горошинами внутри. Ворона поглядывала на свои растения и радовалась богатому урожаю гороха, который ей удалось вырастить.

Составление рассказов по картине относится к рассказыванию с иллюстративным материалом. В детском саду для обучения детей рассказыванию используются как предметные («Куры», «Козы» и др.), так и сюжетные картины («Наша Таня», «Зимние развлечения», «Новенькая» и др.).М. М. Конина выделяет следующие виды занятий по обучению детей рассказыванию по картине:

  • 1) составление описательного рассказа по предметной картине;
  • 2) составление описательного рассказа по сюжетной картине;
  • 3) придумывание повествовательного рассказа по сюжетной картине;
  • 4) составление рассказа по последовательной сюжетной серии картинок;
  • 5) составление описательного рассказа по пейзажной картине и натюрморту.

В младшей группе осуществляется подготовительный этап обучения рассказыванию по картине. Дети этого возраста не могут еще дать самостоятельного связного изложения. Речь их носит характер диалога с воспитателем. Дети ограничиваются перечислением предметов, отдельных их свойств и действий, что объяснятся малым опытом восприятия, небольшим запасом слов, недостаточным умением строить предложение.

Основные задачи воспитателя в работе по картине сводятся к следующему: 1) обучение детей рассматриванию картины, формирование умения замечать в ней самое главное;

2) постепенный переход от занятий номенклатурного характера, когда дети перечисляют изображенные предметы, объекты, к занятиям, упражняющим в связной речи (ответы на вопросы и составление небольших рассказов).

Занятия по ознакомлению детей с картинами могут проводиться разнообразно. Занятие включает обычно две части: рассматривание картины по вопросам, заключительный рассказ-образец педагога. Оно может начинаться с небольшой вводной беседы.

Цель ее -- выяснить представления и знания детей об изображенном, вызвать эмоциональный настрой перед восприятием картины. Вопросы воспитателя являются основным методическим приемом, что обусловливает необходимость продуманного и целесообразного их отбора.

Обращенные к детям вопросы должны быть легко понятыми, а ответы на них не вызывать затруднении. Их последовательность должна обеспечивать целостность восприятия, поэтому далеко не всегда целесообразны вопросы: а что это? А что тут? А что еще нарисовано? Вот примерные вопросы по картине «Кошка с котятами»: кто нарисован на картине? Что делает рыжий котенок? Какая кошка-мама? Что она делает? Иногда вопроса недостаточно, для того чтобы ребенок точно охарактеризовал качество, действие. Тогда необходимы уточнение, совет, подсказ педагога. Он добивается того, чтобы дети правильно соотносили слова с предметами, их качествами и свойствами, говорили развернутыми предложениями.

Дети учатся рассказывать по картине предложениями из двух-трех слов. Рассматривание картины используется для развития точности и ясности речи. Воспитатель следит, чтобы дети называли предметы и действия правильно в соответствии с изображенными на картине. Примером своей речи, вопросами и указаниями он помогает находить слова, наиболее точно определяющие свойства и качества предметов

Рассматривание картин всегда сопровождается словом воспитателя (вопросами, объяснениями, рассказом). Поэтому к его речи предъявляются особые требования: она должна быть четкой, лаконичной, ясной, выразительной. Обобщающие высказывания педагога являются образцом ответа на вопрос, образцом построения предложения.

После беседы воспитатель сам рассказывает о нарисованном на картине. Иногда можно использовать и художественное произведение (например, рассказы писателей о домашних животных). Может быть прочитано небольшое стихотворение или потешка (например, «Петушок, петушок, золотой гребешок» или «Кисонька-мурысенька» и т. д.). Можно загадать загадку о домашнем животном (например: «Мягонькие лапки, а в лапках цап-царапки» -- после картины «Кошка с котятами»; «Громко лает, а в дом не пускает» -- после картины «Собака со щенятами»; «Золотой гребешок, масляна головушка, утром рано встает, голосисто поет»--после картины «Куры» и т. д.). Можно спеть с детьми знакомую им песенку о кошечке, собачке, курочке.В младшей группе особенно важно использовать разнообразные игровые приемы.

М. М. Конина предлагает, например, такие: «Расскажем кукле», «Что мы расскажем собачке». С помощью педагога дети с удовольствием рассказывают по картине пришедшей к ним в гости кукле, кошке и т. д. Можно также предложить выбрать объект описания («Выбери себе щенка и расскажи о нем» -- по картине «Собака со щенятами»).

Если картина правильно отражает признаки домашнего животного, педагог может связать ее рассматривание с показом игрушки («Такой же котенок, петушок; похожий щенок, цыпленок»). Это можно сделать в виде инсценировки (в гости к детям приходят кукла, кошка, собачка и разговаривают с ними). Воспитатель задает ребятам вопросы, закрепляющие полученные знания о данном животном. Этот прием эмоционально переключает их внимание, побуждает к новым высказываниям.

Иногда можно как бы поставить ребенка на место того, кто нарисован («Как будто это мы гуляем. Как будто эта наш котенок»). Можно выделить следующие характерные особенности занятий по картине с детьми младшего дошкольного возраста:

  • а) чередование хоровых и индивидуальных ответов;
  • б) обязательное наличие эмоциональных и игровых приемов;
  • в) использование литературных и художественных вставок.

Первые картины для детей младшей группы -- это картины, изображающие отдельные предметы (игрушка или знакомые предметы домашнего обихода), домашних животных, несложные сюжеты из детской жизни (серия «Наша Таня»). После занятия картина остается в группе на несколько дней. Дети еще раз рассмотрят ее, заметят то, что не заметили раньше, начнут высказываться. Воспитатель руководит и этим рассматриванием, уточняет высказывания детей, поощряя и поддерживая их.

В средней группе уже становится возможным подведение детей к составлению небольшого связного повествования, так как в этом возрасте совершенствуется речь, возрастает речевая и мыслительная активность. Сначала дети рассказывают по вопросам воспитателя. Это может быть коллективный рассказ детей или совместный рассказ воспитателя и одного ребенка. В конце занятия, как бы подводя итог всем высказываниям, педагог дает свой рассказ. Затем можно перейти к рассказыванию по образцу.

В средней группе образец дается для копирования. «Расскажите, как я», «Молодец, запомнил, как я рассказывала»,-- говорит педагог, т, е. в этом возрасте не требуется отступления от образца. Рассказ-образец должен отвечать определенным требованиям (отражать конкретное содержание, быть интересным, коротким, законченным, излагаться четко, живо, эмоционально, выразительно). Вот пример рассказа воспитателя по картине «Кошка с котятами»: «Эта картина про кошку с котятами. Лежит кошка на коврике и смотрит за своими котятами. Три котенка у кошки. Рыженький котенок играет с клубком ниток, серый котенок лакает из блюдца, а третий, пестренький котенок свернулся клубочком и спит около своей мамы».

В конце года, если дети научились рассказывать по образцу, можно постепенно усложнить задание, подводя их к самостоятельному рассказыванию. Так, воспитатель может дать образец рассказа по одной картине, а дети рассказывают по другой (используются, например, картины из серии «Наша Таня»).Можно ввести рассказывание по плану, например, по картине «Таня и голуби» предлагается такой план: где гуляет Таня, что она делает, во что играет, что видно за забором и т. п.

В среднем дошкольном возрасте можно подводить детей к составлению рассказов, главным образом описательных, по предметным или сюжетным картинкам. Воспитатель стремится к тому, чтобы дети шире использовали свой словарь, употребляли причастия, определения, обстоятельства и разные виды предложений.

Когда дети научатся составлять небольшие рассказы описательного характера (рассказ об основных качествах, свойствах и действиях одного или нескольких предметов или объектов), можно перейти к рассказыванию по последовательной сюжетной серии картин. С помощью воспитателя дошкольники составляют связный последовательный рассказ описательного характера, объединяющий в единое целое все картинки серии.

Формирующееся при этом умение составить рассказ по готовой канве (в картинках дана последовательность действий и вся ситуация от начала до конца) помогает постепенно подвести к самостоятельному составлению сюжетных рассказов.

В старшем дошкольном возрасте в связи с тем, что возрастает активность детей, совершенствуется их речь, имеются возможности для самостоятельного составления рассказов по разным картинам. На занятиях с использованием картины ставятся разнообразные задачи, зависящие от содержания картины:

  • 1) учить детей правильно понимать содержание картины;
  • 2) воспитывать чувства (конкретно планируется в зависимости от сюжета картины): любовь к природе, уважение к данной профессии и т. д.;
  • 3) учить составлять связный рассказ по картине;
  • 4) активизировать и расширять словарный запас (конкретно планируются новые слова, которые надо запомнить детям, или слова, которые надо уточнить и закрепить).

В старшей группе роль воспитателя в процессе обучения уже изменяется. Из непосредственного участника он становится как бы наблюдателем, вмешиваясь лишь в случае необходимости. К рассказам детей старшего дошкольного возраста предъявляются большие требования: точная передача сюжета, самостоятельность, образность, целесообразность использования языковых средств (точное обозначение действий, качеств, состояний и т. д.).

Осознание ребенком задания является необходимым условием правильного его выполнения. Руководящая роль воспитателя при этом очень велика -- он помогает понять и правильно выполнить задание: «Тебе сказали «расскажи», а ты одно слово сказал»; «Нужно придумать, что дальше было. Самому придумать, потому что на картине это не нарисовано».

Рассказ-образец педагога, предлагаемый детям в старшей и особенно в подготовительной группе, служит средством для перевода их на более высокую ступень развития умения рассказывать. Воспитатель требует не простого воспроизведения образца, а обобщенного подражания ему: Используются литературные образцы. Образец чаще всего касается части картины, наиболее трудной, менее яркой, а потому и не заметной для детей. Это дает им возможность высказаться об остальном.

На занятиях в подготовительной к школе группе образец воспитателя следует предлагать лишь в том случае, если ребята плохо владеют умением связно излагать содержание картины. На таких занятиях лучше дать план, подсказать возможный сюжет и последовательность рассказа.В группах старшего дошкольного возраста используются все виды рассказов по картине: описательный рассказ по предметной и сюжетной картинам, повествовательный рассказ, описательный рассказ по пейзажной картине и натюрморту.

Можно широко применять рассказ по серии картинок (например, па тему «Наш участок зимой и летом»), где требуется уже не простое перечисление происходящих событий, а последовательный рассказ с началом, кульминацией и развязкой. Беседа по вопросам, предшествующая рассказыванию, касается основных моментов, узловых пунктов изображенного сюжета.

В старшей группе целесообразно использовать и серии картинок на юмористические темы (Л. Бондаренко, А. Дементьева). Самое главное в руководстве такими занятиями -- помочь детям разобраться в комической ситуации: почему это смешно? Совершенствованию умения рассказывать по серии картинок помогают следующие приемы: составление коллективного рассказа -- начало составляет воспитатель, заканчивают дети; начинает один ребенок, продолжает другой.

В старшей группе дети впервые подводятся к составлению повествовательных рассказов. Так, они придумывают начало или конец к сюжету, изображенному на картинках: «Вот так покатался!», «Где пропадали?», «Подарки маме к 8 Марта», «Шар улетел», «Кошка с котятами» и т. д. Четко сформулированное задание побуждает творчески выполнить его.

Очень важно учить детей не только видеть то, что изображено на картине, но и вообразить предыдущие и последующие события. Например, по указанным картинам педагог может задать следующие вопросы: Что сказали мальчику ребята? («Вот так покатался!»); как дети готовили маме подарки? («8 Марта»); кто поставил сюда корзину и что случилось? («Кошка с котятами»). Может быть задано несколько вопросов, как бы намечающих сюжетную линию повествовательного рассказа: откуда приехали эти дети? Что произошло с ними дальше? Как продолжали дружить эти дети? («Ждут гостей»).

Одну и ту же картину можно использовать в течение года несколько раз, но при этом следует ставить разные задачи, постепенно усложняя их. Когда дети овладеют навыками свободного рассказывания, можно предложить им две или несколько картин (уже виденные и даже новые) и поставить задачу -- придумать рассказ по любой картине. Это даст им возможность выбрать наиболее интересное для них содержание, а тем, кто затрудняется, -- уже знакомый сюжет, по которому легко составить рассказ. Такие занятия развивают самостоятельность и активность, воспитывают чувство уверенности в своих силах.

В старшей и подготовительной группах продолжается работа по развитию умения характеризовать самое существенное в картине. Выделение существенного наиболее ярко выступает в подборе названия картины, поэтому детям даются задания типа «Как назвал эту картину художник?», «Придумаем название», «Как можно назвать эту картину?».

Наряду с выделением и характеристикой самого существенного нужно учить замечать детали, передавать фон, пейзаж, состояние погоды и т. д.

Воспитатель учит детей вводить в свои рассказы небольшие описания природы. Большое значение при этом имеет такой методический прием -- анализ рассказа педагога. Детям задаются вопросы: «С чего я начала свой рассказ?», «Чем мой рассказ отличается от рассказа Алеши?», «Как я рассказала о времени года, изображенном на картине?»

Постепенно старшие дошкольники учатся дополнять свои рассказы но картине описанием изображенного пейзажа, состояния погоды и т. д. Вот, например, начало рассказа Марины (6 лет) по картине «Вот так покатался!»: «На этой картине нарисована зима. День солнечный и холодный. А небо все разноцветное. Это от солнышка оно так светится...»

Введение в рассказ по картине подобных небольших описаний постепенно подготавливает детей к составлению рассказов по пейзажным картинам и натюрморту. Этот вид рассказывания используется в подготовительной к школе группе.

ОСОБЕННОСТИ СОСТАВЛЕНИЯ РАССКАЗА ПО СЕРИИ СЮЖЕТНЫХ КАРТИНОК ДЕТЬМИ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ.

Кронштатова Екатерина Андреевна

студент кафедры дефектологического образования

г. Череповец, Россия

Научный руководитель: Захарова Татьяна Васильевна

кандидат педагогических наук, доцент,

Череповецкий Государственный Университет

Кафедра дефектологического образования

г. Череповец, Россия

АННОТАЦИЯ:

В данной статье рассмотрены особенности составления рассказа по серии сюжетных картинок детьми с общим недоразвитием речи. Проанализированы характерные особенности данной категории детей. Представлены результаты по экспериментальной части и выявлены уровни составления детьми с общим недоразвитием речи рассказа по серии сюжетных картинок.

Ключевые слова: связная речь, дети с общим недоразвитием речи, дошкольный возраст, рассказ, сюжетные картинки.

Как известно, связная речь представляет собой основу коммуникации, жизнедеятельности человеческого общества в целом и отдельного индивидуума в социуме. На протяжении уже нескольких десятилетий связная речь является одним из фундаментальных понятий в области гуманитарных исследований (В.К Воробьевой, Л.П. Якубинским, М.М. Алексеева, Б.И. Яшина Л.С. Выготским, С.Л.Рубинштейном, А.М. Леушиной, Ф.А.Сохиным и др.).

Дошкольный возраст является сензитивным для развития всей стороны психической деятельности ребенка, поэтому в этом возрасте нужно уделять большое внимание к проблеме данного исследования. Серьезное внимание следует уделять обучению детей рассказыванию: пересказу, описанию предмета, составлению рассказа по картине и картинкам с последовательно развивающимся действием (О.С. Ушаковой, А.А. Леонтьева, Ф.А. Сохина, Е.М. Струниной, А.М Леушиной, В.В. Гербовой, А.М. Бородич и др.).

Из-за нарушенной речевой деятельности, связная речь имеет свои особенности, процесс овладения связной монологической речью проходит гораздо медленнее, чем у их нормально развивающихся сверстников, у большинства детей возникают трудности не только языкового оформления речевых высказываний, но и их внутреннего планирования. Любые варианты монологических построений (пересказ, различные виды рассказа) имеют стойкие ошибки в виде смысловых пропусков, нарушения последовательности и связности, наблюдается ситуативность и фрагментарность изложения (В.К. Воробьева, В.П. Глухов, Л.Н. Ефименкова, Н.С. Жукова, Р.Е. Левина, Е.М. Мастюкова, Т.В. Туманова, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина, С.Н. Шаховская и др.).

Цель — выявить возможности детей составлять сюжетный рассказ на основе наглядного содержания последовательных фрагментов-эпизодов.

В основу исследования положена гипотеза о том, что у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи отмечаются трудности планирования развернутых высказываний: нарушение связности и последовательности изложения, смысловые пропуски, лексические затруднения, низкий уровень развития фразовой речи

Экспериментальной базой являлось муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №46» г. Череповец. Эксперимент проходил 2 мая, во второй половине дня. В исследование приняли 5 детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 2 и 3 уровня (составляли экспериментальную группу) и 5 детей старшего дошкольного возраста с нормальным речевым развитием (составляли контрольную группу).

Нами была разработана методика на основе методики В.П. Глухова и Воробьевой В.К .

Ход проведения: эксперимент проводился в двух группах детей старшего дошкольного возраста с нормальным речевым развитием и ОНР. Методика состоит из 5 заданий(5 серий картинок).

Экспериментатор предъявляет ребенку инструкцию «Разложи картинки по порядку. Расскажи, что произошло, рассказывай по каждой картинке, начиная с первой (при необходимости - указательный жест на первую картинку)».

Серии картинок (приложение 1):

1. Бабочка – серия из 2 картинок

2.Четвероногая помощь на войне – серия из 3 картинок.

3. Зайчик и Снеговик – серия из 4 картинок.

4. Огурец и капуста – серия из 4 картинок.

5. Неудачная прогулка – серия из 6 картинок.

Составлению рассказа предшествует разбор предметного содержания каждой картинки серии с объяснением значения отдельных деталей изображенной обстановки (Назови, кого ты видишь на картинке.?, Чем он занимается? И др.)

Анализ проводился по критериям (низкий, средний, высокий уровень), раскрывающим выбранные нами параметры: смысловое соответствие содержания рассказа изображенному на картинках; соблюдение логической связи между картинками-эпизодами, самостоятельное рассказывание.

Низкий уровень — Смысл картинки ребенок не понял, последовательность установил при помощи взрослого(наводящие вопросы, подсказки), рассказ состоял из заголовков к картинкам(Мальчик пошел, собака ушла и др.)

Средний уровень – Смысл картинки ребенок понял, установил логическую связь между картинками-эпизодами самостоятельно, но составить распространенное предложение ребенок не смог, присутствует констатация фактов.

Высокий уровень – Смысловое содержание картинки ребенок понял; установил логическую связь между картинками-эпизодами самостоятельное, составил подробный рассказ по картинкам.

Виды помощи:

1. Стимулирующие вопросы «посмотри внимательно».

2. Эмоциональная поддержка «Я верю, что у тебя получится», «Ты молодец, ты справишься».

3. Наводящие вопросы «А может быть случилось что- то».

4. Подсказка (применяется жестовое указание на соответствующую картинку или конкретную деталь).

Сравнение особенностей составления рассказов детей с ОНР и их нормально развивающих сверстников по каждой из серии картинок.

1 серия «Бабочка».

Серия картинок «Бабочка» состояла из 2 картинок («Девочка рисует бабочку» — «Девочка нарисовала бабочку»)

Распределение детей по уровням выполнения задания «Бабочка» представлен в таблице 1.

Таблица 1

Распределение детей по уровням выполнения задания «Бабочка»

*ОНР- общее недоразвитие речи

Из результата таблицы можно сделать вывод о том, что по уровню выполнения задания дети с нормальным речевым развитием отстают от своих сверстников с ОНР. Дети обеих групп смогли правильно установить последовательность картинок и пояснить смысл.

В основном сообщения детей с нормальным речевым развитием и ОНР сводятся к констатации разрозненных фактов и действий, отмечается малая информативность, бедность лексико-грамматических средств языка, проиллюстрируем такой тип речевой продукции ответом из контрольной группы Костя С. «Девочка нарисовала бабочку».

Однако большая часть детей с ОНР показали высокий уровень развития связной речи так, например, в рассказе Артема А.: дал имя девочке, которая рисовала бабочку, рассказал, что девочке нужно было для рисунка, а в конце рассказал, предположил, кому она нарисовала бабочку, тем самым Артем А. не свел рассказ к констатации фактов, в рассказе присутствовало — начало, основная часть и конец истории — «Катя решила нарисовать бабочку маме и папе, взяла краски, налила воды и стала рисовать, рисовала, рисовала и нарисовала, потом она показала своей семье».

2 серия «Четвероногая помощь»

Серия картинок «Четвероногая помощь» состоит из 3 картинок – «Солдат раненный лежит — собака принесла аптечку — собака позвала на помощь».

Распределение детей по уровням выполнения задания «Четвероногая помощь» представлен в таблице 2.

Таблица 2

Распределение детей по уровням выполнения задания «Четвероногая помощь»

Из таблицы видно, что у детей обеих групп возникли трудности в составлении рассказа по серии сюжетных картинок «Четвероногая помощь».

Отмечались трудности в составление правильной последовательности: не могли разобраться, какая первая картинка, какая вторая, нуждались в наводящих вопросах (Посмотри внимательно, чем эта картинка, отличается от этой (взрослый указывает на картинки)).

Дети с нормальным речевым развитием в отличие от детей с ОНР, сразу догадались, кто изображен на картинке (раненный солдат), дети с ОНР не смогли вспомнить, человека, который изображен на картинке, это свидетельствует об органичности словарного запаса, только после наводящих вопросов дети вспомнили и назвали, кто изображен на картинке (Посмотри внимательно, где происходят действия? Что ты видишь на картинке? Кто ходит с оружием и носит зеленую форму?)

Только один ребенок с ОНР смог составить по сравнению с другими участниками, развернутый рассказ «Шел солдат и его подстрелили, собака увидела раненного солдата, подбежала и оказала ему помощь, солдат достал бинт и завязал себе ногу, собака убежала за помощью, и позвала других военных, которые помогли солдату, положили его на носилки и понесли в больницу». У остальных детей присутствует в основном констатация фактов.

3 серия «Зайчик и снеговик»

Серия картинок «Зайчик и снеговик» состоит из 4 картинок – «Зайчик не допрыгнул до морковки — принес лестницу и не достал-подождал, когда наступит весна — наступила весна, снеговик растаял, зайчик съел морковку»

Распределение детей по уровням выполнения задания «Снеговик и зайчик» представлен в таблице 3.

Таблица 3

«Зайчик и снеговик»

*ОНР – общее недоразвитие речи

Таким образом, из результата таблицы видно, что дети с ОНР самостоятельно расположили друг за другом картинки в линейную цепочку, основным фактором распределения смысловых компонентов в этой цепи является временная последовательность. Рассказы у большинства детей с ОНР в основном предельно кратки и сводятся к нескольким предложениям-заголовкам к картинкам, например, «Зайка хотел достать у снеговика морковку, но зайчик не допрыгивал, зайчик принес лестницу и тоже не доставал, потом он начал сидеть и потом настала весна, и зайчик достал морковку и съел».

Недостаточная связанность речевой продукции с точки зрения лексико-синтаксического оформления обусловлена преобладанием твердого типа межфразовых соединений, при котором каждое предложение рассказа оказывается коммуникативно сильным и начинается с наименования одного и того же предмета(зайчик).

Один ребенок с ОНР показал высокий уровень составленного рассказа по сюжетным картинкам. Рассказ представлял собой целые, законченные сообщения, в нем передалось не только линейно-временная последовательность, но и причинно-следственная связь между отдельными фактами действительности, так например «Построили дети снеговика, а мимо проходил голодный зайчик, он захотел достать морковку, но не мог допрыгнуть. Зайчик тогда принес лестницу и все равно не смог достать морковку, сел на лестницу и загрустил, когда стало тепло на улице, пришла весна, снеговик растаял и тогда зайка смог взять морковку и съесть ее».

Дети с нормальным речевым развитием справилась с этим заданием намного хуже, чем экспериментальная группа. Часть детей, не смогла правильно установить последовательность картинок и понять смысл сюжета, так например рассказ Максима Б. «Зайчик строил снеговика, поставил морковку, но солнце вышло и снеговик растаял». Остальная же часть детей установила последовательность, но в рассказы были предельно кратки и сводились к заголовкам каждой картинки.

4 серия «Капуста и огурец»

Серия картинок «Капуста и огурец» состоит из 4 картинок – «Капуста и огурец пошли на речку — огурец нырнул, а капуста раздевалась — огурец купается, а капуста раздевается — огурец накупался и замерз, а капуста так и не разделась»

Распределение детей по уровням выполнения задания «Капуста и огурец» представлен в таблице 4.

Таблица 4

Распределение детей по уровням выполнения задания

«Капуста и огурец»

*ОНР – общее недоразвитие речи

Из таблицы видно, что дети с ОНР и их нормально развивающие сверстники в основном с заданием не справились. В установление последовательности картинок они путались, содержание картинок им было не понято, это свидетельствует о том, что они не могут выделить главного на картинках, бедные представления об окружающем мире, не понимают причинно-следственных отношений, так например рассказ Ксюши С. Из контрольной группы «Капуста и огурец гуляли, потом огурец упал в воду, а капуста листья вырывала свои, а потом она еще больше вырвала, а огурец обиделся, потому что огурец не слушался». Даже при помощи наводящих вопросов они не смогли понять смысл рассказа.

Только один ребенок с общим недоразвитием речи смог правильно проанализировать все картинки, установить причинно-следственные связи, подобрать нужные слова и составить рассказ. Артем А. «Одним летним днем, капуста и огурец пошли на речку купаться, огурец сразу же прыгнул в воду, а капуста раздевалась, раздевалась, огурец замерз уже, а капуста до сих пор не разделась».

5серия «Мальчик и собачка»

Серия картинок «Мальчик и собачка» состоит из 6 картинок – «Мальчик и собачка пошли гулять — собачка увидела цветок- из цветка вылетела пчела -укусила собачку в нос-мальчик заклеил нос собачке — собачка благодарит хозяина»

Распределение детей по уровням выполнения задания «Мальчик и собачка» представлен в таблице 5.

Таблица 5

Распределение детей по уровням выполнения задания

«Мальчик и собачка»

*ОНР –общее недоразвитие речи

Из таблицы следует, что все дети смогли правильно установить последовательность из 6 картинок, не нарушая логики события, понять смысл рассказа, сформулировать вывод (нужно осторожно нюхать цветок), но при этом присутствовало перечисление действие мальчика и собачки Ярик В. «Мальчик и собачка пошли гулять, потом собака нашла цветок розочку, потом пчела из розочки прилетела, потом ужалила собаку, мальчик начал жалеть собаку потом радостный»

Обобщив все вышеперечисленное можно сделать вывод.

Результат распределения детей по уровню знаний представлен в таблице 6.

Таблица 6

Распределение детей по уровню выполнения заданий

*ОНР- общее недоразвитие речи

Из результатов данной таблицы мы видим, что дети с общим недоразвитием речи лучше справились с заданиями, чем дети с нормальным речевым развитием.

У одного ребенка с ОНР наблюдается высокий уровень составления связной речи, он использовал распространенные предложения, самостоятельно и последовательно, передавал логику событий, присутствовала связь между фрагментами-эпизодами.

Большинство детей имеют средний уровень выполнения задания. Дети правильно смогли установить последовательность картинок, понять содержание, но рассказы содержали констатацию фактов, дети испытывали трудности при подборе слов, присутствовали длительные паузы, многим детям с ОНР рассказ был доступен при наличии наводящих вопросов.

Детей с низким уровнем выполнения задания больше из контрольной группы, они смогли составить последовательность картинок только при помощи наводящих вопросов, смысл некоторых серий картинок так был и не понят детьми, даже после обсуждения.

Таким образом, результаты исследования состояния связной монологической речи у детей дошкольного возраста с ОНР показали, что у дошкольников монолог сформирован недостаточно. Полученные данные указывают на необходимость проведения коррекционного обучения, который будет способствовать полноценному формированию личности, успешной социализации ребенка, эффективной подготовке к школе.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. 1. Алексеева М.М., Яшина Б.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб. пособие для студ. высш. и сред, пед. учеб. заведений. – М., 2000.
  2. Воробьева, В.К. Особенности связной речи дошкольников с моторной алалией // Нарушения речи и голоса у детей. — М., 1995.
  3. Глухов В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с ОНР. – М., 2006.

Приложение 2

1 серия картинок — «Бабочка»

2 серия картинок – «Четвероногая помощь на войне»



3 серия картинок «Зайчик и Снеговик»

4 серия картинок – «Огурец и капуста»

5 серия картинок – «Неудачная прогулка»

Читайте также: