Правление Акбара. Основание империи

· Реформы · Завоевания · Внешняя политика · Жёны и дети · Смерть · Наследие · Акбар в культуре · Близкие статьи · Литература · Примечания · Официальный сайт ·

Целью реформ было создание централизованного государства на основе справедливого и равного отношения ко всем населяющим его народам. В первую очередь он усилил проверка за армией, введя систему рангов (мансабов ), провёл новое административное деление государства, установил единую систему налогообложения (в денежной, а не натуральной форме). Налоговая реформа имела в своём основании строжайший учёт, не дающий возможность чиновникам утаивать и расхищать значительную часть сборов. Одновременно с этим было предусмотрено невзимание налогов при неурожае и голоде, выдача ссуд деньгами и зерном. Акбар отменил налоги на немусульман (джизью) и унизительную для индусов подушную подать. Во всей империи была введена единая система мер и весов, и, кроме этого, единый солнечный календарь, основанный на данных таблиц Улугбека. Огромное значение падишах придавал развитию торговли, которую завязал даже с европейцами. Стремясь расширить господство Могольской империи в Индии и привлечь на свою сторону индусское общество, Акбар быстро привлекал индусских раджей на важные посты в государстве и армии.

Культура и искусство

Абу-л Фазл преподносит падишаху Акбару книгу «Акбарнаме». Миниатюра. «Акбарнаме» 1596-1597 гг. Библиотека Честер Битти, Дублин

Акбар зарекомендовал себя как покровитель наук, искусства и архитектуры. Он собрал вокруг своего престола лучших учёных, поэтов, музыкантов и художников. В период правления Акбара была создана школа живописи, а стены его дворцов были украшены фресками. Благодаря ему была собрана богатейшая библиотека, насчитывающая более 24 тысяч томов. В 1569 году вблизи Агры началось строительство новой столицы Фатехпур-Сикри («города Победы»).

Ближайший сподвижником Акбара был визирь Абу-л Фазл, который был разносторонне образованным человеком, говорившим на многих языках и оставившим записки о правлении Акбара. Сам Акбар перевёл несколько произведений с персидского на санскрит и с санскрита на персидский.

Религия

В первые годы своего правления Акбар проявлял нетерпимость по отношению к индуизму и другим религиям. Однако впоследствии он стал более терпимым, упразднил некоторые положения шариата и разрешил свободное вероисповедание всех религий. Акбар проявлял большой интерес к религиям, включая христианство, о котором ему рассказывали Клаудио Аквавива, Антони де Монсеррат и прочие католические миссионеры. Акбар выделял земли и средства для строительства не только мечетей, но и индуистских храмов в Северной и Центральной Индии, и, кроме этого, христианских церквей в Гоа.

С 1582 году он пытался утвердить в стране новое мистическое вероучение, которое назвал дин-и иллахи («божественная вера»), разработанное вместе с Абу-аль-Фазилем и представлявшее собой сочетание элементов индуизма, зороастризма, ислама и отчасти христианства. Акбар говорил: «Лишь та вера истинна, которую одобряет разум » и «Многие глупцы, поклонники традиций, принимают обычай предков за указание разума и тем самым обрекают себя на вечный позор ».

В 1580-82 годах вспыхнуло восстание крупных феодалов против проводимых Акбаром религиозных реформ. Как итог борьбы звучат слова Акбара: «Счастлив, ибо мог прилагать в жизни священное Учение, мог дать довольство народу и был оттенён большими врагами ». Последние годы его жизни были омрачены придворными интригами и заговорщической деятельностью сына Салима. Умер Акбар в 1605 году, престол унаследовал Салим под именем Джахангира .

Военные реформы

Акбар был очень искусным полководцем, за что его сравнивали с Александром Македонским. За его непобедимость на полях сражений ему был присвоен эпитет «Великий». Система рангов (мансабов ), введённая Акбаром, усилила проверка за армией и сохранялась с некоторыми изменениями до конца существования империи. В армии моголов появились пушки, фортификационные сооружения и боевые слоны. Акбар проявлял интерес к мушкетам и использовал их во время различных конфликтов. Для приобретения огнестрельного оружия и артиллерии он обращался за помощью к османским султанам и европейцам, особенно португальцам и итальянцам. По количеству огнестрельного оружия армия Акбара превосходила армии соседних государств, в результате чего термин «империя огнестрельного оружия», часто используется учеными и историками в отношении империи Великих Моголов в Индии.

Административные реформы

Реформы налогообложения

Денежная реформа

Индия в XVI - XVIII вв.

Главы из книги: История стран зарубежной Азии в средние века. М., 1970.

Реформы Акбара

Мероприятия Акбара имели общей целью упрочить господство его династии и мусульманских феодалов в Индии путем расширения базы их власти и смягчения религиозного гнета. Эта политика вызывала сопротивление тех мусульманских джагирдаров и шейхов, которые стремились властвовать, жестоко подавляя всех недовольных.

В 1574 г. Акбар с целью упорядочения взаимоотношений внутри феодального класса ввел иерархию должностей (мансабов), раздавая военачальникам джагиры сообразно их чину (зат). Однако джагирдары находили способы обойти правила и тратили на содержание отрядов меньше положенного. Пришлось это узаконить и ввести новую градацию (савар). Зат оставался чином, а савар показывал, сколько всадников должен был в действительности содержать военачальник (например, тысячник мог содержать и тысячу, и пятьсот, и даже четыреста всадников). Величина джагира стала зависеть от зата и от савара. В результате увеличивались пожалования и стал сокращаться фонд государственных земель халисе. Тогда Акбар задумал ликвидацию джагиров. В 1574 г. он приказал на три пробных года, как сообщают хроники, «перевести земли всего государства в халисе, а военачальникам назначил жалованье деньгами». Поземельный налог должны были собирать чиновники-курурии, предварительно вносившие крупный денежный залог. Эта мера вызвала сильное сопротивление джагирдаров, лишившихся своих земельных владений, и привела к разорению крестьян, с которых курурии брали все, что могли, чтобы покрыть залог и получить больше прибыли за те три года, на которые они были назначены. Реформу пришлось отменить.

Внутренние пошлины у застав и на речных переправах были снижены до 1,5%, и во всем обширном Могольском государстве были введены единые меры и денежные единицы.

Религиозная реформа Акбара преследовала те же цели, что и другие его преобразования,- расширение социальный базы его власти. Акбар стремился привлечь индусов не подавлением иноверцев, а путем уступок их религиозным обычаям. Поэтому в 1563 г. он отменил налог на индусов-паломников, а через год ликвидировал и джизью. Эти налоги были, по-видимому, восстановлены под влиянием мусульманских джагирдаров, но вновь отменены в начале 80-х годов XVI в.

Сопротивление правоверных мусульманских сановников новому религиозному курсу заставило Акбара усомниться в правильности догматов ортодоксального ислама; в 1575 г. в Фатхпур-Сикри был построен Молитвенный дом для обсуждения религиозных вопросов. Яростные споры при обсуждениях привели к тому, что Акбар стал все дальше отходить от мусульманской ортодоксии и заинтересовался верованиями

индусов, парсов, джайнов и христиан. По его просьбе к нему были посланы из Гоа три миссии иезуитов. При своем дворе Акбар стал вводить обычаи индусов и парсов. Все это вызвало в 1580 г. широкое и опасное для него восстание мусульманских военачальников и духовенства, которое с трудом удалось подавить. Вернувшись в Агру победителем, Акбар ввел новую религию, названную им «дин-и илахи» («божественная вера»), в которой должны были слиться «разумные», по его мнению, элементы основных религий Индии. Однако эта искусственно сконструированная религия нашла последователей главным образом среди народа, в то время как Акбар стремился привлечь именно придворные круги. После его смерти «дин-и илахи» сохранилась еще полвека в виде небольшой секты.

Правление падишаха Акбара называют золотым веком Империи Великих Моголов. Он объединил всю Северную Индию и восточный Афганистан под своей властью, присоединил раджпутские княжества, положил конец независимому Орисскому государству .

Вначале он царствовал, но не правил. С 18 лет стал править сам. Центральная власть, помимо самого падишаха, представлялась военным, финансовым (дивани) и судебным ведомствами.

Основой силы могольского государства были феодалы-джагирдары. Падишах держал небольшое наёмное войско, типично средневековое по структуре, хотя и с некоторыми нововведениями – так, например, был создан корпус ружейных стрелков-мушкетёров, увеличилось число артиллерии, были приглашены европейские офицеры-инструкторы. Надо заметить, что снабжения армии не существовало, поэтому она проходилась катком по всем окрестным поселениям.

Налоговому ведомству подчинялся обширный фискальный аппарат, через который оно вело учёт облагаемых налогом земель, устанавливало размер обложения и взимало подати. Причём подати взимались из с джагирдаров. Также налог помогала собирать общинная администрация, которая получала небольшой процент от сбора и освобождение от налогов части земель. Прямому сбору налогов мешала общинно-кастовая система.

Судебное ведомство возглавлял садр, который следил за соблюдением норм шариатского суда. Немусульманам разрешалось судиться между собой по своим законам. Индусы судились по «Законам Ману » и «Яджнавалкья-смрити ». Мусульман же судил кадий либо представители мусульманской власти и даже сам Акбар.

Вся политика Акбара была направлена на централизацию государства и упрочение власти падишаха. Джагир снова стал жёстко контролироваться властями, снова было введено клеймение коней и регулярные смотры, была начата перепись земель. Джагир стал весьма ограниченной формой феодального владения, время владения им было ограничено несколькими годами, причём при получении было обязательно ценное преподношение падишаху. Внешне джагирдар получал не право на землю, а на некоторую сумму земли. У Акабара родилась иллюзия об упрощении процедуры, но джагирдары подняли восстание, хотя, казалось бы, ничего не теряли, получая просто деньги из казны – им было важно чувство власти. Плюс к тому, они, конечно, собирали и множество незаконных сборов – абвабов. Акбар 10 лет готовил налоговую реформу – для каждого района было высчитано среднее количество урожая, средняя его стоимость, от которой был установлен налог – 1/3, причём каждые 10 лет происходил перезамер. Он разделил страну на провинции (суба – саккары – парганы), сделав субадаров полуавтономными правителями, ввёл постоянный кабинет министров. Была введена система мансабдари (мансаб – «должность»), которая включала в себя 33 административно-военных ранга. Жалование получалось либо из казны, либо из собираемого налога.

Система мансабдари просуществовала недолго, в конце правления Акбара было признано, что джагирдары могут держать меньший отряд, многие вассальные князья были признаны наследственным джагирдарами. Кроме того, армия требовала больше денег, а её как раз надо было сокращать, потому что расширяться стало некуда.

Акбар покровительствовал искусствам и наукам, был веротерпимым – отменил налоги с немусульман, не взимал налоги с владений духовенства, запретил обращать в рабство военнопленных, в 1579 году попытался объединить ислам и индуизм, объявив новую религию – Дин-и-иллахи (божья вера), своеобразный симбиоз религии и социальной философии. В ответ на последовавшие мятежи объявил, что сам остаётся мусульманином, перестал выделять деньги на постройку индуистских храмов и принимать ко двору брахманов.

В итоге реформы сначала усилили централизацию, однако уже к концу правления Акбара намечается обратная перспектива, которая со всей силой проявится при его последователях.

Акбар продолжил линию на укрепление служебного владения типа джагира, начатую Шер-шахом. При нем джагир вновь стал подвергаться строгому контролю государства с целью заставить владельцев джагиров -- джагирдаров -- держать соответствующий размеру их владений и боеспособный конный воинский контингент. Для этого снова стали проводить клеймение коней и регулярные смотры. Неизбежно вновь обнаружилась необходимость точного подсчета походов джагирдаров. Поэтому была начата перепись земель, охватившая центральные области государства и некоторые другие важнейшие районы (например, Гуджарат). Обработка зарегистрированных пахотных земель вменялась в обязанность общинников, но зато размер налогообложения устанавливался умеренный, основанный на многолетнем учете производительности сельского хозяйства и соответствующий платежеспособности общинников. Для основных областей налог был установлен в одну третью часть урожая. С малоплодородных пустынных и горных районов налог уменьшался, например, до седьмой доли урожая. В центральных областях Акбар требовал выплаты налога в деньгах. Это было тяжелое условие, так как оно не соответствовало уровню развития товарно-денежных отношений в сельской местности. Довольно ограниченным был и товарообмен деревни с городом. Правда, эта торговля была оживленной в ближайшей округе крупных городов, потреблявших множество сельскохозяйственных продуктов. Технические продукты -- такие, как красители (главным образом индиго и марена), хлопок, коконы или пряжа шелка, а также некоторые пищевые товары (сахар, шафран, пряности, растительное масло) оказывалось выгодным доставлять даже издалека. В целом перевод налога в денежную форму не был обеспечен достаточным развитием денежной экономики, потому фактически его нередко удавалось собирать лишь натурой. Возможно, что в некоторых случаях собранный натурой налог низовые налоговые сборщики, являвшиеся одновременно главами общинных объединений (областных общин), постепенно продавали, и таким путем им удавалось рассчитаться с казной.

В результате регламентации, проведенной Акбаром, джагир стал весьма ограниченной формой феодального владения. Как уже сказано, обязанности джагирдара, по содержанию конного отряда точно определялись доходностью владения, и лишь незначительные суммы джагирдар имел право тратить на иные цели. Сам он налог не собирал, его доверенный получал от государственного сборщика налог в готовом виде. Время владения джагиром было ограничено несколькими годами, после чего феодалу могли назначить новый джагир в совершенно другом конце государства. Это должно было предотвратить сепаратизм феодалов. При получении джагира феодал обязан был делать государю ценное подношение (к примеру, выдающихся качеств коня или слона, особенно крупный драгоценный камень или ценное ювелирное изделие). Вообще внешне получение джагира выглядело так, что джагирдар получает право на оговоренную сумму дохода, которая может быть собрана с некоторой территории, а не право на данную территорию. Эта внешняя форма пожалования даже у самого Акбара породила иллюзию, что всю процедуру можно упростить, прямо выдавая джагирдарам положенные суммы из казны без распределения между ними конкретных областей. Однако именно тут наглядно проявилась подлинная феодальная природа этого владения. Казалось, джагирдары ничего не теряли, но они подняли мятеж, который с трудом удалось подавить, применяя как силу, так и щедрую раздачу территорий халиса в джагиры. Очевидно, при всей эфемерности прав владения джагирдарам было важно, что они являются владельцами определенных населенных областей, пусть временными, но господами своих подданных, короче говоря, феодалами, а не наемными слугами падишаха, получающими жалование в казначействе. Это было проявление типично феодальной психологии. Представление о своем социальном достоинстве феодалы непосредственно связывали с владением населенной территорией. Кроме того, формальное отсутствие у джагирдаров

прав в отношении населения их джагиров на самом деле вовсе не означало, что и фактически положение является таковым. Джагирдары сами и с помощью своих доверенных собирали разнообразные незаконные сборы сверх твердо установленных государством податей -- абвабы. Акбар запрещал взимать эти несанкционированные поборы, но в конечном счете потерпел здесь такую же неудачу, как и с переводом джагирдаров на денежное жалование. Нередко получение незаконных поборов с общинников было обставлено таким образом, что джагирдар отправлялся в объезд, своих владений, а жители деревень в соответствии с обычаем должны были не только радушно принять своего господина и его свиту, но и делать ему соответствующие торжественности случая подношения. Джагирдары претендовали и на осуществление своих прав собственника-суверена, на осуществление публично-правовой власти над своими подданными, что тоже могло быть связано с некоторыми доходами. Следовательно, владение областью в качестве джагира давало феодалу и существенную материальную выгоду.

С целью регламентации размера дохода и обязанностей состоящих на службе падишаха чиновников и феодалов Акбар ввел свеобразную табель о рангах. Все представители госаппарата и военачальники от мелкого чиновника-писаря до наследного принца рассматривались как лица, состоящие на военной службе падишаха и получали в соответствии со своим местом ранг (мансаб). Какой-нибудь писарь казначейства считался начальником десяти воинов (низший мансаб) и получал. соответствующее жалование. Джагирдар обычно получал мансаб начальника от 400 до 1000 воинов-кавалеристов, и в соответствии с этим определялся размер его джагира. Приближенные падишаха получали большие мансабы и соответственно большие области в джагир. Мансабы принцев могли быть рангами пяти- и семитысячника, а в XVII в. еще больше. Если мелкий чиновник - мансабдар получал небольшое жалование из казны, то немногочисленные мансабдары - джагирдары (их. было от нескольких сот при Акбаре до тысячи с лишним в более поздний период) владели целыми областями. Система мансабдари (табель о рангах) была основана на представлении о сугубо военной организации государственной машины. В чем-то она сродни поголовной регламентации мужчин в качестве воинов и военачальников разного ранга в татаро-монгольской орде при Чингисхане и его наследниках. Эта реформа свидетельствует не о бюрократизации государственной организации, а о ее заметной архаичности, примитивности идеологии господствующих кругов Могольской державы, связанной с неизжитыми следами кочевого и племенного быта. В пользу такой характеристики Могольского государства говорят и некоторые другие обстоятельства.

В задуманной Акбаром форме система мансабдари просуществовала недолго. Уже в конце его правления было официально признано, что джагирдары могут держать конный отряд меньшей численности, чем положено по их рангу и размеру джагира. При последующих падишахах, правивших в XVII в., это расхождение еще больше увеличивалось. Например, джагирдар, имевший ранг пятисотника, фактически выставлял конный отряд в триста всадников и законность такого нарушения долга феодала перед его сюзереном подтверждалась в документах военного ведомства. Этот факт свидетельствует, что тенденция к централизации государства в течение полувекового царствования Акбара стала затухать и постепенно поддаваться противоположной центробежной тенденции. Феодалы явочным порядком добивались присвоения на свои личные нужды все большей доли дохода с джагира. При этом постепенно возрос и размер налога -- до одной второй доли урожая в конце XVI в. Больше увеличить налоговое давление на общины не удалось в течение всего XVII в. Но надо учитывать, что это лишь некий средний показатель, норма, которую нельзя было безболезненно преступать без ущерба для экономики страны.

Политика Акбара была целенаправленно ориентирована на всемерное укрепление его личной власти. В этом плане Акбар искал путей расширения ее социальной базы. Очень важным политическим шагом Акбара явилось привлечение на могольскую службу раджпутских феодалов, индусов по религии. Небольшое число феодалов-индусов и раньше состояло на службе мусульманских государей, например в державе Бахмани. Но это были исключения, положение их в кругу мусульманской знати было неравноправно, их существование рассматривалось как вынужденный компромисс, досадная случайность. Акбар же привлек на свою службу всю массу вассальных князей с их многочисленными вассалами, приблизил князей к себе и допустил ко двору, в свой дарбар, предоставил многим из них важные государственные посты. Эти князья были признаны джагирдарами своих владений. Это не означало экспроприации их княжеств. Они были признаны наследственными джагирдарами с обязанностью выставлять на службу падишаха конное войско. Кроме того, Акбар жаловал им дополнительно и обычные джагиры. Все это, конечно, вызывало недовольство мусульманских военачальников-феодалов, но в итоге им пришлось смириться. Эта политика Акбара полностью себя оправдала. В частности, с помощью новых джагирдаров - раджпутов Акбару удалось подавить мятеж мусульман - джагирдаров. Тяжелая раджпутская кавалерия стала важной составной частью могольской армии. Известно, что после завоевания у Ахмаднагара севера Махарашатры Акбар принял на службу в качестве джагирдаров несколько "представителей маратхской знати.

Дальновидная политика веротерпимости в стране, где мусульмане составляли незначительное меньшинство, привела Акбара к более грандиозным, но утопическим замыслам. Он решил создать новую религию, которая объединила бы всех его подданных -- и индусов и мусульман -- под духовной властью пророка, в качестве которого выступал он сам. С этой целью он выделил определенные элементы религиозных учений в исламе и индуизме и сконструировал искусственную религию под названием дин-и-иляхи (божественная вера). Нельзя сказать, что этот замысел Акбара был совершенно беспочвенным, напротив, идеи религиозной реформации витали в воздухе и оставили глубокий след в религиозной и культурной жизни Индии: различные бхактистские учения-толки суфизма в исламе и впечатляющий пример возникновения новой религии сикхизма, основанного в немалой мере на синтезе идей бхакти и суфизма. Но придуманная Акбаром религия имела правительственное, а не народное происхождение и не нашла социальной опоры. Дин-и-иляхи встретила равнодушие индусов и ожесточенную оппозицию мусульманского духовенства и мусульманской знати. Честолюбивый замысел Акбара потерпел крах. Малочисленная община сторонников религии дин-и-иляхи распалась спустя недолгое время после его смерти. Все же следует обратить внимание на гуманистическую направленность религиозной реформы Акбара, имевшей в виду создание в Индии атмосферы религиозного мира и терпимости. Отступление последующих правителей державы Великих Моголов от политики веротерпимости в сторону мусульманского фанатизма (прежде всего падишаха Аурангзеба во второй половине XVII в.) принесло народам Индии много бедствий и объективно было фактором ослабления власти Моголов.

С 18 лет начинает править сам. Тогда Дели, Агра, восток Пенджаба, район Кабула. К 1605 вся северная Индия, султанаты в Мальве, Гуджарате, Бенгалия, Синд, Кашмир, раджпутские княжества, Кандагар, государство в Ориссе.

Централизация, упрочение власти. Военное, финансовое и судебные ведомства. Держал собственное наемное войско, пытался совершенствовать огнестрельные войска. Для снабжения войска государственные мастерские. Налоговое ведомство: реестр земель и налогов, собирало налоги с государственных и частных земель, потом передавало в руки. Территория разделена на военные наместничества (субы), во главе правитель; округа. Общинная администрация помогала собирать налоги.

Повторил реформы насчет джагира: смотры, клеймение коней. Перепись населения и земель; налог в зависимости от плодородия. Центр должен был платить в деньгах, что тяжело: связь между городом и деревней не развита. Джагир стал весьма ограниченной формой землевладения. Джагир могли менять феодалу раз в несколько лет; налоги собирал не он. Своеобразная табель о рангах, чисто военный принцип. Постепенно тенденция к централизации стала утихать, налоги увеличиваются. Привлечение индусов-atjlfkjdна службу для расширения своей поддержки. Политика веротерпимости + Акбар мечтал создать свою собственную религию, где пророк он сам. Потерпел в этом поражение, так как данная религия имела правительственное, а не народное происхождение. Идеи реформации витали в воздухе. Примитивность, архаичность взглядов Акбара, связана с неизжитыми следами кочевого и племенного бытия.

Билет 5

1. Борьба Китая против нашествия кочевников в XI-XII вв. 197

Провал реформ ослабил империю Сун. Господ-ий класс стал предпочит окупаться данью от варваров. Кит правит-во вступило в переговоры с чжурчжэнями(заним ск-вом, охотой и торговлей с К). После того как гос-во киданей Ляо захв их, связь ухудш-сь. Разлож-е первобытно-общин строя вызв длит внутр борьбу. Власть там захват племен арист-ия. Ее вождь Агуда в 1115г имп-р гос-ва Цзинь. Сунский двор договор с чж-ни. В 1115-1125 чж-ни разгром имп-ию Ляо. Кидане бежали и орган гос-во в р-не Иссык-Куля Зап Ляо. Чж-ни вторг в севкит земли. Весной 1126г их конница приблиз-сь к Хуанхэ и угрож Кайфыну. Побед стор-ки мира с Цзинь. Возмущ-е нар масс. Сунский двор остан-л воен пригот для борьбы с чж-ни и начал переговоры с цзиньскими пол-цами. В 1127 чж-ни снова у Кайфына и захват. Чж-ни на юг. Сожгли г. Янчжоу. Затем перебрались на юж бер-г Янцзы. Цз-ая верх-ка укреп-сь сев-ее Хуанхэ и там создала врем гос-во. В провин-ях Хэнань, Шаньдун, шаньси чж-ни встрет отпор и отошли на сев. Гос-во Ци направили гл удар в р-н Янцзы. В 30х г самый выд-ся военач-к Юэ Фэй. Войско Ю.Ф нанес ряд пораж-й чж-ням, но пришлось отвести армию. В 1141 его казнили. В 1142-мир договор. Кит имп-р признал вассалом цзинского правителя и выпл-л дань. Граница империй по р.Хуайшуй. Сунский двор признал права чж=ей на захв ими кит земли. В 12в на террит К 4 гос-ва: на сев-чж-ская имп-ия Цзинь, на сев-зап тангутское гос-во Си Ся, на юге-Сунская имп-ия и гос-ое объед-е Наньчжао в Юньнани. В 13в-новое вторж-е кочевников. В 1211г полчища Чингисхана вступ в Шаньси. К к12-н13вв в Цзинь изменения. Многие чж-нивели оседлый обр жизни. Сун прав-во соглаш-е с Чингисханом и перестало плат дань. В 1215 Ч-хан овладнл гПекином. Части войска двин-сь на сев-вос к КореиВ 1218г они начали поход на зап. Завоев-е тангут-ого гос-ва Зап-ое Ся законч-сь в 1227г. В уничтож-и его участвовал сам Ч-хан. Войнв с сев К продолж-сь до 1234 и зак-сь разгромом чж-ского цар-ва. Ханы воен действия против юж Сунов. Монгол ханы нач воен действия против Сун гос-ва на юге в 1235г, но не достигли успеха. В 1251 решили послать в Китай войско под рук Хубилая. Монголы подчинили себе Тибет и гос-во Наньчжао. Но занять столицу юж Сунов Ханьчжоу им удалось лишь в 1279г. Вся террит-я К вошла в состав новой монгол имп-ии, правитель Хубилай, столица Пекин. Династия назыв Юань.

Читайте также: