Кого и за что предавать анафеме. Вера православная - анафема Толкование фразеологизма предать анафеме

Предавать анафеме ПРЕДАВАТЬ АНАФЕМЕ. ПРЕДАТЬ АНАФЕМЕ. Экспрес. 1. кого . Отлучать от церкви кого-либо. В 1667 году московский собор предал непокорных господствующей церкви двуперстников анафеме: они на анафему отвечали анафемой (Мельников-Печерский. Очерки поповщины). [Павлин: ] Лев Толстой еретик был, почти анафеме предан за неверие, а от смелости бежал в леса, подобно зверю (М. Горький. Егор Булычёв и другие). 2. кого, что . Решительно, категорически отказываться от кого-либо или от чего-либо. Он предал анафеме всякое оборонительное, ещё более отступательное действие в российской армии (Д. Давыдов. Встреча с великим Суворовым). Разумеется, было бы глупо предавать анафеме всех, кто позволяет себе в зрелые годы переиначивать свою семейную жизнь. Человек в любом возрасте хочет быть счастливым, да и право на счастье, пока он жив, он не теряет (А. Плутник. Развод накануне серебряной свадьбы). 3. кого, что . Экспрес. Выражать сильное недовольство, возмущение кем-либо или чем-либо; бранить, проклинать кого-либо или что-либо. Жена и мать Федьки по сему поводу с утра неистово пилили его… Наконец, они, дружно предав его анафеме, замолкли (М. Горький. Дипломатия).

Фразеологический словарь русского литературного языка. - М.: Астрель, АСТ . А. И. Фёдоров . 2008 .

Смотреть что такое "Предавать анафеме" в других словарях:

    предавать анафеме - См … Словарь синонимов

    Предавать/ предать анафеме - кого, что. Книжн. 1. Проклинать, отлучать от церкви кого л. 2. Клеймить, подвергать резкому осуждению. БМС 1998, 25; БТС, 38; Ф 2, 85 … Большой словарь русских поговорок

    ПРЕДАВАТЬ АНАФЕМЕ. ПРЕДАТЬ АНАФЕМЕ. Экспрес. 1. кого. Отлучать от церкви кого либо. В 1667 году московский собор предал непокорных господствующей церкви двуперстников анафеме: они на анафему отвечали анафемой (Мельников Печерский. Очерки… … Фразеологический словарь русского литературного языка

    анафематствовать - предавать анафеме … Cловарь архаизмов русского языка

    проклинать - Клясть, налагать проклятие, предавать проклятию, анафеме, анафематствовать (анафемствовать), ругать. Ср. бранить... Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари, 1999. проклинать … Словарь синонимов

    АНАФЕМА - [греч. ἀνάθεμα отлучение от Церкви], отлучение христианина от общения с верными и от святых таинств, применяемое в качестве высшей церковной кары за тяжкие прегрешения (прежде всего за измену Православию и уклонение в ересь или раскол) и соборно… … Православная энциклопедия

    Сисенанд - готск. Sisinanþs, лат. Sisenandus … Википедия

    клясть - См. проклинать... Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари, 1999. клясть бранить, проклинать Словарь русских синонимов … Словарь синонимов

    Посвящение (в сан) - на церковном языке возведение того или другого лица, посредством установленного таинства или церковного обряда, в ту или иную степень духовного служения. В церковнослужители, т. е. в низшие церковные должности (чтеца, певца, иподиакона), П.… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

В первое воскресенье Великого поста в некоторых храмах , частью которого должно быть анафематствование. Что такое анафема, кому ее провозглашали в прошлые времена и не нужно ли включить в древний чин осовремененные анафематизмы? Ответить на эти вопросы мы попросили доктора церковной истории, преподавателя канонического права в Сретенской духовной семинарии протоиерея Владислава Цыпина.

– Отец Владислав, когда и в связи с чем появился чин Торжества Православия?

– Чин Торжества Православия вошел в употребление после того, как был преодолен рецидив иконоборческой ереси. , которая стала правительницей Византии после смерти мужа, приверженного иконоборчеству. Будучи иконопочитательницей, она использовала свою власть, чтобы помочь православным христианам одержать верх.

После победы над иконоборчеством – последней большой ересью эпохи Вселенских соборов – был составлен и установлен упоминаемый чин Торжества Православия. Частью этого чина, действительно, является провозглашение анафемы ересиархам.

– Что такое анафема по сути? Правомерно ли, как делают некоторые, именовать анафему «церковным проклятием»?

– Слово «проклятие» является русским аналогом греческого (ἀνάθεμα). При этом слово «проклятие» получило у нас дополнительный смысл осуждения на вечные муки. Буквальный же смысл слова «анафема» состоит в лишении церковного общения – не временном, как епитимия, не на определенный срок, а в совершенном и полном. Конечно, по духу Церкви Христовой, такое отлучение все равно подлежало бы отмене, если бы имело место покаяние отлученного лица.

– То есть даже анафематствованный еретик, покаявшись, мог вернуться в Церковь?

– В случаях анафематствования известных ересиархов, к сожалению, такого возврата не было. Эта крайняя мера Церковью не применяется легковесно, а только тогда, когда возникает . Если же в иных случаях эта мера послужила к исправлению и вразумлению анафематствованного, то она, конечно, отменялась.

– В истории Церкви имеются подобные примеры?

– Повторюсь: только не в случае тех, кто вошел в историю как основатель ереси. Но на Халкидонском соборе были сняты анафемы с блаженного Феодорита и Ивы Эдесского. Непременным условием снятия с них анафемы было провозглашение ими публичной анафемы Несторию. Когда они, в прошлом его почитавшие, хотя и не единомысленные с ним, исполнили это, то были приняты в церковное общение.

– Правильно ли будет сказать, что провозглашение анафемы – это констатация Церковью того факта, что человек пребывает вне Ее тела?

– Именно так. Констатация в случаях квалифицированной вины отлучаемого. Почти всегда, за исключением политических преступников в России, анафематствовались ересиархи – предводители еретиков. Что же касается прочих еретиков, то обыкновенно при анафематствовании они обозначались не поименно, а просто «иже с ними», то есть те, которые следуют за основателем ереси, сохраняют с ним общение.

– В настоящее время в полном виде чин Торжества Православия совершается не во всех храмах и анафематствование при этом часто опускается. На ваш взгляд, чем это объясняется?

– Что касается древних ересиархов, то они жили в давнем прошлом. Всякому знающему церковную историю известны имена ересиархов и самый факт их анафематствования, то есть отлучения от церковного общения. Думаю, это причина того, что в большинстве храмов, за исключением некоторых кафедральных соборов, эти анафематизмы не провозглашают.

Дело также и в том, что со временем к древним анафематизмам добавлялись новые. Причем в России, помимо еретиков, анафематствовались еще и политические преступники, которые, конечно, совершали тяжелые грехи: убийства, насилия – и церковных прещений, безусловно, заслуживали. В этом ряду «Гришка Отрепьев», « », «Емелька Пугачев», «Стенька Разин». Я называю их имена в той форме, в какой они употреблялись в чине анафематствования. Это уничижительные имена, и писать их в таком виде при других обстоятельствах, скажем – в историческом исследовании, было бы не вполне корректно. Однако сам факт анафематствования по политическим соображениям все же не вполне соответствует исходному посылу чина – провозглашение основоположников ересей находящимися вне Церкви.

Вероятно также, что в советские времена ежегодное провозглашение анафемы Пугачеву или Разину было бы воспринято как некая политическая акция. Тогда их имена были окружены романтическим ореолом, сами они ставились в один ряд с революционерами, а их биографии и деятельность являлись ключевыми темами для советской историографии XVII–XVIII веков. Не знаю точно, какой могла бы быть реакция властей, но вполне допускаю, что они могли бы это просто запретить, а в 1930-е годы за подобным провозглашением анафемы с церковного амвона могли последовать и кары.

– Эти политические преступники отлучались от Церкви по факту осуждения светским судом?

– Они отлучались за свои установленные преступные, а значит и греховные, деяния. Другое дело, что для некоторых из них обратного пути в Церковь не было в силу того, что они подвергались смертной казни. Но не все анафематствованные были казнены: в случае Мазепы, например, казнь была лишь символической.

– Насколько в прошлом было взаимосвязано провозглашение анафемы и гражданская казнь еретика?

– В Средневековье сохранение жизни еретика было большой проблемой. Я не имею в виду раннехристианское время и эпоху Вселенских соборов. Тогда, в Византии, казнили только крайних еретиков, например манихеев, да и то не всегда. Никогда не бывало, чтобы монофизиты, или монофелиты, или несториане как таковые подвергались смертной казни лишь за свои взгляды. Эксцессы могли быть всякие, но нормой это не являлось.

Напротив, в средневековой Западной Европе провозглашение еретиком обыкновенно влекло за собой смертную казнь. В Испании, например, это происходило по отношению к протестантам вплоть до начала XIX века.

– В Католической церкви существует аналогичный чин, содержащий анафему еретикам?

– Безусловно. Я не знаю, как это происходит, но, конечно, сам канонический акт отлучения от церкви существует и применяется достаточно широко и в наше время.

– Сейчас в среде людей образованных, но далеких от Церкви, при упоминании термина «анафема» часто вспоминают Льва Толстого. И далее, как правило, следуют обвинения в адрес Церкви, которая-де помогла царскому правительству расправиться с яркой инакомыслящей личностью…

– Знаете, с Толстым все было не совсем так. То, что написано в известном рассказе Куприна, – это вымысел. Имя Толстого никогда не было официально включено в чин Торжества Православия для анафематствования. И вообще в акте об отлучении от церковного общения термин «анафема» не употребляется. Значение этого акта равносильно анафематствованию, но выражено это более деликатно, более осторожными словами именно потому, что слово «анафема» воспринималось в широких кругах как одиозное. По очевидным причинам Святейший Синод не стал употреблять этого термина в отношении Толстого. В акте о его отлучении содержалась лишь констатация: пока писатель не покается (а возможность его покаяния существовала), он пребывает вне Церкви, и то, что он проповедует, не выражает учения церковного. Было вполне очевидно, что долгая проповедь Толстым идей, радикально расходящихся с православным церковным учением, сопровождаемая язвительными выпадами против церковных таинств, должна же была вызвать некоторую реакцию.

Конечно, в это же время или чуть раньше жили и действовали люди, публично заявлявшие о своем мировоззрении, которое ставило их вне Церкви, как, например, Чернышевский, Писарев, Герцен, а также политические деятели оппозиции – тот же Милюков, который прямо заявлял себя атеистом. Однако их не анафематствовали. Опасности в проповеди Толстого было больше. Дело в том, что последователями Толстого становились многие из тех, кто искренне считали себя христианами, но искали «лучшего» и «совершеннейшего» христианства. Им под видом «христианства» писатель предлагал свои собственные домыслы, и поэтому в религиозном плане он был более опасен, чем просто атеист.

– Считаете ли вы целесообразным возобновление употребления этой части чина Торжества Православия с внесением некоторых изменений в те его положения, которые в настоящее время могут быть восприняты как анахронизм, например в части, касающейся православных государей? В ней предаются анафеме «помышляющие, яко православнии государи возводятся на престолы не по особливому о них Божию благоволению», а также дерзающие «противу них на бунт и измену»…

– Над тем, чтобы несколько изменить положения анафематизмов, можно было бы подумать. Но легко решить эту задачу невозможно, потому что при отсутствии в настоящее время православных монархов такое изменение означало бы совершенно определенную политическую позицию. Напротив, восстановление упоминания о государях могло бы восприниматься как агитация за восстановление монархии, а Церковь не может становиться на политическую платформу. Между тем, если внимательно вчитаться в текст именно этого анафематизма, то станет очевидным, что он не указывает на монархию как абсолютно правильную и единственно возможную форму правления. Речь идет о том, что коли монархи венчаны на царство и миропомазаны, то это произошло действием Святого Духа, что помазание на царство не является просто символом, а реальным действием благодати.

Говоря отвлеченно, возможно такое изменение этого анафематизма, чтобы оно относилось к носителям государственной власти вообще. Но очевидно, что православная вера подразумевает веру в Промысл Божий. Значит, и всякая государственная власть Богом поставлена или попущена. Распространять эту анафему на всех тех, кто не верит, что любой чиновник, депутат и вообще всякий, кто причастен государственной власти, либо попущен Богом, либо поставлен? Но в это нельзя не верить, ведь иначе, как по воле Божией, и во лос с главы человека не упадет. Впрочем, это уже совсем другая идея. Поэтому подобная переделка текста не представляется уместной. Как-то по иному изменить содержание данного анафематизма можно, но это требует серьезного и основательного обдумывания соборным разумом Церкви.

Список из 12 анафематизмов, возглашавшихся вплоть до 1917 года:

  1. Отрицающим бытие Божие и утверждающим, яко мир сей есть самобытен и вся в нем без Промысла Божия и по случаю бывает: анафема.
  2. Глаголющим Бога не быти Дух, но плоть; или не быти Его Праведна, Милосерда, Премудра, Всеведуща и подобная хуления произносящим: анафема.
  3. Дерзающим глаголати, яко Сын Божий не Единосущный и не Равночестный Отцу, такожде и Дух Святый, и исповедающим Отца и Сына, и Святого Духа не Единого быти Бога: анафема.
  4. Безумне глаголющим, яко не нужно быти ко спасению нашему и ко очищению грехов пришествие в мир Сына Божия во плоти, и Его вольное страдание, смерть и воскресение: анафема.
  5. Неприемлющим благодати искупления Евангелием проповеданного, яко единственного нашего ко оправданию пред Богом средства: анафема.
  6. Дерзающим глаголати, яко Пречистая Дева Мария не бысть прежде рождества, в рождестве и по рождестве Дева: анафема.
  7. Не верующим, яко Дух Святый умудри пророков и апостолов и чрез них возвести нам истинный путь к вечному спасению, и утверди сие чудесами, и ныне в сердцах верных и истинных христиан обитает и наставляет их на всякую истину: анафема.
  8. Отмещущим бессмертие души, кончину века, Суд будущий и воздаяние вечное за добродетели на небесех, а за грехи осуждение: анафема.
  9. Отмещущим вся Таинства святая, Церковью Христовою содержимая: анафема.
  10. Отвергающим соборы святых Отец и их предания, Божественному Откровению согласная, и Православно-Кафолическою Церковью благочестно хранимая: анафема.
  11. Помышляющим, яко православнии Государи возводятся на престолы не по особливому о них Божию благоволению и при помазании на царство дарования Духа Святаго к прохождению великого сего звания на них не изливаются; и тако дерзающим против их на бунт и измену: анафема.
  12. Ругающим и хулящим святыя иконы, ихже Святая Церковь к воспоминанию дел Божиих и угодников Его, ради возбуждения взирающих на оныя ко благочестию, и ко оных подражанию приемлет, и глаголющим оныя быти идолы: анафема.

Анафема - это отлучение христианина от святых таинств и от контактов с верными. Применялась как наказание за особо тяжкие прегрешения перед Церковью.

Термин

Происходит от греческого слова αναθεμα, обозначающего нечто, посвященное Богу, приношение в храм, дар. В греческом переводе Библии было использовано, чтобы передать древнееврейский термин (herem) - что-то проклятое, людьми отверженное и обреченное на уничтожение. Именно под влиянием древнееврейского языка значение слова «анафема» приобрело отрицательный смысл и стало трактоваться как то, что людьми отвержено, обречено на уничтожение и поэтому проклято.

Сущность

Вопрос о необходимости анафемы и ее допустимости - одна из наиболее сложных церковных проблем. За всю историю Церкви как применение, так и неприменение этого наказания диктовалось чередой конкретных обстоятельств, главным из которых была степень опасности, которую представлял грешник для церковного сообщества.

В средние века и на Востоке, и на Западе утвердилось мнение, введенное что Крещение не дает полностью исключить человека из Церкви, и потому даже анафема не может закрыть окончательно путь для спасения души. И все равно подобное наказание в эпоху на Западе рассматривалось как «предание на вечную погибель». Правда, применялось оно лишь за и только тогда, когда наблюдалось абсолютное упорство в заблуждениях, и не было тяги к исправлению.

Православие говорило, что анафема - это соборно провозглашенное отлучение человека (или группы), действия и мысли которого несли угрозу единству Церкви и чистоте вероучения. Этот акт изоляции нес воспитательную, врачующую функцию в отношении анафематствованного и предупредительную в отношении верующего сообщества. Применялась такая кара только после множества тщетных попыток вызвать у грешника покаяние и давала надежду на будущее раскаяние и, как следствие, возвращение человека в лоно Церкви в будущем, а значит, и на его спасение.

Католичество по-прежнему считает, что придать анафеме - значит проклясть и лишить всяких надежд на спасение. Потому различается отношение к анафематствованию покинувших этот мир. Анафема - это проклятие, считает католичество, - наказание для мертвых. А православие смотрит на нее как на свидетельство отлучения человека от Церкви, а значит, человек может быть ей подвергнут в любой момент.

Провозглашение анафемы

Деяние, за которое могла постигнуть эта кара, должно было носить характер крупного дисциплинарного либо догматического преступления, потому персональной Анафеме подвергались раскольники, лжеучителя, ересиархи. Вследствие тяжести этого прибегали к нему в крайне редких случаях, когда ни одно из более мягких средств на грешников своего влияния не оказывало.

Произносилась анафема изначально «имярек да будет анафема», что означало буквально «да будет отлученным». С течением времени формулировка менялась. В частности, термин «анафема» - это уже не отлучение субъекта, а сам акт отлучения («имярек-анафема»). Потому возможно такое выражение «анафематствую (ем) имярек и (либо) его ересь».

Из-за серьезности этого наказания подвергать ему мог представительский собор архиереев либо синод с Патриархом во главе, а в особо сложных ситуациях - Вселенский Собор. Если какой-либо Патриарх решал такой вопрос единолично, то оформлялось решение все равно как соборное.

При наложении анафемы после смерти запрещалось поминать душу усопшего, проводить панихиду, заупокойную службу, произносить

Снятие анафемы

Наложение этого наказания вовсе не означало, что путь к возврату в Церковь и, как следствие, к спасению был заказан. Чтобы снять это высшее церковное наказание, следовало совершить сложное юридическое действо: покаяние грешника в публичном порядке. В случае достаточных оснований (полнота и искренность раскаяния, отсутствие угрозы от грешника для остальных членов Церкви и исполнение положенного наказания) орган, назначивший наказание, мог принять решение о прощении анафематствованного. Анафема могла быть снята и после смерти. Тогда снова допускался любой из видов

Простому человеку понятие "анафема" кажется нелепым пережитком прошлого. Кое-кто верит, что "мракобесы в рясах" преследовали таким образом самых прогрессивных и вольномыслящих людей, "незаслуженно" отлучали от церкви гения русской литературы Льва Толстого, проклинали и отправляли на костер Джордано Бруно... На самом деле все обстоит вовсе не так "мракобесно", как может на первый взгляд показаться.

Далеко посылаю

Слово "анафема", хотя и звучит довольно грозно, на самом деле переводится абсолютно невинно. Оно происходит от греческих слов "ana"- "далеко" и "thema" -"ставлю". Таким образом, "анафема" означает: отлучение, отвержение.
Однако в энциклопедиях это слово объясняют так: анафема -это церковное проклятие.
Понятие "церковное проклятие" рождено в недрах католической церкви и не имеет отношения к православной. Именно католики полагают, что еретиков нужно не только отлучать, но еще и проклинать. Вот наглядные фрагменты из средневекового документа католической анафемы: "...Да проклянет его Бог-Отец, сотворивший человека! Да будет проклят он солнцем, и луною, и звездами небесными, и птицами, и рыбами морскими... Да будет труп его оставлен на пожрание псам... Да ниспошлет Господь на него глад и жажду, и гнев, и муки, и напасти злых ангелов, пока не попадет он в глубины ада... Да будут сыновья его сиротами, и жена его вдовою!"
Ритуал предания анафеме у католиков выглядел очень зловеще - от этого зрелища волосы шевелились.на голове. Непременным "условием церемонии проклятия было личное присутствие осужденного. Если же еретик к моменту вынесения приговора умирал, то при отлучении должен был присутствовать его труп или хотя бы кости, вырытые из могилы. Скрывшегося от суда инквизиции подсудимого заменяло его изображение - портрет или символическая кукла.
А когда анафемствовали оступившегося священника, зрелище было еще страшнее. С него ритуально снимали облачение, лишали всех титулов и званий, устраняли следы тонзуры на голове (это такая выбритая макушка на голове духовных лиц) и даже могли срезать верхний слой кожи на большом и указательном пальцах обеих рук, уничтожая следы миропомазания.

Разбирайся сам!

Еще с апостольских времен христианская церковь регулярно сталкивалась с духовной конкуренцией. Огромное количество "философов" пыталось перекроить каноническое учение, возникали секты, а то и откровенно богохульные теории, которым следовало дать отпор. Святые отцы поначалу пытались аргументированно отстаивать прописные христианские истины, однако самых упорных лжеучителей, не желающих отрекаться от ереси, приходилось анафемствовать.
Например, на II Вселенском соборе в 381 году были преданы анафеме около десятка еретических течений - ариане, духоборцы, савеллиане, маркеллиане... Однако в то время (еще до образования католической церкви) никаких проклятий никому не объявляли. Да, ересь публично отвергалась и объявлялась вне закона. Отпавший от Бога еретик лишался возможности попасть в Царствие Небесное и отлучался от церкви, то есть больше не мог говорить от имени христианства. Но анафема не несла в себе пожелания зла отлучаемому! Более того, даже самый отпетый еретик мог спасти свою душу, публично и искренне раскаяться, предать анафеме свое ложное учение - и вновь быть принятым в лоно церкви.
И до сих пор в православии, в отличие от католицизма, ритуал анафемствования выглядит именно так. Церковь публично объявляет, что не имеет ничего общего с еретиком, и отпускает еретика на все четыре стороны разбираться со своей душой самостоятельно. А вот ежели разберется - то может покаяться и вернуться обратно.
Кстати, совсем не обязательно отлучать от церкви публично. Если человек явно отступает от православия и его святых таинств, уходит в секту, другую религию или становится безбожником, то тем самым он фактически сам себя анафемствует перед Господом. Под такой анафемой находятся все люди, крещеные в православии, но отрицающие бытие Божие, не признающие Единого в святой Троице Бога, бессмертие души, оспаривающие непорочность Пречистой Девы Марии и прочие православные догматы.
С 842 года, после окончательного разгрома и анафемствования ереси иконоборцев, каждое первое воскресенье Великого поста церковь отмечает праздник Торжества Православия. В ходе праздничных молитв предаются анафеме все существующие мировые ереси и прославляются великие Святые Отцы, которые в борьбе с врагами веры Христовой формировали каноны и правила церковной жизни.

Проклятие по-католически

Самый известный анафемст-вованный и казненный католиками еретик - Джордано Бруно. Современные историки отказались от версии, что он погиб якобы за свои астрономические гипотезы. Большинство утверждает, что подоплекой стали политические причины (и действительно, Бруно в своих литературных произведениях весьма сатирически высказывался о Ватикане). Другие считают, что Джордано, будучи католическим священником, умудрялся заниматься магией, считая ее весьма полезной "наукой". Увлекался оккультными учениями, отстаивал идею переселения душ и создавал свою философию, противоречащую христианству.
За это он был извержен из сана и предан анафеме. Расследование дела Бруно длилось 8 лет, ему предлагали покаяться, но он остался непреклонен. Конечно, в наше время за увлечения магией на костре не сжигают, но в Средние века действовали иные порядки.
А вот видного мыслителя и священника, магистра Яна Гуса католики казнили по политическим мотивам. Чешский реформатор резко критиковал зажравшееся, живущее далеко не по Божьим заповедям высокопоставленное духовенство. Он призывал вернуть авторитет Священного Писания как единственного источника веры и учения, утверждал, что основанием церкви является не Петр, а Христос, и что некоторые римские папы - еретики. За это он был предан анафеме, а 6 июля 1415 года сожжен на костре. Став жертвой католического произвола, умирая, Гус истово молился, и многим присутствующим казалось, что его просветленное лицо окружено сияющим ореолом, как у святого мученика.
Французский журналист Лео Таксиль (Габриель Антуан Жоган-Пажес) прославился благодаря бо-гсхульстиенным книгам "Забавная Библия" и "Забавное Евангелие". Промышляя различными мистификациями, он 12 лет фактически подрывал церковный авторитет. В 18а/ году Таксиль со скандалом порвал с церковью. В ответ его предали анафеме. Среди множества витиеватых пожеланий богохульнику были такие: "...И Бог-Отец, который сотворил мир, его проклинает; и Бог-Сын, который пострадал за людей, его проклинает; и Святой Дух - который возродил людей крещением, его проклинает... Да будет он проклят всюду, где бы ни находился... Да будет проклят волос его и мозг его, мозжечок его, виски его, лоб его, уши его... Чтобы болезни грызли его ст макушки головы до подошвы ног.."
Подействовало ли проклятие на Таксиля или нет, трудно судить. Но прожил он после этого 10 лет и умер з возрасте 53 лет. Помимо людей, католики проклинали и некоторые явления. Например, схождение Благодатного Огня в Храме Гроба Господня. В 1054 году Вселенская Церковь раскололась на две части - православие и католичество. После раскола у участвовавших в таинстве католических священников перестали загораться лампады! Обидевшись, римо-католики не придумали ничего лучшего, как предать это чудо анафеме и навсегда с нем забыть.

Взаимная анафема

После раскола Восточной и Западной церквей духовные оппоненты взаимно предали друг друга анафеме и начали самостоятельное существование. Православные анафемствовали католическую церковь как еретическую, католики тоже в долгу не остались.
Потепление отношений между двумя основными христианскими церквями наметилось в середине XIX века. 7 декабря 1965 года Вселенский патриарх Афина-гор и римский папа Павел VI объявши об отмене взаимных анафем между православным Константинополем и католическим Римом. Были торжественно разорваны грамоты 1054 года с текстами анафем.
При этом православные и католики пригнали, что взаимное снятие анафем не ведет к устранению разницы во взглядах между церквями, а является лишь выражением стремления к окончательному примирению.

Кошмары графа Толстого

В России отлучают от церкви довольно редко. Самый известный случай - это, конечно, анафемствование Льва Николаевича Толстого. Ему инкриминировали создание собственного лжеучения и антихристианские проповеди. Он не признавал жизни после смерти, отвергал святые таинства Церкви и считал Иисуса Христа всего лишь простым смертным духовным учителем. Певец Федор Шаляпин вспоминал, как однажды на Пасху, когда он радостно сказал Льву Николаевичу: "Христос воскресе!" - тот возразил: "Нет, Федор, он не воскрес!"
Толстой надеялся своими силами, без Божьей помощи, достигнуть совершенства. Извращенно понимал Нагорную проповедь Христа и был автором идеи непротивления злу насилием. По его логике получалось, что если злодеи убивают беззащитного человека, очевидец не имеет права обезвредить их любыми доступными средствами. Не нам судить классика русской литературы, но Лев Николаевич сбил с пути немало людей и во многом стал провозвестником гибели Российской империи.
С подачи Куприна, придумавшего байку "Анафема", многие поверили, что Толстому и впрямь было объявлено церковное проклятие. В реальности было лишь особое постановление Священного Синода, в котором публично констатировался факт:
"Л. Н. Толстой впал в ересь, добровольно отпал от православной церкви и более в ней не состоит. Но он еще может образумиться, покаяться и снова стать христианином".
Получив от Церкви этот своего рода официальный "развод", Толстой был разочарован. Он желал, чтобы священники громогласно объявили ему анафему, чтобы получился скандал на всю страну. А отлучение прошло слишком уж тихо и буднично.
..В конце жизни Льва Николаевича мучили ужасные видения. Сбежав из дома, он приехал в Ша-мординский монастырь к своей сестре-монахине и рассказал, что ему ни днем, ни ночью не дают покоя какие-то омерзительные чудовища, которых видит только он. Монахиня разъяснила, что бесы чуют приближение его смерти и жаждут завладеть его душой. В отчаянии Толстой поехал в Оптину пустынь. Но, поскольку Лев Николаевич был официально отлучен Священным Синодом, монахи не решились самостоятельно снять отлучение и послали запрос епископу. Увы, положительный ответ пришел уже после отъезда графа из обители. Очень некстати в монастырь приехали горячие поклонники идей Толстого - его дочь и домашний врач. После скандала они вкололи беглецу успокоительное и увезли из монастыря.
В дороге Лев Николаевич заболел. Когда он умирал на станции Астапово, к нему приехали Оптинский старец Варсонсфий и иеромонах Пантелеймон. Они собирались принять покаяние Толстого, чтобы он мог уйти в мир иной как прощенный, примирившийся с Богом христианин. Но родственники, помня давние пожелания Льва Николаевича, не пустили монахов к умирающему старику.
В тот же день на острове Валаам одному из старцев было видение: толпа бесов в воздухе будто гонялась за седым бородатым стариком. Старик стремился к церкви, но бесы окружили его и с жутким воем увлекли в пучину у самого обрыва скалы, на которой стоял храм. Впоследствии старец узнал о смерти Толстого и понял, чью несчастную душу он видел.

Ответ святотатцам

Анафеме также была предана советская власть. В 20-е годы коммунистами было расстреляно без суда и следствия около 15 тысяч духовных лиц Русской православной церкви. Были осквернены, разграблены и разгромлены 673 монастыря и тысячи храмов, отняты церковные ценности, земли и владения. Патриарх Тихон (недавно канонизированный в лике святых) предал богоборческую власть анафеме.
В своем послании он призывал коммунистов: "Опомнитесь, безумцы, прекратите ваши кровавые расправы! Ведь то, что творите вы, не только жестокое дело, это поистине дело сатанинское, за которое подлежите вы огню геенскому в жизни будущей - загробной и страшному проклятию потомства в жизни настоящей - земной..."
Впоследствии преемник святителя Тихона патриарх Сергий (Страгородский) ценой унизительных компромиссов наладил отношения с анафемствованной властью, объявив о сотрудничестве РПЦ с большевиками. Представители зарубежкой церкви и катакомбники сочли его предателем и предали анафеме. Но легко судить сгоряча и издалека. Не будь этого компромисса - всех верующих пересажали бы в лагеря и закрыли бы все храмы. По крайней мере, РПЦ удалось переждать лихие времена и уцелеть в стране безбожников.

Лукавые ангелы

В наше время самая известная история отлучения от церкви случилась на Кубани. Немало простодушных читателей приняли за чистую монету "Откровения ангелов-хранителей" известной кубанской целительницы и медиума Любови Пановой. Контактируя во время спиритических сеансов с духами, она приняла их за ангелов-хранителей и совместно с журналистом Ринатом Гарифзяковым написала серию "духовных" книг, вышедших огромными тиражами.
Прочитав "откровения", священники были потрясены. В книгах Пановой кощунственно искажено и оболгано все христианское вероучение. К примеру, "ангелы" нашептали ей, что непорочного зачатия не было, а просто доверчивой Девой Марией воспользовался некий римский священник Пандора, одевшийся в белые ризы. И Иисус Христос якобы не умирал на кресте и не воскресал, а был тайно переправлен в безопасное место, женился на Марии Магдалине, обзавелся пятью сыновьями и прожил 154 года, имея небольшой рудник в Индии... Богословская комиссия признала богохульными около ста положений, высказанных в книге.
Любовь Ивановна ничуть не смущаясь называла себя православной христианкой и даже утверждала, что ей покровительствует православный священник. Как выяснилось в ходе церковного расследования, она слишком поторопилась записать священнослужителя в свои единомышленники.
В 2003 году митрополит Кубанский и Екатериксдарский Исидор отлучил Любовь Панову от церкви. После этого Любовь Ивановна позвонила в епархиальное управление и стала оправдываться, возлагая всю вину за богохульство на своего соавтора. Но публичного покаяния и отказа от своей писательской и оккультной деятельности она так и не принесла. Посему анафема Пановой поныне остается в силе.

Спрашивает максим
Отвечает Василий Юнак, 07.11.2007


Анафема - это отвержение, непринятие. Это греческое слово, вошедшее в русский язык с христианским учением.

Подробнее о значении слова можно узнать в словаре :

Заклятие [евр. херем]. Предавать З. означает отлучать к.-л. лицо, животное или предмет от мира человеч. существования и отдавать его в распоряжение Бога. Как правило, существо или предмет, предаваемые З., уничтожались. Именно поэтому они считались священными. Евр. харам означает "предавать уничтожению, уничтожать", эфиоп. харама - "отлучать от мирского общества" (ср. также араб. харем).
II. В НОВОМ ЗАВЕТЕ
Соотв. греч. слово анатема (-" Заклятие) встречается здесь в разных значениях. В это понятие обозначает "приношения, посвящ. Богу или храму (в Синод. пер. - "вклады"). Обычно греч. слово анатема переводится как "предавать проклятию". Согл. ап. Павлу, прокляты, преданы анафеме были те, кто превратно толковал Евангелие и не любил Господа Иисуса Христа ( ; и след.). При этом Павел имеет в виду членов общины. Но у нас нет сведений о том, какие практич. последствия имела анафема, и поэтому мы не можем с уверенностью утверждать, была ли анафема тождественна отлучению от церкви. Довольно неожиданное употребление понятия анафемы можно обнаружить в , где Павел согласен быть отлученным (анатема) от Христа, если это поможет спасению его народа. Тем самым он показывает, насколько сильна его любовь к собств. народу. В новом Иерусалиме больше не будет ничего проклятого и, соотв., не будет и анафемы ( ; см. также ). В говорится о том, что нек-рые иудеи договорились наложить проклятие на самих себя в случае на-рушения ими клятвы. С похожим употреблением этого слова мы встречаемся и в .

Читайте еще по теме "Слова и выражения из Библии":

Читайте также: